Аккредитация образовательного учреждения

Содержание

Что такое аккредитация и зачем она школам

Что такое аккредитация школы

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам. Она даёт школе возможность оказывать образовательные программе по основной образовательной программе, в том числе проводить аттестации и выдавать аттестаты образца.

Оценивается качество и степень освоения обучающимися учебных программ, организация учебного процесса, предлагаемые дисциплины, осматриваются классные помещения, изучаются финансы и документация образовательной организации. Дополнительно проводятся открытые уроки и срезы знаний.

Школы проходят такие проверки раз в 12 лет. Однако, если образовательная организация не получила аккредитацию, это не означает, что она не может учить детей. Право на обучение предоставляет лицензия на осуществление образовательной деятельности. Школа без аккредитации не может оказывать образовательные услуги по основной образовательной программе, в том числе аттестовывать учеников.

Именно поэтому аккредитация так важна для хоумскулеров. По закону «Об образовании в Российской Федерации» прохождение промежуточной или итоговой аттестации на семейном образовании возможно только в аккредитованных школах.

Как найти аккредитованную школу

Аккредитация школы гарантирует, что её программа соответствует государственным образовательным стандартам и ребёнок получит аттестат об основном или среднем общем образовании. Поэтому к поиску образовательного учреждения нужно подойти с умом.

При подборе аккредитованной школы воспользуйтесь реестром Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Выбрав несколько удобных вам школ, загляните на их официальные сайты. Там должно быть выложено свидетельство о государственной аккредитации с указанием срока её действия. Также можно посетить школу лично и попросить показать свидетельство у администрации.

Обязательно почитайте отзывы о понравившихся вам аккредитованных школах. Спросите у знакомых хоумскулеров, насколько эти учебные заведения лояльны к семейному образованию.

Место обучения и прохождения аттестации на семейном образовании могут не совпадать. Так, «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» даёт отличные знания с 5 по 11 класс в рамках дополнительной общеобразовательной программы. Аттестацию по основной общеобразовательной программе аттестацию учащиеся сдают в аккредитованных школах.

«Домашняя школа Фоксфорда» заключила партнёрство с московской школой «Наши Пенаты» и другими аккредитованными образовательными организациями. Благодаря этому, учащиеся домашней онлайн-школы могут прикрепиться к аккредитованным образовательным организациям и сдать промежуточные аттестации в комфортных условиях.

Выводы

  • С помощью аккредитации школы подтверждают своё соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.
  • Аккредитованная школа может оказывать образовательные услуги по основной образовательной программе, выдавая аттестаты государственного образца.
  • На семейном образовании проходить аттестацию можно только в аккредитованных школах.
  • Ученики «Домашней школе Фоксфорда» могут прикрепиться для прохождения аттестации по основной образовательной программе к школе «Наши Пенаты» и другим аккредитованным образовательным организациям, которые предлагают для этого комфортные условия.
  • Свидетельство о государственной аккредитации размещается на официальном сайте школы.
  • Существует открытый реестр аккредитованных образовательных учреждений.

Какие документы проверяют при аккредитации школы. Аккредитация школы: процедура и особенности проведения

Государственная аккредитация образовательных учреждений: требования, необходимые документы, госпошлина

Понятие “аккредитация” имеет латинские корни. В дословном переводе оно означает “оказывать доверие”. В современном мире этот термин рассматривается как подтверждение соответствия установленным стандартам, признание особого статуса (полномочий). Рассмотрим далее, как осуществляется аккредитация образовательных учреждений, что это такое и какими законами регулируется.

В конце 2010 г. ФЗ № 293 внес ряд изменений в некоторые законодательные акты. Эта необходимость возникла в связи с совершенствованием надзорных и контрольных функций.

Изменения направлены на оптимизацию предоставления услуг в сфере образования. В результате была введена специальная процедура для соответствующих учреждений.

С того момента началась аккредитация и аттестация образовательных учреждений и научных организаций.

Субъекты

По принятым законодательным нормам, аккредитация и аттестация образовательных учреждений осуществляется вне зависимости от их типов и видов. Однако в этом предписании оговорено исключение.

Положения закона не распространяются на ДОУ и учреждения по дополнительному образованию детей.

Все прочие организации, осуществляющие учебные программы по ФГОС, федеральным требованиям и положениям закона, обязаны пройти процедуру соответствия.

Важный момент

В некоторых учреждениях присутствует структурное подразделение, которое реализует программу по дошкольному образованию.

Возникает вопрос: распространяется ли на них предписание о прохождении обязательной процедуры подтверждения соответствия? В данном случае государственная аккредитация образовательного учреждения осуществляется без включения указанных программ в проверку.

Для реализации их, однако, необходимо иметь разрешение. В качестве него выступает лицензия, которая, собственно, позволяет учреждению осуществлять деятельность в соответствии с программами дошкольного образования.

Кроме этого, в новых правилах оговаривается ситуация с организациями, предоставляющими дополнительные услуги в рассматриваемой сфере. В частности, речь идет о дворцах юношеского/детского творчества, ДШИ, ДЮСШ и пр. Аккредитация образовательных учреждений такого типа не проводится.

Оплата

В соответствии с ФЗ № 293 была введена госпошлина за аккредитацию образовательного учреждения. Она заменяет оплату процедур, в том числе по договорам со специализированными организациями по оказанию информационно-методических услуг.

Размер платежа устанавливается ст. 333.33 НК. Таким образом, формально в юридическом плане государственная аккредитация образовательного учреждения стала бесплатной, так как относится к услугам, осуществляемым за счет бюджетных средств.

Размер платежа

Законодательство устанавливает следующие суммы:

  • Для высших профессиональных заведений – 130 тыс. руб. Дополнительно необходимо будет уплатить по 70 тыс. за каждую расширенную группу направлений в самой организации и ее филиалах, включенную в свидетельство об аккредитации образовательного учреждения.
  • Заведениям, реализующим дополнительные профпрограммы – 120 тыс. руб.
  • Учреждениям среднего пофобразования – 50 тыс. руб.
  • Заведениям начального профессионального обучения – 40 тыс. руб.

Аккредитация образовательных учреждений прочих типов – 10 тыс. руб. При смене статуса и переоформление св-ва необходимо уплатить от 3 до 70 тысяч рублей. В случае аккредитации образовательных программ, расширенных групп направления по специальностям за замену свидетельства установлены суммы от 7 до 70 тыс. руб.

В других случаях, в том числе за выдачу временного св-ва, нужно уплатить 2 тыс. руб.

Следует сказать, что замена оплаты фиксированным бюджетным платежом не означает, что заведение лишается права на самостоятельное заключение договоров с организациями, которыми выполняется подготовка к аккредитации образовательного учреждения.

Новые правила

Учитывая требования к аккредитации образовательного учреждения, особое внимание следует уделять учебным программам. В первую очередь это относится к начальным, средним и высшим профессиональным заведениям.

Таким учреждениям свидетельство выдается не на отдельные программы, а на расширенные, укрупненные категории направлений, которые определяются аккредитационным органом.

Это позволяет изменять или дополнять конкретные проекты без предоставления их в уполномоченную структуру. То есть, корректировки делаются на основании лицензии.

Дополнительно

Согласно ст. 33.2 Закона “Об образовании”, правом на госаккредитацию программы обладают ОУ, в которых есть обучающиеся или завершающие обучение по ней в текущем году.

Как и ранее предусматривается возможность поэтапного (в соответствии со ступенями) проведения процедуры.

То есть выполняется аккредитация образовательных учреждений в отношении определенных программ начального, основного и среднего общего (полного) обучения.

Процедура самообследования

Аккредитация образовательных учреждений включает в себя самооценку заведениями своей деятельности. Ранее процедура самообследования была предусмотрена преимущественно для вузов.

Правила, по которым проводится самооценка, формулируются и утверждаются исполнительным федеральным органом, в полномочия которого входит выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование сферы образования.

Экспертиза

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагают выполнение определенных процедур, подтверждающих соответствие качества и содержания усвоенных обучающимися и выпускниками программ по ФГОС. Кроме этого, выполняется экспертиза показателей работы учебного заведения. Они необходимы при определении вида и типа.

Показатели работы

Их перечень вводится на федеральном уровне. Критерии оценки показателей, по которым определяется вид и тип образовательного учреждения, должны устанавливаться аккредитационным органом.

К примеру, относительно школ такой структурой выступает региональный департамент, министерство или иной институт управления. Разумеется, они должны быть задействованы в сфере образования.

Установленный перечень показателей должен согласовываться с Минобрнауки. Порядок определения их критериев утверждается Правительством.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

В соответствии с положением, процедура предполагает несколько этапов. В первую очередь руководитель учебного заведения выполняет анализ его деятельности. По результатам составляется отчет самообследования. После этого в управление (подразделение) уполномоченного органа направляется заявление и документы для аккредитации образовательного учреждения по соответствующим программам:

1. Копии:

  • устава;
  • планов по всем утвержденным программам, заявленным к аккредитации;
  • основной профпрограммы послевузовского обучения (если она присутствует в ОУ);
  • положения о филиале заведения (при наличии такого подразделения).

2. Отчет о результатах самооценки.

Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений предполагает выдачу соответствующих бумаг. При направлении программ на проверку соответствия ОУ предоставляет также копии разрешения и св-ва.

Неотъемлемым документом также является опись направленных бумаг. Копии устава, положения о филиале, разрешения и св-ва следует заверить у нотариуса. Экземпляры остальных бумаг заверяются в ОУ.

Кроме того, следует приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Способ отправки

Указанные выше документы можно направить на бумажном носителе. При этом допускается предъявление их лично или с помощью почтового отправления (заказным письмом). Также документы могут подаваться и в электронном виде. В этом случае следует воспользоваться единым порталом услуг. Если бумаги направляются этим способом, они должны заверяться электронной подписью.

Заявление

Аккредитация образовательных учреждений осуществляется по соответствующему обращению. В заявлении следует указать:

  1. Полное название, организационно-правовую форму и местонахождение заведения согласно уставу.
  2. Наименование и адрес расположения филиалов (при необходимости).
  3. Регистрационный госномер записи о формировании юрлица и сведения документа, которым подтверждается факт внесения информации о созданной организации в ЕГРЮЛ.
  4. ИНН и данные о постановке на учет в налоговой службе.
  5. Реквизиты имеющегося свидетельства об аккредитации.
  6. Госстатус (вид и тип) ОУ.
  7. Список программ, заявленных для аккредитации.

Решение

В течение 7 дней аккредитационный орган отправляет образовательному учреждению либо вручает его представителю уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению.

В случае если бумаги предоставлены не в полном объеме либо какие-то из них заполнены неверно, уполномоченная инстанция присылает извещение с соответствующим перечнем.

На исправление ошибок и предоставление недостающих экземпляров ОУ дается 2 месяца.

Общественная аккредитация образовательных учреждений

Эта процедура также предусмотрена на законодательном уровне. Право на ее проведение было предоставлено еще в 1992 году. В настоящее время специалисты отмечают расширение предмета нормативного регулирования в сфере общественной аккредитации.

В законодательстве зафиксировано не только само право, но и подробно разъяснено понятие процедуры, установлены обязанности организаций, уполномоченных на ее проведение.

Ключевой задачей таких структур считается обеспечение доступности и открытости информации.

Специфика

Общественная аккредитация образовательных учреждений выполняется по инициативе самих заведений. В законодательстве особое внимание акцентируется на добровольности проведения процедуры.

Это означает, что на нормативном уровне запрещено принуждение ОУ к получению такой аккредитации со стороны госорганов, местных структур и уполномоченных на ее выполнение юрлиц.

В законе также не установлена необходимость согласования с учредителем проведение указанной процедуры.

Уполномоченные субъекты

Право на выполнение общественной аккредитации признается за разными организациями. Так, согласно законодательству, ее могут проводить как отечественные, так и международные и зарубежные субъекты. Вместе с этим, в качестве уполномоченных лиц в нормах указываются только общественные организации.

Однако это ограничение не согласуется с определением самой процедуры в законе. Здесь следует отметить, что ФЗ “Об образовании” утверждает только основы общественной аккредитации.

Более подробно все отношения, которые возникают в данной сфере, регламентируются актами, принимаемыми непосредственно самими уполномоченными структурами.

Порядок проведения

Процедура реализуется в форме следующих мероприятий:

  1. Экспертной оценки качества образования в учреждении.
  2. Обсуждения полученных результатов.
  3. Принятия решения о прохождении либо продлении или об отказе в общественной аккредитации ОУ.
  4. Включение заведения в соответствующий реестр (прошедших процедуру).
  5. Предоставление учреждению свидетельства установленной формы.
  6. Письменное извещение исполнительного федерального органа по надзору и контролю об итогах проведенной процедуры.

Критерии и показатели

Они устанавливаются непосредственно той организацией, которая выполняет аккредитацию. При оценке качества организации и обеспечения учебного процесса оценивается:

  • Соответствие планов по реализуемым программам.
  • Наличие нормативного обеспечения.
  • Соответствие организационной системы ОУ.
  • Качество образовательного процесса.
  • Соответствие рабочих программ содержанию планов обучения.
  • Уровень обеспеченности методическими материалами.
  • Мнения сотрудников, выпускников, обучающихся, работодателей о качестве процесса обучения и так далее.

Кадровая обеспеченность

По этому критерию проверяется соответствие профессионального уровня педагогического коллектива преподаваемым дисциплинам. Устанавливается также доля штатных специалистов, в том числе имеющих степень, занятых в процессе обучения. Немаловажным критерием является соответствие количества педагогов числу дисциплин, которые преподаются в ОУ.

Материально-техническая обеспеченность

По этому критерию аккредитационная организация устанавливает соответствие числа помещений для проведения установленных видов занятий количеству обучающихся. Немаловажное значение имеет проверка технической оснащенности и общего состояния кабинетов. В ОУ должна быть достаточная инфраструктура для обеспечения реализации образовательных программ.

Аккредитация школы: процедура и особенности проведения

Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, которые были установлены аккредитирующими органами.

Процедура открывает учебному заведению право выдавать аттестаты об окончании учебы и является средством защиты учащихся.

После прохождения процедуры аккредитации директор школы получает лицензию и сертификат и государственное финансирование образовательного учреждения.

Школа Менеджера образования

Для вас открыт бесплатный доступ на 4 дня к любому курсу Школы Менеджера образования. Успей пройти тестирование!

Немного истории

Понятие «аккредитация» было введено в Законе «Об образовании» редакции 1992 года, спустя годы сформировалась экспертная система, принципы оценки и принятия решений.

Специфика развития аккредитационной модели в России обусловлена особенностями ее становления.

В отличие от европейских примеров, где в формате независимой системы объективной общественной оценке проверяются образовательные программы, в РФ долгое время институционная система оценки образовательных учреждений была монопольной процедурой.

Сегодня образовательную деятельность аккредитуют согласно ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Оценка проводится не для установления статуса образовательного учреждения (школа, гимназия или лицей), как это было ранее, а для подтверждения соответствия ФГОС по основным программам образования и подготовки учеников.

Лицензия позволяет осуществлять образовательную деятельность, а аккредитация школы – подтверждает качество образования и ее соответствие ФГОС.

Процедура аккредитации школы

Образовательные учреждения, как и педагоги, аккредитуются каждые пять лет. Даже аккредитованные образовательные учреждения периодически без предупреждения подвергаются скрытым проверкам для подтверждения качества образовательных услуг.

Аккредитацией занимаются школьные инспектора и аккредитирующие органы.

Процедуре предшествует сбор пакета необходимых документов:

  • учебный план школы на три года;
  • школьная образовательная программа;
  • отчетность о результативности внутренних комиссий;
  • школьный устав;
  • справку о материальном и техническом состоянии образовательного учреждения.

В качестве дополнительных сопроводительных бумаг для аккредитации школы подается список педагогического коллектива, опись всех документов и план материально-хозяйственной работы.

Помимо вышеперечисленного анализируется успеваемость учащихся школы и учителей. Средний уровень освоения программы должен составлять не менее 60%. Многочисленные тестирования позволяют проверить не только школьников, но и учителей.

Анализ поданных в комиссию документов занимает около трех месяцев.

Аккредитационная экспертиза проводится согласно Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).

Положение определяет:

  • порядок принятия решений;
  • причины отказа в госаккредитации;
  • приостановления действия свидетельства о госаккредитации.

Опытные эксперты, которые сдали квалификационный экзамен и прошли спецподготовку, составляют экспертную группу. Эксперты собирают независимую и объективную информацию о качестве преподавания в школе, используя данные сведения о школе, которые находятся в открытом доступе в глобальной сети, на официальном сайте образовательного учреждения.

По истечении этого срока инспектора составляют отчет, в котором сообщают, удовлетворены они проверкой или нет. За каждым экспертом закрепляется определенная образовательная программа, а по окончанию проверки он готовит по ней отчет.

Руководитель экспертной группы подготавливает заключение, в которое вносит выводы по каждой из представленных образовательных программ. На основании заключения экспертов выносится решение об отказе или выдаче свидетельства о госаккредитации по каждой образовательной программе.

Важно подчеркнуть, что оценке подвергается не только степень освоения учебных программ, но и классные помещения, принципы управления образовательным учреждением, счета и финансы, школьные объекты, предлагаемые курсы и занятия по иностранным языкам.

В отдельных случаях изучаются отзывы учащихся и их родителей, которые получают в форме собеседований. Для оценки качества образования в школе инспектора посещают открытые уроки, проверяют объекты и помещения образовательного учреждения, школьную документацию.

Новое в аккредитации образовательных учреждений

В 2015 году Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ существенно облегчил процесс аккредитации школ, которые прошли процесс реорганизации:

  • Реорганизованные образовательные учреждения в форме выделения или разделения могут получить временное свидетельство о государственной аккредитации. Если образовательное учреждение было реорганизовано в форме слияния и присоединения, свидетельство необходимо переоформить до истечения срока действия.
  • Если после реорганизации образовательное учреждение получило временное свидетельство о госаккредитации, переоформление свидетельства проходит по упрощенной формуле. Нужно только заполнить заявление, аккредитационная экспертиза в этом случае не проводится.

Особенности аккредитации образовательных учреждений

Основные образовательные программы должны аккредитоваться раз в 12 лет, а профессиональные образовательные программы – раз в 6 лет. Образовательной организации следует самостоятельно подать заявление установленного образца на аккредитацию.

Если школа не реализует программы в сетевой форме, тогда при подаче заявления к документации прилагаются данные о реализации программ образования и документы, которые дают право действовать от имени образовательного учреждения.

Чтобы предстоящая процедура аккредитации школы прошла без проблем, администрации следует выполнить самоаудит, оценив:

  • состояние документов;
  • уровень освоения учащимися образовательных программ;
  • степень подготовки педагогов;
  • соответствие структуры образовательных программ требованиям ФГОС.

Поскольку аккредитацию школы проходит каждая программа, одна из них может получить свидетельство, а другая – нет. Так, в образовательном учреждении могут быть аккредитованы программы основного общего и среднего общего образования, а программа начального образования – нет.

Исправить недостатки в документах или восполнить недостающие бумаги можно в течение двух месяцев с момента подачи их аккредитирующим органам.

Администрации школы важно понимать, что подавать заявление и документы на аккредитацию следует до истечения срока действия свидетельства об аккредитации. Чем раньше будут поданы соответствующие бумаги, тем больше шансов на то, что образовательное учреждение не останется без свидетельства.

В противном случае на некоторое время школа может лишиться свидетельства, без которого администрация не имеет права выдавать аттестаты о среднем и основном общем образовании. Свидетельство об госаккредитации и приложения следует разместить на сайте школы.

Что такое аккредитация учебных заведений? Нужна ли аккредитация для ДПО

В новостях часто мелькают заголовки о том, что то или иное образовательное учреждение лишилось аккредитации. Что это означает? Нужна ли аккредитация учреждению дополнительного образования (ДПО) и как проверить, есть ли у него лицензия? Если вы планируете поступать куда-либо, эта информация может вам пригодиться.

Аккредитация учреждений образования: что это такое?

Начнем с того, что в России действуют федеральные образовательные стандарты – это эталон, которого обязаны придерживаться все учебные заведения в стране. Так вот, государственная аккредитация учреждений образования является своеобразным знаком качества. Она подтверждает, что учебное заведение обучает своих студентов именно в соответствии с федеральным стандартом, преподаватели на занятиях дают нужные знания, организация обеспечена материально-техническими средствами, учебными пособиями и методическим материалом.

Кроме вузов, процедуре подвергаются организации, которые обучают по программам среднего профобразования в сферах ядерной энергетики, обороны, транспорта и связи, безопасности. Качество подготовки студентов не проверяется.

Как правило, аккредитация учреждения проводится раз в пять-шесть лет (конкретных программ – после их выпуска). После этого образовательная организация может пройти аккредитацию повторно.При этом, если у учебного заведения есть филиалы, каждый из них должен быть аккредитован отдельно.

Занимается аккредитованием и выдачей лицензий на образовательную деятельность Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а все данные заносятся в специальный Реестр образовательных учреждений.

Обязательна ли аккредитация образовательного учреждения?

Обучать студентов без аккредитации по основным образовательным программам учреждение может. Однако ему запретят:

  • выдавать дипломы государственного образца (выпускники получат дипломы установленного образца, которые котируются не у всех работодателей);
  • давать студентам отсрочку от армии;

  • участвовать в конкурсе на установление контрольных цифр приема за счет бюджетных денег по направлениям, которые не одобрил Рособрнадзор.

Как проверить аккредитацию у учебного заведения?

Информация о наличии образовательной лицензии и аккредитации в обязательном порядке должна находиться на сайте учебного заведения. Еще один способ – заглянуть в Реестр организаций с аккредитованными программами: http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/.

Худшее, что может случиться со студентами — это если вуз (ссуз) не прошёл государственную аккредитацию в установленные сроки. В этом случае учить он имеет право и даже может выдать диплом об образовании. Только вот будет он уже не государственного, а установленного образца.

В этом случае учредитель учебного заведения должен перевести в другой вуз (ссуз) ровно на такую же образовательную программу, где аккредитация имеется. Если аккредитации лишился филиал учебного заведения, то доучиться можно пройти в головном учреждении.

Должна ли быть аккредитация у учреждений ДПО?

В России сейчас довольно много учебных центров и автономных некоммерческих организаций, которые занимаются повышением квалификации или профессиональной переподготовкой.

Для начала стоит пояснить: аккредитация и лицензия — это не одно и то же. Лицензия у учебного заведения должна быть в обязательном порядке, будь то вуз, колледж, учебный центр по профпереподготовке. Она подтверждает, что компания имеет право чему-то учить, а дипломы и сертификаты, которые она выдает, действительны и имеют юридическую силу. Это очень важно при дальнейшем трудоустройстве.

Однако с 2011 года Рособрнадзор вообще не проводит государственную аккредитацию программ ДПО (дополнительного профессионального образования). С этого времени подобным учебным центрам запрещено выдавать дипломы государственного образца — только установленного.

Впрочем, учебное заведение имеет право добровольно подать документы на профессионально-общественную аккредитацию, которая фактически определяет его престижность. Закон «Об образовании» определяет общественную аккредитацию как «признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда».

Такую аккредитацию проводит уже не Рособрнадзор, а работодатели и их объединения (Профаккредагентство, Нацаккредцентр, Агентство оценки и развития профессионального образования).

Внимание уделяется в первую очередь качеству конкретных программ подготовки. Общественную аккредитацию можно пройти по любым программам как в отечественных, так и в иностранных и международных организациях. В состав комиссии имеют право входить даже студенты. Процедура экспертизы проходит по договору организации с оценщиком.

Базовая модель общественной аккредитации в России – сертификация на соответствие международным стандартам качества (основной стандарт – ISO 9001). Более 250 российских организаций уже получили признание в международной сети органов по сертификации. Свидетельство о прохождении общественной аккредитации также можно запросить в организации или проверить на ее сайте.

Важно: общественная аккредитация учреждений допобразования не приравнивается к государственной и не дает предусмотренные ею «льготы».

Как проверить лицензию на ДПО

Учреждение ДПО должно в обязательном порядке разместить информацию о лицензии на своем сайте. Как правило, учебные центры выкладывают и сканы документов со всеми сведениями. Их можно проверить также на сайте Рособрнадзора в Реестре образовательных учреждений.

Информационно-аналитический журнал

Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Нацаккредцентра, доктор педагогических наук

Н.А. АНОСОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Йошкар-Олинского аграрного колледжа

С ВВЕДЕНИЕМ нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для системы дополнительного профессионального образования (ДПО) начался новый этап. Уже с момента введения в действие федерального закона № 293 в 2011 году государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) . В свою очередь ФГТ в отношении программы ДПО могут устанавливаться в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ. В настоящее время ФГТ установлены для очень ограниченного числа программ, среди которых повышение квалификации государственных служащих, таможенников, специалистов частно-охранной деятельности. Очевидно, что подавляющая часть программ ДПО вовсе не будет сопровождаться ФГТ и, следовательно, не будет завершаться выдачей документов государственного образца (свидетельством или удостоверением о повышении квалификации, дипломом о переподготовке).

Образовательные учреждения ДПО и вузы, реализующие программы ДПО, у которых срок государственной аккредитации таких программ закончился в 2011 году, не имеют права выдавать документы о повышении квалификации (и/или переподготовке) государственного образца и не могут получить аккредитацию на новый срок. Определенную индульгенцию получили программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, если на момент завершения обучения слушателей таких программ у учреждения не истек срок государственной аккредитации по ним . Но если слушатель поступал в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию по образовательным программам, а во время обучения срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек и к образовательным программам не установлены ФГТ, то государственная аккредитация образовательных программ не может быть проведена и по ним не могут быть выданы документы государственного образца.

Вместе с тем, для определенных профессий (например, врачей, медицинских сестер) официальный документ государственного образца о регулярном повышении квалификации имеет, как правило, определяющее значение.

Отсутствие ФГТ министерство образования объясняет не отсутствием желания заниматься их разработкой, а необходимостью передачи таких полномочий в отраслевые министерства и ведомства. Так, если для системы здравоохранения необходимо государственное регулирование и государственное признание программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, именно отраслевое министерство должно определить требования к таким программам. Логика вполне понятна и обоснована. И получается, что в настоящее время программы ДПО уже не входят в интересы Минобрнауки РФ и еще не входят в интересы отраслевых министерств.

ВМЕСТЕ С ТЕМ в повестке дня законодательных и исполнительных органов власти вопросы модернизации системы профессионального образования занимают ведущее место. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программой «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы необходимо завершить разработку профессиональных стандартов и механизм их взаимодействия с образовательными стандартами, создать систему общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ как важнейший инструмент взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования и тем самым обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые конкурентоспособны и востребованы. Эти задачи в большей степени актуальны для программ, в отношении которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Таких программ «вне закона» сегодня достаточно много: программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, программы дополнительного профессионального образования к среднему профессиональному и высшему профессиональному образованию, программы подготовки рабочих кадров, а также целый ряд курсов (модулей, дисциплин) вариативной части учебного плана для программ СПО и ВПО. Они разнятся как по содержанию, так и по объему подготовки. В целом им можно дать определение «короткие программы» – в отличие, например, от программ основного общего или профессионального образования, – требующие для реализации не менее двух и более лет и по результатам освоения завершающиеся присвоением квалификации и выдачей документа об уровне образования. Короткие программы уровень образования не повышают, присвоения новых квалификаций не дают, но выполняют очень важную социально-образовательную функцию, которая с каждым годом востребуется все больше.

Короткие образовательные программы в профессиональной сфере должны быть основаны в большей мере на профессиональных стандартах (если таковые имеются) или требованиях работодателей и рынка труда. Они характеризуются инновационностью, гибкостью, адаптивностью, практикоориентированностью, формируются и реализуются участниками образовательного процесса (образовательной организацией, работодателями, управленческими структурами экономики региона). Это необходимое промежуточное звено между основным профессиональным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации (настройки, доводки) образовательных стандартов и профессиональных стандартов.

Эти программы оцениваются как часть бизнес-образования с оптимальным сочетанием теоретического и прикладного компонентов, а также выполнения соответствующих требований в отношении методов обучения. Концепция короткой образовательной программы – ориентация на результат.

Основные подходы к проектированию и разработке коротких образовательных программ должны быть основаны на том, чтобы снизить государственное регулирование и государственное влияние на определение содержания вариативного и дополнительного профессионального образования, чтобы короткие образовательные программы в большей степени соответствовали интересам потребителей и заказчиков профессионального образования и были инициированы работодателями, объединениями работодателей, профессиональным сообществом, общественностью и физическими лицами (студентами, слушателями). Государственное регулирование и регламентация для таких программ – тормоз в развитии и непрерывной актуализации содержания подготовки. Динамика коротких образовательных программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня. Задачей короткой образовательной программы является развитие, формирование, совершенствование профессиональных компетенций. В содержании такой подготовки на первый план выходят действия, операции, обусловленные ситуацией, профессиональной задачей или проблемой, а отнюдь не предметное содержание. Критерием их отбора является актуальность содержания профессиональных задач, которые должны решать обучающиеся в условиях профессиональных или близких к профессиональным. Короткие программы могут завершаться сертификацией квалификаций на соответствие профессиональным стандартам.

В соответствии с новым законодательством высшая школа перешла на двухуровневую подготовку, которая завершается присвоением академических степеней (бакалавра и магистра), а не профессиональных квалификаций. Это означает переход от высшего профессионального образования к высшему образованию. И еще – что профессиональные квалификации должны присваиваться в другой, отличной от академической среде.

Переход на систему двухуровневого высшего образования ведет к тому, что основные образовательные программы теряют свой профессиональный статус, поскольку для бакалавриата превалирующей становится образовательная функция. Появление массового бакалавриата, не имеющего профессионально завершенных образовательных программ, увеличивает потребность в разработке большого количества постоянно обновляемых коротких образовательных программ профессионального обучения для эффективной адаптации к запросам рынка труда и снижения конфликтной ситуации между сферой образования и рынком труда.

Короткие образовательные программы предоставляет необходимое сопряжение уровней профессионального образования, чтобы осуществлялись такие требования, как непрерывность профессионального образования, возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и обучения в течение всей жизни (LLL)1 для профессионального, карьерного и личностного роста специалиста.

УЧИТЫВАЯ трансформацию государственной образовательной политики и ориентацию на четкое разграничение академической и профессиональной среды, потребность в коротких программах будет возрастать все больше. А значит, все больше будет возникать вопросов, кто и как их будет реализовывать и, главное, как оценить качество. До настоящего времени короткие программы реализуются в учреждениях СПО и ВПО, образовательных учреждениях ДПО и появившихся в последние годы «корпоративных университетах» и образовательных центрах предприятий. Можно допустить, что дополнительное профессиональное образование может быть наиболее полноценным и качественным в ссузах и вузах – там, где дается основное среднее профессиональное и высшее образование, где есть преимущество в части высококвалифицированного штатного кадрового потенциала, учебно-методического обеспечения, системных связей с работодателями.

Но в связи с ростом разнообразия коротких образовательных программ профессионального обучения, постоянными изменениями их содержания в соответствии с потребностями экономики и ростом числа организаций, предлагающих образовательные услуги в этой сфере , должна быть разработана и законодательно оформлена новая модель обеспечения качества дополнительного профессионального образования – защита прав потребителей этого вида образовательных услуг и признания их качества. Адекватной заменой государственной аккредитации может стать общественно-профессиональная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, и общественно-профессиональная аккредитация коротких образовательных программ.

Существующие системы внешних оценок качества профессионального образования не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Государственная система аккредитации не может аккредитовывать короткие программы даже не столько потому, что отсутствуют ФГТ, но и потому, что функциональный срок такой программы очень короткий и главным условием ее качества должны быть гибкость, адаптивность и актуальность. Единственным вариантом объективной внешней оценки соответствия качества подготовки коротких программ перспективным требованиям рабочих мест реального сектора экономики выступает общественно-профессиональная аккредитация.

Работодатель – как основной заказчик продукта профессионального образования – или сам слушатель должны определять требования к качеству подготовки. Именно эти требования могут и должны быть предметом экспертизы для общественно-профессиональной аккредитации. Круг лиц, заинтересованных в результатах независимой объективной общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ, – это, прежде всего, физические лица, желающие повысить квалификацию, пройти профессиональную подготовку или переподготовку. Вторая категория – это работодатели и инвесторы, нуждающиеся в высококлассных специалистах, а также инвесторы, заинтересованные в объективной информации о тех структурах и тех образовательных организациях, в которые можно без достаточных рисков делать вложения в систему непрерывного повышения квалификации своих кадров. Третья категория – представители министерств, имеющих сложившиеся отраслевые организационные структуры ДПО.

ОЧЕВИДНО, что общественно-профессиональная аккредитация коротких образовательных программ требует наличия организаций, независимых по отношению не только к системе управления образования, но и профессиональных ассоциаций. Слишком тесная связь между профессиональным сообществом и организацией, осуществляющей оценку (аккредитацию программ или сертификацию квалификаций) в ряде случаев, как показывает мировой опыт, приводит к искусственному ограничению конкуренции и клановости отдельных профессий.

Отсутствие федеральных государственных требований к содержанию и условиям реализации коротких программ, в свою очередь, «развязывает руки» и при разработке и использовании новых стандартов, критериев и процедур их оценки. При государственной аккредитации учреждений ДПО использовались показатели и критерии – кстати, до настоящего времени так и не утвержденные официально, – принципиально не отличающиеся от показателей для ВПО : квалификация преподавательских кадров (процент преподавателей с учеными степенями и званиями и ведущих специалистов соответствующей отрасли), издание учебно-методических пособий и монографий, объемы финансирования НИР на единицу ППС. Введенный в действие приказ Минобрнауки России от 21 мая 2012 года № 430 устанавливает перечень показателей деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса. Тип учреждения ДПО устанавливается на основании оценки соответствия минимума содержания и качества подготовки слушателей требованиям ФГТ, вид определяется при наличии реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программ послевузовского профессионального образования и выполнения научных исследований.

При кардинальном изменении целевой функции реализации коротких программ и фактического заказчика такие требования будут вызывать, по меньшей мере, недоумение: какое влияние на качество программы оказывают научные исследования и наличие аспирантуры? И необходимы ли в данном случае показатели при таком значительном разнообразии в содержании и объеме подготовки? К тому же приказ об установлении аккредитационного статуса учреждения ДПО очень уж запоздал: в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «вида» не предусмотрено.

Стандарты и критерии общественно-профессиональной аккредитации характеризуются экспертной оценкой. Принятие решения о качестве короткой программы, прошедшей общественно-профессиональную аккредитацию, предполагает ее признание в кругах образовательной общественности и, прежде всего, работодателей. На наш взгляд, исходя из принципа необходимости и достаточности количественной и качественной (экспертной) информации, можно предложить три стандарта.

  • Первый – востребованность программы, критериями оценки которой являются ее актуальность, целесообразность, практическая направленность, адаптивность и конкурентоспособность.
  • Второй – эффективность механизма реализации программы. К критериям эффективности можно отнести ее соответствие целям, задачам и отраслевым требованиям к программам повышения квалификации, соответствие ее структуры и организации образовательного процесса современным требованиям и потребностям заказчика, степень проработки программы, достаточность ресурсного обеспечения, в том числе преподавательских кадров, уровень методической обеспеченности, фундаментальность и соответствие достигнутому уровню развития отраслей знания и образовательных технологий, отражение в программе новых образовательных подходов и концепций.
  • Третий стандарт – механизмы обратной связи. Критериями его оценки могут быть наличие мониторинга результатов обучения и мониторинга запросов работодателей (потребителей).

Принципиально важно обеспечить доверие к результатам экспертизы. Это значит, что должны быть продуманы все процедурные вопросы, начиная с условий выхода на аккредитацию, подготовки и проведения экспертизы на месте (учитывая тот факт, что, в отличие от основных программ, в данном случае очень сложно оценить уровень полученных знаний у выпускников подобных программ), формирования комиссии, состоящей из высококвалифицированных специалистов.

Вместе с тем, усилия по обеспечению независимой, объективной, тщательно продуманной экспертизы стоят того. Результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации могут оказывать позитивное влияние на обновление и совершенствование коротких программ обучения в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями работодателей и свидетельствовать, что такая программа занимает передовые позиции среди аналогичных российских коротких программ, а ее выпускники имеют большие перспективы на рынке труда, получая гарантию дальнейшего трудоустройства или карьерного роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 08.11.2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
  2. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
  3. Письмо от 27.07.2012 г. № АК-51/06 «О выдаче документов государственного образца»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/ В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки от 21.05.2012 г. № 430 «Об утверждении перечня показателей деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса».

Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения

Лицензирование:

Это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии (разрешение на право ведения этой деятельности) в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки * включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.

Не подлежит лицензированию

А) Образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификацией.

Б) Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в области профессиональной подготовки.

Лицензирование осуществляет министерство образования РФ, государственные органы управления РФ, органы местного самоуправления.

Филиалы проходят лицензирования самостоятельно с получением отдельной лицензии. Бланк лицензии имеет степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер.

В лицензии указывается :

1. Наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию.

2. Регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче.

3. Наименование и место нахождение лизензиата.

4. ИНН.

5. Срок действия лицензии.

Лицензия имеет приложение

1. Перечень обучаемых программ, направлений, и специальностей подготовки, а также их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения.

2. Квалификация, которая будет присваиваться по завершению обучения.

3. Контрольные нормативы и предельная численность обучающихся.

Лицензия подписывается руководителем лицензируемого органа, заверяется печатью, приложение заверяется печатью, при наличии нескольких листов сшивается.

Предметом лицензирования является проведение экспертизы, которая устанавливает соответствие УСЛОВИЯ осуществления образовательного процесса в части:

— санитарных и гигиенических норм

— строительньхх норм и правил

— охраны здоровья обучающихся и работников

— оборудование учебных помещений

— оснащенности учебного процесса

— образовательного ценза преподавателей

— укомплектованности штатов

Лицензия выдается не менее, чем на 3 года, отказ в выдаче:

— наличие в документах, представленных лицензиатом недостоверной информации
отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие
условий осуществления образовательного процесса государственным
требованиям и среднестатистическим показателям на территории на * от
зарегистрированного.

Лицензия может быть приостановлена:

— при нарушении лицензионных требований и условий, при невыполнении условий
лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные
решения

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основания для аннулирования:

— обнаружение искаженных данных в документах

— неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий предусматриваемых лицензией

— незаконность решения о выдачи лицензии

Аккредитация:

Закон об образовании предусматривает аккредитование 2 видов:

1. Государственное

2. Общественное

Государственное аккредитование — это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением государственного герба РФ.

Целью аккредитования ВУЗа является установление (подтверждения на очередной срок его государственного статуса по типу (ВУЗ) и виду (институт, академия, университет) С установлением перечня образовательных программ высшего профессионального обучения, по которым ВУЗ имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца (аккредитованные программы) ВУЗы аккредитовываются на срок не более 5 лет. Свидетельство об аккредитации подписывается руководителем аккредитовывающего органа и заверяется его печатью).

В свидетельстве указываются:

— наименование ВУЗа включающее название и вид ВУЗа

— организационно правовая форма ВУЗа

— место нахождения ВУЗа

— регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства В приложении к свидетельству:

аккредитованные программы всех уровней образования реализуемые ВУЗом

— ступени образования, квалификация (степени) * будут присваиваться выпускникам

— наименование и место нахождение филиала, перечень аккредитованных программ реализуемых в каждом филиале

Свидетельство без приложения недействительно. Свидетельство действительно только в течении срока аккредитования, по истечении которого утрачивает силу.

Филиалы ВУЗа прошедшие аттестацию проходят аккредитование в составе ВУЗа, структурным подразделением которого они являются. Свидетельство об аккредитации может быть приостановлено либо окулировано аккредитованным органом:

1. по заявлению учредителя

2. обнаружение недостоверных данных в документах, предоставленных к аккредитованию

3. нарушение ВУЗом требований законодательства в области образования

4. приостановление действия лицензии либо ее аннулирование

5. получение отрицательного заключения по результатам аттестации проведенной в течении действия лицензии

Лицензирование и аккредитация

Лицензирование образовательной деятельности

Современное законодательство к элементам государственной системы качества образования относит лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества. Лицензирование — достаточно сложный институт административного процессуального права. Образовательная организация проходит лицензирование образовательной деятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность, осуществляемая учреждением без наличия соответствующей лицензии, является незаконной, и подлежит прекращению.

Лицензирование образовательной дятельности осуществляетсмя по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован следующими нормативно-правовыми документами:

  • ст. 91 (Лицензирование образовательной деятельности) Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (утвержден Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации от 26 декабря 2012 г.);
  • Федеральным законом от 04.05.2011. № 99-ФЗ «О лицензировании образовательной деятельности»;
  • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (редакция 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 25.07.2015);
  • Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, государственные услуги по лицензированию образовательной деятельности».

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответсвующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральном органом испольнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (приказ Министераста образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждениии формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществение образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»).
Лицензия выдается бессрочно. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом испольнительной власти, осуществяляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответсствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 273-ФЗ.

Право на осуществление образовательной деятельности, льготы, установленные законодательством для образовательных организаций, возникают с момента выдачи им лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе ознакомится с лицензией и приложением к ней.

Лицензирование — это установление соответствия условий осуществления образовательной детельности, предлагаемой образовательной организацией в соотвествии с государственными и местными требованиями в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Государственная аккредитация образовательной деятельности по основным образовательным программам, реализуемым в соответсвии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключеним образовательных программ дошкольного образования, а также по основням образовательным программам, реализуемым в соответсвиии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным госкударственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовке обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом — федеральным органом испольнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 273-ФЗ.

Порядок государственной аккредитации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 92 (Государственная аккредитация образовательной деятельности) Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (утвержден Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации от 26 декабря 2012 г.);
  • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (редакция 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 25.07.2015);
  • Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 «Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложения к ним, а также технических требований к указанным документам»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о поведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и выдаче дубликата о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» (зарегистрированым в Минюсте России 30.04.2014 № 32162);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2014 № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35874).

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным программам в отношении каждого уровня образования, к которому относятся заявленные для государственной акредитации основные общеобразовательные программы.

Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательный программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательтную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответсвия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной акредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

При принятии решения о государственной аккредитации о государственной аккредитаци образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельстро о государственной акредитации, срок действия которого составляет 12 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основням общеобразовательным программа; 6 лет для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным программам.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуры проведения лицензирования и аккредитации образовательной деятельности размещены в следующих рубриках раздела «Документы»:

  • Приказы;
  • Постановления;
  • Прочие документы.

Иные документы о проведении лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности можно найти на сайтах организаций, их утвердивших:

  • Сайт Министерства образования и науки РФ;
  • Сайт Министерства общего и профессионального образования СО (Лицензирование, Государственная аккредитация);
  • Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования (Лицензирование, Государственная аккредитация).

Последнее изменение 9 февраля 2017 17:14

Лицензия и аккредитация вуза: в чем разница и значение?

Ключевым моментом для выбора высшего учебного заведения является наличие у него лицензии на ведение образовательной деятельности и государственной аккредитации. В чем же разница и почему наличие каждой так важно?

О лицензировании

Лицензирование образования, как и некоторых других видов деятельности, предполагает наличие у организации технических и организационных возможностей для ведения процесса.

Сюда входят в том числе соответствие требованиям по наличию и безопасности занимаемых помещений, наличию материально-технического обеспечения, доступность образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями и другие.

Подтверждение соответствия лицензионным требованиям может проводиться как документарно, так и с выездом. Сейчас большинство выдаваемых лицензий – бессрочные.

Отсутствие у организации лицензии фактически означает отсутствие условий для ведения образовательной деятельности, либо их несоответствие требованиями. Деятельность, которую оказывают подобные организации, зачастую с точки зрения законодательства имеет характер «псевдообразовательной»: это различные курсы, семинары и т. д. Кстати, зачастую различные программы онлайн-обучения, созданные не на базе образовательных учреждений, так же относятся к подобной деятельности.

Про аккредитацию

Особое внимание будущему студенту и его родителям стоит обратить на наличие у вуза государственной аккредитации, которая подтверждает соответствие деятельности образовательным стандартам. Раньше стандарты утверждались и разрабатывались Министерством образования, в настоящее время это осуществляет созданное в 2018 году Министерство науки и высшего образования.

Наличие аккредитации подразумевает, что государственными органами (в настоящее время – Рособрнадзор) подтверждается качество образования. Именно аккредитация – залог получения диплома государственного образца, а не просто красивой бумажки.

Диплом государственного образца – важное условие при трудоустройстве, особенно на государственную службу.

Кроме того, именно государственная аккредитация позволяет обучающимся претендовать на получение таких социальных гарантий, как отсрочка от службы в армии, учебный отпуск на работе, оплата обучения из средств материнского капитала. Кстати, для получения налогового вычета за обучение будет достаточно наличия у организации лицензии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *