Динамические паузы в 1 классе

Проведение динамических пауз в начальной школе.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обучение в 1-ом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.

Можно составить график проведения динамических перемен, так как происходит чередование места их проведения. График может составляться на один месяц или учебную четверть и выглядеть следующим образом:

График проведения динамических перемен по дням недели (с учётом занятости спортзала в МБОУ, СОШ №20)

Дни недели

Понед.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

У.

Р.

З.

Игр.

У.

Улица – У., рекреация – Р., спортзал – З., игровая комната – Игр.

Тематическое планирование.

Динамическая пауза.

1 класс.

Тема занятий

Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Карусель».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Игра с мячом «Мяч соседу».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Алфавит».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Подвижна игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Подвижная игра «На прогулку».

Бег на месте. Упражнения с мячами.

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Построение парами. Подвижная игра «Карусель».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Ходьба приставными шагами. Упражнения с мячами.

Игра для формирования правильной осанки «Исправить осанку!».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Подвижная игра «Карусель».

Комплекс общеразвивающих упражнений «Разминка танцора».

Подвижная игра «На прогулку».

Эстафеты с мячом. Игра «Мяч соседу».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Игра для развития внимания «Правильно — неправильно».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс ОРУ на месте «Клён». Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс утренней гимнастика «Проснись!».

Техника ловли мяча двумя руками. Упражнения с мячами.

Подвижная игра «Алфавит».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ на развитие внимания. Игра «Мяч соседу».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Игра для формирования правильной осанки «Исправить осанку!».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Ходьба по разметкам. Упражнения с мячами.

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Эстафеты со скакалкой. Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс ОРУ на месте «Клён». Подвижная игра «На прогулку».

Упражнения с мячами.

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Подвижная игра «Пустое место».

Упражнения с мячами.

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Игра с мячом «Мяч соседу».

Подвижная игра «На прогулку».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ на месте «Клён».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ на месте «Лесорубы».

Упражнения с мячами.

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Упражнения с мячами.

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс ОРУ на месте «Лесорубы».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Подвижная игра «Пустое место».

Развитие равновесия. Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ- комплекс общеразвивающих упражнений

Методические рекомендации

и практические материалы к проведению занятий

Общеразвивающие игры.

Игра «Карусель.»

Играющие ученики становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки завязаны). Ученики поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом кругом-кругом, всё бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде учителя «Поворот» дети быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие ученики кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они вновь спешат сесть на карусель, т.е. взяться рукой за верёвку, и игра продолжается. Опоздавший на карусель ученик в игре не участвует.

Игра «Пустое место»

Все играющие ученики, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих учеников и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Встречаясь, играющие ученики здороваются, подают друг другу руки, приседают друг перед другом. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

Игра «На прогулку»

Играющие ученики встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку». Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки будут вызваны на прогулку и сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идёт!». Все игроки стараются скорее занять кружки-домики. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка-домика, а также задерживать игроков при поиске пустых кружков-домиков.

Игра «Третий лишний»

Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.

Игра «У медведя на бору»

Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие – дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» — «бор». Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня глядит!

С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой). Пойманный делается «медведем», если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».

Правила.

  1. «Медведь» может ловить ребятишек только после того, как они полностью произнесут приговорку.

  2. Место, где «медведь» может их ловить, необходимо обозначить линиями или предметами.

Игра «Гуси-лебеди»

Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», остальные – «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме». «Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять! Пока волка не видать!» Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».

Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» — тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».

Правила. Если играющих немного (8-10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

  1. «Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным.

  2. «Волк» может ловить «гусей» только после слов – «под горой» и только до линии «дома».

Игра «Два мороза»

Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих – два «мороза»: «мороз – красный нос» и «мороз – синий нос». Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:

Мы – два брата молодые,

Два мороза удалые!

Далее один говорит: «Я – мороз красный нос!». Другой: «Я – мороз синий нос!» Потом вместе «Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?» Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из ещё не пойманных игроков. В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.

Правила.

  1. Выбегать можно только после слов «и не страшен нам мороз».

  2. Если кто – либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им игрок опять становится на то место, где был «заморожен».

Игра «Отгадай, чей голосок!».

Играющие становятся в круг, в центре круга находится водящий, у него завязаны глаза (или просто стоит спиной к игрокам). Один из играющих подходит к нему и, изменив голос, произносит какое – то слово или называет имя, после чего встаёт на место. Если водящий угадал, кто подходил к нему, то они меняются ролями.

Игра «Волк во рву».

Посередине зала проводятся две продольные линии (на расстоянии 50-70 см одна от другой) – «ров». Во рву водящий – волк. Козы находятся на одной из сторон зала. По сигналу: «Козы, на луг!» козы перепрыгивают через ров. Волк не трогает голодных коз, но после сигнала: «Козы, домой!» волк ловит коз. Пойманные «козы» подсчитываются. Волк меняется после 2-3 перебежек.

Правило: не толкаться; игру начинать по сигналу!

Игра «Туннель».

Играющие делятся на две команды, каждая из команд строится в колонну по два, колонны становятся одна параллельно другой. Игроки, стоящие в колоннах рядом, берут друг друга за руки. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперёд, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся самыми быстрыми и ловкими.

Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми – «шишки», вторыми – «жёлуди», третьими – «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «Орехи», участники этой команды должны переместиться на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чьё – либо место. Если ему это удаётся, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Игры со скакалками.

Игра «Алфавит»

Участники игры (2 – 5 человек) прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке им следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г и т.д. Способ прыгания выбирается учителем. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение, животное или город на эту букву. Если это удалось, игрок может начинать прыгать сначала. Если он ошибся, передаёт очередь следующему игроку. Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит.

Игры для подготовки к строю.

Игра «У ребят порядок строгий»

Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих детей.

По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны.

По второй команде «Быстро все по местам!» все ученики должны построиться в исходное положение.

Выбывает из игры тот, кто занял место последним.

Если играют две команды, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.

Игра «Группа смирно!»

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определённые движения. Если он перед тем как назвать движение подаёт предварительную команду «Группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вверх ставь!». Если предварительная команда «Группа» не подаётся, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

Упражнения с мячами.

Упражнения с мячами способствуют совершенствованию координации движений, развивают глазомер и чувство расстояния, укрепляют основные мышечные группы, особенно мышцы рук и плечевого пояса.

Последовательность обучения: перекаты мяча; передача мяча по кругу и в шеренге; передача мяча в колонне справа, слева, над головой, между ногами; бросок мяча кверху и ловля его; бросок и ловля мяча; бросок двумя руками от груди; бросок двумя руками снизу; бросок из-за головы; бросок от плеча; ловля мяча.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

Игра «Мяч соседу»

Играющие ученики стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.

Водящий ученик, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая игроков. Тот, у кого он коснётся мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить столько же водящих. Выигрывает тот ученик, который ни разу не был водящим.

Игры для развития внимания.

Игра «Правильно – неправильно»

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «Нет» не говорить,

Всё равно тебе водить.

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт интересные задания, которые нужно показать в движении. Если оно верно – хлопаем в ладоши, если оно неправильное, то приседаем.

Общеразвивающие упражнения.

Комплекс общеразвивающих упражнений на месте.

«Вырастем большими»:

Исходное положение. – основная стойка. Потягивание на мысках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз!

«Клён»: Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо, влево.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён!

«Лесорубы»:

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы в «замок». Наклоны вперёд с глубоким выдохом. Все хором произносят: «Бах!»

Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли

И, руками сделав взмах,

По бревну мы сильно: «Бах!».

Комплекс общеразвивающих упражнений в движении.

«Мишка на прогулке»: Ученики идут по залу в колонну по одному.

Мишка шёл, шёл, шёл.

Землянику нашёл.

Он присел, землянику съел.

Поднялся и опять идти собрался.

Обычная ходьба с последующим переходом на ходьбу «гусиным шагом» и возвращением в первоначальное положение.

Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шёл, шёл, шёл.

К тихой речке пришёл.

Сделал полный поворот,

Через речку пошёл вброд.

Ходьба с поворотом вокруг себя и переход на ходьбу с высоким подниманием колен.

Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шёл, шёл, шёл.

На лужайку пришёл.

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд.

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!»

Чтоб совсем проснуться,

Надо потянуться.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой встать,

Восемь – можно день начать.

  1. Руки вперёд, вверх, вниз.

  2. Руки вверх; наклоняем туловищем влево, хлопнули в ладоши над головой.

  3. Руки в стороны; упор присев, вернулись в исходное положение

  4. Стоя, руки вперёд. Наклонились вперёд, руки назад, вернулись в исходное положение

  5. Стоя, руки на поясе. Встали на одно колено, затем на оба, сели на пол и выпрямили ноги перед собой. Сгибая колени, подтянули пятки ближе к ягодицам, встали на оба колена, затем на одно, вернулись в исходное положение

  6. Стоя на левой ноге, правую ногу согнуть в колене, руки на пояс. Прыгаем на месте. Через каждые восемь прыжков меняем ногу.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Разминка танцора».

  1. Руки в стороны, свести лопатки, приподнять голову.

  2. Поочерёдное выставление правой, затем левой ноги вперёд, в сторону, назад на мысок.

  3. Медленные наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

  4. Полуприседы с различными положениями рук.

  5. Махи ногами.

  6. Прыжки на обеих ногах, оттягивая мыски.

  7. Ходьба: ходьба под музыку, с пением учащихся;

ходьба с остановками в конце музыкальной паузы;

танцевальный шаг на мысках;

приставные шаги вперёд, в сторону, назад;

шаг галопа.

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

  1. Ходьба по доске, глядя вперёд, сохраняя правильную осанку, положение рук свободное.

  2. Руки в стороны.

  3. Руки на поясе.

  4. Руки на затылке.

  5. Руки вверх.

  6. Ходьба по доске, установленной на высоте до 40 см.

  7. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

  8. Встать на доску, дойти до середины, перешагнуть препятствие, дойти до конца, спрыгнуть.

  9. Взойти на доску, во время ходьбы по доске, принимать по сигналу учителя определённую позу.

  10. Ходьба навстречу друг к другу по доске, при встрече разойтись, не сходя с доски (скамейки).

  11. Ходьба спиной вперёд.

Комплекс общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении «Тик-так».

  1. На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага – в стороны и вниз.

  2. Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени (касаться коленями ладоней).

  3. Руки за спиной. Ходьба, поворачивая туловище в сторону выставляемой вперёд ноги.

  4. Ходьба выпадами, широко размахивая руками.

  5. Ходьба с хлопками в ладони: под правую ногу — хлопок сзади внизу, под левую — впереди вверху.

  6. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд.

Игры для формирования правильной осанки.

Игра «Замри»

Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены.

По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

Игра «Исправить осанку!»

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впереди стоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передаётся тем же способом в обратном направлении.

Впереди стоящий ученик, получив мяч, подаёт команду: «Исправь осанку!»; команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

Второй вариант этой игры – передача мяча между ног с наклоном туловища вперёд.

Используемая литература.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Методические рекомендации и практические материалы к проведению уроков по физической культуре.1класс Ковалько В. И

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему

недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) <*>

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) <**>

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

2 — 4

8 — 9

10 — 11

Примечание:

<*> Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

<**> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

10.6. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

— для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков;

— для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;.

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

— полдника и прогулок для всех учащихся;

— полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

10.15. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.

При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Предлагая ребятам игру, развивающую общую выносливость, воспитатель должен учитывать, что общее число повторных действий должно быть невеликим и чередоваться с короткими перерывами отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться до 2-2,5 минут.

Игры с элементами спорта, для выполнения которых ребята должны научиться некоторым упражнениям, характерным для этих видов спорта.

Бадминтон – уметь правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его на сторону партнера без сетки и через сетку. Свободно передвигаться по площадке, стараясь не пропускать волан.

Настольный теннис – правильно держать ракетку, выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом (подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, то же с ударом об пол, стену и т.п.). перебрасывать мяч через сетку после отскока от стола.

Баскетбол — ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ловить мяч, летящий на разной высоте и из различных положений и направлений; передавать мяч друг другу: двумя руками от груди, одной – от плеча; бросать мяч в корзину двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Вести мяч с высоким отскоком на месте, вокруг себя и в движении.

Хоккей с шайбой (проводится на снегу без коньков) – вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы, прямо и змейкой; выполнять удары по шайбе с места, попадать по шайбе с места, попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

Спортивные упражнения:

Санки – во время спуска с горки поднять заранее положенный предмет (флажок, мячик и т.п.). Выполнять разнообразные игровые задания: проехать в ворота, попасть снежком в цель и др. игры-эстафеты с санками.

Лыжи – передвигаться переменным шагом по лыжне друг за другом.. ходить по пересеченной местности (горкам, склонам и т.п.). делать поворот переступанием на месте и в движении. Взбираться на горки различными способами: прямо, наискосок (полуелочкой), елочкой, лесенкой. Правильно спускаться с горок, уметь тормозить. Проводить несложные игры на лыжах – «Шире шаг!», «Кто самый быстрый?», «Встречная эстафета», «Не задень!» и др.

Коньки – принимать правильное и.п.: ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, голова – прямо, смотреть перед собой. Делать при этом положении несколько пружинистых приседаний. Сохранять равновесие на коньках (на снегу и на льду). Разбегаться и скользить на двух ногах. Во время скольжения делать повороты вправо, уметь тормозить. Попеременно отталкиваясь, скользить на правой и левой ноге. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя при этом правильную позу. Выполнять на коньках несложные упражнения, участвовать в играх «Пружинка», «Фонарики», «Кто дольше?». «Пистолетики», «Бег по кругу вдвоем» и др.

Велосипед – кататься на двухколесном велосипеде без помощи взрослых. Делать повороты вправо и влево. Ездить по прямой, по кругу, змейкой, уметь тормозить. Выполнять упражнения и игры («Достать предмет», «Правила уличного движения» и др.). управлять велосипедом одной рукой (правой или левой).

Для оценки эффективности воздействия различных форм занятий физическими упражнениями в режиме продленного дня школы на уровень развития физических качеств учащихся, изменения их функциональных и двигательных возможностей рекомендуется ежемесячная оценка своего физического состояния по показателям, отражающим физическое развитие, двигательную подготовленность и состояние кардиореспираторной системы.

Желательно в последнее воскресенье месяца, проведя предварительное тестирование в домашних условиях, заполнять дневник здоровья.

По величине прироста каждого из показателей можно установить изменения в физическом развитии и двигательной подготовленности школьника.

Дневник здоровья для учащихся младших классов должны заполнять родители, а школьники средних классов могут производить как само-, так и взаимоконтроль своих функциональных и двигательных возможностей. Страница дневника здоровья вклеивается в школьный дневник. Классный руководитель ежемесячно оценивает ведение дневника.

Регулярное ведение дневника здоровья поможет многим учащимся реально оценить уровень своей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния и будет способствовать их привлечению к активным занятиям физическими упражнениями, как в режиме продленного дня, так и во внешкольное время.

Еще статьи в этом разделе

Проведение динамических пауз в начальной школе.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обучение в 1-ом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.

Можно составить график проведения динамических перемен, так как происходит чередование места их проведения. График может составляться на один месяц или учебную четверть и выглядеть следующим образом:

График проведения динамических перемен по дням недели (с учётом занятости спортзала в МБОУ- ООШ с.Розовое Советского района Саратовской области).

Дни недели

Понед.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

У.

Р.

З.

Игр.

У.

Улица – У., рекреация – Р., спортзал – З., игровая комната – Игр.

Тематическое планирование.

Динамическая пауза.

1 класс.

Тема занятий

Общеразвивающие игры. Подвижная игра «Карусель».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Игра с мячом «Мяч соседу».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Алфавит».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Подвижна игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Подвижная игра «На прогулку».

Бег на месте. Упражнения с мячами.

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Построение парами. Подвижная игра «Карусель».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Ходьба приставными шагами. Упражнения с мячами.

Игра для формирования правильной осанки «Исправить осанку!».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Подвижная игра «Карусель».

Комплекс общеразвивающих упражнений «Разминка танцора».

Подвижная игра «На прогулку».

Эстафеты с мячом. Игра «Мяч соседу».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Игра для развития внимания «Правильно — неправильно».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс ОРУ на месте «Клён». Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс утренней гимнастика «Проснись!».

Техника ловли мяча двумя руками. Упражнения с мячами.

Подвижная игра «Алфавит».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ на развитие внимания. Игра «Мяч соседу».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ на месте «Вырастим большими».

Игра для формирования правильной осанки «Исправить осанку!».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Ходьба по разметкам. Упражнения с мячами.

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Эстафеты со скакалкой. Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс ОРУ на месте «Клён». Подвижная игра «На прогулку».

Упражнения с мячами.

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Подвижная игра «Пустое место».

Упражнения с мячами.

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Игра для формирования правильной осанки «Замри».

Игра с мячом «Мяч соседу».

Подвижная игра «На прогулку».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Прыжки через скакалку. Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ на месте «Клён».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Подвижная игра «Пустое место».

Комплекс ОРУ на месте «Лесорубы».

Упражнения с мячами.

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Игра для развития внимания «Правильно – неправильно».

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении «Тик-так».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Упражнения с мячами.

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Подвижная игра «На прогулку».

Комплекс ОРУ на месте «Лесорубы».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Подвижная игра «Пустое место».

Развитие равновесия. Подвижная игра «Алфавит».

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке».

Танцевальные упражнения «Разминка танцора».

Игры для подготовки к строю «У ребят порядок строгий».

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!».

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

Подвижная игра «Карусель».

Комплекс ОРУ- комплекс общеразвивающих упражнений

Методические рекомендации

и практические материалы к проведению занятий

Общеразвивающие игры.

Игра «Карусель»

Играющие ученики становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки завязаны). Ученики поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом кругом-кругом, всё бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде учителя «Поворот» дети быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие ученики кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они вновь спешат сесть на карусель, т.е. взяться рукой за верёвку, и игра продолжается. Опоздавший на карусель ученик в игре не участвует.

Игра «Пустое место»

Все играющие ученики, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого и кладут руки за спину. Водящий – за кругом.

Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо из играющих учеников и после этого бежит в другую сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на своё место. Встречаясь, играющие ученики здороваются, подают друг другу руки, приседают друг перед другом. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

Игра «На прогулку»

Играющие ученики встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку». Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки будут вызваны на прогулку и сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идёт!». Все игроки стараются скорее занять кружки-домики. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Запрещается выталкивать игрока из занятого кружка-домика, а также задерживать игроков при поиске пустых кружков-домиков.

Игра «Третий лишний»

Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.

Игра «У медведя на бору»

Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие – дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» — «бор». Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня глядит!

С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой). Пойманный делается «медведем», если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».

Правила.

  1. «Медведь» может ловить ребятишек только после того, как они полностью произнесут приговорку.

  2. Место, где «медведь» может их ловить, необходимо обозначить линиями или предметами.

Игра «Гуси-лебеди»

Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», остальные – «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме». «Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять! Пока волка не видать!» Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».

Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» — тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».

Правила. Если играющих немного (8-10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

  1. «Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным.

  2. «Волк» может ловить «гусей» только после слов – «под горой» и только до линии «дома».

Игра «Два мороза»

Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих – два «мороза»: «мороз – красный нос» и «мороз – синий нос». Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:

Мы – два брата молодые,

Два мороза удалые!

Далее один говорит: «Я – мороз красный нос!». Другой: «Я – мороз синий нос!» Потом вместе «Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?» Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из ещё не пойманных игроков. В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.

Правила.

  1. Выбегать можно только после слов «и не страшен нам мороз».

  2. Если кто – либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им игрок опять становится на то место, где был «заморожен».

Игра «Отгадай, чей голосок!».

Играющие становятся в круг, в центре круга находится водящий, у него завязаны глаза (или просто стоит спиной к игрокам). Один из играющих подходит к нему и, изменив голос, произносит какое – то слово или называет имя, после чего встаёт на место. Если водящий угадал, кто подходил к нему, то они меняются ролями.

Игра «Волк во рву».

Посередине зала проводятся две продольные линии (на расстоянии 50-70 см одна от другой) – «ров». Во рву водящий – волк. Козы находятся на одной из сторон зала. По сигналу: «Козы, на луг!» козы перепрыгивают через ров. Волк не трогает голодных коз, но после сигнала: «Козы, домой!» волк ловит коз. Пойманные «козы» подсчитываются. Волк меняется после 2-3 перебежек.

Правило: не толкаться; игру начинать по сигналу!

Игра «Туннель».

Играющие делятся на две команды, каждая из команд строится в колонну по два, колонны становятся одна параллельно другой. Игроки, стоящие в колоннах рядом, берут друг друга за руки. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперёд, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся самыми быстрыми и ловкими.

Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

Играющие образуют три концентрических круга. Стоящие первыми – «шишки», вторыми – «жёлуди», третьими – «орехи». В центре находится водящий. По команде водящего, например: «Орехи», участники этой команды должны переместиться на одно место вправо. Водящий в это время стремится занять чьё – либо место. Если ему это удаётся, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Игры со скакалками.

Игра «Алфавит»

Участники игры (2 – 5 человек) прыгают с короткой скакалкой по очереди. При каждом прыжке им следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г и т.д. Способ прыгания выбирается учителем. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение, животное или город на эту букву. Если это удалось, игрок может начинать прыгать сначала. Если он ошибся, передаёт очередь следующему игроку. Задача каждого участника игры – «пройти» весь алфавит.

Игры для подготовки к строю.

Игра «У ребят порядок строгий»

Все ученики выстраиваются в одну или две колонны и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих детей.

По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны.

По второй команде «Быстро все по местам!» все ученики должны построиться в исходное положение.

Выбывает из игры тот, кто занял место последним.

Если играют две команды, то выигрывает та команда, которая построилась раньше другой.

Игра «Группа смирно!»

Водящий предлагает играющим выполнять по его командам определённые движения. Если он перед тем как назвать движение подаёт предварительную команду «Группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вверх ставь!». Если предварительная команда «Группа» не подаётся, играющие не должны выполнять это движение. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

Упражнения с мячами.

Упражнения с мячами способствуют совершенствованию координации движений, развивают глазомер и чувство расстояния, укрепляют основные мышечные группы, особенно мышцы рук и плечевого пояса.

Последовательность обучения: перекаты мяча; передача мяча по кругу и в шеренге; передача мяча в колонне справа, слева, над головой, между ногами; бросок мяча кверху и ловля его; бросок и ловля мяча; бросок двумя руками от груди; бросок двумя руками снизу; бросок из-за головы; бросок от плеча; ловля мяча.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

Игра «Мяч соседу»

Играющие ученики стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу.

Водящий ученик, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая игроков. Тот, у кого он коснётся мяча, становится водящим. Можно образовать два-три круга и назначить столько же водящих. Выигрывает тот ученик, который ни разу не был водящим.

Игры для развития внимания.

Игра «Правильно – неправильно»

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «Нет» не говорить,

Всё равно тебе водить.

Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и даёт интересные задания, которые нужно показать в движении. Если оно верно – хлопаем в ладоши, если оно неправильное, то приседаем.

Общеразвивающие упражнения.

Комплекс общеразвивающих упражнений на месте.

«Вырастем большими»:

Исходное положение. – основная стойка. Потягивание на мысках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз!

«Клён»: Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо, влево.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён!

«Лесорубы»:

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы в «замок». Наклоны вперёд с глубоким выдохом. Все хором произносят: «Бах!»

Лесорубами мы стали,

Топоры мы в руки взяли

И, руками сделав взмах,

По бревну мы сильно: «Бах!».

Комплекс общеразвивающих упражнений в движении.

«Мишка на прогулке»: Ученики идут по залу в колонну по одному.

Мишка шёл, шёл, шёл.

Землянику нашёл.

Он присел, землянику съел.

Поднялся и опять идти собрался.

Обычная ходьба с последующим переходом на ходьбу «гусиным шагом» и возвращением в первоначальное положение.

Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шёл, шёл, шёл.

К тихой речке пришёл.

Сделал полный поворот,

Через речку пошёл вброд.

Ходьба с поворотом вокруг себя и переход на ходьбу с высоким подниманием колен.

Дети продолжают идти в колонне по одному.

Миша шёл, шёл, шёл.

На лужайку пришёл.

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд.

Комплекс утренней гимнастики «Проснись!»

Чтоб совсем проснуться,

Надо потянуться.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой встать,

Восемь – можно день начать.

  1. Руки вперёд, вверх, вниз.

  2. Руки вверх; наклоняем туловищем влево, хлопнули в ладоши над головой.

  3. Руки в стороны; упор присев, вернулись в исходное положение

  4. Стоя, руки вперёд. Наклонились вперёд, руки назад, вернулись в исходное положение

  5. Стоя, руки на поясе. Встали на одно колено, затем на оба, сели на пол и выпрямили ноги перед собой. Сгибая колени, подтянули пятки ближе к ягодицам, встали на оба колена, затем на одно, вернулись в исходное положение

  6. Стоя на левой ноге, правую ногу согнуть в колене, руки на пояс. Прыгаем на месте. Через каждые восемь прыжков меняем ногу.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Разминка танцора».

  1. Руки в стороны, свести лопатки, приподнять голову.

  2. Поочерёдное выставление правой, затем левой ноги вперёд, в сторону, назад на мысок.

  3. Медленные наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

  4. Полуприседы с различными положениями рук.

  5. Махи ногами.

  6. Прыжки на обеих ногах, оттягивая мыски.

  7. Ходьба: ходьба под музыку, с пением учащихся;

ходьба с остановками в конце музыкальной паузы;

танцевальный шаг на мысках;

приставные шаги вперёд, в сторону, назад;

шаг галопа.

Комплекс упражнений в равновесии «Дорожка».

  1. Ходьба по доске, глядя вперёд, сохраняя правильную осанку, положение рук свободное.

  2. Руки в стороны.

  3. Руки на поясе.

  4. Руки на затылке.

  5. Руки вверх.

  6. Ходьба по доске, установленной на высоте до 40 см.

  7. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

  8. Встать на доску, дойти до середины, перешагнуть препятствие, дойти до конца, спрыгнуть.

  9. Взойти на доску, во время ходьбы по доске, принимать по сигналу учителя определённую позу.

  10. Ходьба навстречу друг к другу по доске, при встрече разойтись, не сходя с доски (скамейки).

  11. Ходьба спиной вперёд.

Комплекс общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении «Тик-так».

  1. На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага – в стороны и вниз.

  2. Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени (касаться коленями ладоней).

  3. Руки за спиной. Ходьба, поворачивая туловище в сторону выставляемой вперёд ноги.

  4. Ходьба выпадами, широко размахивая руками.

  5. Ходьба с хлопками в ладони: под правую ногу — хлопок сзади внизу, под левую — впереди вверху.

  6. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперёд.

Игры для формирования правильной осанки.

Игра «Замри»

Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены.

По команде учителя «Замри!» ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.

Игра «Исправить осанку!»

Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впереди стоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передаётся тем же способом в обратном направлении.

Впереди стоящий ученик, получив мяч, подаёт команду: «Исправь осанку!»; команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.

Второй вариант этой игры – передача мяча между ног с наклоном туловища вперёд.

Используемая литература.

1.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

2.Методические рекомендации и практические материалы к проведению уроков по физической культуре.1класс Ковалько В. И.

4.Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *