Адвокат назначение

Подавляющее большинство граждан, пребывающих в статусе подозреваемых или обвиняемых, не обладают достаточными знаниями и опытом по защите собственных прав и интересов. Во избежание перекоса в сторону обвинения, а также во исполнение ст.48 Конституции РФ о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, законодатель предусмотрел возможность предоставления адвокатов по назначению в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Наиболее часто адвокаты привлекаются для оказания услуг по назначению именно по уголовным делам

Содержательная сторона института «адвокат по назначению» заключается в том, что адвокат избирается и привлекается не самим лицом (подозреваемым, обвиняемым или подсудимым) или его знакомыми, а назначается государством в лице органа, который расследует или рассматривает уголовное дело.

Адвокат по назначению обеспечивается государством в двух случаях:

  1. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) хочет воспользоваться услугами защитника, но не может в виду отсутствия материальных средств для оплаты услуг адвоката или по иным причинам;
  2. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) отказывается от услуг адвоката, но в связи с уязвимым положением лица государство не может оставить его без защиты (лицо является несовершеннолетним, лицо в силу психических или физических проблем не способно самостоятельно отстаивать свои права, лицо не владеет русским языком, лицу грозит наказание более 15 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, при рассмотрении дела судом присяжных или в при особом порядке судебного разбирательства и др.)

Если гражданин заключил договор со сторонним адвокатом, государственный защитник не привлекается. Однако если такое соглашение есть, но избранный адвокат в течение 5 суток не является на следственные действия или в орган правосудия, а гражданин не выказывает желания найти нового защитника, то приглашается государственный адвокат. В случае задержания или помещения под стражу этот срок составляет 24 часа.

Как видим, адвокат по назначению предоставляется только в рамках уже возбужденного уголовного дела. Если речь идет о доследственной проверке, то гражданин, по мнению государства, должен справляться собственными силами. Например, помощь при проверках ОБЭП (ОЭБиПК) оказывается только избранными самим доверителем, а не государственными адвокатами. Между тем, вовремя оказанная при проверках правовая помощь очень важна, поскольку от нее во многом зависит, будет ли «продолжение» в виде уголовного дела.

Порядок приглашения адвокатов по назначению в качестве защитников в уголовном судопроизводстве утвержден Решением Совета ФПА РФ от 05.10.2017 года. Согласно этому акту, основанием предоставления защитника является соответствующее процессуальное решение следователя, дознавателя или судьи. После получения запроса Адвокатская палата предоставляет адвоката согласно графику дежурств. На практике все может происходить проще: следователь приглашает знакомого адвоката для участия в деле, минуя Адвокатскую палату. Именно для исключения подобных случаев привлечения следователями (дознавателем) «карманных адвокатов», были внесены изменения в ст. 50 УПК РФ, согласно которым следователь, дознаватель или суд вправе привлечь для участия в деле не любого адвоката по назначению, а только в порядке, утверждённом палатой адвокатов. Так, в целях реализации данного положения в нескольких субъектах Российской Федерации, в частности в Москве произошёл переход на автоматизированную систему подбора адвокатов по назначению, при которой следователь отправляет заявку об обеспечении адвоката через специально созданный интернет-ресурс и никак не может повлиять на приглашение конкретного, знакомого ему адвоката.

Уголовный адвокат работает бесплатно?

Вопреки распространенному мнению, адвокат по назначению бесплатно не работает. Исходя из ч.5 ст.51 УПК РФ, услуги защитники оплачиваются за счет государства (с этим обстоятельством связано ещё одно бытующее в народе определение адвокатов по назначению как «государственных адвокатов»). Однако если был вынесен обвинительный приговор (или дело завершено по не реабилитирующим причинам) осужденный должен возместить за свой счет расходы на адвоката. На практике, суда зачастую при вынесении обвинительного приговора забывают решить вопрос о возмещении судебных расходов по оплате услуг адвоката по назначению за счёт осуждённого, поэтому адвокат фактически оказывается бесплатным для конкретного лица, однако уповать на то, что Вам повезёт и попадётся забывчивый судья, точно не стоит.

Важно!

Последние новости относительно оплаты адвоката по назначению для подозреваемых и обвиняемых не слишком радостные. Поправки Минюста предполагают, что для получения условного приговора, а также для освобождения по УДО гражданин должен в полном объеме оплатить услуги своего защитника по назначению. Если поправки будут приняты, число условных приговоров может резко сократиться.

Конкретные ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240.

  • 550-1200 рублей за 1 рабочий день;
  • 825-1800 рублей за помощь в ночное время;
  • 1100-2400 рублей за помощь в выходные, праздники.

Конкретный размер вознаграждения зависит от обстоятельств, сложности дела.

В скором времени гонорар адвокатов по назначению повысят. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2018 года № 1169 предусматривает поэтапное увеличение ставок. Так, с 2019 года день работы адвоката будет стоить 900-1500 рублей, с 2020 года – 1250-1900 рублей, а с 2021года – 1500-2150 рублей.

Адвокат по назначению или по приглашению?

За адвоката по назначению подозреваемый, обвиняемый или осужденный не должен платить «здесь и сейчас». В этом состоит единственный плюс обращения к государственным защитникам. А минусов гораздо больше.

  1. Условно бесплатный адвокат по уголовным делам зачастую слабо заинтересован в исходе дела. Его гонорар, как видим, относительно небольшой и в разы меньше сумм гонораров адвокатов по соглашению. Поэтому многие защитники предпочитают «отбывать время», а не оказывать реальную помощь.
  2. Нередко адвокаты по назначению негласно сотрудничают со следствием. Недавний пример – государственный защитник Руслана Подгорного, находящегося в СИЗО. Адвокат не желал сотрудничать с выбранными защитниками Подгорного, не проверял процессуальные документы и участвовал в процессуальных действиях лишь формально. Адвокатская палата Москвы рассмотрит дисциплинарное дело в отношении защитника по назначению, а также решит вопрос о лишении его адвокатского статуса.
  3. Далеко не все адвокаты по назначению способны оказывать качественные услуги по всем статьям. Например, помощь по экономические преступлениям требует от защитника не только безупречного знания законодательства, но и умения ориентироваться в бухгалтерском и налоговом учете, понимания того, как работает ФНС. За невысокий гонорар не стоит ждать глубокого погружения в тему. В таких случаях лучше найти адвоката с узкой специализацией.
  4. Немалая часть адвокатов по назначению – невостребованные по тем или иным причинам специалисты, услуги которых не пользуются спросом, например, молодые адвокаты, не имеющие опыта и квалификации в сфере уголовного судопроизводства. Квалифицированные адвокаты предпочитают участвовать в системе оказания адвокатских услуг по назначению материально, то есть оплачивают дополнительный взнос в палату, чтобы их не привлекали для оказания подобных услуг.

Отсюда следует, что если гражданин желает получить реальную, а не формальную помощь по уголовному делу, ему следует заручиться поддержкой стороннего уголовного адвоката. Заключенный контракт более полно защитит права доверителя, станет дополнительной гарантией того, что адвокат добросовестно и качественно выполнит все возложенные на него обязанности, ответственно отнесется к поставленной задаче.

Адвокат – лицо, получившее в установленном ФЗ порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажи­ровку в адвокатском образовании.

Не вправе претендо­вать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспо­собными или ограниченно дееспособными в порядке, установлен­ном законодательством РФ;

2) имеющие непога­шенную или неснятую судимость за совершение умыш­ленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Статус адвоката присваивается претенденту (после принесения им присяги) на неопределенный срок и не ограничивается каким-либо возрастом адвоката.

О присвоении претенденту статуса адвоката квали­фикационная комиссия в семидневный срок со дня при­нятия решения уведомляет территориальный орган юс­тиции, который в месячный срок со дня получения уве­домления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает ему соответствующее удостоверение.

Статус адвоката (в том числе осуществление им адво­катской деятельности) приостанавливается в случаях:

  1. избрания адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
  2. неспособности более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
  3. призыва его на военную службу;
  4. признания безвестно отсутствующим в установлен­ном федеральным законом порядке.

Основаниями прекращения статуса адвоката являются:

1) подача адвокатом личного заявления в письменной форме о прекращении его статуса;

2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) отсутствие в адвокатской палате в течение шести ме­сяцев со дня получения (возобновления) статуса адвоката либо изменения им членства в адвокатской палате све­дений об избрании адвокатом формы адвокатского обра­зования, а также сведений о том адвокатском образова­нии, учредителем (членом) которого является адвокат;

4) смерть адвоката или вступление в законную силу ре­шения суда об объявлении его умершим;

5) совершение поступка, порочащего честь и достоинст­во адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры;

6) неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвока­том своих профессиональных обязанностей перед дове­рителем, а также неисполнение решений органов адво­катской палаты, принятых в пределах их компетенции;

7) вступление в законную силу приговора суда о при­знании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

8) установление недостоверности сведений, представ­ленных в квалификационную комиссию, а также выяв­ление обстоятельств, препятствующих получению стату­са адвоката.

Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта федерации, в ре­гиональный реестр которого внесены сведения о нем.

О принятом решении совет в семидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, ста­тус адвоката которого прекращен, соответствующее адво­катское образование, а также соответствующий террито­риальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр. Решение о прекраще­нии статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

гарантии независимости адвоката.

  1. вмешательство в адвокатскую деятельность, осуще­ствляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было об­разом, запрещаются.
  1. Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения его статуса) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение.
    1. Это будет возможно только тогда, когда вступившим в законную силу приговором суда
    2. не будет установлена его виновность в преступном дейст­вии (бездействии).
  1. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обя­заны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности этих лиц, сохранности их имущества.
  1. Уголовное преследование адвоката осуществляется с со­блюдением гарантий, предусмотренных уголовно-процес­суальным законодательством.

Оказывая юри­дическую помощь, он:

1) Дает консультации и справки по правовым вопросам: как в устной, так и в письменной форме;

2) Составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) Представляет интересы доверителя в конституцион­ном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве;

4) Иная юридическая по­мощь, не запрещенная законом.

Адвокат вправе:

  1. собирать сведения, необходимые для оказания юриди­ческой помощи, в том числе запрашивать справки, харак­теристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций.
  1. опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по кото­рому адвокат оказывает юридическую помощь;
  1. собирать и представлять предметы и документы, ко­торые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законом;
  1. привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юриди­ческой помощи;
  1. беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциаль­ность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
  2. фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах де­ла, по которому адвокат оказывает юридическую по­мощь, соблюдая при этом государственную и иную ох­раняемую законом тайну;
  1. совершать иные действия, не противоречащие зако­нодательству РФ.

Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказа­нием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказани­ем юридической помощи, поручение в случаях, если он: имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

3) уча­ствовать в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавате­ля, эксперта, специалиста, переводчика, является по дан­ному делу потерпевшим или свидетелем, а так же если он являлся должностным лицом, в компетенции которого на­ходилось принятие решения в интересах данного лица;

4) состоять в родственных или семейных отношениях с долж­ностным лицом, которое принимало или принимает уча­стие в расследовании или рассмотрении дела;

5) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в нали­чии его самооговора;

6) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

7) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без его согласия;

8) отказаться от принятой на себя защиты.

9) негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-ро­зыскную деятельность.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона адвокат обязан:

  1. честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством России средствами;
  1. исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизвод­стве по назначению органов дознания, органов предвари­тельного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам России бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  1. постоянно совершенствовать свои знания и повы­шать свою квалификацию;
  2. соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъ­екта РФ и Федеральной палаты адвокатов;
  1. отчислять за счет получаемого вознаграждения средст­ва на общие нужды адвокатской палаты в размерах и по­рядке, которые определяются ее собранием (конференци­ей), а также на содержание соответствующих адвокатских образований: адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро;
  1. осуществлять страхование риска своей профессио­нальной имущественной ответственности.

Понятие нотариата, СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ И НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ РФ

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

В состав нотариата входят:

– государственные нотариальные конторы;

– частнопрактикующие нотариусы;

– должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Организация и деятельность Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ обозначены в гл. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 24–32).

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты: осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Высший орган Федеральной нотариальной палаты – собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.

Правомочия нотариальной палаты:

– представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

– организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

– возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

– организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Высший орган нотариальной палаты – собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса – правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления и президента регламентируются уставом нотариальной палаты.

ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА

В юридической литературе подробно и обстоятельно изложены доводы, свидетельствующие о том, что нотариус не является предпринимателем, а нотариальная деятельность не включает ни одного из признаков, которые в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) характеризуют предпринимательскую деятельность.

Деятельность по производству материальных и нематериальных благ, реализуемых на рынке в качестве товара, нотариус не осуществляет; самостоятельность нотариуса в отличие от предпринимателя ограничена государственным и профессиональным контролем; целью нотариальной деятельности является не систематическое извлечение прибыли, а защита прав граждан и организаций; в отличие от предпринимательской, нотариальная деятельность не является рисковой деятельностью, рассматриваемой в отношении предпринимателей как вероятность неполучения запланированного или ожидаемого результата или возникновение отрицательных последствий (особый порядок ответственности нотариуса не является риском его деятельности, а является содержанием публично-правовой деятельности).

Нотариус не подлежит государственной регистрации в качестве предпринимателя, а назначается на должность после прохождения определенных процедур: стажировки, сдачи квалификационных экзаменов, получения лицензии на право нотариальной деятельности, наделения полномочиями на определенной территории.

Устранением неправильного толкования юридической природы нотариальной деятельности занимались как суды общей юрисдикции районного уровня, так и высшие органы судебной власти в РФ. Так, например, в одном из постановлений Конституционный Суд РФ указал следующее: «…Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой юридической деятельностью; она осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов …Исходя из этого недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли…».

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» нотариусы были исключены из категории индивидуальных предпринимателей и отнесены к физическим лицам.

К тому же в ст. 1 Основ о нотариате сказано, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ

Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями.

ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения.

ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством.

Высшее звено ССП – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений.

Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.

Основные задачи ФССП:

– обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

– организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»;

– управление территориальными органами. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ – территориальные органы ФССП (всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187.

Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП.

Полиция рф

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Обязанности определены в статье 12 рассматриваемого закона. Перечень (из 38 пунктов) исчерпывающий, т.к. «иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в этот Федеральный закон».

Перечислим их, сразу оговоримся, что перечислим кратко (самую суть):

-принимать и регистрировать в установленном порядке заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; рассматривать их в соответствии с законодательством Российской Федерации, о результатах информировать заявителей, заинтересованных лиц.

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; документировать обстоятельства; обеспечивать сохранность следов;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь ими не может быть получена;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

-выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Наличие защитника у подозреваемого, обвиняемого при производстве различных следственных действий в судебных заседаниях является одним из обязательных для исполнения требований уголовно-процессуального законодательства РФ. При отсутствии возможности или желания у находящегося под следствием лица пригласить собственного адвоката уполномоченными органами обеспечивается участие государственного защитника (кроме случаев отказа от адвоката). Назначенный следователем или дознавателем защитник выполняет все обязанности обычного адвоката, при этом он не имеет права отказаться от соответствующего назначения. Очередность и порядок участия защитников по назначению государственных органов в различных делах определяется органами адвокатского сообщества на территории каждого субъекта РФ.

Основная обязанность государственного адвоката

Основная обязанность государственного адвоката в производстве по уголовным делам заключается в добросовестном, честном, разумном отстаивании прав, интересов своего подзащитного. В рамках выполнения данной обязанности защитник может использовать все методы и средства, не запрещенные российским законодательством. Названная основная обязанность государственного адвоката закреплена в специальном федеральном законе, однако она раскрывается через полномочия адвоката. Причиной этого является невозможность закрепления конкретных обязанностей, поскольку их перечень может варьироваться в зависимости от дела, в котором принимает участие государственный защитник.

Полномочия государственного адвоката

После допуска к участию в уголовном производстве государственный адвокат ходит на свидания с подзащитным, присутствует при предъявлении ему обвинения, на допросах, других процессуальных действиях. Он собирает сведения, доказательства, которые необходимы для эффективного осуществления защиты, получает копии всех имеющих отношение к делу процессуальных документов. Кроме того, государственный защитник знакомится с делом, делает нужные выписки и копии, участвует в судебных заседаниях судов любой инстанции, где осуществляет непосредственную защиту подозреваемого, обвиняемого. Наконец, он заявляет ходатайства, обжалует действия следователя или дознавателя, участвует в судебном рассмотрении данных жалоб. Данный перечень полномочий не является исчерпывающим, поскольку государственному адвокату разрешается совершать любые другие действия в рамках закона для достижения желаемого результата.

Коллаж: Legal.Report

Опубликованы рекомендации Совета ФПА об обеспечении непрерывности защиты по назначению. Обширный документ напоминает, как именно должен вести себя адвокат по уголовному делу, какие обязанности на него возложены и в каком объеме их следует исполнять. А также как следует взаимодействовать с подзащитными и коллегами.

Для начала ФПА проводит ликбез и напоминает, что эффективная квалифицированная юридическая помощь при защите по уголовному делу подразумевает постоянное и системное оказание ее обвиняемому (подозреваемому) с учетом стадийного построения уголовного судопроизводства. В соответствии с п. 17 Стандарта осуществления защиты в уголовном судопроизводстве «адвокат участвует в уголовном деле до полного исполнения принятых на себя обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и (или) разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов». Принцип, согласно которому защитник участвует в деле от начала до конца, заложен и в порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.

При этом, в соответствии с п. 8 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, его обязанности при работе по назначению не должны отличаться от тех, что выполняются за гонорар.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению в досудебном производстве, в соответствии с п. 2 ст. 13 Кодекса профессиональной этики не вправе отказаться от защиты в суде первой инстанции, включая подготовку и подачу апелляционной жалобы на приговор суда. Впрочем, он вправе не подавать апелляционную жалобу в случае, если суд согласился с его требованиями или при наличии письменного заявления подзащитного об отказе от реализации права на подачу апелляционной жалобы адвокатом, как это предусмотрено п. 4 ст. 13 Кодекса профессиональной этики.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению в досудебном производстве, обязан участвовать не только в процессуальных действиях, проводимых следователем (дознавателем), но и в судебно-контрольном производстве в первой и апелляционной инстанциях (при избрании, изменении и продлении меры пресечения, мер процессуального принуждения, при обжаловании действий (бездействия) и решений в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, и др.).

Адвокат, осуществляющий защиту по назначению в суде первой инстанции, обязан участвовать также в суде апелляционной инстанции при обжаловании промежуточных судебных решений.

Если региональными правилами, принимаемыми палатами субъектов в соответствии с утвержденным ФПА порядком назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, не установлено иное, в случае рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным судом общей юрисдикции адвокат, осуществляющий защиту по назначению в суде первой инстанции, имеет приоритет в осуществлении защиты в апелляционной инстанции. Однако отсутствие его согласия на принятие такого поручения является уважительной причиной замены адвоката при рассмотрении дела апелляционным судом общей юрисдикции.

Адвокат, принявший поручение по осуществлению защиты по назначению, обязан явиться к инициатору заявки, представить ордер и предъявить удостоверение, после чего выяснить, имеется ли у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) защитник по назначению или соглашению.

Если у обвиняемого имеется защитник по соглашению, то адвокат обязан удостовериться в его надлежащем уведомлении в установленный законом срок и потребовать копию процессуального решения, в котором надлежащим образом мотивировано назначение адвоката в порядке статей 50, 51 УПК РФ при наличии защитника по соглашению.

Недопустимо осуществление адвокатами защиты по назначению наряду с адвокатами, осуществляющими защиту тех же лиц на основании соглашения, за исключением случая, указанного в п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ в от 30 июня 2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве». Согласно данному разъяснению, отказ от защитника по назначению при наличии у того же лица защитника по соглашению может быть не принят дознавателем, следователем или судом лишь тогда, когда процессуальное поведение защитника по соглашению либо поведение подозреваемого, обвиняемого при реализации права на свободный выбор защитника, будучи явно недобросовестным, ущемляет конституционные права других участников судопроизводства. Следовательно, назначение или продолжение участия в деле защитника по назначению при наличии у того же лица защитника по соглашению не может рассматриваться как недопустимое дублирование функций защиты, нарушающее конституционное право подозреваемого, обвиняемого на свободный выбор защитника, только при условии, что процессуальное решение дознавателя, следователя или суда, которым отклонен заявленный отказ от защитника по назначению, не только вынесено в соответствии с требованиями закона, но и содержит указание именно на такое недобросовестное поведение подозреваемого, обвиняемого и/или защитника (защитников) по соглашению, с приведением конкретных фактических обстоятельств, подтверждающих обоснованность этого вывода.

Во всех прочих случаях защитник по назначению не вправе принимать участие (в том числе продолжать ранее начатое им участие) в дознании, предварительном следствии либо в рассмотрении дела судом при наличии у подозреваемого, обвиняемого защитника по соглашению, от которого он не отказался и который не отведен от участия в деле в порядке и на основаниях, предусмотренных законом.

Если у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) ранее имелся защитник по назначению, то адвокату до участия в каких-либо процессуальных действиях следует принять меры (в том числе при проведении свидания с обвиняемым (подозреваемым) наедине) для выяснения причин замены этого защитника, при необходимости связавшись с ним. В случае если прибывший для участия в деле адвокат удостоверится, что его назначение в качестве защитника осуществлено с нарушением установленных правил, либо прежний защитник не уведомлен надлежащим образом, либо отсутствует принятое в соответствии с требованиями закона мотивированное процессуальное решение, исключающее возможность участия ранее назначенного защитника в уголовном деле, он обязан устраниться от участия в процессуальных действиях, сделав соответствующее заявление.

Адвокату, вступившему в уголовное дело в качестве защитника по назначению, для обеспечения в дальнейшем своего надлежащего участия в защите рекомендуется подать письменное заявление лицу, в производстве которого находится уголовное дело, об обязательном надлежащем уведомлении защитника обо всех планируемых следственных (судебных) и иных процессуальных действиях с участием обвиняемого (подозреваемого, подсудимого), а также любых иных действиях, затрагивающих права последнего.

Освобождение адвоката от участия в уголовном деле в качестве защитника по назначению допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом (принятие соответствующим должностным лицом в соответствии с требованиями закона мотивированного процессуального решения об отводе защитника при наличии законных оснований для этого, принятие отказа обвиняемого (подозреваемого) от защитника, вступление в дело адвоката по соглашению, ранее не принимавшего участия в деле, приостановление статуса адвоката и др.) и (или) разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, а также при наличии иных уважительных причин (например, тяжелая продолжительная болезнь, препятствующая осуществлению профессиональных обязанностей, передача дела по подследственности или подсудности в иное территориальное образование и т. п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *