Материальные административно правовые нормы примеры

.

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по многим основаниям. Наиболее традиционно подразделяя административно-правовые нормы на материальные и процессуальные

Материальные нормы определяют правовой статус участников административно-правовых отношений, закрепляя комплекс их прав, обязанностей и ответственность, устанавливают порядок взаимодействия и функционирования участников данных отношений, дают легальные определения тех или иных явлений, требующих правового регулирования. Например, примером материальной нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о публичном мероприятии.

В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы. Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности. Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия.

Запрещающие (запретительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. Рассмотрим примеры подобных норм, обратившись к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п. 2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм. На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы. Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.

Вопрос 9. Виды административно-правовых норм.

Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст. 17 и 18 Федерального закона "О судебных приставах". В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие.

Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров. Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (в ред. от 28 февраля 2006 г.). Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил установлено, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Иногда рекомендательные по форме нормы по сути носят характер обязывающих. Так, Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" рекомендовано лицам, замещающим государственные должности РФ, ее субъектов и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных данным Указом в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц. В частности, предусмотрено, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

— соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

— проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

— проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.

Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

Нормы-принципы. Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений. Например, ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" устанавливаются основные принципы ее обеспечения:

Нормы-ритуалы. Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. от 22 марта 2001 г.) при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются:

на общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение;

на межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер;

на отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе требующих специфического государственного регулирования.

По действию во времени:

срочные, для которых определен срок действия.

бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм.


Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 211; Нарушение авторских прав


Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям. В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Классификация видов норм административного права

Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны.

При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий

наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом "Об оружии", изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т. д.).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение. См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.

Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т. д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.

По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т. е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т. е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы обще-федерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.

В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия.

По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

6) имеют представительно-обязывающий характер;

7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;

2) диспозиция – часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

1. По предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права: регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

4. По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6.

Нормы административного права

По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *