Дознаватель в МЧС

92-ю годовщину со дня образования отмечают сотрудники органов дознания Государственного пожарного надзора. Эти специалисты берутся за дело, когда огонь после себя оставляет пепелище. Осмотреть место пожара, найти термические повреждения, взять образцы на экспертизу — это далеко не все, что требуется для будущего расследования.

Кто же такой пожарный дознаватель, и о том, как выстраивается его работа, нам рассказал начальник отдела дознания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по г. Москве Сергей Болгов.

Сергей Сергеевич, вот уже 92 года органам пожарного надзора предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. Что на сегодняшний день представляет профессия дознавателя, для чего она была нужна, и какова ее основная функция?

Вы знаете, на протяжении всех этих лет главная функция нашей профессии остается неизменной — это расследование причин пожара. Конечно, изменились инструменты, с которыми работаем, произошли преобразования в нормативных документах, но, как и несколько десятков лет назад, дознаватели МЧС занимаются выяснением причин огненного происшествия.

Профессия одновременно сложная, ответственная, но и интересная. Важно сочетать в себе определенные качества, уметь быстро принимать верные, а, главное, законные решения. Как и в любой сфере деятельности невозможно стать хорошим специалистом, если не отдавать себя работе.

Вы сказали, что нужно обладать определенными качествами. Расскажите, какими именно качествами должен обладать человек, претендующий на должность дознавателя?

Пожалуй, первое и самое главное качество, или требование, если можно так сказать, это желание помочь людям, сочувствие и понимание человека, обратившегося за помощью. Но помимо человеческих качеств, конечно, важно иметь определенные знания, профессиональные навыки, юридическую базу, которые помогут качественно выполнять свои служебные обязанности. Это фундаментальные законы химии, химии горения, теплофизики; постоянно нужно изучать научно-технические разработки в области пожарной тактики, аспекты пожарной безопасности в строительстве и многое другое.

Сергей Сергеевич, расскажите поподробнее, как все-таки происходит «расследование», выяснение причин пожара? Понятно, что ситуации, объекты и условия работы бывают разными, но существует же алгоритм действий пожарного дознавателя?

Да, вы правы, все пожары разные и один не похож на другой. Тем более, принято считать, что огонь уничтожает все вокруг, но даже после самого сильного и разрушающего пожара остаются фрагменты, следы, предметы и другие вещи. Наша основная работа начинается тогда, когда огня уже нет, хотя мы приезжаем на место пожара с нашими огнеборцами. Проводим внешний анализ, как бы это сейчас не звучало, но мы изучаем как горит, как развивается пожар, как его тушат. Это крайне важно. Каждый пожар оставляет свой неповторимый отпечаток. И дознаватель, как хороший «сыщик», собирает по крупицам эти отпечатки — разгребает обгоревшие фрагменты, осматривает приборы, технику, анализирует степень деформации конструкций, что позволяет понять, например, продолжительность и температуру горения. Фрагменты с места пожара могут быть отправлены на пожарно-техническую экспертизу в Судебно-экспертный центр ФПС по г. Москве. Так, в прошлом году дознавателями органов государственного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве было назначено более 180 пожарно-технических экспертиз и свыше 1000 пожарно-технических исследований в СЭЦ.

Кроме того, рассматривая версии, дознаватель проводит опрос очевидцев, пожарных и пострадавших, если такие есть. Все это помогает восстановить обстановку до пожара и понять, как происходил процесс горения. Лишь только после детального изучения всех обстоятельств дознавателем делается вывод о пожаре.

А после того, как собраны материалы и изучено место пожара, как складывается работа, и с какими службами происходит взаимодействие при проведении расследования?

После того, как выполнены все наши действия и установлена причина, а их основных три — это электротехническая неисправность, фактор неосторожного обращения с огнем и умышленные действия, поджог. В последнем случае мы передаем документы в полицию. В тесном взаимодействии работа ведется и со следственным комитетом, а также с оперативно-розыскным аппаратом МВД РФ по г. Москве.

Какими инструментами пользуются дознаватели в своей работе кроме наблюдательности и аналитического мышления?

Уже давно в арсенале наших сотрудников имеется пожарно-криминалистическая лаборатория — чемоданчик, наполненный всеми необходимыми инструментами для работы. Туда входят различные приборы, например, портативный компьютер со специальным программным модулем, позволяет тут же, на месте, составлять протокол, не упустив важные данные и показатели. Молоток, отвертки, пробирки, средства измерения – лазерный дальномер, позволяющий бесконтактно проводить замеры, инфракрасный термометр, который совершает измерения остаточной температуры на конструкциях, и другие приспособления.

Наличие оборудования, отвечающего последнему слову техники, позволяет проводить испытания по проверке качества огнезащитной обработки и пропитки строительных конструкций, а также оценивать работоспособность систем предотвращения пожара и противопожарной защиты объектов. Все это позволяет исследовать причину возгорания.

Сергей Сергеевич, спасибо вам за интересную беседу. Поздравляем вас с профессиональным праздником и может вы что-то пожелаете в этот знаменательный день своим коллегам и сотрудникам?

В первую очередь, я хотел бы поблагодарить своих коллег за выбранную профессию, за преданность ей. Поздравляю всех причастных с этим праздником! Желаю здоровья, счастья и успехов во всем. Продолжайте свое дело и пусть вас никогда не подводит профессиональное чутье!

В настоящее время основной задачей органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы является осуществление деятельности по расследованию преступлений, связанных с пожарами, согласно установленной совокупности признаков преступления, определению виновных в совершении преступлений лиц и привлечению их к ответственности. Дознаватели отделов надзорной деятельности и профилактической работы ежедневно осуществляют проверку сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, собирают необходимые документы опрашивают свидетелей и очевидцев, устанавливают причины пожара и принимают меры к привлечению виновных к административной либо уголовной ответственности, анализируют обстановку с пожарами. Кроме этого, дознаватели осуществляют круглосуточное дежурство не только в рабочие, но и в выходные и праздничные дни, что делает возможным расследования преступления и розыск виновного лица. Так же работа с базами, материалами по пожарам, работа со СМИ и гражданами – все это неотъемлемая часть того, что выполняют дознаватели в своей служебной деятельности. Профессия дознаватель государственного пожарного надзора – это ответственная, сложная, но при этом очень интересная работа. Профессиональные дознаватели прикладывают все свои усилия для установления истинной причины пожара и виновного в его совершении, принимают законные и обоснованные решения, охраняют законные интересы граждан, как пострадавших от огня, так и виновных в возникновении пожаров. В большинстве случаев причина пожара не лежит на поверхности. Невозможно установить причину пожара и лиц, причастных к его происхождению, сидя за рабочим столом в теплом кабинете. Практически на каждом пожаре дознаватель вручную разгребает завалы пепелища, чтобы в прямом смысле докопаться до истины. Самое главное в работе дознавателя – это мобильность и профессионализм. Быть готовым в любое время суток быстро выехать на пожар и приступить к его расследованию — это и есть основная задача пожарного дознавателя.

Дознание по пожарам является одним из самых сложных, если не самым сложным, направлением в расследовании происшествий и преступлений. Огонь уничтожает все следы, разрушает первоначальную обстановку на момент пожара, возможные улики. От дознавателей требуются специальные познания во многих областях науки, начиная с основ теории горения и заканчивая основами электротехники, поведения металлов и строительных конструкций в условиях пожара. Задача дознавателя – найти причину пожара и виновных в его возникновении: по прогару в стене, степени обугливания мебели, по окалине на металлических деталях и конструкциях специалисту сделать выводы о продолжительности и температуре горения, месте очага возгорания. Нередко дознаватель должен вручную разгрести угли и головни, осмотреть сгоревшую бытовую технику, проанализировать степень деформации материалов, подвергшихся температурному воздействию. То, что на взгляд дилетанта является просто пепелищем и грудой горелых развалин, для опытного дознавателя – профессиональная задачка с клубком вопросов и противоречий.

В любое время суток дознаватель должен прибыть на место пожара и быть готовым к выполнению задач по определению очага пожара, предварительной причины пожара, закреплению обстоятельств, предшествующих возникновению пожара. Быстрота и качество выполнения этих действий является залогом правильности принятия решения по результатам проверки по пожару в установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ сроки, а также результативности расследования уголовного дела по пожару в случае его возбуждения.

Сотрудники органов дознания тесно взаимодействуют с экспертами испытательной пожарной лаборатории по Ленинградской области и правоохранительными органами, применяя на практике передовой опыт уголовно-процессуальной деятельности органов дознания.

Помимо расследования пожаров дознаватели занимаются проведением профилактической работы, участвуют в рейдах по жилому фонду, информируя жителей об основных причинах пожаров и о мерах для их предотвращения, а также о последствиях к которым приводят пожары.

Это очень ответственная, сложная, но интересная работа. Невозможно стать хорошим дознавателем, не отдавая себя полностью своей работе. Нужно уметь находить верные решения, основываясь на законе, а еще уметь понять чужую беду, проникнуться проблемой граждан, пострадавших от огня, и принять все меры, чтобы установить истинные причины пожара.

ОНД и ПР Киришского района

ОНД и ПР Кировского района

ОНД и ПР Волховского района

История этих подразделений начинается в первой половине прошлого века. Так, взаимодействие силовых структур государства всегда выступало ключевой проблемой, так как эффективная работа одной из составляющих системы усиливала возможности всей системы в целом. Современные основы взаимодействия силовых структур во многом отражают опыт прошлых лет. В сложной общественно-политической и экономической ситуации попытка содержания пожарной охраны за счет средств и отчислений от обязательного страхования недвижимого имущества была обречена на провал. Требовалось принятие неотложных мер по улучшению ее состояния. Такое решение было принято 17 июня 1920 г. Члены Президиума ВСНХ, делегаты 4-го Всероссийского съезда профсоюза пожарных работников и 1-го Всероссийского съезда представителей пожарно-страховых отделов совнархозов на совместном заседании единогласно высказались за передачу управления пожарным делом в ведение НКВД. Это предложение получило поддержку в правительстве, и 12 июля 1920 г. СНК принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». В постановлении говорилось: «Во изменение декрета Совета Народных Комиссаров от 1 декабря 1918 года общее заведование и управление пожарным делом в РСФСР, как в административно-техническом, так и в финансово-хозяйственном отношении, со всеми делами, имуществом и кредитами изымаются из ведения Высшего Совета Народного Хозяйства и передаются в Народный Комиссариат внутренних дел».

Согласно указанному постановлению в составе Главного управления коммунального хозяйства НКВД был создан Центральный пожарный отдел (ЦПО). В губернских и городских отделах коммунального хозяйства пожарным делом стали заниматься соответствующие пожарные подотделы. В центре и на местах эти органы руководили борьбой с пожарами, разрабатывали противопожарные меры, учитывали и распределяли пожарную технику и имущество, осуществляли функции Госпожнадзора и т. п. Для предупреждения массового возникновения пожаров и организации борьбы с ними 23 апреля 1921 г. было принято постановление Совета труда и обороны «О мерах борьбы с пожарами». При НКВД была создана комиссия в составе представителей Наркома труда, ВЧК и НКВД, а при пожарных отделах губернских и уездных исполкомов – в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных отделов.

Эта комиссия получила название «пожарных троек». Им давалось право привлекать к борьбе с пожарами население в порядке трудовой повинности.

Таким образом, в начале 20-х годов XX в. начинает формироваться нормативно-правовая основа взаимодействия между органами пожарной охраны и РКМ, а в 30-е годы она приобретает более конкретные формы. Профилактика и тушение пожаров не могли быть эффективными без четкого взаимодействия подразделений пожарной охраны, милиции, госбезопасности, руководства объектов и добровольных противопожарных формирований. Данный опыт приобретался в эти годы ценой человеческой жизни и мужества бойцов и командиров пожарных расчетов и команд. Приказ НКВД РСФСР № 114 от 29 мая 1921 г. «Об участии милиции в борьбе с пожарами» предписывал подразделениям Рабоче-крестьянской милиции (РКМ) помогать пожарной охране на местах, главным образом в расследовании фактов преступных нарушений противопожарных правил и умышленных поджогов. Только лишь в 1932 г. был принят Циркуляр ГИМ ОПТУ, который впервые приказывал органам РКМ немедленно приступить к разработке конкретных оперативных планов борьбы с поджогами и пожарами. В связи с участившимися пожарами на важнейших объектах, лесах и торфоразработках, принявших угрожающие размеры, СНК СССР в августе 1932 г. организовал Специальную комиссию по борьбе с пожарами объектов под председательством Я.Э. Рудзутака. В Комиссию вошли представители органов госбезопасности, милиции и пожарной охраны.

В мае 1926 г. было созвано Всероссийское совещание пожарных, на котором обсуждены вопросы улучшения пожарной безопасности, в частности, представлен проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», который был утвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 г. Данное Положение определило основные задачи и правовое положение работников государственной инспекции, которые выявляли нарушения, требовали от руководителей объектов незамедлительных мер по предупреждению и ликвидации возгораний, а тех, кто уклонялся от такого рода работы, по решению НКВД РСФСР и НКЮ РСФСР привлекали к административной или уголовной ответственности. Несмотря на то что органы Госпожнадзора постановлением ЦИК и СНК Союза ССР только в мае 1935 г. получили полное право производства расследования по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил, они все эти годы активно участвовали в предварительных расследованиях, помогая органам РКМ и прокуратуры, накапливали опыт уголовно-процессуальной деятельности.

С 23 января 1935 года Циркуляром № 35 НКВД РСФСР и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам государственного пожарного надзора предоставлено право самостоятельного производства дознания по делам о нарушениях противопожарных правил.

С 2002 года ГПС МВД России преобразована в ГПС МЧС России.

В 2010 году произведено преобразование органов государственного пожарного надзора (ОГПН) в органы надзорной деятельности (ОНД), в которых в настоящее время также продолжают действовать органы дознания и накапливать опыт уголовно-процессуальной деятельности. В этом большую роль играет взаимодействие органов дознания с ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по ЯНАО»; экспертами, производящими независимые оценочные экспертизы. Применяется в практике передовой опыт уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, осуществляющих свою деятельность в других субъектах РФ.

В Ямало-Ненецком автономном округе в управлении надзорной деятельности и его территориальных подразделениях проходит службу 26 должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное расследование в форме дознания (начальники отделений дознания, старшие дознаватели и дознаватели).

30,7% от общего числа дознавателей (или 8 человек) имеют юридическое образование, 11 дознавателей (42,3%) имеют высшее пожарно-техническое образование, 5 человек – среднее специальное (или 19,2%).

За I квартал 2012 года органами дознания ГПН ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа было зарегистрировано и разрешено 1083 сообщения об иных происшествиях (на 2,7% меньше показателей 2011 года).

По результатам проверок сообщений об иных происшествиях должностными лицами органов дознания:

– списано в накопительное дело 843 материала проверки (77,8% от общего количества рассмотренных сообщений об иных происшествиях);

– перерегистрировано в Книгу регистрации сообщений о преступлениях 223 сообщения (20,5%);

– передано по подведомственности или территориальности 6 материалов проверки (0,55%);

– возбуждено 11 административных дел (1,01%).

В I квартале 2012 года в органы дознания ГПН ФПС поступило 227 сообщений о преступлениях, что на 8,4% меньше показателей 2011 года.

Из 227 сообщений о преступлениях, зарегистрированных в органах дознания, 225 сообщений связаны с пожарами, что составляет 99,1% от общего числа сообщений.

Дознавателями органов дознания ГПН ФПС в порядке ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК России) было рассмотрено 211 сообщений о преступлениях, из которых связанных с пожарами – 209, иных – 2.

По результатам рассмотрения 2 сообщений об иных преступлениях, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, органами дознания были приняты решения о передаче сообщения по подследственности.

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, были приняты следующие решения:

– о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 168 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России), – 1 уголовное дело;

– об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события или состава преступления – 177;

– о передаче по подследственности в другие органы предварительного расследования материалов проверок сообщений о преступлениях – 31.

Как известно, уголовные дела по пожарам относятся к категории наиболее сложных, требующих от дознавателей специальных познаний во многих областях науки – начиная с основ теории горения и заканчивая основами электротехники, поведением металлов и строительных конструкций в условиях пожара. Кроме этого, дознаватель обязан соблюсти все процессуальные положения в ходе проведения дознания, а также знать законодательство в области оперативно-разыскной деятельности и т. д. В любое время суток дознаватель обязан прибыть на место пожара и быть готовым к выполнению задач по определению очага пожара, предварительной причины пожара, закреплению обстоятельств, предшествующих возникновению пожара. Быстрота и качество выполнения этих действий является залогом правильности принятия решения по результатам проверки по пожару в установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ сроки, а также результативности расследования уголовного дела по пожару в случае его возбуждения.

Сегодня органы дознания ГПН ФПС Ямало-Ненецкого автономного округа укомплектованы современным портативным оборудованием, позволяющим проводить необходимые действия на месте пожара, такие как отбор различных проб, вещественных доказательств, исследование и описание места пожара, изучение поврежденных строительных конструкций. Также все подразделения дознания ГПН ФПС укомплектованы оперативными автомобилями повышенной проходимости. Организовано плановое повышение квалификации дознавателей в учебных заведениях по дисциплине «Расследование и экспертиза пожаров».

Учитывая сложность и ответственность выполнения функциональных обязанностей дознавателя ГПН ФПС, каждый дознаватель, в отличие от остальных государственных инспекторов по пожарному надзору, в соответствии с приказом МЧС России получает дополнительную ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 10%.

С учетом уже созданных и создаваемых необходимых условий для комфортной и качественной работы органов дознания ГПН ФПС увеличивается эффективность работы этих органов. Постепенно улучшается качество проведения дознания по делам о пожарах, увеличивается количество уголовных дел, доведенных дознавателями ГПН ФПС до суда.

Стоит отметить успехи и достижения, профессионализм наиболее опытных дознавателей, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по ЯНАО – таких, как подполковник внутренней службы Ю.С Титарчук, майор внутренней службы А.В. Смирнов. Опыт и знания данных сотрудников имеют большое значение для развития органов дознания ГПН ФПС ЯНАО в целом, используются в повседневной деятельности подразделений дознания, а сами сотрудники являются примером для молодых дознавателей.

Ключевые слова: Пожары, Сотрудник МЧС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *