Что делать если не учится стих?

Привет, ребята! Помните, как в школе многим из нас с трудом давались стихотворения наизусть? Нынешним школьникам не легче.

Света из Новосибирска написала мне, что ей очень тяжело дается информация наизусть, которую надо заучивать слово в слово. Специально для таких мучеников науки я славно потрудилась и подготовила материал о том, как же учить стихотворения буквально за пять минут.

Полезные советы, методики и простые правила для всех, кому это нужно. Дорогие ребята! Надеюсь, что моя статья действительно будет вам полезна.

Обязательно напишите в комментариях, что помогает вам быстро учить стихотворения, и делайте репосты в профилях своих соцсетей — вашим друзьям этот материал тоже может быть полезен.

Вступление

Сдача стихотворений наизусть – одна из самых сложных школьных обязанностей, особенно тяжкая для некоторых учеников, не обладающих феноменальной памятью. Да и способным школьникам хотелось бы расправиться с таким заданием как можно быстрее – и в то же время не забыть выученное на следующий день.

На самом деле, быстро выучить стих наизусть не так уж и сложно – достаточно соблюдать ряд обязательных условий. О которых, конечно, расскажет Активная мама.

Необходимые условия

Принимаясь за изучение стихотворения, придерживайся следующий условий:

  1. Не нужно пытаться учить стих наизусть как в последний момент (с утра за завтраком или на переменке перед уроком), так и задолго до его сдачи (выученные стихи чаще всего довольно быстро «выветриваются» из головы). Идеальным вариантом будет изучение за 2 дня до сдачи, в вечернее время (лучше перед сном), хотя это уже индивидуально: если ты лучше запоминаешь информацию в утреннее время – учи стихотворение утром.
  2. Учи стих в полной тишине и одиночестве: выключи телевизор, отложи в сторону мобильный, попроси родных не мешать тебе, закрой дверь в комнату и полностью погрузись в процесс запоминания.
  3. Не принимайся за изучение на бегу, второпях, между делом, будучи раздраженным или чем-то расстроенным – плохое настроение или мысли о других, более важных для тебя вещах будут постоянно отвлекать и не позволят сосредоточиться на задании.

Пошаговая инструкция

Никогда не принимайся за изучения стихотворения наизусть, предварительно не прочитав его и полностью не усвоив его смысл. Хороший учитель перед тем, как задать изучение стихотворения, выразительно прочитает его перед классом и разберет с учениками его смысл, подскажет, где сделать интонационные акценты, и объяснит смысл непонятных слов.

Однако не всем везет с учителями, или на это просто может не хватить времени на уроке, поэтому придется разбираться самому:

  1. дважды выразительно, не торопясь, стараясь уловить ритм и темп, прочитай стихотворение вслух;
  2. во время чтения старайся вникать в смысл – его осознание значительно поможет в дальнейшем изучении;
  3. выстраивай цепочку ассоциаций, мысленно «рисуя» то, что описывается в стихотворении;
  4. если у тебя хорошо развита зрительная память, отличным подспорьем станет переписывание стихотворения на лист бумаги – при этом надиктовывай сам себе текст вслух, задействуя таким образом сразу два вида памяти;
  5. если ты хорошо воспринимаешь информацию на слух – запиши на диктофон свое выразительное чтение стихотворения (как вариант – найди и скачай стих в аудиоформате в Интернете) и несколько раз прослушай его;
  6. уясни смысл незнакомых тебе слов с помощью словаря.

Не думай, что мы зря теряем время, выполняя эти действия – на самом деле, во время них ты уже начал учить стихотворение наизусть и запомнил его значительную часть.

Чем ответственней ты отнесешься к первому этапу (который многие предпочитают игнорировать, сразу приступая к зачастую бессмысленной зубрежке), тем проще будет легко выучить стих в дальнейшем.

А теперь приступаем к окончательному заучиванию стиха:

  1. если ты переписал стих на бумагу – учи его именно с этого листа, а не с книги: написанное твоей рукой усвоится лучше;
  2. прочитай первую строку стихотворения и повтори ее вслух, оторвав взгляд от листа;
  3. далее строй цепочку: читай сначала 1-ю и 2-ю строку и повторяй их вслух, затем 1-ю, 2-ю и 3-ю и, наконец, все четыре строки строфы (если она состоит именно из 4-х строк – наиболее распространенная, но не единственно возможная структура);
  4. выучив наизусть первую строфу стиха, приступай к аналогичному изучению следующей строфы;
  5. изучив вторую строфу, повтори вслух первые две строфы; изучив третью – повтори все три и т.д.;
  6. продолжай изучать по такой схеме все стихотворение, обязательно делая 10-минутные перерывы между изучением 2-3 строф;
  7. перед самым сном прочитай стих и повтори его вслух целиком – с утра он должен крепко сидеть в твоей голове.

Благодаря постоянным повторам таким образом можно быстро выучить наизусть стих среднего размера (3-4 строфы) за полчаса.

Полезные советы

Если заучивание «не идет» – не мучь себя зря и оставь его на некоторое время. Часто бывает так, что не поддающийся изучению сегодня стих завтра учится легко и быстро. Если не выходит учить вечером, попробуй повторить это с утра – и наоборот.

Некоторым людям отлично помогает декламация стихотворения перед зеркалом.

При изучении стихотвореия вместе со своим ребенком (например, для детского сада), рекомендуется использовать метод мнемотаблиц, когда описываемый сюжет последовательно изображается в виде картинок – по ним ребенку будет легче воспроизвести стих.

Не учи строфы отдельно друг от друга – потом будет сложно связать их в одно стихотворение, будут возникать проблемы и запинки на стыке строф.

Возможно, легко выучить стих тебе поможет не только его многоразовое чтение, но и «пропевание» – вспомни, как быстро откладываются в голове тексты прослушанных песен. Попробуй пропеть стихотворение и понаблюдай за эффектом. Этот же способ хорошо применять при изучении стихотворения вместе с ребенком.

Специалисты советуют перед изучением стихотворения несколько раз прочитать его вслух с разной интонацией: пафосно, хихикая, страдая, злобно, тихо/громко, быстро/медленно и т.д. Эффект прогнозируется блестящий: возможно, после такого представления тебе даже не потребуется изучать стих по строчкам, а позитивный настрой будет обеспечен.

Популярен и совет ложить книгу с изучаемым стихом под подушку перед сном. Конечно, этот совет из разряда самовнушений, но при условии, что стихотворение ты выучил достаточно хорошо, лишним он точно не будет.

А это вообще возможно?

Ответ очевиден: только если речь идет о простом стихотворении в одну строфу (для детского сада или 1 класса) или ты обладаешь феноменальной памятью. При иных условиях на изучение стихотворения придется потратить немного больше времени в зависимости от его объема и сложности.

Чтобы быстро и легко учить стихи, а также усваивать другую информацию при подготовке к урокам, необходимо постоянно тренировать свою память, полноценно питаться и спать достаточное количество времени для своего возраста.

Что нужно знать

Из этой публикации вы узнаете, как можно легко и быстро выучить любое стихотворение!

Предыстория о том, почему я написал этот пост.

Сегодня я приехал в гости к моей тёте, а к ней часто заезжают мои племянники Даша и Матвей! Даша в 3-м классе, а Матвей во 2-м. Я их обожаю – они такие лапы!

Когда я приехал, то Матвей учил стихотворение из 16 строчек Плещеева «Осень наступила, высохли цветы…”

” и так далее))) Оказывается, они его с дедушкой типа «целый вечер” учили. Ну попросил его рассказать мне – он его повторил и … первые пару строчек (из оперативки) вспомнил по памяти. А дальше.. ну вы понимаете: Эээ… Ууу… Ааа.. и хорош.

Пусть он только во 2-м классе, а мнемотехника всегда работает! После вопроса: «Матвей, а тебе нравится учить эти стихи?” – и ответа «нет”, мы с ним решили сделать его дальнейшую школьную жизнь по запоминанию стихов легче и веселее. Посидели 15-20 минут, и он его запомнил наизусть, и рассказал нам всем без запинок)))

Как он это сделал? Ну и вообще – как вам это делать? Давайте это разберем!

Теория

Как вам выучить с ребенком стих: Самым простым методом, который легко объяснить второкласснику, является метод, когда он полностью представляет в голове всё, о чем рассказывается в стихотворении в виде образов, связывая их в единую историю.

  1. Когда вы с ним проработаете всю эту историю, то вы должны ему читать стихотворение, а он должен его представлять её у себя в голове. (желательно ему еще руками стараться показать те образы, которые должны у него возникнуть в голове. Ещё лучше, чтобы он вам их показывал.
  2. Далее пусть он сам прочитает этот стих несколько раз с той скоростью, с которой ему комфортно читать, и помогайте ему жестами представлять образы из истории, связанные со стихотворением.
  3. Пусть он представляет историю, и старается рассказать стихотворение!

Важно: хвалите его за каждую его удачно воспроизведенные 4 строчки, и говорите, что у него получится, если он что-то не может пока точно воспроизвести! Это стимулирует его вспоминать точнее и меньше ошибаться!

В общем, когда вы видите в своей голове все, что хотите рассказать, вам надо только связать рифмой те слова, которые вы помните. А это очень легко! Даже второкласснику.

Пример на практике:

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то как можно вернуть часть денег за покупки в интернет- магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кешбэк-сервисов, я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Конечно, когда я объясняю это не лично, а с помощью текста, у вас может не возникнуть полного понимания методики, но всё же лучше об этом написать, чем не писать!

Как выучить стих?

Давайте посмотрим это на практике! Возьмем то же стихотворение:

Осень наступила, Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

Прочитывайте строчку, и задавайтесь вопросом: «Как я могу это представить в последовательную историю???”. У вас будут ваши образы, а пока давайте представим по пунктам наше стихотворение,как бы я его запоминал:

Осень наступила (представьте деревья, с которых осенью падают желтые листья. Держите этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза «Осень наступила”)

Высохли цветы (желтый листок упал на цветок,и цветок прямо на ваших глазах высох. Держите и этот образ в голове, и прочитайте вслух 3 раза «Высохли цветы”)

И глядят уныло

Голые кусты (эти две строчки лучше соединить вместе: над цветком, который высох, растут кусты с большими глазами, которые глядят на вас, и моргают. При этом кусты голые: без листьев – одни только веточки. Снова держим образ, и добавляем строчки «И глядят уныло голые кусты”).

Сейчас просто представьте в вашем воображении всю описанную историю последовательно, и прогоните её от начала и до конца в вашем воображении 2-3 раза, чтобы вы не путались: осень, цветы, глядят кусты..

После этого прочитайте стихотворение 2-3 раза вслух.Читая стих в голове пусть представляется ваша история.

Дальше вам стоит лишь вспомнить начала истории, и стихотворение вспоминается само!

Как выучить большой стих, читайте в следующих постах.

Пример из жизни:

Отзыв от тех, кто уже использовал эту статью:

Спасибо большое. Я в 9 классе, надо было выучить стих Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…” благодаря вашей методике справилась за полтора часа, хотя память плохая. Ещё раз спасибо…

«Выучить стих от сих до сих»: как и зачем это вообще нужно

Это видео в интернете за короткий срок собрало миллионы просмотров: маленький мальчик не может выучить стих, поэтому уже, наверное, в сотый раз повторяет одну и ту же фразу: «Ласточка с весною в сени к нам летит…». Но у него ничего не получается: он злится, ругается, плачет, срывается на крик. Хотя в том, чтоб запомнить пару-тройку поэтических строф, нет ничего сложного. Методик, раскрывающих секрет, как легче выучить стихотворение, существует множество.

Заучивание наизусть стихотворных произведений – обязательный пункт школьной программы.

Но помимо этой принудительной причины учить стихи, есть еще немало других, которые не только косвенно возвращают нас в детство, но и делают интереснее нашу зрелость и старость, потому что это:

  • бесплатный, но весьма эффективный тренажер для памяти и гимнастика для мозга;
  • возможность расширить свой кругозор, литературные знания, научиться чувствовать поэзию и даже приобщиться к высокой литературе, тем самым пополнив свой культурный багаж;
  • развитие способности оценивать окружающий мир с точки зрения творческой составляющей;
  • спасение от болезни Альцгеймера и прочих нерадостных примет старости, связанных с атрофией клеток головного мозга;
  • развитие актерского мастерства;
  • развитие эмпатии и других чувственно-эмоциональных умений человека;
  • шанс стать интереснее для других людей: человек, который умеет ввернуть в разговоре поэтическую цитату, будет цениться в культурном обществе больше других;
  • домашние уроки по развитию речи: знакомясь с богатым лексиконом классиков, мы расширяем свой словарный запас.

В общем, знать стихи – это и приятно, и полезно. Осталось только научиться тому, как можно быстро выучить стих, чтобы уже в ближайшее время блеснуть своими знаниями в кругу друзей.

Факторы, влияющие на качество процесса

Все люди разные. Кто-то учит стихи легко и непринужденно: достаточно несколько раз прочитать текст, и он уже отложился в памяти. А для кого-то проблема, как быстро выучить стихотворение, становится неразрешимой. Но, несмотря на все различия, ни для кого нет ничего невозможного. Просто нужно принять во внимание некоторые факторы, которые могут повлиять на скорость и качество заучивания поэтических произведений. Особенно если это касается школьников:

  1. Окружающая обстановка – стихи лучше учить в тишине и в одиночестве, если же вас будут постоянно отвлекать посторонние шумы или другие люди, то вряд ли вы можете рассчитывать на достойный результат.
  2. Индивидуальные особенности памяти: кто-то лучше запоминает услышанное от других, кто-то – написанное самолично, а для кого-то идеальный вариант запомнить текст – это тот, когда он будет проговорен и прочитан самостоятельно.
  3. Культурный багаж: если ребенок с детства привык к литературе, если ему постоянно читали книжки, то он может чувствовать ритмику стиха на уровне подсознания.
  4. Время заучивания: считается, что мозг лучше всего работает с утра, поэтому основная нагрузка по запоминанию должна выпасть на это время, чуть позже, перед сном, нужно повторить текст, и на следующее утро он будет отпечатан в памяти.

Но что делать, если вы или ваш ребенок не обладаете лишним временем, если нет никакой возможности обеспечить подходящие условия для занятий? Как быстро выучить наизусть стих в таком случае? Очень просто – нужно призвать на помощь специальные методики.

Шаги к успеху

Прежде чем приступить к заучиванию стиха или прозаического отрывка, нужно принять как данность, что стихотворение, как и любое художественное произведение, может характеризоваться двумя категориями: формой и содержанием. И если мы хотим, чтобы стих отпечатался в нашей памяти, нужно проработать каждую из этих составляющих. На пути к успеху предстоит пройти несколько шагов:

  1. Прочитать стихотворение вслух и оценить, все ли слова в нем понятны, если нет – прояснить значение незнакомых выражений при помощи словаря, ведь чем проще будет смысловое восприятие текста, тем легче его запомнить.
  2. Оценить содержание стихотворение в целом, попытаться понять, о чем оно, а также какие чувства вызывает: личный эмоциональный отклик поэтического произведения в вашей душе поможет прописать его в вашей памяти.
  3. Прочитать стих еще пару раз, чтобы удостовериться, что в его содержании для вас не осталось белых пятен.
  4. Разбить стихотворение на строфы, если таковых нет, а если есть, то разделить текст на смысловые части.
  5. Читая каждую строфу по отдельности, пытаться нарисовать в своем воображении картинку того художественного мира, который создал поэт.
  6. Простучать ритм стихотворения ногой, рукой, карандашом – чем угодно.
  7. Подключить все виды памяти: переписать стихотворение на бумагу (лучше по строфам), а также попросить кого-нибудь прочитать вам его вслух, а дальше приступать непосредственно к заучиванию текста.
  8. Каждый отрывок учить построчно, причем процесс запоминания должен соответствовать схеме «+1»: сначала запомнить одну строчку, потом повторить ее вместе со второй, потом заучить первую, вторую и третью и так далее, но максимум до восьми строк.
  9. Если вы озадачены тем, как выучить быстро большой стих, то процесс аналогичен, только схема +1 строка повторится несколько раз.
  10. Можно воспользоваться подсказками: выпишите на листок слова, с которых начинается каждая строфа или смысловой отрывок, через них память «вытянет» все остальное.
  11. Если вам кажется, что вы уже все запомнили, сделайте перерыв минут на 15, а потом попытайтесь снова воспроизвести текст. Так выявятся проблемные места, которые надо будет проработать дополнительно.

Не исключена и такая ситуация: у вас вообще нет времени на заучивание. Допустим, вы или ваш ребенок просто забыли о домашнем задании по литературе. И вот вы в панике думаете о том, как быстро выучить стих наизусть за 5 минут, и впадаете в отчаяние от абсурдности задачи?

Не торопитесь сдаваться. Для таких забывчивых детей или тех, кому просто очень трудно дается процесс запоминания, интернет предлагает множество специальных программок. От ребенка потребуется только ввести текст в специальное поле, а дальше следить за его трансформацией и заполнять пропуски слов. Эмоционального отклика в детской душе такое заучивание, конечно, не найдет, но зато ваше чадо не пополнит список двоечников.

Быстрое запоминание

Многие люди говорят о том, что у них плохая память и что выучить стихотворение просто не получается. Но справиться с подобным заданием вполне под силу каждому. Необходимо просто знать, как быстро запомнить стих. Ведь существует специальная методика, позволяющая сделать это.

Дальше — интереснее!

Для того чтобы быстро выучить стихотворение, необходимо сделать следующее:

  1. Прочитайте его вслух не менее 2-4 раз.
  2. Теперь внимательно изучите текст и постарайтесь представить себе то, о чем в нем говорится. Ассоциации помогают, как легко выучить стих, так и наизусть выучить любую другую информацию.
  3. Снова прочитайте стихотворение, только сделайте это очень медленно, обращая внимание на каждое слово. Старайтесь запомнить род, число, форму и время каждого слова.
  4. Перепишите текст, это также поспособствует его запоминанию.
  5. Теперь возьмите написанный вами на листе стих и повторите первую строчку несколько раз. Добавьте вторую строку и повторяйте ее вместе с первой. Так, добавляя каждый раз по строке, можно как запомнить стих, так и выучить любой другой текст.

Специалисты рекомендуют после этого отложить книгу и лист с написанным четверостишиями и заняться чем-либо другим. Через 1-2 часа прочитать текст еще раз с листа и постараться повторить его по памяти. В случае неудачи надо будет еще несколько раз проделать действия, описанные в пунктах №1 и №2. Это поможет лучше запомнить информацию.

Как легко запомнить стих наизусть?

Существует и еще один способ, при помощи которого можно научиться, как быстро запоминать стихи, так и любую другую информацию.

  1. Прочитайте текст несколько раз вслух.
  2. После этого построчно повторяйте его, точно также как описано в первом способе. Как только доберетесь до конца стихотворения, повторите его один раз целиком и сделайте перерыв на 15-20 минут.
  3. По истечении этого времени прочитайте еще раз текст с бумаги и попробуйте повторить его по памяти. Если не получилось сделать это, например, первые 2-3 четверостишия запомнились, а вот конец текста не совсем, то следует еще 2-3 раза прочитать его с листа и опять сделать перерыв.
  4. Далее повторяем эти действия – 15-20 минут отдыха, которые сменяются прочтением стиха с листа и его повторением по памяти, до тех пор, пока полностью не получиться выучить его наизусть.
  5. Также рекомендуется начинать процесс запоминания стихотворения ранним вечером или в утренние часы. Именно в это время получиться выучить текст намного быстрее.

«Зазубривание» стихотворений для многих является целой мукой! Когда строчки переплетаются между собой, слова перемешиваются, и в голове остается лишь «каша»… Это стандартная история. Такое бывает у всех, даже у самых умных профессоров не все получается с первого раза.

Существует целый ряд методик и способов быстрого запоминания и воспроизведения, с которыми я попытаюсь Вас познакомить. Для начала, нужно представить в голове четкую структуру стихотворения. Это означает, что нужно вчитаться в каждое слово и попытаться представить динамику событий, которую хотел передать Вам автор. Что следует за чем, что происходит после чего и так далее… Для разных людей существуют разные способы более рационального заучивания.

Приведу некоторые из них:

  • Переписывание стихотворений в тетрадь, при этом стараться задуматься над каждым словом.
  • «Напевание». Да-да! Именно пение помогает некоторым легко запоминать большие стихи.
  • Представление стихотворений в жизни. Активная жестикуляция. Кому-то покажется это смешным, но это так!

Можно выделить два временных промежутка, которые больше всего подходят для нашей цели: когда вы сильно утомленны и хотите спать; с самого утра, на свежую голову.

Когда вы жутко устали и кажется, что больше ничего не сможете делать, то возьмите книгу и попробуйте поучить. У вас ничего не получится, но, зато, когда вы проснетесь утром, то будете помнить большую часть того, что пытались запомнить вчера! Вам останется только закрепить результаты.

Фишки

Как же многие школьники не любят учить стихи! А все потому, что делают они это неправильно. Для того чтобы выучить стих, совсем не нужно потратить целый вечер или даже два. Нужно просто правильно подойти к этому делу.

  • Этап 1. Сперва стихотворение нужно прочитать вслух 2-3 раза. Читая, не спешите и старайтесь представить все описанное в стихотворении. Будьте уверены, что уже после этого несложного этапа многое отложится в голове.
  • Этап 2. Теперь стихотворение нужно записать на бумагу. Так вы заставите работать еще один вид памяти. Не ленитесь и обязательно выполните задание второго этапа. Эта небольшая процедура ускорит выполнение домашнего задания в несколько раз.
  • Этап 3. Пришло время приступить к непосредственному заучиванию стихотворения. Желательно учить стих по листу, на который вы его переписали. Прочтите первую строчку и повторите ее, не глядя на лист. Повторите вторую строчку, а затем первую и вторую вместе. Таким образом учите по одному столбику.

Если вдруг какая-то часть стихотворения никак не поддается, то уделите ей больше времени. Перепишите ее на лист еще раз. Добейтесь, чтобы таких сложных для запоминания мест была как можно меньше. Самые сложные участки повторите на ночь и утром перед выходом в школу.

Таким несложным способом, выполнив советы всех трех этапов, можно выучить стих за 20 минут непосредственно за день до его сдачи.

После того, как в средней школе поселка Ольга в Приморском крае ученица 11-го класса зачитала нецензурные стихи, началась настоящая травля учительницы и тех, кто встает на ее сторону. Местная администрация заявила, что педагог не был готова к уроку, вела себя неподобающе. «Комсомолка» побеседовала с учителем литературы Эльвирой Юрьевной Семенцовой.

С чего все начиналось

Напомним, дочка директора школы, учащаяся в 11-м классе, на уроке литературы зачитала стихи авторства якобы Владимира Маяковского «Лежу на чужой жене», а также «Гимн онанистов». Школьницу не смутило наличие нецензурных слов в стихотворениях. На видео заметно, что девчонка начинает со всей серьезностью, а потом буквально давится от смеха. Как и ее сверстники за кадром. Правда, задание она выполнила спустя рукава: наизусть-то даже коротенькое стихотворение не выучила, заглядывает в телефон.

Школьница в Приморье читает матерное стихотворение

Эльвира Семенцова о своей школе и об этом классе на 20 учеников отзывается тепло. И с детьми, и с родителями отношения хорошие, коллеги в сложную минуту поддерживают. Маяковского — да, именно тогда проходили. Разбирали, что он эпатировал публику, просторечия не гнушался. Как и многие классики — что ж теперь, только матерное у доски читать? Даже если не считать того, что стихотворение это — не Маяковского.

«В сентябре 2017 года, когда опекун этой девочки стала директором школы, поведение ученицы немножечко изменилось, стало более свободным. Иногда она отказывалась выходить к доске, — рассказывает Эльвира Семенцова. — Тогда уже был самый конец урока, она поднимает руку и спрашивает: «Можно я расскажу стихи?». Я не стала возражать. Как только прозвучали первые нецензурные слова, я немного опешила».

Вот такой стих за авторством Маяковского нашла в сети ученица

По словам учительницы, директор им говорила, что девочка с нарушенной психикой, что остро реагировать на ее поступки нельзя.

«Я и не стала создавать конфликтных ситуаций, повышать голос. Попыталась возразить, а она в свою очередь сказала, что заменит нецензурное слово на «фаллос». Тогда я сказала: «Подожди, а как я должна теперь оценивать твое выступление с точки зрения учителя, нравственности…». Конечно же в классе кто-то комментировал происходящее фразой «ну это же дочка директора школы». Девочка тогда сказала, что прочитает другое стихотворение. Я подумала, что она решила исправиться, начала читать другое произведение, тоже с нецензурными словами. «Ну вы же сказали «по выбору», вот я и выбрала». Так извините, 19 человек поняли фразу «по выбору», а она почему-то нет! Поговорить успели мы и о том, что авторство Маяковского под этими строками спорное, некоторые приписывают их Олегу Григорьеву», — волнуясь, объясняет корреспонденту «КП» учительница литературы. Девочка ответила просто: что в интернете было, то и скачала.

Школьный стадион пришел в негодность

Для учительницы вызывали скорую

Школьница учится на «тройки», на занятия часто опаздывает. Теперь вот — маты у доски. Но казалось бы, девчонку можно было пожурить и на этом закончить. Но началась травля. Не девочки — учительницы.

Семенцова рассказала об инциденте классному руководителю девочки. А ролик тем временем стал путешествовать по телефонам и соцсетям. На Эльвиру Юрьевну и ее коллег, которые встали на ее сторону, стали давить.

В школе давно не проходил ремонт

«Директор от меня потребовала объяснительную, якобы для прокуратуры. Когда я сама пошла в надзорный орган, там мне сказали, что они ничего не истребовали. На собрании с завучем, девочкой и ее опекуном – директором школы, последняя сказала, что запретила ей читать эти стихи. Девочка же сказала, что папа ее поддержал. Еще говорила, что ненавидит Маяковского, что хотела показать, что он не поэт. Но можно другим способом донести свою точку зрения, нежели декламировать матерные стихи!», — восклицает педагог.

Через пару дней в школе директор собрала комиссию по этике. Копия документа имеется в распоряжении редакции «КП». Но вот только учителя, чье поведение должны были рассматривать, на этом собрании никто не ждал.

В этой мастерской у мальчиков проходят занятия по трудам

«Без решения педагогического совета, без каких-либо подписей была создана комиссия по этике. И там за глаза рассматривают вопрос о моих действиях, якобы не соответствующих педагогу! — разводит руками Семенцова. — На следующий день директор уехала во Владивосток и находилась там как минимум до вечера пятницы. В этот же день поступило распоряжение из местного отдела образования: срочно снять приказ о создании этой комиссии. Хорошо коллеги успели сделать копию».

Эльвира Семенцова все происходящее, конечно, близко к сердцу. Дошло до того, что на работу для учительницы пришлось вызывать скорую.

Виноват учитель?

В пятницу, 9 февраля, в школе прошло собрание с родителями, учителями и представителем отдела образования. Позиция администрации четко была озвучена: виноват учитель. Представители местных властей говорят, что вся эта ситуация — «просто кошмар».

«От этой ситуации мы все в шоке. Живем в глубинке, где все друг друга знают, но даже тут у нас происходят такие скандальные истории. На съемке видно, что учитель просто был не готов к уроку, вальяжно сидел за столом вел себя неправильно и хихикал», — рассказала «Комсомолке» Елена Мальцева, начальник отдела образования Ольгинского района Приморского края.

Чиновник сообщила, что с ученицей уже провели воспитательную работу, с девчонкой даже беседовал психолог, ее поставили на контроль в комиссии по делам несовершеннолетних.

Еще одна мастерская при школе

Такое не в первый раз

«Мы пришли к тому, что я сказала, что хочу, чтобы дети в спокойной обстановке сдали ЕГЭ, а сейчас из-за всего этого страдают ученики. Я через день вызываю скорую, мне колют успокоительное. Я не пошла на больничный, нахожусь на дневном стационаре, — продолжает Эльвира Семенцова. — Каждый человек может растеряться, но я не вела себя фривольно, это был конец урока, нельзя говорить, что я не была готова к нему. Даже дети извинились за поведение своей одноклассницы. Сама она, конечно, не извинилась».

Эльвира Семенцова также рассказала, что это уже далеко не первый случай, когда в школе из-за решений администрации школы возникают конфликтные ситуации.

«В конце мая мы обращались к главе района с просьбой, чтобы нам не ставили нового директора. Мы прекрасно знали, как Марина Александровна Морозова работала в других местах, как там человека она тоже довела до нервного срыва. Нам пообещали, но как оказалось, нас никто не услышал. В начале нового учебного года у нас сняли прежнего директора без объяснения причин и назначили нового, — говорит Эльвира Юрьевна. — После новогодних праздников в классе было холодно. +10 градусов, ребята из 5 «А» сидели в верхней одежде. Родители увидели эти фотографии у своих детей и отправили их в СМИ. Меня сразу убрали с этого кабинета и обвинили в том, что я руками родителей за спиной директора все это делаю».

Учитель считает, что ей попросту не дадут дальше работать в этой школе.

«У нас действуют двойные стандарты, одних учителей выгораживают, других – наоборот. Была ситуация, когда педагог откровенно гнобил ребенка, и в классе обсуждал, как ребенок будет вешаться. Потом учитель оправдала себя, сказав, что это была шутка, но родители вынуждены были сменить место жительства. Еще один случай был, когда ребенку стало плохо на уроке, он попросился выйти, другая учитель его не выпустила. Ребенка стошнило прямо на уроке, и учитель заставила его убирать за собой, а потом еще и объявила ему бойкот. До прихода этого человека на пост директора такого не было в нашей школе. Начались какие-то сталкивания учителей лбами, постоянное психологическое напряжение. Слушать нас никто не хочет», — резюмирует Эльвира Семенцова.

Мнение коллег и родителей

Наталья Александровна Крамаренко – преподаватель, вставший на защиту своей коллеги, – уверена, что руководство школы делает ошибочные выводы.

«Нам говорят, что учитель не готов к уроку, а как директор могла сделать этот вывод? Ее не было на уроке, нет никакого основания для таких выводов. Сейчас было собрание с учителями, родителями и представителем от отдела образования. Никто не говорил о том, что она не была готова к уроку. «Вальяжно сидела и хихикала»: это уже ее лично восприятие, я ничего такого не видела. У меня сегодня нашли какие-то неточные записи в журнале, вчера сделали замечание не в очень доброжелательной форме. Понятно, что тех, кто встал на защиту Эльвиры Юрьевны, не жалуют, но сколько может продолжаться этот прессинг?», — спрашивает Наталья Александровна.

На защиту учителя литературы встали и родители.

Ее коллеги и родители учеников намерены писать коллективное письмо в поддержку педагога, считая решение руководства школы неправильным.

Елена Анатольевна Федорченко – мама мальчика, который был на том самом уроке, она же председатель родительского комитета этого класса – возмущена до глубины души решением школьной администрации.

«Мой ребенок сказал, что учитель был готов к уроку. Другие также подтверждают — но доводы не возымели успеха. Директора до сих пор нет, она во Владивостоке, достучаться до нее не можем и донести эту позицию сейчас невозможно. Мы ходили с родительским комитетом к ней, чтобы услышать от нее какие-то объяснения, как матери, как директора… В отделе образования почему-то защищают директора. Мы так поняли из сегодняшней встречи, что они просто подруги. Родители поддерживали Эльвиру Юрьевну, высказали просьбу прекратить нападки на учителя, ведь детям нужно готовиться к ЕГЭ, учителю нужно проводить уроки, не нужно разваливать коллектив», — рассказала Елена Федорченко.

В департаменте образования прокомментировали сложившуюся ситуацию.

«Про увольнение педагога речи нет. После обнародования факта в классе проведено совместное родительское собрание — с детьми, родителями, педагогом. Учитель признал, что должен был остановить ученика. Сейчас в школе проводится проверка. По ее результатам будет дана оценка ситуации. Но причин увольнять педагога нет», — прокомментировали ситуацию в ведомстве.

При этом в департаменте отметили, что определенные меры в отношении преподавателя все-таки будут приняты. Соглашаются с тем, что педагога нельзя уволить и юристы.

«Лично со стороны учителя я не вижу никаких правовых нарушений. Это же не учитель заставила выучить школьницу нецензурное стихотворение, а девушка сама проявила такую инициативу. Таким образом, учитель ничего не нарушила. Сегодня, если пройти возле школы, можно таких отборных матов наслушаться от учеников, и при этом директора почему-то не берут за это ответственность на себя и не увольняются. Любого сотрудника могут уволить за профнепригодность, но этот факт еще надо доказать, а судя по видео, учитель не проявила какого-то явного непрофессионализма», — считает Павел Зелюнко, член ассоциации юристов России.

Пока неизвестно, чем закончится этот конфликт. Скорее всего, после того, как руководитель школы вернется в Ольгинский район, последует какое-то административное решение. Не исключено, что Эльвиру Семенцову могут попросту попросить уволиться. Однако коллеги педагога, попавшего в немилость школьной администрации, планируют защищать ее до последнего. Писать коллективные обращения во всевозможные инстанции, требовать справедливого решения этой щепетильной ситуации.

«Комсомолка» будет следить за развитием событий.

Однажды, когда я учился еще в 6 классе, со мной случилась такая неприятная история. Как-то перед уроком литературы я вспомнил, что нам задавали выучить стихотворение Пушкина «Зимнее утро», а вместо того, чтобы его учить накануне смотрел футбольный матч с отцом. Разумеется, я схватил учебник, начал читать стихотворение и пытался его зазубрить. Перемена, как назло, была короткая, и вскоре прозвенел звонок. Я испугался, что меня сейчас спросят, так как у меня было мало оценок в журнале, а четверть заканчивалась. Значит, я со всеми ребятами зашел в класс, все уселись по своим местам. Другие сидели нормально, тихонечко про себя повторяя стих, а я весь в напряжении сидел и дрожал.
И вдруг в класс вошла учительница. Она села на стул и поправила воротник на своем сиреневом пиджачке. Потом открыла журнал и начала просматривать фамилии, поочередно спрашивая, кто отсутствует сегодня на уроке. Потом на мгновение остановилась, видно поразмыслить, кого же первого вызвать к доске.
— Петров! Иди к доске!
И я неуклюже, спотыкаясь на каждом шагу о портфели одноклассников, поплелся через полкласса к доске отвечать злополучное стихотворение. По пути, обдумывая свой план действий, я решил не томить и сразу сказать ей, что не готов. А в оправдание придумал, что у меня заболела бабушка, и мне пришлось за ней ухаживать весь вечер.
— А что же ты в другие дни делал, когда у тебя еще не болела бабушка? – задала очевидный вопрос Татьяна Ивановна, и, заметив как я опустил глаза в пол, продолжила как бы давая мне время на дальнейшие размышления. – Ведь стихотворение вам я задавала еще в среду, а сегодня, мой дорогой, пятница!
— Я сидел с бабушкой. Она у меня всю неделю болела, — уже как-то пискляво промямлил я.
— Почему же тебе родители не помогали? Они ведь знают, что ты учишься в школе. И тебе нужно учить уроки.
— А они уехали в командировку, — резко ответил я на этот вопрос учительницы.
— Что и мама, и папа?! А ты остался один с больной бабушкой, которая не может встать с постели и нуждается в постоянном присмотре?
— Почему же не может? – искренне удивился я.- Может. Она за хлебом вчера ходила!
— Так она же больна.
— Да, это я зря сказал…-подумал я про себя.
— Та-аа-к! – уже чуть не кричала Татьяна Ивановна. –Хватит! Сейчас же звоню к вам домой.
— Ой, не надо, — спохватился я, а про себя подумал, что совсем уж заврался и надо говорить так, как оно на самом деле есть.
И я рассказал учительнице по литературе всю правду, которая стояла в том, что я на самом деле забыл выучить это стихотворение. Я покраснел, и мне стало стыдно. Татьяна Ивановна попросила дать ей дневник, а когда я его ей принес, поставила туда очень жирную «двойку» за урок литературы. А потом сказала:
— Очень даже заслуженно! Сказал бы правду сразу, я бы может подумала еще, а так…лапшу на уши мне тут вешал.
Ребята рассмеялись. А я теперь стараюсь почаще заглядывать в дневник и делать домашнее задание ко всем урокам вовремя! А уж тем более учить стихотворения по литературе…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *