Общедомовые нужды по электроэнергии судебная практика

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, по смыслу статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии со ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010г. № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ «…собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома…»).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ № 354).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Нежилым помещением является помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять информацию о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в расчетный период по указанным договорам.

По смыслу пункта 40 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, собственник нежилого помещения вправе заключить договор энергоснабжения либо с исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей компании, товарищества собственников жилья и т.д. либо напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

При этом, по смыслу п.п. 18, 40 Постановления Правительства РФ № 354 и в том и в другом случае собственник нежилого помещения обязан вносить плату за ОДН.

На основании вышеизложенного следует, что в силу закона обязанность по возмещению общедомовых расходов возложена на собственника нежилого помещения либо на обладателя вещного права, в данном случае на лицо, у которого нежилое помещение находится на праве оперативного управления.

Таким образом, медицинская организация обязана производить возмещение издержек за электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку является субъектом права оперативного управления и бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором расположено спорное нежилое помещение, лежит на организации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2014г. № 17462/13, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2014г. по делу № А65-2719/2014, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015г. по делу № А49-8575/2013, Решении Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2015г. по делу № А49-267/2015.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством наличие отдельного входа не освобождает от уплаты расходов на ОДН. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.

В случае если индивидуальный прибор учета подключен после коллективного (общедомового) прибора учета и последний, в свою очередь, учитывает показания, в том числе, индивидуального прибора учета собственника нежилого помещения, плата за ОДН в таком случае начисляется.

Данные обстоятельства подтверждаются также судебной практикой (см.: Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010г. по делу № А56-56016 «…наличие отдельного входа в помещение не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме…»; Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013г по делу № А48-4560/2012 «…собственник нежилого помещения независимо от наличия у него отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома…»; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012г. № 06АП-2128/2012 по делу № А37-1985/2011 «…обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества.Самостоятельное обслуживание ответчиком электрооборудования и сети, относящихся к его ведению, не освобождают собственника от обязанностей по содержанию общего имущества, возложенных на него законом…»).

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А17-3505/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика — общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания", ОГРН 1083705000422; ИНН 3705063189
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2015 по делу N А17-3505/2014, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (ОГРН 1033700109651; ИНН 3702044413)
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ОГРН 1083705000422; ИНН 3705063189)
о взыскании задолженности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (далее -истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее — ответчик, заявитель, Компания) 123 365 руб. 00 коп. задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды в марте — апреле 2014 года (далее — спорный период) по договору энергоснабжения N 5873эФур от 28.03.2011 (далее — Договор).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Компания обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав частично в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель не оспаривает обязанности по оплате сверхнормативного объема потребления электроэнергии, однако считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в сумме 30 565 руб.

Please enable JavaScript

91 коп. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы ответчика относительно завышения истцом объемов сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды (далее — ОДН) в исковой период. Объем сверхнормативного потребления электроэнергии на ОДН напрямую зависит от суммарного объема электроэнергии, использованного потребителями всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее — МКД). Обращений и/или информации о бытовых потребителях МКД, находящихся в управлении ответчика, не представивших показания индивидуальных приборов учета (далее — ИПУ), от истца не поступало. В результате этого ответчик не имел возможности проведения проверок достоверности передаваемых потребителями сведений о показаниях ИПУ или их отсутствии. Заявитель полагает, что при расчете объема (количества) электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды, площадь общего имущества надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. Истцом нарушен порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, в случае непредставления потребителем показаний ИПУ в установленные сроки. Компания считает, что следовало начислить плату большому количеству абонентов жилых помещений по нормативам потребления.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что опровергнуть данные об объеме электрической энергии, потребленном в том или ином жилом помещении, ответчик как исполнитель коммунальных услуг мог, воспользовавшись правом, предусмотренным подпунктом "б" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354). Контррасчет, выполненный ответчиком с применением норматива потребления в части определения расхода электроэнергии в жилых помещениях, не может быть принят во внимание. Величины площадей мест общего пользования, использованные ответчиком, не имеют документального подтверждения, поскольку в представленных Компанией технических паспортах отсутствует такой показатель как площадь помещений мест общего пользования либо ответчик использует величину, отличную от данных технических паспортов. Невозможно определить методику, согласно которой ответчик рассчитал площадь мест общего пользования по каждому дому, а также невозможно утверждать, что полученная таким образом расчетная величина площади отражает состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления электроэнергии на ОДН. Просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Суд на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
28.03.2011 ООО "Энергосетевая компания" (поставщик, с 29.01.2013 название изменено на ООО "Ивановоэнергосбыт") и Компания (исполнитель) заключили Договор в редакции дополнительного соглашения от 04.09.2012, согласно пункту 1.1 которого его предметом является поставка поставщиком исполнителю электрической энергии в целях оказания коммунальных услуг потребителям, в том числе для использования на общедомовые нужды, а также посредством привлечения третьих лиц оказание исполнителю услуг по передаче электрической энергии, иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, оплата приобретаемой электрической энергии и оказанных услуг.
Согласно пункту 1.2 Договора поставка осуществляется в точки поставки (Приложение N 2 к Договору) в соответствии со схемой поставки (пункт 3 Приложения N 3 к Договору).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии исполнителю в количестве, необходимом потребителям, в том числе для использования на общедомовые нужды.
Исполнитель обязуется предоставить поставщику в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным, сведения о расходе электрической энергии по общедомовым приборам учета МКД, по форме Приложения N 8 к Договору (пункт 3.6 Договора).
В пункте 4.1 Договора закреплено, что учет принятой в точках поставки электрической энергии производится расчетными приборами учета электрической энергии (Приложения N 4 к Договору).
Контроль фактического потребления электроэнергии исполнителем осуществляется способом списания показаний ОДПУ электрической энергии, указанных в Приложении N 4 к Договору, на последний день расчетного периода — месяца (пункт 4.3 Договора).
В пункте 5.1 Договора стороны согласовали, что счета-извещения потребителям в многоквартирных домах, находящихся под управлением исполнителя, выставляет поставщик.

Объем электроэнергии, потребленный потребителем в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, включает в себя следующие составляющие:
-объем электрической энергии, потребленный бытовым потребителем в жилом помещении,
-объем электрической энергии, поставленный на общедомовые нужды и распределенный между бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и потребителями, использующими нежилые помещения в многоквартирных домах (при их наличии), в соответствии с действующим законодательством РФ.
В счетах-извещениях, выставляемых поставщиком бытовым потребителям, указываются платежные реквизиты поставщика.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 Договора прием платежей от бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся под управлением исполнителя, производит поставщик, учет сумм, полученных в счет оплаты потребленной электроэнергии бытовыми потребителями, ведет поставщик.
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2012. Договор считается продленным на следующий календарный год и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни от одной из сторон не последует письменного заявления о его изменении или заключении нового договора (пункты 8.1, 8.3 Договора).
Во исполнение условий Договора истец в спорный период осуществлял поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся под управлением ответчика.
Ответчик предоставил истцу актуальные на 01.01.2014 сведения по многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении Компании с указанием общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, общей площади многоквартирного дома.
Получив от сетевой организации сведения о расходе электрической энергии, определенном по показаниях общедомовых приборов учета (с указанием типа и номера расчетных приборов учета, начальных и конечных показаний приборов учета, коэффициента трансформации и расхода электрической энергии), истец выявил превышение норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды по ряду домов, сформировал и выставил к оплате ответчику счета-фактуры N 823/3 от 31.03.2014 на сумму 80 158 руб. 63 коп., N 1421/3 от 30.04.2014 на сумму 52 639 руб. 07 коп.
Сопроводительными письмами от 04.04.3014 и от 12.05.2014 счета-фактуры и акты направлены истцом в адрес ответчика.
Из представленных актов и счетов-фактур следует, что истцом включен объем электрической энергии по сверхнормативному потреблению по местам общего пользования МКД, который определен в соответствии с пунктом 44 Правила N 354.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с условиями Договора поставка осуществляется для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальной услуги электроснабжение в жилом помещении и на общедомовые нужды.
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Исходя из положений пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее также — Правила N 124), Компания является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Во исполнение указанной обязанности сторонами подписан Договор.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом как ресурсоснабжающей организацией, соответственно, абонентом (покупателем), то есть лицом, обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им жилые дома.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из пункта 40 Правил N 354 следует, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления.

Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.
Согласно изменениям в пункт 44 Правил N 354, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", абзац 2 указанного пункта изложен в следующей редакции: "Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения".
Полностью распределить между собственниками помещений объем потребления на ОДН, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета (далее — ОДПУ), несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Указанное положение направлено на обязание управляющих организаций не просто поддерживать общее имущество МКД в определенном состоянии, но и грамотно управлять им, что является основой хозяйственной деятельности управляющей компании.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, в дело не представлено.
Общий объем электрической энергии, поданной в места общего пользования МКД, определен истцом как разница показаний ОДПУ и электроэнергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД.
Методика расчета в части определения объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета, не противоречит положениям пункта 59 Правил N 354, в связи с чем является обоснованной.
Для определения сверхнормативного объема электроэнергии, предъявленного к оплате управляющей организации, из указанного объема исключен нормативный, который установлен путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 572-п.
Стоимость электроэнергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН определена на основании тарифа, установленного постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.12.2013 N 586-э/2 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ивановской области на 2014 год".
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с нормативными актами, показатели подтверждены надлежащими доказательствами. Расчет площади мест общего пользования произведен Обществом исходя сведений, представленных Компанией, с указанием общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, общей площади многоквартирного дома (т. 3, л.д. 85-87).
Факт поставки энергии в спорный период заявителем не оспаривается.
Кроме того, ответчиком не доказана правомерность расчета задолженности каким-либо иным способом.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса доказательств оплаты суммы долга Компания не представила.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Довод ответчика о том, что ответчик не имел возможности проведения проверок достоверности передаваемых потребителями сведений о показаниях ИПУ или их отсутствии, отклоняется апелляционным судом.
Объем потребленной электроэнергии по сложившейся практике жильцы последовательно сообщают поставщику в документах об оплате электроэнергии, достоверность этих сведений, основанных на показаниях индивидуальных (квартирных) приборов учета, предполагается. Опровергнуть эти данные может исполнитель коммунальных услуг, воспользовавшись правом, предусмотренным подпунктом "б" пункта 82 Правил N 354.
Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса не представил в суд надлежащих доказательств, опровергающих учетные сведения, представленные жильцами квартир.
Доводы заявителя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.03.2015 по делу N А17-3505/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА

Судьи
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.М.ПОЛЯШОВА

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N 06АП-5939/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Головниной Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
— от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Сидоренко Ю.А., представитель, доверенность от 01.01.2013 N ДЭК-20-15/205Д; Лугина А.И., представитель, доверенность от 01.01.2013 N ДЭК-20-15/211Д; Ларина Т.А., представитель, доверенность от 01.01.2013 N ДЭК-20-15/213Д;
— от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания": Овчинникова О.Н., представитель, доверенность от 25.02.2013 N 3-5.2-13; Спешнев С.В., представитель, доверенность б/н от 01.06.2013;
— рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
на решение от 05.09.2013
по делу N А73-4467/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Дюковой С.И.
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к о бществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
о взыскании 3 289 руб. 87 коп.

установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ИНН 2723088770 ОГРН 1072721001660, далее — ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (ИНН 2721159841 ОГРН 1082721005718, далее — ООО "УК "ДСРК") о взыскании задолженности по оплате за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды в сумме 3 289 руб. 87 коп., в доле, относящейся на собственников квартир, расположенных по адресам: г. Хабаровск, проспект 60 лет Октября, д. 118 кв. 7; ул. Аэродромная, д. 15 кв. 165, д. 7а, кв. 14; ул. Школьная, д. 13 кв. 28, д. 14 кв. 6, д. 22 кв. 1, д. 24 кв. 1 за второй квартал 2010 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 05.09.2013 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "УК "ДСРК" просит отменить решение суда от 05.09.2013 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Электроэнергия на общедомовых нужды: cуд оправдал пенсионерку три года не платившую за свет на ОДН

По мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание наличие между истцом и ответчиком соглашения о взаимодействии, в соответствии с которым ОАО "ДЭК" приняло на себя обязательства по самостоятельному ведению учета потребленной жителями электрической энергии, начислению и выставлению квитанций, сбору платежей. Таким образом, граждане, оплачивая выставленные им счета, уже оплатили расход электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Указывает на то, что спорная сумма является недовыставленной населению по индивидуальному потреблению, а не расходами на ОДН.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ДЭК" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "УК "ДСРК" и ОАО "ДЭК" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
В судебном заседании 03.12.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.12.2013 до 16 час. 20 мин.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что в спорный период (с апреля по июнь 2010 года) ООО "УК "ДСРК" являлось управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Хабаровск, проспект 60 лет Октября, дом 118; ул. Аэродромная, дома 15, 7а; ул. Школьная, дома13, 14, 22, 24.
Указанные дома оборудованы общедомовым прибором учета.
В течение спорного периода истец в отсутствие договора энергоснабжения с управляющей организацией, самостоятельно распределял электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, между собственниками и нанимателями жилых помещений.
Однако, решениями Индустриального районного суда г. Хабаровска по искам граждан признан противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на ОДН в отношении граждан Муликовой И.К, Пешковой И.С., Шерстюковой Т.И., в связи с чем ОАО "ДЭК" обязали произвести перерасчет.
Кроме того, решениями мирового судьи судебных участков NN 2 и 5 по Железнодорожному району отказано в удовлетворении исковых требований ОАО "ДЭК" о взыскании задолженности по оплате электроэнергии на ОДН в отношении граждан Королева Н.В., Гусева Г.В., Бевзо Г.В., Матвеевой И.Б. и Сосновского В.Д.
ОАО "ДЭК" исполнило судебные акты и не требует с собственников и нанимателей жилых помещений оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды.
ОАО "ДЭК", полагая, что ответчик как управляющая организация обязан возмещать стоимость электроэнергии, израсходованной на ОДН, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Спорные отношения регулируются нормами параграфа 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) "Энергоснабжение".
Согласно статье 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в жилые дома поступала электрическая энергия от истца через энергопринимающие устройства, находящиеся внутри домов и в местах общего пользования. Внутридомовые сети находятся также в управлении ответчика.
Факт потребления электроэнергии в спорный период в отсутствие между сторонами договора энергоснабжения, установлен судом первой инстанции на основе имеющихся в материалах дела доказательствах и не оспаривается ответчиком.
Предъявление требований о взыскании стоимости электроэнергии, израсходованной на ОДН, не по всем квартирам в МКД, а только по некоторым из них вызвано тем, что в отношении этих квартир имеются вступившие в законную силу судебные акты Индустриального районного суда г. Хабаровска, которыми признан противоречащим закону расчет платы на ОДН в отношении спорных квартир, на ОАО "ДЭК" возложена обязанность по проведению перерасчета, а также судебные акты мировых судей, которыми ОАО "ДЭК" отказано в исковых требованиях к гражданам.
Факт отсутствия между истцом и ответчиком договора на энергоснабжение сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 и пунктом 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Основные положения N 530).
Таким образом, именно ООО УК "ДСРК" в спорный период являлось абонентом в смысле статьи 539 ГК РФ и исполнителем коммунальных услуг.
На основании изложенного, учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом — управление управляющей организацией, оплата электрической энергии, поставляемой для электроснабжения мест общего пользования многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании.

В связи с этим, управляющая компания является лицом, обязанным производить оплату электроэнергии, потребленную в местах общего пользования.
В спорных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, установлены общедомовые приборы учета, что не отрицается сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 144, 147 Основных положений N 530, действовавших в спорный период, оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии; в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется, в том числе для электроснабжения, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 названных Правил.
В силу пункта 22 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период), собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В данном случае, расчеты спорной задолженности подтверждены представленными в материалы дела документами (ведомости снятия показаний общедомовых приборов учета, маршрутные листы снятия показаний по ИПУ, расшифровки объема коммунального ресурса).
Расчет объема подлежащей оплате электроэнергии на ОДН определен истцом в виде разницы между количеством отпущенной электроэнергии в многоквартирный жилой дом (определенной по показаниям прибора учета) и суммарным количеством электроэнергии, потребленной собственниками и нанимателями жилых помещений (по приборам учета, в случае их наличия или по нормативу при отсутствии таковых).

При этом объем ОДН, приходящийся на конкретные квартиры, указанные в иске, определен в зависимости от доли потребления этой квартиры в суммарном потреблении, определенном по общедомовому прибору учета.
Например, расчет по кв. N 7 по проспекту 60-лет Октября 118 за апрель 2010 года (том т. 4 л.д. 115).
2 963 Квт (общедомовое потребление) — 2 082 Квт (суммарное потребление по индивидуальным приборам учета или по нормативу (учтены возражения ответчика по количеству проживающих лиц) = 881 Квт (суммарное потребление ОДН).
200 Квт (индивидуальное потребление по квартире): 2082 Квт х 881 Квт = 85 Квт (ОДН, приходящееся на кв. N 7).
В результате такого расчета, объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиры, указанные в иске за период с 01.04.2010 по 01.07.2010 составил 3 289 руб. 87 коп. (том 2 л.д. 50).
Расчет потребленной на ОДН электроэнергии проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
Возражения ответчика со ссылкой на наличие соглашения о взаимодействии о том, что данная сумма является недовыставленной населению по индивидуальному потреблению, а не расходами на ОДН, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим.
В силу пункта 90 Правил N 530 договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, право гарантирующего поставщика получать с собственников и нанимателей жилых помещений плату за потребленную ими электроэнергию не означает, что он становится стороной в обязательствах по обеспечению граждан электрической энергией. Эти обязательства сохраняются за лицом, осуществляющим функции управления жилым домом, как и обязанность по оплате электрической энергии, поступившей во внутридомовые электрические сети, включая объемы потребления электроэнергии в самих жилых помещениях.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что ООО "УК "ДСРК" не доказан факт оплаты населением потребленного коммунального ресурса, в том числе на ОДН, в спорный период в полном объеме.
Напротив, из представленного истцом расчета следует, что за спорный период по всем квартирам, в домах, указанных в исковом заявлении имеется задолженность в размере 9 066 руб. 75 коп., в том числе по предъявленной электроэнергии на ОДН — 3 289 руб. 87 коп.
Иных доказательств, подтверждающих необоснованность представленного истцом расчета, ответчиком не представлено.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 05.09.2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 сентября 2013 года по делу N А73-4467/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА

Судьи
Т.С.ГЕТМАНОВА
Е.Н.ГОЛОВНИНА

Каждый потребитель вправе знать, за что он платит деньги в сфере ЖКХ. Тема общедомовых нужд является на сегодняшний день наиболее обсуждаемой. О вопросах, касающихся начислений за ОДН и многом другом — в интервью с  начальником Коммерческого департамента ТП «Энергосбыт Бурятии» ОАО «Читаэнергосбыт» Ларисой Загузиной.

 — Лариса Борисовна, у потребителей возникает  много вопросов, связанных с ОДН. Почему на фоне и без того немалых тарифов люди должны платить за общедомовые нужды?

— Существует Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» от 23.11.2009 г., согласно которому энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с использованием приборов учета. Сетевые организации установили общедомовые приборы учета в многоквартирных  жилых домах. Если  раньше подобный закон исполнялся лишь заинтересованными ведомствами — энергетиками, люди жили спокойно (начисление за ОДН компенсировалось в тарифе), то данный закон обязал платить за общедомовые нужды потребителя. Недоработка заключается в том, что этот закон нигде не афишируется, выдержки из него не цитируются, а органы государственной власти, контролирующие деятельность ЖКК, не разъясняют потребителям, как производится начисление за ОДН и почему за ОДН необходимо платить. В итоге свое недовольство потребители, в основном,  направляют в адрес энергокомпании, которая является только исполнителем законодательных  актов и Постановлений, утвержденных Правительством РФ, производит расчет оплаты за потребление услуги электроэнергии согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на основании расчетных формул: при наличии общедомовых приборов учета и их отсутствии, а также организует прием платежей от граждан за предоставляемую услугу.

— В последнее время многие потребители  жалуются, что им приходят «астрономические» счета за ОДН, тогда как раньше они платили копейки. С чем  может быть связан резкий скачок начислений оплаты за ОДН?

— Если брать в расчет период сентябрь-октябрь, то ситуация с начислениями, которые стали выше, вполне объяснима — мы вступили в очередной осеннее-зимний период, и повышенный расход электроэнергии вполне объясним. Поскольку световой день становится короче, свет в домах включается раньше. Далее-отопление в некоторых жилых помещениях не всегда соответствует установленным нормативам- люди вынуждены использовать обогреватели. Если говорить об общей картине начислений за ОДН, то в любом жилом доме есть хотя бы одна или несколько квартир, которые не имеют индивидуальных приборов учета. Расчет для них производится по нормативам потребления, установленным Республиканской службой по тарифам (РСТ). Если сопоставить его с фактическим потреблением, то данный норматив занижен. Кроме того, часть потребителей использует несанкционированное подключение к внутридомовым сетям, то есть попросту ворует электроэнергию, что также фиксируется общедомовым прибором учета. Соответственно, когда мы производим расчет по формуле, предписанной  Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», объем потребленной электроэнергии на ОДН распределяется на всех жителей многоквартирного жилого дома. Важным моментом является  и то, что 80% приборов учета электроэнергии, установленные в домах г. Улан-Удэ, имеют класс точности 2,5 вместо 2,0. Это говорит о том,  что они являются устаревшими и  не фиксируют реальное потребление электроэнергии. Все это преобразуется в потери или тот объем, который определяется в виде общедомовых нужд. Именно поэтому для того, чтобы снизить начисления за ОДН, необходимо прежде всего провести ревизию внутридомового хозяйства, проверить, у всех ли установлены индивидуальные современные приборы учета и если их нет, обязать установить. В этом должны быть заинтересованы собственники жилья: необходимо выбрать Совет дома, который наладит тесное взаимодействие с управляющей компанией.

— Согласно заявлению Государственной жилищной инспекции, этим должна заниматься управляющая компания, а Гарантирующий поставщик, в свою очередь, «должен работать с населением через управляющие компании». Означает ли это то, что управляющие компании должны влиять на снижение расходов на ОДН?

— Управляющие компании призваны организовать хозяйственную деятельность в каждом доме и  навести там порядок — обследовать индивидуальные и общедомовые приборы учета, инженерные внутридомовые сети, обеспечить освещение на лестничных клетках и придомовой территории, а также заниматься пресечением несанкционированного подключения. Кроме того, управляющие организации должны единовременно снимать показания индивидуальных приборов учета во всех квартирах многоквартирных жилых домов и совместно с сетевой компанией фиксировать показатели общедомового прибора учета. Тогда в объемах потребленной электроэнергии не будет разночтений. Кроме того, в обязанности управляющих компаний входит проведение  энергетического обследования (энергоаудит) жилого дома. Данное мероприятие позволяет не только выявить проблемные моменты в потреблении энергоресурсов и  необходимость проведения энергосберегающих мероприятий, но и выработать рекомендации по рациональному расходованию ресурсов в доме. Только после наведения порядка в электросетях дома собственники могут быть уверены, что платят за фактически израсходованную электроэнергию. Вопрос лишь в том, как ресурсоснабжающей организации работать с населением через управляющие компании, если они всячески этому препятствуют? Во-первых, управляющие организации г. Улан-Удэ игнорируют заключение договоров электроснабжения с Гарантирующим поставщиком на поставку энергоресурса в обслуживаемый ими жилой фонд. Наличие договора электроснабжения между УК и Гарантирующим поставщиком, согласно действующего законодательства- это основное условие их взаимодействия. На сегодняшний день из 92-х управляющих компаний г. Улан-Удэ, получивших лицензию, только 7  УК заключили договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком на поставку энергоресурса в 42 обслуживаемых дома (это лишь 1,5% от общего количества МКЖД в г. Улан-Удэ). Кроме того, большая часть УК, заключивших договоры энергоснабжения, не рассчитывается с Гарантирующим поставщиком за предоставленный энергоресурс, ссылаясь на неплатежеспособность населения.

Новое в блогах

На сегодняшний день их дебиторская задолженность перед энергосбытовой компанией превысила 11,36 млн. рублей. При этом наблюдается интересная картина распределения поступивших от населения денежных средств: управляющие компании собирают с населения  более 90% оплаты за электроэнергию, а уровень их оплаты Гарантирующему поставщику составляет лишь 50%.

— От жителей многоквартирных жилых домов часто поступают жалобы на то, что те, кому ограничили потребление электроэнергии из-за долгов, подключаются самовольно к общедомовым приборам учета или к счетчику соседей, из-за чего добросовестным плательщикам приходят завышенные счета за электроэнергию.

Какие меры к применяются к самовольщикам?

— Тем потребителям, которые не оплачивают по счетам за электроэнергию свыше двух месяцев, действительно, ограничивают  электроснабжение. К сожалению, есть и такие недобросоветные граждане, которые после отключения стараются подключиться самовольно. Такие самовольщики не только рискуют своим здоровьем, но и подвергают жизнь и имущество соседей опасности, ведь из-за короткого замыкания может возникнуть пожар. А наиболее находчивые нарушители, подключившись к прибору учета соседей, собственное электропотребление перекладывают на их плечи. По факту выявленных незаконных подключений сотрудниками энергокомпании составляется акт, на основании которого производится перерасчет для собственников дома за потребленный энергоресурс, и затем направляется в правоохранительные органы. Далее действуют сотрудники полиции. За самовольное подключение к электрическим сетям на недобросовестных граждан сотрудниками полиции составляются административные протоколы. Штраф может составлять на граждан — от 3 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц- от 6 до 8 тыс. рублей, и на юридических лиц- от 60 до 80 тыс. рублей. Поэтому, если жители видят, что налицо факт самовольного подключения , нужно обязательно сообщить об этом в управляющую компанию.

— Подводя итог, можно ли утверждать, что благодаря совместной деятельности управляющих компаний, Гарантирующего поставщика и бдительности самих жителей,  можно решить проблему в части снижения энергозатрат на ОДН?

— Данное утверждение верно. Тут как в мозаике — все взаимосвязано. Если управляющие компании начнут добросовестно выполнять свою  работу,  должным образом курировать МКЖД, начисления за ОДН можно свести к минимуму. Кроме того, сами  потребители должны понимать, что настало время, когда  в сфере ЖКХ за все приходится платить. Поэтому  оплата за ОДН в любом случае будет начисляться, а завышенной она будет или соответствовать нормативу, во многом зависит от них самих. В центральных городах России подобная практика применяется уже давно, и никаких вопросов по поводу начислений за ОДН у потребителей не возникает. Также хотелось бы обратиться к властям  республики Бурятия за поддержкой в части проведения информационной политики разъяснения закона, который обязал платить за ОДНсобственников жилья в многоквартирных жилых домах. Уверена: только совместными усилиями мы сможем решить проблему положительно для всех.

— Спасибо за беседу.

Пресс-служба ТП «Энергосбыт Бурятии» ОАО «Читаэнергосбыт»

8(3012)293918

bur.e-sbyt.ru

ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ ОДН
(потреблении электроэнергии на общедомовые нужды)

Что такое общедомовые нужды (далее ОДН)?

Общедомовые нужды (далее ОДН) – это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов.  Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.

Что такое потери электроэнергии?

Электроэнергия — это ресурс, для перемещения которого на расстояние не используются дополнительные ресурсы — она расходует часть самой себя. При передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи.

Потери в сетях возникают из-за хищений электроэнергии, в связи с изношенностью электропроводки, а также ошибками в снятии показаний индивидуальных счетчиков либо умышленными искажениями записей.

В старом жилищном фонде, где внутридомовые электрические сети характеризуются высоким уровнем износа, не осуществлялась замена электрической разводки, уровень потерь электроэнергии, как правило, достаточно высок. Поэтому в обновлении линий электропередачи с целью приспособления их к современным уровням нагрузки сети заинтересованы, прежде всего, жильцы дома.

Почему я должен оплачивать потребление на общедомовые нужды?

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с квартирой принадлежит также доля общего имущества дома, которая пропорциональна размеру общей площади квартиры.

Поэтому собственник (наниматель) квартиры обязан оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии, но и потребление электроэнергии на общедомовые нужды.

Где установлен общедомовой прибор учета и кто снимает с него показания?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ), как правило, устанавливаются на границе электрических сетей, входящих в жилой дом. Если таких вводов в дом несколько, то все они оборудуются отдельными общедомовыми приборами учета, объем поставки по которым суммируется при дальнейших расчетах. О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании.

Показания ОДПУ ежемесячно снимаются сотрудниками сетевой организации или управляющей компании.

Как определяется объем ОДН в многоквартирном доме?

При наличии общедомового (коллективного) прибора учета из расхода электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору учета, установленному на вводе в дом, вычитается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счетчикам и объем электроэнергии, потребленный гражданами, у которых отсутствуют счетчики, определенный по нормативам.

При наличии нежилых помещений в многоквартирном жилом доме (магазины, аптеки и др.), их объем потребления также вычитается из расхода по общедомовому прибору учета.

1 шаг — снимаются показания общедомового счетчика на последний день месяца. Допустим, объем электроэнергии, определенный по общедомовому прибору учета, составил 36 120 кВтч.

2 шаг — снимаются и суммируются показания всех квартирных счетчиков в доме, объем по нормативу в квартирах, где не установлены приборы учета, а также объемы потребления юридических лиц, которые отсчитываются от вводного счетчика. Предположим, данный объем составил 24 573 кВтч.

3 шаг — устанавливается расход на нужды дома. Это разница между объемом электроэнергии по общедомовому прибору учета и объемом потребления всех жилых и нежилых помещений (36 120 кВтч— 24 573 кВтч = 11 547 кВтч)

4 шаг — разница (11 547 кВтч) делится на площадь всех жилых и нежилых помещений в доме. Допустим, площадь равна 9 822,39 м Итог расчетов — 1, 175 кВтч/м2

5 шаг — полученную цифру умножаем на площадь конкретной квартиры (например, 37 м2) и действующий тариф (3,14 руб. в домах с газовыми плитами). Итог: владельцы квартиры площадью 37 м2 заплатят за электропотребление на нужды всего дома 37м2*1,175 кВтч/м2 *3,14 руб./кВтч = 136, 51 руб.

При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета объем ОДН определяется по нормативам, установленнымс 1 января 2013 года Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области  № 17/28 от  30.08.12 г. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтом – 0,37 кВтч на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома, оборудованные лифтом – 0,51 кВтч на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Если на доме установлена световая реклама, затраты электроэнергии на ее работу тоже учитывает общедомовой счетчик?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут попадать в общий баланс электропотребления дома. 

Что влияет на величину ОДН?

При отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета и определении потребления многоквартирного дома по нормативу потребления величина ОДН зависит:

¾    от достоверности сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

¾    от достоверности сведений об общей площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

При наличии в многоквартирном доме коллективного прибора учета на величину ОДН влияют:

¾    достоверность показаний индивидуального прибора учета по каждой квартире и по каждому нежилому помещению на последний день текущего месяца;

¾    состояние приборного парка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях (квартирах). В настоящий момент большая часть приборов учета, по которым граждане производят оплату за индивидуальное потребление, имеют истекший срок межповерочного интервала;

¾    случаи несанкционированных присоединений к общедомовым электрическим сетям коммерческих объектов — например, автомобильных стоянок, ларьков, сараев, расположенных рядом с многоквартирным домом, либо наличие на первых этажах домов нежилых помещений, собственники которых не заключили договор энергоснабжения ни с управляющей компанией, ни с гарантирующим поставщиком;

¾    ветхие электрические сети многоквартирного дома.

Как уменьшить величину ОДН?

1.      Собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет. Следует помнить, что нормативы потребления электричества являются усредненными, а при показаниях, снятых с квартирного счетчика, доли ОДН будут распределяться точнее. Тем более, что согласно Федеральному закону № 261 граждане были обязаны еще до 1 июля 2012 года за свой счет установить квартирные счетчики, соответствующие определенным техническим требованиям. При массовом подходе такие меры позволят уменьшить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, до 10 %.

2.      Общим собранием дома должно быть принято решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников квартир в доме (старший по дому или по подъезду или члены совета дома), которые будут ежемесячно в период с 28 по 31 число текущего месяца снимать показания в каждой квартире и предоставлять эти сведения в абонентский пункт ОАО «Белгородэнергосбыт» не позднее 2 числа месяца, следующего за расчетным.

Точный учет позволит снизить величину ОДН до 15 %.

3.      Сделать ревизию проводки (энергоаудит) и выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии, подключенных к сети в обход счетчиков. Например, с участием представителей управляющей компании, которые если не сами, то путем привлечения специализированной компании, имеющей соответствующий персонал, аттестованный для работы в электрических сетях, проведет все эти работы.

4.      С целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

Слышала, что с граждан не имеют права брать за общедомовую электроэнергию свыше норматива.

Расчет оплаты за ОДН согласно 354 постановления правительства 2017 года

Кто платит за остаток?

В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 01.06.2013г. объем коммунальной услуги, потребленной на ОДН, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления. Исключение составляет принятие собственниками помещений на общем собрании решения о распределении объема коммунальной услуги, превышающей нормативное потребление, на ОДН между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади.

В случае, если такое решение собственниками не будет принято,  разницу между объемом коммунальной услуги, определенной, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги,  управляющая компания оплачивает за счет собственных средств. В связи с этим, к примеру, возникла необходимость в корректировке существующей схемы расчетов между ОАО «Белгородэнергосбыт» и управляющими компаниями Старооскольского городского округа. 

Возможность повторения подобной ситуации должна стимулировать УК заниматься проблемами минимизации потерь электроэнергии внутри многоквартирного дома.

При непосредственной форме управления домом, невыбранном способе управления или бездоговорном потреблении, а также в случае принятия общим собранием собственников соответствующего решения, весь объем электроэнергии, поступивший в дом, распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В данном случае в мероприятиях по энергосбережению заинтересованы жильцы дома. Хотя и в варианте с управляющей компанией в энергосбережении также прежде всего заинтересованы собственники, т.к. расходы управляющих компаний на оплату сверхнормативного энергопотребления в итоге все равно могут перекладываться на жильцов в составе тарифа на содержание жилья.

Оплачивают ли собственники нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, кафе, парикмахерские и т.д.) электроэнергию на ОДН?

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан вносить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

При этом объем электроэнергии за общедомовое потребление определяется пропорционально занимаемой площади помещений в многоквартирном доме, а стоимость электроэнергии рассчитывается, исходя из тарифов, установленных для соответствующей группы потребителей.

Я подозреваю, что к нашему дому подключена сапожная мастерская. Что делать?

Обратитесь в вашу управляющую компанию или ОАО «Белгородэнергосбыт» с заявлением  в свободной форме (не забудьте оставить контактные данные), и совместно с управляющей компанией и представителями жильцов будет проведена проверка правомерности подключения  сапожной мастерской. В случае выявления несанкционированных подключений будет произведен перерасчет начисления платы за ОДН и жильцам, и юридическим лицам, находящимся в многоквартирном доме, в зависимости от схемы подключения.

Если на доме установлена  световая реклама, затраты электроэнергии на ее работу тоже учитывает общедомовой счетчик?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут учитываться в общем балансе электропотребления дома.

Учитываются ли долги соседей при распределении общедомового потребления электроэнергии на добропорядочных граждан?

Нет.  Каждый гражданин оплачивает потребление по своему индивидуальному, установленному на квартиру, прибору учета, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

К каждому должнику персонально применяются все законные меры воздействия: ограничение подачи электроэнергии и взыскание задолженности в судебном порядке.

 Что будет, если гражданин оплачивает электроэнергию по квартирному счетчик, но не платит за ОДН?

За отказ от оплаты общедомовых нужд федеральным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потребленной в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления относятся в равной степени к услуге энергоснабжения.

 Сделают ли мне перерасчет за ОДН за период временного отсутствия в квартире?

В таких случаях размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, перерасчёту не подлежит.

 Должен ли оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды наниматель квартиры по социальному найму?

Да. В Постановлении №354 так и сказано «… собственник (наниматель)…»

 Распространяются ли льготы на оплату ОДН?

Согласно федеральному законодательству льготы монетизированы, и начисления за внутриквартирное потребление и за ОДН всем потребителям выставляются в полном объеме. Соответственно, граждане, имеющие льготы по оплате услуги энергоснабжения, получают денежную компенсацию в размере установленного норматива в зависимости от категории льготы. Начислением льгот занимается местный орган социальной защиты.

 Можно ли сэкономить на освещение придомовой территории и мест общего пользования? Например,  отключать освещение ночью, когда все спят?

Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в том числе — к освещенности придомовой территории и мест общего пользования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10». Введение ограничения освещения в нарушение указанных норм  будет противоречить действующему законодательству.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г.  №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определены требования к состоянию лестничных клеток. В том числе — прописано их обязательное освещение (п. 4.8.14).
Согласно п. 5.6.17. указанного постановления в домах для включения светильников рабочего освещения общедомовых помещений допускается применять выключатели с выдержкой времени на отключение.

При применении указанных выключателей должно оставаться включенным в течение всего темного времени суток освещение в холле подъезда (на первом этаже у лестницы), а при недостаточной естественной освещенности — и у лифтов. При применении выключателей с выдержкой времени на отключение их необходимо устанавливать на каждом этаже с обеспечением возможности оперативного включения на постоянный режим работы на время уборки лестничной клетки, переноса мебели и пр.
На основании изложенного введение ограничения освещения придомовой территории и мест общего пользования противоречит действующему законодательству, поскольку может повлечь вред жизни и здоровью граждан. Но, например, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в целях сокращения расхода электроэнергии может быть принято решение об установке и применении энергосберегающего оборудования.

При подготовке материала использована информация с сайта www.vscenergo.ru

 

 

 

 

Дата публикации: 04.02.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *