18 б статья

Последняя редакция Статьи 18 Конституции РФ гласит:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комментарий к Ст. 18 КРФ

Закрепление в Конституции принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создают необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции в непосредственно действующее право. В прежних советских конституциях нормы о правах и свободах не обладали таким свойством, ибо не могли реализовываться, если не было соответствующего закона, партийно-правительственного постановления, ведомственной инструкции. На практике применялись именно последние, а не конституционные нормы. Отсутствовал институт судебного конституционного контроля. Суды же представляли собой зависимый, второстепенный институт в партийно-государственной системе власти. Придание Конституции в изменяющемся российском обществе качества акта прямого действия принципиально изменяет ее роль и значение в правовой системе.

Благодаря своим юридическим свойствам, нормативности Конституция, ее положения о правах и свободах оказывают непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения. При этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют или еще нет законодательные акты, призванные при необходимости их конкретизировать, определять правила, механизмы и процедуры для их наиболее эффективного осуществления. Каждый субъект права: государственный, муниципальный или общественный орган, должностное лицо, государственный служащий или гражданин — должен сверять свои юридически значимые действия прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею. Она является правовым основанием для отмены актов и пресечения действий, которые ей противоречат. При защите в суде, ином органе своих прав и свобод правомерна ссылка непосредственно на конституционные нормы, как правомерна такая ссылка и со стороны этих органов при принятии ими решения.

Имеются права и свободы, которые, исходя из смысла конституционных норм, не требуют для своего осуществления дополнительной законодательной регламентации. Например, свобода мысли, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Другие нуждаются в этом для более полной и гарантированной их реализации, что вытекает из характера самого права и свободы или из прямого указания в Конституции на необходимость принятия закона. Так, норма ст. 30 Конституции о праве на объединение реализуется в единстве с конкретизирующими ее федеральными законами от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.), от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (в ред. от 30 декабря 2006 г.), рядом других; норма ст. 32 об избирательных правах — с федеральными законами от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30 января 2007 г.), от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. При этом права и свободы человека и гражданина являются главными нормативно-ценностными ориентирами, которым должны соответствовать содержание и направленность законодательства.

При развитии, конкретизации в законах конституционных положений не исключена опасность их искажения, сужения сферы действия права или свободы, установления таких процедур и механизмов их реализации и защиты, которые в силу неполноты, ущербности могут затруднить осуществление этого права или свободы. Кроме того, низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе вообще и у многих представителей власти в частности порождает еще большую опасность — нарушение прав и свобод при применении даже совершенных законов изданием подзаконных актов, решениями и действиями должностных лиц исполнительной власти и местного самоуправления. Поэтому принципиальное значение имеют положения комментируемой статьи, согласно которым смысл, содержание и применение законов, как и других правовых актов, должны быть подчинены обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Эти положения адресованы всем ветвям государственной власти и местному самоуправлению. При их несоблюдении вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты.

Конституция возлагает на Конституционный Суд проверку по запросам уполномоченных на то органов и лиц конституционности законов, иных нормативных правовых актов, договоров. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, их объединений и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный Суд уже принял немало решений, которыми признал неконституционными положения законов, других нормативных правовых актов на том основании, что они по своему буквальному смыслу или по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически устанавливали необоснованные ограничения конституционных прав граждан, препятствия к их полному осуществлению.

На основе Конституции Суд признал неконституционными полностью или частично положения законов, касающиеся, например: права на судебную защиту; равенства граждан перед законом и судом; прав потерпевших от злоупотреблений властью; избирательных, трудовых, жилищных прав; права на пенсионное обеспечение; свободы экономической деятельности; прав в налоговых правоотношениях; права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением; права на свободу информации; права свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в нее; иных прав. Все эти решения направлены на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их непосредственного действия, ориентацию субъектов права, прежде всего государственных органов и должностных лиц, на применение законов, иных нормативных правовых актов в соответствии с их конституционно-правовым смыслом. Функцию конституционного контроля в пределах своих полномочий осуществляют конституционные, уставные суды субъектов Федерации.

Развивается практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан, и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Конституционный Суд еще в Постановлении от 4 февраля 1992 г. N 2-П (Ведомости РСФСР. 1992. N 13. ст. 669) отмечал, что положение Конституции об обязанности государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию, по существу, требует непосредственного ее применения судами при обнаружении противоречия между конституционными нормами и другими законами. 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда РФ принял специальное постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1). Постановление, исходя из требований ч. 1 ст. 15, ст. 18 Конституции, также ориентирует суды на то, чтобы в соответствии с этими конституционными положениями они при рассмотрении дел оценивали содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяли Конституцию в качестве акта прямого действия. Это важно для реальной защиты прав и свобод человека, учитывая, что в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан (см. комм. к ст. 46).

С достижением призывного возраста у мужской части населения начинаются всевозможные комиссионные обследования состояния здоровья. Результатом этих исследований могут быть обнаруженные физические недостатки или психические отклонения. Каждое нарушение в состоянии молодого мужчины классифицируется определённой записью, которая, при подтверждении диагноза проставляется в личный документ призывника. Статья 18б в военном билете – это одно из оснований быть освобождённым от призыва.

Статья 18б

Наличие определенных отклонений, которые классифицируются как 18б, находится в компетенции психиатра, который в обязательном порядке присутствует на медицинской комиссии при обследовании молодых людей, проходящих допризывное обследование.

Основанием для закрепления этой записи за мужчиной служит выражение мнения психиатра в том, что этот кандидат впоследствии своими поступками может нанести вред не только самому себе, но и окружающим его людям.

Если рассматривать документ «Положение о военно-врачебной экспертизе» с целью расшифровки занесённых пунктов, то, согласно этому регламенту, статья 18 заключает в себе наличие у исследуемого юноши психических нарушений, которые выражены умеренно, а частота их проявлений подкрепляется буквенным обозначением. Это могут быть периодические проявления или более частого характера всплески. Буква «б» делает акцент на том, что выявленные отклонения проявляются регулярно.

Применение данных записей показывает, что такие расстройства не относятся к психопатии. А происходят в области психических отклонений, связанных с нарушениями в сфере половой идентификации и с инфантильностью. Выявив эти расстройства, специалист должен убедиться в том, что проявление признаков нарушений психики неумышленного характера. При существовании небольшой вероятности такого рода они расцениваются как симуляция.

В большинстве случаев для подтверждения диагноза психиатр назначает исследуемому лицу расширенное обследование, которое в обязательном порядке происходит в специализированном медучреждении.

Врачебный диагноз составляется как совокупность пройденного обследования и характеристик, выданных с места учёбы или работы. Также во внимание принимается личное дело гражданина

Полученная в личном документе запись «18б» позволяет призывнику быть снятым с учёта с причислением в группу запаса, что, в свою очередь, означает возможный призыв в ряды ВС, если в государстве объявят военное положение. По сути, запасники являются втроочерёдниками воинского дела, а не полными отставниками.

При наличии желания молодой человек с закреплённым пунктом 18 «б» может получить специальность отрасли ВС, при этом не проходя срочную службу в полном объёме. Исключением являются подводники, где с указанным диагнозом специалисты не рассматриваются как в мирное, так и в военное время.

Расшифровка

Поскольку в дальнейшей жизни молодому человеку придётся в различных ситуациях предъявлять свой военник, то следует знать, что пометки, которые произведены в этом документе, могут повлиять на некоторые жизненные ситуации. Ведь параграф 18 «б» – это не только освобождение от службы в армии в мирное время, но и определённые ограничения в гражданской среде.

Из практики известно, что наличие категории «б» этой статьи служит причиной для некоторых неудобств в следующих направлениях:

  • Гражданин может получить отказ в получении прав водителя. При существующих правилах набора на водительские курсы предусмотрена медкомиссия. Уже существующая пометка категории «б» не позволит соискателю быть допущенным к обучению с последующим получением прав по медицинским показаниям.
  • Сложности с трудоустройством. Человеку с наличием пункта 18 «б» в военнике можно не рассматривать варианты работы с повышенной ответственностью, так как работодатель не рискнёт доверить сложную работу человеку с отклонениями психического типа.

Расшифровка прописанного в военнике пункта известна лицам, которые являются потенциальными работодателями или от них зависит выдача каких-либо серьёзных документов. Поэтому наличие такой записи может быть использовано против её получателя в определённых моментах.

Что означает

С медицинской точки зрения указанная в военном билете статья 18 показывает наличие у юноши нарушения психического типа, и именно буква «б» подтверждает периодический характер проявлений этих отклонений. Заболевание не имеет приступов критического свойства, однако всё равно рассматривается как болезнь, которую нежелательно совмещать с появлением в определённом обществе или с действиями повышенного эмоционального характера. Очень часто данную статью предопределяют для мужчин, имеющих гомосексуальную или транссексуальную наклонность.

Под эту статью попадают такие патологии развития:

  • нарушения сексуального плана;
  • расстройства личности нетяжёлого типа;
  • дезориентация влечений;
  • неадекватное психическое поведение;
  • расстройства эмоционального плана.

Не имеющий психологических отклонений врождённого плана человек может быть наделён этой записью, приобретя патологии из-за травм головы или как осложнение некоторых заболеваний, отражающихся на психоэмоциональном состоянии

18 статья

Вообще пункт 18 в военнике рассматривается как один из самых неприятных, так как связано это с наличием психических отклонений в состоянии мужчины. Кроме рассмотренной подкатегории «б», существует и вид «а», который показывает, что человек, имеющий такую запись в билете, вообще недееспособный. Это неспособность основана на том, что носитель категории «а» не в состоянии полноценно отвечать за свои действия и совершаемые поступки. Нахождение такого человека в обществе нежелательно.

Соответственно, служба в армии запрещена, так как психическое расстройство выражено в очень высокой степени. Мужчины со статьёй 18а должны практически постоянно находиться в стационаре под наблюдением специалистов, они нуждаются в непрерывной терапии. Такие люди представляют реальную опасность для социума, поэтому речи о службе в армии не идёт.

Закрепление статьи в военнике накладывает такие ограничения, которые иногда мешают нормальному существованию

Желание избавиться от закреплённой записи и, соответственно, диагноза вполне объяснимо. Существует определённая процедура правового характера, которая поможет снять закреплённый пункт 18 (только категорию «б») с человека.

Согласно законодательству, гражданин правомочен пройти повторное медицинское освидетельствование по собственной инициативе. Наличие записи в медкарте о том, что отклонения не выявлены, дают возможность обратиться в военкомат. Представленные медицинские подтверждения необходимо сопроводить заявлением об изменении категории годности в военном деле. Возможно, комиссариатом будет инициировано повторное освидетельствование, которое следует пройти без пререканий.

Успешно пройденное переосвидетельствование позволит удалить неудобную статью из документа, изменить категорию годности и восстановить свои права как полноценного члена общества.

Первичное прохождение медицинского комиссионного обследования обязательно, так как уклонение от этого действия рассматривается как нарушение законодательства. Но в случае получения неудовлетворительных результатов в любом случае можно добиться повторного осмотра.

Использование 18б статьи в военном билете для освобождения от армии допускается, так как она входит в «Расписание болезней», что расположены в официальном положении о военно-врачебной экспертизе. Однако прежде стоит отметить, что обращение к ней не всегда разумно, ведь психиатрия и последствия неотъемлемо связаны друг с другом. Подробный обзор статьи: расшифровка, содержание, последствия и потенциальные ограничения статьи 18б.

Психические расстройства и армия

Прежде чем рассмотреть конкретно статью 18, стоит ознакомиться с общей информацией по освобождению от армии с психическими заболеваниями. Правительством РФ определено семь основных статей, которые не позволяют проходить военную службу по причине психических расстройств:

  • дисфункция мозга;
  • эндогенные расстройства;
  • психические отклонения вследствие интоксикации;
  • депрессия, стресс;
  • инфантильность;
  • нарушение психики ввиду употребления психотропных веществ;
  • умственная отсталость.

Рекомендуется предварительно подготовить все документы перед военно-врачебной комиссией, если отклонения наблюдались ранее. Подготовка позволит сократить сроки признания болезни. В перечень предоставляемых документов входит:

  • история болезней;
  • свидетельство об учете в психдиспансере;
  • подтверждение лечения — выписки из стационара.

В редких случаях этого бывает недостаточно и для подтверждения придется пройти назначенное обследование в диспансере. Если диагноз будет подтвержден, то либо дают освобождение и официально вписывают в военный билет информацию о негодности призывника, либо дают отсрочку для дополнительного прохождения терапевтического курса в течение шести или двенадцати месяцев. Однако от этого всегда можно отказаться, так как положить в стационар принудительно могут только в случае, когда человек представляет угрозу для общества.

Расшифровка статьи 18а

Если эту статью вписывают в военный билет, человек фактически становится недееспособным. Подобное связано с тем, что ее назначают только тем людям, чье состояние психики не позволяет им отвечать за свои действия: они несут опасность для общества и не могут находиться в нем. Важным критерием в момент определения расстройства является его выраженность. Чем она выше, тем выше шанс, что человека отправляют в стационар для прохождения терапии и лечения.

Статья 18б может оказаться в военном билете только после того, как ее определит психиатр, что входит в официальный состав медицинской комиссии. Все отклонения, что будут им замечены, вносятся в итоговое заключение.

Содержание статьи 18б означает, если раскрыть его подробнее, что у призывника наличие нарушений, поведенческих и психических. Здесь очень важно не путать их с патологиями, которые всецело относятся либо к иным статьям в «Расписании болезней», либо к 18а. Эти нарушение зачастую носят либо периодический, либо регулярный характер. В подавляющем большинстве к ним приписывают отклонения, связанные с сексуальным поведением призывника: бисексуальность, гомосексуализм или транссексуализм — это «первое место» в причинах отклонений.

Затем идут менее выраженные причины, например инфантилизм или иные отклонения, что характеризуются нестандартным поведением. Если описать критерии, согласно которым определяют отклонение от поведения, то в их качестве выступает все то, что может помешать сослуживцам и самому служащему во время пребывания армии.

Итак, причиной для получения в военный билет статьи 18б являются:

  • нестандартное сексуальное поведение;
  • умеренное расстройство личности — когда нет угрозы обществу;
  • нестандартное, но безопасное поведение;
  • расстройства, связанные с эмоциональным фактором.

Однако несмотря на выданное освобождение, призывник остается в запасе. В случае наступления военного положения в стране его мобилизуют в войска.

Накладываемые ограничения

Итак, рассмотрим, что ждет призывника, если он решит «откосить» от армии по 18 статье в военном билете. Учитывая специфику 18а, при которой человек освобождается от службы ввиду опасности для общества, худшее, что может произойти, — пребывание в психиатрической больнице. Люди находятся там, как правило, долго, и шансы на реабилитацию, а также внесение изменений в военный билет значительно падают. Чем дольше человек проведет времени там, тем хуже.

Если же говорить о 18б, то ситуация с ней не лучше, но и не хуже. Основное ограничение отмечается проблемами при получении водительских прав. Фактически это теперь невозможно. Помимо того, запрещается водить не только автомобиль, но и иные средства транспорта, в том числе тихоходные. Обойти ограничение можно только подделкой документов ввиду обязательного предоставления военного билета, но подобное несет за собой уголовную ответственность.

Статья 18б в военном билете также характеризуется другим немаловажным ограничением — при ней очень тяжело устроится на работу. Это поддерживается двумя факторами: социальным и законодательным. Первый подразумевает предвзятое отношение со стороны работодателей, а второй на нормативном уровне запрещает занимать конкретные должности: руководство, школьные — любые, где приходится работать на ее территории, — кредитные и финансовые и т. д.

Можно ли оспорить решение комиссии

Оспорить решение можно, однако не всегда успешно. Первый нюанс, который стоит учитывать в этом случае, — право выбора медицинского учреждения, в котором будет проводиться освидетельствование, закреплено за гражданином, однако выбирать частные клиники нельзя.

Итак, в медицинском учреждении при повторном освидетельствовании будет поставлен один из двух возможных диагнозов: ухудшение или отсутствие изменений в психическом состоянии. В первом случае об упразднении статьи в личном деле речи идти не может, однако во втором появляется возможность изменить категорию в военном билете. Обратиться нужно в военкомат по месту регистрации гражданина, где им и будет пройдено предстоящее военно-медицинское обследование.

В случае, если и это было проигнорировано, призывник имеет право подать в суд. Во-первых, будет дана первичная отсрочка ввиду недавнего нахождения в диспансере — до года. Во-вторых, суд может затянуться, что также играет на руку призывнику. Тем не менее юристы рекомендуют обращаться в суд только в тех случаях, когда психические расстройства действительно присутствуют. В противном случае призывник понесет уголовную ответственность.

Безусловно, «откосить» от армии по этой статье довольно легко ввиду ее непопулярности и, как следствие, низкого контроля на проверке. Однако год жизни, по мнению большинства призывников, не стоит того, чтобы оставшиеся десятилетия имели подобные ограничения. Если у вас был опыт и вы знакомы со всем, что сулит 18 статья в военном билете, делитесь с нами в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *