10 ЗПП

Новая редакция Ст. 437 ГК РФ

1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Комментарий к Ст. 437 ГК РФ

Предложение (даже содержащее все существенные условия), адресованное «всем» и никому конкретно, по общему правилу не является офертой. Однако при определенных условиях (п. 2 комментируемой статьи) такое предложение может являться публичной офертой, и любой отозвавшийся на нее своим согласием принять условия заключает договор.

Другой комментарий к Ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится новое понятие — «предложение делать оферты». Это не оферта. Это предложение, как можно понять из смысла данной нормы, не порождает никаких правовых последствий: лицо, предложившее делать оферты, не обязано отвечать на поступившую от другого лица оферту, не обязано принимать ее.

К сожалению, из нормы п. 1 трудно сделать вывод о том, почему именно предложение делать оферты не является офертой — то ли потому, что это предложение адресовано неопределенному кругу лиц, то ли потому, что оно не содержит всех существенных условий договора. Предположение о том, что предложение делать оферты не является офертой потому, что не содержит всех существенных условий договора, опровергается оговоркой («если иное прямо не указано в предложении»), имеющейся в п. 1. Из этой оговорки вытекает, что предложение, не содержащее всех существенных условий договора, все же является офертой, если в нем указано: «Это — оферта». Но такой вывод абсурден, что означает неверность предпосылки.

В то же время предположение о том, что предложение делать оферты не является офертой потому, что оно адресовано неопределенному кругу лиц, опровергается нормой п. 2 комментируемой статьи, где указывается на существование публичной оферты. Толкование опять приводит к абсурдному выводу.

Исходя из этого полагаем, что п. 1 сформулирован неточно, что речь здесь идет о предложениях, не содержащих всех существенных условий договора, и оговорка в этом пункте является ошибочной.

Вместе с тем не следует считать, что в п. 1 содержится правовое определение «рекламы» как ряда приглашений делать оферты; практика свидетельствует о том, что в рекламе могут содержаться публичные оферты.

2. В п. 2 дается определение публичной оферты. Она отличается от оферты, указанной в ст. 435 ГК, только тем, что адресована неопределенному кругу лиц. Выражение «любой, кто отзовется», по нашему мнению, равнозначно понятию «неопределенный круг лиц».

Что касается содержания публичной оферты, то оно не отличается от содержания обычной оферты: имеющиеся в п. 1 ст. 435 пояснения («определенность» предложения, которое «выражает намерение» оферента «считать себя заключившим договор») аналогичны пояснениям, данным в п. 2 ст. 437 (из предложения «усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях»); это — тавтология.

Однако публичная оферта отличается от обычной тем, что публичную оферту может акцептовать большое число лиц и тогда договоры должны считаться заключенными со всеми этими лицами. Если оферент в состоянии выполнить все эти договоры, то никаких правовых проблем не возникает. Если же оферент не в силах выполнить все их, то для него возникает ответственность за неисполнение обязательств (гл. 25 ГК РФ).

Чтобы избежать таких последствий, лицо, делающее публичную оферту, часто сопровождает ее определенными условиями («договоры будут заключены с первыми десятью откликнувшимися лицами» и т.п.). Такие же условия включаются в оферты, направляемые нескольким конкретным адресатам. Их включение в оферту допустимо (ст. 157 ГК РФ).

Если публичная оферта сделана коммерческой организацией, обязанной заключать публичные договоры, то применяются нормы ст. 426 ГК.

При заключении договоров поставки нормы п. п. 1 и 2 ст. 437 применяются совокупно с нормами ст. 507 ГК.

Новая редакция СТ 10 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Абзац второй утратил силу.

Комментарий к Статье 10 ЗоЗПП РФ

1. Закон устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора.

Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и т.п. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства РФ, которые имеют общеобязательную силу на всей территории РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 435 утвержден Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства. Как правило, эти сведения устанавливаются в правилах торговли и оказания услуг.

Правительство РФ постановлением от 27 декабря 1996 года N 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Согласно Правилам, импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также другие установленные сведения.

Поскольку Закон содержит перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге), информация, устанавливаемая Правительством РФ, а также изготовителем (исполнителем, продавцом) может являться дополнительной или отражать специфику товара (работы, услуги).

В некоторых случаях состав информации о товаре определяется законом. Например, ст. 13 Федерального закона РФ от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» установлен перечень сведений и документов, которые продавец помещений обязан предоставить покупателю, а также ответственность продавца за убытки, понесенные покупателем в результате непредоставления указанных сведений либо их недостоверности.

2. В старой редакции Закона требовалось указывать наименование стандарта, т.е. область его распространения. Согласно ГОСТ Р 1.5-92 Государственной системы стандартизации Российской Федерации обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса — ГОСТ Р, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Это обозначение является базовым. Обозначения некоторых государственных стандартов РФ имеет свою специфику. К этим стандартам относятся:
входящие в определенный комплекс стандартов (например, стандартов единой системы конструкторской документации);
на изделия, используемые только в атомной энергетике;
оформленные на основе применения международных стандартов и др.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» в системе Госстандарта РФ создан федеральный фонд стандартов, где хранятся все документы по стандартизации. Фонд оказывает услуги по поиску необходимых стандартов. Информация о принятии, отмене, изменениях, замене государственных стандартов публикуется Госстандартом РФ и Госстроем РФ в ежемесячных и ежегодных информационных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации».

3. В старой редакции Закона требовалось указание лишь перечня основных потребительских свойств товара вместо сведений об их содержании.

Впервые предусматривается утверждение Правительством РФ перечня товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.

4. Под условиями приобретения товаров (работ, услуг) понимаются различные дополнительные или уточняющие содержание договора условия: продажа в кредит, с доставкой, изготовление вещи из материала заказчика, условия сдачи вещи в обработку и т.п.

5. В информации обязательно должны указываться (если они установлены) продолжительность гарантийного срока (изготовителя и продавца), срок службы или годности, правила использования товара (работы, услуги), включая правила безопасности, а также указания о необходимых действиях потребителя после истечения срока службы или годности.

6. Непредоставление информации о предприятиях, выполняющих функции изготовителя или продавца по рассмотрению претензий потребителей, ремонту и техническому обслуживанию товаров, является нарушением права потребителя на обеспечение возможности использования товара по назначению и права на информацию, что может повлечь ответственность изготовителя, продавца в соответствии с Законом.

7. Пунктом третьим ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» определены содержание и способы доведения до потребителя информации о проведении обязательной сертификации товара, предоставляемой его изготовителем.

Закон не предусматривает каких-либо обязанностей продавца в связи с торговлей сертифицированным товаром. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, предусмотрено, что в подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов: подлинник сертификата; копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Эти сведения должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Заверять документы имеет право руководитель исполнительного органа соответствующей организации, предусмотренный ее уставом или иное лицо, которому такие полномочия специально предоставлены приказом или иным решением органа управления. Следует обратить внимание, что ранее действовавшими Правилами продажи отдельных видов товаров право заверять копии сертификатов имели территориальные органы Госстандарта России.

8. Непредоставление информации о том, что товар был в употреблении или подвергался ремонту, т.е. продажа его как нового, может рассматриваться как продажа товара с недостатками.

9. В старой редакции Закона для изготовителя, исполнителя, продавца — индивидуального предпринимателя был предусмотрен специальный состав информации о товаре (работе, услуге): указание стандарта, обязательные требования которого распространяются на реализуемые им товары (услуги, работы), и сведения об их сертификации.

В связи с отсутствием в новой редакции этих требований, следует заключить, что все требования Закона к обязательной информации о товаре (работе, услуге) полностью распространяются на товары (работы, услуги), реализуемые индивидуальными предпринимателями, так же, как и предусмотренные ст. 12 Закона меры ответственности за ненадлежащую информацию .

10. Согласно статье 10 ЗоЗПП РФ отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре (работе, услуге), особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения их реализации и отзыва от потребителя, а в случае реализации — в качестве основания для признания договора недействительным, как совершенного с нарушением Закона. В связи с этим при заключении договора поставки целесообразно оговаривать обязанности изготовителя (поставщика) товаров по предоставлению информации и его ответственность за ненадлежащую информацию. В противном случае продавец товара весь риск ответственности перед потребителем принимает на себя.

11. Особым видом информации потребителя о товарах (работах, услугах) является реклама. Без ознакомления с рекламой практически не совершается ни одна более или менее значительная сделка. Отношения, возникающие в связи с производством, размещением и распространением рекламы, регулируются Федеральным законом РФ «О рекламе», вступившем в силу со дня официального опубликования 25 июля 1995 года. Этот закон распространяется на рекламу всех услуг, в том числе банковских, страховых и иных, связанных с пользованием денежными средствами граждан. Закон о рекламе определяет: основные понятия в этой области, в том числе понятие ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная и т. п.), субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы); требования к рекламе, включая правила о рекламе товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации (должна быть пометка «подлежит обязательной сертификации»); особенности рекламы в различных средствах массовой информации и особенности рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг); права и обязанности субъектов рекламной деятельности; полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы; ответственность субъектов рекламной деятельности.

Нормы Закона о рекламе, об ответственности за ненадлежащую рекламу не могут применяться к информации о товаре (работе, услуге), доведенной до потребителя не путем рекламы. Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются в соответствии с «Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденным приказом Государственного антимонопольного комитета от 13 ноября 1995 года N 147.

Новым Уголовным кодексом РФ, вступающим в силу с 1 января 1997 года, предусмотрена ответственность за заведомо ложную рекламу (ст. 182), т.е. использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Согласно закону, публичная оферта – это предложение, которое, во-первых, адресовано неопределенному кругу лиц, во-вторых, содержит все существенные условия договора, и, в-третьих, достаточно определенно выражает намерение предприятия-оферента считать себя заключившим договор с любым, кто откликнется на это предложение (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Обратите внимание, публичная оферта отличается от обычного приглашения к вступлению в правоотношения. К последнему, например, относится обычная реклама. Так, многие арбитры уверены, что при рекламировании тарифного плана совсем не обязательно указывать все условия гипотетически возможного сотрудничества, потому что заинтересовавшийся клиент имеет возможность самостоятельно ознакомиться с ними на сайте или в офисе оператора (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 12.04.2010 г. № А12-18095/2009 и Северо-Западного округа от 07.10.2010 г. № А56-82461/2009).

Обратите внимание

Если какое-то рекламное объявление, адресованное неопределенному кругу лиц, будет содержать конкретные существенные условия возможного договора, оно может быть признано публичной офертой.

Но если какое-то рекламное объявление, адресованное неопределенному кругу лиц, будет содержать конкретные существенные условия возможного договора, оно может быть признано публичной офертой. В качестве примера тут можно привести четкое указание на стоимость продукции, сроки или способ доставки товара, а также другие коммерческие сообщения, которые, по мнению оферента, способны заинтересовать потенциального заказчика или покупателя. Кроме всего вышеперечисленного, к публичной оферте можно и отнести обещание каждому клиенту при выполнении четко установленных оферентом условий (приобретение товара на определенную сумму, «выборка» конкретного количества позиций продукции и т.п.) предоставить скидку на последующие покупки или предоставить товар в качестве подарка.

Услуга связи

Остановимся подробнее на публичной оферте услуг по предоставлению телефонной связи. Как правило, акцептовать данное предложение довольно просто. А вот как сотрудничество новоиспеченных компаньонов будет разворачиваться дальше, не способен предсказать никто. Например, одна фирма, предоставляющая услуги связи, была уверена, что, акцептуя их публичную оферту, потенциальный абонент соглашается и с тем, что при просрочке оплаты ему будут начисляться пени.

На заметку

К публичной оферте можно и отнести обещание каждому клиенту при выполнении четко установленных оферентом условий, например, приобретение товара на определенную сумму, «выборка» конкретного количества позиций продукции и т. п., предоставить скидку на последующие покупки или предоставить товар в качестве подарка.

«Однако, судя по мнению многих арбитражных судей, в данном случае соглашение о неустойке не стоит считать заключенным, – предупреждает московский адвокат Сергей Воронин. – Логика здесь следующая. Факт акцепта публичной оферты не свидетельствует о заключении соглашения о неустойке, поскольку, согласно статье 331 ГК РФ, такое соглашение должно совершаться исключительно в письменной форме, а значит, акцепт должен касаться непосредственно самого соглашения о неустойке (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2009 г. № Ф09-9124/09-С2)».

Нередки и другие сложности, связанные с публичной офертой услуг связи. Например, иногда абонент, совершивший акцепт, но не желающий после этого платить деньги за связь, пытается доказать, что услугами воспользовался совершенно случайно, а качество их предоставления оставляло желать лучшего. Например, одно довольно крупное и известное предприятие связи опубликовало в СМИ публичную оферту о заключении договора на оказание услуг междугородной и международной телефонной связи. Согласно ей, любая фирма считается заключившей с ними договор с момента набора на пользовательском оконечном оборудовании цифры «8» и кода зоны нумерации вызываемого абонента. Согласно детализации соединений, предприниматель вел междугородные телефонные переговоры с различными абонентами, находящимися как в России, так и за ее пределами. При этом стоимость оказанных услуг составила более чем два с половиной миллиона рублей. Однако оплата от абонента все не поступала, и «связная» компания в конце концов обратилась в суд, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг связи.

Не является публичной офертой

Довольно часто в «тело» рекламных объявлений включается фраза: «Не является публичной офертой». Это – ни что иное, как попытка фирмы-рекламодателя обезопасить себя от обязанности заключать договоры со всеми желающими именно на тех условиях, которые были изложены в рекламе, и, вполне возможно, являлись своего рода уловкой. Другими словами, если в объявлении говорится, что предложение публичной офертой не является, это означает, что им воспользоваться могут не все. Например, взять в банке-рекламодателе кредит по ставке 8 процентов годовых смогут только те, у кого в данном кредитном учреждении открыт счет, или приобрести поименованный в оферте товар с 70-процентной скидкой получится только у тех клиентов, кто в данном месяце уже совершил покупку на определенную сумму.

Удовлетворяя исковые требования, суды всех трех инстанций указали, что правоотношения сторон возникли из публичной оферты о заключении договора на оказание услуг телефонной связи (решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.08.2011 г., а также постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 г. и ФАС Уральского округа от 02.03.2012 г. по делу № А76- 25933/10). При этом арбитры отметили, что основанием для осуществления расчетов в данном случае явились показания оборудования, учитывающего объем оказанных услуг, а также условия договора. А счет за телефонные соединения формируется из данных, «снятых» с оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (п. 106 Правил оказания услуг связи местной внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных ПП РФ от 18.05.2005 г. № 310). Изучив детализацию соединений, а также ознакомившись с сертификатом соответствия на автоматизированную систему расчетов оператора связи, которые осуществлялись по телефонному номеру предпринимателя, арбитры решили, что услугой бизнесмен пользовался, поэтому обязан ее оплатить.

В качестве контраргумента ответчик-предприниматель указал, что услуги международной связи оказывались без его прямого согласия. Более того, соединения были очень низкого качества, своих абонентов ответчик практически не слышал, что, по его мнению, позволяет сделать вывод о том, что услуга вообще не была оказана.

Однако истец, в свою очередь, обратил внимание на то, что в низком качестве связи предприниматель виноват сам, поскольку не позаботился о настройке и защите оборудования, находящегося в зоне его ответственности. Ведь эксперты, разбиравшие данный вопрос, установили, что по- пытки несанкционированного доступа к мини-АТС продолжались довольно продолжительный период времени, а IP-адрес, с которого осуществлена связь между станцией и IP-адресом сервера «связной» компании, из-за недостаточной защиты был доступен практически любому желающему через Интернет.

Слово в слово

Обратите внимание, публичная оферта обязывает фирму-оферента заключить договор с любым, кто откликнется на предложение, и именно на тех условиях, которые были озвучены изначально. Например, если в публичной оферте компании-экспедитора было заявлено, что она будет уведомлять клиента о прибытии ее груза по почте, телефонной связью, либо SMS, то ей не стоит использовать никакие другие способы или документы, косвенно свидетельствующие о прибытии товара. В противном случае только что налаженные бизнес-отношения рискуют окончиться в арбитражном суде. В качестве примера приведу следующую ситуацию.

На заметку

Существенные условия предлагаемых правоотношений должны присутствовать в публичной оферте не всегда. Например, выставление товаров на прилавках или витринах, а также демонстрация их образцов или предоставление сведений о продукции является публичной офертой независимо от того, указаны ли в торговом месте цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Один из клиентов-грузополучателей забрал груз со склада компании-экспедитора через месяц после того, как получил счет на его оплату. А когда стороны подписывали акт об оказанных услугах, экспедитор в этом же документе указал, что грузополучателю была начислена плата за вынужденное хранение посылки на складе. По словам перевозчика, в данном случае клиенту в качестве уведомления о поступлении товара надо было воспринимать счет на оплату. Однако грузополучатель счел такое утверждение неправомерным, и обратился в арбитраж, полагая, что деньги за вынужденное хранение продукции были ему начислены неправомерно.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения коллегами из апелляции, заявленные требования удовлетворены полностью (решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2011 г., постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 г. и ФАС Московского округа от 21.05.2012 г. по делу № А40-106896/11-61-753). Судьи пришли к выводу, что ответчик не доказал факт просрочки, допущенной истцом в получении груза, поскольку установленную в договоре публичной оферты собственную обязанность уведомить фирму о прибытии груза он не исполнил. В свое оправдание ответчик-экспедитор указал на право клиента отслеживать информацию о движении и прибытии груза самостоятельно через сайт. Однако этот довод не убедил арбитров. Судьи объяснили, что данная возможность не была закреплена в качестве договорной обязанности. И поэтому не может служить «точкой отсчета» для возникновения обязанности по вывозу продукции.

Счет, пожалуйста!

Иногда в качестве ответа (акцепта) на публичную оферту признается оплата счета (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2009 г. № Ф04-3677/2009 (9195-А45-4), ФАС Уральского округа от 21.10.2009 г. № Ф09-8079/09-С3, ФАС Северо- Западного округа от 17.12.2008 г. №А56-9218/2008), – делится московский адвокат Сергей Воронин. – В качестве примера здесь можно привести следующее. Торговая фирма на своем сайте предлагает покупателям самостоятельно сформировать счет, то есть подобрать интересующие их товары, выбрать способы оплаты и доставки, и затем распечатать платежный документ и оплатить его. И как только интернет-продавец «увидит» внесенные покупателем деньги на своем счете (или как только покупатель оплатил счет – смотря что будет считаться моментом оплаты), у продавца возникает обязанность поставить товар на указанных на сайте (а иногда – и продублированных в счете) условиях.

Анна Мишина, для журнала «Расчет»

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *