Рассматриваются ли анонимные жалобы

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).

Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве1. 28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Объект сравнения Закон, Инструкция МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении не указано/ регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его

поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией. Анонимные заявления, содержащие информацию о террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 – 132).

Также имеется Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции «Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», утвержденный Приказом ФСКН РФ от 01.06.2009 № 260.

Пунктом 33 предусмотрено, что гражданин вправе получать на свое обращение письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением, в том числе следующего случая: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

В соответствии с п. 42 должностные лица органов наркоконтроля обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости — с участием граждан, направивших обращения; получение необходимых для рассмотрения обращений документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; направление письменных ответов гражданам по существу поставленных ими в обращениях вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

 

 

Помощник Зеленодольского

городского прокурора

 

юрист 2 класса Р.Х. Гимранова

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).

Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве1. 28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г.

Написать анонимную жалобу в прокуратуру

№ 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Объект сравнения Закон, Инструкция МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Письменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России).

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении не указано/ регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его

поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69).

Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией. Анонимные заявления, содержащие информацию о террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 – 132).

Также имеется Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции «Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности», утвержденный Приказом ФСКН РФ от 01.06.2009 № 260.

Пунктом 33 предусмотрено, что гражданин вправе получать на свое обращение письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением, в том числе следующего случая: в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

В соответствии с п. 42 должностные лица органов наркоконтроля обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости — с участием граждан, направивших обращения; получение необходимых для рассмотрения обращений документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; направление письменных ответов гражданам по существу поставленных ими в обращениях вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод, что независимо от государственного органа, в которое поступило анонимное обращение, доводы, указанные в обращении должны быть проверены полно и всестороннее в установленные законом сроки, в тоже время, ответ на такое обращение даваться не должен.

 

 

Старший помощник

Зеленодольского городского прокурора

 

юрист 1 класса Х.Р. Кадыров

Письмо без подписи жанр известный с древних времен. Кто-то не подписывается от страха, кто-то из вредности, желая насолить обидчику, что называется, "втемную". Отношение во все времена к анонимкам было сложное. С одной стороны, на письмо без подписи можно не реагировать, неизвестно ведь,кто пишет. Во всяком случае в советское время и позже в госконторах такие письма, как правило, сразу списывали в архив, мотивируя тем, что ответ давать не кому.

По новому закону анонимки — это не только письма без фамилии, но и без адреса.

Эта статья является комментарием к:
05.07.2013 Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""

http://www.rg.ru/2013/07/05/obrashenia-dok.html

С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.

На минувшей неделе президент РФ подписал, а "Российская газета" опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.

Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью "доброжелатель" исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.

Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.

Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с автором многочисленных обращений в преписку или нет

По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.

Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.

Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором.

Анонимное обращение в прокуратуру

Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.

Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.

Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.

Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.

Кстати

Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.

Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.

Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.

Ответ неизвестному
Изменен порядок рассмотрения анонимок

закон / "Российская газета" — Федеральный выпуск №6129 (153)


Социальная сеть «Инвалидов Нет» — интерактивный многопользовательский веб-сайт, для пользователей с активной гражданской позицией.

Анонимные сигналы, поступившие в Федеральную службу безопасности РФ, будут незамедлительно браться в работу и проверяться. Такое положение записано в проекте инструкции ФСБ о работе с обращениями граждан. Важная информация не должна пропасть даром, даже если она без подписи.
Работа с анонимками в нашей стране имеет плохую предысторию. Впрочем, сейчас, уверены эксперты, история не повторяется. Согласно проекту учету, регистрации и проверке подлежат анонимные сообщения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении. Иногда информация, которой хочет поделиться человек, настолько опасна, что ему страшно ставить свою подпись. Между тем эта информация может спасти чьи-то жизни.
Когда-то — именно из-за плохой предыстории — работа с анонимками в государственных ведомствах была прекращена. Слишком часто безымянные бумажки разбивали чью-то жизнь. Поэтому теперь их положено выбрасывать в корзину. Однако для спецслужб и правоохранителей все-таки приходится делать исключение. "Согласно Закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" анонимные заявления не рассматриваются, — говорит доктор юридических наук Иван Соловьев. — Однако существуют отдельные ведомственные инструкции, которые допускают рассмотрение анонимных заявлений об актах терроризма".
Обыватели при словах "анонимки" и спецслужбы обычно вспоминают 37 год. Прошлого, естественно, века. Однако связывать репрессии с анонимками все-таки не совсем правильно. Действительно, масса людей в те мрачные годы попадали в тюрьму по ложным доносам. Однако доносы в большинстве своем не были анонимными, спецслужбы, как правило, прекрасно знали их авторов. Другое дело, что имена доносчиков, конечно, не разглашались.
Анонимкой по действующему закону считается даже письмо с фамилией автора, но без адреса
"Когда я писал кандидатскую работу по истории, мне пришлось изучить немало материалов в архивах ФСБ, — рассказал недавно "РГ" действующий офицер, защитивший диссертацию по истории органов безопасности. — Читать приходилось в том числе и доносы 20-х и 30-х годов. Весьма занимательное чтение. Многие бумаги были написаны хорошим литературным языком. Но донос был своего рода игрой в русскую рулетку. Руководство, получив сигнал, решало, нужен или нет человек, на которого написали. Если нужен, никакой компромат его не мог свалить, зато вполне могли разобраться с доносчиком. Если же решали, что человек не нужен, его, как говорится, пускали в расход. Такие были времена".
Анонимки же, по его словам, стали культовым средством расправы уже позже, и судьбы людям ломали не спецслужбы, а райкомы, обкомы и т.п. Тогда было принято пропесочивать людей на парт и других собраниях. А отправить человека на мытарства перед коллективом вполне могла грязная безымянная бумажка, написанная, быть может, из зависти. Именно поэтому в свое время было большим достижением принятие правил, что анонимные сообщения в государственных органах не рассматриваются.
Недавно, кстати, "РГ" опубликовала закон, уточняющий понятие анонимки. По предыдущему положению, ответ не давался, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина или почтовый адрес. Получалось, если указано что-то одно, письмо вроде как не анонимка. Однако фамилия часто вовсе ничего не значит, нужны еще какие-то данные, позволяющую установить личность человека. Поэтому сейчас ответы положено давать, если в письме указаны и фамилия, и адрес. Иначе будет анонимка. Тот же закон, к слову, предусматривает, что анонимки с сообщениями о преступлениях могут браться в работу.
Такой же принцип закреплен и в проекте приказа ФСБ. "На письменное обращение, не содержащее фамилии гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности либо другого уполномоченного им должностного лица может быть признано анонимным и приобщено к соответствующему делу или уничтожено в установленном порядке", — говорится в документе.
"Здесь также следует не забывать о главном принципе — разумности, — считает Иван Соловьев. — Важно рассматривать лишь конструктивные обращения граждан. Хотя от неадекватных обращений никто не застрахован, и их порой бывает очень много. Так как нужно будет отделять подобные заявления из общего потока, анализировать, можно спрогнозировать увеличение нагрузки на аналитиков ведомства". По его словам, если же говорить о возможных злоупотреблениях, то злоупотреблять можно и без анонимности.

Должен ли я отвечать на вопросы по анонимной жалобе?

Ведь под нее, при желании, можно подвести любую информацию. Анонимность же может спасти, когда человек знает нечто важное, но боится за себя. На хамские же обращения в ФСБ отвечать по существу не будут. Человеку лишь вежливо укажут на его невоспитанность.
"Если в поступившем обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органов безопасности, а также членов его семьи, то оно может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов", — сказано в проекте.

"В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом". При этом обращение может быть направлено в соответствующий орган безопасности или государственный орган для принятия необходимых мер по предотвращению возможных противоправных действий. Например, если в письме содержатся реальные угрозы, ответить просто вежливой отпиской было неправильно. Кстати, обратиться в ФСБ можно не только обычным письмом, но и по электронной почте.
Ответ человек также может получить на бумаге или по Интернету. Как захочет. Любопытно, что в прошлом году был опубликован приказ с новыми квалификационными требованиями к чекистам. Теперь сотрудники ФСБ должны быть на "ты" с компьютером. Чекисты должны иметь навыки "работы в операционной системе, управления электронной почтой, работы в текстовом редакторе, работы с электронными таблицами, работы с базами данных".
Проект инструкции ФСБ о работе с обращениями граждан предусматривает еще важное положение: автору письма должны дать возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если в документах нет государственных и иных охраняемых законом секретов. Знакомить граждан с документами и материалами будут в приемных, о результатах ознакомления составляется справка.

 

По информации "Российской газеты"

назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *