Что такое подведомственная организация?

Для того чтобы все правовые основы страны приносили нужный результат, каждый государственный орган обязан точно выполнять те обязанности, которые были на него возложены. Причем делать это нужно только в рамках предоставленных полномочий, без попыток вторжения в работу других органов. Подведомственность — это один из инструментов, использование которого обеспечивает реализацию данного принципа.

Содержание

Суть понятия

Когда речь идет о различных общественных организациях и государственных органах, одним из основных критериев их работы является определение типов тех гражданских процессов, которые для них актуальны. Подведомственность — это тот элемент рассмотрения гражданского процесса, который выполняет задачу идентификации актуального круга дел для конкретного органа. Это эффективный способ разграничения юрисдикции, неоднократно доказавший свою актуальность.

В качестве примера можно привести судебные разбирательства. Перед тем как принять дело к производству, каждый суд должен, прежде всего, проверить, не относит ли закон рассмотрение конкретной ситуации к юрисдикции других органов. Именно такую проверку и можно назвать определением подведомственности.

Грани данного правового явления

Для того чтобы в полной мере понять суть процесса определения компетенции в отношении гражданских дел, стоит обратить внимание на различные направления деятельности, которые включают понятие и виды подведомственности.

Изначально нужно понимать, что подобный процесс правильно будет относить к исключительно производным юридическим фактам. Когда речь идет о выборе юрисдикции в рамках работы с конкретным делом, то решение принимается исходя из сведений, имеющих юридическое значение.

Устанавливается подведомственность каким-либо органам различными правовыми актами и законами, в которых зафиксированы общие правила, а также исключения из них. Именно с их помощью в каждом конкретном случае происходит разрешение вопроса относительно того, какой орган будет заниматься делом (исполнительная, судебная власть и др.).

Критерии подведомственности также включают также следующие элементы:

  • Субъектный состав (те, кто принимают участие в споре).
  • Характер спорного правоотношения. Здесь речь идет об основном взаимоположении субъектов в рамках спорного материального правоотношения.
  • Наличие договора, заключенного обеими сторонами, участвующими в споре.
  • Спорность права или же его бесспорность.
  • В качестве еще одного критерия выступает характер правового акта. В данном случае имеется в виду определение ненормативного или нормативного характера.
  • Важным является определение органа, принявшего упомянутый выше акт. Здесь есть смысл говорить о целой структуре, то есть всех инстанциях, участвовавших в процессе принятия документа.

На этом комплекс принципов не заканчивается. Другими словами, в зависимости от ситуации возможно использование в законодательстве и дополнительных критериев, позволяющих эффективно разграничить сферы компетенции.

Виды гражданской подведомственности

В зависимости от того факта, какой орган будет заниматься конкретным делом, можно разделить процесс выявления актуальной юрисдикции на несколько направлений:

  • подведомственность дел общественным организациям (сюда относится компетенция биржевых комиссий, третейского суда и др.);
  • судебная (арбитражный или общий);
  • административная.

На этом разграничения в процессе определения нужного органа для работы с конкретным делом не заканчиваются.

Множественная подведомственность

Если продолжать говорить о таком процессе, как разграничение подведомственности, то стоит отметить, что определение юрисдикции можно разделить также на исключительную и множественную. Вторая заслуживает больше внимания, поскольку имеет несколько видов:

  • Императивная. Данный термин используется для описания тех дел, которые рассматриваются несколькими органами, но при этом именно в той последовательности, которая определена законом. В качестве примера стоит привести прежний порядок рассмотрения трудовых споров: изначально ими занимались соответствующие комиссии и лишь потом суды, причем в порядке обжалования. Но современный ТК позволяет физическим лицам обращаться изначально в суд, не соприкасаясь с комиссией по трудовым спорам.
  • Договорная подведомственность. Это не что иное, как определение юрисдикционного органа посредством соглашения участвующих сторон.
  • Смешанная. В этом случае есть смысл говорить о сочетании императивного и альтернативного видов определения компетенции. Другими словами, лицо, являющееся инициатором спора, может принять решение относительно того, чтобы его дело рассматривали несколько органов. Но даже после того, как будет принято окончательное решение в рамках выбранной юрисдикции, всегда остается возможность его обжалования в суде.
  • Альтернативная. Имеется в виду возможность определения конкретного органа лицом, которое намерено получить защиту собственных прав. Раньше суть подобного права сводилась к разрешению делать выбор между судом арбитражным и общей юрисдикции (лишь по некоторым видам дел). Но по причине обновления процессуального кодекса и введения более четких принципов определения актуальной компетенции, данный вид подведомственности фактически исчерпал себя.

Чем чреваты ошибки

Стоит понимать, что нарушение подведомственности — это достаточно серьезная проблема. Закон так определяет механизмы данных процессов, что в случае неверного выбора органа юрисдикции может быть отменено все дело.

Это означает, что все усилия, которые были приложены до момента выявления нарушения, фактически сводятся к нулю. Но подобная реакция возможна и в самом начале процесса. Скажем, если спор, инициированный конкретными гражданами, не относится к компетенции суда, то исковое заявление изначально не будет принято еще на стадии обсуждения. Во всяком случае, так должно быть. Итогом станет передача по подведомственности, которая позволит закончить дело в полном соответствии с требованиями закона.

Если же ошибку зафиксировали в процессе ведения дела, то этого будет достаточно для того, чтобы остановить процесс.

Юрисдикция и подведомственность в рамках суда

Изначально любые процедуры определения судебной компетентности можно разделить на несколько типов:

  • Альтернативная подведомственность. Имеется в виду возможность рассмотрения гражданских дел в различных юрисдикционных органах, а не только в суде;
  • Исключительная. В этом случае речь идет о проверке гражданских дел, которая в итоге исключает возможность обращаться куда-либо помимо суда с целью защиты собственных прав.
  • Договорная подведомственность — это процесс определения компетенции, в основании которого лежит соглашение сторон о том, что дело может быть рассмотрено в третейском суде.
  • Условная. Этот процесс требует урегулирования спора во внесудебном порядке перед тем, как будет начато официальное рассмотрение дела.

Разграничение, как можно заметить, достаточно грамотное, что позволяет быстро определять актуальный орган для конкретного процесса.

Какие дела рассматривает суд

Помня о том, что подведомственность, по сути, является определением наиболее подходящей юрисдикции, есть смысл рассмотреть ситуации, когда гражданам стоит обращаться именно в судебные органы.

Если обратить внимание на законодательство, то можно выделить следующие виды дел:

  • Споры, которые возникли по причине трудовых, семейных и гражданских правоотношений. При этом хотя бы один из участников должен быть гражданином.
  • Дела, которые на основании ст. 231 ГПК причисляются к судебной компетенции, хотя представляют собой результат административно-правовых отношений.
  • Разбирательства, касающиеся споров, которые возникли на основании договоров по доставке грузов посредством прямого воздушного и железнодорожного сообщения между различными компаниями, предприятиями с одной стороны, и органами воздушного, а также ж/д транспорта с другой. Подобные споры вытекают, как правило, из международных соглашений.
  • Зафиксированные в ст. 245 ГПК дела особого производства.

В некоторых случаях суды могут рассматривать и другие виды споров, которые были отображены в законодательстве РФ.

Изменение подсудности

Если рассматривать ситуации в рамках судебной ветви власти, то стоит отметить, что в том случае, когда было установлено несоответствие спора компетенции выбранного суда, передача дела другому органу не произойдет. То есть, если дело по своему типу относится к юрисдикции другого судебного органа, оно останется на рассмотрении у прежнего.

Изменение подведомственности в данном случае возможно лишь при допущенной ошибке, согласно второй части ст. 33 ГПК. При этом допускается подача частной жалобы с целью перевода дела в другой суд или же получения отказа передачи. Но если и было совершено перенаправление, то процесс должен продолжаться в любом случае. При этом инициировать споры о подсудности законодательство не позволяет.

Актуальность судебной юрисдикции

Очевидно, что права обычных граждан нуждаются в защите, причем надежной. Именно современное судопроизводство и выполняет такую функцию. Причем граждане могут рассчитывать на грамотные и объективные разбирательства не только в случаях, описанных в ст. 25 ГПК, но также и в любых конфликтных ситуациях. Речь идет об ущемлении свобод и прав вследствие действий каких-либо органов управления и государственной власти, организаций и физических лиц.

Следовательно, в процессе определения судебной компетенции, вне зависимости от того факта, какие правоотношения стали причиной спора, физическое лицо может рассчитывать на рассмотрение дела. В случае отсутствия иного порядка, установленного законом, свобода и право любого гражданина подлежит судебной защите.

Возможные исключения

Случаев, которые не подведомственны суду, не так уж и много. В качестве примера можно привести почти все коллективные трудовые споры между профсоюзом либо же работниками предприятия и администрацией компании. Такие дела не относятся к судебной юрисдикции и подлежат рассмотрению в особом порядке.

Если рассмотреть индивидуальные трудовые процессы, то в этом случае суды не могут разрешать споры руководящих лиц, которые были избраны, назначены или утверждены на свою должность высшим органом РФ или государственной власти. В эту исключительную категорию попадают прокуроры, судьи, а также их заместители и помощники.

Итоги

Рассмотрев систему разделения компетенции между различным органами, можно утверждать, что методы определения юрисдикции достаточно практичны. Тем не менее, во избежание недоразумений во время разрешения споров, есть смысл внимательно изучить описанные выше принципы и указанные в законе исключения.

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Институт судебной подведомственности – совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Что Значит Подведомственная Организация

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом «(частное учреждение)» либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется «законом».

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со «статьей 296» настоящего Кодекса.

Подведомственность дела

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множест­венной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Здравствуйте.
Административное дело передано по подведомственности, чем грозит?

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам.

Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК).

Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Подведомственность гражданских дел

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множест­венной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебной порядке путем предъявления претензий.

Подведомственный филиал

В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 2 общество вправе иметь штампы со своим фирменным наименованием. Специальные печати для использования в филиалах и обособленных подразделениях и т. п.

являются разновидностями указанных штампов.

Такие печати должны содержать все обязательные реквизиты: ИНН организации, полное наименование организации на русском языке, ее местонахождение (субъект Российской Федерации).

Александр! Печать должна строго соответствовать наименованию орагнизации и подлежит замене при смене названия и подведомственности.

Утвердили акт Н-1 печатью филиала орагизации, на которой указана подведомственность к министерству, которое к тому времени было упрозднено.

На самом акте стоит подведомственность уже действующему на тот момент ведомству. Сегодня в организацию вернули данный акт с требованием привести его в соотвтствующий законодательству вид.

(ФСС не устроило что подведомственность на штампе и в самом акте не совпадают) Акт дотируется 1996 годом!

Вопрос:1) Есть ли у юридических лиц (ОАО) обязанность сменить печать при изменении подведомственности (в печати указано какому министерству подведомственна организация)

Кроме того изменения оттска печати необходимо зафиксировать в банке, где открыт счет и предоставить новую карточку с образцами подписей и печати. Как Вы поняли подведомственность не является обязательной частью печати организации, ее отсутствие в оттиске печати законно, но вот присутствие несуществующего Министерства не законно.

Прочитайте другие ответы юристов:

Ведомственная принадлежность предприятия и учреждения: определение, примеры

Ведомственная принадлежность государственного учреждения определяется достаточно просто. Важно понять, к какой сфере относится организация, тогда ее можно будет легко отнести к комитету или министерству, которое от лица государства управляет ею. Яркий пример – школа относится к сфере образования, поскольку находится в ведении соответствующего министерства Российской Федерации.

С государственными структурами особой сложности в определении данного параметра не возникает, поскольку все они так или иначе подчиняются различным министерствам, входящим в состав правительства РФ. А вот с частным предпринимательством не все так просто, поскольку они могут подчиняться сразу нескольким государственным структурам.

Важность исследования вопроса

Вопрос ведомственной принадлежности тех или иных предприятий к той или иной государственной структуре является очень важным, поскольку законодательство на текущий момент не дает конкретного ответа на данный вопрос.

Большая часть существующих промышленных заводов и фабрик были созданы еще во времена Советского Союза, и тогда их принадлежность формировалась согласно действующему на тот момент законодательству.

Особых сложностей не возникало, поскольку законодательство формировало порядок изменения подобной принадлежности для тех или иных организаций.

После распада СССР данная тема на какой-то момент времени была забыта, поскольку правительство страны было вынуждено решать более важные насущные вопросы.

Однако уже в начале 2010-х годов, когда по всей стране начались реорганизации и изменения, которые затронули исполнительную власть, пришлось к ней вернуться и начать разбираться в ситуации и накопившихся проблемах.

Поскольку на текущий момент имеется потребность в определении принадлежности подавляющего числа организаций к соответствующим министерствам, вопрос активно начал прорабатываться правительством РФ.

Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2017 год не дает четкого определения того, как именно следует определять ведомственную принадлежность тех или иных организаций.

Юристы, которые занимаются подготовкой документации по данной тематике, чаще всего ссылаются на 114-ю статью Конституции РФ, а также на 14-ю статью закона «О Правительстве Российской Федерации», поскольку именно благодаря этим двум документам осуществляется управление и контроль за федеральным имуществом.

При прочтении данных законодательных документов можно сделать вывод о том, что только выбранный федеральный орган осуществляет порядок управления государственным предприятием. Именно этот орган должен определить соответствующую принадлежность и подведомственность отдельно взятого предприятия и взять его на общий контроль.

Как определить принадлежность?

Текущая юридическая практика предполагает, что определить ведомственную принадлежность объектов, организаций и различных субъектов можно по наличию специального реестра юридических лиц.

В этом документе должны быть указаны все соответствующие лица, которые находятся в подчинении у того или иного органа исполнительной власти. Одномоментно с этим внутри данного органа должно быть утверждено положение, в котором также будут указаны данные организации.

Проблема заключается в том, что реестров в большинстве случаев просто не существует.

Если предприятие утратило свою принадлежность к органу власти из-за прошедших реорганизаций, то могут возникнуть определенные сложности с его правовым определением.

В частности, необходимо будет найти правопреемника ранее существовавшего органа, который получит его права и полномочия на управление организациями.

Если его удалось найти, тогда предприятие должно инициировать внесение данных о себе в перечень организаций, которые ему подчиняются.

А как на практике?

В теоретической части все выглядит достаточно прозрачно и понятно, однако на практике ситуация с определением ведомственной принадлежности зачастую складывается совсем по-другому. Правопреемника упраздненного федерального органа зачастую просто не получается установить.

Причины этого могут быть самые разные, чаще всего речь идет о том, что реорганизация проводилась достаточно сложным путем и во время ее проведения не были сразу же сформированы полномочия и сферы контроля новообразованных органов, которые относятся к исполнительной власти.

Еще одной причиной невозможности установить правопреемника может стать даже незаинтересованность вышестоящих органов.

Как правило, отраслевым министерствам вовсе не нужна головная боль в виде нового субъекта, нуждающегося в тщательном контроле.

Зачастую именно поэтому некоторые муниципальные учреждения могут подчиняться сразу же нескольким органам исполнительной власти или вообще ни одному из них.

Территориальная принадлежность

Чаще всего встает вопрос о ведомственной принадлежности территории к тому или иному федеральному органу.

На первый взгляд это кажется достаточно простым мероприятием, однако на деле необходимо использовать большое количество кадастровых документов для того, чтобы определить это.

При этом юридические лица зачастую вынуждены тратить большое количество времени на то, чтобы выяснить данную информацию.

Если вы планируете приобрести земельный участок в тихом и глухом лесу, вам также придется выяснять его принадлежность. В данном случае кадастровые карты будет достать намного проще, поскольку они публикуются даже на интернет-порталах, которые открыты для всеобщего пользования. Однако для его регистрации все же придется обратиться в соответствующее региональное представительство.

Что может помочь определить принадлежность?

Юридический адрес – одно из главных средств, которое может помочь понять, к какому органу исполнительной власти относится то или иное учреждение.

Во всяком случае определить региональную принадлежность вы точно сможете, а это уже половина дела.

Вообще, можно использовать абсолютно всю открытую информацию об организации, это не возбраняется законом и может помочь решить вопрос в кратчайшие сроки.

Сведения об учредителях также могут помочь вам определить данную принадлежность, их профессиональная деятельность в любом случае должна быть связана с определенной отраслью, которая контролируется свыше. Однако такая информация далеко не всегда находится в открытом доступе, и достать ее бывает сложно.

Образовательные учреждения

Ведомственную принадлежность образовательного учреждения определить достаточно просто, каждое из них находится в подчинении у регионального представительства Минобразования. Последнее, в свою очередь, контролируется непосредственно самим министерством, причем контроль осуществляется на самом высоком уровне. При этом речь идет как о муниципальных, так и о частных учебных организациях.

Последние обязаны постоянно представлять отчетную документацию о своей деятельности в контролирующую организацию, в случае ее отсутствия никто не разрешит осуществлять преподавательскую деятельность. Именно поэтому многие бизнесмены не торопятся открывать образовательное учреждение, опасаясь сильного давления со стороны надзорного органа.

Собственность и принадлежность: ИП

При рассмотрении ведомственной принадлежности форма собственности играет достаточно важную роль. Особенно часто это проявляется при ведении различных судебных процессов, одно из главных отличий заключается в том, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, а юридическое лицо – уставным капиталом, который может оказаться сравнительно небольшим.

Как правило, индивидуальные предприниматели подчиняются налоговой инспекции, но это касается лишь вопросов налогообложения.

В том случае, если речь идет о производстве каких-либо товаров или услуг, ранее им приходилось отчитываться о качестве своего продукта перед государством, последнее должно было поставить отметку о его соответствии общепринятому стандарту. Сейчас этого уже не происходит.

Собственность и принадлежность: ООО

Ведомственную принадлежность ООО определить также достаточно сложно. Одна из причин этого – отсутствие закрепленного определения данного термина. Одни трактуют его как госструктуру, которая должна заниматься обслуживанием учреждения и контролировать его корректную работу. В данном смысле речь идет о вышестоящей организации, что тоже не совсем верно.

Понятие принадлежности более свойственно бюджетным и государственным организациям, поскольку именно они контролируются комитетами и министерствами. Именно с помощью ведомств государство регулирует, контролирует и координирует деятельность подконтрольных учреждений и организаций.

Что делать, если не получается определить принадлежность?

Ведомственная принадлежность, виды которой являются предметом споров юристов-теоретиков, может быть определить достаточно сложно. Если вы не можете самостоятельно сделать этого, понадобится направить запросы во все органы исполнительной власти, которые по вашему предположению могут являться контролирующим органом интересующего вас учреждения.

Ответы, поступившие вам, обязательно должны быть письменными и обладать печатью министерства, только в этом случае они будут являться действительными. Обратите внимание на то, что ответ на письменный запрос может прийти через 2-4 недели после отправки, столь длительный срок обработки связан с большим количеством корреспонденции, поступающей в данные организации.

А если и это не помогло?

Если подведомственность все же установить не удалось и вам в этом не помог даже юридический адрес, необходимо переадресовать свой запрос в вышестоящую инстанцию – Федеральное агентство, которое занимается управлением федеральным имуществом. В свое письмо необходимо вложить все официальные ответы, полученные вами от всех министерств, в которые вы ранее обращались.

В свою очередь, агентство должно перенаправить ваше письмо в правительство РФ и приложить к нему собственный запрос, согласно которому унитарное предприятие должно будет обрести собственный контролирующий орган.

Это будет осуществлено на основании постановления правительства РФ, которое было принято еще в 1998 году, согласно ему именно федеральные органы должны осуществлять контроль за существующим федеральным имуществом.

В том случае, если вы не получили своевременного ответа на собственный запрос, вы можете связаться с надзорным органом, в который вы его направили, и уточнить его судьбу.

В том случае, если письмо не было получено, вы можете уточнить причину этого в том почтовом отделении, в котором его отправили.

Обратите внимание: лучше всего отправлять письмо с объявленной ценностью, это увеличивает шансы на то, что оно дойдет до адресата.

Заключение

Точной формулировки того, что значит ведомственная принадлежность, на сегодняшний день не существует. По мнению юристов, это существенно затрудняет работу целого ряда ведомств, несущих ответственность за контроль бюджетных и частных организаций. Их длительная трудовая деятельность зачастую сводится на нет из-за разной трактовки терминологии разными деятелями юридической сферы.

Обратите внимание на то, что контролирующий орган и орган, в чьем ведомственном подчинении находится структура, могут не совпадать. Такое явление возникает из-за деления руководства на административное и функциональное.

Например, работники школ, университетов и институтов административно могут подчиняться районной администрации, а функционально – Министерству образования.

Впрочем, для государственных учреждений такое деление не свойственно, оно больше характерно для частных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *