Энергосервисный договор

Энергосервисный контракт выступает особым видом государственного контракта, при подписании которого необходимо учитывать законодательство в закупочной и энергосберегающей отраслях. Целью его подписания является внедрение энергосберегающих технологий, повышение энергоэффективности и эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Специфика энергосервисных контрактов обусловлена его особым предметом.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовое регулирование

Условия энергосервисного договора или контракта одновременно соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям к договорам подобного рода по действующему федеральному законодательству об энергосбережении и повышению энергоэффективности.

Подписание энергосервисных контрактов направлено на рост энергоэффективности при закупках товаров, работ и услуг из сферы естественных монополий, в частности, услуг:

  • водоснабжения;
  • теплоснабжения;
  • водоотведения;
  • газоснабжения;
  • услуг по подключению к инженерным сетям по регулируемым тарифам;
  • в части поставок электроэнергии, мазута, топлива для выработки энергии, угля.

Благодаря экономии, на использовании энергоресурсов достигается существенный экономический эффект, и заказчик получает возможность направить высвободившиеся средства на развитие и на повышение оплаты труда сотрудников.

Согласно действующему законодательству, подписание энергосервисных контрактов является правом заказчика, а в некоторых случаях – его непосредственной обязанностью. Право на подписание энергосервисных контрактов предоставлено государственным и муниципальным заказчикам, согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ. Данная статья законодательства о контрактной системе регулирует особенности заключения энергосервисных контрактов.

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 г. также регулируются отношения между заказчиком и исполнителем по энергосервисному контракту. В ст. 21 данного закона подчеркивается, что государственные и муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются по нормам законодательства о контрактной системе. Это значит, что на заказчика накладываются обязанности по формированию и публикации закупочной документации, проведению закупки и определению победителя по правилам 44-ФЗ.

Среди ключевых нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику в части увеличения энергоэффективности, помимо вышеуказанного ФЗ-261 от 2009 года «Об энергосбережении», можно выделить:

  • Правительственное Распоряжение от 2009 года №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
  • ПП РФ от 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам…»;
  • ПП РФ от 2010 №636 «О требованиях к условиям…»

В регионах и муниципальных образованиях, помимо общефедеральных проектов, нередко определена собственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, на которую должны ориентироваться заказчики на местах. Внедрение подобных мероприятий является обязательным для бюджетных, казенных и автономных учреждений.

В рамках ч. 1 ст. 108 44-ФЗ заказчики вправе подписывать энергосервисные контракты, тогда как по 261-ФЗ прописана их обязанность проведения комплекса энергосберегающих мероприятий. Необходимость подписания контрактов для роста энергоэффективности дополнительно подчеркивается в письме МЭР от 2015 года №Д28и-2618.

По ст. 24 ФЗ-261 государственное или муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение потребления воды и суммарного объема потребляемого топлива, мазута, газа и электроэнергии и пр. С 2011 года требования были распространены на все государственные контракты (казенные, автономные, бюджетные), что нашло подтверждение в письме Минфина от 2010 года №02-03-06/5448.

С апреля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства №1618 от 2018 года. В нем подчеркивается, что энергосервисные контракты прописываются в документах о планировании закупок отдельной строчкой и публикуются в ЕИС с особыми пометками.

Что такое энергосервисный контракт

Определение энергосервисного контракта представлено в п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 19 261-ФЗ от 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…». Согласно ему, энергосервисный договор – это договор, предметом которого является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в части использования энергоресурсов государственным и муниципальным заказчиком.

Предметом энергосервисного контракта является выполнение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и рост энергоэффективности (по ст. 19 261-ФЗ).

При заключении контракта энергосервисный подрядчик должен достигнуть определенных параметров повышения энергоэффективности у заказчика (например, снижение потребления ресурсов или уменьшение затрат на электроэнергию). В обязанности заказчика по энергосервисному контракту входит содействие исполнителю в успешной реализации энергосервисных мероприятий, а также обязанность принять и оплатить оказанные услуги на условиях контракта.

Набор существенных условий энергосервисных контрактов в целом стандартный. Он включает цену, сроки, ответственность за неисполнение обязательств и пр. Цена энергосервисного контракта обычно ниже прежнего размера коммунальных платежей и расходов на содержание инженерного оборудования и зданий.

Особенности заключения

Заказчик должен максимально конкретно прописать предмет контракта и требования к поставщику в техническом задании и закупочном извещении. Энергосервисные контракты имеют некоторую специфику среди всех государственных контрактов, так как заказчикам обычно непросто определиться с потенциальным перечнем мероприятий по увеличению энергетической эффективности и обозначить сроки исполнения контракта.

Если у заказчика нет четкого понимания того, какие работы необходимо выполнить исполнителю, то в техзадании можно прописать только ориентировочные задания для энергосервисного подрядчика.

Перечень мероприятий по увеличению энергоэффективности заказчики могут формировать на основании энергетического паспорта, подготовленного по результатам проведенного энергетического обследования. Если у заказчика имеется такой документ в распоряжении, то он обязан включить его в закупочную документацию.

При отсутствии энергетического паспорта мероприятия формируются на основе актуальных данных. При этом может применяться информация о количестве объектов, годе постройки, типе ограждения, технических характеристиках используемого оборудования, наличии приборов учета и пр. Данные сведения включаются в закупочную документацию при отсутствии энергопаспорта и помогает поставщикам подготовить заявку.

Также при подготовке заявки на участие в закупке участники вправе самостоятельно отбирать информацию об объекте закупки. В частности, исполнители могут посещать учреждение заказчика, а заказчик обязан обеспечить им свободный доступ к объектам, на которых планируется выполнять работы по увеличению энергоэффективности.

Но если поставщики несут дополнительные траты на подготовку заявки на участие, то компенсировать их заказчик не обязан. Все расходы на участие в закупке являются хозяйственными рисками субъектов экономической деятельности. Если поставщики проиграют в закупке, значит, они понесут убытки. Данные условия финансирования подготовки заявки целесообразно прописать в положениях закупочной документации, чтобы исключить судебные слушания по вопросу взыскания убытков со стороны проигравших в тендере участников.

Если у заказчика отсутствует возможность изначально прописать перечень в контракте энергосервисных мероприятий, то его готовит победитель, и такой перечень выступает неотъемлемой частью договора. В составе заявки на участие в тендере поставщики прописывают свое решение проблемы неэффективного расходования ресурсов (в частности, перечень энергосервисных мероприятий).

Еще одна особенность такого государственного контракта состоит в том, что он предполагает договорные отношения на весьма длительный период времени. Так, за короткие сроки достигнуть реальной экономии от энергосберегающих мероприятий бывает непросто. Окупаемость проектов может достигать 10 лет и более.

В рамках подобных долгосрочных контрактов гораздо тяжелее предвидеть все риски по понесенным расходам и рассчитать эффективность. Особенностью энергосервисных контрактов является то, что их допускается подписать на сроки, превышающие сроки действия лимитов бюджетных обязательств. Соответствующие изменения были внесены в ч. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса.

Заказчику требуется определить объем ресурсов, который он потребляет без энергосбережения, и рассчитать плановый объем потребления. В процессе планирования заказчику следует учесть и возможные непредвиденные обстоятельства, например, изменение погодных условий или рост численности потребителей.

Сэкономленные средства можно направить на увеличение зарплаты персонала (на основании письма Минфина от 2010 года № 02-03-06/5448).

Требования к содержанию

В ст. 108 44-ФЗ указано, что требования к содержанию контракта определяются Правительством. В Постановлении Правительства №636 от 2010 года были определены требования к условиям энергосервисного контракта. В частности, здесь приведены рекомендации по указанию исходных данных для формирования перечня энергосервисных мероприятий.

Требования к отдельным условиям энергосервисного контракта обусловлены такими специфическими чертами государственных контрактов, как:

  1. Наличие списка мероприятий энергетической экономии с описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения.
  2. Отсутствие компенсации затрат на подготовку заявки на участие.
  3. Определение размера экономии ресурса для исполнителя.
  4. Наличие положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии ресурсов считается исполненным при достижении размера экономии, закрепленным в договоре.
  5. Необходимость учета факторов, которые могут повлиять на размер экономии.
  6. Указание на механизм распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергоресурса.
  7. Указание начального и окончательного сроков достижения экономии. По ч. 11 вышеуказанного Постановления контракт подписывается на период не менее месяца и не более года.

По Постановлению Правительства №636 в контракт включаются требования к условиям оплаты энергосервисного контракта.

В государственном контракте по энергосервисным услугам также прописываются такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по государственному контракту.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем положенных показателей энергосбережения.
  3. Порядок перехода права собственности от поставщика к заказчику на поставленное оборудование для повышения энергоэффективности.
  4. Возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту или, наоборот, отсутствие такого права.

В случае если контракт предполагает оказание услуг по энергоаудиту, поставщик обязан состоять в СРО. Наличие действующего членства в СРО, а также соответствующего свидетельства является обязательным для участия в закупке. Чтобы вступить в СРО, поставщик обязан соответствовать ряду условий по 261-ФЗ, внести обеспечительные и членские взносы, а также иметь минимум 4 специалистов в штате с должным уровнем квалификации.

По «Методическим рекомендациям…» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, составленных МЭР, предметом такого контракта является повышение энергоэффективности за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий по повышению энергоэффективности прописываются заказчиком в виде приложения к контракту.

Сроки контракта являются существенным условием и не могут быть менее месяца. Но окончание сроков контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе, где указывается объект контракта, перечисляются те объекты, на которых исполнители будут производить работу по повышению энергоэффективности. Характеристика потребления энергоресурсов прописывается в приложении к контракту. В отношении данных объектов заказчик должен проинформировать исполнителя об актуальном состоянии: наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки, типе ограждения и пр.

Заказчик берет на себя обязательства по регулярной оплате услуг, которые оказаны исполнителем. Плата фиксируется в разделе ценой контракта. Заказчику необходимо соблюдать санитарно-гигиенические, технические и прочие требования к эксплуатируемым объектам.

Отдельный раздел энергосервисного контракта посвящен актуальному уровню потребления энергоресурсов. Обычно он указывается за год, так как потребление ресурсов обладает выраженной сезонностью с учетом климатических и природных особенностей. Разбивка потребления должна быть указана с помесячными показателями. На основании этого стороны определяются с факторами, которые влияют на объем потребления. Это могут быть температура, длительность температурного режима и пр.

Объем потребления ресурсов до внедрения энергоэффективных технологий прописывается в акте, который становится неотъемлемой частью государственного контракта. Затем этот показатель сравнивается с показателями после реализации мероприятий энергосервисного контракта, и на основании этого определяется размер экономии. Уровень потребления ресурсов должен быть указан с учетом показаний приборов учета (если такие имеются).

Изменения в энергопотреблении фиксируются заказчиком в заранее оговоренные временные промежутки: например, за месяц или квартал. По требованию исполнителя заказчик в течение 3 дней передает ему такие сведения. Размер экономии считается отдельно по каждому виду ресурса: по газу, углю, воде и пр.

В контракт может быть включен план-график реализации мероприятий по повышению энергоэффективности. При выполнении таких мероприятий исполнителем должны учитываться действующие нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и пр. Используемые в работе материалы должны быть сертифицированы, а исполнитель обязан предоставлять сертификаты по требованию заказчика в течение 3 дней.

Порядок заключения: алгоритм действий

Заказчики могут подписывать энергосервисные контракты по результатам электронных способов отбора поставщика. Для этого применяются конкурентные процедуры отбора подрядчика на выполнение работ. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ энергосервисный контракт подписывается отдельно от госконтрактов на закупку самих ресурсов. Например, отдельно подписывается договор на водоснабжение и отдельно – энергосервисный контракт, который позволяет снизить расходы заказчика на воду путем установки различного оборудования и устройств. Энергосервисный контракт подписывается отдельно от контрактов в области субъектов естественных монополий, теплоснабжению, подключению к инженерным сетям, поставкам электроэнергии, угля, мазута. Одновременно условия энергосервисных контрактов допускается включать в договоры купли-продажи, поставки и передачи энергоресурсов по ст. 20 261-ФЗ. Основной объем деятельности реализуется в бюджетной области, в области ЖКХ и промышленности.

Для закупок на право подписания энергосервисного контракта может применяться аукцион, конкурс и запрос котировок. Заказчик вправе использовать двухэтапные конкурсы для подписания государственного контракта по энергосервисным услугам.

При этом в процессе проведения закупки на энергосервисные услуги действуют определенные особенности при выборе победителя закупки. При проведении закупки в форме конкурса конкурсная комиссия при оценке заявки на участие не учитывает цену контракта. Вместо нее она сопоставляет такие критерии, как (по п. 9 ст. 108 44-ФЗ):

  1. Предложение о сумме.
  2. Расходы заказчика на поставки энергоресурса при заключении и исполнении контракта.
  3. Расходы заказчика по энергосервисному контракту.

При подписании энергосервисного контракта через электронный аукцион он может проводиться через снижение одного из следующих показателей:

  1. Цены контракта.
  2. Предложения о сумме, которая определяется в виде разницы между расходами заказчика на поставку энергоресурсов и предложенным участником размером экономии денежных средств.
  3. Предложения о сумме, которое определяется, как разница между расходами заказчика на поставку энергоресурсов (НМЦК) и экономией расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенную на стоимостную величину, соответствующую проценту экономии.

Побеждает в аукционе лицо, которое сделало предложение о наиболее низкой сумме.

Еще одна особенность энергосервисных контрактов состоит в особом порядке расчета НМЦК.

Заказчику необходимо прописать НМЦК в закупочной документации и привести расходы на поставку ресурсов каждого типа с указанием их количества по ч. 3 ст. 108 44-ФЗ. НМЦК рассчитывается по фактически подтвержденным расходам на поставку энергоресурсов за предыдущий год и не может их превышать.

Для энергосервисных контрактов со сроками исполнения более года НМЦК определяется путем умножения стоимости энергоресурсов на количество лет, которые составляют сроки исполнения договора.

Например, энергосервисный контракт подписывается на 10 лет. Объем потребления за 2019 год составил 500 киловатт. Стоимость кватт составила 6 руб. НМЦК контракта составит (500 000 * 6 * 10) = 30 млн р.

Если заказчиком были оплачены энергоресурсы по разным тарифам, то ему следует принять во внимание при расчетах на средневзвешенную цену.

Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется в размере 5-30% от НМЦК на основании ч. 16 ст. 108 44-ФЗ. Величина такого обеспечения не может быть менее авансирования и определяется на усмотрение заказчика. Обеспечение вносится в виде денежной суммы или банковской гарантии.

Энергосервисный контракт подписывается по цене, которая определяется в виде определенного процента экономии расходов по предложению от победителя закупки (на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  1. В соотношении с максимальным процентом по п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.
  2. На основании процента экономии с минимальным размером по п. 2 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.
  3. На основании минимального размера экономии расходов государственного или муниципального заказчика, максимальный процент которой уплачивается победителю по п. 3 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании прописанного процента экономии заказчика. Экономия рассчитывается по цене на энергоресурсы на период исполнения договорных обязательств.

Исполнитель вправе оказывать дополнительные услуги при реализации контракта, но без увеличения цены.

Организация торговой процедуры по подписанию энергосервисных контрактов не отличается от аналогичных процедур по проведению конкурса, аукциона или запроса котировок в отношении иных предметов закупок.

Для подписания и исполнения энергосервисного контракта алгоритм действий будет следующим:

  1. Заказчик определяется с предметом закупки и оптимальным способом выбора поставщика.
  2. Закупка должна быть включена в план-график отдельной строкой. К этому моменту заказчику уже следует определиться с НМЦК.
  3. Формируется тендерная документация с указанием предмета контракта, сроков проведения закупки, НМЦК, требованиями к исполнителям.
  4. В ЕИС публикуется извещение о проведении закупки. Согласно Постановлению Правительства №1618 от 2018 г., энергосервисные контракты в ЕИС должны быть опубликованы с пометкой «Энергосервисные торги».
  5. Участники формируют и передают свои заявки на участие, и заказчик принимает решение о предоставлении им допуска к тендеру или об отказе. Процедура проведения закупки и оценки заявок на участие по энергосервису проводится в штатном режиме, но с учетом определенной специфики. Например, если заказчиком для определения исполнителя выбран аукцион, то в ходе торгов участники не снижают НМЦК, а делают свои ценовые предложения по сумме, цене контракта и проценте экономии ресурсов.
  6. Выбирается победитель закупки в зависимости от способа закупки: в аукционе им становится участник, который предложил наиболее низкую сумму, в конкурсе – тот, кто сделал лучшее предложение по условиям реализации контракта.
  7. Формируется итоговый протокол по результатам закупки и размещается в ЕИС.
  8. В адрес победителя направляется проект государственного контракта для ознакомления и последующего подписания.
  9. В установленные сроки стороны подписывают контракт.
  10. Исполнитель приступает к реализации государственного контракта. После подписания энергосервисного контракта компания-исполнитель проводит определенные работы и услуги, по итогам которых заказчик перечисляет исполнителю часть средств от полученной экономии.
  11. После достижения плановой экономии заказчик принимает работы исполнителя и оплачивает его услуги. Оплата заказчиком экономии по государственному контракту должна составлять 5-30 дней после окончания периода достижения определенной доли размера экономии. Окончательный расчет осуществляется по факту достижения экономии.

Стандартно в энергосервисном контракте прописывают следующий порядок приемки работ:

  1. После достижения плановых показателей по повышению энергоэффективности исполнитель уведомляет об этом заказчика в течение 5 дней.
  2. После поступления уведомления заказчик подписывает акт приема-передачи.
  3. Если заказчик выявил недостатки, то он направляет в адрес поставщика официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Таким образом, энергосервисный контракт является особенным соглашением, целью которого является повышение эффективности потребления ресурсов и рост энергосбережения. Подписание таких контрактов должно опираться не только на ст. 108 44-ФЗ, но и на другие федеральные и региональные законы. Оплата по энергосервисному контракту производится в виде процента экономии с учетом цен, действующих на период исполнения договора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

В ряде случаев такое госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется ему думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец представлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

ВАЖНО! С 01.04.2019 вступает в силу постановление правительства №1618 от 21.12.2018. В нем указано, что в плане закупок энергосервисные контракты придется прописывать отдельной строкой. Подробнее об этом рассказали в статье «Установили особенности энергосервисных контрактов».

В документации как к конкурсу, так и аукциону, а также в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВтч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 х 6,3 х 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением Правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат Требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ

Скачать

Образец энергосервисного контракта 2020 года

Скачать

Пример для бюджетной сферы

Скачать

Пример для сферы ЖКХ

Скачать

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

На то, что заказчик наделен правом подписания энергосервисных контрактов, дополнительно указывается в письме Минэкономразвития от 2015 года № Д28и-2618. При этом государственные и муниципальные учреждения должны минимизировать объемы потребления энергоресурсов (газа, тепла и воды) в течение 5 лет, начиная с 2010 года. Это указано в ст. 24 261-ФЗ. С 2011 года требование распространилось и на казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ — это госконтракты, которые подписываются заказчиками в целях внедрения энергосберегающих технологий. Предмет и цели энергосервисных контрактов прописаны в ч. 1 ст. 108 44-ФЗ.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

В ч. 2 ст. 108 44-ФЗ указано, что государственные контракты на энергосервисные услуги заключаются отдельно от договоров поставки на ресурсы от естественных монополий. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ такие контракты подписываются отдельно от договора на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, подключение к инженерным сетям, на поставку мазута и топлива, подключение к энергосетям.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок.

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В договоре следует прописать определение экономии энергоресурса, которое обеспечивается исполнителем. Экономия должна определяться на основании денежного выражения, которое вычисляется на основе данных о стоимости единицы энергоресурса на дату размещения закупочной документации.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

К обязательствам заказчика относится регулярная оплата в пользу исполнителя в виде фиксированного процента от достигнутой экономии в течение всего срока действия договора. Данный процент отдельно фиксируется в разделе «Цена контракта».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе с объектом контракта перечисляются объекты, на которых исполнитель будет осуществлять работы по повышению энергоэффективности. Характеристики и режимы использования энергоресурсов обычно прописываются в приложении к контракту. В отношении указанных объектов заказчик обязуется передать исполнителю актуальные сведения (в частности, о наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки и типе ограждения и пр.).

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

Сторонам следует определиться с факторами, которые влияют на объем потребления энергоносителей. Это температура за окном, изменение количество потребителей ресурса, изменение функционального режима энергоустановок, площадь помещения, продолжительность отопительного сезона и пр.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Обычно в контракт включаются условия о том, что исполнитель в течение 5 дней после завершения выполнения услуг по повышению энергоэффективности должен уведомить об этом факте заказчика. После получения уведомления у сторон есть 5 дней на подписание акта сдачи-приемки результатов мероприятия. Либо заказчик должен направить официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

При формировании плана закупок заказчику следует определиться с тем, что контракт предполагается подписать с целями обеспечения энергоэффективности. К моменту подготовки плана-графика уже требуется рассчитать начальную цену контракта. Согласно ч. 16 ст. 108 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется как 5-30% от НМЦК.

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *