Академическая задолженность

Содержание

Что такое академическая задолженность

Понятие «академическая задолженность» официально закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Им обозначается отсутствие удовлетворительных результатов у школьников и студентов по промежуточным аттестациям, которые проводятся после прохождения каждого предмета, модуля или курса (при отсутствии уважительных причин для этого).
Учащиеся именуют академическую задолженность «хвостами», которые все время приходится ликвидировать.

Для школьников, которые получают образование, наличие академической задолженности не является препятствием к продолжению учебы.

При наличии «хвостов» школьники могут быть отправлены на дополнительное обучение (оставлены на второй год), переведены на адаптированное или индивидуальное обучение.

Для студентов ВУЗов, учащихся ПТУ и других образовательных учреждений, в которых ведется профильное обучение, наличие академической задолженности чревато более серьезными последствиями. Дважды неликвидированная задолженность является основанием для отчисления.

Причины образования задолженности

К образованию академической задолженности могут приводить различные причины.

Самые распространенные из них следующие:

  • учащийся / студент не допущен к промежуточной аттестации;
  • учащийся / студент пропустил более половины занятий;
  • человек, проходящий обучение, не допущен к экзаменационной сессии;
  • студент пропустил зачет или экзамен без веской причины;
  • учащийся / студент получил неудовлетворительную оценку по предмету, модулю или курсу.

Еще одной причиной появления «хвостов» может быть невыполнение доработок и исправлений по требованию преподавателей по контрольным или курсовым работам. Таким образом, практически любое невыполнение учебного плана приводит к образованию академической задолженности.

Как проходит пересдача

Образовавшаяся академическая задолженность должна ликвидироваться в течение одного учебного года. Если задолженность имеется сразу по нескольким предметам, сроки ее ликвидации определяются учебным заведением.

Как правило, на пересдачу задолженности, образовавшейся во время зимней сессии, отводится 30 дней с начала нового семестра. «Хвосты», образовавшиеся летом, пересдаются в течение 30 дней с начала нового учебного года. В установленные сроки не входят периоды болезней, беременностей и академических отпусков.

В некоторых случаях руководство учебных учреждений может назначать углубленное изучение тех предметов, по которым отстают учащиеся.

Пересдавать один и тот же предмет можно не более двух раз. Первая пересдача проходит у того преподавателя, который обучал дисциплине.

При негативном результате вторая пересдача проводится уже в присутствии целой комиссии.

В состав комиссии, кроме преподавателя, может входить декан и еще один представитель факультета.

Что делать в случае образования академической задолженности

При возникновении академической задолженности необходимо придерживаться последовательности действий.

Нужно:

  • получить у преподавателя или в деканате бланк утвержденной формы, правильно его заполнить;
  • оплатить пересдачу предмета, сдать копию платежного документа и получить направление на ликвидацию академической задолженности;
  • подписать направление у декана или его зама;
  • в назначенное время пересдать дисциплину с положительным результатом.

Дополнительная сессия, во время которой назначаются пересдачи, проводится после завершения основных экзаменов. Отметим, что студенты, имеющие более трех задолженностей, к сессии не допускаются – они сразу отчисляются из учебного заведения.

На что обращать внимание

Следует помнить, что предупреждение образования «хвостов» может избавить от множества проблем с их ликвидацией. Чтобы не попасть в число должников, необходимо перед каждой сессией уточнять ее сроки, выяснять условия допуска к экзаменам, и на всякий случай узнавать условия их пересдачи.

Некоторые преподаватели не сразу ставят отрицательные оценки в ведомости и документы. Благодаря этому учащиеся могут пересдавать предметы по несколько раз еще во время текущей сессии, не дожидаясь времени для пересдач.

Студенты, проходящие обучение за бюджетные средства, не должны допускать образования долгов. Наличие задолженности хотя бы по одному предмету приводит к лишению стипендии на весь следующий семестр.

Еще один важный момент, который следует знать – некоторые преподаватели разрешают всем студентам пробовать пересдавать предметы на более высокие оценки. Благодаря этому учащиеся, которые надеются на красный диплом, пересдают некоторые дисциплины одновременно с должниками.

Академическая задолженность — это:

— не аттестованное в установленный графиком учебного процесса срок контрольное мероприятие (экзамен, зачет, курсовая работа, контрольная работа) по дисциплине или аттестованное на оценку «неудовлетворительно» («не зачтено»);

— возвращенная на доработку после проверки контрольная (курсовая) работа.

В статье приведен список вопросов, наиболее интересующих студентов.

Когда возникает академическая неуспеваемость студента?

Академическая неуспеваемость может возникнуть в случае:

  • не допуска студента к экзаменационной сессии;
  • не явки на аттестацию (зачет или экзамен);
  • получение неудовлетворительной оценки на зачете или экзамене.

Ликвидация академической задолженности

Для ликвидации студентами академических задолженностей устанавливается дополнительная сессия.

Дополнительная сессия проводится с целью предоставления возможности пройти промежуточную аттестацию по дисциплине студентам, у которых в результате экзаменационной сессии или сдачи зачетов появилась академическая задолженность.

Какой студент считается неуспевающим? Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день? Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?
Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.
Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?
При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям? Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.
Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?
Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.
В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?
Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену? Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.

Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?
Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?
Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?
Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен?
Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.
Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?
По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:

  • в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);
  • после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?
Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?
Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?
В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.
В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

  • экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;
  • экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.
(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Более подробную информацию о сдаче академических задолженностей, порядке отчислений можно ознакомиться здесь:

  • Права и обязанности студента ЮФУ- http://dssac.ru/ozo/2008-11-23-20-03-05.html
  • Устав ЮФУ- http://www.dop-in.ru/Docs/DocsGeneral/Ustav.htm#_Toc183798745

Причины возникновения

Если студент по определенным причинам не смог сдать промежуточную или итоговую аттестацию, у него образуется академическая задолженность. Она может возникать по одной дисциплине или по нескольким сразу из-за того, что студент отсутствовал в день сдачи.

Своевременно сданная промежуточная аттестация является подтверждением того, что учащийся освоил образовательную программу или ее часть, определенную по срокам учебной программой. Это основание для перевода ученика в следующий класс или студента на следующий курс, а также для выставления оценки в аттестат. Регулируется порядок сдачи академической задолженности Законом «Об образовании» в Российской Федерации.

К наиболее распространенным причинам возникновения академической задолженности относятся:

  • недопуск студента или учащегося школы к сдаче промежуточной аттестации, согласно утвержденному расписанию;
  • пропуск большей части занятий, в том числе лекционных, практических и семинаров;
  • недопуск к экзаменационной сессии или конкретному экзамену;
  • неявка на зачет без уважительной причины и без документов, подтверждающих ее наличие;
  • неудовлетворительная оценка, полученная по определенной дисциплине, модулю или за весь курс.

Кроме того, нередко задолженником студент становится, если отказался или не выполнил в срок требования преподавателей внести правки в контрольные или курсовые работы, доработать лабораторные или практические. Выполнение обязательного минимума, установленного учебной программой, — это допуск к итоговой сессии.

«Хвостатые» студенты вузов, учащиеся техникумов, училищ и других образовательных заведений, предоставляющих профильное обучение, могут столкнуться с серьезными проблемами. Руководство учреждения вправе отчислить обучающегося после первой неудачной попытки пересдать долги или после неявки на пересдачу.

В некоторых случаях несданная академическая задолженность — это повод оставить учащегося на повторный курс или перевод его на индивидуальную программу обучения. Если две попытки подряд не увенчались успехом, создается психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проведет проверку и предпишет особые указания — перевод студента на обучение по нескольким адаптированным образовательным программам.

Оставить учащегося на второй курс могут только на основании письменного согласия его родителей, которые, в свою очередь, вправе отказаться.

Порядок пересдачи

Практически каждый студент или школьник знает, что такое академическая задолженность. В вузе крайне редко принимается решение об оставлении учащегося на повторный, курс, в школе это случается гораздо чаще из-за неуспеваемости. Когда подходит время сессии, и платники, и те, кто проходит обучение на бюджете, нервно мечутся от одной кафедры к другой, стараясь уговорить преподавателя допустить к зачету или экзамену.

В некоторых случаях студенту идут навстречу и позволяют в неофициальном порядке сдать все хвосты — курсовые и контрольные, чтобы своевременно приступить к сессии. Однако в большинстве высших учебных заведений существует строгий порядок, за несоблюдение которого можно вылететь из института или университета.

Существуют простые правила, которые позволяют избежать образования хвостов:

  • внимательно следить за сроками сессии, за перечнем включенных в нее зачетов и экзаменов, а также за продолжительностью (обычно сначала идет зачетная неделя, и если ее прогулять, то о дальнейшей сдаче не может быть и речи);
  • изучить все условия допуска (кроме обязательных зачетов, необходимо предоставить преподавателю рефераты, доклады, эссе, контрольные работы);
  • успеть вовремя сдать материал, пройденный на практических, семинарских занятиях и коллковиумах (очень часто студенту отказываются закрыть долги из-за его отсутствия на этих парах);
  • узнать, за какое количество несданных экзаменов с учетом дополнительной пересдачи есть шанс пополнить ряды отчисленных;
  • следить за расписанием для тех, у кого накопились долги (возможно, это будет единственный шанс остаться на студенческой скамье).

Первая попытка пересдавать экзамены — это возможность «отстреляться» перед преподавателем один на один. В зависимости от причины хвостов, можно встретить более-менее лояльное отношение в свой адрес, однако нередко оценку принципиально занижают на один балл.

Если первая пересдача не увенчалась успехом, то есть студент не явился или не смог ответить на поставленные вопросы, повторно назначается встреча с комиссией. Это уже несколько представителей преподавательского состава, и сдавать гораздо сложнее из-за более напряженной психологической обстановки.

Если должнику повезет, шанс «догнать» сокурсников и подтянуть хвосты появится еще до начала экзаменационной сессии. Особенно актуально это летом, когда настроение учиться совсем пропадает.

Дополнительная сессия

В конце каждого семестра устанавливается график ликвидации академических задолженностей. Образцом для подражания всегда были отличники учебы, они никогда не имели хвостов и даже не сталкивались с этим понятием. Однако есть и другая категория студентов, которые совершенно не переживают о том, что придется бегать за преподавателями с уговорами.

После основной сессии назначается период, который отводится специально для должников. В это время они должны успеть сдать все, что не получилось вместе с основной массой студентов. Этот период называется дополнительной сессией, а устанавливается она на основании приказа руководства образовательного учреждения. Ее не стоит путать с продлением, которое назначается по уважительным причинам для ликвидации долгов. Если правильно рассчитать свои силы, можно избавиться от всех хвостов в течение нескольких дней.

Чтобы прийти на пересдачу, студенту нужно взять в деканате бегунок. Это справка, которую можно сделать в назначенный день и обязательно принести ее с собой на повторный зачет или экзамен.

После двух неудачных попыток — основной пересдачи и аттестационной комиссии — шанс ликвидировать все долги существенно уменьшается и в деканате уже составляется приказ, на основании которого студента могут отчислять. Разрешение пройти еще одну пересдачу может предоставить только сам ректор. Нередко такими привилегиями пользуются контрактники, находящиеся на платном обучении. Бюджетникам приходится гораздо сложнее: им грозит либо отчисление, либо перевод на платное отделение.

Опытные студенты советуют, что делать, чтобы не допускать хвостов:

  • вечно неуспевающим студентам лучше обращаться к так называемым студлансерам, которые за определенную плату выполняют самые сложные контрольные, лабораторные и курсовые работы;
  • поручать студлансерам самые неинтересные работы, а за выполнение заданий по профильным предметам лучше браться самостоятельно.

Не стоит забывать о том, что курсовые работы необходимо не только написать, но и защитить. И если преподавателю что-то не понравится, придется переделывать и исправлять недочеты. Это требует дополнительного времени, что может обернуться образованием нового хвоста. Студент должен уметь рассчитывать свое время, это является обязательным этапом получения высшего образования.

Если дела не заладились, зачет или экзамен был провален, не стоит сразу же опускать руки. Как гласит народная мудрость: «Даже если вас съели, у вас есть как минимум 2 выхода». В данной ситуации аналогично: пустить на самотек и быть отчисленным из ВУЗа или же собраться с мыслями, силами и духом и пойти на пересдачу.

В каких случаях возможна пересдача?

Ни один ВУЗ не имеет права отчислять студента, если он не сдал зачет или экзамен. Учащемуся обязательно будет предоставлен шанс закрыть академическую задолженность в определенные сроки. Если же ему не удастся это сделать, то только тогда администрация ВУЗа будет вынуждена его отчислить.

Пересдача экзамена или зачета возможна в нескольких случаях:

Когда можно пересдать зачет или экзамен

  • Если студент не явился в назначенный день на экзамен по уважительной причине, которую может доказать документально;
  • «Провалился» на экзамене или зачете, получил отметку «неудовлетворительно» или «не зачтено»;
  • Намерен улучшить ранее полученный результат (оценку).

Следует отметить, что последний вариант далеко не всегда приветствуется преподавателями и чаще всего практикуется ближе к выпуску, когда у студента есть шанс получить диплом с меньшим количеством неудовлетворительных (или нежелательных) отметок.

Существует определенное ограничение по пересдачам. В течение одного семестра студент может пересдать не более 3 предметов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как проходит пересдача экзамена/зачета?

В целом процедура пересдачи почти не отличается от обычного зачета или экзамена. Единственным и, пожалуй, самым существенным моментом в данном случае будет то, что студенту необходимо в день пересдачи взять у методистов или на кафедре «допуск», который называют «бегунком».

Дни для ликвидации академической задолженности ставятся после всех экзаменов, примерно через пару дней после даты проведения последнего экзамена. Чаще всего на пересдачу студенту дается 3-5 дней. Важно заранее ознакомиться с расписанием, поговорить с преподавателем, уточнить все нюансы.

Считается, что на пересдаче преподаватели придираются к студентам, «заваливают» вопросами. На самом деле это не так. Все зависит от отношения студента к учебе, его взаимоотношений с преподавателем (хотя это никак не должно отражаться на успеваемости), уровня его подготовки. В то же время на пересдачу следует идти в «максимальной» комплектации, досконально изучив предмет, чтобы перекрыть «неуд» полученный ранее.

Допуск к пересдаче

Порядок проведения пересдачи следующий. В назначенный день и время студент подходит с «бегунком» к преподавателю, тянет билет, садится за отдельный стол и готовится, а затем отвечает на все вопросы в билете, а также дополнительно задаваемые преподавателем. При этом на пересдаче могут присутствовать «должники» из Вашей или других групп.

«Бегунок» – это дополнительный документ, который выдается исключительно для пересдачи и подтверждения, что студент был направлен на данную процедуру. В этом документе будет поставлена оценка по итогам пересдачи, а затем она попадет в зачетную книжку и экзаменационную ведомость.

По общим правилам, студент получает 2 попытки пересдачи. Третья попытка – последняя. Она проходит в форме заседания учебной комиссии, где будет присутствовать педагог, декан и несколько других преподавателей. Они будут оценивать уровень подготовки студента, и решать его дальнейшую судьбу.

Таким образом, провал на экзамене – это еще не конец света. У студента есть несколько попыток улучшить свое положение и остаться в ВУЗе, продолжить обучение. Главное, понять «урок» и не допускать ошибок в перспективе. Лучше всего закрывать сессию без «хвостов». Помочь в этом могут специалисты из образовательного центра DissHelp.

Можно ли пересдать зачет по индивидуальному графику?

У меня есть официально оформленная досрочная сессия на часть предметов, но получилось так, что предмет, который сдавался с общим потоком, я завалил (не получил зачет). Мне назначили пересдачу на конец месяца, и без всех закрытых зачетов не могу сдавать экзамены по своей досрочной сессии. Могу ли я претендовать на личный график пересдачи или возможности перенести зачёт на осеннюю доп. сессию?

Вопрос: У меня есть официально оформленная досрочная сессия на часть предметов, но получилось так, что предмет, который сдавался с общим потоком, я завалил (не получил зачет). Мне назначили пересдачу на конец месяца, и без всех закрытых зачетов не могу сдавать экзамены по своей досрочной сессии. Пересдача назначена для всего потока — что для меня поздно. Могу ли я претендовать на личный график пересдачи или возможности перенести зачёт на осеннюю доп. сессию?

Ответ:

1. В описанном Вами случае основания для предоставления Вам индивидуального графика сдачи зачетов (экзаменов) отсутствуют (п. 4.4.1 Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ; далее – Правила обучения в СПбГУ; с данными Правила Вы можете ознакомиться, .

2. Если в рабочей программе той учебной дисциплины (учебного занятия), по результатам сдачи зачета по которой Вы получили оценку «не зачтено», предусмотрено, что получение такой оценки приводит к недопуску к экзамену по той же учебной дисциплине (учебному занятию), то Вы не будете допущены к сдаче такого экзамена, а все пересдачи зачета должны быть назначены Вам до начала проведения экзамена. В случае же, если в рабочей программе такого правила не предусмотрено, то Вы допускаетесь к сдаче экзаменов, несмотря на полученную Вами оценку «не зачтено» по результатам сдачи зачета (п. 4.2.25 Правил обучения в СПбГУ).

Обращаем Ваше внимание на то, что график пересдач зачетов устанавливается учебным управлением, деканатом или иным уполномоченным административным подразделением того факультета, на котором Вы обучаетесь. Рекомендуем Вам обратиться в такое подразделение для получения более подробной информации.

Сначала было обидно, потом включился азарт. Студенты о том, как пересдают экзамены и зачеты

Слова песни Валерия Власова «От сессии до сессии живут студенты весело» сейчас актуальны как никогда – пора экзаменов в самом разгаре. «Знаменка» собрала истории о пересдачах. Спойлер: наш рекордсмен ходил к преподавателю 19 раз.

С физикой не заладилось

Что такое пересдача, Андрей Исаченко из Гомельского государственного университета имени П. О. Сухого узнал в первую же сессию. У него не заладилось с физикой:
– И хотя этот предмет никогда не был моим коньком, не ожидал, что провалю экзамен. Вытянул билет, попытался решить задачу, но понял, что ничего не выйдет. Сам спросил у преподавателя, когда пересдача. Он назначил повторное испытание через пару недель. Не могу сказать, что тут же засел за учебники: просто перечитал несколько раз конспект. Думаю, уровень знаний во второй раз у меня был такой же, только с билетом повезло больше. Получил заслуженную четверку и позвонил близким сказать, что меня не отчислят. Кстати, никогда не скрываю от них своих фейлов. Знаю, что вместо нудных нотаций услышу слова поддержки. На днях повторил прошлогодний результат: снова поставили четверку на экзамене по этому предмету. Правда, на этот раз обошлось без пересдачи.

Книга рекордов вуза

Артур Добровольский – рекорд­смен Белорусского национального технического университета по количеству пересдач зачета по теоретической механике. Его он получил с… 19-й попытки. До второго курса проблем с учебой у молодого человека не было: всегда ходил на лекции и добросовестно вел конспекты, но с термехом что-то пошло не так:
– Тот, кто учился на инженерной специальности, понимает, что теоретическая механика – один из самых сложных предметов в программе. Пришел в первый раз, казалось, нормально ответил, но не смог ничего сказать по дополнительному вопросу, который задал преподаватель. Пришлось возвращаться, потом еще раз и так до 19-го. Вначале было обидно, а затем сработал спортивный азарт. Друзья даже спорили, с какой по­пытки я получу этот зачет, но никто не угадал. Самые пессимистичные ставки заканчивались на пятой-шестой попытке. Когда понял, что грозит отчисление, взял и выучил учебник, автором которого был экзаменатор. Окончил универ два года назад, но до сих пор помню, что было написано на 78-й странице, а что на 124-й.

С боевым крещением

Боевое крещение Анны Микляевой состоялось на втором курсе Белорусского государственного технологического университета. Буквально несколько недель назад она завалила зачет по оборудованию и основам технологии допечатных и печатных процессов:
– Старшекурсники предупреждали, что преподаватель, который ведет этот предмет, очень строгий, поэтому лекции не прогуливала, на практических занятиях старалась отвечать. Была уверена, что сдам зачет без проблем. Сделать это помешало недо­разумение – в самый ответственный момент забыла, как называется дисциплина. Между собой мы называли ее «допечаткой», но такой вариант педагога не устроил. Представляете, как обидно слышать, что ты не сдал, хотя прекрасно ответил на вопросы билета? Расстроенная, позвонила маме в Брест. Когда она услышала, из-за какой глупости меня отправили на пересдачу, посмеялась, мол, в следующий раз не забудь, как зовут преподавателя .

Миссия – проучить студента

Алексей Печенкин всегда ответственно относился к учебе на строительном факультете Полоцкого государственного университета, а на четвертом курсе расслабился и стал появляться на парах все реже. Преподавателям это, конечно, не нравилось. Один из них решил проучить студента. Когда настало время сдавать курсовую работу, принципиальный педагог ее не принял. Алексей вспоминает, что из-за этого его не допустили к сессии:
– Пока защищал проект, пропустил два экзамена. Третьим по счету было испытание по тому предмету, из-за которого возникли проблемы с курсовой. Помню, пришел в аудиторию, смотрю на препода и про себя к нему обращаюсь: вы меня проучили, я понял, что пары нельзя прогуливать, поставьте мне, пожалуйста, четверку. Педагог сжалился, и в зачетке появилась заветная «4». Правда, ликовать было рано, потому что пришлось сдавать хвосты.

Отрапортовала

Слову «зачтено» напротив предмета «пластическая анатомия» выпускница Института современных знаний имени А. М. Широкого Ольга Щепкина в свое время радовалась даже больше, чем успешной сдаче госов:
– Я училась на специальности «дизайн швейных изделий (дизайн костюма и тканей)» и с пересдачей столкнулась уже на первом курсе. Нужно было вызубрить название всех костей и мышц. С первого занятия преподаватель дала понять, что будет к нам очень строга. Старшекурсники пугали историями о том, что кто-то сдает с шестого раза, кто-то с седьмого, поэтому еще до зачета я морально настраивалась идти повторно. Заветное «зачтено» с первого захода не получил никто из группы. Своих первых двух попыток не помню, а вот третья отпечаталась в моем сознании. Это было 20 декабря. Мне попался вопрос о строении и пропорциях кисти руки. Я не просто ответила, а отрапортовала. После этого случая, как бы сложно ни было учиться, всегда себе говорила: пластическую анатомию сдала, значит, и с этим справлюсь.
КОМПЕТЕНТНО
Руслан Попок, начальник психологической службы БГУ:
– Самое правильное – это не допускать пересдач, добросовестно работая в семестре. Но если такое все же произошло, нужно задать себе вопрос, почему это случилось: потому что я не выучил или просто растерялся? Если причина кроется в первом, то, конечно, стоит сесть за учебу, если во втором – постараться отдохнуть и переключиться, чтобы, открыв дверь аудитории, не испытать повторного стресса. По моим наблюдениям, опытный преподаватель всегда отличит того, кто ничего не знает, от того, кто знает, но не может в данный момент ответить. Если педагог понимает, что студент ходил на пары и готовился, он обычно помогает ему наводящими вопросами.

Обучение в СУЗе или ВУЗе не всегда бывает безоблачным и легким. Тяжелые, суровые студенческие будни, учебная нагрузка, бурная личная жизнь, увлечения и хобби, отнимают немало времени и сил. Еще больше студентов выматывает сессия, требующая колоссальной подготовки, терпения и умения выходить из любой ситуации.

У каждого студента могут возникнуть проблемы в учебе: прогулы, поверхностное отношение к предмету, непонимание азов, несвоевременное написание контрольных работ, выполнение курсовых проектов, учебного плана в целом чревато наказанием – возникновением академической задолженности.

Что это такое?

«Академическая задолженность» – это не просто стандартная фраза или пустой звук, это профессиональный термин в образовательной среде, который закреплен в ФЗ «Об образовании».

Причины возникновения академической задолженности

Под академической задолженностью следует понимать получение студентом неудовлетворительной отметки за конкретное действие, задание по определенной дисциплине. Фактически возникновение академической задолженности означает, что учащийся не справился с учебным планом, не смог вовремя сдать материал.

Наличие академической задолженности за плечами также среди студентов называют «хвостом», «долгом».

Почему возникает академическая задолженность?

Появлению академической задолженности студента способствует несколько факторов:

  • Банальная лень: от этого периодически страдают все студенты, но кто-то успевает вовремя взять ситуацию под контроль, а кто-то спускает все на самотек;
  • Наличие пропусков по предметам: ни один преподаватель не допустит студента к зачету или экзамену при наличии у него большого количества пропусков (более 50% от общего объема часов по предмету). Если они были совершены по уважительной причине студенту достаточно предъявить справку из медицинского учреждения и подготовиться к рубежу. Пропуски по неуважительной причине необходимо «отработать»: изучив материал и ответив на все вопросы педагога;

Факторы способствующие появлению долгов

  • Студент не сдал вовремя курсовую работу или не прошел обязательное тестирование;
  • Не явился или не сдал экзамен (получил неудовлетворительную отметку), зачет.

Наличие академической задолженности в значительной степени усложняет жизнь студента. Чтобы остаться «на плаву» и не попасть в ряды отчисленных, ему нужно в установленные сроки ликвидировать долг. Как правило, в конце сессии выделяется несколько дней для того, чтобы студент мог исправить ситуацию. В некоторых случаях администрация ВУЗа идет на уступки и продлевает сессию, давая «должнику» время (вплоть до наступления следующей сессии) на ликвидацию «хвостов».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как не допустить возникновения академической задолженности?

Появление академической задолженности – это «заслуга» самого студента. Поэтому важно не просто поступить в ВУЗ, но и успешно обучиться в нем и получить диплом. Для этого придется упорно трудиться: учить, анализировать, исследовать, писать, сдавать нормативы и пр.

Как успешно учиться без долгов

В качестве профилактики академической задолженности выделяют следующие действия:

  • Посещение всех занятий и добросовестная подготовка к каждому из них;
  • Периодическое повторение пройденного материала;
  • Контроль за временем, соблюдение принципов тайм-менеджмента;
  • Отработка пропусков и своевременная наработка пропущенного или неусвоенного курса, темы;
  • Уточнение правил сессии: условия получения допуска, сроки проведения сессии, сколько экзаменов можно пересдать, сроки проведения ликвидации задолженности, порядок проведения пересдачи и пр.
  • Тотальная подготовка к каждому рубежу: написание курсовой работы, зачет или экзамен.

Что делать, если возникла академическая задолженность?

Во-первых, спокойствие, спокойствие и только спокойствие! Никакой паники. Это еще не конец света. Жизнь продолжается.

Во-вторых, помните, всегда есть второй шанс. Даже самым опасным преступникам дают шанс исправиться (хоть и лишая свободы и пр.). Ни один ВУЗ/СУЗ не отчисляет студента сразу же по мере появления долга. Ему предоставляют 2 попытки пересдать экзамен, пересдать зачет. Главное уложиться в определенные сроки.

Пересдача экзамена происходит аналогично проведению экзамена. Студенту предстоит вытянуть билет, подготовить ответ и ответить на дополнительные вопросы педагога. Главное захватить на пересдачу «бегунок», который является «допуском к пересдаче».

Повторная пересдача будет проходить уже в присутствии специальной комиссии. Это последний шанс исправить ситуацию и остаться в числе студентов.

В зависимости от того, когда возникла академическая задолженность, дальнейший ход событий может разниться:

  • Сессии: это означает, что студент не получит допуска к экзаменам до тех пор, пока не перекроет имеющиеся долги.
  • Во время сессии: в этом случае студент может ликвидировать академическую задолженность параллельно со сдачей оставшихся экзаменов (что очень опасно, так как требуется одновременно готовиться к нескольким испытаниям) или в дни ликвидации задолженности.

Старайтесь не допускать возникновения академической задолженности, чтобы не омрачать студенческие будни и не усложнять образовательный процесс.

Ликвидация академической задолженности: что это, как влияет на учебу и стипендию?

Академическая задолженность – это риск быть отчисленным из университета, поэтому, несмотря на новые законы, предусмотренные кодексом РФ, ее необходимо ликвидировать как можно быстрее. По законодательству, учебные «хвосты» можно сдавать в течение года после того, как они образовались. В этот период не входит академический отпуск по уважительным причинам – студент вправе сдавать долги, когда он находится на учебе.

Чтобы студенты серьезнее относились к учебе и не допускали академической задолженности они должны знать, что вуз может лишиться лицензии за большое количество должников. Поэтому долго церемониться никто не будет – отчислят, и все. Восстанавливаться придется на контрактной основе.

Как возникает академическая задолженность?

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, это те, кто не сдал зачеты, экзамены, курсовые работы.

Обычно складывается следующая цепочка:

  • не ходил на лекции;
  • не сдал зачет или не был к нему допущен из-за других несданных блоков учебного материала;
  • не сдана промежуточная аттестация;
  • получил недопуск к экзаменам;
  • не сдал экзамены.

Официальная профилактика академзадолженности в вузах

Вузы обычно страхуют себя от нерадивых студентов. Деканат не дает разрешение на сдачу экзаменов, если не сдан хотя бы один зачет. Такие правила могут быть прописаны в Уставе университета. Способ помогает бороться с тотальной академической задолженностью здесь и сейчас.

В результате студенты начинают меньше «спать» на лекциях, учить материал, сдавать и переходить к экзаменационной сессии. Замечено, что вузы, практикующие такую политику, имеют меньше должников. Также замечено, чем дольше затягивать пересдачу, тем хуже она проходит.

Есть один официальный способ сдать все предметы сразу – дополнительная сессия. Туда попадают все «хвостатые» студенты в первые 2 недели нового учебного семестра.

Личная профилактика «хвостов» у студентов

Хорошей профилактикой «хвостов» являются следующие меры:

  1. Даже если имеются прогулы по неуважительной причине, необходимо узнавать о состоянии дел в университете. Ведь какой-либо предмет можно сдать «под общий шум». Преподавателям тоже невыгодно себя загружать излишне, поэтому они предпочитают поставить «тройку» и отпустить студентов. Учащийся, который «засветился» на плохой учебной дисциплине, обычно попадает на прилюдную пересдачу на комиссии.
  2. Сдача промежуточной аттестации, которая означает, что студент справился с освоением учебного материала.
  3. Наличие собственного конспекта, по которому можно готовиться. Как известно, в сессию трудно раздобыть чью-то качественную тетрадь, чтобы переписать или отсканировать записи.

Важно также контролировать допуски к зачетам и экзаменам. Иногда, чтобы пройти на зачет, необходимо написать какую-либо письменную работу.

Уважительные и неуважительные причины задолженности

Причина появления академической задолженности может быть уважительной или неуважительной. Чтобы рассчитывать на официальную пересдачу, нужно предоставить документы в деканат о том, что имеется веская причина появления долгов:

  • болезнь;
  • проблемы со здоровьем или обострение заболеваний у родственников, инвалидность;
  • переезд.

С уважительными причинами руководство учебного заведения обычно идет навстречу – может быть предоставлено даже две попытки пересдать предмет, как у всех остальных студентов.

Неуважительные причины – это прогулы или пропуски без уважительной причины, после которых студент не усваивает учебный материал, поэтому не может его сдать на экзамене или на зачете. В каждой группе, по статистике, всегда есть 3-5 человек, которые досдают хвосты в начале следующего семестра.

Причины появления академической задолженности обычно примитивные и глупые:

  1. Студент не поинтересовался условиями допуска к экзамену или зачету или пропустил лекцию, на которой данная информация была озвучена.
  2. Незнание сроков сессии, а также дополнительной сессии. Такое тоже бывает, если прогулять половину семестра, особенно вторую.
  3. Отсутствие конспекта, как результат – низкий уровень подготовки.

Если студент не сдал предмет с трех попыток, его отчисляют.

Обычно график выглядит так: сдача, пересдача, ликвидация академической задолженности перед учебной комиссией. До последнего пункта лучше ситуацию не доводить, так как каждый преподаватель будет стараться показать свою компетентность и задавать вопросы. Чем больше вопросов, тем меньше шансов ответить на все.

Пересдача в текущую сессию

Многие студенты используют самый «незаметный» вариант пересдачи – сразу после экзамена. Обычно преподаватели назначают еще одно время, когда смогут принять материал у прогульщиков. Это неофициальное мероприятие и студенты благодарны за предоставленную возможность. Хоть она и не дает гарантии, что предмет будет сдан: чрезмерное волнение, пробелы в знаниях негативно влияют на состояние студента.

Для ликвидации академической задолженности официальным методом, придется писать заявление декану, или еще выше – ректору.

Дополнительная сессия – это период после основной, можно сказать – вторая волна. Практически все вузы предоставляют возможность исправить ситуацию с учебой. Проблемы с какими-то предметами или преподавателями случаются со всеми студентами. Редко кто избежал пересдачи хотя бы одной дисциплины, поэтому стоит подучить материал – и снова на экзамен.

Можно согласиться на «тройку», но кому-то важны оценки, поэтому люди доучивают и сдают повторно.

Пересдача в следующую сессию

Если все же не удалось сдать предмет в дополнительную сессию, следующий этап – в течение учебного года. Так обычно сдают курсовые работы, так как для их подготовки требуется время и какие-то знания. Курсовую, вдобавок, необходимо защищать.

Процесс сдачи:

  • написание заявления на ликвидацию академической задолженности;
  • получение индивидуальной ведомости;
  • назначение сроков пересдачи;
  • после пересдачи в листе будет проставлена дата и надпись – академическая задолженность ликвидирована.

Если человек переводится на смежную специальность, у него автоматически могут возникнуть долги. Это обычное явление при переводе, поэтому бояться его не стоит – просто постепенно осваивать материал и сдавать. При втором высшем образовании по смежной профессии также могут быть задолженности.

Влияние долгов по экзаменам на стипендию

Если студент не имеет академической задолженности и хорошо сдал сессию, ему начисляется стипендия. Если успел «подчистить хвосты» в течение основной сессии – стипендия будет.

Далее документы подаются в деканат и бухгалтерию. Повторные сдачи не попадают в основную ведомость, поэтому стипендии целый семестр не будет. Лучше быть пошустрее и стараться сдавать по общей ведомости.

Сколько раз можно пересдать экзамен?

Максимальное количество пересдач – три.

Первая попытка – непосредственно день экзамена.

Вторая – день ликвидации задолженности (его официально устанавливают после окончания текущей сессии).

Третья – в течение следующего семестра (до начала новой сессии).

Стоит ли спешить с пересдачей?

Студенты с опытом ликвидации академзадолженности не советуют гоняться за преподавателем на следующий же день после провала на экзамене. Лучше более-менее спокойно и по графику сдать остальные экзамены, и уже после этого направить все свои силы и время на повторение и изучение материала по неудавшемуся предмету.

Параллельная пересдача провалов и сдача текущих экзаменов негативно отражается и на успеваемости, и на психологическом состоянии студента.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Колледж Московского Финансово-промышленного Университета «Синергия»

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Академия кадрового резерва

Как учат и оценивают студентов в НИУ ВШЭ

Учебный план бывает разным

Весь учебный процесс организован на основе учебных планов на нормативный срок обучения (для бакалавров — 4 года, для магистров — 2 года), которые разрабатываются согласно образовательным стандартам и уточняются ежегодно (рабочие учебные планы) на каждый конкретный учебный год. Учебные планы содержат перечень, объемы и последовательность изучения всех дисциплин по каждой образовательной программе.
Каждый студент ежегодно оформляет индивидуальный учебный план — список дисциплин, которые студент обязуется освоить в течение учебного года.

Нужно ли учиться на пятерки

Пять баллов для студентов НИУ ВШЭ — вполне допустимая оценка, она означает, что студент учится удовлетворительно. Однако если вы намерены учиться хорошо и отлично, то нужно помнить, что шкала оценок в Вышке — десятибалльная. Ее соотношение с пятибалльной и европейской шкалами оценками приведено .

Кстати! В Вышке нельзя пересдать удовлетворительную, хорошую, или отличную оценку на еще более отличную. Это запрещено, даже если случайно полученные пять баллов мешают вам претендовать на красный диплом.

Рейтинг студентов

Рейтинг — документ, отражающий успеваемость студента за выбранный промежуток времени. Он представляет собой список студентов курса одного направления обучения, отсортированный по успеваемости в порядке убывания. За успеваемость принято считать рейтинговую сумму чисел, равную сумме оценок по всем законченным за один семестр предметами, умноженных на число кредитов, которое весит каждый предмет.

Рейтинг влияет на распределение на майноры и стажировки, а также позволяет получить скидку на обучение.

Рейтинги бывают текущие и кумулятивные, до пересдач и после пересдач. Текущий рейтинг позволяет сравнить результаты обучения студентов за полгода, а кумулятивный рейтинг сравнивает образовательные результаты за все время обучения.

Оценки не явившихся или «проваливших» Дисциплину студентов рассчитываются как нули в рейтинге до пересдач и как обновленные результаты в рейтинге после пересдач .

Больше о студенческом рейтинге

Промежуточная аттестация

Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается с помощью формулы, которая в обязательном порядке фиксируется в программе Дисциплины и учитывает каждую из оценок по элементам текущего контроля знаний, перечень которых также фиксируется в программе дисциплины с указанием тех элементов, результаты которых не подлежат пересдаче. Если в качестве формулы расчета оценки промежуточной аттестации используется взвешенная сумма оценок по элементам текущего контроля с суммой весов, равной 1, то ни одна из оценок текущего контроля знаний не может весить в этой формуле более 70%.

Любой элемент контроля знаний, в том числе экзамен, может иметь блокирующий характер. Если по блокирующему элементу контроля получена неудовлетворительная оценка, то промежуточная оценка (либо ее часть) будет неудовлетворительной до тех пор, пока студент не получит по этому элементу контроля положительную оценку (сразу или на пересдаче), после чего промежуточная оценка (либо ее часть) рассчитывается с учетом полученной положительной оценки.

Неудовлетворительная оценка по элементу контроля по дисциплине не может быть причиной недопуска студента к следующим элементам контроля по этой Дисциплине (включая экзамены).

Санкции за списывание

За списывание, использование запрещённых материалов и средств, а также общение с другими студентами во время проведения элементов контроля преподаватель вправе удалить студента из аудитории и выставить ему в ведомость оценку «0».

В Вышке строго следят за соблюдением академических норм при выполнении студентами письменных работ. Обязательной проверке на плагиат подлежат курсовые работы, ВКР и работы, выполняемые как итоговые в рамках дисциплины «Академическое письмо» на английском языке.

По желанию преподавателя, читающего соответствующую учебную дисциплину, проверке на плагиат могут подлежать письменные домашние задания, рефераты, эссе и контрольные работы.

Студент, в работе которого был обнаружен плагиат, может быть отчислен из Университета.

Подача апелляции

Студент может подать апелляцию на результаты блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, при этом апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается.

Основаниями для подачи апелляции могут быть некорректность в постановке вопросов, ошибки в формулировках задач и тестовых заданий, нарушение процедуры проведения элемента контроля или методики выставления оценки за работу, а также обстоятельства, которые помешали преподавателю объективно оценить работу. Конкретные основания для апелляции должны быть обязательно отражены в заявлении.

Апелляция подаётся студентом в течение трех рабочих дней с момента объявления оценки на имя академического руководителя образовательной программы / проректора по учебной работе С.Ю.Рощина (если апелляция относится к результатам блокирующих Элементов контроля по общеуниверситетскому факультативу).

Апелляция рассматривается в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявления специально созданной для этого комиссией. В состав комиссии входят не менее трех преподавателей. Преподаватель, принимавший блокирующий элемент контроля или его пересдачу, в состав апелляционной комиссии не входит.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ) по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, не препятствует рассмотрению апелляции.

Если апелляция удовлетворена, студенту предоставляется возможность повторной сдачи или пересдачи блокирующего элемента контроля. Если блокирующий элемент контроля проводился письменно и характер заданий и ответов в такой работе позволяет выставить новую оценку, то по результатам апелляции студенту выставляется обновленная оценка.

Академическая задолженность и пересдачи

Академическая задолженность («хвост» на вузовском жаргоне) возникает тогда, когда студент получает неудовлетворительную оценку по промежуточной аттестации по Дисциплине – ниже 4 баллов (по 10-балльной шкале) и (или) не проходит промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин. К академическим задолженностям относится также «невыбор» темы курсовой работы или ВКР в установленные сроки.

Для продолжения обучения студент обязан своевременно ликвидировать все академические задолженности. Пересдаче может подлежать как часть, так и набор элементов контроля по Дисциплине (это прописано в программе дисциплины). Первая пересдача проводится преподавателем, который выставлял оценку по промежуточной аттестации, а вторая пересдача принимается комиссией в составе не менее трех человек, включая оценивающего преподавателя.

После пересдачи промежуточная оценка по Дисциплине выводится по первоначальной формуле, описанной в программе Дисциплины, с учетом новых оценок по пересданным элементам контроля.

Студент, который получил академические задолженности по трем разным Дисциплинам в течение одного полугодия, не допускается к пересдачам результатов промежуточной аттестации по Дисцпилинам и подлежит отчислению из Университета.

Ликвидация академических задолженностей осуществляется два раза в год — в периоды пересдач, которые в НИУ ВШЭ имеют строгие границы. «Неуды» и неявки по итогам первого и второго модулей студент может «погасить» только с начала январского периода пересдач по 15 февраля. Весенние и летние «хвосты» ликвидируются только с 1 сентября по 15 октября будущего учебного года. По решению декана для студентов выпускного курса может быть предоставлена возможность организации пересдач до назначенной государственной итоговой аттестации.

Студенты сами определяют дату пересдачи из списка предложенных и записываются в учебном офисе. Если студент не выбрал дату за 3 рабочих дня до первой даты пересдачи, учебный офис самостоятельно определяет ему эту дату.

Если после всех пересдач студент все еще имеет «хвосты» по одной или двум разным Дисциплинам, то студенту предлагается индивидуальный учебный план для повторного изучения таких Дисциплин.При отказе от индивидуального учебного плана с повторным изучением студент подлежит отчислению после окончания периода пересдач.

Уважительная причина неявки

Уважительной причиной неявки на элемент контроля считаются болезнь, подтвержденная медицинской справкой, а также иные уважительные причины (к ним не относятся обстоятельства, связанные с работой студента).

Медицинскую справку необходимо предъявить в учебный офис в день, который студенту необходимо приступить к занятиям (он отражен в справке). Иные уважительные причины подтверждаются документально менеджеру программы не позднее 3 рабочих дней после неявки. Признание причины уважительной будет принято менеджером программы.

Студент, пропустивший элемент контроля, который имеет вес не менее 30% в оценке за промежуточную аттестацию, имеет право на повторную сдачу такого элемента контроля.

Если студент пропустил экзамен во время сессии по уважительной причине, то пересдача проходит в период пересдач. Учебный офис назначает сдачу экзамена такому студенту в первую из предложенных в расписании дат пересдач. По итогам пересдачи выставляется обновленная оценка промежуточной аттестации.

Если студент не смог явиться на пересдачу по уважительной причине в течение всего периода ликвидации академических задолженностей, то ему необходимо представить заключение врачебной комиссии медицинской организации (далее – заключение) о возможности предоставления академического отпуска. При непредоставлении заключения решение о назначении студенту дат для пересдач вне периода пересдач принимает декан факультета на основании мотивированного заявления студента.

Как ликвидировать академическую задолженность: 7 советов тем, кто хочет по-быстрому разобраться с «хвостами»

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в первую сессию число отчисленных – максимальное. Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты. Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов. Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это в самом худшем случае 8 000 руб.

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Рубим хвосты: как ликвидировать академическую задолженность студенту

По статистике, большинство студентов за время учебы обзаводится парочкой «хвостов» и потом их благополучно ликвидирует.

Однако это не повод расслабляться, потому что несданный зачет или экзамен, отсутствие отчета по практике или незащищенная курсовая – это долг, который нужно отдать как можно быстрее. Если этого не сделать, можно нарваться на многие неприятности, описанные на нашем телеграм-канале. Впрочем, там же можно почитать, как улаживать все неприятности.

В нашей статье мы расскажем, что делать, если у вас «хвост», как его обрубить и спасти себя от отчисления из вуза.

Что считается академической задолженностью?

Студенческий «хвост» или академическая задолженность в вузе – это не сданные вовремя зачеты, экзамены или студенческие работы (контрольные, коллоквиумы, лабораторные, рефераты, эссе и т.д.). Или же это мероприятия, которые были сданы на «неудовлетворительно»/»не зачтено».

И товарищ студент всегда должен помнить, что зачет может быть важнее экзамена: не сдашь – и ты уже в списке «хвостатых».

К сдаче академической задолженности необходимо отнестись со всей серьезностью, а еще лучше на нее не нарываться. Но давайте обо всем по порядку.

Как избежать академической задолженности, или профилактика «хвоста»

Операция «ликвидация» прежде всего касается первокурсников, которые по незнанию или нежеланию изучить правила сдачи сессии попали в списки должников. Причины академической задолженности могут быть самые разные:

  • «А я и не думал (не знал), что не допустят к сессии, если не сдал зачет!»
  • «Когда начинается зачетная неделя? Уже закончилась?!»
  • «А что, из-за ненаписанного реферата не допускают к экзамену?!»

В общем, причины глупые, но встречаются довольно часто. Ниже мы приведем несколько советов, как сдать «хвосты» или не обзавестись ими:

Правило №1

Всегда выясняйте сроки сессии. Уделяйте особое внимание началу зачетной недели, поскольку к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачеты.

Правило №2

Всегда изучайте условия допуска к зачетам. Многие преподаватели допускают к зачету только тех студентов, которые вовремя сдали реферат, контрольную, эссе, лабораторную и прочие виды работ.

Правило №3

Всегда изучайте условия допуска к экзаменам. Некоторым преподавателям, помимо сдачи всех зачетов, еще необходимо видеть ваши учебные работы, коллоквиумы, конспекты пропущенных семинаров и лекций.

Правило №4

Всегда будьте в курсе, какое количество несданных экзаменов является поводом для отчисления. Это может быть и два, и три, даже четыре экзамена (что случается редко). Обычно критический порог – это 3 экзамена, которые сдаются в течение дополнительной сессии.

Правило №5

Всегда будьте в курсе, какие сроки сдачи задолженностей существуют в вашем вузе, если уж вы обзавелись «хвостом». График ликвидации академических задолженностей может изменяться, поэтому возьмите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности» и не упустите свой шанс!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Пока не сдашь – не уйдешь!

Хвост сдал – хвост принял, или что такое дополнительная сессия?

Дополнительная сессия – специально отведенное время после основной сессии, которое предназначено для сдачи всех «хвостов».

Не путайте понятие дополнительной сессии с продлением сессии. Продление происходит по уважительным причинам, а вот дополнительная сессия спасает тех, кто «в море» – в море долгов.

Обычно схема пересдач такая:

  • сдача,
  • пересдача,
  • комиссия.

Если вы все же упустили свой шанс, то за ним следует отчисление за академическую задолженность. Сурово, но справедливо, ибо вас предупреждали

Что делать с «хвостами»?

Сдавать – и не как иначе! Процедура выглядит примерно так:

  • студент пишет чистосердечное признание – заявление на имя декана или замдекана, в котором просит разрешить ему сдачу академической задолженности (образец такой бумажки обычно есть в деканате);
  • декан или его зам дают добро на пересдачу, учащийся отправляется искать преподавателей, уговаривает принять долг и договаривается о времени;
  • должник является на пересдачу с зачеткой и, если все хорошо, успешно сдается;
  • студент, который больше не должник, несет заполненную зачетку в деканат и отправляется праздновать свое спасение.

Лучше не допускать возникновения такой ситуации. Ведь это огромный стресс, который позже непременно скажется на здоровье. Почему вы сразу не обратились к сервису студенческой помощи, который никогда не доводит до таких последствий?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *