Доступ в подвальное помещение многоквартирного дома

Здравствуйте, вот такая ситуация мы переехали проживаем на 1 этаже, в квартире нет балкона, нет кладовок. Мы хотели занять подвал, но попасть туда не можем, бывшие хозяева квартиры держали этот подвал 3 года, но они потеряли ключ. В управляющей компании нам говорят что он не положен, ключ от подвала не дают чтоб сделать дубликат. Как быть посоветуйте. Заранее спасибо.

Ответ:

Исходя из текста вопроса, предположу, что в подвале вашего многоквартирного жилого дома имеются так называемые «кладовые» или «ячейки», которые использовались жильцами дома для целей хранения там продуктов питания (овощей), иного имущества. При этом пользовались указанными кладовыми не все собственники жилых помещений, а лишь те, за кем когда-то еще при вселении данные кладовые были «закреплены» застройщиком либо иным лицом, которое предоставляло квартиры гражданам. При переходе права собственности на квартиру условное право пользования кладовыми «на словах» передавалось новому собственнику.

Предположу также, что в договоре с управляющей организацией отсутствуют условия на которых собственники вправе пользоваться помещениями подвала, порядок пользования в том числе кладовыми не определен (решение общего собрания собственников по этому поводу не пренималось).

В ситуации, когда управляющая организация не допускает собственников в помещение подвала следует учитывать следующее.

Общей долевой собственностью всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, на основании статьи 36 ЖК РФ, являются в том числе:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Под процитированный пункт 2 подпадают и кладовые и колясочные и иные места общего пользования, традиционно используемые собственниками жилого дома по своему назначению.

То есть в силу закона собственник жилого помещения вправе пользоваться общим имуществом (его частью).

Вместе с тем, следует принять во внимание следующее.

Ограничение доступа в подвал жилого дома

Как указано в п. 3.4.5. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», «входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.

Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток».

В соответствии с п. 5.5.9 указанного постановления Госстроя, «технические подполья и подвалы, в которых расположены газопроводы, запрещается использовать под склады и другие нужды. В эти помещения должен быть обеспечен беспрепятственный круглосуточный доступ обслуживающего их эксплуатационного персонала. Входные двери в эти помещения должны запираться на замок, а ключи храниться в организации по обслуживанию жилищного фонда в местах, согласованных со специализированными организациями. Отбор проб воздуха из подвалов и технических подполий должен быть без захода в них через стационарные наружные трубки диаметром 25 мм, выведенные из этих помещений».

Таким образом, учитывая особый режим такого вида общего имущества как подвал жилого дома с находящимися в нем инженерными коммуникациями, следует констатировать, что ограничение пользования (запрет открытого доступа) со стороны управляющей (обслуживающий жилой дом) организации, в отсутствии принятого общим собранием собственников помещении решения об определении порядка пользования подвалом, правомерен.

Определение порядка пользования общим имуществом — подвалом жилого дома.

В законодательстве отсутствует специальная норма, регламентирующая процедуру или особенности определения порядка пользования как подвалом жилого дома, так и в целом общим имуществом собственников. Однако, это не исключает возможность применения статьи 247 ГК РФ, согласно которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Определить порядок пользования помещениями подвала правомочно общее собрание собственников помещений дома.

Согласно ч. 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме…

Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

На возможность определения порядка пользования общим имуществом здания указывал и Высший Арбитражный Суд РФ.

Как разъянснено в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»,

«по решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 — 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений».

Полагаем, что в случае недостижения согласия о порядке пользования, собственник помещения в многоквартирном жилом доме, не лишен права обратиться в суд с иском об определении порядка пользования общим имуществом жилого дома (в данном случае помещениями подвала).

По нашему мнению, с момента определения порядка пользования общим имуществом собственников помещений дома (на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом общего собрания, или решения суда) управляющая организация обязана предоставить доступ в спорные помещения подвала. В обратном случае у собственников имеется возможность обратиться в суд с негаторным иском об устранении препятствий в пользовании имуществом.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» 26.04.2012г.

1. Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

2. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Комментарий к статье 721 Гражданского Кодекса РФ

1. Подрядчик должен выполнить работу качественно; критериям качества посвящена ст. 721, которая в двух пунктах формулирует четыре критерия качества (договорное, обычное, обязательное и повышенное), и если первые два касаются всяких подрядчиков и являются общими (п. 1), то два других — специальными, так как посвящены подрядчикам, действующим в качестве предпринимателя, т.е. субъектам предпринимательской деятельности (п. 2). Качество — объективная категория, позволяющая судить о пригодности, ограниченной пригодности или непригодности результата работы для целей его использования по назначению. Качество результата покоится на технических, технологических, эстетических, экологических и иных критериях (и их совокупности) и может быть установлено путем экспертизы (п. 5 ст. 720 ГК). Чем более сложной является работа, тем более многоаспектным и комплексным является вопрос качества ее результата и тем наличие одних достигнутых подрядчиком характеристик не исключает возможного отсутствия других.

В то же время качество результата работы не тождественно качеству товара, отчуждаемого по договору купли-продажи: в ДП, основанном на индивидуальном заказе, некачественным будет всякое отступление подрядчика от условий заказа, хотя бы и не препятствующее использованию результата по назначению в принципе; не случайно, что заказчик должен уведомить подрядчика о любых обнаруженных им отступлениях от ДП — как тех, которые ухудшают результат, так и об иных недостатках в работе (п. 1 ст. 720 ГК). Так, несоблюдение подрядчиком размера, фасона, прочих физических характеристик сшитого костюма будет некачественным для конкретного заказчика, но отсутствие такого — индивидуального — качества отнюдь не препятствует использованию данного костюма лицом с другими антропометрическими данными, вкусами, предпочтениями и пр. Закон делит все недостатки результата на явные и скрытые (п. 3, 4 ст. 720 ГК), несущественные и существенные, устранимые и неустранимые (п. 3 ст. 723 ГК), связывая с этим разные правовые последствия. Вопрос качества результата напрямую связан с вопросом, подлежит ли он приемке и оплате заказчиком (п. 1 ст. 711, п. 3 ст. 723 ГК).

2. Согласно п. 1 ст. 721 вне зависимости от фигуры подрядчика качество работы должно соответствовать условиям ДП (договорное качество), однако, поскольку условие о качестве работы не является для ДП объективно существенным, при отсутствии или неполноте договорного регулирования этого вопроса качество работы должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к работе такого рода (обычное качество). Что же касается подрядчиков, действующих в качестве предпринимателя, их работа должна соответствовать обязательным требованиям, предусмотренным законодательством или в установленном им порядке (обязательное качество), а в силу особого соглашения с заказчиком — более высоким требованиям по сравнению с обязательными (повышенное качество) (п. 2 ст. 721).

Между договорным качеством, о котором говорится в п. 1 ст. 721, и повышенным качеством, о котором идет речь в абз. 2 п. 2 ст. 721, нет разницы, так как повышенное качество также имеет договорную природу, а значит, то и другое — существенное условие ДП; в то же время если договорное качество устанавливается свободно и не имеет ограничений, то повышенное качество ограничивается уровнем обязательных требований и не может быть ниже, чем эти требования. Последние устанавливаются в интересах публичного порядка, имеют публично-правовую природу, ограничивают свободу ДП и ужесточают тем самым правовой режим предпринимательской деятельности.

Правила п. 2 ст. 721 применяются при двух совокупных условиях — наличии: а) подрядчика, действующего в качестве предпринимателя (гражданина-предпринимателя или коммерческой организации, а в соответствующих случаях и обычного гражданина — п. 4 ст. 23 ГК — и некоммерческой организации — абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК); б) обязательных требований, которые надлежит строго соблюдать или на которые следует ориентироваться для установления более высоких требований. Поэтому обязательные требования неприменимы к подрядчикам, действующим не в качестве предпринимателя: качество их работы регулируют общие правила п. 1 ст. 721. К правилам п. 1 ст. 721 следует обращаться и при наличии подрядчика-предпринимателя в условиях отсутствия обязательных требований к работе.

3. Согласно второму предложению п. 1 ст. 721 результат работы должен обладать всеми необходимыми свойствами в момент его сдачи и сохранять их в пределах разумного срока; последний зависит от договорного или обычного характера использования результата — ср. техобслуживание автомобиля в особых целях (например, для участия в гонках) и для обычной эксплуатации. Данное правило является общим, в связи с чем надлежит сделать два замечания: а) оно касается в том числе и тех случаев, когда работа должна отвечать обязательным или повышенным требованиям (п. 2 ст. 721); б) оно может быть изменено законом, иными правовыми актами или ДП, при этом в одном случае его изменение может касаться момента возникновения у результата необходимых свойств (например, согласно ДП необходимые свойства возникают у результата не в момент его передачи, а с истечением определенного времени или к определенной дате), в другом — продолжительности их существования (что наглядно иллюстрирует гарантия качества — п. 1 ст. 722 ГК). Соответственно, по общему правилу заказчик может предъявить подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством результата, если оно было обнаружено в течение этого — разумного — срока, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, а при наличии гарантии качества — в течение гарантийного срока (п. 1 — 3 ст. 724 ГК).

Новое в деятельности аварийно-диспетчерских служб с 01 марта 2019.

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2018 г. № 331 были внесены поправки в ряд актов Правительства РФ. В числе прочего были изменены некоторые нормы, регулирующие деятельность аварийно-диспетчерских служб. Ряд указанных изменений вступает в силу с 01 марта 2019 года. Подавляющая часть ПП РФ от 27.03.2018 №331 содержит поправки в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные ПП РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее – Правила № 416).

Так, в новой редакции п. 10 Правил № 416 более подробно раскрыт предмет деятельности аварийно-диспетчерской службы. Теперь аварийно-диспетчерская служба осуществляет:
1) повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов;
2) контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения;
3) круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом;
4) принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.

1) ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок — осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;
2) локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;
3) ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;
4) ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
5) подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
6) устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

Новыми нормами определено, что осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями Правил № 416 – обязанность именно управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК.
Пункт 13 Правил № 416 также устанавливает, что выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.
Отдельно отмечается, что работа аварийно-диспетчерской службы должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан.

Аварийно-диспетчерская служба осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества исполнения поступивших заявок. Результаты контроля вносятся в журнал учета заявок или государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе (п. 7(4) Правил № 416).
Пунктом 17 Правил № 416 установлено новое наименование журнала заявок собственников, который теперь называется Журнал учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Правила ведения и хранения журнала остались прежними. В автоматизированной системе учета таких заявок можно использовать запись телефонного разговора с собственником.
Более подробно регламентирован сам процесс приема заявки в случае поступления звонка в аварийно-диспетчерскую службу.
Так, при поступлении заявки аварийно-диспетчерская служба выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе. Аварийно-диспетчерская служба организует исполнение поступившей заявки в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416 (п. 17(1) Правил № 416).
Также при регистрации заявки аварийно-диспетчерская служба сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки (п. 17(2) Правил № 416).
Введено требование к обеспечению сотрудников аварийно-диспетчерских служб необходимым оборудованиям для возможности обеспечения своевременной ликвидаций аварийных повреждений. Так, пунктом 17(3) Правил № 416 установлено, что при осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья людей и животных, окружающей среды, сохранность имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Сотрудники аварийно-диспетчерской службы, осуществляющие выезды для исполнения заявок, должны быть обеспечены необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами, для исполнения заявки. В случае если исполнение заявки требует доступа сотрудника аварийно-диспетчерской службы в помещение в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба информирует собственника или пользователя такого помещения о планируемой дате и времени начала исполнения заявки, причинах необходимости предоставления доступа в помещение, а также о фамилии, имени, отчестве (при наличии) сотрудника (сотрудников) аварийно-диспетчерской службы, который будет осуществлять исполнение заявки. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы.
Необходимо отметить, что для управляющих организаций неисполнение п. 13 Правил № 416, приведенного выше, является грубым нарушением лицензионных требований. Так, в соответствии с пп. «з» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее – Положение о лицензировании), к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионного требования предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» .
На настоящий момент отдельного состава правонарушения «грубое нарушение лицензионных требований» в КоАП РФ не содержится, до внесения соответствующих изменений возможно привлечение к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП. Привлечение по указанной статье может привести к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Однако, пунктом 4(2) Положения о лицензировании грубое нарушение лицензионного требования в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил № 416, отнесено к тем видам грубых нарушений лицензионных требований, при повторном совершении которых лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены, подлежат исключению из реестра лицензий субъекта РФ.
Таким образом, с 01 марта 2019 г. вводятся новые требования к деятельности аварийно-диспетчерских служб, расширяется перечень их обязанностей, регламентируются сроки выполнения тех или иных работ. Новые поправки, по мнению их авторов, позволят более эффективно реагировать на сообщения собственников и минимизировать последствия аварийных ситуаций в случае их возникновения. Вместе с тем, вполне вероятно, что ряду организаций придется дополнительно обучать своих сотрудников действовать в соответствии с нововведениями, а также обеспечить их всем необходимым оборудованием (если этого не было сделано ранее).
Отруцкая Т.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *