Ч 3 ст 66

Добрый день, Ирина!

В первой части заявки на участие в электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ надо дать согласие на исполнение контракта и указать наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг).

Если в документации не приведен товарный знак или вы предлагаете поставить товар, аналогичный указанному в документации, то в первой части заявки надо еще дать информацию о таком товаре. Из этого правила есть исключения. Согласие формируется площадкой автоматически, а информацию о товаре необходимо подготовить отдельным файлом (ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Первая часть заявки для аукциона на выполнение работ или оказание услуг без закупки товара, поставляемого при их выполнении (оказании)
Для таких аукционов в первой части заявки необходимо представить только согласие участника на исполнение контракта на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. Данное согласие формируется автоматически площадкой на странице подачи заявки и составлять его отдельным документом не нужно (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Первая часть заявки для аукциона на поставку товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг)
Наименование страны происхождения товара в заявке приводится всегда. При этом указывать страну происхождения бренда товара не нужно (пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 13.03.2020 N 24-03-07/19174). В остальном содержание первой части зависит от того, как заказчик сформулировал требования к товару.

Рассмотрим, как оформить первую часть заявки, в том числе как отразить наименование страны происхождения товара.
Первый вариант — заказчик просит товар конкретной марки или его эквивалент, например: «Гипсовая смесь ABS или эквивалент. Показатели эквивалентности: цвет — белый, прочность сцепления (МПа) — не менее 0,3, фасовка (кг) — не менее 5, область применения — отделка стен и потолков».
Если вы планируете поставить товар указанной торговой марки, предоставьте согласие, которое формируется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, и укажите наименование страны происхождения товара.
Если вы планируете поставлять эквивалент, помимо согласия составьте отдельный документ. Укажите в нем наименование страны происхождения товара, его характеристики и информацию о товарном знаке, если он есть (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Характеристики предлагаемого вами товара должны соответствовать показателям, представленным заказчиком, иначе заявку отклонят (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
Наберите такой документ в текстовом редакторе и сохраните на компьютере. Не указывайте в нем данные о вашей организации, так как заказчик до проведения аукциона не должен знать, от кого поступила заявка (ч. 15 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Второй вариант — заказчик просит товар, соответствующий определенным характеристикам, например: «гипсовая смесь, цвет — белый, прочность сцепления (МПа) — не менее 0,3, фасовка (кг) — не менее 5, область применения — отделка стен и потолков».
В этом случае составьте документ с информацией о товаре. В нем укажите наименование страны происхождения товара, конкретные характеристики товара, соответствующие значениям заказчика, наименование торгового знака, если он есть (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Указывайте только конкретные показатели. В описании характеристик не используйте слова «не более», «от… до …», «типа» и подобные, которые позволят истолковать характеристики товара как примерные или допускающие отклонения от необходимых значений.
В составе документации об аукционе заказчик помимо требований к содержанию и составу заявки приведет инструкцию по ее заполнению (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Рекомендуем ознакомиться с такой инструкцией перед составлением заявки, это уменьшит риск ее отклонения и упростит вашу работу по ее составлению.

Взято из: «Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020)»

1. Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

2. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

3.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

4. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

6. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

6.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

7. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

8. Заявка на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 8.1 настоящей статьи, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

8.1. Заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.

8.2. Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

9. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.

10. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе.

11. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:

1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;

3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений части 9 статьи 24.2 настоящего Федерального закона;

5) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона).

12. Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

13. Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.

14. Участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

15. Оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки и предусмотренной частями 3 — 5 настоящей статьи, а также информации, содержащейся в электронных документах (их копиях), предусмотренных частью 8.2 настоящей статьи, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

Письмо ФАС России от 25 июня 2020 г. № ИА/53616/20

Специалисты антимонопольного ведомства в своем письме отметили, что при проведении закупки работ, услуг заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

  • товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
  • товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

К примеру, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров и надлежащим исполнением требований Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.

Также подчеркивается, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 № 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

Напомним, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 № 449-ФЗ скорректированы формулировки ряда статей Закона № 44-ФЗ (в частности, ч. 4 ст. 54.4, п. 2 ч. 3 ст. 66, подп. 3 ч. 6 ст. 83.1), при этом слова «закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар», используемые в прежней редакции указанных норм, заменены словами «товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Статья 105. Порядок подачи жалобы
Комментарий к статье 105
Установление требований и определения порядка осуществления закупок является только первым шагом на пути достижений тех целей закупок, которые установлены комментируемым Федеральным законом. Не менее важным является наличие возможностей участниками закупок защиты своих прав.
Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд характеризуется особой внесудебной формой защиты. Такой формой является обращение в антимонопольный орган, который является уполномоченным органом государственной власти по осуществлению контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Антимонопольный орган, как справедливо отмечается в юридической литературе, является своеобразным квазисудебным органом <1>. Основное преимущество защиты прав в антимонопольном органе, в отличие от судебной формы защиты, состоит в оперативности и быстроте принятия решений, поскольку судебное разбирательство носит более длительный характер. При этом оперативность при осуществлении государственных закупок необходима, поскольку могут иметь место нужды, требующие незамедлительного удовлетворения, например, закупка лекарственных средств.
———————————
<1> См.: Башлаков-Николаев И.В. Об обжаловании в антимонопольные органы порядка проведения торгов и заключения договоров по их итогам в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции: процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 5. С. 55 — 60.
Помимо норм Закона о контрактной системе важным документом, касающимся порядка рассмотрения жалоб в рамках контрактной системы, является административный регламент ФАС России, утвержденный Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 <1> (далее — Административный регламент ФАС России).
———————————
<1> Приказ ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «».
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что любой участник закупки, а также общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать в контрольный орган (федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения) действия или бездействие:
— заказчика;
— уполномоченного органа и уполномоченного учреждения (уполномоченные на осуществление централизованных закупок согласно ст. 26 Закона о контрактной системе);
— специализированной организации (привлекаемой для осуществления закупки согласно ст. 40);
— комиссии по осуществлению закупок и ее членов;
— должностных лиц, контрактной службы;
— контрактного управляющего;
— оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.
Говоря о перечне лиц, действия (бездействия) которых могут быть обжалованы, необходимо отметить, что включение в этот перечень конкурсной комиссии, членов конкурсной комиссии видится необоснованным, поскольку цель деятельности конкурсной комиссии заключается в организации проведения процедуры конкурса и выявлении его победителя для заключения договора. Вместе с тем конкурсная комиссия действует в интересах организатора, так как договор в итоге заключается организатором и в его интересах. Кроме того, данный вывод подтверждается примерами из правоприменительной практики. Так, в апелляционном суде по спору о признании протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта ответчик требовал привлечь к участию в деле котировочную комиссию, однако суд указал, что котировочная комиссия наделена полномочиями юридическим лицом и при проведении запроса котировок представляет юридическое лицо — заказчика. Соответственно, комиссия, а равно физические лица — члены комиссии, не могут быть признаны ответчиками по рассматриваемому спору <1>. Так как комиссия совершает действия от имени заказчика, и, по сути, не выступает как самостоятельный субъект, то говорить об обжаловании действий комиссии видится не совсем корректным.
———————————
<1> См.: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2015 г. по делу N А07-12265/2015 // «».
Также возникает вопрос о том, вправе ли лицо, которое не подало заявку на участие в закупке, обжаловать действия (бездействия) заказчика. Такая проблема возникает в связи с тем, что законодатель дает крайне широкое понятие участника как любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Такая проблема возникает, прежде всего, при обжаловании положений документации о закупке, поскольку в ч. 3 комментируемой статьи прямо указано на то, что после вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, право на обжалование сохраняется только у участников, подавших заявки.
Как показывает правоприменительная практика, лицо, которое обжалует действия (бездействие) заказчика и иных лиц, обязано доказать, что эти деяния нарушают его права. Так, арбитражный суд указал, что «оспаривая действия Учреждения в рамках спорных торгов, Общество не представило доказательств того, что оно являлось участником закупки, и подавало заявку, либо на него в соответствии с нормами действующего законодательства возложены обязанности по осуществлению общественного контроля, а также не обосновало, каким образом его права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями Учреждения.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не доказало, что является заинтересованным лицом, чьи субъективные права нарушены обжалуемыми действиями заказчика. Данное обстоятельство в силу приведенных выше положений ст. 4 АПК РФ и ст. 105 Закона N 44-ФЗ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований» <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2017 г. N Ф07-5607/2017 по делу N А56-49309/2016 // «».
Еще один аналогичный пример содержится в решении антимонопольной службы, в котором указывается, что «в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией Свердловского УФАС установлено, что согласно сведениям из реестра поставщиков (ст. 62 Закона о контрактной системе), получивших аккредитацию на электронной площадке ООО «Р», информация об аккредитации на электронной площадке ООО «Э» отсутствует. Указанные обстоятельства исключают участие заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего положения документации не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО «Э» <1>.
———————————
<1> См.: решение Челябинского УФАС России от 12 августа 2015 г. по делу N 520-ж, 143-вп/2015 // «».
Свидетельствовать о том, что действия заказчика нарушают права лица, может направление участником запросов разъяснений положений документации <1>, осуществление деятельности, которая является предметом контракта, и т.п.
———————————
<1> См.: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2016 г. N Ф02-970/2016 по делу N А33-14170/2015 // «».
Часть 2 закрепляет важное правило о том, что обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, указанных в ч. 1, не является препятствием для обжалования действий (бездействия) указанных лиц в судебном порядке.
Одним из ключевых прав граждан и организаций является право на обращение в суд. Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном АПК.
При этом в ч. 5 ст. 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом. Применительно к обжалованию действий (бездействия) заказчика и иных лиц в делах такого требования не установлено, соответственно, обращение в контрольный орган не является необходимым условием для обращения в арбитражный суд.
Часть 3 определяет сроки обжалования. Так, обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, возможно в любое время определения поставщика, но не позднее десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов подведения итогов закупки, а в случае определения поставщика закрытым способом — с даты подписания указанного протокола.
Специальный срок установлен для обжалования положений закупочной документации. Ее положения могут быть обжалованы с момента ее размещения, до момента окончания срока приема заявок.
Также важным является указание на то, что после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе предложений, запросе котировок, обжаловать действия заказчика вправе только лица, подавшие заявки, что более подробно было рассмотрено в комментарии к ч. 1 данной статьи.
В случае пропуска указанных сроков обжалование действий заказчика и иных лиц возможно только в судебном порядке.
Часть 4 устанавливает сроки обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц в отношении электронных процедур.
Во-первых, участник вправе подавать жалобы в период проведения электронной процедуры, в том числе в период определения поставщика, аккредитации на электронной площадке или специализированной электронной площадке, не позднее десяти дней, с даты размещения в единой информационной системе протоколов подведения итогов закупочных процедур.
Соответственно, жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания срока приема заявок на участие в такой процедуре.
Если обжалуемые действия совершены до начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, то обжаловать их могут только лица, подавшие заявки.
Если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронных процедурах, или заявок на участие в запросе котировок и запросе предложений в электронной форме, то такие действия могут быть обжалованы до момента заключения контракта.
По истечении указанных сроков участник теряет право обжаловать данные действия в антимонопольный орган, однако может обжаловать их в судебном порядке.
В ч. 5 закреплен специальный порядок обжалования действий оператора электронной площадки или специализированной электронной площадки.
Комментируемая норма выделяет два вида действий оператора электронной площадки, которые могут обжаловаться.
Так, первое — это действия, связанные с аккредитацией участника на электронной площадке, такие действия могут быть обжалованы в течение тридцати дней с момента их совершения.
Второе — это действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с нарушением при проведении электронной процедуры. В данном случае применяются положения ч. 4 комментируемой статьи, т.е. участник может оспорить не позднее десяти дней с момента размещения протокола, подведения итогов электронной процедуры.
Правила о сроках обжалования положений документации о закупке не распространяются на оператора электронной площадки и специализированной электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 действия (бездействие) уполномоченного органа или уполномоченного учреждения, а также специализированной организации, связанные с обжалованием заключением контракта, могут быть обжалованы не позднее даты заключения контракта.
Соответственно, как отмечается в практике антимонопольных органов, даже в случае выявления нарушений законодательства по жалобам, поданным за пределами указанных сроков, комиссия не обладает правом на выдачу предписания об устранении допущенных заказчиком нарушений при наличии подписанного государственного (муниципального) контракта <1>.
———————————
<1> См.: решение Иркутского УФАС России от 3 августа 2017 г. N 734 // «».
В ч. 7 определяется, что жалоба в соответствии с комментируемой статьей должна подаваться в письменной форме.
Жалоба считается поданной в письменной форме в двух случаях.
Во-первых, если жалоба оформлена на бумаге и подписана собственноручной подписью уполномоченного лица.
Во-вторых, если жалоба подана в электронной форме и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» <1> информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
———————————
<1> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2036.
Поскольку законом не установлено, что жалоба должна быть подана исключительно на бумажном носителе, можно сделать вывод о том, что ее подача допустима и в электронной форме, данный вывод нашел отражение и в судебной практике <1>, и в разъяснениях Минэкономразвития РФ <2>.
———————————
<1> См.: Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2018 г. N 04АП-54/2018 по делу N А19-17965/2017 // «».
<2> Письмо Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. N 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «».
Жалоба, подаваемая в рамках комментируемой статьи, должна содержать следующие сведения:
1) информация о лице, действия которого обжалуются, в частности наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица;
2) аналогичная информация о лице, подающем жалобу, а также, помимо прочего, указывается адрес электронной почты и номер факса (при наличии);
3) указание на закупку, прежде всего необходимо указать идентификационный код закупки. В случае обжалования действий оператора электронной площадки и специализированной электронной площадки указание данных о закупке не требуется;
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченных органов и учреждений, а также иных лиц, предусмотренных настоящей статьей. Кроме того, в жалобе следует указать доводы заявителя, т.е. какие именно права заявитель считает нарушенными, какие нормы закона, иных нормативных актов и положений документации о закупке, по мнению подателя жалобы, нарушают обжалуемые действия (бездействие).
Согласно ч. 9 к жалобе должен быть приложен перечень необходимых документов, подтверждающих обоснованность жалобы. А в тексте жалобы должен содержаться перечень прилагаемых документов.
При этом, как было указано ФАС России, «учитывая, что ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе не содержит требования о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих ее обоснованность, отсутствие таких документов не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения» <1>.
———————————
<1> Письмо ФАС России от 13 октября 2014 г. N ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» // «».
Тем самым отсутствие приложенных к жалобе документов не является основанием для ее возврата.
В соответствии с ч. 10 поданная жалоба подписывается подавшим его лицом или его представителем. При этом, если жалоба подписана представителем, должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия такого лица.
Такими документами являются, прежде всего, доверенность либо иные документы, подтверждающие полномочия лица.
В правоприменительной практике и практике антимонопольных органов сложился подход, согласно которому, если жалоба подписана единоличным исполнительным органом юридического лица, то приложение документов, подтверждающих его полномочия, не требуется. Например, арбитражный суд Поволжского округа указал, что «отсутствие документа, подтверждающего полномочия директора ОАО, подписавшего жалобу, не могло послужить основанием для возврата этой жалобы» <1>.
———————————
<1> Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2016 N Ф06-13179/2016 данное Постановление оставлено без изменения // «».
Также ФАС России указала, что требование о подтверждении полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества с ограниченной ответственностью, в случае подписания им жалобы, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено <1>.
———————————
<1> См.: письмо ФАС России от 22 декабря 2015 г. N ИА/74071/15 «По вопросу подтверждения полномочий лица, подписавшего жалобу» // «».
Часть 11 устанавливает основания для возврата жалобы без рассмотрения, к таким основаниям относится:
1) несоответствие жалобы требованиям, установленным комментируемой статьей. Например, отсутствие необходимых сведений в жалобе о заявителе.
При этом не любое формальное несоответствие является основанием для возвращения жалобы. Например, арбитражный суд указал, что отсутствие в жалобе сведений об адресе электронной почты, при наличии данных о почтовом адресе и контактном телефоне, позволяющих своевременно уведомить подателя жалобы о ее рассмотрении, не могло препятствовать рассмотрению жалобы общества по существу <1>;
2) жалоба не подписана или подписана неуполномоченным лицом, данное основание было подробно рассмотрено в комментарии к ч. 10 комментируемой статьи;
3) подача жалобы по истечении установленных сроков. При этом относительно исчисления сроков были даны разъяснения ФАС России, согласно которым понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны, в связи с чем если жалоба подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, то такая жалоба считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению <2>;
4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
———————————
<1> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2018 г. N Ф05-18953/2017 по делу N А40-53924/17-122-408 // «».
<2> Письмо ФАС России от 29 декабря 2015 г. N ИА/76070/15 «По вопросам исчисления сроков обжалования действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки» // «».
Согласно ч. 12 решение о возвращении жалобы принимается в течение 2 дней с даты ее поступления в уполномоченный орган. В данном случае срок исчисляется именно с момента поступления жалобы в уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 13 в случае принятия решения о возвращении жалобы уполномоченный орган сообщает подавшему ее лицу о принятом решении с обоснованием причин.
Такое решение уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке.
Частями 15 — 16 определяет возможность и порядок отзыва жалобы. Так, податель жалобы вправе отозвать ее в любой момент до принятия контрольным органом решения по существу.
В случае отзыва жалобы в течение двух рабочих дней контрольный орган уведомляет всех заинтересованных лиц об отзыве жалобы и размещает соответствующую информацию в единой информационной системе.
Частью 17 установлены правила подведомственности относительно органов, рассматривающих жалобы.
1. Так, жалобы на действия заказчиков уполномоченных органов и учреждений специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 <1> является Федеральная антимонопольная служба.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. N 35. Ст. 4514.
При этом немаловажным вопросом при обжаловании действий заказчика и иных указанных в комментируемой норме лиц является определение подведомственности рассмотрения жалоб между органами ФАС.
Данный вопрос определяется Административным регламентом ФАС России о рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчиков и т.д.
Так, ФАС России, согласно п. 3.9 Регламента, рассматривает жалобы:
— на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для федеральных нужд государственным органом (в том числе органом государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом;
— действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
— действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства.
В свою очередь, территориальные органы ФАС России согласно п. 3.10 Административного регламента ФАС России рассматривают жалобы в отношении закупок:
— для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа Российской Федерации (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;
— для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
— для обеспечения муниципальных нужд;
— осуществляемых бюджетным учреждением;
— осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие контроль в сфере закупок.
Важно отметить, что сама по себе подача жалобы в нарушение подведомственности между органами ФАС России не является основанием для ее возврата, поскольку органы ФАС России передают жалобу в соответствии с подведомственностью согласно п. 3.12 Административного регламента ФАС России.
2. Жалобы на действия заказчиков и иных лиц в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, рассматриваются также Федеральной антимонопольной службой, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 именно на ФАС возложены данные функции.
3. В отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, рассмотрение жалоб осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
4. В отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд — орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, если говорить о соотношении полномочий по рассмотрению жалоб между Федеральной антимонопольной службой и уполномоченными органами субъекта РФ и органами местного самоуправления, то антимонопольный орган уполномочен рассматривать все жалобы, в том числе касающиеся закупок для нужд субъекта РФ и муниципальных образований.
Кроме того, при определении подведомственности следует учитывать разъяснение ФАС России о том, что при получении жалобы контрольный орган в сфере закупок определяет подведомственность рассмотрения жалоб, исходя из месторасположения субъекта контроля, а не субъекта Российской Федерации, из бюджета которого финансируется закупка, осуществляемая субъектом контроля, действия которого обжалуются <1>.
———————————
<1> Письмо ФАС России от 8 февраля 2016 г. N ИА/6790/16 «По вопросам определения подведомственности рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, расположенных на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа» // «».
Часть 18 закрепляет, что все жалобы, принятые по ним решения включаются в реестре жалоб плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Кроме того, при размещении указанной информации согласие на обработку персональных данных не требуется в силу прямого указания Закона.

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2019 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

В полной версии 44-ФЗ «О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

Краткое содержание закона

  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Скачать pdf-версию закона 44-ФЗ «О закупках» с изменениями 2020 и комментариями

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по 44 закону или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Полезно:

Официальный сайт ЕИС

Подробная инструкция по регистрации на ЕИС

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС. Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации, а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен.

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Перечень банков, которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина, он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит:

  • предмет договора — это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Цена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Выводы

Закон 44-ФЗ — масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном — для «чайников».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов. В этом случае вам ни о чем не придется волноваться — мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *