Авторское право на проект

Авторское право на дизайн-проект

Работа над дизайном — творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Что же происходит с правами дизайнера после выполнения заказа? Может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио?

Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.

Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа». Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ. Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.

Уточнения в соглашении

Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны — значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки. При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями. Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно — помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.

Интеллектуальная собственность фирмы

Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя. Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах».

Плагиат

Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем. Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет. Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.

Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.

Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы. Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата. Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.

Как защитить авторское право

  • Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
  • Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
  • Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
  • Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
  • Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
  • Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
  • Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
  • Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.

Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.

Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.

«Вам нужен проект»

Допустим, Вам нужен архитектурный проект здания, или градостроительная документация, или «архитектура» информационной системы и программно‑аппаратного комплекса.

Что в этом может быть сложного: заказать разработку такой документации?

Составить договор, техническое задание к нему, получить результат, согласовать замечания (если будут), подписать акты и оплатить, передать документацию в производство и забыть о разработчиках (ну, можно иногда с ними потом советоваться).

Обычные подрядные работы — действительно просто, но только если вы считаете, что именно документы стоят денег, а не права.

— Права на что? — спросите вы.

— Интеллектуальные права на проект и на его реализацию.

«Если в договоре про права нет ни строчки, то вы платите только за бумагу»

Такой подход часто приходится встречать, причём как у государственных заказчиков, так и у частных инвесторов и крупных компаний, которые надеются на своих штатных технологов и юристов. Недавно такой подход продемонстрировали и коллеги из Фонда «Сколково»

Решение суда

В данном случае был заключен договор подряда. Предметом договора подряда, в том числе подряда на выполнение проектных и изыскательских работ), является выполнение работ, в результате которых изменяются или появляются на свет новые вещи (п. 1 ст. 703 ГК РФ). Получаемая по результатам проектирования документация — техническая, проектная, концептуальная — это с точки зрения закона, прежде всего — ценная вещь (но не самодостаточная, если проектировщик получил в результате исполнения договора результаты интеллектуальной деятельности).

«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав»

Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли. Одно дело — эскизный проект и альбомы рабочей документации для строительства, сделанные на основе типовых проектов, иное — номенклатура конструкторской документации для производства сложного наукоемкого, высокотехнологичного и главное, принципиально нового изделия.

Но объединяет их одно: особый правовой режим проекта как результата интеллектуальной деятельности. Дело в том, что результат проектирования не всегда равен результату интеллектуальной деятельности (например, для машинного проектирования), однако авторское проектирование проектными группами специалистов всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит — и создание охраняемых законом (авторским или патентным правом) результатов.

В то же время, создаваемая по договору подряда документация сама по себе не является объектом исключительных прав — это объективная форма, выражение и материальный носитель произведения дизайна (или архитектуры), науки, секрета производства (ноу‑хау).

В юридической литературе высказывается мнение о том, что конструкторская документация — это и есть проект дизайна (См.: Ландин А. В. Охрана результатов НИОКР в качестве научных произведений // Патенты и лицензии. 2009). Но проект, как и любое произведение нематериален — это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).

«Практическая реализация проекта защищается законом»

Проект защищается авторским правом, но в объем защиты в этом случае, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п. 3 ст. 1270 ГК РФ). Однако это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы — ведь каждая изготовленная по проекту вещь — это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.

Вернувшись в Главу ГК РФ, посвящённую подрядным отношениям, мы видим, что конструкция данного договора не распределяет интеллектуальные права на созданный по договору результат, более того, подрядная модель не предполагает, что проекту будет предоставлена такая защита. Результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация». Наверное, в данном случае юристы понимают термин «техническая» не буквально, а в смысле «технический, то есть не имеющий правового значения».

Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор:
−ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст. 760 ГК РФ);
−ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст.

Как защитить права на архитектурный проект?

762 ГК РФ);
−предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).

«По умолчанию Заказчик прав не получает»

По умолчанию исключительное право осталось у автора (или правообладателя — работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.
Будучи на стороне исполнителя‑проектировщика, мы бы также указали, что цена по договору подряда включает в себя только стоимость работ — компенсацию издержек и вознаграждение исполнителя за работу (п. 2 ст. 709 ГК РФ) и не включает вознаграждения за передачу интеллектуальных прав, которое может быть существенно выше цены договора подряда, предъявлено к оплате неожиданно и при весьма неудобных обстоятельствах.

Но дело не только в этом. Процедура приёмки результатов работ по подряду — это только тест, проверка на соответствие техническому заданию. Никакие другие претензии от Заказчика Подрядчик не принимает и в этом абсолютно прав: распишись в получении сделанной документации и оплати работу. При этом, получив ценную вещь — материальный носитель, — Заказчик никаких интеллектуальных прав не приобретает — вот это формальный подход, чреватый ущербностью его прав.

«Заказчик не понимает, что это такое — проект»

А теперь, примем во внимание то, что созданная по договору подряда документация может быть признана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, оцифровать — всё это заказчику по договору подряда «не дано». Впрочем, судя по анализируемому выше примеру — оно ему и не нужно было, об этом заказчик просто не догадывался (!). Как правило, заказчик не до конца понимает, что это такое — проект, что это такое — произведение дизайна или архитектуры. А вот осознание обладания красивой вещью — это «надежнее», это ближе еще с советских времен. Договор подряда — понятнее и проще договора авторского заказа, да и типовой договор подряда (без управления рисками правообладателя) найти «у соседа» легче.

Если бы между сторонами был заключен договор, предусматривающий создание по его итогу результата интеллектуальной деятельности, то в силу ГК РФ заказчик как минимум получил бы исключительное право на созданную концепцию в полном объеме, конечно, исходя из условий договора. А как максимум — заставил бы разработчика доказать оригинальность, новизну, художественную (читаем «дизайнерскую») ценность проекта, отсутствие обременений в виде личных неотчуждаемых интеллектуальных прав авторов (как правило, соавторов, даже не имеющих договора о совместном распоряжении имущественными интеллектуальными правами), заложил бы в задание (уже не только техническое!) более гибкую систему требований, критериев, параметров эффективности, перспективности и отчетности, т. е. всего того, что определяет реальную ценность проекта.

Конечно, в создании результата интеллектуальной деятельности рисков для заказчика больше, чем у подрядчика — но посмотрите, чем обернулась такая «экономия» на рисках.

«Данному решению должны порадоваться все проектировщики»

Наш опыт свидетельствует, что в большинстве случаев проектная документация разрабатывается по шаблонным договорам подряда, реже — по договорам на проектирование. Заключая такой договор, стороны обращают больше внимания на порядок исполнения договора, соблюдение сроков, получение согласований и оплаты, нежели на требования к результатам проектирования, его охраноспособности, качеству и обременениям — это всё остаётся Техническому заданию, а такое задание содержит, как правило, только технические требования и соответствие техническим стандартам.

И государственные, и частные организации, размещая заказы на проектную, конструкторскую, рабочую документацию, пренебрегают вопросами интеллектуальной собственности, ценя вещь выше права, то есть материальный носитель выше той идеи, концепции, которые в них заключаются. В итоге получается такая весьма «ценная бумага» (дорогостоящая), «букет рисков», а не полноценный актив. Почему такой актив мы называем неполноценным можно понять на примере дела, по которому ВАС РФ принял постановление № 7697/12 от 06.11.2012 г.

Постановление суда

Данному решению должны порадоваться все проектировщики, так как в нём четко разложены возможные доказательства нарушения авторских прав на проект и существенно расширены возможности для защиты их интеллектуальных прав.

«Не покупайте только бумагу, приобретайте права»

Как известно, договариваться лучше на старте. Если вы платите за проект, то всегда лучше получить не только «бумагу», но и права на объекты интеллектуальной собственности, которые в этой бумаге выражены. Поэтому включение в договор подряда соответствующих нормативных положений об интеллектуальных правах позволит заранее расставить все точки над «i», сформировать справедливую цену договора, а также избежать многих ошибок и трудностей по разработке и дальнейшему использованию проектной документации.

Президиум ВАС РФ рассмотрел в порядке надзора спор по поводу нарушения авторских прав на произведение архитектуры в виде проектной документации (проекта). Общество (далее – правообладатель) на основании договора на производство проектно-изыскательских работ создало и передало заказчику проектную документацию в отношении объекта строительства. В процессе строительства у заказчика возникла необходимость в изменении проектной документации. Но правообладатель отказался вносить поправки в проект. Поэтому заказчик заключил договор на выполнение проектных работ с другим обществом (далее – исполнитель) в отношении уже частично возведенного объекта. В соответствии с данным договором исполнитель разработал новую проектную документацию путем внесения корректировок в ранее разработанный проект правообладателя.

В связи с этим правообладатель обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с исполнителя компенсации за нарушение исключительных прав на проект. Нарушение, по мнению истца, заключалось в переработке первоначального проекта без разрешения автора.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав недоказанным факт нарушения исключительных прав. Исполнитель действовал в рамках своих обязательств перед заказчиком. Предметом договора между ними являлось выполнение проектных работ на основании представленной заказчиком документации после частичного возведения объекта строительства. Такие действия исполнителя, по мнению суда, не могут свидетельствовать о нарушении авторских прав истца.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с выводами суда первой инстанции, указав на следующее.

Правообладателю принадлежит исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности, а именно – произведение архитектуры в виде проектной документации в отношении объекта строительства.

Согласно заключению судебной экспертизы проекты, разработанные исполнителем и правообладателем, содержат идентичные архитектурные и технические решения. Проектная документация, разработанная правообладателем, является самостоятельным, нестандартным проектом, тогда как проект исполнителя частично воспроизводит первоначальный проект правообладателя.

Таким образом, суды пришли к выводу, что ответчик выполнил корректировку уже существующего проекта, разработанного правообладателем, тем самым нарушив исключительные права последнего.

Помимо этого, заключение между правообладателем и заказчиком договора подряда не повлекло возникновения у последнего исключительных прав в отношении проекта. Истец не давал согласия на передачу проектной документации другим лицам для использования путем ее переработки.

Определяя размер компенсации за нарушение исключительных прав правообладателя, суды исходили из того, что заявлено требование о взыскании компенсации в двукратном размере стоимости экземпляра произведения, то есть проекта. Поэтому исчислили компенсацию в двукратном размере цены договора подряда.

Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал на ошибочность выводов судов. Так, судами не учтены различия между проектной документацией, то есть документацией для строительства, и архитектурным проектом. По мнению ВАС РФ, объектом авторского права является только архитектурный проект, в котором выражено архитектурное решение его создателя. Принимая данное решение, Президиум ВАС РФ руководствовался следующим.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 N169-ФЗ »Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об архитектурной деятельности) архитектурный проект – это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте. В связи с этим объектом авторского права не может являться документация для строительства в целом.

В силу ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение. Статья 20 Закона об архитектурной деятельности устанавливает правило, согласно которому изменение архитектурного проекта производится исключительно с согласия его автора. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что правообладатель не передавал исключительных прав на архитектурную часть проектной документации, содержащую архитектурные решения. Не было получено согласие автора и на передачу архитектурного проекта другим лицам для внесения изменений. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ. Таким образом, заказчик получил лишь право на использование проекта. Действия исполнителя по корректировке проекта являются нарушением исключительных прав истца.

ВАС РФ указал, что неправильное определение судами объекта авторских прав повлекло за собой необоснованный расчет размера компенсации за нарушение исключительных прав истца.

Авторское право на дизайн-проект

В частности, сумма компенсации была определена исходя из общей цены договора подряда на производство проектно-изыскательских работ. Однако при определении компенсации, предусмотренной абз. 3 ст. 1301 ГК РФ, следовало исходить из стоимости разработки только архитектурного проекта или стоимости права использования архитектурных решений. Расчет такой стоимости необходимо было определять исходя из цены, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за их правомерное использование. Следовательно, по мнению ВАС РФ, сумму компенсации следовало определять исходя из двукратного размера стоимости части проектной документации – архитектурных решений.

Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил, что расчет компенсации за нарушение исключительных прав на архитектурный проект можно было произвести в соответствии с Государственным сметным нормативом «Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» (утв. Приказом Минрегиона России от 28.05.2010 N 260). Согласно данному документу рекомендуемая ориентировочная относительная стоимость разработки раздела проектной документации – архитектурного решения составляет 14 процентов от базовой цены на разработку проектной документации (таблица 41 Справочника).

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены с учетом рассмотренного Постановления Президиума ВАС РФ по новым обстоятельствам при отсутствии других препятствий.

Документ:

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 5816/11 по делу NА32-47315/09-48/723-10-68/15

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *