289 ФЗ о таможенном

Законопроект №289 (редакция от 01.05.2019) внес ряд изменений в разные законодательные акты. Какие отношения регулирует и что изменилось с его принятием, будет рассмотрено в этой статье.

Коротко о главном, или суть законопроекта

С помощью этого закона наше государство регулирует таможенную деятельность. Проводится надзор за ввозом различных материалов, изделий и товаров через границу России. Под контролем находится вся работа, выполняемая сотрудниками таможенных структур. Благодаря этому происходит оперативное взаимодействие с другими госучреждениями. Обеспечивается выполнение норм международных соглашений, отстаиваются экономические интересы страны при осуществлении внешних закупок.

Эволюция ФЗ №289 и его задачи

Федеральный закон о таможенном регулировании претерпел ряд изменений. Он пришел на смену существовавшему законопроекту №311 от 2010 г. Хотя отдельные пункты этого закона еще действуют. Это касается таможенных платежей и деятельности экономических операторов.

Таможенный кодекс ЕЭС – это сокращенное название от Евразийского экономического союза. В январе прошлого года он вступил в силу. Приложение к правовому соглашению о Таможенном кодексе ЕЭС было подписано главами государств еще весной 2017 г. Сам ЕЭС был учрежден в мае 2014 г. На тот момент в него входили Беларусь, Казахстан, Россия. Уже в октябре туда присоединилась Армения, а в декабре – Киргизская Республика. На данный момент в ЕЭС входит 5 стран.

Вернемся к принятому закону. Таможенный кодекс ЕЭС содержит ряд отсылочных норм. Согласно им правоотношения регулируются на уровне законодательства глав государств.

Основные задачи ФЗ о таможенном регулировании
Исполнение международных соглашений России Обеспечение безопасности нашей страны

(экономическая стабильность)

Защита прав граждан, входящих в состав таможенной структуры Развитие таможенной инфраструктуры

Применение и возможности нововведений

С появлением предварительного решения для оценки таможенной стоимости разных товаров многое упростилось. Это удобный способ для участников внешнеэкономической деятельности, чтобы свериться с таможней.

Статья 25 регулирует основные вопросы по оценке таможенной стоимости разных товаров, ввозимых в страну. Предварительное решение выносится через 30 дней.

Сократилось время выдачи официального ответа о классификации разных товаров и их происхождении. Теперь эта процедура занимает всего 60 дней. По старым правилам приходилось ждать 3 месяца.

Предварительное решение теперь принимается не о стране товаров, а об их происхождении. Значит и форма решения в корне меняется. Вынесенное постановление о классификации товаров истекает через 5 лет с момента его принятия (ФЗ №289).

Изменения в сфере таможенного контроля, проверок, экспертиз

Ужесточился контроль деятельности лиц, участвующих в таможенном деле. Этот момент коснулся и экономических операторов. Проверять их будут не только во время работы, но и в течение последующей пары лет после исключения из реестров.

По новым правилам срок таможенной проверки (камеральной) составляет 90 дней. Отсчет происходит со дня уведомления проверяемого лица. В отдельных случаях его увеличивают до 120 дней. Это необходимо для грамотного проведения таможенной экспертизы.

Случаются ситуации, когда нельзя завершить таможенную экспертизу точно в срок. Тогда время ее проведения продлевается, но оно не должно превышать 4 месяцев с момента официального решения о дополнительном продлении экспертизы (п.1 ст. 390 кодекса ЕЭС).

Возврат переплаты или авансовые платежи

На рассмотрение авансовых платежей, принятие самого решения о возврате или непосредственно возврат авансовых сумм отводится 10 дней. Следующий день после регистрации заявления является отсчетным периодом. Этот момент регулируется п. 22 ст. 36 ФЗ №289.

Излишки уплаченных или взысканных платежей должны быть возвращены. С момента обнаружения этого факта и до возврата средств должно пройти не более трех дней. Лишние деньги возвращаются в счет следующих авансовых поступлений.

Мнимые сделки и борьба с однодневками

С помощью поправок в закон усовершенствовалась работа по возвращению в государственный бюджет денежных средств, полученных от мнимых сделок.

На данном этапе проводится борьба с фирмами-однодневками. Теперь сотрудники таможенных ведомств могут обратиться в судебные инстанции с требованиями:

  • о признании определенной сделки недействительной;
  • о ликвидации конкретной организации.

К положительным моментам рассматриваемого законопроекта можно отнести упрощение ряда таможенных процедур и оформление товаров в электронном виде.

Юрист Кизанд Юлия Владиславовна.

289-ФЗ «О таможенном регулировании»: вопросы – ответы

Валентина Николаевна Ионичева, Татьяна Александровна Григорьева, эксперты по ВЭД «Альта-Софт»

4 сентября 2018 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В преддверии вступления нового закона учебный центр «Альта» провел вебинар на тему «Важнейшие изменения в практике работы участников ВЭД в связи с вступлением в силу нового Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». В ходе вебинара от слушателей поступило большое количество вопросов.

Все вопросы можно разделить на несколько блоков:

  • Общие вопросы
  • Таможенные платежи
  • Классификация товаров
  • Единый лицевой счет
  • Таможенный представитель

Предлагаем вашему вниманию ответы экспертов по ВЭД Ионичевой Валентины Николаевны и Григорьевой Татьяны Александровны.

Общие вопросы

289-ФЗ ст. 140 ч. 3 п. 10: какие документы подтверждают право владения, пользования и распоряжения товарами при переработке вне таможенной территории?

Документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки. Может быть документ (контракт) на переработку. Для разных категорий товаров могут потребоваться разные документы, подтверждающие право владения/распоряжения товарами (документы должны наделять лицо правом распоряжаться имуществом на свое усмотрение). Также см. Перечень документов, подтверждающих совершение сделки с товарами, или иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, утвержден Решением КТС № 378.

Изменились ли сроки проведения таможенной экспертизы и возврата отобранных образцов для её проведения?

П. 6 ст. 335 289-ФЗ: При невозможности завершения таможенной экспертизы в срок, предусмотренный п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС (20 дней), срок проведения таможенной экспертизы с письменного разрешения начальника уполномоченного таможенного органа и с указанием причин такого продления может быть продлен на срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия решения о продлении таможенной экспертизы. Предельный срок – 4 месяца. О возврате проб и образцов: возврат материалов, документов, проб и образцов таможенной экспертизы после проведения таможенной экспертизы см. Решение КТС от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Как заполнять графу В, если не платим сборы?

В случае освобождения от уплаты таможенных сборов графа В не заполняется.

При ввозе товаров стоимостью до 200 евро будут ли взиматься сборы или нет? 200 евро – это стоимость самого товара, без транспортных и накладных услуг?

В соответствии с п. 10 пч. 1 ст. 47 289-ФЗ, таможенные сборы за таможенные операции не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов либо с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии с п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, которые ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, не возникает. Транспортные расходы не учитываются на основании п. 2 ст. 136 ТК ЕАЭС.

Как подтверждать фактический вывоз товара в Эстонию через Псковскую таможню? Как и раньше по письменному заявлению?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Какие статьи нового ФЗ регламентируют запрос документов и (или) сведений (бывшая доп. проверка по стоимости)?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»). Также см. ст. 324 – 325 ТК ЕАЭС; 289-ФЗ: ст. 225 – 226.

Просьба дать разъяснение по пункту 28 статьи 102 289-ФЗ.

В ч. 28 ст. 102 289-ФЗ говорится о том, что при подаче полной декларации, закрывающей временное периодическое декларирование, могут быть изменены сведения, в том числе в коде ТН ВЭД, если эти сведения не повлияли на расчет таможенных платежей. В ином случае это будет являться правонарушением.

311-ФЗ же не полностью утрачивает силу? Только часть статей?

311-ФЗ не полностью утрачивает силу, часть статей действуют. Часть 8 статьи 86, статьи 88 – 95 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» утратят силу с 1 января 2020 года. Подробнее см. статью 397 289-ФЗ. Что касается вступления в силу 289-ФЗ, то часть 24 статьи 392 и статья 395 вступают в силу с 1 октября 2018 года. Главы 25 и 64 вступают в силу с 1 июля 2019 года, 10. Положения части 2 статьи 264 настоящего Федерального закона об электронной форме консультирования применяются с 1 января 2020 года. Положения частей 1 – 4 статьи 300 применяются с 1 января 2022 года. Подробнее см. статью 398 289-ФЗ.

Какой процент выплачивается за излишне взысканные платежи? Где можно посмотреть эту информацию?

Согласно ч. 11 ст. 67 289-ФЗ, в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи (какие суммы признаются излишне взысканными), по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.

По поводу порядка отложенного определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Новый Порядок, согласно Решению Коллегии ЕЭК, действующий с 19.07.2018, не предусматривает каких-то изъятий из него, вносимых законодательством государств-членов. Планируется внесение изменений в указанный Порядок?

Вопросы таможенной стоимости при ввозе, в том числе отложенного определения таможенной стоимости, регулируются законодательством ЕАЭС. В соответствии с 289-ФЗ выйдет только порядок отложенного определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Смотреть перечень Решений ЕЭК, планируемых к разработке в 2018 – 2020 гг.

Может ли быть продлен срок представления КДТ после выпуска товара по заявлению декларанта?

Решением Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289 (ред. от 27.03.2018) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» продление сроков представления КДТ не предусмотрено.

Что предоставлять налоговым органам для подтверждения нулевой ставки НДС при электронном подтверждении фактического вывоза товаров?

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Ст. 140 ч. 3 п. 10: какие документы, подтверждающие право владения товарами, нужно указывать в заявлении на переработку товаров вне таможенной территории? В ремонт товар отправляется по контракту. Товар ввозился до 1993 года, и нет договора и ДТ на этот товар. Справки об учете товара на балансе достаточно? Или это должна быть выписка определенной формы?

Право владения/распоряжения товарами может быть подтверждено документом, подтверждающим совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иными документами, подтверждающими право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (в том числе бухгалтерскими). Также см. Перечень документов, подтверждающих совершение сделки с товарами, или иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, утвержденные Решением КТС № 378. Для разных категорий товаров могут потребоваться разные документы, подтверждающие право владения / распоряжения товарами (документы должны наделять лицо правом распоряжаться имуществом на свое усмотрение).

Как быть, если в личном кабинете в сервисе «Информация о вывозе товаров» до сих пор в ответ на запрос приходит: «Информации о вывозе товаров по данной ДТ нет»? Товар был вывезен в январе 2018 года.

См. Решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств-членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза».

Известно что-нибудь про процедуру получения статуса УЭО?

Условия и порядок получения статуса УЭО: ст. 383 – 384 289-ФЗ. На официальном портале ОРВ размещен проект приказа ФТС России «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами».

Необходимо ли при декларировании присоединять инвойсы, накладные и т. п. в формализованном виде? Если не присоединять, то запросит ли их таможня?

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ должны быть перечислены в графе 44 ДТ, формализованы и отправлены в Архив. Сама ДТ подается с признаком 0 в графе 44 и в случае запроса какого-либо документа таможенным органом, вы его отправляете в ответ на запрос.

Как корректно заполнить гр. 47 в случае освобождения от уплаты сбора за таможенное оформление? Преференцию по освобождению сбора в гр. 36 тоже нужно указать?

В случае освобождения графа заполняется. Решение № 257: в случае использования льгот по уплате платежа в виде освобождения от его уплаты, применения тарифной преференции, предусматривающей полное освобождение от уплаты платежа, в основной строке (основных строках) исчисление производится в размере таможенных платежей, подлежащих уплате без учета льгот. В колонке «СП» указывается «УН». В дополнительной строке в колонке «Сумма» указывается цифра «0» (ноль). Колонки «Основа начисления» и «Ставка» дополнительной строки не заполняются. В колонке «СП» проставляется код «УМ». Графа 36 «Преференция» — СИ.

Таможенные платежи

Если необходимо вернуть таможенные платежи, надо успеть подать заявление в течение трех дней?

Согласно ч. 1 ст. 36 289-ФЗ, возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению лиц, указанных в ч. 1 ст. 30 ФЗ, если заявление о возврате авансовых платежей подано не позднее трех лет со дня, следующего за днем последнего распоряжения об их использовании. Излишняя уплата таможенных платежей устанавливается таможенным органом на основании КДТ (ч. 1 ст. 67 ФЗ). Таможенный орган осуществляет зачет излишне уплаченных таможенных платежей в счет авансовых платежей не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты (или излишнего взыскания) (ч. 3 ст. 67).

Какая статья нового ФЗ предусматривает, что освобождаются от уплаты сборов за таможенные операции только беспошлинно экспортируемые товары?

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 47 ФЗ освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

Будут ли взиматься таможенные сборы за таможенные операции при подаче временной и полной периодической декларации (при беспошлинном экспорте)?

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 47 ФЗ, таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении: товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами. В случае подачи временной таможенной декларации в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, при этом такие товары не облагаются вывозной таможенной пошлиной, также применяется освобождение от уплаты таможенных сборов.

Есть ли изменения в новом ФЗ в сроках предоставления отчетности перед таможенными органами по товарам, ввезенным с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей? В 311-ФЗ это ст. 177 п. 13.

В 289-ФЗ проведение проверки наличия системы учета товаров и ведения учета товаров устанавливаются ст. 244.

Можно ли подавать заявление на выплату процентов по излишне уплаченным платежам при отказе в выпуске?

Если установлен факт излишнего взыскания таможенных платежей.

Дайте ссылку на статью 289-ФЗ, где указан срок 3 дня по возврату излишне начисленных платежей.

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ФЗ возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, производится таможенными органами, в форме их зачета не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания, в счет авансовых платежей.

Пени можно будет уплачивать из авансовых платежей?

Да, согласно ч. 2 ст. 28 ФЗ уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится путем распоряжения плательщиком авансовыми платежами.

Приказ № 2520 (формы заявлений на возврат) продолжит действовать после 4 сентября 2018 г.?

Пока действует приказ ФТС России № 2520. В соответствии с переходными положениями (ч. 5 ст. 397 289-ФЗ) со дня начала применения статьи 36 нового закона действуют положения статьи 122 311-ФЗ (о возврате авансовых платежей). На сайте ОРВ размещен проект НПА «Об утверждении форм заявления о возврате авансовых платежей и порядка их подачи, форм решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей».

С какого числа можно осуществлять возврат авансовых платежей через личный кабинет ФТС России?

В настоящий момент возможность подать заявление на возврат авансовых платежей через личный кабинет отсутствует. Новый 289-ФЗ (ч. 4 ст. 36 289-ФЗ) предоставляет возможность подачи заявления о возврате авансовых платежей в электронной форме путем направления через личный кабинет. В соответствии с переходными положениями (ч. 5 ст. 397 289-ФЗ) со дня начала применения статьи 36 нового закона действуют положения статьи 122 311-ФЗ (о возврате авансовых платежей). На сайте ОРВ размещен проект НПА «Об утверждении форм заявления о возврате авансовых платежей и порядка их подачи, форм решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей».

Классификация товаров

Обязательно ли требуется наличие классификационного решения на импортный товар, поставляемый в разобранном виде, при оформлении процедуры транзита на границе, если товар на границе предоставлен одновременно на нескольких транспортных средствах в разобранном виде? Если не требуется, то какой код ТН ВЭД сотрудники таможни должны указать в транзитной декларации: код товара в собранном виде или код отдельных частей товара?

Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита установлены Решением Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 138. Согласно Решению, процедура транзита в отношении товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перевозимых по территориям двух и более государств-членов Союза в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами международной перевозки, применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в предварительном решении о классификации товара, либо в решении о классификации товара, принимаемом в соответствии с п. 3 ст. 21 ТК ЕАЭС, с указанием кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, соответствующего коду разобранного товара в комплектном или завершенном виде, указанному в соответствующем предварительном решении о классификации или решении о классификации. Если же классификационного решения нет, то указывается код каждого компонента.

Будут ли классификационные решения других стран-членов Союза обязательны для таможенных органов РФ (например Армении)?

В соответствии с ч. 4 ст. 21 ТК ЕАЭС предварительные решения о классификации товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о классификации товаров. На территориях иных государств решения применяются при таможенном декларировании в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров, которые перемещаются через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и которые перемещаются через таможенную границу Союза в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами, в отношении которых приняты предварительные решения о классификации товаров.

В случае подачи заявления на получение классификационного решения самим импортером на ввоз компонентов товара в разобранном виде, может ли в дальнейшем таможенное оформление осуществлять таможенный представитель за своей электронной подписью?

Может, таможенное законодательство не ограничивает таможенных представителей в праве совершать таможенные операции в отношении таких товаров.

В случае изменения классификационного кода и изменения в связи с этим налоговой ставки может ли таможенный орган ретроспективно (например, за несколько прошедших лет) потребовать уплаты новой налоговой ставки?

В соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ решение об изменении решения о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и вступает в силу со дня принятия решения об изменении решения о классификации товара.

Если полный комплект ввозится единой партией, зачем предварительное классификационное решение?

Декларант самостоятельно принимает решение, нужно ли ему обращаться в таможенные органы за предварительным решением.

Если при декларировании таможня принимает решение об изменении кода ТН ВЭД, высылается требование об изменении кода при ЭД, но при этом декларант уверен в правильности заявленного кода и имеет необходимые документы для его подтверждения, что в таком случае делает таможня? Высылается решение об отмене первоначального решения? И это все до выпуска?

Декларант должен подать КДТ в соответствии с требованием таможни, а впоследствии его обжаловать.

Надо ли корректировать декларацию на товары, если после отзыва предварительного решения изменился код?

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ, основанием для внесения изменений (дополнений) в ДТ является решение о классификации товаров.

Где определено, что за классификационным решением нужно обращаться в ЕЭК?

В соответствии с п. 1 ст. 21 ТК ЕАЭС таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде. Согласно п. 1 ст. 22 ТК ЕАЭС, в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов. В соответствии с п. 2 указанной статьи ТК ЕАЭС, решения о классификации отдельных видов товаров принимаются в виде решений Комиссии.

По поводу подачи заявления по классификационному решению на компоненты обращаться в ФТС России или ЕЭК?

В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ, ФТС России и (или) иной таможенный орган, определяемый ФТС России (уполномоченные таможенные органы), принимают решение о классификации товара на основании заявления о принятии решения о классификации товара. В соответствии со ст. 22 ТК ЕАЭС, в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов.

Перед ввозом какого-либо оборудования (станки и т.п.) необходимо оформлять классификационные решения?

Нет, только в случае применения особого порядка декларирования в соответствии со ст. 117 289-ФЗ.

При внесении изменений в Товарную номенклатуру ЕАЭС (новые товарные позиции, исключение старых) будет ли таможенный орган самостоятельно принимать предварительные классификационные решения без обращения заявителя по действующим решениям?

Порядок подачи заявления на получение предварительного решения (ПР) установлен ст. 18 289-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ПР принимает ФТС и иной таможенный орган, определенный ФТС России. В настоящее время действует Административный регламент ФТС России (приказ ФТС России от 18.04.2012 № 760). В соответствии с регламентом ПР выдает ФТС России и РТУ. В настоящее время на сайте ОРВ размещен проект порядка принятия ПР.

Тот, кто подает на классификационное решение, он же и должен осуществлять таможенное оформление? Может ли это делать таможенный представитель за своей электронной подписью?

Да, это может сделать и таможенный представитель, на основании договора об оказании услуг.

Единый лицевой счет

Если у нас группа компаний, можно ли на несколько компаний открыть один лицевой счет, или ЕЛС открывается только на одну компанию по ИНН?

ЕЛС открывается на одну организацию в соответствии с ИНН и реквизитами организации. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Как перейти на ЕЛС?

Необходимо подать обращение в ФТС России. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Нам пришло от таможни письмо, чтобы мы включились в ЕЛС. Там сказано, что нужно в заявлении указать таможни, где мы собираемся декларироваться. Значит ли это, что потом работать можно будет только с этими таможнями?

ЕЛС позволяет работать с таможенными органами по всей территории РФ. Информация о ЕЛС на сайте ФТС России.

Чем предусмотрено, что до 01.01.2019 все участники ВЭД (в т.ч. таможенные представители) должны перейти на ЕЛС?

Такого регламентированного требования (нормативного акта нет). Информацию о переходе на ЕЛС озвучила начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Ягодкина Елена Владимировна на публичных слушаниях ФТС России. Постепенно все перейдут на ЕЛС. С 13 сентября 2018 года утрачивает силу приказ ФТС России от 22 августа 2016 г. № 1617 и вступает в силу приказ ФТС России от 24 августа 2018 г. № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС». Более подробная информация в новости.

Таможенный представитель

Просим прокомментировать требование закона о публиковании стоимости услуг таможенного представителя. Необходимо будет указывать конкретную цифру или можно указать диапазон стоимости услуг?

Согласно ч. 2 ст. 148 ФЗ юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте в сети «Интернет» актуальную информацию о стоимости своих услуг при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Согласно ч. 3 указанной статьи, юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано информировать ФТС России, об опубликовании стоимости своих услуг путем представления отчетности. В соответствии со статьей 13 ФЗ, ФТС России определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.

Изменится ли порядок заполнения гр. 54 ДТ таможенным представителем в связи с отсутствием в законе 289-ФЗ квалификационных требований к СТО и самого термина СТО?

Сведения о квалификационном аттестате не требуется указывать в декларации на товары. Следите за изменениями в Решении № 257.

Обнаружил противоречие между нормами нового закона (ст. 343) и ТК ЕАЭС (пп. 5 п. 1 ст. 405): согласно ТК ЕАЭС – таможенный представитель обязан информировать ведущий реестр таможенный орган об изменении сведений заявленных при включении в реестр; а вторая гласит – таможенный представитель должен обращаться в ФТС России только при изменении сведений Реестра. Как с этим быть?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 405 ТК Союза, таможенный представитель обязан информировать таможенный орган, включивший его в реестр таможенных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных представителей, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении. Согласно ч. 1 ст. 343 ФЗ, в случае изменения сведений, указанных в реестре таможенных представителей, юридическое лицо, включенное в такой реестр, обязано представить в таможенный орган заявление о внесении изменений в реестр таможенных представителей с указанием сведений, подлежащих изменению, в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении. Здесь нет противоречия: в течения 5-ти дней после изменения сведений, которые указаны в реестре, таможенный представитель обязан информировать об этом таможенный орган. Закон конкретизирует, что такое информирование необходимо осуществлять путем подачи заявления о внесении изменений. На сайте ОРВ размещен проект Приказа Минфина России «Об определении Порядка исключения юридических лиц из реестра таможенных представителей».

При каких условиях не будет браться обеспечение платежей (при риске) если декларирование осуществляется таможенным представителем?

См. п. 13 ст. 55 ФЗ.

Электронная подпись и доверенность для подачи ДТ таможенному представителю теперь можно оформлять на лицо, которое не состоит в штате?

Нет, электронную подпись можно получить только на лицо, состоящее в штате.

Насколько я поняла, я могу заниматься декларированием товаров своего работодателя, не имея специального таможенного образования и/или статуса специалиста по ВЭД?

Новый закон не требует обязательного наличия в штате таможенного представителя специалистов по таможенным операциям (СТО). Подробнее смотрите в новости.

Если еще не получил КАСТО, есть смысл проходить курсы и сдавать экзамены на его получение? Или можно продолжать работу без него.

Новый закон не требует обязательного наличия в штате таможенного представителя специалистов по таможенным операциям (СТО).

«Альта-Софт»

Уплата таможенных платежей при импорте товаров

Исчисление таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

В соответствии со статьей 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

На основании пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, когда их исчисление производится таможенным органом.

Сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары, таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном ТК ЕАЭС или Евразийской экономической комиссией.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с главой 7 ТК ЕАЭС.

Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате.

При введении в ЕАЭС мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в соответствии с 12 главой ТК ЕАЭС.

Случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются определены в статье 54 ТК ЕАЭС.

Статьей 55 ТК ЕАЭС определен порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены 30, 31 и 32 статьями Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).

В отношении товаров перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС применяются льготы по уплате таможенных платежей.

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

Исчисление ввозной таможенной пошлины

Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.

В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.

Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.

Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Исчисление налога на добавленную стоимость и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС

Налог на добавленную стоимость исчисляется в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией определен статьей 160 НК РФ, с учетом статей 151 НК РФ, определяющей особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации.

Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость определен статьей 150 НК РФ.

Акциз исчисляется в соответствии с главой 22 НК РФ.

Объектом налогообложения акцизом признаются операции, определенные статьей 182 НК РФ с учетом операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), указанных в статье 183 НК РФ.

Статья 186 НК РФ определены особенности взимания акциза при ввозе и вывозе подакцизных товаров ЕАЭС.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей
61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате.

Ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

Ставки акциза определены статьей 193 НК РФ.

Исчисление таможенных сборов

За совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, взимаются таможенные сборы.

К таможенным сборам относятся:

1) таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции);

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;

3) таможенные сборы за хранение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 47 ТК ЕАЭС плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.

Статьей 38 Федерального закона № 289-ФЗ определены понятия плательщиков таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций, плательщиков таможенных сборов за таможенное сопровождение и плательщиков таможенных сборов за хранение.

Главой 8 Федерального закона № 289-ФЗ установлены порядки исчисления таможенных сборов за совершение таможенными органами таможенных операций (статья 39), применения ставок таможенных сборов (статья 40), срок уплаты таможенных сборов, а так же установлены обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных сборов (статья 41)
и исполнения такой обязанности (статья 42).

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Перечень товаров, в отношении которых применяется освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, определен статьей 47 Федерального закона № 289-ФЗ.

Исчисление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин

Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты.

Исчисление и уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в порядке, установленном ТК ЕАЭС для исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных главой 12 ТК ЕАЭС и Договором о Союзе.

Статьями 72 и 73 ТК ЕАЭС определены порядок возникновения, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установлены обстоятельства, при которых такая обязанность прекращается.

Случаи, когда специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины не уплачиваются, установлены пунктом 4 статьи 72 ТК ЕАЭС.

Сроки уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин установлены статьей 74 ТК ТС.

Уплата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен статьей 61 ТК ЕАЭС.

Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

Согласно пункту 7 статьи 74 ТК ЕАЭС специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Денежные средства могут быть внесены:

1) безналичным способом через кредитные организации;

2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;

3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:

– кредитные организации;

– кассы таможенного органа.

Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей. (http://www.customscard.ru, http://www.payhd.ru).

Ввозные таможенные пошлины вносятся отдельными платежными документами в соответствии с приложением № 5 Договора о Союзе).

У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.

Предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов регламентируется главой 9 ТК ЕАЭС.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 58, 120 — 122, 143, 177 и 304 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

Статьей 55 Федерального закона № 289-ФЗ установлены иные случаи, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Способы обеспечения предусмотрены статьей 63 ТК ЕАЭС.

Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 19 статьи 55 Федерального закона № 289-ФЗ.

Порядок применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определен главой 10 Федерального закона № 289-ФЗ.

Исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин обеспечивается в случаях, предусмотренных статьями 120 — 122 ТК ЕАЭС, а также в случаях, определенных Евразийской экономической комиссии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС, если иное не установлено в соответствии с указанными статьями.

Внимание!

При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).

Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).

Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок). Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.

Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.

Уплата таможенных платежей при экспорте товаров

Наименование и содержание раздела «Уплата таможенных платежей при экспорте товаров» изложить в новой редакции «Уплата вывозных таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при вывозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС».

Исчисление вывозной таможенной пошлины

Вывозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов день.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.

Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-1).

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, и размещает информацию о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин не позднее чем за 4 дня до 1-го числа календарного месяца, в котором будут применяться рассчитанные ставки, на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин определяются законодательством государств – членов ЕАЭС (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).

Статьей 35 Закона №5003-1 определен перечень товаров, в отношении которых предоставляется тарифная льгота и порядок их предоставления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств–членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов.

Пунктом 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов (приложение № 23 к Договору о Союзе) установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора о Союзе, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами – членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства – члены не договорятся об ином.

Уплата таможенных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы

Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 43 Федерального закона № 289-ФЗ.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863.

Информация о кодах таможенных органов содержится на официальном сайте ФТС России.

Информация о кодах бюджетной классификации, а также актуальная информация о реквизитах счета размещается на официальном сайте ФТС России.

Уплата таможенных сборов юридическими лицами может осуществляться с расчетного счета юридического лица, открытого в кредитной организации, в том числе с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.

Денежные средства могут быть внесены:

1) безналичным способом через кредитные организации;

2) с использованием программных и (или) технических средств (устройств)
в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей;

3) наличными денежными средствами (только для физических лиц) через:

– кредитные организации;

– кассы таможенного органа.

Информация о технологиях уплаты таможенных и иных платежей с использованием электронных средств платежа содержится на сайтах операторов таможенных платежей (http://www.customscard.ru; http://www.payhd.ru).

Таможенные сборы и вывозные таможенные пошлины налоги могут быть уплачены за счет авансовых платежей, внесенных на счет Федерального казначейства.

У плательщика имеется возможность получения справочной информации о движении уплаченных им денежных средств с применением информационного сервиса «Лицевой счет» «Личного кабинета участника ВЭД», а также на сайтах операторов таможенных платежей.

применяется со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В связи с этим необходимо было поменять таможенные правила в российском законодательстве. Причем законодатель не стал вносить многочисленные изменения в действующий закон, а принял новый. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — более чем объемный документ на 983 листах.

Президент РФ подписал новый закон о таможенном регулировании (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ). Его текст подготовил Минфин России в связи с тем, что с 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), в котором содержатся отсылочные нормы к национальному законодательству. В целом закон направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

Новый закон вступит в силу с 04.09.2018 (за исключением некоторых положений). Например, нормы, касающиеся организации электронного взаимодействия между таможенными органами и плательщиками, начнут применяться с 2019 г., а положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов в электронной форме — только с 2022 г.

С 04.09.2018 перестанет действовать большинство статей прежнего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Полностью он утратит свою силу к 2020 г.

Предварительные решения

Новым законом сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. Такие решения таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

Таможенные платежи

По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц.

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период. Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней).

Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше это было 30 дней. Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

На сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не будут начисляться. При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.

Расширен перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это могут быть лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб., а совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.

Таможенный контроль

Изменения претерпели и положения, касающиеся проведения таможенного контроля. Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Для камеральной проверки предусмотрено 90 календарных дней, но этот срок может быть продлен на 120 календарных дней. Раньше эти сроки не были определены.

Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки.

Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения. Он составит 30 дней.

А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.

Обжалование решений

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, а в отношении остальных решений, действий (бездействия) таможенных органов — с 01.01.2021. Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

С 2022 г. жалобу в таможенный орган можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Таможенные представители

Ограничена солидарная ответственность таможенных представителей. По общему правилу в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей. Но существует два исключения. Во-первых, случаи, указанные в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т.д.). Во-вторых, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

Юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости своих услуг.

Комментарий эксперта

Алексей Ильичев, старший партнер, управляющий директор московского офиса «Лесников и партнеры»

Основным нововведением (если можно его так назвать) нового Закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный документооборот — как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. В частности, при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решений, действий или бездействия таможенных органов.

Данное нововведение, конечно, должно значительно упростить порядок взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами, но, к сожалению, на мой взгляд, добиться такого взаимодействия исключительно в электронном виде, без предоставления документов на бумажном носителе по запросу таможенных органов в ближайшее время вряд ли удастся. Учитывая развитие информационных технологий в таможенных органах и фактическое отсутствие электронного документооборота (в рамках таможенного декларирования таможенный орган постоянно запрашивает огромный перечень документов на бумажном носителе, якобы для подтверждения достоверности сведений, представленных в формализованном виде), реализация замыслов нового Закона № 289-ФЗ потребует не один год и большое количество бюджетных средств.

Отмечу, что в части реализации электронного документооборота по оказанию государственных услуг, взаимодействия при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов, возникает необходимость переработки ведомственных нормативных актов таможенных органов, что также требует определенное количество времени. Вместе с тем в настоящее время должностные лица таможенных органов при рассмотрении вопросов и жалоб заинтересованных лиц, поступивших в таможенный орган, чаще реализуют формальный подход, а именно — ищут основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы (обращения) и не заинтересованы в реальном решении проблемы.

Таким образом, возникает вопрос, а готовы ли сами должностные лица таможенных органов к стопроцентному переходу на электронный документооборот и осуществлению своих должностных обязанностей в нынешних реалиях?

Дополнительно по Закону № 289-ФЗ отмечу. В соответствии со ст. 18 Закона № 289-ФЗ срок принятия предварительного решения будет составлять теперь 60 дней (ранее был установлен срок 90 дней), при этом указанный срок может приостанавливаться на время предоставления дополнительной информации. Конечно, уменьшение сроков рассмотрения обращений (заявлений) заинтересованных лиц — это большой плюс, но в то же время 60 дней — это все-таки достаточно длительный срок. На мой взгляд, такой срок можно было сократить до стандартного — 30 дней.

Интересным нововведением в Законе 289-ФЗ также является ст. 246, где указан порядок проведения проверки маркировки на товарах. В Законе № 311-ФЗ подробного описания по проверке маркировки не было, данные положения были указаны в Таможенном кодексе ТС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *