Причинитель вреда это

Вина причинителя вреда.

Ответственность по деликтным обязательствам может иметь место, как правило, при наличии вины причинителя вреда.

Под виной понимается психическое отношение причинителя вреда к своему противоправному поведению и его возможным результатам. В вине проявляется пренебрежение причинителя вреда к интересам общества, граждан и юридических лиц. Такое понятие вины в равной мере применимо ко всем субъектам гражданского права.

В отличие от рассмотренных условий гражданско-правовой ответственности (вреда, противоправного поведения и причинной связи), носящих объективный характер, вина характеризует деликтное правонарушение с субъективной стороны. Более того, в отдельных случаях закон устанавливает даже ответственность без вины, например, ответственность владельца источника повышен­ной опасности.

В гражданском законодательстве различаются две формы ви­ны — умышленная и неосторожная (ст. 401 ГК РФ). Умышленная вина характеризуется тем, что причинитель вреда сознает противо­правность своего поведения, предвидит его вредные последствия, желает или безразлично относится к их наступлению. Вина в форме неосторожности характеризуется тем, что лицо не сознает противоправности своего поведения, не предвидит и не желает наступления вредных последствий, но должно осознавать характер своего поведения и предвидеть возможность причинения вреда.

Итак, мы кратко рассмотрели общие условия ответственности за причинение вреда. Дальнейшее развитие и конкретизацию эти поло­жения получат, при изучении отдельных видов ответственности за причинение вреда.

 

Основания ответственности за причинение вреда можно поделить на фактические и юридические. Фактическим основанием является причинение вреда одним лицом другому. Юридическим основанием служит закон, охраняющий имущественное положение потерпевшего и предписывающий причинителю возместить причиненный вред. Однако для возникновения обязательства этого недостаточно. Необходимы еще определенные условия.

Условиями во всех случаях являются:

— наличие вреда;

— противоправность поведения причинителя вреда;

— причинная связь между противоправным поведением и вредом.

В большинстве случаев условием ответственности выступает также вина причинителя вреда, но закон предусматривает и случаи, когда обязательство возникает независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

Указанные основания являются общими, поскольку перечисленный состав необходим, если иное не предусмотрено законом (например, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает независимо от вины причинителя вреда).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Закон устанавливает презумпцию вины причинителя вреда.

В силу этого лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Возможно причинение вреда и правомерными действиями, к которым относятся действия, совершенные в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Однако вопрос о наступлении ответственности за вред, причиненный такими действиями, решается в ГК РФ по разному для каждого из них: вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению, если при этом не были превышены ее пределы; в то же время вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Наличие вины в поведении потерпевшего влечет полное или частичное освобождение от ответственности причинителя вреда.

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, не подлежит возмещению. Грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, влечет уменьшение размера возмещения в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда.

Предыдущая58596061626364656667686970717273Следующая


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 841;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Причинитель — вред

Cтраница 1

Причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом.  [1]

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда.  [2]

Причинитель вреда несет ответственность за него независимо от вины, т.е. как при наличии вины, так и при ее отсутствии. Освобождают его от ответственности только обстоятельства, указанные в ст. 1098 ( см. коммент.  [3]

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда.  [4]

Причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом.  [5]

Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда.  [6]

Если причинитель вреда действовал в состоянии крайней необходимости ( ст. 449 ГК РСФСР) как в своих интересах, так и в интересах третьего лица, суд может возложить обязанность возмещения вреда на них обоих по принципу долевой ответственности с учетом обстоятельств, при которых вред был причинен. Суд также вправе частично либо полностью освободить этих лиц или одного из них от обязанности по возмещению вреда.  [7]

По гражданскому праву причинитель вреда обязан возместить пострадавшему как положительный ущерб в имуществе, так и упущенную выгоду. К материальной ответственности колхозников это положение не применимо; они несут ответственность лишь за убытки, причиненные ими в виде положительного ущерба.

Убытки же в виде упущенной выгоды во внимание не принимаются. Примерного устава колхоза, где сказано, что с колхозников, виновных в причинении колхозу материального ущерба, взыскание производится в размере действа тельного ущерба… Теоретически это правило объясняется тем, что колхозники состоят с колхозом не только в обычных имущественных, но и трудовых отношениях. В процессе реализации последних колхоз вверяет своим членам средства произ водства и другое имущество для достижения определенных хозяйственных целей и как собственник берет на себя различного рода хозяйственно-необходимые затраты, а также непредвиденные убытки, хотя бы возникшие и по вине колхозника. В таких случаях возможна лишь дисциплинарная ответственность.  [8]

Страхователь, получивший от причинителя вреда ( или лица, ответственного за его причинение) полное возмещение ущерба, теряет право на получение страхового возмещения.

6. Понятие и виды вреда в граж­данском праве.

 [9]

ГК), а также когда причинитель вреда и потерпевший не связаны договором. Судебная практика по вопросам компенсации морального вреда обобщена в Постановлении Пленума ВС РФ № 10 от 20 декабря 1994 г. ( Бюллетень ВС РФ, 1995, № 3), которое подлежит применению с учетом новых правил, предусмотренных в ГК.  [10]

Грубая неосторожность потерпевшего и имущественное положение причинителя вреда — гражданина являются основаниями для освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности полностью либо частично ( см. пп.  [11]

Например, если страхователь имел к причинителю вреда требование, основанное на нормах о деликтах, страховщик после приобретения этого требования не может ссылаться на правила, касающиеся договоров.  [12]

Однако эта обязанность прекращается по достижении причинителем вреда совершеннолетия, а также если до этого момента у него появится имущество, достаточное для возмещения вреда.  [13]

Ьсти, при которой не требуется вины причинителя вреда.  [14]

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Тема 6. ПЕРЕВОЗКА.

Вопросы по теме
1. Общие положения о транспортных обязательствах:
1.1. Виды транспорта и их организационное построение.
1.2. Понятие обязательства перевозки и его соотношение с иными транспортными обязательствами.
1.3. Организационные предпосылки заключения договора пере­возки.
1.4. Виды договоров перевозки (разовый договор, договор об орга­низации перевозок, договор перевозки груза, договор перевозки пассажи­ра, договор фрахтования).
2. Договор перевозки грузов:
2.1. Форма договора перевозки грузов и порядок его заключе­ния.
2.2. Субъекты обязательства по грузовой перевозке. Правовое поло­жение грузополучателя.
2.3. Особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообще­нии. Комбинированные перевозки.
2.4. Права и обязанности участников обязательства грузовой пере­возки, возникающие до заключения договора перевозки.
2.5. Права и обязанности субъектов договора грузовой перевозки и грузополучателя.
3. Ответственность за нарушение обязательства грузовой перевозки:
3.1. Условия и особенности ответственности в обязательствах гру­зовой перевозки.
3.2. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их неиспользование.
3.3. Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъ­екты, основания, объем).
3.4. Порядок предъявления претензий и исков по договору грузовой перевозки.
4. Перевозка пассажиров и багажа:
4.1. Договор перевозки пассажира (общая характеристика, порядок заключения, виды, права и обязанности сторон).
4.2. Договор перевозки багажа (общая характеристика, порядок за­ключения).
4.3. Ответственность сторон по договору перевозки пассажира и ба­гажа.
Нормативный материал
1.ГК. Глава 40.
2. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 ав­густа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
3. Транспортные Уставы и Кодексы: Транспортный устав железных дорог РФ 1998 г.; Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 г.; Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г.; Кодекс торго­вого мореплавания РФ 1999 г.; Воздушный кодекс РФ 1997 г.
4. Положение о взаимной имущественной ответственности предприя­тий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за выполнение плана перевозок грузов в каботаже, утв. постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982 г. // СП СССР. 1982. № 16. Ст. 83.
5. Правила перевозок грузов по железным дорогам СССР // Норматив­ные акты о транспорте. М., 1983. Ч. 1. С. 414.
6. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г.//СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1311.
7. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. М., 1984.
8. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным ли­ниям Союза ССР, утв. приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. М., 1985.
9. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 29 марта 1968 г. № И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозки грузов по железной дороге» // БНА. 1983. № 9. С. 16; 1985. № 5. С. 36.
10. Письмо Госарбитража СССР от 5 февраля 1984 г. № С-7/ОП-61 «О некоторых вопросах арбитражной практики, возникающих при разре­шении споров по перевозкам» // БНА. 1984. № 1. С. 43.
11. Инструктивные указания Госарбитража СССР от 30 июля 1976 г. № И-1-23 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообще­нии» // БНА. 1984. № 4. С. 33.
12. Письмо Вышего Арбитражного Суда РФ от 21 августа 1992 г. № С-13/ОП-204 «О практике разрешения хозяйственных споров, вытекающих из перевозок грузов» // Вестник ВАС РФ. 1992. № 1.
13. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 1993 г. № С-13/ОСЗ-23 «Об ответственности грузоотправителей и отделений (станций) железных дорог при перевозках экспортных грузов железнодо­рожным транспортом» // Вестник ВАС РФ. 1993. № 3.
Литература
1. Савичев Г.П. Правовое регулирование перевозок народнохозяйст­венных грузов. М., 1986.
2. Савичев Г.П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохранности грузов при перевозках. М., 1989.
3. Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора перевозки. Л., 1969.
4. Хаскельберг Б.Л. Ответственность за нарушения плана и договора железнодорожной перевозки грузов. Томск, 1981.
5. Комментарий к Уставу железных дорог СССР // Под ред. Г.Б. Аста-новского. М., 1986. Разд. III, V, VII.
6. Комментарий к Уставу автомобильного транспорта РСФСР. М., 1976. Разд. III, VI, IX.
7. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания СССР. М., 1973. Гл. VIII, X, XI, XIII.
8. Ходунов М.Е., Колпаков Н.Т. Комментарий к Уставу внутреннего водного транспорта Союза ССР. М., 1986.
Задачи
1-е занятие
1.
20 июня завод «Маяк» предъявил иск к Управлению Северной желез­ной дороги о взыскании штрафа за невыполнение принятых заявок на пе­ревозку грузов в феврале и марте и возмещении убытков, понесенных за­водом в виде неустойки, уплаченной заводом своим покупателям за про­срочку поставки продукции из-за неподачи дорогой вагонов.
Управление дороги выдвинуло следующие возражения по иску:
1) в отношении взыскания штрафа за невыполнение плана перевозок истцом нарушен претензионный порядок, предусмотренный ст. 139 ТУЖД. Расчет по причитающимся суммам штрафа был сообщен истцу: за февраль — 6 марта, а за март — 12 апреля. Претензия же истцом была заяв­лена только 20 мая, т.е. с пропуском установленного срока, в связи с чем она была возвращена истцу без рассмотрения;
2) взыскание остальных сумм не предусмотрено ТУЖД, так как они представляют собой требования о возмещении убытков, понесенных ист­цом по своим обязательствам.
Завод настаивал на удовлетворении своих требований, заявляя, что действующее законодательство не устанавливает срок для предъявления
претензии, а понесенные им убытки являются следствием невыполнения дорогой принятых заявок на перевозку грузов.
Кто прав в этом споре и как следует решить дело?
2.
В соответствии с долгосрочным договором на организацию перевозок и декадными заявками грузоотправителя — объединения «Апатит» Мур­манское отделение Октябрьской железной дороги должно было подать объединению для перевозки грузов в апреле 300 вагонов (равными парти­ями подекадно). Отделение дороги, располагая данными о наличии у объ­единения большого количества добытой руды, подлежащей перевозке, подало в первую декаду 120 вагонов в порядке сгущения подачи вместо 100 вагонов. Объединение, загрузив 100 вагонов, от загрузки 20 вагонов отказалось, ничем не мотивируя свой отказ.
Во вторую декаду вместо 100 вагонов дорога подала 80 вагонов, а в третью — в соответствии с заявкой грузоотправителя 100 вагонов.
Объединение «Апатит» предъявило иск к Мурманскому отделению дороги о взыскании штрафа за невыполнение заявки на перевозку — непо­дачу во вторую декаду 20 вагонов.
Возражая против иска, отделение дороги указывало, что требование грузоотправителя необоснованно, так как во вторую декаду было подано 80 вагонов с учетом поданных, но не загруженных отправителем 20 ваго­нов в первую декаду. Кроме того, в целом за месяц было отгружено 300 вагонов и, следовательно, общий объем перевозок выполнен.
В свою очередь, отделение дороги предъявило иск к объединению «Апатит» о взыскании штрафа за недогруз 20 вагонов в первую декаду и убытков, вызванных простоем вагонов по этой причине. Кроме того, от­деление считало, что иск должен предъявляться не к отделению, а к Уп­равлению железной дороги, которое является субъектом правоотношения
по перевозке грузов.
Разберите доводы сторон и решите спор по существу.
3.
При заключении годового договора на перевозку грузов автомобиль­ным транспортом между автотранспортным предприятием и грузоотпра­вителем возникли разногласия по условиям договора.
Автотранспортное предприятие включило в проект следующие усло­вия:
1.

Грузоотправитель несет ответственность за все последствия непра­вильной погрузки груза, в том числе за повреждение перевозочных средств и безопасность перевозки. Грузоотправитель не соглашался с этим условием, поскольку согласно правилам перевозок грузов их погрузка на автомашину производится под наблюдением шофера автопредпри­ятия.

2. Автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению компетентных орга­нов автотранспортные средства будут привлечены к выполнению госу­дарственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и это­го условия.
В свою очередь, грузоотправитель настаивал на включении в договор следующих условий:
1. Автотранспортное предприятие возмещает грузоотправителю убыт­ки, вызванные просрочкой доставки грузов получателям.
2. Грузоотправитель не несет ответственности за непредъявление гру­за к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.
Против этих условий возражало автопредприятие. Как должен быть решен этот спор?
4.
Новгородский завод «Реостат» отгрузил в адрес завода подъемно-транспортного оборудования электромоторы для портальных кранов. Груз прибыл с просрочкой на десять дней. Из-за несвоевременной достав­ки моторов завод не выполнил свои обязательства по поставке кранов Мурманскому порту и уплатил последнему неустойку за нарушение сро­ков исполнения договора. В связи с этим завод подъемно-транспортного оборудования предъявил к Управлению Октябрьской железной дороги иск о взыскании с дороги штрафа за просрочку доставки груза (электро­моторов) и возмещении понесенных им по вине дороги убытков, вызван­ных уплатой неустойки покупателю за несвоевременную поставку кранов и штрафа Балтийскому пароходству за непредъявление груза (кранов) к перевозке.
Подлежат ли удовлетворению требования завода?
ЗАО «Силуэт» предъявило иск к Управлению железной дороги о взы­скании убытков, возникших от уценки поврежденного груза, перевозив­шегося в контейнере и прибывшего в пункт назначения со следами подмочки.
Заявленную истцом претензию дорога отклонила, ссылаясь на вину грузоотправителя, который погрузил груз в технически неисправный кон­тейнер, имевший в крыше расхождения сварных швов, что было отраже­но в коммерческом акте.
. ЗАО «Силуэт» настаивало на удовлетворении иска, указывая, что от­ветственность за порчу груза должна быть возложена на железную дорогу, так как указанные дефекты контейнера грузоотправитель не мог заме­тить при погрузке груза, поскольку они были обнаружены только при ис­кусственном освещении в темноте.
Подлежит ли иск ЗАО «Силуэт» удовлетворению?
6.
Хладокомбинат обратился с иском к перевозчику — Управлению Мос­ковской железной дороги и к поставщику — мясокомбинату о взыскании с надлежащего ответчика стоимости недостающего мяса. Груз прибыл в ис­правном вагоне, но без пломбы грузоотправителя. При его вскрытии ока­залось, что вагон загружен до полной вместимости, и недостающее коли­чество груза вместиться не могло. Мясо (туши) порезов и других повреж­дений не имело. Эти обстоятельства были подтверждены экспедитором мясокомбината и отражены в коммерческом акте.
Кто должен нести ответственность за недостачу груза? Изменит­ся ли решение, если вагон, загруженный отправителем, прибыл на стан­цию назначения в исправном состоянии и за его пломбами?
7.
При перевозке полушерстяного полотна из г. Старая Русса в С.-Петер­бург автомашиной автопредприятия № 5 в пути следования на автомаши­не возник пожар, в результате которого часть груза погибла, а оставшееся полотно было повреждено. Заявленную претензию, а впоследствии и иск о возмещении стоимости погибшего и поврежденного груза автопредпри­ятие отклонило. Ответчик ссылался на непригодность автомашины для перевозки указанного груза, т.е. ее неисправность в коммерческом отно­шении, за которую отвечает грузоотправитель. Машина была предостав­лена истцу для перевозки оборудования в г. Старая Русса, а не для пере­возки полушерстяного полотна, которым была загружена автомашина при обратном ее следовании.

1. Причинитель вреда как субъект деликтного обязательства

Такой груз, как полотно, должен перевозиться в специальной автомашине.

При рассмотрении дела выяснилось, что причиной пожара явилась техническая неисправность автомашины — при скорости движения 60-65 км/час отсоединился карданный вал, который ударил по бензобаку, пробил его, отчего и загорелась автомашина.
Какое решение должен вынести арбитражный суд?
2-е занятие
1.
Объединение «Плодоовощ» (г. Краснодар) отгрузило в адрес ЗАО «Природа» (г. Санкт-Петербург) два вагона винограда и вагон яблок. Груз
был погружен грузоотправителем и им опломбирован. Срок доставки гру­за установлен 5 дней, срок транспортабельности 8 дней. Груз прибыл в С.-Петербург с просрочкой доставки двое суток в исправных вагонах, но на вагоне с яблоками была пломба станции «Ростов-товарный». В связи с просрочкой доставки был составлен коммерчский акт, в котором, кроме просрочки доставки, отмечена порча винограда и недостача двух ящиков яблок.
ЗАО «Природа» предъявило претензию к Управлению Октябрьской железной дороги о взыскании штрафа за просрочку доставки груза, а так­же стоимости испорченного и недостающего груза.
Дорога претензию отклонила, указав в ответе, что:
1) просрочка в доставке груза произошла по вине ст. Краснодар (Юж­ной железной дороги), которая задержала отправку груза на двое суток, а потому она и должна нести ответственность;
2) за порчу груза дорога не отвечает, так как груз хотя и прибыл с на­рушением срока доставки, но в пределах срока его транспортабельности, указанного грузоотправителем. Кроме того, ТУЖД РФ не содержит нор­мы, предусматривающей одновременное взыскание штрафа за просрочку доставки груза и возмещение ущерба от его порчи;
3) за утрату двух ящиков яблок дорога также не отвечает, так как, во-первых, груз был погружен отправителем, а во-вторых, по весу недостача груза не превышает установленной нормы его естественной убыли.
ЗАО «Природа» обратилось с иском в арбитражный суд. Какое решение должно быть принято по данному спору?
2.
По железнодорожной накладной в контейнере за пломбами грузоотп­равителя из Москвы прямым смешанным железнодорожно-водным сооб­щением в адрес Магаданского областного управления Агропрома (порт Ногаево) был отгружен груз — предметы электротехники. При перевалке груза с Дальневосточной железной дороги на судно Дальневосточного па­роходства в порту Находка была обнаружена неисправность контейнера, в связи с чем порт потребовал вскрытия контейнера и проверки его содер­жимого, что и было сделано.

В порту Ногаево грузополучателю груз был выдан с недостачей, соответствующей недостаче, которая выявлена и за­фиксирована в коммерческом акте, составленном в порту Находка. Грузо­получатель предъявил претензию Управлению Дальневосточного паро­ходства на сумму стоимости недостающего груза. Управление пароходст­ва, не усматривая своей вины в образовании недостачи, направило пре­тензионный материал Управлению Дальневосточной железной дороги, которое также отказалось удовлетворить претензию.

Грузополучатель предъявил иск к Дальневосточному пароходству. Приморский арбитражный суд, считая, что вина Дальневосточного паро-
ходства в образовании недостачи груза отсутствует, исковой материал возвратил истцу, предложив ему предъявить иск к грузоотправителю и к Управлению Дальневосточной железной дороги. Грузополучатель обжа­ловал это решение арбитражного суда. Как должен быть решен этот спор?
3.
Новокузнецкий металлургический завод предъявил к Управлению За­падно-Сибирской железной дороги иск о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза и убытков — стоимости частично утраченного груза.
Управление железной дороги отклонило требования истца на том ос­новании, что просрочка в доставке груза произошла по причине стихий­ного характера (заносы, сильные морозы), вследствие чего был перерыв в движении на дороге. Что же касается недоставленного груза, то он не ут­рачен, а выдан в пути следования Ступинскому заводу металлоизделий, с которым истцу в соответствии со ст. 176 ТУЖД и следует произвести все расчеты. Завод настаивал на удовлетворении своих требований, ука­зывая, что возражения ответчика не могут быть приняты во внимание, так
как:
1) груз был принят к перевозке в октябре. Срок его доставки истекал также в октябре, а в указанный период никаких явлений стихийного ха­рактера, из-за которых был бы перерыв в движении на железной дороге, не было.

Морозы и метели имели место в ноябре, в конце которого и был доставлен груз;

2) дорога не представила доказательств переадресовки груза, поэтому она должна нести ответственность за утрату груза.
Подлежит ли требование завода удовлетворению?
4.
Скворцов приобрел в г. Архангельске мебельный гарнитур и в фаб­ричной упаковке отправил его по железнодорожной накладной в г. Санкт-Петербург, получив на руки грузовую квитанцию. Придя за получением груза, Скворцов обнаружил, что обрешетка гарнитура повреждена, стекла серванта разбиты, его стенки потерты, а из 6 стульев недостает двух. Скворцов от получения гарнитура отказался и потребовал возместить его
стоимость.
Управление Октябрьской железной дороги отказало в удовлетворении требований Скворцова, указав в ответе, что груз прибыл в исправном ва­гоне, за исправными пломбами станции отправления г. Архангельска, к которой ему и следует обратиться со своей претензией.
Скворцов предъявил иск к Управлению Октябрьской железной дороги о взыскании стоимости гарнитура.
Подлежит ли иск Скворцова удовлетворению? Если да, то в каком
размере? Каков порядок предъявления требований к железной дороге, вы­текающих из несохранности перевозимых грузов?
5.
Пассажир Мухин опоздал на поезд на 30 минут. Обратившись в кассу железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, пояснив, что опоздал на поезд ввиду задержки движения пригородных поездов, и, следовательно, нет его вины, а есть вина желез­ной дороги. Кассир отказал в удовлетворении требования Мухина.
Подлежит ли требование Мухина удовлетворению?

Решите задачу также в варианте для воздушного и автомобильного транспорта. Изме­нится ли решение, если Мухин потребовал возврата стоимости билета через 2 дня после отхода поезда, представив справку, что эти дни он на­ходился в больнице по поводу сердечного приступа?

6.
Седов купил билет в плацкартный вагон поезда С.-Петербург — Воро­неж. Придя в вагон, он обнаружил, что его место занято другим пассажи­ром, имевшим на руках билет на это же место. Седов попросил проводни­ка освободить его место или предоставить другое. В связи с тем что все места в вагоне были заняты, проводник предложил Седову пройти в со­седний вагон и занять купейное место, уплатив разницу в стоимости би­летов, или перейти в общий вагон. Седов занял купейное место, а от опла­ты разницы в стоимости билетов отказался.
Кто прав в этом споре? Перечислите права пассажиров в случае не­предоставления ему места, указанного в билете.
7.
Козлов отправил багаж, объявив его ценность. При получении при­бывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо от­правленных Козловым вещей в упаковке оказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Козлов предъявил к железной до­роге иск о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, пред­ставив товарный чек, согласно которому действительная стоимость утра­ченных вещей ровно в два раза превышала указанную Козловым ценность багажа.
В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и бага­жа? Изменится ли решение, если багаж сдан Козловым без объявления ценности? К какой дороге (отправления или назначения) предъявляется требование о возмещении стоимости утраченного груза и багажа?

Решение задач из темы 6 практикума.

На главную

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 2013 года №504

О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

(В редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2015 №474, 03.11.2015 №1191, 15.04.2016 №310, 14.11.2016 г.

§ 1. Причинение вреда

№1182)

В целях реализации статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, равным 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

2. Размер платы в счет возмещения вреда, установленный пунктом 1 настоящего постановления, подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен.

3. Утвердить прилагаемые Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2014 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д.Медведев

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №504

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают:

порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее соответственно — транспортные средства, плата), включая сроки внесения такой платы, возможность отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам;

порядок перечисления в доход федерального бюджета платы;

порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета, в целях исполнения положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания платы;

правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«бортовое устройство» — объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Требования к бортовым устройствам установлены согласно приложению №1;

«оператор» — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы;

«расчетная запись» — запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета;

«система взимания платы» — совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Требования к сторонним бортовым устройствам установлены приложением №1 к настоящим Правилам;

«стороннее бортовое устройство» — техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

3. Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы.

4. Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее — реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Реестр ведется оператором в электронном виде.

Исключение транспортных средств из реестра осуществляется в соответствии с пунктами 69 — 72 настоящих Правил.

5. Регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38 — 55 настоящих Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации (далее — заявление о регистрации в реестре).

Собственник (владелец) транспортного средства при необходимости указывает в заявлении о регистрации в реестре о намерении использовать бортовое устройство или стороннее бортовое устройство для внесения платы.

5(1). По заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляется перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств.

Открытие и закрытие для собственника (владельца) транспортных средств дополнительных расчетных записей осуществляется в соответствии с пунктами 73 — 79 настоящих Правил.

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

а) перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов;

б) предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у собственника (владельца) транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты. В случаях если закрепленное за транспортным средством бортовое устройство не возвращено в установленном порядке и (или) в отношении транспортного средства имеется задолженность по внесению платы, оператор не выдает собственнику (владельцу) этого транспортного средства бортовое устройство и не закрепляет за таким транспортным средством стороннее бортовое устройство до соответственно возврата в установленном порядке бортового устройства и (или) погашения задолженности по внесению платы;

в) ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):

маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;

планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Вина причинителя вреда.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, багажа, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, в частности вследствие:

— причин, зависящих от грузоотправителя или грузополучателя;

— особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа;

— недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;

— сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.

Перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах:

— в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи;

— в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз;

— в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты;

— в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае недостачи или повреждения (порчи) груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, возмещается перевозчиком, как и при перевозке груза.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется ГК РФ, УЖТ и международными договорами РФ.

В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади пассажира, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в поезде, период посадки пассажира в вагон и период высадки пассажира из вагона.


⇐ Предыдущая149150151152153154155156157158Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *