Периодичность повышения квалификации педагогических работников

.

Учеба на протяжении всей жизни сегодня воспринимается не как дополнительная возможность, а как необходимость. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, специалисты нуждаются в регулярной актуализации своих знаний, как теоретических, так и практических. С этой целью существуют специальные курсы повышения квалификации. Посещение данных занятий может быть как собственной инициативой работника, так и требованием организации в соответствии со спецификой ее деятельности. К примеру, педагоги обязаны проходить такие курсы каждые три года.

Актуальность повышения квалификации

Законодательно определена обязанность прохождения таких занятий только для некоторых категорий специалистов. Несмотря на это, многие компании требуют от своих сотрудников актуализации знаний с периодичностью 1-5 лет. Такая необходимость существует для специалистов самых разных профессий: инженеров, врачей, учителей, техников СТО и т.д. Важным моментом повышение квалификации является также для кадровых работников. Так, посещая институт кадровика, они смогут освоить новые методики подбора персонала, современные способы мотивации, оценки и управления, расширят свои знания по грамотному ведению кадровой документации и т.д.

Чаще всего, посещение курсов происходит после работы, к примеру, в вечернее время или в выходные. Однако многие организации самостоятельно отправляют специалистов на повышение квалификации, сохраняя за ними зарплату на протяжении всего периода обучения.

Повышение квалификации педагогических работников (Зернова И.)

По итогам прохождения курсов могут проводиться тестирования или экзамен. В этом случае специалистам выдаются дипломы или сертификаты об успешном освоении новой программы.

Преимущества для работника и организации

Повышение квалификации персонала необходимо как самим работникам, так и компании. Если говорить о специалисте, то такие курсы дают ему следующие преимущества:

  • новые возможности для профессионального и личностного роста;
  • актуализация знаний согласно новым технологиям;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда;
  • возможность наладить новые бизнес-связи;
  • получение необходимых в каждодневной деятельности знаний и навыков;
  • возможность ускорить свой карьерный рост и претендовать на повышение заработной платы.

Особенно необходимо проходить такие курсы после длительных перерывов в работе, при изменении компанией направления своей деятельности, модернизации или расширении производства. Кроме того, с помощью таких дополнительных занятий специалист может освоить смежные области и претендовать на другие, более высокооплачиваемые должности.

С другой стороны, немалые выгоды имеет и сама компания. Прежде всего, она получает более квалифицированного специалиста, который владеет знаниями и навыками, соответствующими последним современным разработкам. Благодаря этому после повышения квалификации, работник сможет справляться с более сложными задачами, а также может помочь фирме открыть для себя новые сферы деятельности и пути улучшения производительности труда. 

Смотрите также:

Предыдущая новостьСледующая новость

Другие матералы рубрики:

.

.

Автор: Загоскина Татьяна Викторовна, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологды

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».

Профессиональная компетентность педагогических работников  является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения, что, в конечном счете, определяет качество образования детей как основной параметр государственно – общественного заказа  учреждению. 

Основной целью повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения  является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование структурной целостности  педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности  обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Задачами повышения квалификации являются:

  • формирование педагога инновационного типа, cсовершенствование педагогического мастерства через внедрение современных  информационных, педагогических технологий и передовых методик;
  •  поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом новейших достижений науки и практики;
  • создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности;
  • апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
  • переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;
  • активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
  • предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;
  • удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;
  • освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства;
  • изучение, обобщение и распространение инновационного  педагогического опыта.

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — N 273-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ педагогические работники получат право на получение ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 с. 76 N 273-ФЗ).

Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование. Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273- ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8). 

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (п. 5 ч. 3 с. 28 N 273-ФЗ), фактически — к компетенции работодателя.

К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:

  • предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
  • направление работника на обучение (как в субъекте Российской Федерации, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.

Работодателю на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ), предоставлено право определять необходимость ДПО работников для собственных нужд. Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В случае если право работника на подготовку и ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между работником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО.

Если работник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от получения ДПО.

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76). Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности). Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76). 

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). 

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч.

10 ст. 76). 

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76). При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13). Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной 55 программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60). 

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, регулируется ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которой в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *