Закон о проживании в коммунальной квартире

Проживание в коммунальной квартире

> Проживание в коммунальной квартире

 

       Жильцы коммунальной квартиры часто вступают в серьезные конфликты по бытовым и имущественным вопросам. Поводом к скандалу может служить самый незначительный повод. Все это происходит из-за того, что законодательно оформленных правил совместного проживания в принципе нет, в целях разрешения той или иной конфликтной ситуации необходимо обращаться к разным нормативным правовым актам, либо договариваться самостоятельно. Намного легче договориться, чем вызывать друг к другу полицию, ставить перегородки или запирать места общего пользования. Но, к сожалению,  компромисс не всегда возможен.

Рассмотрим основные проявления разногласий:

 

1.   Шум, гам, громкий звук телевизоры, танцы и т. п.

       С сожалением приходится отметить, что законодательство, регулирующее вопросы соблюдения прав соседей в жилищной сфере, не только неэффективно, но и все более ухудшается. С одной стороны, существуют нормы, например, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам».

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. С другой стороны, фактически эти нормы носят отсылочный характер. На уровне Санитарных правил (базового документа, на основе которого определяются допустимые значения) отмечается снижение требований к уровням шумового загрязнения жилых помещений. Так, согласно ранее действовавшей редакции Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г., днем непостоянный шум в жилых помещениях не должен превышать уровня в 40 дб, постоянный — в 35 дб, в ночное время — от 20 до 30 дб. В настоящее время СанПиН 2.1.2.1002-00 существенно «смягчили» эти требования до неприемлемых для комфортного проживания значений. Так, теперь эти Правила устанавливают: максимальный уровень шума в помещения жилых зданий в дневное время увеличен до 55 децибел, в ночное — до 45 децибел.

Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» во многом пошел навстречу гражданам, установив в статье 8 требования запрещающие использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, производство ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ, строительных работ, а также крики, свист, пение и игру на музыкальных инструментах в период с 23:00 до 7:00 влекущих нарушение тишины и покоя граждан.

 

2.    Места общего пользования в коммунальной квартире

       К местам общего пользования относятся кухня, коридор, прихожая, ванная, туалет.

Согласно действующему законодательству, пользоваться этими помещениями вправе все проживающие на законных основаниях в данной квартире, но при этом порядок, очередность пользования законодательно не установлена. Теоретически, все эти помещения должны распределяться по долевому принципу. Представляется целесообразным установить порядок использования соглашением сторон, либо в случае недостижения компромисса в судебном порядке. Также необходимо понимать, что места общего пользования занимаются мебелью (вещами) в объеме пропорциональном доли общей собственности.

 

3.     Гости в коммунальной квартире

      Лица, проживающие в коммунальной квартире на законных основаниях, вправе приглашать к себе гoстей. Гoсти, в свою oчередь, имеют право пользoваться местами oбщего пользования. Жители других кoмнат не мoгут этому препятствoвать. Законодательно не указано по какому графику жильцы имеют правo приглашать гoстей, поэтому решение этих вoпрoсов лoжится на самих жильцов.

 

4.     Проживание в коммунальной квартире

      Наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, может быть заключен при условии, если после его заключения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного проживающего составит не менее учетной нормы, а в коммунальной квартире — не менее нормы предоставления. Для передачи в поднаем жилого помещения, находящегося в коммунальной квартире, требуется также согласие всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей.

       Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления.

Не требуется получения согласия соседей и членов их семей при сдаче помещения по договору найма, даче разрешения на временное проживание лицами, которым указанные помещения принадлежат на основании права собственности.

 

5.     Курение в коммунальной квартире

        Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" запрещает курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти. Запрет на курение в жилых помещениях в законе отсутствует.

     С другой стороны, в статье 1 указанного выше закона дано определение курения табака — вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. То есть, курение одного из собственников, нанимателей и членов их семей в местах общего пользования в коммунальной квартире представляет собой использование данных помещений в личных целях вопреки их назначению и вынуждает соседей «курить» вместе с курильщиком. Нарушение прав и законных интересов соседей заключается в том, что такое использование противоречит интересам проживающих в коммунальной квартире граждан. В случае не достижения компромисса по данному вопросу, стороны могут обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

 

6.   Собака и кошка в коммунальной квартире

      В соответствии с действовавшими до 2006 года Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, проживание  собаки, кошки в коммунальных квартирах допускалось, только при согласии других нанимателей (совершеннолетних членов их семей), собственников коммунальной квартиры.

     Вступившее в силу Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" таких конкретных требований не содержит, однако указывает на необходимость соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Можно предположить, что содержание домашних животных в условиях коммунальной квартиры по прежнему требует отсутствие у соседей противопоказаний по здоровью и наличия их письменного согласия.

 

7.    Ремонт мест общего пользования в коммунальной квартире

       В соответствии с постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.

        Осмотры мест общего пользования в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом — лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

         Результаты осмотра оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений в коммунальной квартире решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) и стоимости работ. Указанный акт необходимости довести до сведения всех собственников жилых помещений в коммунальной квартире. Если кто-либо из соседей отказывается от участия в ремонте, то все затраты по ремонту может оплатить самостоятельно (с участием других соседей) один собственник, а потом, основываясь на акте осмотра, взыскать зaтраты через суд с соседей отказавшихся от оплаты.

 

 

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)

Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)

Дата размещения статьи: 09.09.2014

Нельзя начислять плату за коммунальные услуги в помещении, где никто не зарегистрирован и отсутствует ИПУ, по количеству собственников (это актуально для всех услуг, кроме отопления). Но если в помещении фактически проживают граждане, то сделать это все-таки можно. Каковы основания?

Фактическое проживание в помещении не зарегистрированных в нем лиц

В п. 56 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — Новые правила) сказано, что плата за коммунальные услуги в помещении, не оборудованном ИПУ, должна определяться исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы потребитель считается временно проживающим в нем, если он фактически проживает в жилом помещении более пяти дней подряд. Согласно п. 57 новых Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную временно проживающим в помещении потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями в помещении дней и уплачивается постоянно проживающими в нем потребителями.
Согласно пп. «з» п. 34 новых Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
С 1 июня 2013 г. в пп. «е(1)» п. 32 новых Правил за исполнителем закреплено право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении, если оно не оборудовано ИПУ, и оформлять акт об установлении количества таких граждан. Порядок составления указанного акта регламентирован п. 56(1) того же документа. Так, исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, вправе составить акт об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и как минимум двумя потребителями и председателем совета МКД (если в доме не созданы ТСЖ или ЖК), председателем ТСЖ, ЖК (если управление МКД осуществляется ТСЖ, ЖК либо если органом управления ТСЖ, ЖК заключен договор управления с УК). В акте указываются дата и время его составления, Ф.И.О. собственника помещения (постоянно проживающего в нем потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих в помещении потребителей. Если собственник (постоянно проживающий в помещении потребитель) отказывается подписывать акт или отсутствует во время его составления, в акте делается соответствующая отметка. Исполнитель коммунальных услуг обязан передать один экземпляр акта собственнику помещения (постоянно проживающему в нем потребителю). В течение трех дней со дня составления акт направляется исполнителем в ОВД и (или) органы ФМС.
В соответствии с редакцией п. 58 новых Правил, действующей с 1 июня 2013 г., количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется не только на основании заявления собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями, но и на основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Впрочем, и до этой даты исполнители в произвольном порядке составляли аналогичные акты с целью доначислить плату за коммунальные услуги исходя из числа фактических потребителей. Законно ли это?

Обратите внимание! С 03.01.2014 действует новая редакция КоАП РФ, согласно которой ст.

19.15 предусматривает иной состав правонарушения.

Практика по спорам, возникшим до 01.06.2013

В судебной практике этого периода встречаются решения, как подтверждающие, так и отрицающие возможность использования в расчете платы актов о фактически проживающих в помещениях гражданах и сведений, полученных от инициативных групп граждан, председателей ТСЖ.
Так, Решением мирового судьи участка N 1 Красноперекопского района г. Ярославля от 02.11.2010 признано правомерным начисление платы за коммунальные услуги на основании акта о фактическом проживании в помещении не зарегистрированных в нем лиц. В Апелляционном решении Ленинского районного суда г. Омска от 18.02.2011 по делу N 11-22/11 сделан вывод, что члены семьи собственника квартиры, проживающие, но не зарегистрированные в ней, должны оплачивать коммунальные ресурсы. Факт оплаты ими коммунальных услуг по месту регистрации не освобождает их от обязанности по оплате данных услуг по месту фактического жительства. Они вправе обратиться в УК по месту регистрации с заявлением о перерасчете платежей за коммунальные услуги (в связи с их временным отсутствием).
В Постановлении от 15.11.2012 по делу N А50-13866/2012 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил Постановление Роспотребнадзора о привлечении УК к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (штраф — 100 000 руб.). Согласно материалам дела по результатам проверки МКД представитель УК совместно с жильцами дома составил акт о фактическом проживании трех граждан в одной из квартир, не оснащенной ИПУ (в ней никто не зарегистрирован). Суд признал, что плата на фактически проживающих в помещении граждан начислена правомерно (был произведен перерасчет за восемь месяцев), поскольку формула расчета платы (пп. 3 п. 1 Приложения 2 к прежним Правилам предоставления коммунальных услуг) учитывает не только зарегистрированных, но и проживающих в помещении лиц. В Апелляционных определениях Верховного Суда Республики Татарстан от 04.06.2012 N 33-5066, Ярославского областного суда от 09.08.2012 N 33-4137/2012 суды признали законным доначисление платы на основании актов проверки.
Однако в большинстве случаев суды все же не соглашались с начислением коммунальных платежей на базе актов о выявлении фактически проживающих в помещениях лиц.
Например, Арбитражный суд Новосибирской области в Решении от 12.03.2014 по делу N А45-21032/2013 посчитал правомерным привлечение УК к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за начисление платы за коммунальные ресурсы на основании актов, представляемых советом МКД, о фактическом проживании в помещениях граждан. Суд счел, что оснований для использования данных актов не было ни до введения п. 56(1) в новые Правила, ни после. Аналогичный состав правонарушения усмотрел Арбитражный суд Кировской области в действиях УК, начислившей плату на основании служебной записки председателя ТСЖ о фактически проживающих в квартире лицах (Решение от 17.08.2012 N А28-6359/2012210/36 <1>). С тем, что информацию о фактически проживающих в помещениях гражданах, полученную и задокументированную УК, представителями совета МКД и соседями, нельзя использовать для начисления платы за коммунальные услуги, согласны и суды общей юрисдикции (см. Решения Волгодонского районного суда Ростовской области от 19.07.2011, Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11).
———————————
<1> Вместе с тем правонарушение было признано малозначительным, поскольку УК устранила нарушение, а потребитель еще не уплатил незаконно доначисленные суммы.

При аналогичных обстоятельствах Роспотребнадзор может привлечь УК к ответственности также за обсчет потребителей (ст.

14.7 КоАП РФ). Это законно, считают арбитры (см. Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А71-11810/2013, от 17.02.2014 по делу N А71-6839/2013, Решения арбитражных судов Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-4205/2014, Удмуртской Республики от 16.06.2014 по делу N А71-4123/2014, Иркутской области от 20.01.2014 N А19-16849/2013).
Точно так же УК не удается оспорить предписания органов государственного жилищного надзора об устранении нарушения расчета платы за коммунальные услуги на основании актов о фактически проживающих в помещениях потребителях (Решения арбитражных судов Свердловской области от 24.09.2013 по делу N А60-23274/2013, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.09.2013 по делу N А75-4017/2013, Красноярского края от 29.04.2014 по делу N А33-23515/2013).

Практика по спорам, возникающим после 01.06.2013

Введение в новые Правила нормы об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п.

56(1)), а также дополнения к п. 58 в части определения количества временно проживающих в помещении потребителей на основании протокола об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ поставило точку в вопросе о том, вправе ли исполнители самостоятельно выявлять проживающих в помещении без регистрации лиц и начислять им плату. Можно ответить однозначно: нет. Законодатель исходит из добросовестности граждан, обязывая их сообщать о временных потребителях коммунальных услуг. Единственное, что может сделать исполнитель, — это провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе, только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления. Собственно, мотивы законодателя ясны: неурегулированный процесс сбора информации о количестве проживающих граждан и ее использование в целях начисления платы за коммунальный ресурс неизбежно приведет к нарушению прав добросовестных граждан <2>.
———————————
<2> Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11.

Изменить установленный новыми Правилами порядок нельзя, даже если жители сами этого захотят. Так, в Решении от 16.05.2014 по делу N А72-15151/2013 Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрел спор между УК и расчетным центром (РЦ). Общее собрание собственников помещений в МКД наделило УК полномочиями по проверке поступающей информации о фактически проживающих в помещениях гражданах. О результатах проверок УК сообщила в РЦ для начисления платы исходя из количества фактически проживающих граждан. Поскольку РЦ не исполнил поручение УК, последней пришлось требовать этого в суде. Но суд встал на сторону РЦ, исходя из того, что ни нормативные акты, ни условия заключенного с УК договора не обязывают РЦ производить перерасчет платы в отношении временных жильцов на основании поручения УК.
Подчеркнем, в новых Правилах говорится о праве, а не об обязанности исполнителя выявлять фактически проживающих в помещениях граждан. В Решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.02.2014 по делу N А75-9825/2013 рассмотрена следующая ситуация. По требованию прокуратуры в связи с коллективным обращением жителей по факту проживания в МКД незарегистрированных лиц органом государственного жилищного надзора совместно с участковым была проведена проверка квартир МКД на предмет установления количества временно проживающих, но не зарегистрированных в них граждан. По результатам проверки факты проживания в нескольких квартирах незарегистрированных лиц подтвердились, и чиновники вынесли УК предписание (со ссылкой на п. п. 47, 56(1) новых Правил) установить период проживания граждан в каждом жилом помещении МКД с последующим перерасчетом платы за коммунальные услуги. Суд отменил предписание, отметив, что в п. 56(1) новых Правил речь идет о праве, а не об обязанности исполнителя составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Проанализировав пп. «з» п. 34, пп. «б» п. 57, п. 58 новых Правил, суд заключил, что установление количества фактически проживающих в жилых помещениях потребителей напрямую зависит от действий третьих лиц.

* * *

Если в квартире нет зарегистрированных граждан, начисление платы за коммунальные услуги возможно в двух случаях: если собственник представил заявление о временно проживающих в ней потребителях и если факт проживания установлен органами ФМС и подтвержден протоколом об административном правонарушении. Акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не могут быть законным основанием для начисления платы. До 01.06.2013 в спорах о правомерности начисления платы суды рассматривали подобные акты, составленные произвольно, в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание в помещении потребителей.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

подробнее>>

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

подробнее>>

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб.

    141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Статья 59.

Rencontres Du Film Court Antananarivo

Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.


Ст. 59 ЖК РФ. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Пользование жилыми помещениями в коммунальной квартире.

1. Коммунальная квартира.

Коммунальная квартира – квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования.

В одной и той же коммунальной квартире несколько комнат могут находиться в собственности государства и предоставляться жильцам на основании договора социального найма, а другая часть комнат может принадлежать живущим в них людям. Все остальное имущество (коридоры, кухни и санузлы) относится к общему имуществу. Собственники владеют им на праве общей долевой собственности. Размер доли в праве собственности на общее имущество пропорционален размеру комнаты. Собственник комнаты в коммунальной квартире несет бремя содержания общего имущества соответственно своей доле.

Правила проживания в коммунальной квартире и права соседей.

Совместное проживание людей в одной квартире, как известно, зачастую сопровождается постоянно возникающими конфликтными ситуациями, которые могут тянуться десятилетиями и значительно осложнять условия жизни.

Законодательно оформленных правил совместного проживания в принципе нет, то есть, по сути, либо жильцам приходится договариваться самостоятельно, либо выискивать какие-либо положения из кодексов.

Самый простой вариант – это, конечно же, поиск компромисса. Ведь намного легче договориться, чем вызывать друг к другу милицию, ставить перегородки или запирать места общего пользования. Но компромисс не всегда возможен.

Главным предметом для разногласий является различное представление жильцов коммунальной квартиры о правилах совместного проживания. Рассмотрим основные проявления данных разногласий:

1)Шум, гам, громкий звук телевизоры, танцы и т. п.

Сожители бывают разные: одни тихие, спокойные, другие грубые и шумные. Безусловно, жильцы вправе смотреть телевизор и танцевать, но только до 23 часов. Так предусмотрено Гражданским кодексом РФ. То есть, если в ваш адрес выдвигаются какие-либо претензии по поводу того, что после девяти вечера надо разговаривать шепотом, можно ссылаться на кодекс. С другой стороны, если нарушаются уже ваши права после 23 часов, кодекс снова-таки на вашей стороне.

2)Пользование общими местами в коммунальной квартире

К общим местам относятся кухня, коридор, прихожая, ванная, туалет.

Согласно гражданскому кодексу, пользоваться этими местами вправе все проживающие на законных основаниях в данной квартире, но ни один закон не может четко прописать, как именно они должны пользоваться. Теоретически, все эти территории должны распределяться по долевому принципу, но на практике становится понятно, что занять пол квадратного метра в туалете на 24 часа не представляется возможным.

Если соседи препятствуют пользованию, например, ванной или коридором, значит, они нарушают права других жильцов.

Даже если в квартире проживает несколько семей, необходимо сделать так, чтобы общая площадь употреблялась всеми. В случае возникновения непонимания, можно составлять графики.

Что касается общего имущества в коммунальной квартире, к нему относятся газовая плита, шкафы, тумбочки, двери. Общую мебель нетрудно разделить, и в большинстве случаев здесь конфликтов не возникает. Если говорить о газовой плите, то можно распределить конфорки или время пользования.

3)Гости

Гости – это очень сложный вопрос. Именно с ними очень часто возникают проблемы. Лица, проживающие в коммунальной квартире на законных основаниях, вправе приглашать к себе гостей. Гости, в свою очередь, имеют право пользоваться местами общего пользования.

Жители других комнат не могут этому препятствовать. Ни в одном кодексе не написано, по какому графику жильцы имеют право приглашать гостей, поэтому решение этих вопросов снова ложится на самих жильцов.

4)Проживание

Предположим, что в разных комнатах коммунальной квартиры живут две семьи. К одной из них приехал друг, который хочет временно пожить. Это запрещено законом. После 23 соседи вправе вызывать милицию и в принудительном порядке выселять таких друзей. Но если проживание постороннего человека очень важно, то можно оформить в его собственность хотя бы один квадратный метр площади квартиры.

5)Курение в коммуналке и нанесение другого ущерба

Один из самых сложных вопросов – это курение в коммунальной квартире. Если соседи курят в коммунальной квартире, для других жильцов это катастрофа. К сожалению, закон о запрете курения в общественных местах у нас не действует. Можно вызвать милицию, подать в суд.

6)Собака и кошка в коммунальной квартире

Проживание собаки, кошки и другой живности в коммуналке допускается при отсутствии у соседей противопоказания по здоровью и наличии их письменного согласия. Если вы планируете держать собаку, позаботьтесь и наличии письменного согласия соседей. Если же ущемляются ваши права, например, собака лает, тогда можно жаловаться, законодательно проживание собак и кошек в квартирах, где проживает несколько семей, разрешается.

7)Места общего пользования в коммунальной квартире (общее имущество и площадь) и их ремонт.

Коммуналки – это многонаселенные квартиры, в которых очень часто живут несколько семей, в отдельных случаях комнаты сдаются, в общем, под одной крышей приходится толпиться самым разным людям, которые имеют разные взгляды на жизнь и т.д.

Места общего пользования в коммунальной квартире – это кухня, коридор, прихожая, ванная и туалет.

Если, в двухкомнатной коммуналке официально проживают две семьи, одна из них состоит из двух человек, другая – из четырех. Ремонт эти семьи оплачивают пропорционально количеству живущих. Если все проживающие согласны, то ремонт выполняется и его стоимость распределяется между ними, но некоторые соседи не хотят оплачивать ремонт.

В таком случае необходимо поступить следующим образом: вызывать сотрудников ЖЭКа, которые оформят акт обследования технического состояния жилого помещения.

В нем указать смету на осуществление ремонта. Этот документ – законное основание на производство ремонта. Далее с этим документом необходимо обратиться к соседям, которые не хотят заниматься ремонтом. Если они отказываются, можно взять на себя все затраты по ремонту, а потом, основываясь на этом акте, взыскать с них затраты через суд.

Обращаться в ЖЭК для составления акта очень важно, потому что данный акт является свидетельством того, что в данный момент ремонт необходим для предотвращения разрушения помещения.

2. Приватизация комнат в коммунальной квартире.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом «О приватизации жилищного фонда РФ».

При приватизации нанимателем (нанимателями) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире в качестве объекта приватизации выступает изолированное жилое помещение (комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется. При регистрации права выдается свидетельство, в котором в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты (комнат) принадлежит право долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

Для того чтобы приватизировать комнату в коммунальной квартире необходимо:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, удостоверение личности военнослужащего и т.д.).

2. Заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения о государственной регистрации права и перехода права государственной или муниципальной собственности.

3. Документы, подтверждающие возникновение права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение.

4.

Заявление о государственной регистрации права гражданина.

5. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права гражданина.

6. Договор передачи жилого помещения в собственность.

7. План приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

8. Справка жилищных органов о лицах, проживающих в жилом помещении (копия лицевого счета, справка ЖЭУ, справка ТСЖ и т.п.).

9. Разрешение органов опеки и попечительства в случаях передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние.

3. Сдача в наем комнаты в коммунальной квартире.

Аренда комнаты в коммунальной квартире имеет ряд специфических особенностей. По сравнению с отдельной квартирой, при сдаче внаем комнаты придется потратить больше времени, соблюсти ряд норм и, кроме того, учесть интересы еще и третьих лиц – соседей в коммуналке.

Особенность сдачи в аренду комнаты в коммунальной квартире состоит в том, что необходимо учитывать интересы соседей. То есть если комната находится в собственности, то согласие соседей на вселение временного жильца по закону не нужно, а если она снимается по договору социального найма (принадлежит городу), то обязательно.


Antananarivo

Практикующий юрист нередко сталкивается с жалобами граждан на своих соседей по коммунальным квартирам или жилым помещениям, находящимся в долевой собственности.

Невозможность нормального существования на одной жилой площади совершенно разных лиц приводит к тому, что собственник, не имеющий интереса в проживании на данной площади, но желающий извлечь выгоду из принадлежащего ему имущества, начинает сдавать принадлежащее ему имущество в аренду. В этом случае собственник вселяет на свою площадь в виде комнаты арендаторов (иногда по письменному договору, а иногда вообще без всяких документов, обозначая их в качестве своих дальних родственников из провинции). Когда такие арендаторы соблюдают правила коммунального быта, аборигены коммунальной квартиры и новые жители умудряются ужиться на одной жилой площади без привлечения посторонних сил. Но так получается не всегда, в большинстве случаев арендаторы совершенно не знакомы с правилами коммунального быта и самим своим фактом проживания в коммунальной квартире нарушают права других собственников и ее постоянных обитателей. Как же бороться жителям квартиры с периодически меняющимися арендаторами, которых приводит собственник, и сам не живущий в коммуналке и не дающий такую возможность своим соседям.  

Конечно же, в первую очередь необходимо обращаться в правоохранительные органы, которые могут осуществлять проверку паспортного режима у лиц, находящихся в жилом помещении без регистрации по месту жительства, то есть у арендаторов. Также полиция должна реагировать на факты нарушения этими арендаторами прав граждан, постоянно проживающих в квартире. Но полномочия у полиции в части разрешения гражданских конфликтов не велики. Сочувствующий участковый может лишь проводить беседы с нарушающими коммунальный быт арендаторами и делать внушения собственнику, который без согласия своих соседей подселяет к ним новых жильцов. Никакими полномочиями по выселение арендаторов из жилого помещения полиция не обладает и привлечь к какой-либо ответственности такого собственника не может.

Жителям коммунальной квартиры остается обращаться только в суд, поскольку он один может решить возникший гражданский спор между собственниками в жилом помещении. И в судебной практике судов общей юрисдикции есть несколько ярких примеров, следуя которым можно хоть как-то пытаться бороться с соседом по коммунальной квартире, который без вашего согласия вселяет в коммуналку посторонних лиц. Московский городской суд в двух своих апелляционных определениях пришел к следующему выводу о порядке проживания в коммунальной квартире. Собственники комнат в коммунальной квартире правомочия владения и пользования общим имуществом в коммунальной квартире должны осуществлять по соглашению. Предоставление собственником комнаты в коммунальной квартире по гражданско-правовым договорам во владение и пользование комнаты другим лицам (например, нанимателям) предполагает, что эти лица будут пользоваться и общим имуществом в коммунальной квартире, а поскольку данное имущество находится в общей долевой собственности, то для обеспечения баланса интересов участников долевой собственности вопрос о пользовании общим имуществом нанимателями комнаты необходимо согласовать с другими собственниками жилых помещений в коммунальной квартире.

Следуя рассматриваемой формулировке, суд не мог запретить собственнику комнаты в коммунальной квартиры сдавать свою комнату без согласия собственников других комнат, но руководствуясь необходимостью наличия согласия всех собственников по вопросу пользования общим имуществом квартиры, суд сделал вывод о том, что если кто-то из собственников в коммунальной квартире имеет намерение сдавать свою комнату третьим лицам, он должен предварительно решить с другими собственниками вопрос пользования общим имуществом квартиры. Таким образом, для того, чтобы ограничить злоупотребления своего соседа по коммунальной квартиры и не дать ему возможность сдавать в аренду свою комнату в квартире, необходимо обращаться в суд с иском о запрещении данному соседу предоставлять во владение и пользование иным лицам места общего пользования в квартире без вашего предварительного письменного согласия.

Выселение основания и порядок

Цена услуг адвоката при разводе

  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *