Этапы проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Содержание

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

  • ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

  • документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

  • документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

  • документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

  • решения (постановления) налоговых органов;

  • заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

  • материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

  • иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

  • первичные документы;

  • регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

  • акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

  • акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

  • инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

  • экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

  • вводной части (общие положения);

  • описательной части (установленные факты);

  • итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Помимо выездных проверок, которые проводятся на территории налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками. Эта проверка скрыта от глаз проверяемого налогоплательщика. Поэтому интересно знать, как она проходит, какие права у налогоплательщика при её проведении, как правильно вести себя, чтобы избежать штрафа, и какие последствия могут возникнуть для налогоплательщика.

Что такое камеральная проверка?

Камеральная проверка — это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмой (предпринимателем) в налоговые инспекции без выезда к налогоплательщикам (ст. 88 НК РФ). Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Задачи камеральной проверки

  1. Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
  2. Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
  3. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
  4. Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — 2 (два) месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ). Но бывают случаи, когда налоговые инспекторы считают датой начала проверки дату получения документов на проверку или день вынесения решения о ее проведении, которого для камеральных проверок не требуется. Такое поведение является неправомерным и подтверждено арбитражной практикой.

Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

Основные этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
  • Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).
  • Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
  • Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
  • Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
  • Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Направления проведения камеральной проверки

Необходимо знать, какие документы, и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Истребование документов допускается:

  1. при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
  2. подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  3. проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Если налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Также не предполагается обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки. В ходе проведения налоговой проверки контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данной организации. В требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы.

Часто налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.

Продление срока налоговой камеральной проверки

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

Акт о результатах камеральной проверки

Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:

1) дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют.

Акт о результатах проверки вручается лицу, в адрес которого она проводилась, в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у налогоплательщика появляются возражения по поводу результатов камеральной налоговой проверки, то он вправе их изложить в письменном виде и участвовать в рассмотрении материалов проверки. Возражения должны быть переданы в ИФНС в период 15 рабочих дней с момента получения Акта.

Одним из видов налоговых проверок является камеральная проверка, которая имеет свои особенности проведения. Камеральной проверке посвящена статья 88 Налогового кодекса РФ.

ВНИМАНИЕ: участие адвоката при проведении налоговой проверки приведет к максимальной защите прав и интересов проверяемой стороны.

Основания проведения камеральной налоговой проверки

Основанием для проведения камеральной проверки является поданная налогоплательщиком декларация (расчеты), представленные документы, например, об отчетности.

Другими словами камеральная проверка это проверка документов, которые имеются в распоряжении налоговой и начинается она, когда документы окажутся в налоговом органе. Например, камеральные проверки налоговыми проводятся, когда физические лица возвращают НДФЛ, или когда организации обращаются за возвратом НДС.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок назначения налоговой проверки

Налоговая проверка назначается на основании решения руководителя ИФНС или его зама по месту, где находится налогоплательщик. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то вышеуказанное решение принимает налоговая, которая поставила такую организацию на учет.

Камеральная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. При проведении проверки будет проверяться, правильно ли исчислены и во время ли уплачены налоги.

При назначении проверки налоговая должна соблюдать установленные ограничения, например, нельзя проводить камеральные проверки 2 и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

Объем правомочий проверяющего находится в непосредственной зависимости от способа проверки. Они бывают следующие:

  • Требовать пояснения от налогоплательщика
  • Истребовать у претендента на налоговые льготы документы, подтверждающие право на заявленные льготы

Камеральная налоговая проверка заключается исключительно в изучении налоговым органом представленных на проверку документов. Следовательно, недопустимо получение инспектором дополнительной информации, в том числе, путем производства запросов, визуального осмотра. Отступление от этого правила незамедлительно влечет признание полученных в ходе осуществления проверки результатов недействительными. Следствием последнего является отсутствие ответственности за совершенные правонарушения.

Обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Если налогоплательщик не хочет каких-то негативных последствий по результатам налоговой проверки, то он обязан при проведении соответствующей проверки:

  • по требованиям налоговиков в установленный срок представлять пояснения, устранять ошибки в поданных декларациях, путем внесения исправлений
  • представлять документы, которые требуют проверяющие, если истребование таких документов соответствует закону
  • знакомиться с актом проверки и представлять на него возражения

Указанные обязанности налогоплательщик может расценить как право. В принципе никто не может запретить лицу, которое проверяет налоговая, не выполнять указанные обязанности, но тогда и ссылаться на нарушение своих прав налогоплательщику в этом случае как-то не совсем будет правильно, ведь он сам принял для себя решение: выполнять требования налоговой или нет.

Кроме того, за не выполнение требований налоговой о представлении документов, действия лица будут расценены как правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой в течение 3-х месяцев со дня представления декларации. При этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налоговой для проведения соответствующей проверки.

Срок проверки в отношении иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с налоговым кодексом, составляет 6 месяцев.

Проверка по декларации по НДС проводится в течение 2-х месяцев.

В определенных случаях срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

Документы в ходе камеральной налоговой проверки

В ходе камеральной проверки налоговики могут истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в связи с несоответствием сведений в декларации и в представленных документах. Документы могут быть представлены в налоговую лично налогоплательщиком или его представителем, направлены по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

Если лицо получило требование от налоговой о предоставлении документов, то оно должно его исполнить в течение 5 дней.

По результатам проверки налоговая может оформить акт, если будут выявлены нарушения.

Последствия камеральной проверки

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Сопровождение камеральных налоговых проверок в Екатеринбурге

Следует не забывать, что защита от действий государственных органов является специальной сферой деятельности и требует наличие специальных познаний и навыков, в том числе, психологических. Экономия на эксперте в данном случае может иметь необратимые (зачастую и непредсказуемые) последствия для Вашего бизнеса.

  1. Для построения линии защиты, избрания формы поведения и общения с инспектором необходимо знать права и обязанности последнего. Правильная подготовка к налоговой проверке даст положительный результат.
  2. Определение перечня представляемых документов
  3. Организация места проведения проверки
  4. Представление объяснений
  5. Обжалование действий органов
  6. Профессиональное оспаривание решения налогового органа в арбитражном суде в срок
  7. Организация деятельности предприятия во время проверки

Приведенные способы охватывают весь спектр правомерных рычагов воздействия, но имеют общий характер. Это обусловлено индивидуальностью каждого коммерческого лица, его организационно-правовой формой, наличием структурных подразделений, штатом сотрудником и много другое. Необходимо подумать и о процедуре досудебное урегулирование налоговых споров, которая также может дать положительный исход для дела.

При принятии решения об обращении за помощью, следует учитывать, что сотрудники нашего Адвокатского бюро, имея статус адвоката, являются опытными профессионалами своего дела. Индивидуальность подхода к каждому клиенту в не зависимости от вида спора позволяет решать задачи любой сложности, при этом, затраты клиента максимально минимизированы.

Отзыв о работе нашего адвоката в сфере бизнеса

Читайте еще о работе нашего налогового адвоката:

Все о процедуре получение налогового вычета по ссылке

Закажите представительство в налоговых органах прямо сейчас

Что такое камеральная проверка?

Для чего проводится камеральная проверка?

Целями камеральной налоговой проверки являются:

-контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах РФ;

-выявление и пресечение налоговых правонарушений;

-подготовка информации для выбора объекта проведениявыездной налоговой проверки.

Объектом камеральной налоговой проверки будет являться налоговая декларация, представленная в ИФНС. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому из видов налогов, подлежащих уплате этим налогоплательщиком. Налоговая декларация должна быть составлена на бланке установленной формы. При этом, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговые декларации сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Кроме налоговых деклараций, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, предоставляющиеся в ИФНС в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и законодательство о бухгалтерском учете, а также иные документы, затребованные у налогоплательщика, либо представленные им самостоятельно. При проведении камеральной проверки ИФНС имеет право использовать любую имеющуюся у неё информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем, а именно:

-документы налогоплательщика, представленные им;

-ранее сданные налогоплательщиком в ИФНС налоговые декларациии бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные периоды;

-информация, поступившая в ИФНС от различных государственных органов, в соответствии с требованиями ст. 85 НК РФ.

Следует отметить, что в ходе проведения камеральной проверки ИФНС имеет право использовать права по сбору доказательств совершения налогового преступления, предусмотренного ст. 90,93,95,96,97,98 НК РФ. Ранее я упомянула о том, что такая проверка проводится без спеуциального решения руководителя налогового органа и его заместителя, однако, проводить данный вид проверок имеют право работники ИФНС, которым проведение таких проверок вменено в обязанности, как правило в ИФНС существуют отделы камеральных проверок.

Сроки проведения камеральной проверки.

В соответствии с требованиями НК РФ такая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком документов в ИФНС, если законодательством не предусмотрены иные сроки.

Этапы проведения камеральной проверки.

Что же включает в себя камеральная проверка? Основными этапами камеральной проверки являются:

-проверка полноты представленных налогоплательщиком сведений. При этом следует помнить, что налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в поданной им декларации. В этом случае он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 54 НК РФ. Вопрос об овтественности налогоплательщика в случае внесения им в налоговую декларацию решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь, как правило, события развиваются по трем вариантам:

1) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию произведено до истечения срока подачи налоговой декларации, то она считается поданной в день подачи заявления о внесении изменений;

2) если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию подается позднее срока для подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;

3) если заявление подается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление он подал до момента обнаружения ИФНС ошибки в поданной налогоплательщиком декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки;

-визуальная проверка правильности оформления представленных документов;

-арифметический контроль данных налоговой отчетности;

-проверка своевременности представления налоговой отчетности;

-проверка обоснованности налоговых ставок и льгот.

Ответственность за выявленные правонарушения.

Как правило, ответственность за налоговые правонарушения, выявленные в ходе камеральной налоговой проверки, наступает по ст. 119 НК РФ, ст. 122 НК РФ, то есть за непредставление налоговой декларации и неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов. Кроме того, ИФНС может быть возбуждено административное производство по ст. 15.5 и ст. 15.11 КоАП РФ.

ФНС России установлен сокращенный срок для проведения камеральных проверок налоговых деклараций налогоплательщиков, который составляет 75 календарных дней с момента представления налоговой декларации. По истечении 6 дней сотрудники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на налоговом учете налогоплательщиков. По результатам сверки работником ИФНС письменным уведомлением вызываются все не отчитавшиеся налогоплательщики. В данном уведомлении должны содержаться сведения о неисполнении налогоплательщиком своих обязанностей по представлению в налоговый орган налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, предусмотренных ст. 23 НК РФ, а также указывается на необходимость представления налоговой декларации и дачи объяснений по поводу несвоевременной сдачи отчетности. Право вызова налогоплательщиков представлено налоговому органу п.п.4 п.1 ст. 31 НК РФ. Уведомление налогоплательщику направляется заказным письмом с уведомлением.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный срок, ИФНС приостанавливает все операции по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ. Если, несмотря на принимаемые меры, налоговая отчетность не будет представлена налогоплательщиком, но место нахождения налогоплательщика известно ИФНС, в данном случае отдел камеральных проверок готовит заключение о необходимости проведения выездной налоговой проверки.

При проведении камеральной проверки налоговым органом проводится:

1.Проверка сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с показателями за истекший период;

2.сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;

3.оценка достоверности показателей налоговой декларации, на основе имеющейся информации в налоговом органе;

4. анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.

Если в ходе проведения камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, то ИФНС в течение 3 рабочих дней информирует налогоплательщика об этом и предлагает внести соответствующие изменения в течение 5 дней. Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, то ИФНС приступает к сбору доказательств. Чаще всего для этого используются: истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности данного налогоплательщика; получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.

Следует обратить внимание, что требование о представлении документов подписывается должностным лицом ИНФС, проводящей проверку и вручается налогоплательщику под роспись, либо оптравляется заказным письмом с уведомлением. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 126 НК РФ.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении.

Производство по делу о налоговом правонарушении регламентируется ст. 101 НК РФ. Материалы проверки по данному делу рассматриваются руководителем налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы рассматриваются в присутствии должностных лиц организации налогоплательщика либо в присутствии ИП, либо их представителей. По результатам рассмотрения материалов руководитель налогового органа выносит решение. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Решение должно быть вынесено руководителем налогового органа не позднее 75 дней со дня представления налоговой декларации. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности обязательно указываются: обстоятельство совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, установленные проведенной проверкой; документы и иные сведения, подтверждающие факт совершения налогового правонарушения; наличие смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика обстоятельств; виды налоговых правонарушений; размеры применяемых санкций к налогоплательщику со ссылкой на ст. НК РФ. Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения руководителем налогового органа решения передает копию данного решения в отдел по взысканию задолженности по налогам для подготовки требования об уплате доначисленных сумм. Копия решения вручается налогоплательщику, либо его представителю под роспись, либо направляется почтой заказным письмом с уведомлением и считается полученным по истечении 6 дней после отправки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *