Несанкционированная торговля статья

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 14.2

1. Под товаром (вещью) по смыслу данной статьи подразумевается предмет договора купли-продажи или предмет отдельных его разновидностей (договоров розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения и др.).

Общие положения о договоре купли-продажи определены § 1 гл. 30 ГК.

Товаром по договору купли-продажи могут быть движимые и недвижимые вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги, иные объекты гражданских прав, за исключением объектов, изъятых из оборота, и объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ограниченно оборотоспособные объекты). Согласно п. 2 ст. 129 ГК виды объектов, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, виды ограниченно оборотоспособных объектов определяются в порядке, установленном федеральным законом.

2. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81), предусмотрены ограничения продажи отдельных видов товаров; согласно п. 13 Правил продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого МПР России; продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой, товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа.

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

3. Отдельные ограничения торговли предусмотрены непосредственно федеральными законами. В частности, согласно ст. 31 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» запрещена продажа лекарственных средств нестандартного качества или являющихся незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота, что означает и запрет на их продажу. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

В случае, если владелец некачественных и (или) опасных продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством РФ.

Требования к торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, в том числе предусматривающие и ограничение в такой торговле, определены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ). Согласно ст. 18 данного Закона не подлежат продаже: гражданское и служебное оружие, не имеющее сертификата, номера и клейма, а также патроны к нему без знака соответствия государственным стандартам РФ. Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешение на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (об особенностях лицензирования деятельности по обороту оружия см. п. 3 комментария к ст. 20.8).

4. Продавцом и (или) покупателем отдельных видов товаров могут быть только лицензиаты (см. комментарий к ст. 14.1).

5. Рассматриваемое правонарушение выражается в осуществлении продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена федеральным законом. Постановления федерального Правительства и указы Президента РФ могут вводить данные ограничения, запреты только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 2 и абз. 2, 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

Штраф за незаконное предпринимательство физических лиц в 2018 году

Бизнес открывает множество перспектив для финансовой и деловой реализации. Именно потому любой человек, имеющий зачатки предпринимательского таланта и идеи, пытается открыть свое дело для получения прибыли.

Предпринимательство, как вид деятельности, регулируется российским законодательством. Этот факт необходимо учитывать, создавая свой собственный бизнес. Особенно стоит обратить внимание на ответственность за незаконное предпринимательство. Штрафы и другие санкции ждут того, кто решил построить свои дела в обход закона.

Физические лица и предпринимательство

Любой гражданин РФ, по своей сути, является физическим лицом. У него существуют свои права и обязанности, включая покупку товаров, заключение сделок и многое другое. Но, если физическое лицо решает заняться бизнесом в любой его форме, ему необходима обязательная регистрация в качестве организации или ИП.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ. Под ним понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Там же указан и важный признак юр. лица – обязательная регистрация в законном порядке.

Для чего же установлена такая обязательность и введены санкции за уклонение от этого? Дело в том, что неконтролируемая экономическая деятельность может нанести существенный ущерб гражданам, другим организациям, обществу и государству. Для противодействию этому, создана целая система регулирования и учета. Она включает в себя, помимо реестров, следующие механизмы регулирования:

  • гражданско-правовой (ГК РФ);

  • налоговый (НК РФ)

  • административный (КоАП);

  • уголовный;

  • иные механизмы, регулирующие отдельные отрасли и сферы предпринимательства (Федеральные Законы и Подзаконные Акты).

Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты вводят понятия, права и обязанности субъектов экономической деятельности, а также предусматривают ответственность за ее нелегальное осуществление, например, для физического лица предусмотрен штраф за работу без ИП.

Важно!

Гражданин, в силу части 1 статьи 23 ГК РФ, вправе заниматься предпринимательской деятельность без регистрации юридического лица. Но учет в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя обязателен.

Санкции за незаконное предпринимательство

Наказание – одна из основ правового контроля, наряду с дозволением и наделением обязанностями. Наказание включает в себя меру принудительного характера по отношению к нарушителю.

В сфере неучтенной экономической деятельности, наказание предусматривается различными кодексами и выражается в разных инструментах.

Гражданская ответственность наступает для физического лица, занимающегося бизнесом без образования ИП. В частности, по части 4 статьи 23 ГК РФ, такой гражданин теряет право ссылаться на отсутствие регистрации, при возникновении споров, касаемо такой деятельности.

Административная область наказаний за нарушения в сфере экономического хозяйства куда шире. Им отведена целая 14 Глава Кодекса об административных правонарушениях, в том числе некоторые статьи касаются вопроса незаконной деятельности физических лиц.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2018 году составляет для граждан 500 – 2000 рублей, согласно п. 1 статьи 14.1 КоАП. П.3 статьи 14.25 того же Кодекса предусматривает штраф 5000 рублей за предоставление неверных сведений при регистрации в органы учета.

В РФ предусмотрена и уголовная ответственность за аналогичное преступление, но совершенное в крупном размере.

Важно! Под крупным размером, согласно статье 170.2 УК РФ, подразумевается нанесенный ущерб, либо незаконно извлеченная выгода в размере от 2 250 000 (два миллиона двести пятьдесят тысяч) рублей.

Итак, статья 171 УК РФ указывает, какой штраф за незаконное предпринимательство физических лиц в 2018 году. Размер санкции – до 300 000 рублей (до 500 000, при наличии отягчающих обстоятельств), либо сумма дохода за срок до двух (до пяти) лет. Также, УК не исключает наказание в виде обязательных работ или ареста.

Штраф за несанкционированную торговлю на улице без разрешения

Даже самая мелкая торговля, включая уличную, подпадает под определение предпринимательской деятельности. Для оформления легальности мелкого бизнеса необходимо зарегистрировать ИП в органах учета и получить необходимые лицензии, при их надобности.

Законодательство устанавливает то, какой штраф за незаконную торговлю без регистрации ИП в 2018 году. Он равен санкции за незаконное предпринимательство и составляет по статье 14.1 КоАП 500 – 2000 рублей с гражданина.

Важно! Учтите, что конкретные положения по уличным торговцам разрабатываются на уровне субъектов РФ. В некоторых городах мелкий бизнес на улицах может быть просто запрещен.

Торговля в неположенных местах также преследуется по закону. Перечень таких мест определяется муниципальной властью, она же создает санкцию за нарушение требований. В среднем по России он составляет 500 – 1500 рублей.

Штраф за незаконную сдачу квартиры в аренду без уплаты налогов

Сдача жилой площади в аренду (регулируется Главой 35 ГК РФ) является источником дохода для граждан, который подлежит учету и налогообложению в соответствие с положениями российского законодательства. Гражданин, сдающий квартиру, собственником которой он является, не обязан создавать юридическое лицо, но должен декларировать свои доходы. Плата, которую обязано вносить лицо за сдачу имущества в наем, называется НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

Как получить разрешение на торговлю на улице

Об этом прямо говорит Налоговое Законодательство:

  1. Статья 207 НК РФ подтверждает, что граждане обязаны выплачивать налоги по доходам, указанным в статье 208 того же Кодекса.

  2. Подпункт 4 пункта 1 статьи 208 НК РФ причисляет к доходам плату от сдачи в аренду имущества.

  3. Статья 224 НК РФ определяет конкретный размер налога – 13%.

  4. Штраф за неуплату налогов за сдачу квартиры указывается в первом пункте статьи 122 НК РФ и составляет до 20% от неуплаченной суммы. Если физическое лицо, во избежание налогообложения, преднамеренно отказывается предоставить налоговую декларацию (3-НДФЛ), оно наказывается штрафом в размере 5% от неуплаченного налога, но не более 30% и не менее 1000 рублей.

Регистрация индивидуального предпринимателя, либо юридического лица – процесс трудоемкий, содержащий огромное количество бумажной работы. Можно просто проигнорировать свои обязательства, но последствия обернутся очень серьезными, особенно, в финансовом плане. Другой путь – обратиться к профессионалам, которые быстро и качественно подготовят всю документацию и в разы облегчат процесс создания юр. лица или ИП.

скачать dle 11.3

СТ 14.2 КоАП РФ

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 14.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Предметом посягательства являются права и законные интересы государства и его монополия в этой сфере; безопасность жизни и здоровья граждан.

Федеральным законодательством устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В перечень таких видов продукции и отходов производства входят: вооружение, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Уличная торговля – правила организации бизнеса вне помещений

К незаконным действиям относятся:

— торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота;

— продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию;

— продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.

Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. По вопросу применения комментируемой статьи см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 18.

Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. ст. 14.16, 20.8 КоАП РФ.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

4. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), а при необходимости назначения конфискации — судьями (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Другой комментарий к Статье 14.2 КоАП РФ

28 июня в Совете депутатов города Новосибирска состоялся Круглый стол по теме мер предотвращения несанкционированной торговли.
Этот круглый стол был инициирован обращением в Совет депутатов Натальей Пинус. Она предложила внести целый ряд изменений в порядок этих мер.
Для наших читателей, без сомнений, хорошо известна проблема несанкционированной торговли. Особенно ярко это проявляется в летний период. На центральных улицах Академгородка рядами стоят торговцы фруктами. А в адрес депутата Пинус поступают просьбы от жителей как-то повлиять на эту ситуацию.
Пр этом, существующие меры противодействия кажутся Наталье абсолютно неэффективными. Контроль за несанкционированной торговлей сегодня возложен на отдел потребительского рынка районной администрации. Сотрудники отдела регулярно выезжают с рейдами по району. Что они вправе сделать? Они могут обратиться к торговцу и выписать ему приглашение принять участие в работе административной комиссии в районной администрации. На неё нарушитель может явиться, а может и не являться. Если он явился, то ему будет выписан штраф в размере от 300 до 1 000 рублей, который нарушитель может заплатить, а может и не платить. Если нарушитель не явился на комиссию, решение о наложении этого великого штрафа будет принято в его отсутствие. Соответствующие документы о его обязанности оплатить этот штраф будут высланы по месту прописки (часто временной прописки) нарушителя. Если штраф оплачен не будет (а часто прописка является фиктивной), то никто потом не занимается поиском неплательщика такого мизерного штрафа.
Очевидно, что этот механизм фактически не работает. Акт об административном нарушении выписывается и нарушитель остаётся торговать на этом же месте.
Повторный штраф – от одной до двух тысяч рублей. И его также можно по большому счёту не платить. Это прекрасно понимают торгующие нарушители.
Депутат Пинус обратилась к руководителю отдела полиции Советского района с вопросом о том, есть ли у полиции какие-то законные рычаги влияния? Оказалось, рычагов нет. Вопросы несанкционированной торговли находятся в ведении отделов торговли районной администрации. Ввиду отсутствия Соглашения между МВД РФ и Правительством НСО о передаче МВД полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, эта сфера деятельности не имеет к отделениям Полиции никакого отношения.
Естественно, незаконная торговля процветает. На сегодня законных эффективных механизмов противодействовать ей у нас нет.
Но ведь не только к этому. Эта ситуация приводит к тому, что законная торговля разоряется. Простой пример: Рынок в Верхней Зоне Академгородка, который был закрыт 1 июня 2016 года. Причины там комплексные, но одна из них, безусловно, невозможность конкурировать с несанкционированной торговлей.

Торговля без регистрации ИП и её последствия

Что может заставить торговца переместиться с центральной улицы Академгородка, где он ничего не платит, на рынок, расположенный на окраине, да ещё и платить там арендную плату? Да ничего по сути.
В результате на рынке нет арендаторов. Он не окупается. И вынужден закрыться.

Совместно с районной администрацией Натальей Пинус был сформирован комплекс предложений. Среди них такие мероприятия:
1. Ввести механизм изъятия продукции у незаконных торговцев.
2. Создать в городе специализированное подразделение полиции для осуществления изъятия и транспортировки товаров к месту хранения.
3. Определить на территории города «площадку» для хранения изъятой продукции.
4. Ужесточить наказание за торговлю в неустановленных местах, увеличив размер штрафа.
5. Заключить Соглашение между МВД РФ и Правительством НСО о передаче МВД полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях.
6. Рекомендовать УФМС рассмотреть вопрос о создании единой базы нарушителей-неплательщиков штрафов с целью последующего их выдворения за пределы РФ и ограничения при въезде в РФ.
На круглом столе, на котором присутствовали депутаты, представители профильных подразделений мэрии и районных администраций было высказано единодушное мнение о необходимости принятия мер.
Решено создать рабочую группу. На Круглом столе было сказано, что Прошлое решение о создании Рабочей группы по этому вопросу было принято 22 октября 2014 года Вице-мэром Виктором Игнатовым. С момента принятия решения в 2014 году группа ни разу не собралась…
По нашей просьбе Наталья поделилась видением этой проблемы конкретно для своего округа: 
«Думаю, для начала, нам следует определить места для санкционированной торговли. Это Рынок на Терешковой и, кроме этого, передать под организацию рынка небольшое пространство, занятое сейчас автостоянкой около ТЦ Академгородка. Там раньше был небольшой рынок.
Также организовать два небольших и аккуратных открытых павильона для торговли с приусадебных участков. Их разместить на ул.Ильича и на Морском пр-те. Эти павильоны провести через законную процедуру. Контроль за их работой возложить на администрацию Торгового Центра и Магазина «Городок». В отношении же несанкционированной торговли — делать все возможное для её предотвращения».

Поделиться в социальных сетях

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

Google+

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *