Магистратура считается вторым высшим образованием

Статья 69. Высшее образование

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

Для лиц, имеющих квалификацию «дипломированный специалист», окончание магистратуры не рассматривается как получение второго высшего образования (ч. 15 ст. 108 данного закона).

8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.


Второе высшее – долгожитель российской образовательной системы, сейчас оно есть во всех ведущих вузах, насчитывающих десятки лет развития программ первого высшего и имеющих собственные научные школы – МГУ, СПбГУ, МГИМО, Бауманка, РГГУ, РУДН, НИУ ВШЭ…

Тем не менее, в результате Болонского процесса второе высшее претерпело некоторые изменения, и сегодня перед каждым абитуриентом встает вопрос: бакалавриат или магистратура? Ведь сейчас нет специалитета, распространенного раньше повсеместно, а есть два уровня подготовки, каждый из которых дает вам возможность получить новую специальность или пройти переподготовку.

Второе высшее: бакалавриат

Подготовка на программе бакалавриата теоретически более фундаментальная, чем в магистратуре. Здесь изучают новую профессию «с нуля», то есть бакалавриат подходит прежде всего тем, кто решил кардинально сменить сферу деятельности или свой карьерный путь. Минусом, пожалуй, может стать достаточно долгая продолжительность этой программы – 3 или 4 года вместо 2,5 лет обучения в магистратуре.

Другой минус обучения на программе бакалавриата – это его дороговизна, потому что 3–4-летнее обучение не только займет уйму времени, но и может больно ударить по бюджету (некоторые программы в МГУ и ВШЭ стоят 400–600 тыс. руб.).

Второе высшее: магистратура

Альтернативой бакалавриату выступает магистратура. Сегодня магистерские программы предлагают более 200 российских вузов, и их число постоянно растет. И если раньше магистратура в системе образования была своего рода научной специализацией после пяти лет обучения и получения диплома специалиста, то теперь ее функционал существенно расширился.

Так, российская магистратура стала, на манер западной, намного более практико-ориентированной, учитывающей пожелания работодателей и способной дать новую профессию. Сегодня в вузах России есть как просто программы магистратуры (продолжительностью 2 года), так и отделения второго высшего в формате магистратуры (продолжительностью 2,5 года).

Во время учебы в магистратуре вполне можно получить полноценное второе высшее образование, даже если первое никак не связано со специализацией магистратуры, которую вы выбрали. Прежде всего это относится к таким программам, как «Менеджмент», «Экология», «Политология», «Государственное управление», «Экономика», «Психология», «IT». Иными словами, окончив вуз по технической специальности, можно поступить на программу по менеджменту – каких-то особых знаний и подготовки не требуется. Но, разумеется, учиться, к примеру, в магистратуре по химии будет тяжеловато без некоего фундамента знаний, так что выбирайте второе высшее, рассчитывая свои силы.

Магистратура: что представляет собой вторая ступень высшего образования в России

В ведущих российских вузах есть очень интересные программы магистратуры с достаточно узкой специализацией, в которых обычно концентрируются опыт и экспертиза университета в определенной отрасли. Например, в НИУ ВШЭ большой популярностью пользуются программы по управлению городским хозяйством и урбанистике, в МГИМО и РУДН – по международной экономике и праву, в «Керосинке» – по управлению в энергетике и нефтегазовой отрасли, и т.д.

Плюсы и минусы бакалавриата и магистратуры

Бакалавриат – это системная подготовка для тех, кто решил получить другую профессию, радикально отличающуюся от предыдущего образования. То есть, к примеру, из менеджмента или экономики уйти в нефтедобывающую промышленность или стать программистом из филолога. Обучаясь 3 или 4 года, вы действительно изучите специальность с азов и сможете в дальнейшем строить карьеру в этой отрасли.

Пожалуй, главный минус магистратуры – слишком короткий срок обучения, за это время сложно получить фундаментальную подготовку. Несмотря на ее небольшую продолжительность и более низкую по сравнению с бакалавриатом стоимость (из-за срока обучения – 2,5 года вместо 3–4), в магистратуру вряд ли стоит идти тем специалистам, кто хотел бы радикально сменить сферу деятельности.

Зато магистратура подойдет тем, кто хочет повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, – вы получите новые знания и навыки, которые помогут пригодиться в построении успешной карьеры, не меняя ничего кардинально.

является ли магистратура вторым высшим…

.

Является ли магистратура вторым высшим образованием

.

Какое образование считается вторым высшим?

В качестве получения второго высшего образования рассматривается:
 учеба в бакалавриате или в магистратуре тех, кто имеет диплом специалиста;
 получение диплома магистра тем, кто имеет диплом специалиста.
Не признается получением второго высшего образования учеба бакалавра в магистратуре.

Какие предметы подлежат перезачету при получении второго высшего образования?

Возможность перезачета определяется кафедрами, преподаватели которых предметы. Сроки перезачета и график работы кафедр со студентами по перезачету устанавливаются ректором (деканом факультета). Перезачет оформляется приказом по учебному заведению (факультету).
В приказе указываются перечень и объемы перезачтенных предметов и практик с оценкой или зачетом.

МАГИСТРАТУРА И ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Студенту по его заявлению могут зачесть предметы, которые он учил раньше, вместо предметов по выбору. Записи о перезачтенных предметах делаются в зачетной книжке. При оформлении диплома оценки по перезачтенным дисциплинам записываются в приложение к диплому. Если обучающийся переводится в другое высшее учебное заведение или отчисляется, записи о них вносятся в академическую справку или приложение к диплому о неполном высшем образовании.

Приравнивается ли получение профессиональной переподготовки ко второму высшему образованию?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №610, целью профессиональной переподготовки специалистов является получе-ние ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и тех-нологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Следовательно, освоение обучающимися подобного рода программ не является получением второго (нового) высшего образования.
По результатам прохождения профессиональной переподготовки специа-листы получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Какие образовательные учреждения осуществляют повышение профессио-нальной подготовки специалистов?

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  •  академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
     институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
     курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

В каких формах осуществляется повышение профессиональной подготовки специалистов?

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкрет-ного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей экзамена, зачета или защитой реферата

  •  тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

  •  длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Какие права имеют слушатели курсов повышения квалификации?

Слушатели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:

  •   участвовать в формировании содержа-ния образовательных программ и выбирать по согласованию с учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
     пользоваться имеющейся на факульте-тах, кафедрах и в других структурных подразде-лениях учреждения нормативной, инструктив-ной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
     принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
     обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством РФ.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

Проводится ли по окончании занятий аттестация знаний, полученных слушателями курсов повышения квалификации?

Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией, для проведения которой создается государственная аттестационная комиссия, ее председатель утверждается учредителем образовательного учреждения.
Государственные образовательные учре-ждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  •  удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

  •  диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Информация подготовлена общественно-консультационным центром администрации г.Барнаула совместно с
ООО «Гарант-Алтай»
просп.Ленина, 17, тел.29-10-76, 29-10-75,
okc@barnaul-adm.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *