108 статья воздушного кодекса

В условиях пандемии некоторые авиакомпании пошли навстречу своим клиентам, разрешив обмен или возврат билетов (с незначительным удержанием), приобретенных по невозвратному тарифу. Об этой «благотворительной» акции есть даже упоминание на портале https://zakon.ru/blog/2020/03/28/kompensacii_za_otmenennyj_rejsy

Некоторые, но не все… Я слышал о подобном компромиссе со стороны АК «Победа». Но, к несчастью, собираясь на Московский юридический форум, приобрел билеты АК «Utair». Она не из их числа и занимает жесткую позициию по данному вопросу: «Условия возврата и обмена авиабилетов определяются тарифом, по которому они были приобретены».

Только к тем, кто приобрел билеты после 01.04.2020 (М.К. — неужели были такие люди?) авиакомпания проявляет лояльность и готова вернуть стоимость билета с небольшим удержанием.

Интересно, что несмотря на упоминание в ст. 103 Воздушного кодекса РФ о двух типах договора воздушной перевозки: а) предусматривающих условие о возврате провозной платы при расторжении договора по инициативе пассажира и б) предусматривающих условие о невозврате провозной платы при расторжении договора пассажиром, на практике существует и некий «промежуточный» вариант (в рамках невозвратного тарифа), когда пассажир имеет возможность за небольшую доплату изменить дату и время рейса и даже класс обслуживания. Как раз такой тип билета я приобрел. Тарифный план не предусматривал возможность возврата билета, но допускал возможность переоформление билета за 2 000 руб., что показалось мне вполне удобным и разумным.

В марте случились всем известные события, когда были отменены все публичные мероприятия, и у многих пассажиров неожиданно пропала потребность, если даже не возможность (после повсеместного введения режимов самоизоляции), куда-либо ехать, особенно в Москву, даже при всей любви к этому городу. В качестве компромиссного решения, понимая, что авиакомпаниям сейчас едва ли намного легче, чем турфирмам, я зашел в личный кабинет на сайте Utair и попытался переоформить билет на более позднее время — на конец мая, июнь, июль, август или даже сентябрь. Каково же было мое удивление, когда сумма к доплате за переоформление билета составила не 4 тыс. (за два билета), как я расчитывал, а порядка 13 тыс., что было сопоставимо с приобретением авиабилетов заново. Я поинтересовался у представителя авиакомпании, с чем связано такое расхождение между моими ожиданиями и суровой действительностью, на что получил ответ примерно следующего содержания: тариф (читай — цены) на авиабилеты выросли и теперь нет тарифов, аналогичных тому, по которому я приобретал билет в марте…

В этом месте я расстроился второй раз, считая себя наивным идеалистом, уверенным в незыблемости права потребителя на информацию (ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 1.1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

Я также задумался об авторах Федерального закона от 20.04.2014 N 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», которым были введено понятие невозвратных авиабилетов. Допускали ли они возможность подобного развития событий как сейчас — в виде мировой эпидемии, и почему ограничили право пассажира отказаться от такого договора перевозки лишь двумя ситуациями:

— болезнь или смерть пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается документально,

— задержка отправления воздушного судна или иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса).

Конечно, если оставаться в рамках сугубо буквального прочтения закона и чтить Воздушный кодекс превыше всего, то хочешь не хочешь — а надо садиться в самолет и наслаждаться полетом, тем более, что авиакомпании приняли беспрецедентные меры по обеспечению санитарной безопасности. И никакой санитарный контроль и патрули ДПС по дороге в аэропорт тебя не должны остановить, вероятно…

Но я все же больше прикипел к ГК, поэтому попытаюсь в суде доказать, что положения п. 2 ст. 108 Воздушного кодеса РФ не исключают право пассажира требовать расторжения или изменения договора и по тем общим основаниям, которые предусмотрены ГК РФ, например, ст. 451.

В приложении к этому посту копия претензии, направленной сегодня в адрес компании Utair. Обращаюсь ко всем товарищам по «несчастью», присоединяйтесь, когда еще представится возможность поэкспериментировать с коллективным иском?

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

  • Статья 107.2. Особенности изменения и расторжения договора воздушной перевозки пассажира в отдельных случаях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *