Чем отличается кс2 от кс3?

Добрый день!
КС-2 и КС-3 это формы, которые применяются в строительстве. КС-2 — это акт о выполненных работах, а КС-3 — это справка о стоимости выполненных работ.
Если вы выполняете работы, которые соответствуют ОКВЭД 45, то вы обязаны актировать свои работы только по формам «КС». Иначе вы рискуете исказить стоимость выполненных работ, т.е. вы методологически не правильно ее формируете.
В КС-2 вы же при указании каждого вида работы указываете расценку, которую применили. Из расценки «идет» количество материала использованного при выполнении данной работы, стоимость машин и механизмов, ЗП основного рабочего. Если вы не составляете КС-2, как начисляете ЗП и списываете материалы?
В КС-3 указывается стоимость уже запроцентованных работ по данному объекту, т.е. это так называемая накопительная форма, в которой суммируется стоимость по всем подписанным актам КС-2 по данному объекту.
Акт выполненных работ (не в строительстве/ремонте) — это документ в свободной форме, содержащий необходимые реквизиты (название, дата, номер…). Он определяет вид, количество, качество, стоимость и сумму выполненных работ или оказанных услуг.
Документы по формам КС составляет инженер-сметчик. Если вы работаете с бюджетом, очень сомневаюсь, что вам оплатят СМР по актам в произвольной форме.

Вопрос:

В каких случаях оформляется КС-2 и КС-3?

Ответ:

Формы КС-2 (АКТ выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости работ) являются унифицированными формами, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 №100.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам. Означает ли это, что абсолютно все ранее применявшиеся унифицированные формы не обязательны к использованию?

С 1 января 2013 г. требование о применении унифицированных форм при составлении первичных учетных документов в Законе № 402-ФЗ отсутствует, но их использование привычно для многих хозяйствующих субъектов. Кроме того, самостоятельная разработка форм документов, отличных от унифицированных, требует времени, специальных знаний и дополнительных затрат на настройку программного обеспечения под новые бланки, а применение таких форм может вызвать затруднения в работе как внутри организации, так и с контрагентами.

В частности, Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений, а Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) — для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Формы документов, по которым сдаются выполненные работы, сильно зависят от формы договора. Многие строители обходят необходимость составления КС-2 и КС-3, оформляя нужным образом договора. Вывод: обязательность составления форм КС-2 и КС-2 не регламентирована нормативными документами РФ. Обязательными являются только реквизиты сторон, наименование и стоимость работ (Закон № 402-ФЗ). Но следует иметь в виду, что, если дело дойдет до суда (при разногласиях Заказчика и Подрядчика или неоплате), то только КС-3 сможет быть подтверждением СТОИМОСТИ работ, т.е. денежным документом.

Вопрос:

При взаиморасчетах за выполненные работы, необходимо ли формировать итоговую ведомость ресурсов к Акту выполненных работ КС-2?

Ответ:
Обязательность составления итоговой ведомости ресурсов к КС-2 не регламентирована нормативными документами РФ. Рекомендуется, при составлении договора, отдельным пунктом указать перечень и формы отчетных документов, которые формируются Подрядчиком и передаются Заказчику на этапе взаиморасчетов на выполненные работы.

Вопрос:

Приведите, пожалуйста, конкретный пункт МДС, который запрещает корректировать расценку в меньшую сторону.

Ответ:

МДС 81-35.2004, п.2.2 «Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются».

Вопрос:

Машины и механизмы, учтенные в норме, применяются для доставки материалов от приобъектного склада или магазина?

Ответ:

Машины, учтенные в расценке, предусмотрены для горизонтального и вертикального внутрипостроечного перемещения материалов от приобъектного склада к месту укладки в дело, включая разгрузку на приобъектном складе.

Вопрос:

Где взять этот поправочный коэффициент? Это ко всем расценкам один и тот же коэффициент? (Имеется в виду коэффициент перехода от ФЕР к ТЕР)

Ответ:

Коэффициенты перехода от ФЕР к ТЕР опубликованы в межрегиональном сборнике коэффициентов пересчёта сметной стоимости строительно-монтажных работ по субъектам Российской Федерации, Выпуск № 3, 2009г (утвержден письмом Минрегиона РФ № 4255-СК/08 от 18.02.2009г.)

В свою очередь, ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» письмом от 15.05.2012 N 584-16810/фц определяет: «… разработку сметной документации рекомендуется осуществлять с применением территориальных сметных нормативов, приведенных в соответствие с государственными сметными нормативами, или с применением федеральных сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов». Т.е. без применения индексов пересчета от ФЕР к ТЕР.

В связи с этим можно сказать, что на региональном уровне (финансирование из местного бюджета) применение этих коэффициентов находится в ведении нормотворческих организаций регионов (региональные центры ценообразования).

Вопрос:

Можно ли в одной локальной смете использовать ТЕР и ФЕР*Кт? (Кт – коэффициент перехода от ФЕР к ТЕР)

Ответ:

В МДС 81-36.2004 п.1.1, сказано, что в случае полного или частичного отсутствия территориальных единичных расценок (ТЕР) или отраслевых единичных расценок (ОЕР), пересчет единичных расценок в территориальный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. производится с использованием территориальных (отраслевых) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства.

Если следовать данному пункту МДС, то использование в одной смете расценок ТЕР и ФЕР с учетом территориального коэффициента возможно.

Но, если обратиться к письму от 15.05.2012 N 584-16810/фц (см. ответ на предыдущий вопрос), то, получается, что нельзя.

В спорных ситуациях данный вопрос необходимо согласовывать:

  • — при бюджетном финансировании: с региональными центрами ценообразования в строительстве;
  • — при не бюджетном финансировании – с заказчиком (инвестором).

Вопрос:

В итоге, можно ли пользоваться базой 2001 года?

Ответ:

Нет. Согласно приказа Минстроя РФ от 30.01.2014 №31/пр с 01.04.2014 необходимо пользоваться ГЭСН и ФЕР в редакции 2014 года.

Вопрос:

Имеется ввиду База в редакции 2014 года, но уровень цен 2001- не в текущих же?

Ответ:

Совершенно верно. Нормативные сборники в редакции 2014 года, но стоимость работ приводится по состоянию на 01.01.2000 г.

Вопрос:

Сколько км учитывается в перевозке материала? Потому что цена на перевозку материала в 5 км и 15 будет разная.

Ответ:

Федеральные сметные цены учитывают все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства. Транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров. При расчете транспортных затрат расходы по доставке материалов определены с учетом массы брутто.

Расчет дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций и сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в федеральных сметных ценах на перевозку грузов для строительства.

В связи с тем, что форма расчета дополнительных затрат не установлена, расчеты могут выполняться в произвольном, удобном для проверки виде. Рекомендуется расчеты производить для каждой локальной сметы и включать в статью «Материалы» (Извлечение из письма от 07.07.2010 №26347-ИП/08).

Вопрос:

Что такое работа с ценами поставщиков?

Ответ:

Если Вы создаете свои цены по поставщикам, у Вас накопилась достаточно большая база этих самых цен, и возникла необходимость эти цены по поставщикам передать другому сметчику или перенести на другой компьютер, то Вы используете функции работы с поставщиками в окне «Нормативная база». Если же Вы не создаете свои собственные цены по поставщикам, то использовать эти функции программы Вам нет необходимости.

Вопрос:

Можно ли корректировать цены при применении базисно-индексного метода, если известно, что стоимость фактическая отдельного материала значительно выше, а остальные материалы по стоимости не менять?

Ответ:

Функционал программы «Строительные Технологии – СМЕТА» позволяет редактировать стоимость материалов. Но, в таком случае, теряется смысл базисно-индексного метода. Возможно, если необходимо редактировать стоимость ресурсов, стоит применять другие методы расчета, например, ресурсный.

Вопрос:

Сметные программы в РФ имеют единый формат файлов? А если у другого сметчика другая программа, например гранд-смета или АВС?

Ответ:

Для обмена сметными документами между различными программными комплексами разработан формат АРПС. Через формат АРПС передаются исключительно локальные сметы.

Вопрос:

А резервные копии делает программный комплекс?

Ответ:

При открытии проекта и при закрытии проекта с сохранением изменений, программа формирует резервную копию проекта. Открыть резервную копию проекта можно в окне «Менеджер проекта», выбрав проект и нажав на нем 1 раз правую кнопку мышки.

Вопрос:

А как поставить ресурсно-индексный метод?

Ответ:

При необходимости рассчитать сметную документацию ресурсно-индексным методом Вы устанавливаете метод «базисно-индексный».

Вопрос:

В одном проекте может быть несколько ССР? Например, СМР и ПНР.

Ответ:

Не рекомендуется в рамках одного проекта формировать несколько сводных сметных расчетов. Вы можете создать локальные сметы на строительно-монтажные и пусконаладочные работы в составе одного сводного сметного расчета.

Вопрос:

Как добавить локальный сметный расчет?

Ответ:

Для этого необходимо сформировать локальную смету и при выборе формы печатного документа указать «локальный сметный расчет».

Вопрос:

Порядок локальных смет устанавливает программа?

Ответ:

Порядок локальных (объектных) смет устанавливает сметчик в окне «Структура проекта» в графе «Номер» слева от наименования локальных (объектных) смет.

Вопрос:

Если одна смета будет посчитана ресурсным методом, то индекс перехода нужно применять отдельно к каждой смете, рассчитанной базисно-индексным методом?

Ответ:

Если на смете установлено свойство документа «ресурсный метод», то индексы пересчета в текущие цены к ресурсам такой сметы не применятся.

Вопрос:

Локальную смету можно делать неактивную без удаления?

Ответ:

Для того, чтобы стоимость сметы не участвовала в расчете всего проекта, нажмите на ней 1 раз правую кнопку мышки и выберите команду «Исключить».

Вопрос:

Вы не сталкивались с ситуацией, когда смета в Строительных технологиях составлена в ТЕРах, а в Гранд-Смете есть только ФЕРы? Смета откроется?

Ответ:

Вы можете загрузить в программу «Строительные Технологии — СМЕТА» и прочитать (распечатать) проект, составленный в ТЕР, даже если эти ТЕР отсутствуют в Вашей программе.

Вопрос:

Внутренние сети связи — к какой главе сводного сметного расчета правильно отнести?

Ответ:

В главу 5 включаются объекты транспортного хозяйства и связи:

— наружные работы по устройству всех видов связи – внешней (телефонизация и др.) и внутренней – (диспетчерская, селекторная, абонентская и др.)

Но, если речь идет о прокладке внутренних сетей связи объекта строительства (жилой дом, цех и т.д.), в этом случае, данные работы включаются в локальную смету, которая относится к той объектной смете (главе сводного сметного расчета), к которой относится объект строительства.

Вопрос:

Мини котельная, которая в последующем будет отапливать сооружения, относится или нет к временным сооружениям?

Ответ:

Затраты по возведению, монтажу, устройству котельной, которая в дальнейшем будет обслуживать эксплуатируемый по назначению объект, относят на стоимость строительно-монтажных работ объекта строительства.

Средства, необходимые для работы котельной во время ведения строительных работ в отапливаемый период относятся на зимние удорожания и определяются с применением усредненного показателя по ГСН81-05-02-2007, ГСНр 81-05-02-2001.

Средства, необходимые для работы котельной во время ведения строительных работ в неотапливаемый период относятся на зимние удорожания и определяются отдельным расчетом, т.к. затратами на зимнее удорожание отопление вне отопительного сезона не учитывается.

Вопрос:

А строительные леса? Разобрали ходовые доски, например, а к этим доскам применять возврат материала? Или металлическое ограждение? (*в вопросе речь идет о временных зданиях и сооружениях)

Ответ:

Устройство, разборка, износ ходовых досок относятся к нетитульным временным зданиям и сооружениям и учтены в составе норм накладных расходов.

Металлическое ограждение относится к титульным зданиям и сооружениям, если это ограждение специальное или архитектурно оформленное; в этом случае необходимо определить возвратные суммы от разборки. Если это обычное ограждение, не архитектурно оформленное, в таком случае – это нетитульные здания и сооружения и затраты на возведение, разборку и износ учтены нормами накладных расходов.

Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования относятся к нетитульным зданиям и сооружениям, и затраты на возведение, разборку и износ учтены нормами накладных расходов. Если леса и подмости предусмотрены в сметных нормах, например ФЕР8-7-1-1, то эта работа учитывает затраты на установку лесов, а в ресурсной части расценки приведен расход материалов на износ деталей лесов.

Вопрос:

В актах выполненных работ можно временные здания и сооружения использовать в процентном показателе?

Ответ:

Правила и порядок учета стоимости возведения временных зданий и сооружений должны быть оговорены в договоре. По соглашению сторон, возможно применять усредненный показатель в процентном отношении.

Вопрос:

А летнее удорожание работ?

Ответ:

В методиках расчета сметной стоимости строительства затраты на удорожание работ, осуществляемых в летний период, не предусмотрены.

Вопрос:

А как их учитывать при взаиморасчетах? (в вопросе речь идет о непредвиденных затратах).

Ответ:

Так, как будет указано в договоре. Возможно два варианта. Первый вариант: расчет по фактически выполненным работам. В таком случае, резерв средств, предназначенный подрядчику, остается у заказчика, а оплата производится за фактически выполненные объемы работ, даже если эти объемы будут больше или меньше, указанных в договорной цене. Вариант второй: оплата по составленной смете с учетом непредвиденных затрат. В этом случае, объемы работ и их стоимость не пересматриваются, а все дополнительные расходы, возникающие у подрядчика при ведении работ, должны быть покрыты за счет непредвиденных затрат.

Вопрос:

При взаиморасчетах также учитывается затрата на генподряд — как оговорено договором?

Ответ:

Стоимость генподряда – это услуги, а не строительно-монтажные работы. Поэтому на услуги генподряда заключается отдельный договор и оплата за эти услуги закрывается отдельным актом.

Кстати, наткнулась на свежую статью:
Кто обязан использовать формы № КС-2 и № КС-3
31.07.15 10:53
Источник: Журнал «Учет в строительстве»
Письмо Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833.
Нормы законодательства
Сдачу-приемку результата работ оформляют актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда – подрядчиком и заказчиком (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ). Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляют при совершении факта хозяйственной жизни. Формы первичных учетных документов, согласно пункту 4 статьи 9 указанного закона, утверждает руководитель компании.
Унифицированные формы с 1 января 2013 года организация может применять по своему усмотрению. Однако как показывает практика, многие строительные компании продолжают их использовать.
Унифицированные формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Применение этих форм еще до вступления в силу закона № 402-ФЗ суды признавали необязательным. Аргументировали они это тем, что постановление Госкомстата России № 100 опубликовано не было. Сведений о его представлении в Минюст России не имеется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. по делу № А56-5204/2007).
Напомним: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Они считаются не вступившими в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Такой порядок установлен в пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763.
Следовательно, формы № КС-2 и № КС-3, по мнению автора, обязательными к применению не являются. Поэтому, даже если подрядчик вместо унифицированных бланков представил заказчику акты произвольной формы, организация в случае возникновения спора сможет отстоять свои права.
Суды указывают, что компания вправе применять унифицированные формы первичных учетных документов, не обязательные для нее и официально не опубликованные. Или иные первичные учетные документы, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законом»О бухгалтерском учете». Так, ФАС Московского округа в постановлении от 7 сентября 2009 г. № КА-А40/626309, отвергая довод инспекторов о том, что представленные организацией акты составлены не по форме № КС-2, отметил следующее. Формальное несоответствие первичного документа унифицированной форме не может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии затрат как таковых.
Таким образом, автор считает, что сдачу-приемку результата выполненных работ можно оформлять актами произвольной формы. Но непременное требование – акт должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в статье закона № 402-ФЗ (см. таблицу).
Обязательные реквизиты первичного учетного документа
Перечень реквизитов Основание
Наименование документа;
дата его составления;
наименование составителя документа;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление;
подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. П. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Требования к оформлению
Оформляя акты, следует уделять внимание полноте и правильности заполнения всех реквизитов, которые содержатся в форме документа. Ведь первичные документы, согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, подтверждают и данные налогового учета.
Необходимые сведения
Судебная практика показывает, что формы № КС-2, № КС-3 относятся к числу первичных документов по учету ремонтно-строительных работ. В них должны быть указаны инвестор, заказчик, подрядчик (субподрядчик) и их адреса, наименование и адрес стройки, наименование объекта, сметная стоимость. На это судьи указали в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 июля 2010 г. по делу № А12-17520/2009.
Арбитры отмечают, что формы № КС-2, № КС-3, составленные с нарушением требований законодательства, если в них отсутствуют необходимые сведения, не могут служить основанием для предоставления вычета НДС. Поскольку, если они не содержат наименования работ, единиц измерения, количества выполненных работ, стоимости единиц работ, определить по ним объем и стоимость выполненных работ невозможно (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу № А70-11014/2009).
В другом решении судьи пришли к выводу, что представленные акты сдачи-приемки работ содержат предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» реквизиты, имеющие значение для определения существа сделки. Поэтому отсутствие в актах таких реквизитов, как «Номер акта», «Инвестор» и «Код формы», не является основанием для отказа принять расходы. › |
Постановление ФАС Московского округа от 4 сентября 2009 г. № КА-А40/7263-09.
Детализация
Обратим ваше внимание на письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 02-06-10/16186. В нем финансисты указали, что законодательство не содержит требований об обязательном отражении в акте детализации выполненных работ. Заметим, что на практике часто так и происходит: подробное описание работ есть в сметах. Но налоговым органам не нравится, когда в заполненных формах № КС-2 работы названы укрупненно.
Так, в одном из дел суд установил, что работы в акте отражены под общим наименованием «Общестроительные работы», не заполнены графы «Номер единичной расценки», «Единицы измерения работ», «Количество выполненных работ», «Цена за единицу». Арбитры решили, что отсутствие обязательных реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ. Следовательно, невозможно подтвердить их экономическую обоснованность (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1). То есть суд согласился, что налогоплательщик представил ненадлежаще оформленные документы, подтверждающие затраты на СМР.
В другом деле налоговики отказались принять затраты по той причине, что представленные по форме № КС-2 акты не позволяют установить существо, объем, стоимость единицы измерения, а также другие характеристики выполненных ремонтных работ. То есть какие виды работ были выполнены по элементам (позициям), какие материалы, по какой цене и в каком объеме при выполнении конкретного вида работ затрачены. Тем не менее арбитры не согласились с этим мнением. Дело в том, что акты, подписанные заказчиком и подрядчиком без замечаний относительно объема и стоимости работ, свидетельствуют о том, что стороны согласовали данные показатели. Представленные акты по форме № КС-2 содержат реквизиты сторон, позволяющие их идентифицировать, ссылки на договоры подряда. При этом подробное наименование согласованных сторонами работ и их стоимость приведены в договорах подряда и спецификациях к ним (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А74-2763/2011).
Вывод: вы можете не составлять унифицированные формы № КС-2, № КС-3. Но следует учесть, что в случае возникновения у налоговиков сомнений в реальности операций для доказательства того, что работы действительно были выполнены, суды требуют, чтобы обязательные реквизиты и необходимые сведения в первичных документах были заполнены.
Мнение чиновника
О.Д. Хороший, государственный советник РФ 3-го класса
Являются ли обязательными к применению в правоотношениях между заказчиком и подрядчиком унифицированные формы первичной учетной документации № КС-2, № КС-3?
Для большинства организаций указанные формы не являются обязательными формами документов, подтверждающими хозяйственные операции. Приказы Минстроя России, на которые ссылается Минфин России в письме от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833, распространяются на отчетность, которая составляется для подтверждения целевого использования полученных государственных субсидий. Тем более что форма № КС-2 в них не упомянута. Коммерческие подрядные организации должны составлять акт выполненных работ при сдаче их заказчику. Делать это они могут и по форме № КС-2, и по самостоятельно разработанной форме. Главное, чтобы была понятна суть операции.
Специальные положения
Что касается письма Минфина России 07-01-12/4833 об обязательности форм № КС-2 и № КС-3, отметим следующее.
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, по разъяснениям чиновников, обязательными продолжают оставаться формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г.Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете”».
В письме № 07-01-12/4833 финансисты отнесли к таким документам, в частности, форму № КС-3, приведя в качестве основания ссылку на приказы Минстроя России от 17 июня 2014 г. № 298/пр и от 17 января 2014 г. № 11/пр.
Названные приказы адресованы высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, которые являются получателями субсидий из федерального бюджета, а не подрядчикам строительства. Такие органы обязаны представлять в Минстрой России справки поформе № КС-3, удостоверяющие освоение бюджетных средств.
Подрядчики этими приказами не руководствуются. Они действуют на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…».
То есть, действительно, в настоящее время уполномоченный орган по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства – это Минстрой России. Однако нормативного правового акта, который устанавливал бы, что формы № КС-2, № КС-3 являются обязательными к применению в правоотношениях, возникающих между заказчиком и подрядчиком, министерство не издавало.
Из приведенного письма Минфина России № 07-01-12/4833 непонятно, считают ли контролирующие органы, что формы № КС-2, № КС-3 необходимо обязательно применять в строительстве вообще.
Надеемся, что Минстрой России даст соответствующие разъяснения о своей позиции по этому вопросу.
Таким образом, если строительная компания к налоговым спорам не готова, безопаснее при сдаче выполненных работ оформлять унифицированные формы № КС-2, № КС-3.
Важно запомнить
И после 1 января 2013 года обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами.

Л.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

На основании каких первичных документов организация может принять расходы на текущий ремонт арендуемого помещения в целях уменьшения налога на прибыль (привлекаем стороннюю организацию, оказывающую услуги ремонта)? Обязательно ли оформлять КС-2, КС-3 или достаточно сметы и акта выполненных работ?

ОТВЕТ

Перечень документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ, обычно определяется заказчиком и подрядчиком на стадии заключения договора подряда.

Результаты выполнения работ могут быть оформлены актом произвольной формы. Главное, чтобы в нем были перечислены виды выполненных работ согласно смете и реквизиты, установленные ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Оформлять результаты работ актом по форме КС-2 и справкой КС-3 не обязательно, если это не предусмотрено условиями договора.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоимость строительных работ, осуществленных сторонней строительной организацией, подтверждается оформленными формами N КС-2, КС-3, а также актами произвольной формы.

Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 (утвержден Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ») применяется для сдачи-приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ (СМР) производственного, жилищного, гражданского и других назначений и составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае если заказчик не имеет претензий к их выполнению.

На основании акта по форме N КС-2 заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). При этом объем работ, зафиксированный в этих документах, должен соответствовать объему работ, предусмотренному проектной документацией и сметами на строительство.

Обратите внимание, что акт по форме N КС-2 составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а).

Журнал (форма N КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.

Как видите, применение формы КС-2 целесообразно при ведении строительных работ большого объема капитального характера (о чем говорит сама аббревиатура КС – капитальное строительство).

С 2013 г. применение унифицированных форм, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, не является обязательным. Акты о приемке работ могут быть оформлены в произвольной форме, главное, чтобы в них содержались обязательные реквизиты, среди которых:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание факта хозяйственной жизни;

д) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

е) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

ж) подписи названных лиц с указанием фамилий, инициалов или иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача выполненных работ по договору строительного подряда осуществляется по акту. Форма акта в ГК РФ так же, как и в НК РФ, не регламентирована. При заключении договора подряда стороны согласовывают, какими документами и по какой форме будут определяться объем и стоимость работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *