ФЗ о потребительской кооперации

Правила создания потребительских сообществ и основы их деятельности регулирует закон о кооперации в 2020 году. В документе описаны стандарты, которые действуют при создании кооперативов, и определены задачи для их формирования.

Федеральный закон о кооперации в 2020 году: официальный текст и изменения

ФЗ 3085-1 впервые был утвержден депутатами Госдумы в 1992 году. Официальный текст документа включает 9 глав и 40 статей. Он устанавливает следующие основные задачи:

  • образование и совершенствование торговых компаний, которое позволит обеспечить потребительские кооперативы товарами и услугами разного назначения;
  • разрешена закупка продуктов у физических либо юридических лиц для их дальнейшей переработки и продажи;
  • реализация товаров (продуктовых или непродовольственных) может осуществляться посредством розничной торговли;
  • членам потребительских сообществ могут быть оказаны разные услуги;
  • информация о принципах деятельности кооперативов должна находиться в свободном доступе.

Согласно положениям действующего законодательства, все граждане, являющиеся членами потребительских сообществ, вправе рассчитывать на помощь государства. Юридический документ обеспечивает соблюдение правовых норм наравне с Гражданским Кодексом и прочими законами.

Что касается вносимых поправок, их принимали неоднократно. Законопроект несколько раз дорабатывался и окончательно был сформирован лишь несколько лет назад. Последние изменения в действующую редакцию внесли в 2013 г.

Основные положения закона

Документ разделен на несколько глав, формирующих основные смысловые блоки закона:

  • в 1 главе определены общие стандарты и положения;
  • 2 глава устанавливает порядок создания кооперативов и определяет разработку устава;
  • 3 раздел содержит сведения о правах и обязанностях членов сообщества;
  • 4 глава регулирует вопросы по управлению потребительским обществом;
  • в 5 главе определены имущественные вопросы;
  • 6 раздел касается бухгалтерского учета и особенностей ведения документации;
  • в 7 разделе содержатся сведения о реорганизации и ликвидации кооператива;
  • 8 глава посвящена союзу потребительских сообществ;
  • в 9 главе приведены переходные положения.

Поправки в законе

Изменения в федеральном законе относятся к середине 2013 года. Тогда дополнили и исправили несколько положений:

  • в 11 статье сократили формулировку «образованием, профессиональной подготовкой». Вместо нее теперь используют просто «квалификацией». Фразу «на учебу в образовательные учреждения» заменили на «обучение в образовательной организации»;
  • еще в двух статьях документа слова «учреждения» изменили на «организации».

Дополненная в 2013 г. редакция законопроекта действует и сегодня. Предлагаем скачать закон о кооперации по следующей ссылке. Текст содержит наиболее полные сведения, касающиеся деятельности потребительских сообществ.

Принципы деятельности потребительских организаций

Общие сведения содержат информацию о законодательной основе деятельности потребительских обществ. Государство должно взаимодействовать с кооперативами. Также определены принципы, согласно которым должны создаваться сообщества:

  • членство в подобной организации должно быть добровольным, как и возможность выхода из нее;
  • все участники должны оплачивать паевые и вступительные взносы в установленном размере;
  • управление должно осуществляться на принципах демократии, а пайщики обязаны помогать друг другу;
  • все члены сообщества должны иметь свободный доступ к сведениям о деятельности организации;
  • культурный уровень участников кооператива необходимо повышать.

Законодательно установлены определенные требования при формировании кооперации:

  • основателем сообщества не может быть гражданин младше 16 лет;
  • для регистрации кооператива требуется участие 5 физических лиц либо 3 юридических;
  • необходимо провести собрание учредителей, на котором устанавливается устав, формируется перечень будущих членов, решаются прочие вопросы. Все решения должны быть зафиксированы в протоколе собрания;
  • сообщество обязательно проходит процедуру госрегистрации.

Согласно действующим стандартам, регулируются вопросы членства в кооперативе. Определен порядок принятия новых участников, прописаны обязанности, которые им нужно соблюдать, и права, которыми они будут наделены. Установлен способ выхода из потребительского общества и возврат средств.

Законом определены полномочия органов управления. Решения пайщики вправе принимать совместно на общем собрании. Может действовать совет и правление кооператива. Их полномочия также установлены в тексте правового документа.

Отдельно рассмотрены имущественные вопросы. Определены возможные источники получения имущества кооперативом. Регламентирована сумма взноса для новых членов, деятельность фонда потребительской организации. Доходы могут увеличиваться и должны быть распределены согласно нормам закона. На всех членах сообщества лежит имущественная ответственность.

Союз потребительских коопераций может быть сформирован согласно следующим принципам:

  • разрешено вести предпринимательскую деятельность;
  • члены союза вправе сохранить самостоятельность и свой юридический статус;
  • союз не должен нести ответственность за своих участников;
  • деятельность союзов ведется на основании принятого устава и договора учредителей;
  • союз может проводить проверки в отношении потребительских сообществ, входящих в его состав.

Федеральный закон устанавливает обязанность ответственных лиц привести всю необходимую документацию в соответствие с проводимой деятельностью в течение года с момента образования кооператива.

Закон о кооперации охватывает все нюансы, касающиеся деятельности потребительских обществ. Определены правовые основы создания кооперативов, регламентированы вопросы членства и установки паевых взносов.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В настоящей статье речь пойдет о такой экономической модели бизнеса, как потребительская кооперация. Потребительское общество по сути своей является объединением граждан, которые приняли решение вести хозяйственную деятельность совместно. Все производственные цепочки максимально освобождены от налогов. Продукция на выходе имеет меньшую себестоимость, из чего вытекает возможность увеличения товарооборота. В коммерческом же варианте реализации услуг и товаров на каждом этапе предусматривается налогообложение (на добавленную стоимость, на прибыль и др.) — даже в холдингах и группах компаний.

Закон, который мы рассмотрим, защищает пайщиков от притязаний кредиторов, приставов, поскольку на паевые взносы не может быть обращено взыскание. Имущество каждого участника защищено законодательством от рэкета, недобросовестных конкурентов или партнеров.

Описание закона № 3085-1

Закон РФ N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» был принят 19 июня 1992 года. Также в этом году был издан ФЗ 442. Читайте подробнее

Преамбула гласит, что нормы настоящего закона направлены на определение правовых, экономических и социальных основ образования и работы потреб. обществ и их объединений, которые в общей своей массе представляют потребительскую кооперацию в России.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ 416 О водоснабжении и водоотведении в последней редакции по

Закон представлен 9-ю главами, поделенными на 40 статей.

Рассмотрим структуру нормативного акта тезисно:

  • Общие положения: терминология, государство и система потребительской кооперации, главные принципы образования и работы обществ, правомочия, особенности трудовых взаимоотношений в их рамках;
  • Образование потреб. общества: порядок процедуры, гос. регистрация, устав;
  • Членство: принятие пайщиков в состав сообщества, их права и обязанности, завершение членства и возврат внесенных средств вышедшему или исключенному пайщику;
  • Управление: структура руководящих органов, функции общего собрания пайщиков и собрания уполномоченных потреб. общества, собрание пайщиков кооперативного участка, совет правления, функции контрольной комиссии и ответственность ее представителей;
  • Имущество: источники формирования имущества потребительского общества, величина вступительного взноса и пая, фонды, доходы и их распределение, имущественная ответственность организации и пайщиков;
  • Основы деятельности: бухучет и финансовая отчетность, правила документооборота;
  • Порядок реструктуризации и ликвидирование организации;
  • Союзы: принципы и правила создания, работы и вступления в союзы, учредительная документация, имущество, выход из союза, реструктуризация и ликвидирование объединения, структура руководящих и контрольных органов, функции общего собрания, совет правления, контрольная комиссия, функции союзов в рамках защиты интересов обществ и прав дольщиков.

Читайте также об основных положениях закона №61

К числу основных задач потребительской кооперации относятся:

  • Образование и развитие торговых организаций в целях обеспечения участников сообщества продукцией;
  • Покупка у физических и юр. лиц сельхоз продукции и сырья, товаров частных подсобных и промысловых хозяйств, закупка плодов, ягод, грибов и лекарственных растений, растущих в дикой природе, с дальнейшей их обработкой и реализацией;
  • Изготовление непродовольственных товаров и производство пищевых продуктов с дальнейшей их продажей через розничные магазины;
  • Предоставление членам сообщества услуг бытового и производственного характера;
  • Популяризация идей и принципов кооперации, вытекающих из международной практики, ознакомление с ними каждого пайщика всех обществ, в т.ч. посредством СМИ.

Рассматриваемый нами закон является гарантией оказания государством поддержки каждому такому кооперативу, их объединению и отдельным гражданам и компаниям, продвигающим принципы и идеи кооперации, а также реализующим их на практике в размере, зависящем от общественной значимости каждой отдельной организации.

Вам будет интересно: ФЗ о банкротстве. Подробности

Помимо настоящего закона, вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов регулируются также иными нормативно-правовыми актами российского законодательства, в их числе — Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 123.2).

Актуальную информацию о ФЗ 144 в новой редакции читайте

В статье 2 во избежание путаницы дано разъяснение о том, что положения закона не касаются потребительских кооперативов, действующих на основании ФЗ о сельскохозяйственной кооперации и имеющих узкую специализацию, к примеру, гаражные, жилищные, строительные и др. Для таких кооперативов использование формулировки «потребительское общество» (либо их союз) в наименовании организации законодательством запрещено!

Читайте ФЗ 214 в новой редакции

Последние изменения

Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

  • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
    • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой») и учетом потребности в кадрах;
    • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
  • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

Скачать закон о потребительской кооперации в последней редакции

В настоящей статье нами был рассмотрен закон, регулирующий аспекты деятельности организаций-участников системы потребительской кооперации в России. Законодательством для таких организаций предусмотрен ряд льгот в различных сферах помимо налоговой. Исключены отдельные виды дорогостоящих лицензий. В такой структуре удобно объединять различные виды и формы предпринимательства, в частности, кооперативные участки, которые не являются юридическими лицами. Процедура регистрации общества не сложнее, чем для обычного ИП — производится в налоговой инспекции в качестве некоммерческой организации.

Кроме преимуществ данной модели в плане непосредственно производства, существуют плюсы для отдельных ее участников. Возможно создание внутренних фондов, в т.ч. страховых и пенсионных. Организация может кредитовать своих пайщиков, минуя высокие проценты коммерческих банков. Отличительной особенностью системы кооперации является нацеленность не на прибыль компании, а на выгоду каждого отдельного пайщика. В отличие от стандартного инвестиционного бизнеса, существующего по принципу «чем больше вложил, тем больше получишь», в рамках системы кооперации права и возможности пайщиков максимально уравнены.

Чтобы ознакомиться с нормами законодательства, регулирующими аспекты деятельности рассмотренной нами модели, предлагаем скачать Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (обществах, их союзах) в РФ».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В июле 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые внес существенные изменения в работу кредитных потребительских кооперативов РФ.

Так до октября 2020 года кооперативы обязаны привести в соответствие с новыми требованиями устав и внутренние документы (положение о членстве, об органах и привлечении денежных средств).

Новые требования вступают в силу в четыре этапа:

1 часть – 12 октября 2020.

2 часть – 11 января 2021.

3 часть – 10 июля 2021.

4 часть – 13 октября 2021.

В этой статье начнем обзор первой части изменений, самой большой по объему.

Вам также может быть интересно:

Обзор июльских изменений в законодательстве о кредитной кооперации: 2020 и 2021 года

Итак, в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» изменилось нормативное определение термина «кредитный потребительский кооператив» — это основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Исключение из этого правила кредитные кооперативы второго уровня, которые создаются не менее чем пятью кредитными кооперативами на основе членства по территориальному (региональному, межрегиональному, федеральному) или иному принципу.

При этом кредитный кооператив вправе иметь территориально обособленное от него подразделение, если это не противоречит принципу (принципам) объединения членов кредитного кооператива (пайщиков).

Устав кредитного кооператива, осуществляющего деятельность на основе территориального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), должен содержать закрытый перечень муниципальных образований и (или) субъектов Российской Федерации, которые являются общими для членов кредитного кооператива (пайщиков), зарегистрированных в установленном порядке по месту пребывания и (или) по месту жительства (для физических лиц) и (или) по месту нахождения (для юридических лиц), что является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков) (пп. 3.3.-3.11 ст. 7 Федерального закона №190-ФЗ).

Профессиональный принцип объединения членов кредитного кооператива (пайщиков) основан на их принадлежности к группе лиц (лицам), имеющих одного работодателя или работодателей, являющихся связанными сторонами, определяемыми в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации, и (или) получающих образование в одной образовательной организации, и (или) являющихся членами одного профессионального союза, и (или) имеющих одну специальность, и (или) являющихся членами семей указанных лиц в случае, если возможность приема членов семьи указанных лиц в члены кредитного кооператива (пайщики) предусмотрена уставом кредитного кооператива.

Устав кредитного кооператива, осуществляющего деятельность на основе профессионального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), должен содержать наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица (юридических лиц) из числа юридических лиц и принадлежность к которым членов кредитного кооператива (пайщиков) является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков), и (или) специальность членов кредитного кооператива (пайщиков), которая выступает критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков).

Юридическое лицо может быть членом (пайщиком) кредитного кооператива, осуществляющего деятельность на основе профессионального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), только если данное юридическое лицо указано в уставе кредитного кооператива и принадлежность членов кредитного кооператива (пайщиков) к данному юридическому лицу является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков).

Социальный принцип объединения членов кредитного кооператива (пайщиков) основан на их членстве в одном общественном объединении, одной ассоциации или иной некоммерческой организации.

Устав кредитного кооператива, осуществляющего деятельность на основе социального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), должен содержать наименование некоммерческой организации, членство в которой является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков), и ее основной государственный регистрационный номер.

Юридическое лицо может быть членом (пайщиком) кредитного кооператива, осуществляющего деятельность на основе социального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), только если данное юридическое лицо является некоммерческой организацией, которая указана в уставе кредитного кооператива и членство в которой является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков). Критерием объединения по социальному принципу членов кредитного кооператива (пайщиков) не может являться их членство в некоммерческой организации, если такое членство необходимо только в целях обеспечения основания для вступления в члены кредитного кооператива (пайщики) или указанная некоммерческая организация не осуществляет иную деятельность в качестве основной.

Кредитный кооператив, осуществляющий деятельность на основе социального принципа объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), должен располагать уставом некоммерческой организации, членство в которой является критерием объединения членов указанного кредитного кооператива (пайщиков), и документами, подтверждающими их членство в этой некоммерческой организации.

Принцип (принципы) объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), определенный (определенные) уставом кредитного кооператива, можно изменить путем внесения изменений в устав кредитного кооператива при условии соблюдения кредитным кооперативом требований, установленных настоящим Федеральным законом к объединению членов кредитного кооператива (пайщиков) по соответствующему принципу (принципам).

Таким образом, во-первых, устав кредитного кооператива должен предусматривать принцип (принципы) объединения членов кредитного кооператива (пайщиков) (пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона №190-ФЗ).

Во-вторых, членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица, соответствующие принципу (принципам) объединения членов кредитного кооператива (пайщиков), определенному (определенным) уставом кредитного кооператива (п. 1 ст. 11 Федерального закона №190-ФЗ).

Приглашаем принять участие в онлайн-семинаре «Обзор июльских изменений в законодательстве о кредитной кооперации»

Важно: Учредительные и внутренние нормативные документы кредитных потребительских кооперативов должны быть приведены в соответствие с частями 3.1 и 3.2 статьи 3, частями 3 — 3.10 и 6 статьи 7, пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ не позднее чем по истечении двухсот семидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2020 г. №196-ФЗ . Учредительные и внутренние нормативные документы кредитных потребительских кооперативов до приведения их в соответствие с частями 3.1 и 3.2 статьи 3, частями 3 — 3.10 и 6 статьи 7, пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

FUCS.docx164 КБПосмотретьСкачать
Анатолий Владимирович, всяких вам благ.
Я давно занимаюсь сельскохозяйственной кооперацией.
Больше чем уверен, какой бы мы не приняли закон о кооперации, это будет очередной «как мертвому припака»..
То что у нас действует под зонтиком коопераци, в сути факта, есть пародия на нее….
А то что мы выдаем как законы о кооперации есть амбарная ведомость учета хотелок, хорошо проплаченныз лоббистами…
Организационная структура сельского хозяйства порочна в сути своей, и ее отдельными хотелками отформатировать не возможно…
Поэто что бы мы не затолкали в ту порочную систему, результат получим по ЧВСу «хотели как лучше»..
Нужно менять саму систему и не только сельского хозяйства. А тут уже сработает традиционная российская модель решальщиков.
— А ОНО МНЕ НАДО???????
Безо всякой надежды, что хоть что то из этого попадет в этот закон , как говорят, «дай и я воткну свой нос».
1. Для сельского хозяйство должен быть отдельный закон о сельскохозяйственной кооперации.
2. В законе должно быть прописано только три понятия,
— сельскохозяйственная кооперация
— производственные кооперативы
— потребительские кооперативы и никаких ПО.
3. Все надстройки над этими структурами должны быть кооперативными. а вхождение в них добровольное…
4. Из закона должно быть изъята обязанность кооперативов входить а Агроконтроль и Ассоциацию страховщиков.
5. Закон должен предусмотреть создание областных, сельскохозяйственных кооперативных банков…..со всем набором банковских продуктов.
6. Оздание областных, сельскохозяйственных, государственно- кооперативных , промышленно-финансовых гоупп – трестов …
— производственный трест производства продукции сельского хозяйства.
— треста «отходы»
— треста «дикороссы» с управлениями по продуктам ягода, грибы,…..Жень Шень
— отдельного треста кедровый орех
-коммунального треста «дрова»….
7. Мотивировать холдинги совместно с государством на создание в зоне радиусом 100-150 км вокруг холдинга создания государственно –кооперативных «сельскохозяйственных производственных кооперативов». На основной базе холдинга все обслуживающие структуры — ииаточное стадо,племенная работа, ветеринария, агрохим, агрономия, МТС, строительство, социалка –база….
8. Законом предусмотрет основной базовой структурой возрождения провинции, должны стать кооперативы.
Семейные фермы и фермерство только разрушают (кастрируют) провинцию. …могут быть но не путаться под ногами ….
Вообщем много еще чего надо…..
Если, вас что заитересует, проекты – наработки – материалы есть могу поделиться. Спасибо.
Что бы сельское хозяйство и кооперация заработали надо вносить изменения и дополнения почти в минимум 20 фееральных (бандитских) закона.
Г.Д.Стремоухов. Москва март 2017г.
Приложения; Подтверждающие такую постановку проблемы и актуальность предлагаемых решений. Хотя они есть в рабочей группе. Хотя вы вряд ли их будете читать…от рабочей группы даже дежурной отписки не получил.
http://www.proza.ru/2015/08/09/237 личное
http://www.proza.ru/2015/08/09/237 личное
http://www.proza.ru/2015/11/07/2174 три министра

— http://www.proza.ru/2017/03/20/210

уважением, Стремоухов Геннадий Данилович. Подмосковье.
один файл164 КБ
FUCS.docx164 КБ
Посмотреть
Скачать
Нажмите, чтобы ответить
Кому:
Ответить
;
Показать подпись и цитирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *