Обращение взыскания на пенсию

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.


Если лицо, которое приняло на себя финансовое обязательство, отказывается его выполнять, причитающиеся бенефициару суммы взыскиваются с него в судебном порядке. Источником возмещения ущерба становится, в том числе, и пенсия. Удержания производятся по судебному решению, документу пенсионного Фонда (если есть переплата пенсии, нужно сделать перерасчет, лицо предоставило недостоверные данные) или по исполнительным листам. В последнем случае взыскиваются задолженности по кредитам, неоплаченным коммунальным услугам, алиментам.

Взыскание осуществляется Службой приставов через свои территориальные отделения.

Задайте вопрос юристу,

Ее действия основаны и регламентируются законодательными нормами №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». По нему удержание проводится только после отправки на адрес пенсионера вынесенного судом постановления. В документе сообщается, что исполнительное производство возбуждено, и лицо должно принять решение — в добровольном порядке оно погасит долг или в ход пойдут официальные принудительные действия Службы.

Взыскивать задолженности с пенсионеров можно, причем приставы самостоятельно принимают решение о порядке процедуры и активах, за счет которых будут погашены суммы. Однако, представитель закона действует исключительно в правовых рамках.

Так, удерживать долг из трудовой пенсии допускается, только если решение было принято органом пенсионного обеспечения или судом, посчитавшим действия должника злоупотреблением. Выплаты осуществляются по следующим исполнительным документам:

  • листов, которые выдают общие судебные инстанции или арбитраж, основываясь на принятых ими актах;
  • решений, принятых ПФ (как правило, если лицу переплатили пенсию);
  • судебного приказа;
  • актов (суда, официальных инстанций) по делам, касающимся нарушений административного характера;
  • постановлений, принятых судебными исполнителями;
  • соглашений о выплате алиментов (заверенные у нотариуса оригиналы или копии);
  • удостоверений, составленных комиссиями по трудовым спорам;
  • актов, составляемых контрольными инстанциями и касающихся взыскания долга с отметками от банковских, кредитных учреждений, в которых размещены средства лица, о недостатке денег для компенсации задолженности;
  • актов других инстанций в случаях, оговоренных Законом.

Истец вправе взыскать долг с пенсии, если суд вынес соответствующее постановление и выдал исполнительный лист — например, при невыплатах по кредиту. Процедура также производится через приставов, которые действуют в соответствии с действующим законодательством.

Удерживать по листам и иным документам допускается не более, чем 50% ежемесячного пенсионного дохода (в случае с алиментами или возмещением ущерба из-за преступления до 70%).

Однако, существует нюанс: после взыскания должна остаться сумма не меньше, чем прожиточный минимум, назначенный в регионе, в котором зарегистрирован должник. В противном случае пенсионер вправе опротестовать решение. Также лицо, взявшее заем в банке, имеющее другие задолженности, но находящееся в сложном материальном положении может отправить приставам ходатайство об уменьшении списаний, приложив подтверждающие и другие документы (справки об инвалидности, чеки на приобретение лекарств и так далее).

Отдельно рассматривается взыскание задолженности в случае смерти пенсионера, на которого оно наложено. Обязательства переходят к наследникам лица, но только в случае, если они принимают наследство и все обременения, «приложенные» к нему.

Процедура взыскания задолженностей с пенсионеров

Процесс взыскания задолженностей по банковским займам или иным обязательствам определен Законом №229-ФЗ и должен производиться по установленной процедуре:

  • в первую очередь взыскание обращают на деньги, находящиеся на банковских счетах должника — сначала в российских рублях, затем в других валютах;
  • если денег на счетах недостаточно, исполнительное производство обращается к регулярным доходам — пенсии;
  • в зависимости от начисления пенсии исполнительное постановление направляют в банк должника и/или в ПФ РФ, которые занимаются непосредственным исполнением взыскания.

Приставы или истцы (банки, получатели алиментов и другие бенефициары) для получения задолженности передают исполнительный документ в Пенсионный Фонд, отправляют дополнительные запросы — банку, налоговой инспекции. В соответствующем Законе указано прямо: удерживать суммы можно с любой пенсии — трудовой, срочной, по инвалидности. Поэтому большинство пенсионеров входят в список должников, с которых допускается истребовать средства. Запрещается удерживать деньги из средств, выплачиваемых по уходу за нетрудоспособными людьми, по потере кормильца, компенсаций пострадавшим в радиационных и техногенных катастрофах, из обязательной страховки и сумм, указанных в статье 101 ФЗ №229.

Если по судебному решению из дохода должна удерживаться сумма задолженности, ее, как правило, взыскивают ежемесячно, на основании документов органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. После получения исполнительного листа территориальный отдел ПФ заводит в базе данные о нем, получателе удерживаемых сумм и банковских реквизитах для получения долга. С месяца, следующего за месяцем поступления листа, начинается вычет.
Должник имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить взыскание, если оно слишком обременительно. Он направляет в инстанцию заявление об установлении рассрочки или прошение об отсрочке погашения. Судебные органы нередко идут навстречу таким обращениям, но не избавляют должника от обязательств.

По действующему законодательству нельзя взыскивать средства с некоторых видов имущества пенсионера. Это:

  • единственное жилье (но не ипотечное, за него банк может взыскать задолженность в судебном порядке);
  • предметы обихода, кроме драгоценностей;
  • предметы, необходимые для работы, кроме дорогостоящих;
  • автомобиль, принадлежащий инвалиду;
  • продукты, домашний скот, семена;
  • призы и награды.

По исполнительному листу нельзя взыскивать деньги, полученные лицами за увечья, нанесенные им при выполнении служебных обязанностей (а с членов семьи — за гибель в таком случае), а также социальное пособие на погребение. Должник также вправе указать, что приставы не учли его тяжелое материальное положение и отправить в Службу соответствующее ходатайство. Поэтому процедура возврата законно причитающихся средств зачастую отнимает много времени и изматывает истца.

«Центр эффективного взыскания» поможет на законных основаниях получить долг через судебные или другие органы. Квалифицированные эксперты окажут поддержку в инстанциях и сделают все, чтобы возместить ваш ущерб в минимально возможный срок.

Звоните: 8 (495) 676-73-88, 8 (925) 014-48-54

17.01.18

Все статьи Обращение взыскания на пенсионные накопления должников, граждан Российской Федерации (Широкин П.Ю.)

В действительности достаточно часто приходится сталкиваться с постановлениями судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по правилам ст. 46 ч. 1 п. 4 и ст. 47 ч. 1 п. 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [1], т.е. ввиду того, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, что означает следующее: все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Жизненный опыт показал, что зачастую судебные приставы-исполнители в силу целого ряда (далеко не всегда объективных) причин не пользуются всеми допустимыми способами для обращения взыскания на имущество должника. Именно поэтому при наличии действующего судебного решения гражданам приходится самостоятельно по правилам, предусмотренным ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, требовать обращения взыскания на имущество, нажитое должником в браке. Данный способ защиты нарушенного права уже в достаточной мере освещен как в периодических изданиях, так и в фундаментальных правовых трудах, т.е. не представляет сколько-нибудь значимого практического и теоретико-исследовательского интереса.

Ниже рассмотрим вопрос обращения взыскания по исполнительным документам на пенсионные накопления должников, граждан России.
Статья 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [2] (далее — ФЗ N 167-ФЗ) указывает, что рассматриваемый Федеральный закон также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Рассматриваемый Закон исчерпывающим образом определяет права и обязанности страховщика в обязательном пенсионном страховании России, которым могут быть как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, а также перечисляет лиц, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Вместе с тем ст. 3 ФЗ N 167-ФЗ поясняет, что под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (страховыми взносами) следует понимать индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Еще в начале прошлого века профессор права А.С. Кривцов обращал внимание на то, что при толковании норм договора следует «…обратить внимание на все моменты, которые можно собрать в интересах указанной цели. Сюда следует отнести прежде всего те разъяснения, которые можно собрать в интересах указанной цели» [3].

В итоге из буквального толкования приведенной нормы по правилам ст. 431 ГК РФ получаем, что работодатель (кредитор) уплачивает страховщику (должнику) денежные средства в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование работника (третьего лица). А это является не чем иным как договором в пользу третьего лица, основные черты которого урегулированы нормами ст. 430 ГК.
Казалось бы, все достаточно ясно, между тем ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ установлено следующее: «законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации». Таким образом, скорректированы правила ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с чем не только Конституция РФ обладает большей юридической силой перед ГК РФ, но и открытый перечень разного рода нормативно-правовых актов в области обязательного пенсионного страхования, что нельзя признать законным. Вообще же, ст. 970 ГК РФ сформулированы правила применения норм главы 48 ГК РФ к специальным видам страхования, в том числе к пенсионному.
Стоит отметить, что такая позиция «законописца» остро нуждается в корректировке путем приведения ФЗ N 167-ФЗ в соответствие правилам Гражданского кодекса России — включением в перечень нормативно-правовых актов, указанных в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основных источников законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Положениями ст. 7 разбираемого Федерального закона к застрахованным лицам отнесены граждане Российской Федерации, осуществляющие свое право на труд как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также должники по договорам авторского заказа, авторы произведений науки, искусства, литературы. К застрахованным лицам законодатель посчитал нужным (что далеко не бесспорно) также отнести целый ряд категорий граждан.
Согласно нормоположениям ст. 10 ч. 1 ФЗ N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Правилами ст. 14 ч. 2 ФЗ N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд России. Далее, в ст. 15 ч. 1 уточнено, что застрахованные лица вправе получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов.
Статья 16 в части 3 ФЗ N 167-ФЗ указывает, что в бюджете Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц.
Часть 4 изучаемой статьи доводит, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства, для кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
В самом деле, Пенсионный фонд Российской Федерации является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной собственником — Российской Федерацией, на основе принудительных имущественных сборов со всех лиц, как преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, так и не преследующих таковых, с последующим финансированием пенсионного существования граждан страны.
Возникает справедливый вопрос: кому принадлежат денежные средства, перечисленные в пользу застрахованных лиц страхователями на счет ПФР и хранящиеся на счетах территориальных органов Федерального казначейства?
Статьей 17 ФЗ N 167-ФЗ также указывается, что бюджет Пенсионного фонда формируется также за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.

В статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» [4] указано нижеследующее: банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Системный анализ правил ФЗ N 167-ФЗ вкупе с положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и нормами ГК РФ позволяет сделать следующие выводы:
1. Пенсионный фонд России осуществляет банковскую деятельность.
2. ПФР не обладает лицензией Центробанка РФ на осуществление банковской деятельности.
3. ПФР пользуется и распоряжается имуществом застрахованного лица лишь до момента наступления в отношении последнего страхового случая.
4. Взносы в бюджет ПФР по своей правовой природе носят характер обязательного, индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

То есть являются налогом, взимаемым в бюджет ПФР за возможность использования наемного труда.
Поскольку взносы на обязательное пенсионное страхование отчуждаются работодателями в бюджет ПФР, в котором учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то уплаченные денежные средства являются собственностью застрахованных лиц. Кстати говоря, данное утверждение целиком и полностью подтверждается нормами ст. 2 п. 4, ст. 3 ч. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [5], ст. 36.16 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [6] и ст. 9 ч. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.

Обращение взыскания на пенсию

N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], согласно которым денежные средства с индивидуального пенсионного счета застрахованного лица при отсутствии иного волеизъявления последнего включаются в наследственную массу и распределяются между правопреемниками в равных долях.
Из вышеприведенных оснований явствует, что взносы на обязательное пенсионное страхование являются собственностью застрахованных лиц, находящейся в срочном пользовании и распоряжении Пенсионного фонда страны.
Как ни странно, но правилами части первой ст. 16 ФЗ N 167-ФЗ указано следующее: средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. С учетом вышеуказанной ошибки законодателя в ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ и большей юридической силы норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует обратиться к установке ст. 124 ГК РФ, которая в части 1 со всей определенностью устанавливает, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Поскольку нормами статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ денежные средства, принадлежащие Российской Федерации, не отнесены к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то будет законным предъявление суду требования об обращении взыскания на денежные средства, уплаченные работодателем должника в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование последнего и находящиеся в бюджете Пенсионного фонда России.
Статьей 77 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [8] предусмотрены особые правила обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц. Так, часть 1 анализируемой статьи допускает обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, только на основании судебного акта. Часть 2 обязывает суд рассмотреть заявление, поданное судебным приставом-исполнителем или кредитором, об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в десятидневный срок со дня его поступления. Безусловно, не на всякое такое имущество может быть обращено взыскание по исполнительным документам, однако в части 4 рассматриваемой статьи приведен исчерпывающий перечень имущества, на которое не может быть обращено рассматриваемое взыскание. Важно отметить, что в данном перечне ни казна Российской Федерации, ни денежные средства, поступившие в соответствии с законодательством РФ в бюджет ПФР, не указаны.
Таким образом, законодателем не установлены никакие правовые запреты для обращения взыскания в судебном порядке на денежные средства должника, находящиеся в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, и суды вправе обращать взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3.

Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве. М.: Статут, 2003. 314 с. (Классика российской цивилистики). С. 144.
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Отвечает юрист:Першина Ольга Евгеньевна, 9 октября 2014

Здравствуйте, Юлия.
Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» задолженность может быть взыскана в пределах 50-70% от дохода должника, в том числе и с пенсии.
Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
[Закон «Об исполнительном производстве»]
1.

Пристав не может обратить взыскание на эти доходы!

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 — 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (п.1 ст.98 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Пристав обязан сначала запросить банки о наличии счетов должника, а затем посетить квартиру и наложить арест на находящееся там имущество.
И только при отсутствии имущества, на которое возможно обратить взыскание, пристав обратит взыскание на пенсию, оставив должнику необходимый прожиточный минимум, установленный в вашем регионе.
Если прожиточный минимум нарушен при взыскании задолженности, следует обращаться не в ПФР, а в службу судебных приставов с заявлением об уменьшении размера взыскания с пенсии.
Если пристав откажет в снижении размера взыскания, следует обращаться в суд.
Вам необходимо предоставить документальные доказательства того, что размер взыскания значительно ухудшает ваше материальное положение и не способствует поддержанию достойных условий жизни.
Законодательных ограничений с пенсионеров нет.

Но, следует учитывать, что при сумме взыскания свыше 10 000 рублей, взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается на имущество должника.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях (п.3 ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (п.4 ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Вы можете оставить отзыв о качестве предоставленной консультации нашими специалистами, в разделе «консультанты». Ваш отзыв будет приятной благодарностью посетителя за безвозмездно оказанную юридическую помощь.
Всего вам доброго.

Уважаемый читатель, если вам понравился ответ нашего юриста сделайте ему приятно 🙂

Tweet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *