Дознание МВД

Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).

Определение 1

Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.

Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.

Полномочием осуществлять дознание наделены:

  • следователи Следственного комитета РФ в установленных законом случаях;
  • ОВД РФ;
  • пограничные органы ФСБ;
  • органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • таможенные органы;
  • органы Государственного пожарного надзора;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов в рамках расследования дел на подотчетной им территории;
  • лица, возглавляющие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Замечание 1

На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.

Виды дознания

На сегодняшний день юридическая практика подразумевает возможность применения одного из следующих видов дознания:

  • дознание в полной форме общего порядка;
  • дознание в сокращенной форме.

Полная форма дознания общего порядка

Общий порядок дознания аналогичен порядку, установленному УПК РФ для предварительного следствия, но, в то же время, подразумевает некоторые исключения.

Стандартный регламент отводит на производство дознания с момента возбуждения уголовного дела 30 суток. В этот срок не входит время ознакомления с актом обвинения и материалами по рассматриваемому делу обвиняемым, потерпевшим, защитником обвиняемого, представителем потерпевшего. Закон предусматривает возможность продления указанного срока:

  • на усмотрение прокурора – на 30 суток;
  • на усмотрение прокурора, военного прокурора и их заместителей – на срок до 6 месяцев (в ситуациях необходимости произвести судебную экспертизу);
  • на усмотрение районного судьи, военного судьи на основании ходатайства дознавателя и согласия прокурора или военного прокурора – на срок до 6 месяцев в ситуации невозможности завершить дознание в стандартный срок, при отсутствии причин изменить/отменить меру пресечения (заключение под стражу, домашний арест);

Замечание 2

Заключение суда, исключающее возможность отменить или изменить меру пресечения, не должно быть голословным: необходимо подкрепить его соответствующей информацией от дознавателя. Эти сведения должны указывать на те обстоятельства рассматриваемого преступного деяния (включая личные характеристики обвиняемого), которые явно будут указывать на нецелесообразность изменения меры пресечения (например, обвиняемый, выпущенный на свободу, может скрыться от следственных органов, будет чинить препятствия в расследовании дела и пр.).

  • на усмотрение прокурора субъекта РФ или военного прокурора – на срок до 12 месяцев (в исключительных ситуациях, когда необходимо дополнительное время на исполнение запроса о правовой помощи);
  • продление указанного срока (и возобновление дознания в случае его приостановки) также может производиться на усмотрение руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, когда в его производстве находится рассматриваемое дело.

Лицо, осуществляющее дознание, составляет уведомление о подозрении в совершении преступления в ситуации, когда дело об уголовном преступлении возбуждается по факту его совершения, а процедура дознания стала источником достаточных и достоверных сведений, на основании которых возможно подозревать некое лицо в совершении рассматриваемого преступления.

Такое уведомление должно содержать: личные данные лица, подозреваемого в совершении рассматриваемого преступного деяния (полное имя, дата и место рождения); описание обстоятельств самого преступного деяния (место, время, способ и прочие характеристики); описание ущерба, нанесенного преступным деянием (характер и объем); положения Уголовного Кодекса, закрепляющие меру ответственности за рассматриваемое преступление (часть, статья, пункт).

В случае подозрения некого лица в совершении нескольких преступных деяний уведомление должно содержать отсылку на все положения Уголовного Кодекса (часть, статья, пункт), соответствующие каждому из этих преступлений.

Дознавателю необходимо изготовить копии составленного уведомления. Одну из копий он обязан передать подозреваемому и дать разъяснения касательно его прав (УПК, ст.46). Передача уведомления подозреваемому должна сопровождаться отметкой о вручении в соответствующем протоколе. Еще одну копию дознаватель должен направить прокурору. Уведомление вручается каждому из подозреваемых по расследуемому делу, если их установлено несколько.

Также закон устанавливает срок, в который дознаватель обязан осуществить допрос подозреваемого/подозреваемых по существу дела – 3 суток с момента, когда подозреваемому/подозреваемым передано уведомление о подозрении в совершении преступного деяния.

Общее правило гласит, что до составления обвинительного акта в завершение расследования лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, остается в этом статусе, не становясь обвиняемым. Таким образом, на протяжении всего периода, отведенного на процедуру дознания, фигура обвиняемого отсутствует.

Если подозреваемое лицо было заключено под стражу, с этого момента у должностного лица, согласно исключительному порядку УПК, есть 10 дней, чтобы:

  • завершить производство дознания составлением акта обвинения, или
  • вынести заключение об отмене примененной меры пресечения и прекращении уголовного судопроизводства в отношении подозреваемого, или
  • вынести постановление о привлечении ранее подозреваемого лица в качестве обвиняемого (порядок предъявления обвинения определен УПК, ст.171-172).

Результатом процедуры дознания является обвинительный акт, представляющий собой симбиоз постановления о привлечении ранее подозреваемого в качестве обвиняемого и заключения, содержащего окончательную формулировку обвинения, с которой рассматриваемое дело будет отправлено в следующие по регламенту инстанции.

Замечание 3

Для случаев, когда расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом данных, нормы УПК предусмотрели возможность осуществления дознания группой дознавателей.

Полномочием назначать проведение дознания указанным выше способом наделен начальник органа дознания. Пометка о применении такой формы дознания проставляется в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в принципе составляется отдельное самостоятельное постановление. И в том и в другом случае должен быть приведен перечень всех лиц (полные имена), уполномоченных на производство дознания по рассматриваемому делу, и указано, кому из группы поручается руководство группой. В состав группы дознавателей могут входить также представители органов, функцией которых является оперативно-розыскная деятельность.

Регламент функционирования группы дознавателей закреплен в УПК (ст. 223.2). В частности, лицо, руководящее работой группы дознавателей, должно выполнять следующие функции: общая организация работы группы, руководство деятельности членов группы, формирование акта обвинения.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Обвинительный акт

Определение 2

Обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, являющийся итогом произведенной процедуры дознания и содержащий обвинение, основанное на фактах, выявленных в ходе расследования.

Акт обвинения составляется дознавателем на основании его заключения о том, что все необходимые следственные действия по рассматриваемому делу произведены, а установленных фактов достаточно, чтобы сформулировать обвинение. Обвинительный акт является основанием для прокурора передать рассматриваемое уголовное дело в суд.

Помимо основной функции (изложение формулировки обвинения) акт обвинения призван решить следующие задачи:

  • подвести итог процедуры дознания;
  • собрать в единую систему, упорядочить все собранные факты и доказательства, что существенно облегчает дальнейшее судопроизводство в плане ознакомления с материалами по делу, оперирования ими;
  • привести логическое обоснование вывода о виновности подозреваемого, основанное на собранных доказательствах;
  • квалифицировать с юридической точки зрения действия подозреваемого;
  • сформулировать юридические выводы по рассматриваемому делу;
  • установить границы обвинения, в пределах которых суд может определить приговор.

В ситуации, когда подозреваемый находится под стражей, дознаватель должен сформировать акт обвинения в течение 10 суток с момента взятия подозреваемого под стражу. Если указанный срок не соблюден, дознаватель предъявляет обвинение, процедура дознания продолжается или мера пресечения относительно подозреваемого изменяется/отменяется.

Когда дознание не удается завершить в пределах 30 суток с момента задержания подозреваемого, при этом причины для изменения/отмены его меры пресечения отсутствуют, указанный срок может быть увеличен на срок до 6 месяцев на усмотрение судьи на основании ходатайства дознавателя и соответствующего согласования с прокурором.

Обвинительный акт содержит следующие данные:

  • сведения о факте его составления: место, дата;
  • сведения о лице, сформировавшем акт: фамилия, инициалы, должность;
  • сведения о подозреваемом;
  • описание обстоятельств преступного деяния: место, время, способ, цели и прочие характеристики, могущие иметь значение в рассмотрении конкретного дела;
  • собственно обвинительная формулировка с отсылкой к соответствующим положениям УК;
  • краткое, но емкое описание собранных в ходе дознания фактов и доказательств, являющихся основанием обвинения;
  • изложение доказательств, на которые опирается сторона защиты;
  • перечень обстоятельств как отягчающих наказание, так и тех, что его могут смягчить;
  • сведения о лице, которому был нанесен вред, а также о характере этого вреда и его объеме;
  • перечень лиц, которых необходимо вызвать для участия в судебном заседании.

Обязательным приложением к обвинительному акту является справка по делу, содержащая информацию о собственно процедуре произведенного дознания с отсылками к листам уголовного дела:

  • сроки процедуры;
  • принятые меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест) с указанием соответствующих временных периодов;
  • характеристики вещественных доказательств;
  • сведения о гражданском иске и реализованных мерах по его обеспечению;
  • данные касательно конфискации имущества, если таковое имело место;
  • сведения о процессуальных издержках;
  • данные о принятых мерах относительно обеспечения прав иждивенцев, если таковые имеются у подозреваемого или потерпевшего.

Особенностью обвинительного акта, отличающей его от обвинительного заключения, является то, что после составления с актом обвинения согласно процессуальным нормам необходимо ознакомить всех лиц, имеющих заинтересованность в рассматриваемом деле.

Замечание 4

Ознакомление с обвинительным актом обязательно для обвиняемого и его защитника, а потерпевший или лицо, представляющее его интересы, могут ознакомиться с актом обвинения и материалами по делу только на основании ходатайства. Также на основании ходатайства могут ознакомиться с материалами дела гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (статьи 44,45,54,55 УПК).

Составленный обвинительный акт заверяется подписью начальника органа дознания, после чего совокупно с материалами уголовного дела акт передается прокурору. Прокурор, в свою очередь, изучая поступившие документы, осуществляет проверку:

  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта материалам дела;
  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта уголовно-процессуальным требованиям;
  • в полной ли мере произведено расследование;
  • соблюдены ли права субъектов уголовного процесса;
  • приняты ли при необходимости меры по нивелированию обстоятельств, повлекших за собой преступное деяние.

Время рассмотрения прокурором уголовного дела и поступивших по нему документов – 2 суток, после чего им должно быть принято одно из возможных решений:

  • утвердить поступивший обвинительный акт и передать рассматриваемое дело в судебную инстанцию;
  • вернуть уголовное дело с целью осуществления дополнительных мер дознания (на срок до 10 суток) или внесению в обвинительный акт корректив (если он не отвечает соответствующим требованиям ст. 225 УПК, на срок до 3 суток);
  • прекратить уголовное судопроизводство;
  • передать уголовное дело для осуществления предварительного следствия.

Замечание 5

В процессе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор уполномочен на свое усмотрение изъять из обвинительного акта некоторые пункты обвинения или изменить квалификацию преступного деяния.

В пределах отведенного срока меры пресечения судья должен принять решение о характере применения этой меры далее. Достаточность срока меры пресечения для выполнения указанного действия обязан определить прокурор. При необходимости не позднее, чем за 7 дней до истечения срока меры пресечения, прокурор должен направить ходатайство о продлении. По общему правилу срок меры пресечения может быть увеличен до 30 суток.

Также прокурор несет ответственность за ознакомление с обвинительным актом и материалами дела заинтересованных лиц. Как уже было сказано выше, ознакомление с документами по делу обвиняемого и его защитника является обязательным. Если обвиняемый отказался принять копию акта обвинения, не явился по вызову прокурора, прокурор передает рассматриваемое дело в судебную инстанцию с соответствующей пометкой о причинах, по которым не произошла передача обвиняемому копии обвинительного акта.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст. 5 п. 7 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания — дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены:

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны:

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях . Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй — у непосредственного начальника подразделения дознания, третий — у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя. Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.



Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Дознаватель

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Должностные обязанности дознавателя

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ рассматривает и проверяет заявления и сообщения о преступлениях, по которым выносит следующие решения:

о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления

об отказе в возбуждении уголовного дела, если из собранных материалов усматривается отсутствие оснований для его возбуждения, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу;

о передаче по подследственности заявлений и сообщений о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Проводит дополнительную проверку содержащихся в материалах доследственной проверки сведений, если признает их недостаточными для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Самостоятельно принимает иные процессуальные решения и организует проведение следственных действий по уголовным делам и материалам, находящимся в производстве, за исключением случаев, когда такие решения утверждаются начальником органа дознания, прокурором, судом.

По уголовным делам, находящимся в производстве, дознаватель (старший дознаватель) несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, готовит руководителю подразделения дознания, органа внутренних дел предложения по их устранению. В учреждения, организации, предприятия направляет представления о устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Несет персональную ответственность за соблюдение пожарной безопасности в кабинете ГД.

Несет персональную ответственность за соблюдение учетно-регистрационной дисциплины.

Несет персональную ответственность за соблюдение в кабинетах ГД правил санитарии, пожарной безопасности.

Несет персональную ответственность за предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

Обязан уведомить работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к сотруднику каких-либо лиц в целях склонности его к совершению коррупционных правонарушений.

С учетом имеющихся в производстве уголовных дел и материалов проверки, вести планирование служебного (рабочего) времени.

Согласно графика, заступать на суточное дежурство в качестве дежурного дознавателя по ОМВД РФ ГО «Смирныховский». Дознаватель во время суточного дежурства несет персональную ответственность за качество проводимых проверок по заявлениям граждан и иным сообщениям.

Оказывать практическую помощь вновь поступившим на службу сотрудникам, являться для них наставникам.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с Настоящим кодексом, обязательны для исполнения. При этом старший дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение.

Самостоятельно в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ рассматривать и проводить проверку по заявлениям и сообщениям о преступлениях, по которым выносит законное и обоснованное решение.

Самостоятельно принимать процессуальные решения и организовывать проведение следственных действий по уголовным делам и материалам проверки, находящимся в производстве, за исключением случаев, по которым решения утверждаются начальником органа дознания, прокурором, судом.

Проводить расследование по уголовным делам, относящимся, в соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством, к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

Выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, готовить руководителю органа дознания предложения по их устранению. Направлять в учреждения, организации, предприятия представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

С учетом имеющихся в производстве уголовных дел и материалов проверки, вести планирование служебного (рабочего) времени.

Согласно графика, заступать на суточное дежурство в качестве дежурного дознавателя по ОВД ГО «Смирныховский». Дознаватель во время суточного дежурства несет персональную ответственность за качество проводимых проверок по заявлениям граждан и иным сообщениям.

Оказывать практическую помощь вновь поступившим на службу сотрудникам, являться для них наставникам.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с Настоящим кодексом, обязательны для исполнения. При этом старший дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение.

Отличная статья 0

В.А. МИЛЕХИН,

начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений

(Академия управления МВД России)

Организация дознания в системе МВД России

В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания.

Органы дознания, специализированные подразделения дознания, полномочия по осуществлению дознания, упрощенные формы дознания, расследования преступлений в форме дознания.

Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно . Оно проводится в целях установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. В отдельных случаях, указанных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание проводится следователями Следственного комитета РФ и ФСКН России и других органов государственной власти.

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также обладающее иными полномочиями, предусмотренными УПК РФ . При этом ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должен нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

К органам дознания согласно ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности (оперативные подразделения ФСБ России, таможенных органов, ФСКН России, Минюста России и др.); а также органы федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений

или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы1.

Органы дознания при расследовании уголовных дел действуют по двум направлениям.

Во-первых, выполняют действия, образующие в своей совокупности собственно дознание: к их юрисдикции отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки свыше 100 составов преступлений. Во-вторых, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия . Следует отметить, что по большинству уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся полицией.

Дознание производится с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и различается, прежде всего, сокращенным сроком: согласно ст. 223 УПК РФ оно должно быть завершено в течение 30 суток, следующих со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток, в необходимых случаях — на 6 мес., а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, — на 12 месяцев. Кроме того, в дознании отсутствует институт предъявления обвинения, являющийся обязательным атрибутом предварительного следствия. Исключение составляют случаи, когда в течение 10-ти суток после заключения лица под стражу дознаватель не может составить обвинительный акт и, в соответствии со ст. 224 УПК РФ, предъявляет обвинение или отменяет избранную меру пресечения.

Вместе с тем, дознавателю в отличие от следователя не предоставлено право приостанавливать исполнение письменных указаний прокурора, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания.

В структуре органов внутренних дел основной объем осуществляемой процессуальной деятельности приходится на долю полиции — участковых уполномоченных, сотрудников опе-

1 В УПК они не были указаны в числе органов дознания, и Федеральным законом РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ это несоответствие было устранено.

2 л н и о X

Л

и н к

И

:|S

0 X

Л

и н S

а

X О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

ративных подразделений и других служб, которым Федеральным законом РФ «О полиции» предоставлено право осуществлять уголовно-процессуальную деятельность . В то же время полиция не должна подменять деятельность иных органов дознания, например, таможенных подразделений, ФСИН и др.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания в системе МВД России относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе и линейные управления (отделы, отделения) полиции.

Руководителями органов дознания являются их начальники и их заместители. Данные лица могут поручать производство проверки заявлений, сообщений о преступлении, производство неотложных следственных действий должностным лицам, кроме дознавателей, из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым уполномоченным и др.). Однако в случае принятия ими процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, о задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ, передаче материалов проверки или уголовного дела по подследственности, об отказе в возбуждении уголовного дела данные решения подлежат утверждению начальником органа дознания или его заместителем — начальником полиции.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют использования оперативно-разыскных мероприятий, и дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которые были организованы согласно приказу МВД ССР от 5 августа 1982 № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них» . Законодательно их функционирование в составе милиции общественной безопасности закреплено с 1992 г. . В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на такой критерий отнесения их к органам дознания, как наличие полномочий по осуществлению оперативно-разыскной деятельности . В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», право осуществлять данную деятельность кроме органов внутренних дел предоставлено оперативным подразделениям — ФСБ России, таможенным органам России, СВР России, Минюсту России, ФСКН России .

Правом проведения оперативно—разыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России, однако только в целях обес-

печения собственной безопасности и в случаях, если проведение указанных мероприятий не затрагивает полномочий органов, определенных в пп. 1, 2, 4, 6—9, ч. 1 ст. 13 рассматриваемого Федерального закона.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по ряду преступлений, отнесенных к их исключительной компетенции, а также — преступлений против правосудия, вправе осуществлять дознаватели органов ФССП, находящиеся в ведении Минюста России.

В соответствии с действующим УПК РФ предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных в расположении исправительных учреждений и органов, производится дознавателями органов внутренних дел, на территории обслуживания которых они дислоцируются.

Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда могут осуществлять дознание, поэтому Минобороны России предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров.

Органам ФСБ России как органам дознания присущи те же полномочия, которые имеются у других подобных органов, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания ограничивается производством неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.

Компетенция пограничных органов ФСБ России в соответствии со ст. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ включает производство дознания по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, а также — незаконного пересечения Государственной границы и некоторых других противоправных деяний, выявленных при несении службы по охране Государственной границы.

С 1 июля 2003 г. на отделы, отделения дознания органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, образованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ , было возложено производство дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением,

хранением, перевозкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ, организацией либо содержанием притонов для их потребления; о незаконной выдаче либо подделке рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и др.

Производство дознания таможенными органами Российской Федерации исключено Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ .

Для большинства из органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, эта функция не является одной из основных. Так, например, согласно действующему законодательству государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России. В составе МЧС России функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (далее — ГУГПС), а в республиках, краях и областях, субъектах РФ — управления Государственной противопожарной службы. Руководители этих органов являются государственными инспекторами по пожарному надзору, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ вновь наделенными полномочиями по производству дознания (по уголовным делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности; об уничтожении или повреждении чужого имущества в крупном размере, совершенных путем неосторожного обращения с огнем; повреждении лесов в результате такого обращения и др.).

В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель определяет круг должностных лиц (не определяя их как органы дознания), на которых возлагается проведение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении. Это — капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений. В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия как обязательно, так и необязательно.

Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе предварительного расследования подчинена решению таких задач, как раскрытие преступления; обеспечение возмещения причиненного преступлением ущерба (вреда); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, принятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разбирательству.

Согласно изменениям, внесенным в УПК РФ Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ, дознание может проводиться в сокра-

щенной форме при наличии следующих условий: уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица; подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела; отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме . При этом дознаватель вправе не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем; не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства; не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста, полученного по результатам исследования; не проводить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении. Срок проведения дознания в сокращенной форме — до 15-ти суток.

В целом органы дознания осуществляют следующие установленные законом уголовно-процессуальные полномочия: рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях; производство дознания, а также следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, расследование преступлений не является единственной функцией органов дознания, в отличие от органов предварительного следствия. Тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем от всей выполняемой работы.

Отметим, что все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции: выносимые ими процессуальные акты имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий .

Орган дознания — орган внутренних дел — как система состоит из подразделений, структурную подсистему которой составляют специализированные подразделения дознания разных субординационных уровней, представляющих собой специфические, динамические структуры, функционирующие в условиях строгого процессуального и административного режимов.

2 л н и о X

Л

и н к

И

о X

Л

и н S

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

2 л н и о X

Л

и н к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

:|S

0 X

Л

и н S

а

X О

о

са <

а С

к S X

и <

са <

а С

и <

ш о а С

Как и любая деятельность, организация расследования преступлений специализированными подразделениями дознания преследует достижение определенных целей по обеспечению их эффективного функционирования в установленной сфере деятельности.

Руководитель структурного подразделения дознания, изучив проблемы, возникающие в работе, должен спрогнозировать дальнейшее развитие событий и спланировать программу и порядок действий подчиненных сотрудников. Необходимо грамотно организовать деятельность подразделения, создавать условия для эффективного выполнения поставленных задач, обнаруживать в процессе контроля недостатки в работе и вносить в нее необходимые коррективы, используя знания и опыт управленческой деятельности.

Верхним уровнем в системе специализированного дознания МВД России является Управление по организации дознания МВД России и отдел организации дознания Главного управления на транспорте МВД России.

Являясь высшими органами управления в структуре подразделений дознания, указанные структурные подразделения МВД России принимают наиболее значимые решения, которые не могут быть приняты на других уровнях системы. Это, в основном, установки концептуального характера, имеющие значение для всей службы дознания: определение принципов организации деятельности всех звеньев службы, оказание влияние на уровень и качество проводимого расследования, выявление назревших проблем и определение путей их разрешения.

Основными задачами специализированных управлений среднего звена (отделов, отделений) дознания территориальных и линейных органов внутренних дел на региональном уровне являются планирование и организация работы на местах; контроль за деятельностью территориальных подразделений дознания на

Список литературы

1. Уголовно—процессуальный кодекс Российской Федерации.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС Гарант.

4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Россий-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

районном уровне, оказание им помощи; обеспечение взаимодействия с различными службами органов внутренних дел, другими органами и внешней средой функционирования; внедрение в практику научных рекомендаций; изучение и внедрение передового опыта; обучение дознавателей; решение кадровых вопросов; подготовка документов по вопросам работы подразделений дознания и др.

Важнейшей задачей низшего звена системы — специализированных подразделений дознания территориальных органов внутренних дел на уровне муниципальных образований — является организация работы по расследованию и профилактике преступлений на обслуживаемой территории. Основная задача начальников подразделений дознания этого уровня состоит в осуществлении процессуального контроля, оказании необходимой помощи дознавателям, а также их обучении и воспитании, участии в организации отдельных мероприятий, осуществлении учета и отчетности, иной работе. Также руководители подразделений дознания, как правило, осуществляют организационное воздействие на расследование преступлений в пределах своей компетенции. Четкое выполнение данной воздействующей функции обеспечивается наличием ограничений системы, к которым относятся: определенность и стабильность выполняемых задач, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, иные действующие в системе нормативные правовые акты. Эти ограничения стабильны, изменяются лишь законодательным путем.

Высшие и средние звенья специализированной службы дознания функцию непосредственно расследования преступлений осуществляют редко. Основные усилия они направляют на организацию деятельности подчиненных подразделений и дознавателей, обеспечение должного качества расследования преступлений, разработку регламентов статуса подразделений дознания, прав и обязанностей их сотрудников.

ской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления: Федеральный закон РФ от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ // СПС Гарант.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 мая 2002 г. № 58-ФЗ // СПС Гарант.

7. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс.

8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента

Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СПС КонсультантПлюс.

9. Положение о милиции общественной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562.

10. О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них: приказ МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 (утратил силу).

Приказ ФССП России от 10.04.2015 N 232 (ред. от 30.03.2016) «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (вместе с «Положением об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»)

Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.10.2003 N 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» (вместе с «Инструкцией…», утв. Генпрокуратурой РФ 05.06.2002)

Статья 2. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов <*>.

Приказ ФССП России от 26.08.2014 N 460 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов»

Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 15.10.2019) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2005 N 7339)

20. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК РФ, осуществляется на основании полученной от них информации органами дознания или предварительного следствия. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Приказ МЧС РФ от 02.05.2006 N 270 (ред. от 22.06.2010) Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 22-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Республики Казахстан О.Е. Недашковского и С.П. Яковлева»

Кроме того, заявители просят признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ряд положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 40 и 56, закрепляющие правовой статус таких участников уголовного судопроизводства, как орган дознания и свидетель; статьи 61 и 62, устанавливающие обстоятельства, которые препятствуют участию в производстве по уголовному делу, и требование о недопустимости участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу; статью 157, регулирующую производство неотложных следственных действий. Как утверждается в жалобах, положения указанных статей позволяют принимать необъективные и предвзятые решения о возбуждении уголовного дела, поскольку исключают возможность самоотвода или отвода по инициативе стороны защиты должностного лица органа дознания в случаях, если это должностное лицо ранее участвовало в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий по данному уголовному делу, само возбудило уголовное дело, а об обстоятельствах первоначального этапа расследования было допрошено впоследствии в суде в качестве свидетеля.

Приказ ФСКН РФ от 09.03.2006 N 75 «О реализации Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.04.2006 N 7682)

21. Регистрация органами наркоконтроля сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 статьи 40 УПК России, осуществляется на основании полученной от них информации: в ФСКН России — старшим оперативным дежурным Дежурной службы ФСКН России; в территориальном органе ФСКН России — ответственным дежурным дежурной части организационно-инспекторского подразделения или оперативным сотрудником межрайонного (городского) подразделения, назначенным ответственным за прием и регистрацию сообщений о преступлениях. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 N 283 Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах

Приказ ФССП РФ от 16.02.2010 N 66 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов»

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия» приказываю:

Приказ ФССП России от 09.07.2013 N 238 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и осуществлением дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов»

Органы дознания- это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Дознание- форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно.

При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

— дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности

— дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

— капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз

— главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры

Задачами органов дознания являются:

-быстрое и полное раскрытие преступлений;

-изобличение виновных;

-обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Согласно ст. 40 п.3 Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

1. дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести.

2. производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованыучастниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура

термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия.

дознаватель наделен следующими основными правами:

-при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок,

-ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

-применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

-принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

-обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:

-осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

-принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

-уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

-принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

-устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *