Окончание исполнительного производства

.

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

(п.

Статья 47. Окончание исполнительного производства Комментарий к статье 47

7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;

(п. 9 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 321-ФЗ)

10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 48-ФЗ)

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 48-ФЗ)

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

(часть 3 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)


.

Статья 44.

ОКОНЧАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Последствия прекращения исполнительного производства

1. В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(в ред. Федеральных законов от 14.11.2017 N 321-ФЗ, от 07.03.2018 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

4. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

5. Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.


Логическим завершением процедуры исполнения судебного или иного решения является подача заявления об окончании исполнительного производства. В отличие от прекращения исполнительного производства, когда не достигнута цель удовлетворения требований взыскателя, наиболее оптимальным видом окончания исполнительного производства является факт выполнения должником всех требований исполнительного листа. Процедура отмены заявления об окончании исполнительного производства также отличается от обжалования всех иных решений в ходе производства.

Скачать образец: 

  Заявление об окончании исполнительного производства (28,0 KiB, 331 hits)

Пример заявления об окончании исполнительного производства     

Судебному приставу-исполнителю

ОСП № 5 по г. Благовещенску Амурской области

Заявитель: Огнецова Вероника Леонидовна (Взыскатель),

адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск,

ул. Промышленная, д. 246,

Должник: Константинов Дмитрий Федорович,

адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск,

пр-д Пограничный, д. 194, кв. 3

Заявление об окончании исполнительного производства

В производстве ОСП № 5 по г.

Основания прекращения исполнительного производства

Благовещенску Амурской области находится исполнительное производство № 23456/234/2015, возбужденное 15.10.2015 г. в соответствии с заявлением о возбуждении исполнительного производства и судебным приказом Благовещенского городского судебного участка от 01.10.2015 г. по делу о взыскании алиментов на ребенка.

В соответствии со ст. 46 Закона об исполнительном производстве 18.10.2015 г. по моему заявлению мне возвращен предъявленный к исполнению исполнительный лист по причине намерения самостоятельного направления его работодателю, который выплачивает должнику заработную плату, и отсутствием у должника действий по воспрепятствованию исполнения вышеуказанного судебного акта.

В соответствии со ст. 47 Закона в таких случаях исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пп. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

Прошу:

  1. Окончить исполнительное производство № 23456/234/2015 от 15.10.2015 г. в отношении Константинова Д.Ф. о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, Константинову Д.Д.

Огнецова В.Л. 19.10.2015 г.

 

Основания подачи заявления об окончании исполнительного производства

Случаи, когда исполнительное производство может быть окончено, установлены ст. 47 Закона. К ним относятся:

— фактическое исполнение должником всех требований взыскателя (или их части), в том числе когда таких должников несколько в сводном исполнительном производстве и все они несут солидарную ответственность перед взыскателем;

— возврат взыскателю исполнительного документа, в т.ч. по его заявлению, если розыск должника невозможен в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 65 Закона, если у должника нет имущества, за счет обращения взыскания на которое возможно исполнить решение суда или иного органа, и др.

— возврат исполнительного документа по требованию суда или иного органа власти, которые его выдали;

— ликвидация, банкротство должника – юридического лица;

— истечение срока давности предъявления к исполнению исполнительного документа (подробнее, исполнительное производство);

— направление копии исполнительного листа в организацию, которая будет удерживать подлежащие выплате взыскателю периодические платежи.

Этот перечень является исчерпывающим и никакие другие основания не станут поводом окончания исполнительного производства. Кроме того, если в ходе исполнительного производства уже вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, то оно станет отдельным производством и исполнительные действия по нему будут предприниматься независимо от основного (кроме случаев, указанных в ч. 7 ст. 47 Закона).

Содержание и подача заявления об окончании исполнительного производства

Документ готовится в письменной форме при наличии основания окончания исполнительного производства и бездействием судебного пристава (или  его неосведомленностью о наличии таких оснований). Подано оно может быть любой из сторон исполнительного производства, в т.ч. должником, когда это в его интересах, например, для снятия ограничений выезда.

Заявление лучше подавать тому судебному приставу-исполнителю, который ведет дело, но возможно направить его и в канцелярию службы с проставлением отметки о принятии его к рассмотрению.

Рассмотрение заявления об окончании исполнительного производства

Должностное лицо службы судебных приставов, рассмотрев поступившее к нему заявление, выносит постановление об окончании исполнительного производства, в тексте которого отменяет все ограничения для должника и описывает, в какой части исполнены требования исполнительного документа. Сам такой документ или остается в деле (когда выполнены все требования, истек срок его давности или его копия направлена работодателю), или направляет его взыскателю.

В этот же или на следующие день копия постановления об окончании исполнительного производства направляется должнику и взыскателю, в орган, выдавший исполнительный лист или вынесший решение.

Если вынесение такого документа противоречит намерениям одной из сторон и законодательству РФ, подавайте заявление об отмене постановления об окончании исполнительного производства.

Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства

 

Итоговым процессуальным документом, принимаемым судом по результатам рассмотрения вопросов, связанных с приостановлением, прекращением исполнительного производства — является соответствующее определение. Разрешение указанных вопросов является прерогативой суда, поэтому порядок разрешения вопросов о приостановлении и прекращении исполнительного производства закреплен ГПК, АПК, но прямо не урегулирован Законом. По правилу п.1 ст.24 Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства в ГПК закреплен одной нормой (ст.440 ГПК). Очевидно, что это обусловлено правовыми последствиями, названных действий. В соответствии с п.2 ст.24 Закона по приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются. «Невозможность проведения каких-либо исполнительных действий по приостановленному или прекращенному исполнительному производству объясняется, — полагает В.М.Шерстюк, — правовой природой и целевой направленностью институтов приостановления и прекращения исполнительного производства».

В соответствии с ч.1 ст.440 ГПК, вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.

Обращает на себя внимание, что ст.440 ГПК является, пожалуй, единственной среди норм разд.

Чем отличается прекращение от окончания исполнительного производства?

VII ГПК, прямо закрепляющих субъектный состав лиц, участвующих в судебном заседании. Однако, несмотря на прямое закрепление субъектного состава лиц, участвующих в рассмотрении вопроса о прекращении (приостановлении) исполнительного производства, возникает вопрос о процессуальном статусе перечисленных ч.1 ст.440 ГПК лиц, их процессуальных правах и обязанностях. Распространяются ли на взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя права и обязанности, закрепленные ст.З5 ГПК?

Права и обязанности, закрепленные ст.З 5 ГПК предусмотрены законодателем для лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, перечислены ст.34 ГПК. В указанный перечень (ст.34 ГПК) не включены лица, участвующие в производстве, связанном с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Как следствие, отсутствуют основания наделения лиц, перечисленных ч.1 ст.440 ГПК, правами и обязанностями лиц, участвующих в деле, предусмотренными ст.З5 ГПК. В целях разрешения данной коллизии, полагаем необходимым дополнить перечень лиц, участвующих в деле (ст.34 ГПК), лицами, участвующими в производстве, связанном с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов. Срок разрешения судом вопроса о прекращении исполнительного производства ГПК не установлен, как, например, АПК (ч.З ст.327), согласно которому заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок. Как следует из смысла ч.1 ст. 107 ГПК, вопрос о прекращении исполнительного производства в порядке гражданского судопроизводства должен быть рассмотрен в разумные сроки.

Однако, позиция законодателя, закрепившего срок рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства в порядке арбитражного судопроизводства, представляется более обоснованной и логичной, нежели в порядке гражданского судопроизводства, поскольку предусматривает единообразие в применении данной нормы.

Нововведением является положение, закрепленное ч.2 ст.440 ГПК: по результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ. Ранее законодатель не предусматривал такого положения (ч.2 ст.366 ГПК РСФСР). Как следует из смысла нормы, закрепленной ч.2 ст.440 ГПК, независимо от участия или неучастия, перечисленных лиц в судебном заседании, им должно быть направлено определение суда. Представляется, что следует согласиться с мнением К.И.Худенко о том, что: «Норма о направлении копии определения взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю выступает дополнительной процессуальной гарантией права этих лиц на судебную защиту, реализуемую на данном этапе исполнительного производства посредством обжалования определения». П.З ст.24 Закона закрепляет действия судебного пристава-исполнителя после вынесения судом определения о прекращении или приостановлении исполнительного производства: о приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ. Учитывая, что в связи с введением в ГПК положения, закрепленного ч.2 ст.440, предусматривающего обязательное направление взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю определения суда по вопросу о приостановлении или прекращении исполнительного производства, в настоящее время положения п.З ст.24 Закона действуют лишь в части сообщения судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

На это обстоятельство также обращают внимание и другие авторы, в частности, О.А.Рузакова. В применении остальной части п.З ст.24 Закона, как дублирующей действия суда — ч.2 ст.440 ГПК, в настоящее время необходимости нет. Поэтому, как представляется, целесообразно исключить из ч.З ст.24 Закона положение, обязывающее судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок сообщить сторонам о прекращении или приостановлении исполнительного производства и закрепить данную норму в другой редакции: о приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой юрисдикционный орган, выдавший исполнительный документ.

Как следует из текста ч.2 ст.440 ГПК взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю должно быть направлено определение суда, а не его копия. Из этого можно сделать вывод о том, что определение должно быть изготовлено в четырех экземплярах: соответственно для приобщения к материалам судебного производства по прекращению или приостановлению, а также для направления взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

Такой вывод обусловлен однозначной позицией законодателя по вопросу составления и выдачи другого судебного постановления — судебного приказа. Так, в соответствие с требованиями ч.З ст.

127 ГПК, судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа. Другая норма ГПК (ст.214), также предусматривает, что лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения суда высылаются не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. То есть, в приведенных случаях, законодатель прямо предусматривает изготовление копий указанных судебных постановлений.

Однако изготовление определения о приостановлении, прекращении исполнительного производства в четырех экземплярах (как это следует из требований ч.2 ст.440 ГПК) не может быть каким-либо образом обоснованно, в отличие, например, от положений ч.З ст. 127 ГПК, когда требование законодателя об изготовлении судебного приказа в двух экземплярах объясняется тем, что второй экземпляр судебного приказа, выдаваемый взыскателю (ч.1 ст. 130), является одновременно исполнительным документом (ч.2 ст.

121 ГПК). В этой связи, необходимым видится внесение дополнения в норму, закрепленную ч.2 ст.440 ГПК, и изложение ее в следующей редакции: по результатам рассмотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определение, копия которого направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.

На определение суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть подана частная жалоба (ч.З ст.440 ГПК). Изложенным положением, законодатель не предусматривает принесение представления прокурора на определение о приостановлении или прекращении исполнительного производства, как это предусматривала ч.2 ст.366 ГПК РСФСР, что является вполне логичным, поскольку участие прокурора не предусмотрено при разрешении указанных вопросов ни в порядке ст.440 ГПК, ни ст.45 ГПК. 4.4 ст.327 АПК содержит несколько иную формулировку, но это не изменяет ее существа: определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано. П.4 ст.24 Закона также предусматривает положение о том, что определение о приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые предусмотрены ГПК и АПК. Учитывая закрепление положений об обжаловании определения суда о приостановлении, прекращении исполнительного производства ч.З ст. 440 ГПК и ч.4 ст. 327 АПК, необходимости в закреплении схожей нормы в Законе нет, в связи с чем, пункт 4 целесообразно исключить из ст.24 Закона.

Согласно ч.4 ст.440 ГПК, приостановленное исполнительное производство возобновляется определением того же суда после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление. При этом положения названной нормы не определяют круг лиц, которые вправе ставить вопрос о возобновлении исполнительного производства. Для сравнения, ч.5 ст.327 АПК, к таким лицам относит: взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, а также арбитражный суд, приостановивший исполнительное производство. Очевидно, что законодатель предоставляет полную свободу усмотрения в данном вопросе. Поэтому, любое из перечисленных ч.1 ст.440 ГПК лиц, как и сам суд, правомочны инициировать возобновление исполнительного производства после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление (4 ст.440 ГПК).

 

Автор: Дячук Е.В.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *