Дежурная по станции

Должностная инструкция дежурного по железнодорожной станции

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция дежурного по железнодорожной станции

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории специалистов.

1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается лицо, имеющее в зависимости от класса станции:

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по разъезду и посту — среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции V класса — среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции IV класса — среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1-2 лет;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной стьанции III класса — среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2-3 лет;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции II класса — высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции I класса — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3-4 лет;

— при выполнении должностных обязанностей дежурного по железнодорожной станции внеклассной — высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 4 лет.

1.3. Дежурный по железнодорожной станции назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и подчиняется непосредственно .

1.4. Дежурный по железнодорожной станции должен знать:

— Правила технической эксплуатации железных дорог;

— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

— Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;

— приказы, распоряжения и указания органов управления железной дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;

— методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу обязанностей;

— техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции;

— принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки, связи;

— график движения поездов, план формирования поездов, правила перевозок грузов;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

— положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

— .

1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

1.6. .

2. Должностные обязанности

Дежурный по железнодорожной станции:

2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения, выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах, техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы станции.

2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.

2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам исполнительных постов.

2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.

2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру, контролирует их готовность.

2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах станции и примыкающих к ней перегонов.

2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов.

2.8. Ведет поездную и другую документацию.

2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной автоматизированной системы оперативного управления перевозками.

2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции, приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы, безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.

2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.

2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.

2.13. .

3. Права

Дежурный по железнодорожной станции имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. .

4. Ответственность

Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. .

1. Общие положения
1.1. Дежурный по железнодорожной станции относится к категории
специалистов.
1.2. На должность дежурного по железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от класса станции:
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по разъезду и
посту — среднее профессиональное (техническое) образование без
предъявления требований к стажу работы;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции V класса — среднее профессиональное (техническое)
образование и стаж работы по профилю не менее 1 года;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции IV класса — среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 1-2 лет;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной стьанции III класса — среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2-3 лет;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции II класса — высшее профессиональное (техническое)
образование без предъявления требований к стажу работы или среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю
не менее 3 лет;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции I класса — высшее профессиональное (техническое)
образование и стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю
не менее 3-4 лет;
— при выполнении должностных обязанностей дежурного по
железнодорожной станции внеклассной — высшее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 2 лет или
среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по
профилю не менее 4 лет.
1.3. Дежурный по железнодорожной станции назначается на должность и
освобождается от нее руководителем предприятия и подчиняется
непосредственно ________________________________________________________.
1.4.

Дежурный по железнодорожной станции должен знать:
— Правила технической эксплуатации железных дорог;
— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
— Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
— приказы, распоряжения и указания органов управления железной
дороги, регламентирующие работу дежурного по станции;
— методические, нормативные и другие руководящие материалы по кругу
обязанностей;
— техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы
станции;
— принцип устройств работы сигнализации, централизации, блокировки,
связи;
— график движения поездов, план формирования поездов, правила
перевозок грузов;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и правила пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
— положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
— _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия дежурного по железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.
2. Должностные обязанности
Дежурный по железнодорожной станции:
2.1. Руководит движением поездов на станции или в пределах
закрепленного района управления, обеспечивает безопасность движения,
выполнение графика движения и маневровую работу в соответствии с
требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации железных
дорог; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах,
техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы
станции.
2.2. Оценивает поездную обстановку и фактическое положение на
станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и
маневровой работы с учетом сложившейся ситуации.
2.3. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,
отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений с пульта
управления устройствами электрической централизации стрелок или сигналов
или дает распоряжения на приготовление маршрутов работникам
исполнительных постов.
2.4. Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по
показаниям приборов управления или докладам исполнителей, закрепление
составов и вагонов на путях станции тормозными устройствами порядком и по
нормам, установленным техническо-распорядительным актом станции.
2.5. Предъявляет составы к техническому обслуживанию и коммерческому
осмотру, контролирует их готовность.
2.6. Выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам
организации движения поездов, ведет переговоры с дежурными соседних
станций, машинистами локомотивов и других подвижных единиц в пределах
станции и примыкающих к ней перегонов.
2.7. Оформляет и выдает предупреждения, разрешения; передает приказы
на прием и отправление поездов.
2.8. Ведет поездную и другую документацию.
2.9. Получает (вводит) поездную и оперативную информацию из дорожной
автоматизированной системы оперативного управления перевозками.
2.10. Обеспечивает выполнение сменного плана работы станции,
приказов, распоряжений и указаний руководства железной дороги, отделения
железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы,
безопасности движения, правил по охране труда и технике безопасности.
2.11. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками,
участвующими в перевозочном процессе.
2.12. Контролирует соблюдение ими трудовой и технологической
дисциплины.
2.13. _____________________________________________________________.
3. Права
Дежурный по железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов структурных
подразделений информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.5. ______________________________________________________________.
4. Ответственность
Дежурный по железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.

2.1. Профессии и должности работников ОАО «РЖД», длительное время работающих на станциях и участках железных дорог с дефицитом трудовых ресурсов, перечень которых ежегодно утверждается в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 28 марта 2008 г. № 619р.

2.2. Профессии и должности работников ОАО «РЖД», указанные в п. 1 стандартов жизнеобеспечения работников ОАО «РЖД», постоянно проживающих отдаленных линейных железнодорожных станциях, перечень которых утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 11 сентября 2013 г. № 1948р.

2.3. Профессии и должности молодых специалистов ОАО «РЖД», работающих на предусмотренных трудовым договором станциях, входящих в перечень железнодорожных станций, находящихся в отдаленной местности с отсутствующей или неразвитой социальной инфраструктурой, для предоставления дополнительных льгот, гарантий и компенсаций молодым специалистам ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2014 г. № 3241р.

2.4. Работники со статусом молодого специалиста, принятые на работу в ОАО «РЖД» после окончания образовательной организации на основании договора о целевой подготовке, договора на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (авторский класс) или направленные на работу образовательной организацией по заявке подразделения ОАО «РЖД», при приеме или переводе в подразделение ОАО «РЖД», которое по административно-территориальному делению расположено в населенном пункте, отличном от места постоянного проживания работника и места расположения подразделения ОАО «РЖД», являющегося для работника предыдущим местом работы, независимо от занимаемой должности.

2.5. Работники структурных подразделений, расположенных на участках Байкало-Амурской магистрали от железнодорожной станции Лена (включая станцию) до железнодорожной станции Комсомольск-на-Амуре (исключая станцию), от железнодорожной станции Штурм до железнодорожной станции Нерюнгри-Грузовая (включая обе станции) и от железнодорожной станции Известковая (исключая станцию) до железнодорожной станции Чегдомын (включая станцию):

Начальник отдела (сектора, центра)

Заместитель начальника отдела (центра)

Мастер участка производства восстановительного поезда Дирекции аварийно-восстановительных средств

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений

Плотник Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений

Слесарь-сантехник Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Мастер участка производства дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Оператор дефектоскопной тележки дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Ремонтник искусственных сооружений дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры

Диспетчер (все наименований) Дирекции инфраструктуры

Дежурный по парку Дирекции управления движением

Оператор при дежурном по железнодорожной станции Дирекции управления движением

Составитель поездов Дирекции управления движением

Дежурный локомотивного депо (оборотного) Дирекции тяги

Электромонтер всех наименований дистанции электроснабжения Дирекции по энергообеспечению

Начальник ремонтно-ревизионного участка дистанции электроснабжения Дирекции по энергообеспечению

Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи Дирекции связи

Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений путевой машинной станции (опытной) Дирекции по ремонту пути

Мастер всех наименований путевой машинной станции (опытной) Дирекции по ремонту пути

Монтер пути путевой машинной станции (опытной) Дирекции по ремонту пути

Составитель поездов Дирекции по ремонту пути

Начальник железнодорожного вокзала 3 класса Дирекции железнодорожных вокзалов

Электрогазосварщик Дирекции по тепловодоснабжению

Начальник участка производства Дирекции по управлению терминально-складским комплексом

Начальник грузового района Дирекции по управлению терминально-складским комплексом

2.6. Работники отдельных структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» расположенных в границах железных дорог:

Октябрьская железная дорога

станция Лужская

Начальник станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов Дирекции управления движением

Начальник грузового района железнодорожной станции Дирекции управления движением

Оператор при дежурном по железнодорожной станции Дирекции управления движением

Дежурный по сортировочной горке Дирекции управления движением

Дежурный станционного поста централизации Дирекции управления движением

Составитель поездов Дирекции управления движением

Московская железная дорога

Монтер пути Московско-Курской, Московско-Горьковской, Московско-Савеловской, Бекасовской, Голутвинской, Куровской, Александровской и Жилевской дистанций пути Дирекции инфраструктуры

Монтер пути путевой машинной станции № 58 Софрино, опытных путевых машинных станций № 68 Купавна и № 103 Фаустово Дирекции по ремонту пути

Электромеханик (включая старшего) и электромонтер ремонтно-ревизионного участка Московско-Курской, Люберецкой, Панковской, Мытищинской, Лобненской, Московско-Смоленской, Покровско-Стрешневской, Московско-Павелецкой, Внуковской, Железнодорожной дистанций электроснабжения Дирекции по энергообеспечению

Горьковская железная дорога

Начальник участка производства Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений

станция Вековка

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Северная железная дорога

станция Елецкая

Начальник производственно-технического отдела дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Инженер дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Дежурный по переезду дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Диспетчер дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Оператор дефектоскопной тележки дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Специалист по управлению персоналом дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Специалист по охране труда дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Технолог дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Техник дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Экономист дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Северо-Кавказская железная дорога

станции Кутейниково, Миллерово, Чертково

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры

станции Сочи, Адлер, Альпика-Сервис и Олимпийский парк

Заместитель начальника вокзала Дирекции железнодорожных вокзалов

Главный инженер вокзала Дирекции железнодорожных вокзалов

Начальник аэровокзального комплекса Дирекции железнодорожных вокзалов

Юго-Восточная железная дорога

станция Зайцевка

Начальник железнодорожного вокзала Дирекции железнодорожных вокзалов

Забайкальская железная дорога

станции Андриановка и Могойтуй

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Оператор электронно-вычислительных машин дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Сигналист дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Составитель поездов Дирекции управления движением

Приемосдатчик груза и багажа Дирекции управления движением

станция Могойтуй

Начальник технического отдела дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Технолог дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Инженер дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Техник дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Специалист по управлению персоналом дистанции пути Дирекции инфраструктуры

станция Артеушка

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры

Электромонтер всех наименований дистанций электроснабжения Дирекции по энергообеспечению

станции Могзон, Зилово, Амазар, Ерофей Павлович, Талдан, Сковородино, Магдагачи и Завитая

Оператор электронно-вычислительных машин дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Сигналист дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

от станции Зилово до станции Магдагачи

Монтер пути дистанции инженерных сооружений Дирекции инфраструктуры

Оператор дефектоскопной тележки дистанции пути Дирекции инфраструктуры

станция Соктуй

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

станция Возжаевка

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры

станции Хадабулак, Оловянная

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

станция Оловянная

Мастер участка производства контрольного поста вагонного депо Дирекции инфраструктуры

станции Сковородино, Амазар, Зилово

Начальник производственно-технического отдела дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Дальневосточная железная дорога

станция Высокогорная

Монтер пути дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций дистанции инженерных сооружений Дирекции инфраструктуры

Ремонтник искусственных сооружений дистанции пути Дирекции инфраструктуры

Ремонтник искусственных сооружений дистанции инженерных сооружений Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования дистанции инженерных сооружений Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции сигнализации, централизации и блокировки Дирекции инфраструктуры

Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи дистанции электроснабжения Дирекции по энергообеспечению

Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования Дирекции по ремонту тягового подвижного состава

Электромеханик Дирекции по ремонту тягового подвижного состава

Дежурный по Станции

Дежурный по Станции

Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

  • Полное название: дежурный по железнодорожной станции
  • Телеграфный шифр: ДСП (ДС-начальник станции + П-сменный помощник)

Права и обязанности

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве маневров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции — одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте — залог безопасности пассажиров и перевозок грузов.

См. также

  • Машинист локомотива

[Статья] Общие права и обязанности дежурного по станции

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ

Дежурный по станции (ДСП) — это сменный командир станции, который во время дежурства единолично распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов, а также всеми маневровыми передвижениями подвижного состава по главным и приемо-отправочным путям, а там, где нет маневрового диспетчера, — и по остальным путям станции.
На крупных станциях может быть несколько дежурных по станции, постам или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции, посту или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Никто, кроме дежурного по станции, не может отдавать распоряжений о приеме, отправлении и пропуске поездов и производстве маневров на путях, по которым следуют поезда или с которых возможен выход подвижного состава на пути или маршруты следования поездов.
Машинисты ведущих локомотивов (электропоездов) и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются на станции распоряжениям дежурного по станции.

НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ

На должность дежурного по станции назначаются лица в возрасте не моложе 18 лет, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения по специальности эксплуатация железных дорог, профессионально-технические и технические училища Государственного комитета СССР по профтехобразованию по профессии дежурного по станции, а также лица, самостоятельно подготовившиеся к занятию должности дежурного по станции и имеющие при этом не менее годичного стажа работы на железнодорожном транспорте в должностях, связанных с движением поездов (составителя поездов, дежурного стрелочного поста, оператора и т. п.).
Все лица, назначаемые на должность дежурного по станции, должны пройти медицинское обследование для определения годности их к выполнению работы дежурного по станции согласно положению о медицинском осмотре. Принятые на работу периодически один раз в три года проходят медицинский осмотр.
Лица, назначаемые на должность дежурного по станции, должны выдержать испытания и в последующем периодически, один раз в два года, проверяться в знании: Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР (ИСИ), Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР (ИДП), правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, должностных обязанностей. Эти испытания проводятся для:

запасных дежурных по станции — комиссией при отделе движения отделения дороги под председательством начальника отдела движения;
дежурных по станции, посту и парку станций внеклассных, I и II классов — комиссиями на этих станциях под председательством начальника станции;
дежурных по станции III, IV и V классов — комиссиями на этих станциях под председательством ревизора движения.
Для дежурного по станции установлен следующий объём знаний:
Правил технической эксплуатации. Введение. Глава I. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта. Глава 2. Общие положения. Габарит (пп. 2.1—2.6). Глава 3. Сооружения и устройства путевого хозяйства (пп. 3.5, 3.6, 3.7, 3.9, 3.14, 3.15, 3.17—3.20. 3.22, 3.24, 3.27, 3.30, 3.33). Глава 4 (п. 4.4). Глава 5. Сооружения и устройства станционного хозяйства (пп. 5.1—5.8). Глава 6. Сооружения и устройства сигнализации и связи (пп. 6.1, 6.2, 6.6, 6.11, 6.13, 6.16, 6.18—6.22, 6.25—6.27, 6.33, 6.37, 6.38, 6.41, 6.45, 6.47—6.52). Глава 7. Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог (пп. 7.8—7.10). Глава 8. Осмотр сооружений и устройств и их ремонт (пп. 8.1—8.10). Глава 9. Подвижной состав. Общие требования (пп. 9.1, 9.9, 9.11). Глава 11. Тормозное оборудование и автосцепное устройство (пп. 11.1—11.6). Глава 12. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (пп. 12.1, 12.8, 12.9, 12.11, 12.12). Организация движения поездов. Глава 13. График движения поездов. Глава 14. Раздельные пункты. Глава 15. Организация технической работы станций. Глава 16. Движение поездов (кроме пп.16.36—16.46);
Инструкции по сигнализации — в полном объеме;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе — в полном объеме.
Испытания в знании правил и инструкций проводятся в производственных условиях. Выдержавшими испытания считаются работники, показавшие твердые знания и умение правильно применять правила и инструкции на практике.
Работникам, не выдержавшим испытаний, экзаменационная комиссия устанавливает дополнительное время (не более месяца) для подготовки к повторным испытаниям. Лица, не выдержавшие испытаний вторично, переводятся на работу, не связанную с движением поездов, или на такую работу, которая связана с движением поездов, но требует меньшего объема знаний и соответствует уровню подготовки работника.
Независимо от проведения периодических испытаний лица начальствующего и ревизорского состава в необходимых случаях (при проверках на станциях состояния хозяйства и дисциплины, при допущении работником нарушений должностных обязанностей и др.) могут дополнительно проверять знания дежурных по станции и умение применять правила и инструкции.
Назначение дежурного по станции на работу производится приказом начальника станции (внеклассной и I класса) или начальника отделения дороги (все остальные станции). Все впервые назначаемые на должность дежурного по станции должны не менее шести дежурств (в зависимости от сложности работы) проработать в качестве вторых лиц под наблюдением и ответственностью опытных дежурных по станции. Допуск дежурного по станции к самостоятельной работе оформляется приказом начальника станции лишь после того, как он совместно с электромехаником убедится, что назначенный на должность дежурного по станции работник освоил местные особенности станции, умеет управлять устройствами сигнализации, централизации, блокировки и связи и правильно действовать при неисправности этих устройств.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ОТДЫХ ДЕЖУРНОГО ПО СТАНЦИИ. ОПЛАТА ТРУДА

Начало и окончание работы, а также еженедельные дни отдыха дежурного по станции определяются сменным графиком дежурства с 8- или 12-часовой непрерывной продолжительностью работы. Фактическая продолжительность рабочей недели не должна превышать 41 ч, а средняя продолжительность ежедневного рабочего времени —7 ч.
Для дежурных постов маршрутно-релейной централизации, работающих на станциях внеклассных и I класса, установлено нормальное рабочее время 36 ч в неделю.
Если все рабочее время дежурный по станции не загружен прямыми обязанностями, на него по согласованию с профсоюзным комитетом можно возложить дополнительную работу: продажу пассажирских билетов, прием и выдачу багажа и грузов, обслуживание стрелочных переводов и др. Общее количество сверхурочных часов не должно превышать 24 в течение месяца и 120 в течениё года.
Один раз в год дежурному по станции предоставляется оплачиваемый государством отпуск продолжительностью 15 дней, не считая праздничных и воскресных, приходящихся на этот период. Для дежурных по станциям внеклассным, I и II классов и запасных дежурных по станции начальники станций (или начальник отделения дороги) по согласованию с профсоюзным комитетом (или райпрофсожем) устанавливают дополнительные отпуска продолжительносью 6 или 12 рабочих дней.
Право на отпуск дежурный по станции получает по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. Отпуска во второй и последующий годы предоставляются в любое время в соответствии с графиком, предусматривающим распределение их равномерно в течение года, чтобы не усложнять работу станции. Очередность отпусков устанавливает начальник станции по согласованию с профсоюзным комитетом.
В зависимости от классности станций для дежурных по станциям установлены определенные месячные оклады, включающие в себя и доплату за работу в ночное время. Труд запасных дежурных по станциям внеклассных и I класса оплачивается по минимальным ставкам, предусмотренным для дежурных по станциям этих классов.
При обслуживании нескольких станций других классов должностные оклады запасным дежурным по станциям назначаются в размерах, установленных для дежурных по станциям высшего класса из числа обслуживаемых этими дежурными станций. В целях повышения заинтересованности в наилучшем использовании производственных резервов, росте перевозок и улучшении качественных показателей железных дорог дежурным по станциям, кроме должностных окладов, на основе особых положений о премировании выплачиваются премиальные вознаграждения.
Работникам ряда должностей, связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, в том числе и дежурным по станции, установлена форма одежды и знаки различия. Дежурные по станциям внеклассным, I, II и III классов относятся к среднему начальствующему составу; дежурные по станциям IV и V классов — к младшему.

Дежурный по станции

Работа Дежурного по станции ОАО «РЖД» // Владлен МишинЖелезнодорожные профессии: дежурный по железнодорожной станции // WikiRail

Дежурный по железнодорожной станции — сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом-отправлением поездов и маневровой работой в пределах своей станции (района станции, парка — на многопарковых станциях). В непосредственном подчинении у дежурного по станции находятся все сменные работники станции.

Работы, выполняемые дежурным по станции

Дежурный по станции дает распоряжения по приему и отправлению поездов, поддерживает связь с соседними станциями, поездным диспетчером и машинистами локомотивов на примыкающих к станции перегонах, обеспечивает выполнение графика движения и плана формирования поездов, маневровой работы, дает по радиосвязи информацию о прибытии и отправлении поездов.

Медицинские противопоказания

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • повышенная сонливость;
  • нервные и психические заболевания.

См. также

  • Вокзал
  1. szd.rzd.ru Железнодорожные профессии.
  2. profvibor.ru/masterskie/catalog/?SECTION_ID=136&ELEMENT_ID=2669
Навигация по темам
Железная дорога
Основные понятия Железная дорога • Поезд • Пассажирский поезд • Железнодорожный путь • Инциденты
Подвижной состав Локомотивы: Паровоз · Мотовоз · Тепловоз · Электровоз • Моторвагонный: Дизель-поезд · Электропоезд (электричка, аэроэкспресс) · Автомотриса • Дрезина • Вагон • Гондола (вагон)
Инфраструктура Раздельные пункты: Станция · Разъезд · Обгонный пункт · Путевой пост • Вокзал • Депо • Сортировочная горка
Движение поездов Прибытие и отправление · Скрещение и обгон • Светофор · Сигналы светофоров • Блок-участок • Перегон • Крушение поезда
Профессии Помощник машиниста • Дежурный по станции • Поездной диспетчер • Проводник
Разное Бронепоезд Ким Чен Ира • Вагон класса Люкс РЖД • Вагон Аллы Пугачёвой • Выпадение из поезда • Мост над железной дорогой • Объявления в электричках • Попадание под поезд (под Сапсан) • Сапсан (поезд) • Случай с поездом № 1702 • Трейнспоттинг • Фирменные поезда: Берёзка, Интурист, Latvijas Ekspresis

Дежурный по станции

На станции Лёвшино работают два дежурных по станции (ДСП — 1 и ДСП — 2). Дежурный по железнодорожной станции Левшино должен знать порядок приема, отправления поездов, производство маневровой работы, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

При вступлении на дежурство ДСП 1 должен:

  • · Пройти целевой инструктаж по охране труда и технике безопасности;
  • · Ознакомится с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, наличием и расположением подвижного состава на приемо — отправочных путях;
  • · Ознакомиться с записями в журнале диспетчерских распоряжений, журнале осмотра, журнале поездных телефонограмм, журнале выдачи предупреждений и других книгах и журналах, которые ведутся на станциях;
  • · Проверить наличие пломб на устройствах СЦБ согласно описи, составленной старшим электромехаником и ДС, и утвержденной ШЧ;
  • · Убедиться в наличие контроля положения стрелок;
  • · Проверить соответствие состояния пути на табло с фактическим положением;
  • · Проверить исправность устройств СЦБ по показанию табло и предыдущими записями в журнале осмотра ф. ДУ — 46;

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения поездов по форме:

«…»…. 20. г… ч. мин. Дежурство принял ДСП… (подпись).

«…»…. 20. г… ч. мин. Дежурство сдал ДСП…. (подпись).

Вступив на дежурство ДСП1 обязан: получить доклад от ДСП2 о готовности к работе ОПЦ, составителей поездов.

ДСП 2 не допускает к переводу стрелок, нажатию сигнальных и вспомогательных стрелок работников дистанции СЦБ, а также работников хозяйства движения, не несущих дежурство по движению.

Дежурный находится в подчинении у поездного диспетчера и имеет в оперативном подчинении составителей поездов, операторов СТЦ, ОПЦ, приёмосдатчика.

Нормативные документы, устанавливающие должностные обязанности и ответственность работника:

  • · Правила технической эксплуатации железных дорог РФ;
  • · Инструкции по движению поездов и маневровой работе;
  • · Инструкции по сигнализации;
  • · Технико — распорядительный акт станции;
  • · Технологический процесс работы станции;
  • · Приказы, распоряжения, указания, регламент и руководящие документы в области организации и обеспечения безопасности движения и охраны труда на станции.

Пульт манипулятор:

Для управления сигналами светофоров, стрелками и контроля их положения, а также для осуществления поездной связи, в помещении ДСП2 установлен пульт манипулятор, состоящей из 5 панелей:

Выносное табло:

  • · Светосхема путевого развития станции, повторители светофоров;
  • · Контрольные лампочки;
  • · Вспомогательные кнопки и рукоятки;
  • · Контрольный амперметр;
  • · Ключи — жезлы для примыкающих перегонов;
  • · Ключи смены направления.
  • · На табло вмонтирован контрольный амперметр.

Для отправления хозяйственных поездов с возвращением обратно, имеются 4 ключа — жезла, на которые установлены предохранительные скобы (для исключения ошибочного изъятия ключа — жезла).

Для перегонов Лёвшино — Кабельная, Лёвшино — Балмошная вмонтированы ключи «Смены напрвления», на которых установлены предохранительные скобы.

ДСП станции Лёвшино перед приемом поезда обязан:

  • 1) убедиться в свободности железнодорожного пути приема поезда;
  • 2) прекратить маневры с выходом на железнодорожный путь и маршрут приема поезда;
  • 3) приготовить маршрут приема поезда;
  • 4) открыть входной светофор.

Перед приемом и отправлением каждого поезда ДСП станции обязан прекратить маневры с выходом на железнодорожный путь и маршрут приема (отправления), а также на железнодорожных путях, с которых невозможно исключить выход железнодорожного подвижного состава на маршрут следования поезда, путем установки стрелок в охранное положение.

Маневровая работа должна производиться в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции Лёвшино. Основным средством передачи указаний при маневровой работе является радиосвязь, а в необходимых случаях — устройства двусторонней парковой связи. ДСП станции готовит маневровые маршруты в соответствии с планом маневровой работы.

Распоряжения о приготовлении маршрутов приёма (отправления) поездов, а также о выполнении этих распоряжений должны быть четкими и ясными. ДСП станции должен строго соблюдать регламент.

Основные формы поездной и технической документации на станции Лёвшино:

В течении смены ДСП1 выполняет:

  • · Руководство движением поездов по приему, отправлению, пропуску на станции, обеспечивает безопасность движения поездов и маневровой работы;
  • · Контролирует правильность выполнения отданных распоряжений ДСП2 по показаниям приборов управления;
  • · Осуществляет контроль за закреплением составов и вагонов на путях станции;
  • · Распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движения поездов, ведет служебные переговоры с дежурными соседних станций, машинистами локомотивов;
  • · Оформляет и выдает предупреждения, разрешения, передает приказы на прием, проследование и отправление поездов, ведет поездную документацию;
  • · Контролирует правильность отражения движения ниток поездов, локомотивов и при необходимости вносит корректировку в АРМ ГИД;
  • · Извещает по парковой станции работников и пассажиров о прибытии, отправлении, проследовании поездов и маневровой работе;
  • · Не допускает непроизводственного простоя маневрового локомотива;
  • · По окончании работы знакомит заступающего на смену ДСП2 с планом предстоящей работы;
  • · Принимает участие в первой ступени контроля по охране труда.

Порядок действий при нарушении нормальной работы устройств СЦБ

При возникновении каких-либо отклонений в индикации аппарата управления, а также при получении информации от машиниста поезда, работников инфраструктуры о неисправности устройств СЦБ ДСП станции должен, прежде всего, проверить, не является ли это следствием:

  • 1. ухода вагонов, самовольного выезда или схода железнодорожного подвижного состава, взреза стрелки;
  • 2. неправильных его действий или действий других работников.

При этом необходимо дополнительно проверить:

  • 1. действительно ли свободен железнодорожный путь приема (первый блок-участок удаления) и изолированные участки по маршруту предполагаемого следования поезда;
  • 2. имеется ли контроль положения всех стрелок, в том числе охранных, входящих в маршрут, и правильно ли они установлены;
  • 3. не извлечен ли из аппарата ключ-жезл и правильно ли он установлен в аппарате;
  • 4. не оказался ли включенным заградительный светофор на железнодорожном переезде, расположенном в пределах железнодорожной станции или на первом блок-участке удаления;
  • 5. соответствует ли приготовленный маршрут направлению следования поезда и установленному направлению блокировки;
  • 6. не допущены ли какие-либо другие ошибки при пользовании устройствами СЦБ.

Впредь до устранения неисправности, ДСП станции, независимо от поездной обстановки, запрещается пользоваться неисправными устройствами.

Если неисправность устройств СЦБ связана с необходимостью срыва пломбы с кнопки пригласительного сигнала, то в записи, производимой в журнале осмотра, указывается и о срыве пломбы с кнопки пригласительного сигнала, например:

«Участок … СП показывает ложную занятость. Сорвана пломба с кнопки пригласительного сигнала «…» ДСП…».

В зависимости от характера неисправности ДСП станции, не ожидая прибытия работника подразделения СЦБ, должен использовать имеющиеся в его распоряжении средства для выяснения причин нарушения нормального действия устройств СЦБ внешним осмотром железнодорожных путей и стрелок. Например, проверить:

  • 1. при появлении ложной занятости изолированного участка — не замкнута ли рельсовая цепь посторонним предметом;
  • 2. если стрелка не переводится с пульта управления — не попал ли посторонний предмет между остряком и рамным рельсом.

Если после внешнего осмотра будет установлена и устранена причина нарушения нормального действия устройств СЦБ, ДСП станции разрешается возобновить пользование устройствами СЦБ.

При ложной занятости стрелочных изолированных участков стрелки переводятся с помощью вспомогательной кнопки, о срыве пломбы ДСП станции должен сделать запись в журнале осмотра. Перед каждым переводом такой стрелки ДСП станции обязан убеждаться в свободности ее от железнодорожного подвижного состава. Прием, отправление поездов и маневровые передвижения по маршрутам, в которые входят ложно занятые участки, производятся при запрещающих показаниях светофоров.

Если ДСП станции обнаружит, что при фактической занятости пути, индикация на аппарате управления показывает их свободность (ложную), он должен:

  • 1. немедленно сделать об этом запись в журнале осмотра и вызвать электромеханика подразделения СЦБ;
  • 2. если светофоры находились на автодействии — отключить автодействие и перейти на индивидуальное управление ими.

При отсутствии контроля положения централизованной стрелки ее исправность и правильность установки в маршруте должны быть проверены на месте. Кроме того, такая стрелка должна быть заперта на закладку и навесной замок. Ключ от запертой стрелки должен храниться у ДСП станции или другого работника, указанного в ТРА станции. Движение поездов по такой стрелке производится при запрещающем показании светофора до устранения неисправности или выключения стрелки с сохранением пользования сигналами.

Если после самопроизвольного закрытия входного (выходного) светофора при правильном положении стрелок, свободности изолированных участков и пути приема (отправления) вторично светофор не открывается, то поезда впредь до выявления и устранения неисправности должны приниматься (отправляться) при запрещающем показании этого светофора.

Журнал движения поездов является основным документом для регистрации прибытия, отправления и проследования поездов по станции Лёвшино. Необходимые записи в журнале производятся дежурным по станции. В журнал включаются все без исключения прибывшие, отправленные и проследовавшие станцию без остановки поезда, одиночно следующие локомотивы, толкачи и другие подвижные единицы.

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения поездов по установленной форме:

«»…..20..г…ч…мин. Дежурство принял ДСП……. (подпись).

«»…..20..г…ч…мин. Дежурство сдал ДСП………. (подпись).

На станции Лёвшино журнал движения поездов ведется в электронном виде и перед сдачей смены дежурный по станции обязан распечатать и подписать выписку из журнала за период своего дежурства.

Оформление бланков предупреждений ДУ — 61: предупреждение пишется на специальном бланке белого цвета с желтой полосой по диагонали и вручается машинисту локомотива или его помощнику под расписку лично дежурным по станции.

Ведение журнала поездных телефонограмм ДУ — 47: ведется дежурным по станции в тех случаях, когда движение поездов осуществляется по телефонным средствам связи. Из записей в журнале на каждый данный момент должно быть ясно видно, свободен или занят перегон или соответствующий путь перегона. Так как станция Лёвшино имеет двухпутные перегоны, то ведется два журнала отдельно для каждого перегона: на левых страницах каждого журнала записываются телефонограммы для нечетных поездов, а на правых — для четных поездов. Нумерация исходящих поездных телефонограмм ведется посуточно с первого номера, начиная с нуля часов московского времени каждого числа отдельно по каждому перегону.

Ведение журнала диспетчерских распоряжений ДУ — 58: этот журнал дежурный по станции все регистрируемые приказы, передаваемые на станцию поездным диспетчером. После записи приказа в журнал ДСП обязан дословно повторять его содержание диспетчеру.

Ведение книги записей предупреждений на поезда ДУ — 60: является основным документом для выдачи предупреждений. В книгу заносятся все заявки о выдаче предупреждений на поезда. Записи в книгу делает ДСП станции с последующей подписью, а также должностные лица, имеющие право подачи заявок о выдаче предупреждений.

Ведение журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети ДУ-46: в этом журнале отражают результаты периодических осмотров, проверок устройств СЦБ, записывают обнаруженные неисправности, а также удостоверяют нормальную работу устройств после устранения повреждений. В журнале регистрируются все неисправности устройств, обнаруженные при их осмотре, дежурным по станции и другими работниками. О каждой такой записи дежурный по станции должен немедленно поставить в известность работника,» обслуживающего устройства (дорожного мастера, электромеханика и др.), который принимает меры к быстрейшему устранению неисправности.

Ведение книги предъявления состава к техническому и коммерческому осмотрам ВУ — 14: является документом, в котором отражается предъявление грузовых вагонов к техническому обслуживанию, готовность их к погрузке, отправлению.

На фото — пульт управления крупной железнодорожной станции. Фото из интернет.
Моей первой профессией после окончания института была работа дежурным по станции Москва-товарная Смоленская. Это довольно крупная грузовая станция Московской железной дороги. Здесь производилось формирование грузовых поездов во все направления нашей страны и обеспечивалось обслуживание многочисленных промышленных предприятий грузами. Например, подъездные пути были и к строительным предприятиям, куда надо было своевременно подавать и песок, и щебёнку, и цемент и трубы и так далее. Были пути и к предприятиям пищевой промышленности, куда подавались вагоны с зерном (мелькомбинат) и прочими ингредиентами, потребными для изготовления продуктов питания. Обслуживала станция и вино-водочный завод, и мясокомбинат имени Микояна, и даже продуктовую базу ЦК КПСС, куда подавались в основном деликатесы.
Дежурный по станции является одной из ключевых фигур, обеспечивающих её функционирование. Он вместе с помощником (оператором) сидит в отдельном просторном помещении, в котором размещается пульт управления. К нему поступают заявки на предстоящие передвижения подвижного состава по станции и всем подъездным путям.
Задачей дежурного является определение очерёдности выполнения этих заявок на передвижения, и установление маршрутов следования манёвров на станционных путях. Формирование маршрутов осуществляется с помощью специальных клавиш и тумблеров на пульте управления. Эти клавиши и тумблеры включены в систему станционной автоблокировки. Вот примерно таким пультом управления была оборудована станция Москва-товарная Смоленская.
Дежурный по станции имеет постоянную связь со всеми подразделениями, обеспечивающими деятельность станции – начальником станции и начальником смены, поездным и маневровым диспетчерами, со всеми машинистами магистральных и маневровых локомотивов, составителями поездов и стрелочными пунктами. Все наиболее значимые распоряжения записываются в специальный журнал. Эти записи в основном и осуществляет оператор дежурного по станции. Под каждой записью дежурный ставит свою подпись и фиксирует время этой записи. Кроме того, о предстоящих маршрутах передвижения поездного состава дежурный по станции оповещает её сотрудников по громкоговорящей станционной связи. Вот в принципе и всё. Казалось бы просто.
Но это не совсем так. Например, на нашей станции одновременно работали шесть маневровых локомотивов, которые осуществляли формирование составов для последующего их отправления на магистральную железнодорожную сеть и подачу-уборку вагонов на многочисленные подъездные пути. Приоритет при этом отдавался в первую очередь обслуживанию приёма-отправления составов с магистральной сети. Заявки поступали частенько одновременно из нескольких источников. Дежурный по станции сам осуществлял ранжирование этих заявок на их выполнение во времени. От того, насколько профессионально подготовлен дежурный по станции, во многом зависит эффективность работы всей смены станционных работников.
Рабочая смена установлена продолжительностью 12 часов и начиналась с 8-00 утра и до 20-00 вечера (дневная смена) или, соответственно, с 20-00 до 8-00 утра (ночная смена). Прийти на работу надо было за 30 минут до начала смены. Это время отводилось на прохождение производственного инструктажа и ознакомления с положением на станции. После окончания смены ещё 30 минут предусматривалось на передачу «производственной эстафеты» вновь заступающему дежурному и подведения предварительных итогов работы смены. Таким образом, реальное время работы составляло порядка 13 часов.
Обед осуществлялся на рабочем месте, куда нам приносили еду из станционной столовой. График работы предусматривался такой: допустим, сегодня я работаю в день, завтра в ночь и потом день отдыха. И так далее. Общепринятые выходные и праздничные дни в рабочем графике не предусмотрены. Так помню, что как-то мне выпал такой график, когда я заступил на работу в ночь 31 декабря и сдал смену, соответственно в 8-30 1-ог января Нового уже Года. Или вот 1-ого мая был в день, 2-ого мая – в ночь и 9-ого мая опять в день. Что делать – такая выпала «фишка». Но работа есть работа и в такой график достаточно быстро втягиваешься. Сами понимаете, что опоздания или пропуски смены здесь просто недопустимы. Это форс-мажор, который сразу становится известным всему руководству до самого «верха». Ведь в таком случае надо организовать вызов другого дежурного и задержать до его приезда сотрудника, уже отработавшего «свои» 12 часов. В случае болезни надо было предупредить руководство станции хотя бы за сутки. И это относится практически к любой должности, связанной с непрерывным производственным процессом.
Практиковаться на должность меня прикрепили к одному из старейших и по возрасту и по опыту работы дежурному по станции Плужникову Дмитрию Сергеевичу. Практика предполагалась продолжительностью в один месяц. После этого надо было сдать экзамен на должность и затем уже самостоятельно приступать к работе. И тут что-то у меня «заклинилось». Плужников посадил меня на место оператора. Я делал записи в журнале и лишь со стороны наблюдал за его действиями. При этом мы практически не общались. Казалось бы, со стороны всё просто и понятно. Но как только он сажал меня за пульт на место дежурного, то сразу возникали проблемы. Дело в том, что установленный регламент переговоров практически не соблюдался никогда. Так, например, при подаче заявки на передвижение по станции, заявитель по регламенту должен был первоначально представиться и, лишь потом, излагать суть заявки. Этого на практике не было. Обычно заявка поступала примерно в таком виде: «Дежурный, с пятого на мельницу». Понятно, что с пятого пути, понятно даже куда – на подъездной путь мелькомбината. Но на станции имеется четыре пятых пути: в каждом парке свой пятый путь. Этот-то где? Я мешкал, а Плужников тут же подскакивал и брал управление на себя. Сконфуженный я возвращался на место оператора. И так происходило не раз. С каждой неудачной попыткой мне казалось, что всё — эта работа мне не под силу.
Время шло, а продвижения в освоении профессии не наблюдалось. И я обратился к начальнику смены с предложением перевести меня на какую-нибудь другую работу. Но он выбрал неожиданный вариант и перевёл меня на практику к другому дежурному. Это был Ваганов Иван Васильевич. Очень доброжелательный и разговорчивый человек. Две смены я просидел у него на месте оператора. Но при этом Иван Васильевич непрерывно пояснял мне свои действия. И кто звонит, и почему он выполняет ту или иную заявку в первую очередь, а эту – во-вторую, а та и вообще может подождать. На третье дежурство после обеда он посадил меня за пульт на место дежурного. Сам устроился невдалеке и, казалось бы, прикемарил.
Ситуация и в этот раз повторила мои предыдущие попытки. Только сейчас при моём замешательстве, Иван Васильевич не спешил брать бразды правления в свои руки. Он продолжал делать вид, что сладенько спит. Будить его было как-то неловко. Я морщил лоб, потел от напряжения и вынужден был сам «выкручиваться» из ситуации. Уточнял — кто говорит, где он находится и что ему конкретно надо. Стало получаться. Иногда я всё же впадал в затруднение. И тут, дав мне «помучиться» с задачей, Иван Васильевич, как бы сквозь сон, не открывая глаз, подсказывал мне решение. И вот, спустя каких-нибудь 2-3 дежурства, я так навострился, что в подсказках практически уже и не нуждался. Во-первых, я привык к голосам заявителей и уже сразу, без всякого официального представления, определял — кто со мной говорит.
А главное – у меня в голове сложилась чёткая динамическая картинка о ситуации на станции. Я реально представлял — что в какой момент и где делается. Где сейчас какой локомотив и чем заняты сотрудники. Я уже осознал сколько времени потребуется на выполнение той или иной операции. Поэтому, ещё не сняв телефонную трубку, я почти наверняка знал — кто будет сейчас со мной говорить и что он запросит. Работать стало как-то легко и интересно. Если, на мой взгляд, кто-то должен был уже закончить операцию, но что-то не звонит, то я сам его вызывал и интересовался — почему он там «запурхался». Иван Васильевич теперь мог уже реально вздремнуть, не опасаясь, что я что-нибудь напортачу.
Стало хорошо и мне и ему. А скоро я уже сдал экзамен на дежурного по станции и приступил к самостоятельной работе. Это послужило мне хорошим уроком о том, как надо проводить обучение. Вот ведь Плужников делал формально всё правильно. Но в результате могло получиться так, что меня бы признали негодным к этой работе. Это сказалось бы и на моей карьере, а главное — на резком снижении самооценки самого себя. Вот все могут, а я нет. И это могло бы стать пунктиком подсознания на всю жизнь. А Иван Васильевич, вроде бы, всё делал так же, как и Плужников. Но он мне доверял самому принимать решения, естественно под его неослабным контролем (дело-то не шутейное). Возможно, что на первых порах я не так правильно расставлял приоритеты выполнения заявок или делал что-то не самым лучшим образом. Но это не такой уж грех. В этом и есть приобретение опыта. Прошло совсем небольшое время, и я сам уже стал понимать, как лучше организовать процесс. Спасибо огромное Ивану Васильевичу!
В итоге экзамен на дежурного по станции я успешно сдал в установленный срок. Конечно, на первых порах практического опыта работы было маловато. Но это, как говорится, дело наживное. Опыт приобретался с каждым самостоятельным дежурством. И вот, по истечении двух-трёх месяцев, я чувствовал себя уже достаточно уверенно в кресле дежурного по станции. Моя смена без всяких скидок включилась в соревнование на звание лучшей смены месяца, квартала и года. Мы неоднократно занимали лидирующие позиции в этом соревновании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *