Брахман оскорбивший шудру подвергается наказанию

Законы Ману (Древняя Индия, ~ II в. до н.э. – II в. н.э.)

Глава I

81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, растовщичество и земледелие – для вайшия.

91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.

100. Все, что существует в мире, – это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.

107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.

Глава II

12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн).

14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах.

17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.

51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.

55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверями, желающими много благополучия.

56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия беплодны.

Глава IV

138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь – такова вечная дхарма.

256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.

Глава VII

2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.

3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).

13…. Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму – нежелательную для нежелательных.

14. Для этого владыка с самого начала создал сына – Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.

15. Из страха перед ним все живые существа – недвижущиеся и движущиеся – служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).

16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.

18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.

20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле…

21….никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.

24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.

48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав) собственности и оскорбление словом и палкой – группа из восьми (пороков), порожденных гневом.

111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.

137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом.

144. Высшая дхарма кшатрия – охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.

Глава VIII

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.

4. Из них первое – неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.

5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.

6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.

7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в “достижении неба”/, свидетеля, место, время и обстоятельства.

46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).

62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий – кроме крайних обстоятельств.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – также дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много – вследствие непостоянства женского ума.

83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.

85. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.

113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия – колесницами и оружием, вайшия – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь , погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.

140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/ – брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/.

142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.

147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно).

164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) – все, где виден обман, надо отменить.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.

195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.

203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.

215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован… и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия – в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия – двадцатью пятью; шудры – штрафом в двенадцать пан.

270. Рожденный один раз /т.е. шудра: “вторым рождением” назывался обряд посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он – самого низкого происхождения.

279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, – именно он – у него должен быть отрезан, таково предприсание Ману..

286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, – тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).

302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.

323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.

332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, – грабеж, если оно совершено в его отсутствие – кража, (даже если) она после совершения и отрицается.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.

353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должын быть охраняемы.

364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию.

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен.

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего) превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.

381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.

415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания – таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб – трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.

417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

Глава IX

2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо (будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.

3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности.

46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму.

77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.

80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.

81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми – на десятом, если рождает (только) девочек – на одиннадцатом, если строптивая – немедленно.

101. “Взаимную верность надо сохранять до смерти” – это должно считать (выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены.

104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны.

108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.

148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями.

185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца: собственность бездетного получает отец, а также братья.

189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем – таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь может забирать.

270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.

273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы, того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму.

276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома).

277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.

323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.

Глава X

4. Брахманы, кшатрии и вайшии – три варны дваждырожденных, четвертая же – шудры – рожденные один раз, пятой же нет.

58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению.

63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов – основная дхарма для четырех варн – объявил Ману.

79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии – торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) – дарение, учение, жертвоприношение.

115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.

117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для (исполнения) дхармы.

130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно исполняющие их достигают высшего блаженства.

Читать онлайн «Ману-самхита: Законы человечества [Законы Ману]» автора Ману Сваямбхува — RuLit — Страница 59

ТЕКСТ 262

При решении относительно пограничных знаков для границ полей, колодцев, озер, садов и домов — необходимо узнать мнение соседей.

ТЕКСТ 263

Если соседи дают ложную информацию о границах (пограничных знаках) между селениями, каждый из них должен уплатить царю штраф.

ТЕКСТ 264

Тот, кто посредством угроз присваивает дом, пруд, сад или участок земли, должен быть оштрафован на пятьсот пан; если он присвоил землю по неведению, ему следует уплатить штраф в размере двухсот пан.

ТЕКСТ 265

Если граница не проявлена, добродетельный царь должен сам определить границу для блага спорящих сторон.

ТЕКСТ 266

Итак, я изложил закон и правила о границах между селениями, теперь я расскажу о мерах, которые должны быть приняты при оскорблениях словом.

ТЕКСТ 267

Кшатрий, оскорбивший словом брахмана, подлежит наказанию в виде штрафа в размере сто пан, вайшья — в двести пятьдесят пан, а шудра, оскорбивший брахмана, подлежит телесному наказанию.

ТЕКСТ 268

Брахман, оскорбивший кшатрия, должен быть оштрафован на пятьдесят пан, вайшья — на двадцать пять пан, шудра — на двенадцать пан.

ТЕКСТ 269

При проступке дваждырожденных по отношению к представителям той же варны — двенадцать пан, при крайне оскорбительной речи штраф становится двойным.

ТЕКСТ 270

Если шудра станет поносить дваждырожденного ужасной бранью с презрением и оскорблениями, он заслуживает наказания в виде лишения языка.

ТЕКСТ 271

Оскорбителю дваждырожденных, дурно отзывающемуся об их имени и происхождении, необходимо вонзить в тело железный раскаленный стержень длиною в двенадцать пальцев.

ТЕКСТ 272

В уста и уши оскорбителя, надменно поучающего брахманов их обязанностям и дхарме, царь должен приказать влить кипящее масло.

ТЕКСТ 273

Тот, кто из гордости ложно объявляет себя ученым, родившимся в великой стране, принадлежащим к высокому роду и очистившимся благодаря священным обрядам, — должен быть наказан в виде штрафа на двести пан.

ТЕКСТ 274

Человек, оскорбительно называющий другого кривым, хромым или иным критиканским термином, даже если это соответствует действительности, — должен уплатить штраф, по меньшей мере в шестнадцать пан.

ТЕКСТ 275

Оскорбляющий мать, отца, брата, жену, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу — должен быть оштрафован на сто пан.

ТЕКСТ 276

Если брахман и кшатрий оскорбляют друг друга, царю следует наложить на брахмана низший штраф, на кшатрия — средний.

ТЕКСТ 277

К вайшьям и шудрам применяется аналогичное наказание, без лишения языка за оскорбление.

ТЕКСТ 278

Теперь я расскажу о правилах наказания относительно оскорблений действиями.

ТЕКСТ 279

Та часть тела, которой представитель низшей касты нанесет физическое оскорбление представителю высшей касты, должна быть ампутирована. Таково утверждение Ману.

ТЕКСТ 280

Подняв руку или палку, оскорбитель должен лишиться руки; ударивший в гневе ногой, должен лишиться ноги.

ТЕКСТ 281

Если низкий человек с дурными качествами попытается поставить себя на один уровень с возвышенным брахманом и занять его место, он должен быть изгнан из страны с клеймом на бедре или с глубокой раной на ягодице.

ТЕКСТ 282

Если низкий человек плюнет на представителя высшего сословия (брахмана), царь должен приказать вырвать ему обе губы; если он обольет мочой брахмана, его необходимо лишить детородного органа; если он оскорбительно выпустит газы на брахмана, его необходимо лишить ануса.

ТЕКСТ 283

Тому, кто хватает брахмана за волосы, ноги, бороду, шею или промежность, царь должен приказать отрезать обе руки.

ТЕКСТ 284

Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сто пан, повредивший плоть — на шесть нишка, а сломавший кость должен быть изгнан из страны.

ТЕКСТ 285

Повредивший дерево должен уплатить штраф в соответствии с Ценностью и пользой, которую приносит это дерево.

ТЕКСТ 286

За нанесение удара с целью причинить вред людям или животным злоумышленник должен быть оштрафован в соответствии с размером повреждения.

ТЕКСТ 287

Тот, кто нанесет ранение с кровотечением должен уплатить пострадавшему сумму, необходимую для лечения или весь двойной штраф.

ТЕКСТ 288

Тот, кто намеренно или ненамеренно испортит чье-либо имущество, должен возместить ущерб и уплатить царю штраф, равный ущербу.

ТЕКСТ 289

При повреждении изделий из кожи, дерева и глины на виновного налагается штраф, пятикратный их стоимости; это также относится к порче цветов, кореньев и плодов.

ТЕКСТ 290

Существует десять случаев, относящихся к вознице, средству передвижения и его владельцу, в которых штраф не взимается, а в остальных случаях полагается штраф.

Преступление и наказание в брахманизме

Данный блог посвящён краткому рассмотрению системы преступлений и наказаний брахманического периода Индии. Своё довольно подробное закрепление нормы уголовного законодательства получили в древнеиндийском сборнике предписаний — Манавадхармашастре, более известном у нас под названием Законы Ману (далее — Законы). Формирование Законов происходило длительный период времени: со II века до н.э. по II век н.э. Как видно, тексты очень древние, что необходимо принимать в расчёт при оценке их правовой составляющей. Исходя из темы, наибольший интерес для анализа представляют положения глав VIII и IX Законов. Именно они представляют собой своеобразный свод норм уголовного законодательства. Должен отметить также то, что корни некоторых положений можно обнаружить в религиозных нормах, содержащихся в Ведах.

Должен заметить, что при анализе текста Законов возникло невольное сравнение с древними нормами уголовного закона в мусульманском праве, конкретно — с лучшим, на мой взгляд, их закреплением — в труде известного исламского законоведа VII века Абу Юсуфа (блог по данной теме). И несмотря на то, что эти системы можно сравнить лишь с большим допуском, в силу их индивидуальных особенностей и времени возникновения, результаты сравнения были не в пользу Законов. Причиной такового явилась, в первую очередь, более ярко выраженная жестокость наказания. Допускаю, что это могло было быть обусловлено особенностями общественных отношений того времени, но всё же некий осадок остался. Что, в свою очередь, не могло не повлиять на общее восприятие Законов, несмотря на тот факт, что по ряду преступлений имеются достаточно чёткие формулировки и деталировка.

В ходе анализа по возможности постараюсь не акцентироваться на абсолютной различности ответственности для представителей различных варн (сословий), так как для меня, в первую очередь, представляет интерес само формирование системы преступлений и наказаний. Поясню лишь, что для членов высшей варны — брахманов, исключалось уголовное наказание в виде смертной казни. Оно заменялось обритием головы. Подобный случай получил закрепление в стихе 379 гл. VIII: «Для брахмана полагается обритие головы вместо смертной казни…». Стих 380-381 данной главы ещё более чёткий: «Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках — надо изгнать его из страны со всем имуществом, без телесных повреждений»; «На земле нет поступка более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять об убийстве».

Иные, отличными от общих, были наказания для брахманов и в ряде других случаев.

Так как царь (с брахманами) фактически представлял верховное судопроизводство в стране, значение вышеуказанных норм трудно переоценить. Полагаю, что данного отступления будет достаточно для уяснения особенностей, связанных с варнами.

Вернёмся к основной теме. Прежде всего в Законах обращает на себя внимание закрепление принципов справедливости и законности судопроизводства, пусть несколько своеобразное. Так, в ст.13 гл.VIII указано: «Но где дхарма, поражённая адхармой, проникает в суд и судьи преступление не пресекают, там судьи поражаются той же адхармой». Ст.128 той же главы гласит: «Царь, наказывающий не заслуживающих этого, а заслуживающих этого ненаказывающий, принимает на себя великое бесчестие и идёт в ад».

Имеет место закрепление и принципа беспристрастности: «Ни вследствие дружбы, ни ради большой выгоды, пусть царь не выпускает на волю насильников…» (ст.347 гл.VIII).

В Законах прослеживается закрепление ряда видов преступлений: преступления против государства, против личности (оскорбление, причинение вреда жизни или здоровью, преступления против половой свободы), против собственности (кража, грабёж), против общественного порядка (хулиганство) и т. д. Естественно, порой данное выделение является весьма условным.

Среди наказаний хочу отметить: гибкую систему штрафов, телесные наказания (от битья палкой до отрубания частей тела и смертной казни), заключение, изгнание и т. д. Особенно хочу выделить смертную казнь, так как её виды впечатляют, причём не только разнообразием, но и жестокостью. Так, в Законах, в том числе, упоминаются: простое отрубание головы, утопление в воде, травля собаками, кол, сожжение и даже… растаптывание слоном! Перечень более чем впечатляющий.

Теперь несколько подробней о преступлениях.

Ругань и оскорбления словом, как правило, наказывались штрафом. Например, ст.274 гл.VIII: «Называющий другого кривым, хромым и иным подобным, даже если это соответствует действительности, должен быть принуждён уплатить штраф…».

Однако, совсем иное наказание применялось при совершении подобных действий представителем низшей варны в отношении высшей. Виды наказания для данных случаев впечатляют: «…поносящий ужасной бранью… заслуживает отрезания языка» (ст.270 гл. VIII); «В рот оскорбительно отзывающегося об их имени и происхождении должен быть воткнут железный раскалённый стержень…» (ст.271 гл. VIII); «В уста и уши надменно поучающего брахманов… влить кипящее масло»(ст.272 гл. VIII).

За оскорбление действием наказания были много строже, что более типично, опять-таки для случаев с совершением преступления в отношении представителя вышестоящей варны. Так, ст.279 гл.VIII гласит: «Тот член, каким низший ударит высшего…должен быть у него отрезан…». Здесь необходимо пояснить, что названная норма распространялась не только на случаи непосредственного контакта, но и на использование иных предметов и способов (удар палкой, порча воздуха и т. д.). Наказания очень жестокие, о чём более наглядно свидетельствует ст.283 гл.VIII:»У хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки».

Одна попытка занять место с вышестоящим каралась изгнанием с клеймом на бедре и отрезанием зада.

Кража наказывалась тремя мерами: заточением, заковыванием в цепи и телесными наказаниями (вплоть до смертной казни). Вид наказания зависел не только от стоимости и вида похищенного, но также и способа осуществления злодейства. Как правило, кража с небольшим ущербом наказывалась штрафом, с более значительным — отсечением рук. В ряде случаев — например, при похищении родовитых людей и лучших драгоценных камней, преступник подлежал смертной казни.

Положительными чертами представляется понимание Законами различий между кражей и грабежом, а также закрепление квалифицирующих признаков кражи. Вместе с тем, впечатление техники Законов вновь омрачается жестокостью наказания: «Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав в стене пролом» (ст.277 гл.IX).

Значение имело также обнаружение улик при задержанном воре: «Пусть справедливый царь не велит казнить вора, если у него не найдено краденого, пойманного с краденым и воровским инструментом пусть велит казнить не колеблясь» (ст.270 гл.IX).

Различалось обмеривание, обвешивание при продаже («открытое воровство»). Для золотых дел мастеров была предусмотрена, пожалуй, самая строгая кара — разрезание на части бритвами (ст.392 гл.IX).

За прелюбодеяние предусмотрено наказание от штрафа до смертной казни. Здесь необходимо отметить, что под прелюбодеяние подпадало не только совместное сидение на ложе, но даже беседа с чужой женой в местах, где берут воду, в роще и т. п. (ст.ст.352-359 гл.VIII). Любопытно, что Законы также предусматривали наказание за растление девушки со стороны другой девушки, а также женщины.

Самыми строгими наказаниями за прелюбодеяние и измену являлись: травля собаками до смерти — для женщины; сжигание на железной кровати — для мужчины: «…пусть подбрасывают под него дрова, пока не сгорит злодей» (ст.373 гл.VIII).

Преследовались также игра («при посредничестве неодушевлённых») и битьё об заклад («при посредничестве одушевлённых»), которые приравнивались к открытой краже. Наказание за эти преступления назначались по личному усмотрению царя.

Законам известны преступления против государственной власти и порядка управления: нарушение порядка разбора дел, составление ложных приказов, подкуп советников; взламывание царского склада, арсенала, храма. За большинство означенных преступлений наказанием была смертная казнь.

Известны были и действия, которые можно расценивать как хулиганство: «Кто не находясь в крайности, извергнет нечистоты на главной улице, тот пусть уплатит штраф и немедленно уберёт нечистоты» (ст.282 гл.IX).

Выделялось убийство с целью защиты. За такое действие наказание не применялось, причём исключений, кого при этом можно было убить, фактически не было. В список попали даже гуру, ребёнок, престарелый и брахман. Это пожалуй, весьма серьёзное допущение.

Ну, и преступлением признавалось, конечно, колдовство и наговоры. Наказанием являлось: в случае неудачи — штраф; если же злодейство удалось и вызвало смерть жертвы — смертная казнь.

Обращает внимание также и профилактика преступлений и правонарушений, пусть не всегда в привычном для нас виде. Широко было распространено клеймение: на осквернителя ложа, на пьяницу, вора и т.д.

Злачные места того времени контролировались силами караулов, дозоров и шпионов. Законы предписывали проводить провокации потенциальных преступников на совершение преступлений. (Так вот откуда, оказывается, идут нарушения, которые сегодня ЕСПЧ признаёт грубейшими и недопустимыми…).

Пособников, которые давали ворам пищу, оружие и укрытие, наказывали как самих воров.

Тюрьмы со страдающими и обезображенными преступниками помещали в районе главных улиц, с целью устрашения населения и удержания его от совершения преступлений.

Осталось недоумение от закрепления в Законах некого упрощения судопроизводства по ряду дел в части допроса свидетелей: «Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом НЕ надо слишком тщательно проверять свидетелей» (ст.72 гл. VIII). Также необходимо учитывать меры ответственность за лжесвидетельство: штраф и изгнание, которые явно не соответствовали наказанию за преступления, о которых показывали лжесвидетели.

Кстати, со свидетелями связана ещё одна, как минимум, сомнительная норма о том, что, если у него в течение семи дней с момента дачи показаний случится болезнь, пожар или смерть родственника, значит он лжесвидетельствовал и должен уплатить штраф (ст.108 гл. VIII).

Создалось отрицательное впечатление от ряда действий, применимых к преступнику, являющихся явно оскорбительными, и имеющими своей целью лишь унижение человеческого достоинства. К таковым отнесу, например, обривание головы с ослиной мочой.

В качестве итога должен отметить, что общее впечатление от анализа текста Законов в части уголовного законодательства, осталось неоднозначное. С одной стороны, имеют место достаточно серьёзное различие и деталировка преступлений, с другой — законодательное закрепление фактически освобождения от уголовной ответственности членов высшей варны и необычайно жестокие виды наказаний для нижестоящих варн.

Онлайн-тестыТестыИсторияИстория государства и права зарубежных странвопросы496-510

1-15 466-480 481-495 496-510 511-525 526-540 541-555 556-557
496. СНГ был образован в:
• 1991 году
497. Совет по делам Индий осуществлял руководство колониями:
• Испании
498. Совет пятисот (буле) в Афинах являлся:
• постоянно действующим органом исполнительной власти
499. Согласно «Золотой булле», изданной германским императором Карлом IV, полную самостоятельность и равенство императору получили(-а):
• курфюрсты
500. Согласно административной реформе территория Японии была разделена на 50:
• префектур
501. Согласно Германскому гражданскому кодексу право составлять завещания предоставлялось по достижении:
• 16 лет
502. Согласно законам XII таблиц, за распевание песен, содержащих клевету, предусмотрено наказание — …
• смертная казнь
503. Согласно законам Ману, вина человека, совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежит к варне:
• брахманов
504. Согласно законам Ману, женщина …
• не могла расторгнуть брак
505. Согласно законам Ману, право собственности на вещь наступало по истечении:
• 10 лет
506. Согласно законам Ману, размер процентов по займам зависел от:
• принадлежности к определенной варне
507. Согласно Законам Хаммурапи, если отец невесты, получив брачный дар (задаток) от жениха, отказался отдать дочь ему в жены, то задаток отец невесты …
• должен вернуть в двойном размере
508. Согласно Конституции Ирана, государством управляет:
• Богослов-законник
509. Согласно Потсдамским соглашениям Германия должна быть:
• единым государством
510. Содержание законов Ману основывается на:
• моральных предписаниях

Какое наказание согласно законам Хаммурапи, ждет человек который объявлен вором за то, что купил из руки сына человека осла без договора свидетелей.

он может отдать стоимость покупки 30 — кратном размере.

+его должны убить.

он может отдать стоимость покупки 20 — кратном размере.

он может отдать стоимость покупки 12 — кратном размере.

Как называлось гражданское право в Древнем Риме?

Квиритское;

Преторское;

+Цивильное;

Плебейское.

Брахман, оскорбивший шудру, подвергается наказанию:

штрафу в 50 паи;

телесному наказанию;

наказанию не подвергается;

+штрафу в 12 паи;

штрафу в 14 паи.

Ночью при попытке ограбления дома вор был убит в схватке с хозяином. Какое наказание предусматривают законы XII таблиц для убийцы?

он должен заплатить денежный штраф в 500 ассов;

он должен быть подвергнуть телесному наказанию;

от должен быть казнен;

+в этом случае убийца освобождается от наказания;

должен заплатить денежный штраф в 400 ассов.

Название «школы легистов» получило одно из течений правоведения в:

Древнем Риме;

Спарте;

Афинах;

+Китае;

Древнем Ваволоне.

Какие преступления относились к преступлениям против личности по Законам Хаммурапи?

оскорбление жреца Храма;

кровосмешение, неверность одного из супругов, похищение ребенка;

+убийство, телесное повреждение, оскорбление словом или действием, ложное обвинение;

кража, мошенничество, грабеж;

убийство, кража, мошенничество, грабеж.

Что представляла собой полисная форма государства?

разновидность рабовладельческого государства.

+специфическую разновидность античного рабовладельческого государства.

разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

государственное устройство империи Александра Македонского.

В Древнем Риме по законам XII таблиц показания за лжесвидетельство предусматривало:

телесное наказание;

штраф в размере суммы иска;

лишение гражданских прав;

+смертную казнь;

изгнание.

Какие из указанных ниже групп городов располагались на территории Греции?

Карфаген, Сиракузы, Троя.

Ур, Ахде, Вавилон.

+Афины, Спарта, Коринф.

Александрия, Троя, Понтикопей.

Вендикация в римском праве:

кровная месть;

родство не по праву;

+способ защиты права собственности;

залог предприятия, сооружения, земли;

договор.

Когнаты — это:

родственники, вышедшие из-под власти отца семейства и лишившиеся первоочередного наследства;

+родственники отца семейства, находившиеся под его властью;

дальние родственники;

братья и сестра.

Брак сине ману в Древнем Риме – это:

брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа

брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

+без власти мужа;

соглашение мужа и жены.

В государстве франков «бенефиций» — это:

земельный надел;

+условное пожизненное земельное держание за службу;

судебный орган;

правовой обычай;

соглашение.

В государстве франков «варварские правды» — это:

сборники местных правовых обычаев;

нормативно правовой акт;

+судебники, руководство для судей;

закон;

законодательство.

В государстве франков композиция – это:

свод законов;

наказание;

+штраф;

судебная инстанция;

договор.

За убийство человека Салическая правда устанавливала наказание в виде:

смертной казни;

отрубание руки;

изгнание;

+выплаты вергельда (штрафа);

нет наказания.

Землевладение на праве собственности в государстве франков называлось:

майордом;

бенефиций;

прекарий;

+аллод;

система патроната.

Капитулярии в королевстве франков – это:

акты парламента;

сборник норм обычного права;

штраф;

+королевские указы;

сборник законов.

Коммендация в государстве франков – это:

наказание;

суд;

+форма закабаления крестьянства;

правовой обычай;

штраф.

Во Франкском государстве VI–IX века правили следующие династии:

Бурбоны;

+Каролинги; Меровинги;

Романовы;

все перечисленные.

В каком из перечисленных государств раннефеодальной монархии действовала следующая система высших органов власти и управления: король, королевский совет, (майордом, пфальцграф, тезаурарий, маршал, архикапеллан)?

Франция.

Англия.

+Государство франков.

Германия.

Арабский халифат.

Византия.

Наиболее строгое наказание в соответствии с Салической правдой следовало за:

соучастие, покушение, или преступный замысел;

+подстрекательство к краже или убийству с помощью подкупа;

исполнение преступления;

лжесвидетельство на суде;

неявка в суд.

В мусульманском праве Вакф (вакуф) – это:

источник права;

+собственность, принадлежащая религиозным учреждениям;

письменное заключение высших религиозных авторитетов.

Высшие должностные лица Византии- это:

судьи;

+логофеты;

государственные служащие;

правительство.

Инквизиция – это:

+особые суды;

государственный орган;

городской совет;

королевская власть.

Католическая церковь получала налог, который назывался:

+десятиной;

оброк;

фетва;

эклога.

Кияс в мусульманском праве предусматривает:

+решение дел по аналогии;

наказание;

указы и распоряжения халифов;

заключение договора.

Основным источником канонического права были:

конституция;

сборники правовых обычаев;

+церковные нормы;

нормативно правовой акт.

Основой мусульманской цивилизации является:

Сунна;

+Коран;

Иджма;

Фетва.

Особенность наследственного права по шариату – это:

+не могли наследоваться долги;

наследование по завещанию;

наследование по закону;

нотариально удостоверенное завещание.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ 5

ЛИТЕРАТУРА 4

ПРОГРАМА КУРСА 3

D. Штрафу в 50 паи.

С. Телесному наказанию.

В. Наказанию не подвергается.

А. Штрафу в 12 паи.

D. Форму долгового обязательства.

С. Форму ограничения права собственности.

В. форму земельной собственности.

А. Вещь, перешедшую в собственность по праву давности вложения.

Сервитута в Древнеримском праве означали

D. Представителями трех первых разрядов афинских граждан (пятисотникам, всадникам, и зевчитам).

С. Всем афинским гражданам.

В. Эта должность была последовательной.

А, Представителями высшего разряда (пятисотникам).

В Афинском государстве право занятия должности архонта предоставлялось.

50. Брахман, оскорбивший шудру, подвергается наказанию:

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО АНГЛИИ 6

БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ 9

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 10

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ФРАНЦИИ 13

РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА ВО ФРАНЦИИ 16

РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА В ГЕРМАНИИ 21

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 22

ГЛОССАРИЙ 23

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ 28

ПРОГРАММА КУРСА по данной части

Историко-политическая характеристика государства и права Нового времени. Два этапа становления и развития буржуазного государства и права. Английская революция XVII в. и Французская революция XVIII в. — начало Нового этапа в истории. Утверждение политической демократии в ходе эволюции буржуазной государственности. Закрепление принципов экономического либерализма. Доктрина laisser faire, laisser passer. Становление политической системы. Возник­новение и роль буржуазных политических партий в политических системах.

Второй этап в истории буржуазного государства и права (последние десятилетия XIX в. и начало XX в.).

I. Буржуазное государство в Англии.

Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в. Изменения в форме государства. Законодательные акты, закрепившие конституционную монархию в Англии. Развитие конституционной монархии и окончание формирования буржуазной системы британского парламентаризма в XVIII в. Избирательные реформы и дальнейшая эволюция формы государства.

Изменения в политической системе в конце XIX — начале XX в. Британская империя. Государства, входящие в империю, и система управления. Становление и развитие колониального права Британской империи.

II. Буржуазное государство в Соединенных Штатах Америки. Возникновение американского колониального общества в Северной Америке. Декларация Независимости, принятая 4 июля 1776 г. Конституция 1787г. и Билль о правах человека. Принцип разделения властей. Гражданская война 1861-1865 гг. Основные изменения в общественном и государственном строе. Превращение США в мировую империалистическую державу.

III. Буржуазное государство во Франции.

Великая французская буржуазная революция XVIII в. Значение французской революции. Три этапа революции.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г. Первая республика во Франции. Якобинская диктатура. Декларация и Конституция 1793 г.

Переворот Наполеона Бонапарта. Конституция 1799 г. Консульство и империя Наполеона !. Легитимная монархия. Июльская монархия. Вторая республика и Конституция 1848 г.

Вторая империя во Франции. Парижская коммуна. Возникновение и политический режим Третьей республики.

IV. Государство буржуазной Германии.

Объединение Германии через прусскую монархию. Создание Германской империи. Имперская конституция 1871 г. Государственный строй Германии и его эволюция в эпоху империализма.

V. Возникновение буржуазного права и его развитие в XIX — начале XX в.

Буржуазные революции и возникновение права нового типа. Преемствен­ность буржуазного права. Становление права. Его новые качества и принципы.

Особенности становления английского буржуазного права. Становление буржуазной правовой системы во Франции. Кодификация французского права при Наполеоне и ее влияние на правовое развитие буржуазных стран.

Возникновение и развитие англо-саксонской и континентальной правовых систем.

Особенности развития английского гражданского права. Становление буржуазного гражданского права во Франции. Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. Дуализм частного права.

Развитие гражданского права в Германии. Ландексная система германского гражданского права.

Уголовное право Англии, Франции, США и Германии в XVIII — XIX вв.

ЛИТЕРАТУРА

Базовые учебники

2. Жуков О.А. История буржуазного права. М., 1971.

Дополнительная литература

3. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1791 гг. М., 1984.

4. Борисюк В.Н. и др. Политические институты США: история и современность. М.,1988.

5. БромхэдП. Эволюция британской конституции. М., 1978.

6. Всеобщая история государства и права. М., 1993.

7. История буржуазного конституционализма. Т. 1-2. М., 1983.

8. Государство и право Парижской коммуны. М., 1971.

9. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871. М., 1986.

10. Жидков О.А. История буржуазного права. М., 1971.

11. МанфредА.3. Великая французская революция. М., 1983.

12. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.

13. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

14. Рождение французской буржуазно-правовой системы. Л., 1990.

15. Савельев В.Н. Германское гражданское уложение. М., 1983.

16. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984.

17. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

18. Очерки кодификации и канонизации буржуазного гражданского права. М., 1983.

Примечание. На основе списка литературы составлен тематический обзор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *