2 смена в школе

Рассказываем, сколько уроков допустимо проводить для детей разного возраста.

— Во сколько должна заканчиваться вторая смена у второклассников, если в расписании шесть уроков? В нашей школе — в 18:50, то есть домой мы приходим уже в 19:30 и, почти не отдохнув, садимся за домашнее задание. У ребёнка постоянно слёзы, просто отбивают желание учиться. Самостоятельно делать уроки утром у него пока плохо получается.

Уроки во вторую смену нельзя проводить в школах с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, а также в любых школах для первоклассников, пятиклассников, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения. Такие нормы прописаны в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Согласно этому же документу, обучение в третью смену проводить вообще нельзя.

Время окончания уроков во вторую смену нормативами не прописано, пояснили порталу Свойкировский в администрации Кирова. При этом нагрузка для детей должна распределяться равномерно. Максимальная аудиторная нагрузка в день составляет:

Факультативы СанПиН рекомендует планировать на дни, в которые меньше всего обязательных уроков. Общий объём нагрузки для ребёнка в день не должен превышать:

  • для 1-х классов — четырёх уроков и один раз в неделю пяти уроков за счёт урока физкультуры;

  • для 2 — 4-х классов — пяти уроков и один раз в неделю шести уроков за счёт урока физкультуры;

  • для 5 — 7-х классов — не более семи уроков, включая физкультуру;

  • для 8 — 11-х классов — не более восьми уроков, включая физкультуру.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, кроме 1-го класса и класса компенсирующего обучения. Первые классы должны учиться только по пятидневке, в сентябре и октябре допустимо по три урока в день по 35 минут, в ноябре и декабре — 4 урока по 35 минут, с января по май — 4 урока по 40 минут.

Если родители считают, что нормы СанПиН по количеству уроков не соблюдаются, за разъяснениями можно обратиться в администрацию школы, если останутся вопросы – то в департамент образования администрации города, уточнили в мэрии.

Коротко о главном:

1. Вторая смена запрещена в школах с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, а также в любых школах для первоклассников, пятиклассников, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения.

2. Время, когда заканчиваться уроки, нормативы не предусматривают, но есть ограничения по количеству занятий.

3. Если в школе нарушаются нормы по числу уроков в день, родители могут обратиться к руководству школы или в местный отдел/департамент образования.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Каролiнка (30/01/2016)

Mummi-mama писал(а):

Всю жизнь дети учились во вторую смену, и никакие кружки-секции от них не убежали — они точно также работают в две смены. Лично для меня учиться во вторую смену было предпочтительнее, я в принципе способна проснуться только после полудня. Все годы в школе с восьми утра прошли зря.

+++++

*катёна* писал(а):

Девочки, если кого-то интересует правомерность второй смены в начальной школе, то могу сообщить, что вторая смена в началке-это нарушение СанПиН, а так же

Цитата:

Эксперты считают, что такой режим обучения значительно снижает качество образования российских школьников.
Педиатры утверждают, что обучение детей во вторую смену вредит здоровью.
Такой график обучения грозит переутомлением и тормозит развитие ребенка. В результате у детей отмечаются большая утомляемость, нервно-психические нарушения, иммунные и гормональные дисфункции.

Так так.. вспоминаю..
Начальные классы учились всегда в первую смену. БОльшая часть класса были совами,
т.е. утром информацию не воспринимали и нифига не понимали учителя.
Именно эта часть сразу после школы прямиком отправлялась в продлёнку (как неуспевающие) и там, по-второму разу учительница объясняла всё заново.
По ходу она должна была еще помогать делать домашние задания. но до этого уже не доходило, т.к. все были измотаны.
Потом часов в 17 все брели домой, и дома естественно уже никто домаш. заданий не делал. То есть по сути торчали в школе целый день.
И именно эти дети были самые вялые на физкультуре.
Растормаживались только классу к 5-му, когда переходили во вторую смену.
До обеда успевали сделать дом.зад., потом школа, в 17-18 часов домой поесть и бегом на улицу. Неуспеваемость куда-то исчезала и появлялись жизненные силы.
Вот с чего бы это.
___________________________________
Правительству «делать нечего». Лучше бы деньги на здравоохранение направили.
.Gerbera_Z (28/01/2016) Вот уже второй год, как мы живем в Питере. Я очень была удивлена, когда мне директор школы сказал, что в Питере вторая смена запрещена. Школ на жилмассиве никак не больше, чем в Новосибирске и никаких пристроек нет.MissElla (22/01/2016) Не знаю какие там внуки, у меня ещё дети крохотные Акварельная (21/01/2016) burya
но ведь будет же!
Короче, успеем мы понаслаждаться любимой нашей второй сменой! Lana (21/01/2016) Нам тоже директор школы озвучила, что реально осуществить только первую смену не ранее 2020 года burya (21/01/2016) Ну что — премьер сказал, губернатор ответил. Да, в школах области будет только первая смена в… 2025 году!
Наши внуки будут учиться только в первую смену
Snegnaya (22/09/2015)

НаташкаМ писал(а):

Акварельная
ну 1 смену с субботой то не надо путать. если с убиранием субботы стало 9 уроков то сколько было? 8? да уж большая ращница, да еще без выходного по мне хоть 3 смены но без субботы

Один день 9 уроков, два дня по 8 уроков и два дня по 7 уроков.
Если сделать 6 уроков в субботу, то будет три дня по 7 уроков и три дня по 6 уроков.
Это 11 класс, школа общеобразовательная без какого-либо углубления. Акварельная (13/09/2015) Чеширская Кошка
Я писала тогда не о начальной школе, (старшие классы)
если вы ко мне обращаетесь.
В начальной школе 4-5 уроков, конечно же 6 это — доп. кружок может быть …. BlackCat (13/09/2015)
У родителей за домом 2 школы. В одну ходила я, в другой учились мои друзья.
В моей школе — обнесли все забором, закрыли территорию абсолютно для всех, кроме учеников (вроде хорошо, чужих нет, собак нет), а в соседней школе, вместо футбольного поля воткнули дет.сад.
Замечательно сделано, не правда ли?
Добавлено спустя 10 минут 40 секунд:
У дочери в школе, в началке порядка 20 классов. Их набор был еще 4 1ых класса, далее не меньше 5 каждый год.
В соседней школе примерно так же.
Никаких доп.зданий в округе нет, что бы расширять помещения школам. Когда третью школу построят — неизвестно. Чеширская Кошка (12/09/2015)

Цитата:

А что дети сидят по 9 уроков (затонетсубботырабочей)

И как выкрутились в гимназии 1, интересно?… Вся начальная школа на пятидневке, никогда в жизни в началке не было по 9 уроков и по 8 не было, и даже по 7.
А как послушаешь родителей других школ, такое ощущение, что что дети по каким-то другим учебным планам учатся… Сколько учебных часов в неделю в Вашем классе? Sibirkisa (12/09/2015) *катёна*
ну Вы сравнили «построить новые здания школы вместо ТЦ». ТЦ строятся за счет денег бизнеса и остаются в их собственности, приносят доход. Школы/сады строятся за счет бюджета и дохода в бюджет не приносят. Кто же будет строить школы за счет бизнеса — частные школы и обучение в них многим будет не по карману, ведь вложенные деньги должны приносить доход.
у нас как обычно: стимулировали рождаемость — получите, а подготовиться к этому не догадались они считали, что будет больше работников и налогов в бюджет, а что до этого момента нужны сады/школы/вузы пропустили, пока проблема не встала ребром. Подождите, на волне рождаемости, при отсутствии производства в стране, мы потом получим еще и такую же острую проблему безработицы и с жильем, ведь нужно создавать новые рабочие места для этого поколения. Будут, как в Китае, хвататься за любую работу и на любую оплату, чтобы выжить. *катёна* (12/09/2015) На данный момент мы учимся в отдельном здании для начальной школы, в котором 5 первых класса, 5 вторых классов и по четыре класса в параллели 3 и 4. Все прекрасно помещаются в первую смену в столовой, спорт. зале и т.д. У второго класса максимум 5 уроков в день и 3-4 урока в субботу. Если 3-4 урока раскидать среди недели, то получится максимум по 6 уроков в день с понедельника по пятницу. С учетом того, что многие остаются в продленке, один дополнительный урок не с играет большой роли. Если все грамотно продумать, например построить новые здания школы вместо ТЦ, то можно отказаться от второй смены и учебного дня в субботу. Я на этом все же настаиваю НаташкаМ (12/09/2015) Акварельная
ну 1 смену с субботой то не надо путать. если с убиранием субботы стало 9 уроков то сколько было? 8? да уж большая ращница, да еще без выходного по мне хоть 3 смены но без субботы gemka (12/09/2015)

January писал(а):

Даже взять столовую..как они ходить будут?

У нас проблема со спортзалом. Он один. На всю начальную школу. Встаем на лыжи зимой дружно, чем еще заниматься? Каток еще зальют, надеюсь. Тоже польза. Ищем хорошие стороны. Ну и сейчас при возможности у детей физ-ра на улице. Им нравится. Seelena (09/09/2015) Лилия Лия

Видимо, такие родители об этом не думают, так же как и премьер, не царское это дело…

В преддверии нового 2020/2021 учебного года родители некоторых школьников опасаются, что их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.

Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2020 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.

Что говорит закон

Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.

Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:

  • начало уроков не может быть раньше 8 часов утра (это относится к ученикам первой смены);
  • учиться во вторую смену не разрешено ученикам 1х, 5х, 9х и 11х классов;
  • запрет на вторую смену действует в классах компенсирующего обучения.

Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10. Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Как родителям отстаивать права своих детей

Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.

Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.

Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2020 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу. После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.

При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.

Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?

Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой

Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2020 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).

Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо. Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.

Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя. Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.

Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.

До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:

  • невозможность продолжения определённых занятий;
  • проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).

Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.

Вторая смена и шестидневная неделя в школах — это правильно и удобно

Фото: kzn.ru

Надвигается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи опять ломают копья: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам тотально переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневная учебная неделя приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос приобретает особенную остроту. А еще есть проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются ужать до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярной стороны и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинственно настроенного большинства. А также подготовило практические советы родителям школьников, которые переходят на обучение во вторую смену.

Татьяна Черниговская: «Необходимо проводить исследования»

Как правило, на вопрос — в какую смену должен учиться ребенок? — сразу следует один ответ: в первую! И точка. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и безапелляционны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравниловка) для всех наших детей? Таких умных, красивых и разных?

Татьяна Черниговская, прославленный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо проводить полномасштабные исследования.

— Лично я считаю, что в первой половине дня учиться лучше, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но как специалист, считаю, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо проводить полномасштабные исследования, — сказала она в интервью «Реальному времени». — При этом однозначные результаты получить будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности усваиваемости материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно что проводить сравнительное изучение утки и кошки.

Вторая смена — идеальный вариант для детей-спортсменов

Тем временем руководитель Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что учиться во второй половине дня для многих детей — благо, а вовсе не зло.

Первое. У разных детей различные особенности работы нервной системы: индивидуальных биоритмов никто не отменял, «совы» и «жаворонки» есть не только среди взрослых. У всех разная врабатываемость, работоспособность, истощаемость нервной системы. Поэтому кому-то лучше учиться во второй половине дня — их мозг «просыпается» только к обеду.

Второе. Важна тема физического здоровья. Для детей, которые часто болеют, в приоритете закаливающие процедуры и спорт по утрам: если они учатся в первую смену, у них нет времени ни на зарядку, ни на полноценную утреннюю гигиену, рассказала нам Альфия Хасановна:

— В этом плане лучше учиться во второй половине дня, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале он должен вставать рано утром, делать гимнастику, закаляться. Кстати, если ребенок нацелен на серьезные занятия спортом и ходит в секции, то для его нервной системы подходит схема со второй сменой в школе. Утром ученик занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, и после обеда переключение с физической активности на умственный труд позволит лучше усваивать информацию в школе. И наоборот, если ребенок идет в спортсекцию вечером, его нервная система перевозбуждается, ему будет сложнее уснуть и полноценно отдохнуть.

Третье. Важный аспект, о котором говорит нейропсихолог, — питание. Когда ребенок учится в первую смену, он часто не успевает позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча во языцех. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна рассказала, что первый прием еды (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, потому что в это время всасываемость пищи происходит интенсивнее. К тому же, научно подтверждено, что регулярное употребление на завтрак каш из злаковых культур улучшает работоспособность мозга на 13%.

— К вечеру обмен веществ замедляется, плотная пища переваривается хуже. А ведь если ребенок учится в первую смену, то его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это напрямую скажется и на мозговой деятельности, и на соматических аспектах: например, дети, которые не завтракают и наспех перекусывают в обед, чаще других подвержены болезненной полноте.

Когда ребенок учится в первую смену, он часто не успевает позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча во языцех. Фото Дарьи Турцевой

Измайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к ЕГЭ с помощью репетиторов. Если ребенок лучше усваивает знания утром, то лучше этот ресурс бросить на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а после обеда уже заниматься обычными уроками.

Четвертое. И, наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:

— Если у ребенка наблюдается девиантное поведение и признаки асоциальности, то во второй половине дня, когда наиболее велики всевозможные соблазны и активна «дурная компания», ему лучше находиться в школе. Вторая смена в этом отношении — спасение для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь.

Ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание

Елена Легасова, детский психолог, говорит: однозначно ответить на вопрос о том, что предпочтительнее, сложно. Но она точно не согласна с родительской паникой по поводу второй смены. Конечно, есть в ней свои минусы: например, при неправильном распределении времени вторая половина дня ребенка становится перегруженной. Детям не нравится вторая смена, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. А родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но есть у такого распорядка и плюсы. Например, к ним Елена относит возможность выспаться:

— Когда уроки начинаются после обеда, нет необходимости рано вставать, и это безусловный плюс. Американские ученые доказали, что перенос школьных занятий на более позднее время положительно сказывается на здоровье и успеваемости детей, потому что ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой подъем приходится на темное время суток, а это плохо влияет на работоспособность детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и качественнее, потому что дети уже проснулись и не спят за партами.

Еще один плюс учебы во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок при такой схеме быстрее осваивает навыки самостоятельности: ему нужно собраться самому, без посторонней помощи, пообедать, доделать уроки, одеться. Таким образом школьник учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену фиксируется снижение числа опозданий, а это хорошо для общей дисциплины в классе.

И, наконец, дети, учащиеся во вторую смену, реже подхватывают инфекционные заболевания: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (это особенно актуально для тех учеников, которые ездят в школу на общественном транспорте).

Как благополучно пережить переход на вторую смену

Елена Легасова дала родителям школьников, которые начинают учиться во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если правильно составить распорядок дня — ребенок будет успевать все.

  • Если школьник переходит на вторую смену, то в августе не разрешайте ему спать до обеда. Время подъема нужно сдвигать постепенно.
  • Научите ребенка разделять домашние задания на те, где может потребоваться помощь взрослых, и которые нужно сделать вечером (письменные задания на черновике, выучить стихи, правила), а утром легче доучить, прочитать, переписать в тетрадь.
  • Напишите и нарисуйте с ребенком на листе ватмана распорядок дня, где можно крепить стикеры-напоминалки. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулку, на сборы в школу. Надо равномерно распределить время, предоставив школьнику возможность полноценно отдыхать и продуктивно трудиться.

И, наконец, о шестидневке

Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет школьникам времени для отдыха, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея им. Лобачевского КФУ. Она уверена, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — оптимальный вариант для учеников среднего и старшего школьного возраста:

— Я выступаю однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Считаю, что такая нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. При пятидневке интенсивность занятий падает. При этом первоочередная задача школы — сформировать такую среду, чтобы ученикам было в ней интересно. Наши ученики в субботу проводят в лицее целый день и никто не жалуется на повышенную нагрузку.

— Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли провести больше времени с семьей.

— Давайте смотреть на вещи реально. Далеко не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло то время, когда каждая семья в обязательном порядке в зимние выходные выходила на лыжные прогулки, а летом — с палаткой на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневке, нужно сначала подумать, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, проводят большую часть свободного времени «в обнимку» с гаджетами. Из интернета подростки получают массу избыточной информации, которая зачастую небезопасна. Поэтому я считаю, что школа должна стать для ребенка своеобразным клубом по интересам, в котором и в субботу целенаправленно организованы занятия для удовлетворения потребностей подростка в полноценном саморазвитии.

— А как быть с тем, что школьники из-за шестидневной учебной недели вынуждены проводить много времени за уроками?

— Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра. Но чаще всего это результат того, что школьники сами неправильно организовывают свое время: откладывают приготовление уроков до последнего дня и потом вынуждены делать все экстренно. Я считаю, что способность правильно распоряжаться своим временем — это ключевая компетенция человека в XXI веке. Поэтому тайм-менеджмент нужно вводить в школьную программу — хотя бы частями, в рамках различных дисциплин. В новом учебном году в лицее мы в экспериментальном режиме будем вводить элементы тайм-менеджмента на всех уровнях обучения.

Людмила Абрамова ОбществоОбразование

В зави­си­мо­сти от того, какой частью речи явля­ет­ся сло­во, воз­мож­но как раз­дель­ное напи­са­ние чис­ли­тель­но­го с пред­ло­гом «во вто­рых», так и дефис­ное напи­са­ние наре­чия «во-вторых».

Раздельное написание слова «во вторых»

Второй дом от реки был бабуш­кин.

Порядковое чис­ли­тель­ное «вто­рой» (какой по счё­ту?) изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ное.

Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем в фор­ме един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

В пред­ло­же­нии чис­ли­тель­ное «вто­рой» в падеж­ной фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла может опре­де­лять суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом, напри­мер:

Во вто­рых клас­сах гим­на­зии пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти кон­курс «Всезнайка».

Числительное «во вто­рых» (клас­сах) с пред­ло­гом пишет­ся раз­дель­но.

Правописание слова «во-вторых»

От поряд­ко­вых чис­ли­тель­ных с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­са -ых/-их обра­зу­ют­ся наре­чия:

  • пер­вый — во-первых;
  • вто­рой — во-вторых;
  • тре­тий — в-третьих;
  • чет­вер­тый — в-четвёртых и т. д.

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу эти наре­чия пишут­ся с дефи­сом.

В кон­тек­сте они обо­зна­ча­ют поря­док тече­ния мыс­лей и их связь, спо­соб их оформ­ле­ния, после­до­ва­тель­ность изло­же­ния и упо­треб­ля­ют­ся в роли ввод­ных слов, как и ана­ло­гич­ные наре­чия:

  • нако­нец;
  • итак;
  • сле­до­ва­тель­но;
  • таким обра­зом;
  • напро­тив;
  • напри­мер;
  • в част­но­сти.

Вводные сло­ва грам­ма­ти­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и отде­ля­ют­ся от них зна­ка­ми пре­пи­на­ния, напри­мер:

Во-первых, афо­риз­мы инте­рес­ны по сво­ей сути, во-вторых, выра­зи­тель­ны по фор­ме.

Наречие (ввод­ное сло­во) «во-вторых» пишет­ся с дефи­сом и выде­ля­ет­ся запя­ты­ми в пред­ло­же­нии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *