Акт ГПН

Нормативно правовой акт МЧС России , от 28.06.2018 г. № 261

Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1, пунктом 30 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»2, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»3, п р и к а з ы в а ю :

1. Утвердить прилагаемые формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного пожарного надзора:

для зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1) в соответствии с приложением № 1;

для зданий гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2) в соответствии с приложением № 2;

для многоквартирных жилых домов (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3) в соответствии с приложением № 3;

для зданий театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.1, Ф2.3) в соответствии с приложением № 4;

для зданий музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений в закрытых помещениях (класс функциональной пожарной опасности Ф2.2 и Ф2.4) в соответствии с приложением № 5;

для зданий организаций торговли (класс функциональной пожарной опасности Ф3.1) в соответствии с приложением № 6;

для зданий организации общественного питания (класс функциональной пожарной опасности Ф3.2) в соответствии с приложением № 7;

для зданий вокзалов (класс функциональной пожарной опасности Ф3.3) в соответствии с приложением № 8;

для зданий поликлиник и амбулаторий (класс функциональной пожарной опасности Ф3.4) в соответствии с приложением № 9;

для зданий организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (класс функциональной пожарной опасности Ф3.5) в соответствии с приложением № 10;

для зданий физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивно-тренировочных учреждений с помещениями без трибун для зрителей, бытовых помещений, бань (класс функциональной пожарной опасности Ф3.6) в соответствии с приложением № 11;

для зданий объектов религиозного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф3.7) в соответствии с приложением № 12;

для зданий общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1) в соответствии с приложением № 13;

для зданий образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (класс функциональной пожарной опасности Ф4.2) в соответствии с приложением № 14;

для зданий органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3) в соответствии с приложением № 15;

для производственных зданий (класс функциональной пожарной опасности Ф5.1) в соответствии с приложением № 16;

для складских зданий, сооружений, стоянок для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилищ, архивов, складских помещения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.2) в соответствии с приложением № 17;

для зданий сельскохозяйственного назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5.3) в соответствии с приложением № 18;

для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений в соответствии с приложением № 19.

2. Управлению организации информирования населения обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Приказ МЧС России от 11.09.2017 № 376 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, в зданиях организаций торговли и организаций общественного питания» признать утратившим силу.


Предписание МЧС

При проведении проверки пожарной безопасности и в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, обязано выдать предписание об устранении нарушений или несоответствий с указанием сроков их устранения, а также составить протокол об административном правонарушении, связанном с нарушениями требований пожарной безопасности.

Таким образом обжалование проверки можно условно разделить на обжалование предписания органа Госпожнадзора и обжалование протокола административного правонарушения.

Как обжаловать предписание Госпожнадзора

Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору вправе обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о порядке обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН должна размещаться на информационных стендах в помещениях органов ГПН и официальных сайтах территориальных органов МЧС России, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

При личном обращении граждан должностные лица органов ГПН обязаны проинформировать о порядке обжалования действий (бездействия), решений органов ГПН и должностных лиц органов ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН и принятые ими решения. Обжалование решения или действия (бездействия), принятого или осуществленного по результатам проверки, производится в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В письменной жалобе в МЧС обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.

Кроме того, лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе на предписание ГПН:

  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

  • фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

  • сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

  • наименование органа ГПН, ФИО должностного лица органа ГПН, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

  • доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;

  • ставит личную подпись и указывает дату.

  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии

Жалоба на предписание МЧС заинтересованного лица может быть направлена на имя:

  • руководителю органа ГПН;

  • руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Поступившая жалоба должна быть зарегистрирована не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления и рассмотрена в течение 15 дней со дня ее регистрации. Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.

Пример предписания Госпожнадзора МЧС представлен ниже:

Порядок обжалования предписаний

Несоответствие документов, издаваемых и составляемых должностными лицами органов ГПН является одной из формальных причин для обжалования предписаний. В ходе проведения проверки органы ГПН выдают различные документы, которые могут быть составлены с нарушениями. Такими документами могут быть:

  • распоряжение о проведении проверки органом ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России N 141;

  • акт проверки, форма которого установлена также приказом Минэкономразвития России N 141:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб;

  • протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз.

Прежде всего необходимо обратить внимание на непосредственно наличие указанных документов: заверенная печатью копия распоряжения и акт проверки должны при любой проверке вручаться уполномоченному лицу объекта защиты. Протоколы отбора и протоколы исследований(экспертиз) должны вручаться в случае их проведения.

Важно внимательно изучить эти документы, так как в них могут быть такие не соответствия как:

  • несоответствие назначенной даты проверки с ее фактическим проведением

  • несоответствие фамилий указанных в документах должностных лиц с фамилиями лиц, которые фактически предъявляли свои удостоверения

  • отсутствие в протоколах измерений сведений о инструментах измерения и об их поверке

  • отсутствие указаний о привлекаемых экспертах в распоряжении о проведении проверки

  • другие несоответствия.

При обнаружении нарушения требований пожарной безопасности проверяющий должен внести об этом запись в предписание. При этом он должен указать какому пункту и какого нормативно-правового акта противоречит выявленное нарушение. На этом этапе также возникают причины для обжалования предписания, так как при фактически правильно выявленном нарушении проверяющий может сослаться на неправильный пункт или неправильный документ при обосновании. Наличие широкого спектра нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности, ограниченные периоды действия конкретных законов, постановлений, СНиПов, сводов правил и прочих документов, вступление в законную силу одних документов взамен старых и при этом сохранение действия старых документов, но только для ранее построенных объектов, зачастую вызывает путаницу и является причиной для самых распространенных ошибок в предписаниях Госпожнадзора.

Что касается внеплановых проверок, важно отметить, что при осуществлении внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений (несоответствия) проверяется соблюдение только тех требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений (несоответствия). При этом в случае выявления нарушений, совершенных в период времени между завершенной плановой проверкой и данной внеплановой проверкой принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Кроме того, принимаются меры для проведения общей внеплановой проверки в случае если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу или угрозу возникновения пожара.

А. Гусев

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2017

На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов. При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих. Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок.

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены. На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ п/п

№ страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца)

Описание выявленного нарушения

Позиция проверяемого учреждения

По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Обратите внимание:

На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – носитель информации в отношении результатов проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом. Следовательно, он не подлежит оспариванию в суде, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ВВО от 23.07.2010 № А43-1003/2010, ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008).

Если возражения на акт проверки не будут приняты, учреждению нужно дождаться поступления представления или предписания контрольного органа и обжаловать уже данные документы.

Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

И представление, и предписание можно также обжаловать во внесудебном порядке. Внесудебный порядок обжалования предполагает направление жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Для осуществления обжалования во внесудебном порядке должностным лицам проверяемого учреждения необходимо ознакомиться с документами, регламентирующими порядок осуществления деятельности контрольного органа (административным регламентом, положением о порядке проведения контрольных мероприятий и т. д.), которые должны включать в себя порядок внесудебного обжалования решений, а также действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов.

Далее рассмотрим порядок внесудебного обжалования результатов проверок, осуществляемых должностными лицами Федерального казначейства. Жалоба на решения территориальных органов и действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал о принятии решения территориальным органом, действии (бездействии) его должностных лиц или должен был узнать об этом решении территориального органа, действии (бездействии) его должностных лиц. Например, такой срок следует исчислять с момента поступления в учреждение предписания или представления территориального органа Федерального казначейства либо с момента подписания акта проверки.

Необходимо отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения территориального органа Федерального казначейства или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

Направляемая в Федеральное казначейство жалоба должна содержать:

  • наименование органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица;

  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, должностного лица.

К жалобе нужно приложить документы (их копии), подтверждающие изложенные в ней доводы поверяемого учреждения.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации в Федеральном казначействе. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства либо уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 рабочих дней, уведомив об этом учреждение с указанием причин продления срока.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворение жалобы полностью или в части;

  • оставление жалобы без удовлетворения.

Данное решение в течение трех рабочих дней оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства.

Судебный порядок.

Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ – при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).

Далее рассмотрим порядок обжалования, установленный АПК РФ. В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ государственные (муниципальные) учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Для справки:

Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

И предписания, и представления контрольных органов по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными подается в арбитражный суд в письменном или электронном виде (посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете) (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Указанное заявление должно содержать:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

  • наименование учреждения, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

  • название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

  • сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению необходимо приложить (в бумажном или электронном виде) (ст. 126 АПК РФ):

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования;

  • копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

  • копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (при наличии);

  • документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения учреждения и его контрагента. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении. После подготовки заявления его необходимо направить со всеми приложениями должнику учреждения. Согласно п. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов отправляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.

Исходя из ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) контрольных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, определяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также выясняет, нарушают ли оспариваемые решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды, давая оценку требованиям заявителей и приводимым в обоснование требований доводам, исследуют вопросы наличия либо отсутствия доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями контрольного органа.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

* * *

В заключение еще раз отметим, что оспорить выводы контрольных органов можно как в судебном, так и во внесудебном порядке. Рекомендуем начать все же с внесудебного порядка – как требующего меньшего привлечения ресурсов учреждения.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ОБРАЗЕЦ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
__________________________________________________________________ (наименование территориального органа МЧС России) __________________________________________________________________ (указывается адрес места нахождения территориального органа МЧС России, номер телефона, электронный адрес) __________________________________________________________________ (наименование органа государственного пожарного надзора) __________________________________________________________________ (указывается адрес места нахождения органа ГПН, номер телефона, электронный адрес)
Акт N _____ проверки соблюдения требований пожарной безопасности
«__» _______ 20__ года ___________________________ (город, село, поселок)
____ ч. _____ мин.
__________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество государственного(ых) инспектора(ов) __________________________________________________________________ по пожарному надзору, проводившего(их) мероприятие по надзору) во исполнение распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора _____________________________________________________ по пожарному (субъекта Российской Федерации, города (района) субъекта Российской Федерации, ЗАТО) надзору N ___ от «__» _______ 20__ года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с __ ч. ___ мин. «__» __________ 20__ г. по ____ ч. ___ мин. «__» ______ 20__ г. проведено _____________ мероприятие по надзору (плановое, внеплановое) __________________________________________________________________ (для плановых проверок: за соблюдением обязательных требований __________________________________________________________________ пожарной безопасности на объектах надзора, для внеплановых __________________________________________________________________ проверок: за исполнением предписаний ГПН об устранении нарушений __________________________________________________________________ требований пожарной безопасности, также указываются другие основания проведения внеплановой проверки, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на территории, в зданиях и сооружениях ___________________________ (наименование объекта __________________________________________________________________ юридического лица или индивидуального предпринимателя (гражданина), владельца собственности, имущества и т.п.) расположенного(ых) по адресу: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ совместно с ______________________________________________________ Фамилия, имя, отчество индивидуального __________________________________________________________________ предпринимателя, фамилия, имя, отчество представителя __________________________________________________________________ юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, работников, присутствовавших при проведении мероприятия по надзору, фамилия, имя, отчество гражданина, владельца собственности, имущества и т.п. по результатам которого установлено: 1) краткая характеристика пожарной опасности объекта: __________________________________________________________________ (функциональное назначение объекта (зданий и помещений, __________________________________________________________________ расположенных на территории объекта), количество зданий, __________________________________________________________________ их этажность, размеры в плане. Основные характеристики __________________________________________________________________ инженерного оборудования (отопление, вентиляция, __________________________________________________________________ электроснабжение). Приводится описание: пожарной опасности __________________________________________________________________ строительных материалов, пожарной опасности и огнестойкости __________________________________________________________________ строительных конструкций, степеней огнестойкости зданий (пожарных __________________________________________________________________ отсеков), их конструктивной и функциональной пожарной опасности. __________________________________________________________________ При наличии на территории предприятия __________________________________________________________________ нескольких зданий — дается описание: конструктивной __________________________________________________________________ и функциональной пожарной опасности всех зданий; пожарной __________________________________________________________________ опасности строительных материалов, пожарной опасности __________________________________________________________________ и огнестойкости строительных конструкций. Остальные параметры пожарной опасности даются по наиболее взрывопожароопасному зданию или сооружению. Приводится общая характеристика систем противопожарной защиты и выполненные режимные мероприятия). 2) в ходе мероприятия по надзору выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
—-T—————T————————-T——————-¬ ¦ N ¦Вид нарушения ¦ Пункт (абзац пункта) и ¦ Сведения о ¦ ¦п/п¦ требований ¦наименование нормативного¦юридических и (или)¦ ¦ ¦ пожарной ¦правового акта Российской¦ физических лицах, ¦ ¦ ¦безопасности с¦ Федерации и (или) ¦ на которых ¦ ¦ ¦ указанием ¦нормативного документа по¦ возлагается ¦ ¦ ¦ конкретного ¦ пожарной безопасности, ¦ответственность за ¦ ¦ ¦ места ¦ требования которого(ых) ¦ совершение ¦ ¦ ¦ выявленного ¦ нарушены ¦ нарушений ¦ ¦ ¦ нарушения ¦ ¦ ¦ +—+—————+————————-+——————-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ 3 ¦ +—+—————+————————-+——————-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L—+—————+————————-+———————
3) составлены документы __________________________________________ (указываются документы (протоколы, __________________________________________________________________ определения, предписания, представления и др.) и их реквизиты, __________________________________________________________________ составленные в ходе проверки) __________________________________________________________________ Отметка о наличии у юридического лица (индивидуального предпринимателя) Журнала учета мероприятий по контролю (надзору) __________________________________________________________________
С Актом проверки ознакомлены: ______________________________________________ __________________ (Фамилия, инициалы законного представителя (подпись) юридического лица, фамилия, инициалы руководителя организации, фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя, владельца собственности, имущества и т.п. (гражданина)), а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по надзору)
«__» __________ 20__ г.
Акт составлен в двух экземплярах, копию получил: ______________________________________________ __________________ (Фамилия, инициалы законного представителя (подпись) юридического лица, фамилия, инициалы руководителя организации, фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя, владельца собственности, имущества и т.п. (гражданина)
Отметка об отказе в ознакомлении и подписи Акта: ______________________________________________ __________________ (подпись, должность, фамилия, инициалы государственного инспектора по пожарному надзору)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *