Как создать третейский суд

.

Реформа третейских судов: 10 важных изменений в коммерческом арбитраже

Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 мая 2012 года N 14-3648-ГЕ «О некоторых вопросах государственной регистрации прав на основании решений третейских судов» Росреестром был разработан порядок совершения регистрационных действий в случае, если право собственности на недвижимое имущество признано решением третейского суда, в котором была учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которой наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу 01.01.2017 в отличии от Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не содержит специальное указание на правовой статус решений третейских судов о признании права собственности на недвижимое имущество как основания для регистрации уполномоченным государственным органом перехода права собственности. Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 этого Закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Минэкономразвития России подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации», которым предложено статью 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающие основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, дополнить пунктом 51 следующего содержания:
«51) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, и такие исполнительные листы;».
Возможны два случая обращения в Росреестр за государственной регистрацией права собственности на недвижимое имущество на основании решения третейского суда:
1) в случае добровольного исполнения решения третейского суда сторонами спора;
2) в случае если ответчик по третейскому разбирательству уклоняется от исполнения решения третейского суда в добровольном порядке.
В первом случае в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прав должны представить обе стороны третейского разбирательства, в том числе и правоустанавливающие документы. Во втором случае основанием для государственной регистрации наряду с представленными документами, в том числе заявлением о государственной регистрации и решением третейского суда, является вступившее в законную силу определение государственного суда о принудительном исполнении решения третейского суда.
Согласно действовавшим до 01.09.2016 статьям 40, 44 Федерального закона от 24.07.202 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда; решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении; если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, вынесенное до 01.09.2016 решение третейского суда является окончательным (если иное не установлено третейским соглашением) и при его добровольном исполнении сторонами третейского соглашения представление исполнительного листа о его принудительном исполнении не требуется.

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

 

Статья 10.

Новая форма третейских судов

Формирование состава третейского суда

1. Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).

2. В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.

3. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.


Как создать третейский суд?

Третейский суд является негосударственным независимым органом, создаваемым при инициативе физлиц или компаний. Такие суды рассматривают споры, возникшие как по гражданским, так и по хозяйственным правоотношениям. Услугами таких судов часто пользуются банковские учреждения. Обращение в такие коммерческие третейские суды позволяет сэкономить время и деньги, так как государственные суды всегда очень перегружены. Вместе с тем, третейский суд способен рассматривать в одном судовом заседании сразу большое количество исков.

Следующее преимущество третейского суда для обеих сторон в том, что здесь есть место возможности выбора состава судей, чтобы рассмотреть каждый конкретный спор.

Третейский суд

Не менее важна и «окончательность» решений, так как обжалованию выводы третейского суда чаще всего не подлежат.

Как прописано в «Лиге юридической защиты интересов потребителей», основным и бесспорным плюсом третейского суда является именно то, что его решения не подлежат обжалованию. Это происходит потому, что снования для обжалования, указанные в законе, практически не позволяют это осуществлять. Вернее, количество обжалований по статистике всё же существует, но оно ничтожно мало по сравнению с государственными судами.

Что необходимо для создания третейского суда?

Как указывает «Закон о третейских судах», их можно создать при общественных организациях, профсоюзах, фондовых и товарных биржах, кредитных союзах, торгово-промышленных палатах, ассоциациях и объединениях предпринимателей, а также при коммерческих банках. Постоянно функционирующий третейский суд можно считать созданным, если организация или юридическое лицо:

  1. принимает решение о его образовании и постоянной работе;
  2. утверждает положение о его создании и постоянном действии;
  3. утверждает список судей рекомендательного или обязательного характера.

Сама процедура создания имеет заявительный характер. По её прошествии постоянный третейский суд не может действовать самостоятельно, а должен входить в состав создавшей его организации. Финансирование работы третейского суда осуществляется за счёт средств, которые получены в результате рассмотрения споров.

Как создать третейский суд? Исходя из законодательства, такие судовые учреждения не могут быть созданы при органах государственной власти, органах местного самоуправления, так как являются прерогативой гражданского общества и не могут быт обеспечены мерами государственного принуждения. Также существует и такая разновидность третейского суда как временный суд, созданный для рассмотрения одного конкретного спора. Такой суд создаётся по договорённости конфликтующих между собой сторон.

Для создания третейского суда необходимы такие положения:

  1. о третейском суде;
  2. о третейском сборе;
  3. третейский суд (регламент);
  4. создать и утвердить список судей.

Лицо, создающее третейский суд, уведомляет его об этом в письменном виде, приложив к письму все вышеуказанные документы.

Как создать третейский суд?

ВОПРОС:

Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:

«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?

2. Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»

Ольга Шевченко пишет:

«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»

Романовский Александр из Санкт-Петербурга обращает внимание на различные неточности в комментариях новых законоположений:

«Из всего прочитанного на сайте и в законе сложно понять: может /должен ли регистрироваться третейский суд как юридическое лицо или это в принципе невозможно.»

 

ОТВЕТ:

На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна

(1) Вопросы о регистрации, государственной регистрации третейского суда не имеют законодательных оснований

.

Во-первых, в статье 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» регламентируется порядок образования и деятельности двух видов третейских судов: (а) постоянно действующих третейских судов; (б) третейских судов для разрешения конкретного спора. Отсутствие требования о государственной либо иной регистрации третейских судов обоих видов является квалифицирующим признаком общего правового режима третейского разбирательства споров, осуществляемого в соответствии с названным Федеральным законом.

Во-вторых, в основу части 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» положено очевидное разграничение между порядком создания образующих постоянно действующие третейские суды организаций – юридических лиц и «порядком образования постоянно действующих третейских судов» такими организациями.

Законодатель четко указал на то, что:

постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;

такая организация должна являться юридическим лицом;

«Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

 Таким образом, под «образованием постоянно действующего третейского суда» закон понимает не создание и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством.

 Ошибкой является отождествление «постоянно действующего третейского суда» с организационно-правовой формой образующей его организации — юридического лица.

 (2) Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не ставит образование постоянно действующего третейского суда в зависимость от выполнения предписаний части 4 статьи 3 этого закона, согласно которой:

 «Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную деятельность на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с частью 3… [статьи 3] Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

 Следовательно, уведомительный характер имеет направление в компетентный суд копий:

решения об образовании постоянно действующего третейского суда;

положения о постоянно действующем третейском суде;

списка третейских судей» (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).

 Копии перечисленных документов направляются в арбитражный суд и/или в районный суд общей юрисдикции в зависимости от объема компетенции постоянно действующего третейского суда (круга споров, которые указаны в Положении о постоянно действующем третейском суде как отнесенные к его компетенции).

 (3) Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суди их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены.

На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например, в Арбитражный Суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияет.

 (4) Не требуется и не следует вновь образовывать постоянно действующий третейский суд «в соответствии» с новым федеральным законом взамен ранее созданного и действовавшего на основании Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г.

 В случае приведения правил постоянно действующего третейского суда в соответствие с положениями нового федерального закона либо утверждения нового Списка третейских судей, рекомендуется принимать новую редакцию правил (уставов, положений, регламентов и др.) и списков третейских судей с указанием первоначальной даты образования постоянно действующего третейского суда.

 Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияют.


Примечания

1 Третейский суд, рассматривающий определенные в законе споры в отсутствие между их сторонами третейского соглашения, предусмотрен в отношении внешнеэкономических споров Конвенцией «О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества» (Московской конвенции), круг участников которой сократился и по состоянию на 2000 г. включал РФ, Болгарию, Кубу, Монголию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *