Аренда лесных участков

Земли, расположенные на территории нашей страны имеют различное предназначение и статус. Из этого статуса складывается порядок их использования и охраны. Любой участок земли подлежит охране государственными органами, кроме того закон выделяет критерии особо охраняемых зон. Они удостаиваются особого внимания со стороны органов власти, ограничены в обороте и не могут быть переданы в безраздельное владение частных лиц.

Среди особо охраняемых территорий находятся лесные участки, к ним относятся земли лесничеств и лесопарков. Чтобы отрезок земли считался земельным участком, он должен быть сформирован согласно требованиям земельного законодательства. Лес подлежит охране, так как он представляет материальную, экологическую и культурную ценность.

Аренда лесного участка: законодательство

Лесные земли не подлежат приватизации, их можно взять только для аренды, то есть временного использования. Раньше такие земли можно было получить в аренду только на торгах, теперь закон претерпел значительные изменения, которые будут рассмотрены дальше. Что не изменилось — земельный надел можно получить только в установленных законом целях.

  • Геологическое изучение недр. Если участок получен для такой цели, рубить деревья на нем нельзя, все что можно делать — проводить раскопки. Для подтверждения цели получения потребуются документы, оформленные геологической организацией.
  • Вырубка. Государство определяет территории подлежащие вырубке самостоятельно, получить такой участок можно реализуя инвестиционный план значимый для государства.
  • Рекреация. В лесу можно организовать место для отдыха: санаторий, базу отдыха, лагерь. Получить землю для таких целей не составит проблем, но стоит помнить, что построить на ней можно только временные сооружения, капитальная застройка запрещена. Исключения бывают редко, если есть планы по возведению капитальных строений лучше попытаться согласовать этот вопрос, чем оплачивать последующий их снос. Вырубать деревья при такой целевой аренде запрещено, можно убрать лишь отдельные экземпляры с разрешения компетентного органа.
  • Заготовка древесины. Для такой аренды придется подготовить лесосечную карту. Договор заключают только с организациями или ИП на период вырубки, после он расторгается.
  • Ведение сельского или лесного хозяйства. Предоставляется на установленный нормами закона срок, возможно возведение строений.

Исчерпывающий перечень целей, для которых можно получить лесную землю в аренду содержится в Лесном кодексе Российской Федерации. Цели можно сочетать между собой в одном договоре. Особенности и нюансы аренды устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства России и применяются на всей территории страны.

Условия аренды лесного участка

Под условиями понимаются пункты, без согласования которых действие договора не вступит в силу. Все существенные положения договора должны быть оговорены и прописаны, обе стороны должны четко понимать из соглашения в какие отношения они вступают. Наиболее важным условием при аренде является ее стоимость и срок.

Арендовать участок можно на срок от одного года до сорока девяти лет, этот параметр зависит от целей.

  • Минимум на 20 лет и максимум до 49 лет арендуем для организации охотничьего хозяйства.
  • Минимум на 10 лет и максимум до 49 лет для заготовки любых ресурсов освоения лесов по приоритетным инвестиционным проектам.
  • Минимум на один год и максимум до 49 лет для строительства водных объектов или переработка ресурсов.
  • Максимум до одного года для проведения научных изысканий.
  • До 49 лет можно арендовать землю для геологических работ или работы с линейными объектами

Стоимость использования лесного участка определяется путем проведения аукциона, если его проведение предусмотрено в конкретной ситуации. Также она зависит от целей, для которых предполагается использовать участок. Окончательная сумма рассчитывается с учетом площади лесного участка. В зависимости от целей аренды устанавливается ставка платежа за гектар земли и за единицу ресурсов. Дороже всего арендовать землю для рекреационных целей.

Порядок аренды лесного участка

Порядок аренды подразумевает совокупность действий, которые надлежит совершить для получения участка в пользование на законных основаниях. Особо охраняемые территории нельзя просто приобрести в собственность. Более того, для их использования нужно, чтобы цели соответствовали критериям выделяемым законом.

Получить участок леса в аренду можно путем:

  • проведения аукциона — если вы еще не пользуетесь участком, и он не предоставлялся вам ни на одном из прав;
  • подачи заявления в орган являющийся собственником леса — в случае если это участок предоставлялся вам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и на нем имеются здания или сооружения находящиеся в собственности.

Самый распространенный путь проведение аукциона, так как на праве хозяйственного ведения и оперативного управления земли предоставлялись достаточно давно и большинство пользователей уже переоформили их в аренду.

  • Чтобы принять участие в торгах нужно подать заявку, внести залог и явиться в день проведения на площадку где проводятся торги. Аукцион, проводят путем повышения минимальной ставки фиксированными шагами. Минимальная ставка рассчитывается путем определения ставки за гектар земли и за единицу ресурса. Стоимость ставок определяется Правительством. Договор заключается в течение десяти дней, с лицом, предложившим максимальную ставку. После победы на торгах заключается договор, который представляется в Росреестр с пакетом документов для осуществления регистрации перехода права.
  • Если вы хотите получить землю без торгов, необходимо подать заявление собственнику участка и приложить к нему документы организации (выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП), документы подтверждающие необходимость получения участка, разрешительные документы на осуществление отдельных видов деятельности (например, лицензию на разработку недр, если цель получения земли состоит в этом) В заявлении нужно указать:
    • сведения о заявителе;
    • местоположение участка;
    • цель аренды, обоснование предоставления без торгов (должно предусматриваться законом);

Документы рассматриваются в течение тридцати дней с момента их подачи, после чего заявитель получает мотивированный ответ. Если принято положительное решение, заключается договор и осуществляется регистрация права.

Отказать в аренде могут по многим причинам, самые распространенные: ложные сведения поданные заявителем, невозможность предоставления конкретной земли под указанные цели, наличие притязаний третьих лиц на участок.

Типовой договор аренды лесного участка

Договор аренды разрабатывается лесным хозяйством, как правило, он имеет установленную форму, но отдельные условия стороны могут оговорить и прописать индивидуально.

В целом договор выглядит следующим образом:

  • В начале соглашения ставиться дата, описываются участники отношений, для этого нужно указать их наименование, контакты, реквизиты, распределить роли арендатора и арендодателя.
  • Обязательно необходимо четко описать предмет договора — для этого указываются полные координаты, кадастровый номер, размеры. Описываются сооружения, и другие объекты, если они есть.
  • Прописывается срок.
  • Необходимо описать порядок внесения платы за использование земли и способы передачи денег.
  • Чтобы избежать споров, необходимо расписать права и обязанности участников отношений аренды.
  • Ответственность нужно выделить отдельным пунктом и прописать отдельно все нюансы.
  • Порядок разрешения споров и условия досрочного расторжения — общие нормы закона содержат порядок регулирования этих вопросов, но для удобства сторон лучше оговорить их самостоятельно.
  • В конце должны быть указаны реквизиты и стоять подписи.

Если отдельные пункты в договоре вызывают сомнения, рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы не попасть в ситуацию, когда витиеватые формулировки ввели вас в заблуждение и фактически ограничили ваши права.

Нюансы при аренде лесного участка

  • Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому для получения в аренду нужно обращаться в органы федеральной власти. Муниципалитет правом на лес не обладает.
  • Получить для использования участок из заповедной зоны не получится.
  • Внимательно отнеситесь к обоснованию необходимости аренды, если в вашем заявлении будет недостаточная мотивировка, в аренде откажут.
  • Найти участок для получения в аренду, можно используя кадастровую публичную карту.
  • Запросить подробные сведения о земельном участке можно в Росреестре.
  • Чтобы избежать проблем после заключения аренды, рекомендуется проконсультироваться с юристом по поводу режима использования объекта и порядка проведения мероприятий по поддержанию благоприятной экологической обстановки.
  • При подаче документов придется оплатить государственную пошлину.
  • Обговорите возможность продления аренды на этапе подачи документов.
  • Участок нужно использовать в оговоренных целях, в ином случае арендатору грозит штраф, а в некоторых случаях уголовная ответственность.

Разрешено ли это?

Вопреки распространенным заблуждениям существует законодательный запрет только на аренду земель в природных заповедниках, где растут редкие деревья и растения. Запрещено также выкупать леса в собственность или передавать их в субаренду (о том, каким образом можно получить земли лесного фонда в собственность, мы писали ). Но в большинстве случаев аренду земли лесного фонда можно оформить без всякого труда. Объектом аренды могут быть только лесные наделы земли, находящиеся в госсобственности. Все они должны находиться на кадастровом учете.

Законодательная база

Арендные отношения регулируются Лесным, Земельным, Гражданским кодексами РФ и другими нормативными актами (Регламентами областей, Приказом Рослесхоза N 319, а также типовыми договорами, которые являются приложением к официальным документам).

Образцы заявлений на аренду земли лесного фонда, договоров можно взять в администрации, с которой предстоит сотрудничать при оформлении найма, либо скачать ниже в статье.

Кто может брать?

Заключить договор аренды могут все дееспособные и совершеннолетние физлица, ИП, а также зарегистрированные в официальном порядке юрлица, о которых нет сведений в реестре недобросовестных арендаторов и покупателей лесных насаждений. К арендаторам, которые продлевают договора, выдвигаются также требования отсутствия задержки арендной платы за три оплачиваемых периода подряд и нарушений других условий соглашения.

Основания, условия и требования

Основание для аренды – договор между сторонами. Договор заключается по результатам торгов, которые проводятся в форме открытого аукциона или конкурса либо без торгов (посредством подготовки решения госорганом). Сроки и условия этого договора зависят от цели, ради которой арендуется земельный надел в лесу. Например, если это изыскательные работы, то сроки не могут быть более года, а для инвестиционных проектов сроки аренды начинаются от 20 лет.

От арендаторов требуют выполнения ряда условий (следить за состоянием почвы и не загрязнять ее, применять меры пожарной безопасности и пр.). Чем серьезней вмешательство в окружающую среду, тем выше требования. От компаний и физлиц также требуют использовать участок строго по назначению (о том, что можно и нельзя делать на таких землях, читайте . Они обязаны будут вносить плату в установленное время, а также соблюдать условия лесорубочного билета, лесного билета, если планируют заготавливать древесину.

Важно! Договор аренды считается заключенным только с момента его государственной регистрации в Росреестре.

Сроки

Лесной участок сдается на долгие и короткие сроки. Возможна аренда на период до 12 месяцев (минимальный срок), если требуется, например, провести изыскания на территории лесного надела.

Для заготовки древесины предусмотрены сроки от 10 до 49 лет. Для строительства водохранилищ от 1 года до 49 лет. Аренда от 20 до 49 лет предусмотрена и если готовится реализация инвестиционного проекта. Сроки определяются в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Инструкция, как взять в пользование

Начало процедуры

Если решено арендовать участок в лесу, то для начала нужно узнать, не проводят ли лесные аукционы местные органы власти. Информация об этом публикуется в официальных изданиях, на сайтах правительств, а также на порталах для размещения информации о проведении торгов. Там же указываются и сроки проведения конкурсов.

Если аукцион проводится, то необходимо узнать условия участия и разобраться подходят ли они вам. Для этого проще всего обратиться в местную администрацию. Для участия в аукционе требуется:

  1. Осмотреть земельный надел.
  2. Внести задаток и подать заявку на участие в аукционе.
  3. Выиграть конкурс.
  4. Заключить договор аренды.
  5. Зарегистрировать документ в Росреестре.

В заявке на участие в аукционе указываются контакты сторон (наименование, адрес, банковские реквизиты для юрлица, а для филица ИП адрес, персональные данные, номер паспорта). Организатор аукциона, по желанию покупателей, перед проведением аукциона может провести осмотр лесных участков, лесосек, делянок.

Участники аукциона соревнуются между собой, предлагая максимально возможную ставку арендной платы. Если ваша ставка победила, то с вами подпишут договор. Подготовкой текста будет заниматься администрация (в основном используются типовые формы соглашений). Подписанием соглашения дело не ограничивается. Если оно заключается на срок более года, то необходимо также пройти процедуру регистрации в Росреестре.

Обратите внимание! На торги может быть выставлен только участок, который уже находится в кадастре. Если конкурс не проводится, то необходимо будет сразу подать заявление на аренду участка в местные органы власти.

Договор

Подписание соглашения об аренде происходит в течение десяти дней со дня подписания протокола аукциона. Это типовой документ, в котором перечисляются все основные права и обязанности арендатора и арендодателя, а также размер арендной платы, порядок ее пересмотра, условия досрочного расторжения соглашения. Все расчеты по договору производятся в рублях и в оговоренные сроки.

Для заключения договора аренды необходимо только подтвердить статус представителя или руководителя юрлица, или ИП (то есть предоставить паспорт, доверенность, копии учредительных документов).

Заявление

В случае, если заявитель не участвует в торгах, необходимо будет подготовить заявление в госорганы и собрать целый пакет документов.

В заявлении указываются местоположение и площадь лесного участка, цель аренды, вид землепользования и сроки, которые для этого необходимы. К заявлению прилагаются:

  • выписка из реестра юрлиц либо ИП;
  • копии паспорта;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • доверенность (если необходимо);
  • другие документы.

Пакет документов рассматривается в течение месяца. В результате заявитель либо получает решение о предоставлении лесного участка в аренду либо письменный отказ.

Расчет стоимости

Начисление арендной платы начинается с момента регистрации договора аренды. Если производится перерасчет арендной платы арендодателям, то арендатор информируется об этом за три месяца. При использовании земли с изъятием древесины и без него предусмотрена разная арендная плата которая рассчитывается исходя из минимального размера, установленного государством.

При регистрации договора аренды в Росреестре взимается госпошлина. Ее размер зависит от статуса лица (физическое или юридическое), но в среднем колеблется от 2 до 22 тыс. рублей. Пройти процедуру регистрации нужно обязательно, так как договор без этого не будет считаться действительным.

Куда обращаться и подавать документы?

Все зависит от того, где расположен лесной участок и кому он принадлежит. Обращаться нужно в местные органы власти, в чьей собственности находятся наделы. Если участок не находится на кадастровом учете, то для того, чтобы совершать с ним какие-либо юридические действия, необходимо для начала пройти процедуру межевания и занесения его в реестр.

На проведение аукциона уходит обычно от 1 до 2 месяцев. На принятие решения вне аукциона – 1 месяц. При принятии решения учитывается опыт по использованию земельных ресурсов, платежная дисциплина при заключении предыдущих договоров, а также план по использованию участка. Если предприниматель уже попал в «черные списки» в связи с нарушениями условий аренды и недобросовестным использованием земельных наделов, то значит скорей всего он получит отказ.

Учтите, что помимо срока на принятие решение и заключение договора, потребуется время и на осмотр, а также выбор участков в лесу, возможную оценку, подготовку документов.

Сроки проведения аукционов устанавливаются государством и публикуются в официальных СМИ или на сайтах администраций. Под эти даты придется подстраиваться, если интересует именно участок, который выставлен на конкурс.

Что делать в случае одобрения?

Если удалось выиграть аукцион, то арендатор просто подписывает договор, регистрирует его и приступает к временному использованию участка. Аналогичный порядок действий и в случае, когда госорган принял официальное решение выделить вам участок в аренду.

Действия при отказе

Отказ в аренде лесного надела вполне возможен, если не удалось пройти аукцион либо если при подаче заявления был подан не полный пакет документов.

Например, могут отказать, если на надел предъявили права другие лица. При отказе документы возвращаются в течение 3 рабочих дней. Их можно направить повторно (например, если были указаны ошибочные сведения или подан не весь пакет бумаг). Не запрещено также участие в аукционах на аренду других лесных наделов после проигранных торгов.

Оценка права аренды и составление отчета

Чтобы выяснить обоснованность арендной платы, часто приглашают оценщика, который готовит отчет о том, насколько выгодно будет использование лесного надела и во сколько оно должно будет оцениваться. Выгода от использования оценивается с учетом площади участка, его благоустроенности, удобства для использования по назначению, а также множества других факторов.

Пример отчета оценщика:

  • описание задания;
  • сведения о заказчике;
  • применяемые стандарты, методы оценки;
  • текущее состояние участка (описание);
  • анализ рынка и возможностей для использования лесной земли;
  • анализ арендной платы;
  • другие сведения.

Для оценки используются доходный, сравнительный методы. Оцениваются такие важные параметры, как длительность аренды, возможность приоритетного права на продление договора, размер установленной арендной платы и многое другое. Получив отчет оценщика арендатор может проверить адекватность установленной арендной платы.

Скачать пример отчета по оценке права аренды лесных земель

Дальнейшие шаги

После государственной регистрации договора аренды может начинать использовать свой участок, но исключительно в рамках условий соглашения.

Арендатор вправе осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды, строить пункты хранения, подъезды, дороги, сооружения. Он может также требовать замены участка либо его части, расширение территории с учетом корректировки арендной платы.

Арендатор, как и положено, приобретает преимущественное право аренды на новый срок. От арендатора требуют не нарушать условия соглашения (вовремя оплачивать арендную плату, использовать участок по назначению). В его обязанности также входит ведение работ безвредными для почвы способами, а также с соблюдением требований пожарной безопасности.

Он должен проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках, а также в обязательном порядке согласовывать с государством прокладывание лесовозных дорог, постройку пунктов хранения древесины и другие мероприятия по обживанию территории.

Что допустимо предпринять арендатору, а что нет?

Добытые арендатором лес­ные ресурсы являются его собственностью. Он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Например, продавать древесину или выращенные в лесу ягоды. А вот субаренда земельного надела другому лицу, а также его выкуп запрещены по закону.

Важно! Не допускается любое использование участка не по назначению.

К примеру, если вы оформили договор аренды для строительства гидротехнического сооружения, а вместо этого занимаетесь заготовкой леса.

Практические рекомендации и подводные камни

Договора аренды чаще всего долгосрочные. Прежде чем оформлять соглашение на срок до 49 лет стоит здраво оценить перспективы его использования и коммерческую выгоду. Возможно, имеет смысл заказать оценку участка у профессионалов.

Помните, что субаренда запрещена и избавиться от ненужного лесного надела будет довольно проблематично. В этом случае лучше оформлять аренду на короткий срок, а затем просто пролонгировать договор. Помните, что по закону госорган не вправе отказать арендатору, который не допускал нарушений и просит о продлении аренды.

Всем нашим читателям, которых интересует аренда земель лесного фонда, мы советуем ознакомиться с информацией о том, что относится к таким землям и как осуществляется их правовой режим.

Аренда лесных участков регулируется целым рядом нормативных актов, которые часто меняются. Зачастую для получения права на временное использование необходимо пройти аукцион наравне с другими претендентами. После этого заключается договор аренды максимальный срок, которого может достигать 49 лет.

Полезное видео

Что стоит знать человеку, который хочет взять в аренду лесной участок, вы можете посмотреть в видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главная страница / Объявления / Лесной фонд /

Предложение по продаже лесного бизнеса в Республике Коми
Геогр. Положение: С-З Республики Коми. Ж/Д Станция с. Кослан Северной ж/д. перспектива развития инфраструктуры: ж/д дорога, автодорога. Входит в проект фед. программ, кот. будут реализованы в ближайшие 2 года, с выходом на Архангельский морской порт. В обратную сторону соединится с Уралом, Сибирью, Казахстаном. Общее название проекта «Белкомур» (Белое море-Коми-Урал). Для заверщения программы требуется ввести около 200км железной дороги, что позволит выйти в порт г.Архангельска. Автодорога с твердым покрытием до Архангельска имеется. Однако для круглогодичного выхода в морской порт требется частичный ремонт данной автодороги.
Составляющие бизнес предложения:
Предприятие владеющее лесофондом 4,5 млн/м3 с возможностью увеличения до 10 млн/м3. Состав лесофонда: 93% — хвойная древесина. Договор аренды лесофонда до 2024г. Общий оббьем годовой вырубки – 136000м3, вт.ч. зимней вырубки – 99000м3, летней – 37000м3. Стоимость арендной платы – 45,9 руб/м3.
Лесофонд считается эксплуатационным при мин.запасе на 1га – 60м3, на данный момент средний запас составляет 133м3 на 1га. Отдельные выдела до 320 м3 на 1га. Плечо перевозки по зимним заготовкам составляет 60-80км.
Предприятие имеет лесозаготовительную и лесовозную технику, нижний склад с возможностью единовременного хранения сырья в обьеме до 25тыс.м3, одноразовой поставки вагонов до 20 ед. Рядом находится площадка, которая позволяет разместить полный комплекс лесопильного завода, также энергетические мощности для обеспечения полного цикла. Предприятие и недвижимое имущество находятся в собственности физ.лиц, что упрощает процесс купли-продажи и снижает налоговую базу. Численный состав предприятия на сег.день составляет 50-60 чел., которого достаточно для заготовки и отправки сырья в виде пиловочника. Оббьем поставок зимней заготовки в месяц в наст. Момент составляет 5тыс.м3 пиловочника и 2,5тысм3 хвойного баланса.
На нижнем складе предприятия имеется лесопильный цех мощностью 600м3 пиломатериалов высокого качества в месяц при односменном режиме работы.
Основная техника и оборудование предприятия:
2 бульдозера
Лесозаготовительный комплекс (хорвестер, форвардер) Ponsse;
3 трелевочных трактора ТЛТ-100 (с возможностью увеличения до 10ед.);
Автолесовозы, сортиментовозы, — 6ед. в т.ч. 2 с манипуляторами;
Другая техника (самосвалы, перевозка рабочих, трактора для содержания автодорог и перевалки леса, фронтальный погрузчик, автощеповоз, перевозка пиломатериалов, гусеничный вездеход, моильные электростанции, 2 лесопогрузочных крана ККС-10) – 13ед.;
Вахта (5 мобильных балков на пневмоходу, 1 рубленный, 2 бани, склад, емкости под ГСМ и т.д.);
Офисное оборудование (компьютеры, факс, ксерокс, телефоны, в т.ч. спутниковые идр.)
Недвижимое имущество:
Гараж – 743,2м2
Нижний склад
Ж/д тупик с двумя погрузочными эстакадами
Подкрановые пути
Две площадки для сортировки (разделки) древесины
Цех деревообработки (линия подачи сырья, две финские кары, многопильный обрезной, торцовочный станки, заточное оборудование)
Приобретает и перерабатывает основной оббьем балансов продаваемого предприятия Российско-Венгерское предприятие.
При соответствующей подготовке возможна заготовка и вывозка сортиментов до 150000м3 в год, с дальнейшим при необходимости увеличением обьемов производства. Цена продаваемого проекта составляет 150.000.000 руб. (51% — контрольный пакет)

Тип: Продажа

Категория: Лесной фонд

Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 301-ЭС17-6901 по делу N А31-3561/2016 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным (ничтожным) договора аренды лесного участка и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания возвратить лесной участок. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводу о недействительности договора аренды, заключенного в отношении не индивидуализированного должным образом лесного участка, подлежащего передаче арендатору, и о наличии правовых оснований для применения последствий его недействительности.

Принимая во внимание цель выделения участка обществу (для заготовки древесины), признав, что предоставление Департаментом лесного участка в аренду обществу без проведения государственного кадастрового учета не соответствовало действующему на момент заключения сделки законодательству и нарушало публичные интересы, руководствуясь статьями 166 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4.1 Закона от 04.12.2006 N 201, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недействительности договора аренды, заключенного в отношении не индивидуализированного должным образом лесного участка, подлежащего передаче арендатору, и о наличии правовых оснований для применения последствий его недействительности.

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 307-КГ17-6290 по делу N А56-21701/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о законности ненормативных актов антимонопольного органа.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункта 12 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, исходили из законности действий комитета по выставлению на аукцион частей земельного участка, прошедшего кадастровый учет.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 307-КГ17-5557 по делу N А05-3328/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании незаконными распоряжений, об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесных участков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд округа руководствовался пунктами 6, 15 части 1, частью 2 статьи 25, статьей 38, частями 1, 4 статьи 71, частью 1 статьи 72, частями 1, 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс), пунктом 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что при использовании лесов для ведения сельского хозяйства договоры аренды лесных участков заключаются по общему правилу, по результатам торгов, при этом положения части 3 статьи 74 Лесного кодекса не предусматривают исключения из общего правила в случаях, предусмотренных статьей 38 Лесного кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2017 N 307-КГ17-3957 по делу N А26-12003/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что осуществление лесосечных работ подрядным способом является основой технологического процесса лесозаготовки и расходы по их осуществлению образуют основу стоимости продукции этого производства, в связи с чем к прямым расходам должны быть отнесены не только материальные затраты, но и стоимость услуг лесозаготовки, оказанных сторонними организациями.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 164, 165, 167, 169, 171, 172, 252, 254, 318, 319 Налогового кодекса, статей 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ГОСТ 1746184 «Межгосударственный стандарт. Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 14.12.1984 N 4435, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции, с чем согласился суд округа.

Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2017 N 309-КГ17-3610 по делу N А76-3980/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа в согласовании проекта освоения лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, об обязании выдать положительное заключение на проект освоения лесного участка. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку участок находится в границах памятника природы, на территории которого запрещен сброс сточных вод, в том числе в подземные; ответчик обоснованно указал на то, что возведение временных построек и других объектов, названных в представленном проекте освоения лесов, возможно на лесном участке при условии подключения объектов к очистным сооружениям канализации.

Суд округа, проанализировав положения пунктов 3.4.11 и 3.3.4 договора аренды от 27.01.2014 N 797, руководствуясь статьями 10, 12, 21, 25, 41, 72, 95, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, применяемого с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в решении от 08.09.2014 N АКПИ14-894, Положением о памятнике природы Челябинской области озере Сугояк, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 15.09.2010 N 158-П, пришел к выводу о том, что суды, неправильно применив нормы материального права, необоснованно признали оспариваемый отказ Министерства экологии незаконным, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказал в удовлетворении требований Завода.

Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 N 302-ЭС17-1597 по делу N А19-20262/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным договора аренды лесного участка, обязании общества возвратить агентству арендованный лесной участок. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика преимущественного права заключать договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, установленном законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установил, что общество, заключило договор аренды участка лесного фонда от 22.12.2004 N 3 на срок до десяти лет (с 23.12.2004 по 23.12.2009) после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора (с 23.12.2014), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у ответчика преимущественного права заключать договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1278 по делу N А11-5412/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по иску о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, по встречному требованию о замене стороны в договоре аренды. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что по первоначальному иску установлено, что увеличение контрагентами срока действия договора могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов, по встречному иску установлено, что казенное учреждение правомерно в рамках предоставленных ему полномочий выступило в качестве арендодателя по договору.

Согласно пункту 5 статьи 4 закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1281 по делу N А11-5411/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным дополнительного соглашения. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд пришел к выводу о ничтожности спорного дополнительного соглашения к договору, как не соответствующего лесному законодательству.

Согласно пункту 5 статьи 4 закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 301-ЭС17-1280 по делу N А11-5410/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суд пришел к выводу о ничтожности спорного дополнительного соглашения к договору, как не соответствующего лесному законодательству.

Согласно пункту 5 статьи 4 закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 301-КГ16-20251 по делу N А29-11908/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как строительство и содержание лесовозных дорог обществом на арендуемых им лесных участках представляло собой подготовительную часть технологического процесса заготовки древесины.

Удовлетворяя заявление общества, суды, руководствуясь статьями 7, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 13, 25, 29, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Закона о недрах, Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 (далее — Основные положения), Порядком N 595 и Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории Республики Коми, утвержденным приказом Минприроды РК от 13.09.2010 N 369, пришли к выводу о наличии оснований для выдачи заявителю разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *