Конфликт в школе: четыре вопроса юристу

 Учитель должен знать:

  1. Конституцию РФ;
  2. законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
  3. Конвенцию о правах ребенка;
  4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени образовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  5. требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в образовательном учреждении; методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
  6. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  7. средства обучения и их дидактические возможности;
  8. основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  9. основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;
  10. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает учащимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

3. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

4. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

6. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

7. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.

8. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

10. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

11. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.

12. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.

13. Работает в тесном контакте с другими учите¬лями, родителями (лицами, их заменяющими).

14. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

15. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

 Права

Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения. 

Ответственность

1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность: за реализацию не в полном объеме образовательных программ; за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем; за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения. выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»; безопасное проведение образовательного процесса; принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда; организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.; осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

1.  На защиту профессиональной чести и достоинства.

2.  На свободу совести.

3.  Участвовать в разработке и применении методик воспитания и обучения детей по программе: «Развитие творческого потенциала личности школьника».

4.  Участвовать в организации и управлении школы выдвигать свою кандидатуру на любую должность.

5.  Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.

6.  Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

7.  Повышать квалификацию в педагогических училищах, вузах, аспирантуре и других учреждениях с получением стипендии при наличии соответствующих фондов, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции

8.  Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

9.  Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами

10.    На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.

Право школьника

11.    Знать о замене уроков заранее (за день до замены).

12.    На отгулы за работу в выходные дни (количество отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет).

13.    Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.

14.    Учитель не имеет права не допускать учащегося в аудиторию по причине отсутствия специальной формы и по любой другой причине, , но имеет право не допускать учащегося к процессу производительного труда.

15.    Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (но ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, находится в спортивном зале)

16.    В деликатной форме высказывать претензии к ребенку.

17.    .Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).

18.    Требовать от родителей посещения родительских собраний.

19.    На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.

20.    На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

21.    Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.

22.    Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

 

1.   Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.

2.   Быть нравственным примером для своих учеников.

3.   Повышать свой профессиональный уровень.

4.   Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.

5.   Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.

6.   Предупреждать возможный травматизм детей.

7.   Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.

8.   Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке.

9.   Своевременно выставлять оценки в дневник.

10.    Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

11.    Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или без справки медицинской сестры.

12.    Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.

13.    Сравнивать ученика с самим собой, а не с другим учеником.

14.    Найти положительные моменты даже в неудовлетворительной работе ученика.

15.    Не задавать домашнее задание на каникулярное время в 1 – 9 классах и выходные дни в 1 -4 классах, кроме чтения художественной литературы.

16.    Не опаздывать на урок.

17.    Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках в соответствующие службы.

18.    Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.

19.    Сдавать в конце учебного года заместителю директора по хозяйственной части ТСО.

20.    Использовать современные методики обучения.

21.    Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребёнка.

22.    Учитель, воспитатель обязан отпускать класс со звонком с урока.

23.    Учителю физкультуры рекомендуется отпускать класс за 5 минут до звонка с урока, что бы дети могли подготовится к другому уроку.

Классный воспитатель обязан (дописать после консультации с директором)

1.   Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.

2.   Проводить родительское собрание не менее 1 раза в триместр.

3.   1 раз в 2 недели проверять дневники уч-ся.

4.   Находится со своими учениками во время школьных мероприятий

5.   Составляет график дежурства по классу.

 

Часто встречающиеся вопросы

 

— Какие обязанности имеют работники образовательных учреждений?
Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений обязаны:
— уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
— соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
— осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
— реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
— способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
— стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
— проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
— Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);
— основы права, научной организации труда;
— основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
— программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

 

— Какую ответственность несут работники образовательных учреждений?
За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е.

неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— увольнение по соответствующим основаниям.
Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:
— повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
— применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

 

 

 Каковы типичные нарушения прав педагогов?
Если отвлечься от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.

 

 

— Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей — на учителей?

Права человека — узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.
По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности.

Права и обязанности учителя.docx

Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.

 

 

— Какие особые права (не относящиеся к правам человека) имеют педагогические работники образовательных учреждений?
Педагогические работники образовательных учреждений имеют право
— на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений за совершение которых запрещена педагогическая деятельность еще не утвержден);
— создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
— иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
— на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
— на защиту профессиональной чести и достоинства;
— на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
— на участие в управлении образовательным учреждением;
— на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
— на сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
— создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
— на участие в забастовках;
— на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;
— на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в том числе совместителям;
— на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
— на получение пенсии по выслуге лет;
— на повышение квалификационной категории;
— на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план, также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии «Конструктор школьных сайтов«.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3.

Защищаем права ребенка в школе

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.


Статья 48.

Конфликт в школе: четыре вопроса юристу

Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.


Юридическая консультация педагогам

У московских педагогов периодически появляются различные актуальные вопросы на темы оплаты труда, прохождения аттестации, сокращения учебных нагрузок и многие другие. Руководство образовательных учреждений далеко не всегда готово помочь учителям решить их проблемы. Поэтому юридическая консультация педагогам, которую предоставляет АНО «Профзащита», может стать вполне реальной и эффективной помощью в разрешении различного рода споров или претензий.

Юридическая консультация педагогам

Профессиональная поддержка юристов в сложных ситуациях необходима каждому. Бюджетные работники социальных сфер, в том числе учителя школ, воспитатели детских садов и педагоги учреждений дополнительного образования, при защите своих законных интересов могут столкнуться с необходимостью в судебных разбирательствах или заключениях мировых соглашений.

Учителя (права и обязанности)

Часто у них нет возможности самостоятельно доказать свою правоту, даже если характер действий был верным.
Именно поэтому, чтобы избежать острых и неприятных ситуаций уже на начальном этапе, рекомендуем вам обратиться за юридической помощью к высококвалифицированным специалистам Центра правовой поддержки «Профзащита». Ведь как показывает практика, не все учителя досконально знают свои права.
Это приводит к выводу, что юридическая помощь физическим лицам и коллективам общеобразовательных учреждений в любом разбирательстве – необходимая мера для защиты интересов и прав всех участников дела.

АНО ЦПП «Профзащита» проводит бесплатные консультации членов профсоюза народного образования и науки г. Москвы.

Консультации проводятся без записи в приемные дни:
Понедельник с 14.00 до 17.00
Четверг с 10.00 до 13.00
При себе необходимо иметь профсоюзный билет и подтверждение об уплате членских взносов.

Вопрос-ответ. Раздел «Трудовые права педагогам»

Перед вами примеры вопросов наших клиентов, на которые юристы «Профзащиты» дали свои ответы.

Светлана К.
Доброго времени суток. Хотелось бы точно узнать, это правда, что с 2015 года всем учителям необходимо высшее образование и что тогда делать тем, у кого среднее профессиональное?

Юлия Юрьевна
Здравствуйте. Объясните, может ли директор школы перевести учителей на контрактную основу работы, если в учреждении не была проведена реорганизация?

Мария Литвинова
Добрый день. Как мне лучше поступить, если я имею нагрузку 26 часов, статус «мать-одиночка» и категорию по потере кормильца, а директор хочет заставить работать еще 12 ч. в ГПД – это ведь увеличит время до 38 ч.?

Павел Д.
Добрый день. Интересует такой вопрос: имеет ли право директор заставить меня выходить на работу в качестве работника летнего лагеря (я учитель русского языка)?

Евгений
Здравствуйте. Хочу уточнить правомочно ли заставлять педагогов контролировать нахождение обещающихся в нашей школе детей после 10 вечера на улице (в селе) в период каникул?

Жанна
Я работаю учителем физики в сельской школе. Ежедневно приходится одолевать по 20 км (и это только в одну сторону). Сейчас школа будет переходить на 5-ти дневку, а значит уроков – не меньше 7 в день. Имеет ли право наш директор обязывать меня на платной основе оказывать образовательные услуги в неурочное время? Ведь в таком случае дома я буду не раньше 17.00, да еще мне скоро в декрет.

Елена
Перед Новым годом я решила устроить своим ученикам праздник – мы всем классом, вместе с родителями детей посетили театр и просто отлично провели время. Теперь же директор заставляет меня написать объяснительную (и естественно последует выговор), почему я без ее разрешения так поступила. Но, до мероприятия я обращалась с заместителем директора, и она сказала, что это мое и учеников личное время, а значит, проводить мы его может на свое усмотрение. Правомочны ли претензии директора?

Екатерина С.
Подскажите, сколько я могу находиться на занимаемой должности, если от аттестации на подтверждение категории хочу отказаться?

Людмила
Могли бы вы проконсультировать по такому вопросу. Недавно у меня с одним родителем ученика возник спор. В результате меня довольно нецензурно обругали сначала на месте, а потом еще и по телефону. Какие претензии и куда мне можно предъявить?

Роман П.
Здравствуйте. Интересует такой вопрос: считается ли время перемены рабочим временем? Может ли дирекция школы учитывать его и заставлять отрабатывать кроме основной нагрузки?

Алла
Добрый день. В нашей школе директор заставляет писать заявления за своей счет на все праздники, которые длятся свыше одного дня. Вот на Новый год «порекомендовал» с 29 и по 5 брать отпуска. Правомерно ли это и куда в такой ситуации обращаться?

Марина
После смены директора в нашей школе значительно сократили набор первоклассников, что, конечно, сказалось на составе коллектива. Меня, без каких-либо видимых причин решили сократить. Могу ли я претендовать на перевод по специальности в другое учреждение и если да то, как мне это правильно сделать?

Александр
Я учитель математики (5-9 классы) в сельской школе. Раньше отрабатывал 26 часов в неделю, теперь у меня забирают 8-9 классы, а это минус 11 часов, соответственно и зарплата будет меньше минимальной ставки. Помогите разобраться насколько правомочны такие действия и что я могу сделать в данном случае, ведь работа по прежнему графику меня полностью устраивала.

Валерий
Что можно предпринять, если классный руководитель отказывается принимать какое-либо участие в школьных или городских конкурсных и организационных мероприятиях, не сдает своевременно план по воспитательной работе? Куда нужно обращаться и в какой форме?

Лариса
Через сколько лет педагогу необходимо проходить курсы повышения своей квалификации?