Безвозмездная передача муниципального имущества

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (сокращенно ФГУП или просто ГУП), муниципальное предприятие (МУП);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Статьей 11 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:
При этом право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Следует иметь в виду, что унитарные предприятия имеют право самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения (статья 18 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Однако существуют и некоторые ограничения.
Так, государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что любым имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно имеет право распоряжаться только в рамках своей уставной (производственно-хозяйственной) деятельности.

Общий порядок отражения в учете операций по получению объектов основных средств

При получении объектов основных средств в хозяйственное ведение (оперативное управление) от муниципальных образований предприятия (МУПы) часто отражают такие операции в бухгалтерском учете с отнесением стоимости данного имущества на добавочный капитал (проводка: дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» кредит счета 83 «Добавочный капитал»).
Такая позиция, скорее всего, связана с тем, что при принятии к учету объектов основных средств, полученных от муниципальных образований, бухгалтера МУПов руководствуются в практической работе «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденными приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 33н (с последующими изменениями), которые были написаны еще по старому плану счетов, в настоящее время не применяются.
Так, пункт 28 указанных выше Методических рекомендаций гласил: «Организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии объектов к бухгалтерскому учету по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом. Одновременно на стоимость указанных объектов производится запись по дебету счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом и кредиту счета учета добавочного капитала».
На наш взгляд, такая позиция неправомерна по следующим обстоятельствам.
Указанные в разделе III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса позиции (уставный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль), обеспечивают формирование собственного капитала организации.
Имущество (основные средства), передаваемое организации в хозяйственное ведение (либо оперативное управление), собственностью предприятия не является, и по этой причине не является ее капиталом.
Неверное отражение хозяйственных операций в учете искажает бухгалтерский баланс предприятия (необоснованно завышая собственный капитал организации), вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности и может иметь нежелательные налоговые последствия для самого предприятия.
Сведения о собственном капитале экономических субъектов широко применяются как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации организаций. Обеспечение достоверности этого показателя достигается посредством ведения обоснованных записей в учете всех его составляющих, в том числе и добавочного капитала. Особенно большое значение это имеет для исследования финансовой деятельности организации. Ошибочное отнесение стоимости имущества на добавочный капитал формирует неверное мнение о финансовой деятельности предприятия, поскольку в соответствии с приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» «финансовой деятельностью организации считается деятельность, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации……».
Согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов) счет 83 предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации.
При этом добавочный капитал может формироваться за счет:

прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки — в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;

суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость (применяется только для акционерных обществ).

Основные средства, переданные муниципальному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, по сути, являются безвозмездно полученным имуществом. Как видно из приведенного выше перечня, действующим Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) отражение на счете 83 стоимости такого имущества не предусмотрено.
Обращаем также внимание, что в рассматриваемой ситуации имеет место безвозмездное получение основных средств не в собственность предприятия, а в хозяйственное ведение или оперативное управление с целью извлечения доходов.
Пунктом 2 статьи 248 части второй НК РФ дано следующее определение безвозмездно полученному имуществу:
«Для целей настоящей главы (Глава 25 «Налог на прибыль организаций») имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги)».
Поскольку наделение муниципального унитарного предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения или управления не связано с возникновением у него вышеуказанной обязанности, то полученное таким образом имущество является безвозмездно полученным.
Более того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях «унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» (в том числе и полученным на праве хозяйственного ведения или управления)».
«Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».
Таким образом, в случае банкротства унитарного предприятия все полученное от собственника имущество на праве хозяйственного ведения или управления пойдет на погашение долгов предприятия и при этом у него не возникнет обязанности по возвращению этого имущества собственнику (муниципальному образованию). Данное обстоятельство служит еще одним косвенным доказательством того, что имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение или оперативное управление, является безвозмездно полученным имуществом. Во всяком случае, так это трактует налоговое законодательство. Одновременно это отражает реальную картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия, поскольку получая имущество от муниципального образования в хозяйственное ведение или оперативное управление, МУП не несет затрат, связанных с приобретением данного имущества.
Необходимо отметить, что безвозмездное получение основных средств МУПом не несет обязанности включения стоимости такого имущества в состав внереализационных доходов организации в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ. В данной ситуации действуют положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, полученных унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Исходя из сказанного, стоимость полученных МУПами материальных ценностей (основных средств) не может быть признана добавочным капиталом.
В части бухгалтерского учета подобного рода операций существует также точка зрения Минфина РФ о порядке отражения в учете имущества (основных средств), которым наделяются унитарные предприятия, изложенная в письме Минфина РФ от 01.01.01 г. № 16-00-22/11 «О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)».
В соответствии с указанным выше письмом при наделении унитарного предприятия имуществом, например основными средствами, в бухгалтерском учете предприятия делаются записи по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал» — в соответствии с учредительными документами на стоимость подлежащих передаче в хозяйственное ведение (оперативное управление) основных средств; по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» — на стоимость полученных основных средств.
Если передача имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы определяемого уставного фонда унитарного предприятия, то такая операция оформляется следующими записями:
дебет счета 75 (отдельный субсчет, например, «Прочие расчеты с учредителем») кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на стоимость основных средств, подлежащих получению сверх сумм определенного уставного фонда (то есть, на стоимость безвозмездно полученных основных средств);
дебет счета 08 кредит счета 75, субсчет «Прочие расчеты с учредителем» — на стоимость полученных основных средств;
дебет счета 01 «Основные средства» кредит счета 08 — на первоначальную стоимость введенного в эксплуатацию объекта основных средств.
При изъятии собственником имущества делается проводка по дебету счета 75 в корреспонденции с кредитом счетов по учету имущества (при этом, если это имущество подлежало амортизации, то выбытие отражается по остаточной стоимости изымаемого имущества).
Указанной записи предшествует запись по дебету счета 80 (при этом осуществляется уменьшение в установленном законодательством порядке уставного фонда) в корреспонденции с кредитом счета 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» в оценке по стоимости, по которой унитарное предприятие наделялось этим имуществом (при выбытии амортизируемого имущества разница, образовавшаяся на счете 75, списывается на счет 91 (субсчет 91-1) в качестве операционного дохода).
Изъятие имущества, полученного сверх уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия в обычном порядке как выбытие основных средств:
дебет счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» кредит счета 01 — на первоначальную стоимость изымаемого объекта;
дебет счета 02 кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» — на сумму амортизационных отчислений по выбывшему объекту;
дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» — списывается остаточная стоимость выбывшего основного средства.
В предлагаемом Минфином РФ порядке отражения операций получения имущества унитарным предприятием вызывает сомнение правомерность отнесения стоимости безвозмездно полученных основных средств на счет 84. В этой ситуации также как и в случае с добавочным капиталом неоправданно завышается прибыль организации, а, следовательно, ее собственный капитал, о чем уже было сказано выше.
Поэтому мы предлагаем следующий вариант отражения подобных операций в бухгалтерском учете, основанный на положениях Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов).
В этом случае безвозмездно полученные основные средства должны учитываться на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» с последующим отнесением на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» по мере начисления амортизации.
При этом в бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
дебет счета 08 кредит счета 98, субсчет 2 — оприходованы основные средства, безвозмездно полученные от муниципального образования;
дебет счета 01 кредит счета 08 — введены в эксплуатацию безвозмездно полученные основные средства;
дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и др. в зависимости от места эксплуатации объекта) кредит счета 02 «Амортизации основных средств» — начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству;
дебет счета 98, субсчет 2 кредит счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы» — соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих (внереализационных) доходов.
Таким образом, ежемесячно начисляя амортизацию и списывая ее на расходы, МУПы практически получают доходы, которые, попадая на счет 91, формируют в бухгалтерском учете финансовые результаты соответствующего периода. В целях же налогообложения, как мы уже рассмотрели выше, такого рода доходы не учитываются. На наш взгляд, такой подход является более корректным, нежели отражение стоимости безвозмездно полученных основных средств на счетах 83 или 84, и в большей степени отвечает реальному положению вещей, как с точки зрения налогового законодательства, так и с точки зрения бухгалтерского учета.

Некоторые аспекты налогового учета безвозмездно полученных основных средств

В соответствии со статьей 256 НК РФ «амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном» главой 25 НК РФ.
При линейном способе начисления амортизации суммы амортизации определяются как произведение нормы амортизации на первоначальную стоимость основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств определяется как сумма расходов на его приобретение, а в случае, если объект основных средств получен налогоплательщиком (в нашем случае — МУПом) безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ, то есть, по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, но не ниже остаточной стоимости.
Данный вывод подтверждается требованиями статьи 257 НК РФ, которая обязывает налогоплательщика применить положения пункта 8 статьи 250 НК РФ для определения первоначальной стоимости основных средств, полученных муниципальным унитарным предприятием безвозмездно от муниципального образования, в целях начисления амортизации:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется, как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ».
«При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 части первой НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки» (пункт 8 статьи 250 НК РФ).
Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях определено, что «стоимость имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законом об оценочной деятельности».
ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.01.01 г. № 91н также определено, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций — изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
При этом, как уже отмечалось выше, безвозмездное получение имущества (основных средств) от муниципальных властей не включается в налоговую базу по налогу на прибыль ( подпункт 26 пункта 1 статьи 251 части второй НК РФ).
При отражении в налоговом учете полученного от муниципальных образований недвижимого имущества следует учитывать следующее обстоятельство.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (пункт 8 статьи 258 части второй НК РФ).
Согласно статье 131 ГК РФ, регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) «государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда».
Таким образом, МУПы не имеют права вводить в эксплуатацию (и соответственно начислять по ним для целей налогообложения амортизацию) полученные объекты недвижимости до момента передачи документов на регистрацию прав хозяйственного ведения (оперативного управления).

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *