Работа учителем без педагогического образования

.

.

.

Учитель без диплома педагога не учитель?

Алексейизуланудэ

Можно ли без педагогического образования работать в школе и учреждениях дополнительного образования?

С 2010 года из школ начались массовые увольнения педагогов без педагогического образования. И не только из школ. Из домов и дворцов детского юношеского творчества, из центров детского краеведения и туризма увольняли педагогов без соответствующего диплома.

Чтобы понять, как сложно специалисту без педагогического образования быть допущенным к работе с детьми, достаточно узнать обстановку в учреждениях дополнительного образования для школьников. Если даже там не берут на работу и давно выгнали прежних педагогов без диплома, что же говорить о школьных «физруках» подобных учителю из известного телесериала… В реальности, если бы персонаж Нагиева не смог предъявить настоящего диплома педвуза, повода для съемок новых сезонов «Физрука» уже давно не было бы.
Как обстоят дела в Республиканском детско-юношеском центре туризма и краеведения, рассказал директор РЦДЮТиК Даши Кырмыгенов. За время его руководства – а он в должности директора работает уже больше года, — в Центре краеведения на должности педагога-организатора работала одна девушка. Но ее пришлось уволить, так как по образованию она выпускница ВСГТУ, а второе образование — «Муниципальное управление».
Раньше в Центре была должность тренер-педагог, — рассказал далее директор Кырмыгенов. — А сейчас, если педагог, то он работает в Центре краеведения. Если же тренер, то имеет право идти на работу лишь в учреждение Минспорта. В БГУ получают, допустим, специальность по борьбе. Но выпускники должны получить и вторую – бакалавра по педагогике. Как подчеркнул Кырмыгенов, в Центр приходят специалисты туризму, но их они уже не имеют права брать, хотя знают они больше, чем обычный педагог по туризму.
Заместитель директора этого же Центра А. Е. Кузнецов, рассказал, что раньше у них работало много методистов со степенями – кандидаты наук. Их специально принимали, чтобы увеличить значимость учреждения. Но с 2010 года действительно пришлось увольнять всех этих профессоров, если они были без педобразования.

ЧТО ГОВОРЯТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Известно, что на работу педагогом могут принять, если человек уже устроился на учебу на заочное отделение педагогического вуза или педучилища. Однако не у всех есть такая возможность, ведь в наше время второе высшее образование предоставляется только на коммерческой основе.
Общее правило, что школьным учителем берут только при наличии диплома педвуза, известно давно. Но ранее было много исключений. С 2010 года эти правила ужесточились. Идет ли речь о полном запрете?
Как ни странно, согласно приказам РФ, учитель с образованием по другой специальности может работать в школе и проходить аттестацию.

Как стать учителем без педагогического образования?

Но есть важные «но».
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н.  был утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены требования к учителю: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в вышеупомянутом приказе есть раздел "Общие положения". В пункте 9 написано, что лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности.
Понятно, что одного решения директора учреждения  теперь недостаточно. Для приема сотрудника без образования учителя нужна аттестационная комиссия. Ее созывают в том же учреждении, что принимает сотрудника на работу. Комиссия оценивает квалификацию соискателя и опыт его работы.

«ФИЗРУКАМ» В УТЕШЕНИЕ
Уроки вести непросто, нужно владеть методикой преподавания, и вообще работать в школе трудно и малооплачиваемо. Начинающий учитель сталкивается с двумя мало совместимыми условиями: при небольшой ставке — меньше 10 тысяч рублей в месяц, нагрузка предельная — каждый день по нескольку уроков, плюс проверка тетрадей и контрольных работ и написание отчетов.
Желающие работать учителем считают, что знаний у них достаточно. Спору нет, специалист может быть высококлассный. Тот же геолог знает географию не хуже школьной «географички». Тем более он практик. Но нужно донести эти знания до детей. Тут и пригодится профессиональная педагогика, методики обучения детей.
К тому же сегодня система образования ориентирована не на качество, а на скорость образования. Так что даже квалифицированным педагогам трудно донести свои знания.
Проверить способности будущего учителя и предназначена аттестационная комиссия, как прописано в приказе 2010 года. Итак, директор школы теперь не всевластен в судьбе бывшего геолога или химика – нужна рекомендация комиссии.

PS.
В начале 90-х закрывались заводы, конструкторские бюро, проектные институты и прочие организации. Периодически сокращения штата касались научно-исследовательских институтов (а в последние годы закрыто множество вузов и их филиалов по всей стране). Потому-то раньше директора средних школ брали в учителя высококлассных специалистов: бывших инженеров, геологов, оставшихся не удел, научных сотрудников, попавших под сокращение. Яркий пример исхода уволенных специалистов в обычные учителя – книга и снятый по ней фильм с К. Хабенским – «Как геолог глобус пропил».
Что же говорят люди об этой проблеме?
— Я работала 5 лет в школе. Вот только уволилась. Раньше, да, брали, но последние 2 года было строго. Если квалификации "преподаватель" нет, то вариант был только один — работая, параллельно идти доучиваться и ее получать. Знакомый мальчик закончил химфак МГУ. В дипломе у него была запись "химик". И все. Он там же, в МГУ, на последних курсах параллельно учился на каком-то факультете доп. образования, чтобы получить квалификацию преподавателя. Это была отдельная корочка, — пишет в 2011 году пользователь magistra **k**. Название форума на eva.ru символично: «В школу без педагогического образования, реально?» http://eva.ru/carrier-and-law/messages-2800980.htm
В БГУ в Улан-Удэ та же ситуация. Человек получает специальность, а кроме нее еще одну корочку, где написано, что он педагог.
На том же форуме высказалась еще одна пользователь:
— Моя подруга работает в школе учителем английского. У неё нет педагогического образования совсем, в школе её все уважают как молодого специалиста, гордятся ею, дети её любят (ей 23 было когда начала работать). Ещё 2 соседние школы мечтают, чтобы она работала у них…. так что всё возможно.

© Copyright: Алексейизуланудэ, 2018
Свидетельство о публикации №218060200657

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алексейизуланудэ

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Алексейизуланудэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *