ФЗ о применении полиграфа

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Тест на детекторе лжи – один из любимых приемов кинематографистов. Выявление достоверных знаний с помощью оборудования, регистрирующего физиологические и психоэмоциональные показатели человека, давно не является фантастикой, однако вопрос о применении полиграфа на законных условиях остается подвешенным.

Допускается ли в РФ использование полиграфа?

Законопроект № 478780-5 «О применении полиграфа» был предложен на рассмотрение в декабре 2010-го (24.12). Однако через два года (13.02.2012) его сняли с рассмотрения. Причиной послужило несоблюдение авторами текста правил внесения законопроекта, а также несоответствие статье 105 регламента Госдумы. На сегодня закон не принят, однако положения о полиграфе регулируют другие законодательные акты РФ. Скачать полную версию неутвержденного законопроекта можно здесь.

Упоминания о применении детектора лжи на законных основаниях можно найти в тексте ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ознакомиться полностью можно тут). Документ приводит разъяснение по термину СПФИ (специальное психофизиологическое исследование), которое проводится в качестве опроса, не способного нанести урон здоровью или жизни человека.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ №181 о социальной защите инвалидов в российской федерации 2018. Подобнее

Также расширение опций по использованию полиграфа обуславливает ФЗ номер 98 «О коммерческой тайне» от 2004 г. (доступен здесь). В нем описывается процедура применения устройства по инициативе руководства различных организаций, которые таким образом пытаются защитить свои интересы. Данная процедура должна быть осуществлена только после получения согласия от сотрудника, зарегистрированного в письменной форме, что коррелирует с положениями ТК РФ и Конституции страны.

Непосредственно сам Трудовой кодекс разрешает проверки на детекторе лжи (ст. номер 70, скачать полную версию документа можно по ссылке). В акте содержится фраза о том, что подобным методом проводится «испытание работника в целях его проверки соответствия поручаемой работе». При проведении проверки работник может не отвечать на вопросы, которые являются унизительными для его личности или провокационными, а также нацелены на раскрытие его убеждений по религиозным, политическим или другим мотивам.

Закон об ОРД в новой редакции читайте

результаты исследований, полученных в ходе полиграфической проверки, являются лишь ориентиром и не могут рассматриваться судом в качестве юридического доказательства виновности.

О статуе судей подробнее читайте в статье:

У каждого работника есть гарантированные Конституцией права, поэтому в случае отказа работодатель не может принудить его пройти данную процедуру, тем более – угрожать сотруднику штрафом или увольнением. Пункт о прохождении полиграфа должен быть зафиксирован в трудовом договоре.

Также читайте: ФЗ 143 с изменениями на 2018 г

Законные основания для применения полиграфа

Закон о полиграфической деятельности предусматривает ряд оснований для проведения подобной экспертизы, указанных в гл. второй (ст. 8 – 9) непринятого закона № 478780-5. Документ определяет, что проверку должны проходить:

  • Граждане РФ, уведомленные или имеющие доступ к информации, относящейся к государственной тайне;
  • Лица, являющиеся сотрудниками или поступающие/проходящие службу в специальных организациях, деятельность которых подчиняется правилам секретности;
  • Сотрудники режимных, оборонных или особо опасных предприятий и производств.

Когда проводится проверка на полиграфе для данных категорий граждан?

  • При поступлении на службу;
  • В качестве контроля, периодически либо выборочно.

Задачи проведения тестов на полиграфе указаны в ст. второй гл. 1. Их осуществление необходимо для проверки достоверности сообщаемой информации от опрашиваемого лица для:

  1. Проведения оперативно-розыскной деятельности;
  2. При расследовании или в процессе судебного разбирательства;
  3. Проверки сведений для индивида, просящего политическое убежище или статус беженца;
  4. Мониторинга правонарушений в сфере труда.

Проверка на полиграфе может быть принудительной или добровольной. Полный перечень условий приведен в тексте законопроекта.

Некоторые работодатели могут инициировать проведение теста для сотрудников с целью:

  • Проверить факты биографии работника;
  • Расследовать имущественные или финансовые хищения в рамках предприятия;
  • Узнать подробнее о причинах устройства на данную должность;
  • Раскрыть, если у сотрудника зависимость от азартных игр;
  • Узнать о наличии скрываемой судимости или связей с преступным миром;
  • Вычислить потенциальные негативные намерения гражданина;
  • Выявить наличие тех или иных заболеваний психического и физического характера.

Проведение подобной проверки осуществляется только с согласия сотрудника. Но есть ряд условий, по которым он не может от нее отказаться. О них мы сообщим далее по тексту статьи.

Правила проведения проверки

Проверка на детекторе лжи подчиняется многим условиям. Мы перечислим основные из них, зафиксированные в главе четвертой законопроекта о применении полиграфа.

Ст. 18

Порядок процедуры:

  • Полиграфолог подготавливает испытуемого к тексту, проводя предварительную беседу;
  • Следующим этапом становится непосредственно сама проверка;
  • Результаты, полученные в ходе испытания, регистрируются;
  • Если того требуется ситуация, полиграфолог беседует с опрашиваемым после теста;
  • Проводится анализ и оформление полученной информации.

Техническое оборудование, с помощью которого тестируют опрашиваемого, должно соответствовать нормативам закона РФ о техническом регулировании. Если этот пункт не был соблюден, специалист по опросу будет наказан в административном порядке.

В ст. девятнадцатой приводится список лиц, которые могут присутствовать при осуществлении процедуры. В их число входят:

  1. Лица, представляющие сторону, которая инициировала тест;
  2. Сотрудники, ассистирующие полиграфологу;
  3. Специалисты по переводу (если их услуги необходимы).

Этот список расширяется для граждан, которые подпадают под действие статей 14 – 15 актуального закона, давая право на присутствие в помещении адвокату или представителю опрашиваемого (если последнему еще нет четырнадцати лет).

Лицо, проводящее опрос, также должно иметь соответствующую квалификацию (ст. 31 закона) и подчиняться ряду требований, а именно:

  1. Являться подданным российского государства;
  2. Иметь высшее образование;
  3. Быть не младше 22 лет.

Кандидаты на должность полиграфолога проходят обязательную подготовку. Их регистрируют в Госкомиссии, ответственной за опросы с использованием полиграфа. Также специалисты должны проходить курсы по переподготовке каждые два года. Если индивид, проводивший проверку другого лица, не соответствует этим требованиям, его могут привлечь к ответственности по закону.

Регламент действий лица, инициировавшего прохождение теста для опрашиваемого, включает следующие пункты (согласно ст. 22).

Он должен:

  • Предоставить полиграфологу информацию об испытуемом и комплекс условий для проведения процедуры;
  • Уведомить специалиста о возможных рисках;
  • Дать опрашиваемому возможность изучить правовые аспекты и мотивы для проведения теста, предоставив сведения в письменном виде;
  • Убедиться в наличии согласия со стороны последнего;
  • Гарантировать опрашиваемому неразглашение полученной информации третьим лицам, если только это не идет вразрез с нормами настоящего закона;
  • Ознакомить испытуемое лицо с результатами проверки;
  • Если того требует ситуация, организовать повторную проверку.

Инициатор может:

  • Получить разъясняющую информацию о технической и организационной стороне процесса;
  • Ознакомиться с отчетом, содержащим итоги и выводы по опросу;
  • Лично решать, как и когда уведомить опрашиваемого о результатах теста на полиграфе;
  • Если полученная информация представляет ценность для правоохранительных органов, инициатор вправе передать ее в соответствующие инстанции.

Если гражданин, инициировавший проведение теста, нарушит нормы данного закона, его привлекут к ответственности.

Полномочия и обязанности специалиста-полиграфолога декларирует ст. 23.

Он должен:

  • Опрашивать испытуемого только с его согласия;
  • Предварительно ознакомить гражданина с перечнем вопросом;
  • Соблюдать нормативные и методические требования;
  • Хранить полученные сведения в тайне, если это не противоречит актуальному документу.

Полиграфолог не вправе:

  • Требовать от опрашиваемого озвучить его политическую ориентацию, вероисповедание и другую информацию личного характера, включая разглашение гостайны (ФЗ читать ), только если получение этих данных не является необходимым для ведения расследования и пр.;
  • Скрывать полученные сведения от инициатора;
  • Делать суждения любого характера в результатах исследования, не являясь аккредитованным специалистом в этих областях или в области полиграфологической науки как таковой.

Что входит в список прав и обязанностей лица, подвергнутого опросу (ст. 24)?

Он может:

  • Получить всю нужную информацию по поводу предстоящей проверки и ее мотивов;
  • Отказаться от теста в ходе предварительной беседы и в процессе самого тестирования, не указывая причин;
  • Отказаться от проверки, если о ней его уведомили менее чем за сутки (исключения прописаны в ст. 2 данного ФЗ);
  • Узнать о содержании вопросов заранее;
  • Заявить о своем неполноценном психическом или физическом состоянии на основании подтверждающего медицинского документа;
  • Подать прошение об изменении сроков для прохождения теста;
  • Направить жалобу в суд, если полиграфолог или инициатор опроса нарушают порядок настоящего закона;
  • Потребовать повторный тест под руководством другого либо того же специалиста, если имеется несогласие с результатами опроса. Повторная проверка будет проведена за счет опрашиваемого, если только это не инициатива суда.

Он должен:

  • Выполнять все указания полиграфолога;
  • Быть осведомленным об ответственности в случае отказа от предварительной беседы, досрочного прекращения теста или осознанного невыполнения инструкций полиграфолога.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение закона?

Процедура прохождения детектора для психофизиологических исследований является полностью добровольной, что зафиксировано в статье второй и части третьей ст. 17 российской Конституции. Они утверждают абсолютный приоритет свободы личности. Если работодатель настаивает на полиграфическом тесте и угрожает сотруднику некими последствиями в случае отказа, тот вправе потребовать защиты у соответствующих инстанций. Однако доказать факт нарушения его прав будет достаточно непросто, и гражданин должен быть к этому морально подготовлен. Также потребуется соответствующая юридическая помощь и консультации специалистов.

Как уже упоминалось выше, пункт о прохождении полиграфа может быть прописан в трудовом договоре, и это также способно усложнить ситуацию для работника, который был заранее предупрежден о подобной процедуре при приеме на работу. В этой ситуации его нежелание идти навстречу руководству будет расцениваться как нарушение трудовой дисциплины.

Ответственность за принуждение к прохождению теста на детекторе лжи указана в ст. 32 законопроекта. Согласно ей, взыскание наказания по уголовному, административному кодексам или в гражданско-правовом порядке за несоблюдение положений настоящего ФЗ проводится в согласии с регламентом российского законодательства. В статье 33 указано применение надзора со стороны прокуратуры при проведении опросов на полиграфе. Данный процесс находится в компетенции Генпрокурора РФ и его подведомственных лиц.

Процедуру прохождения теста нельзя применять в отношении:

  • Лиц, не достигших определенного возраста (младше четырнадцати лет). Возможно исключение для ситуации, которая является критической и требует прохождения теста несовершеннолетним. Но в этом случае необходимо письменное согласие самого опрашиваемого, одного из его родителей либо представителей, включая опекунов;
  • Женщин, находящихся на втором триместре беременности и выше этого срока;
  • Граждан, страдающих расстройствами психики;
  • Лиц, имеющих пороки сердечно-сосудистой или дыхательной системы, которые находятся в процессе обострения заболевания;
  • Граждан, пребывающих в состоянии токсического или алкогольного опьянения.

Если вышеперечисленные лица в противовес регламенту закона все же были подвергнуты проверке на полиграфе, ответственное за процедуру лицо будет наказано в соответствии с российской правовой системой. Также наказан будет гражданин, действовавший в роли полиграфолога, однако не имеющий государственной подготовки и регистрации для осуществления данных полномочий.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В настоящее время в России использование полиграфа законом не запрещено. Получение лицензии на его приобретение и использование не требуется.

Проведение полиграфных обследований как при расследовании и раскрытии преступлений, чрезвычайных происшествий, так и при решении кадровых вопросов законодательно обосновано.

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого, ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника — информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие о персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же относятся данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.
В ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

Получение персональных данных работника, как это видно из статей ТК РФ, осуществляется от него самого, и необходимо работодателю для решения вопросов о «…трудоустройстве, …продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, …обеспечения сохранности имущества».
Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).

Стандарт СТО РАЭБУР

51-02-99 Торгово-промышленной палаты РФ «Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

Предисловие
1. Стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 разработан авторским коллективом в составе:
Фесенко А. В., докт. техн. наук, проф., Холодный Ю. И., канд. психол. наук, с.н.с — (руководители разработки), Самыкин С. С., член-корр. РАЕН, канд. юр. наук, Майоров А. В., Степанов Н. М., Сошников А. П.
2. Принят и введен в действие решением Совета директоров Российского агентства экономической безопасности и управления рисками от 25 марта 1999 г. № 4.
3. Введен впервые.
4. Стандарт соответствует законам Российской Федерации «О стандартизации», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уставам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками, СТО ТПП 10-01-97 «Основные положения системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» и СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)».
5. Информация о стандарте внесена в базы данных государственных стандартов, стандартов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без надлежащим образом оформленного разрешения Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

«Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

1. Область применения
Настоящий стандарт определяет порядок проведения опросов с использованием полиграфа в интересах негосударственных организаций и учреждений.
Положения настоящего стандарта применяются торгово-промышленными палатами в Российской Федерации и территориальными дирекциями Российского агентства экономической безопасности и управления рисками (РАЭБУР), другими организациями и учреждениями, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности на добровольной основе.

2. Нормативные ссылки
Настоящий стандарт разработан на основании действующей в ФСБ России «Инструкции о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа», одобренной Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции и здравоохранения Российской Федерации в мае 1997 г.
При подготовке стандарта учтен зарубежный опыт правового регулирования выполнения опросов с использованием полиграфа в интересах обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой и банковской тайны (в частности, положения федерального закона США «О защите прав служащих при проверке на полиграфе» («Employee polygraph protection act»)).
Стандарт ориентирован на действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Стандарт может быть дополнен и/или изменен в установленном порядке.

3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Полиграф — многоцелевой прибор, предназначенный для одновременной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и других физиологических процессов. Применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях.
Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, «детектор лжи») — полиграф, предназначенный для целей выявления возможно скрываемой человеком информации путем контроля его физиологических реакций в ответ на задаваемые вопросы. Приборы этого класса, в силу их конструктивных особенностей, не используют в медицинской (клинической) практике и эпизодически применяют в психологии или психиатрии в исследовательских целях.
Опрос с использованием полиграфа (ОИП) — частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, направленная на выявление у человека возможно скрываемой им информации.
Полиграфолог (синоним: оператор полиграфа) — аттестованный специалист по ОИП.
Работодатель — юридическое или физическое лицо, поручившее полиграфологу выполнение ОИП и являющееся пользователем (владельцем) информации, полученной в итоге ОИП.

4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа
4.1. Выполнение ОИП в интересах отбора кадров способствует своевременному выявлению нежелательных (с точки зрения работодателя) наклонностей у нанимаемого на работу лица или скрываемых этим лицом фактов биографии.
4.2. Выполнение ОИП в интересах проверки работающего персонала или иных лиц способствует выявлению фактов нарушения установленных работодателем норм поведения или деяний, наносящих ущерб законным интересам работодателя.
4.3. ОИП проводится в случаях, когда работодатель в определенный период времени не располагает иной возможностью оценить достоверность сообщаемых опрашиваемым лицом сведений. ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица.
4.4. Работодатель, применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), обязан:
а) уведомить кандидата на работу о возможности или обязательности прохождения процедуры ОИП;
б) разъяснить кандидату на работу его права и сущность предстоящей процедуры;
в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП.
В случае отказа от прохождения ОИП работодатель оставляет за собой право отказать кандидату в приёме на работу.
4.5. Работодатель, не применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), в случае применения ОИП для проверки конкретного лица (по п. 4.2) обязан:
а) уведомить (не менее чем за сутки) данное лицо о необходимости прохождения процедуры ОИП;
б) разъяснить этому лицу его права и сущность предстоящей процедуры ОИП;
в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП (приложение 2).
Категорически запрещается применение угроз, насилия или иных мер воздействия с целью получения от конкретного лица согласия на проведение ОИП.
Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом или его причастности к совершению деяний, наносящих ущерб работодателю, и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.
4.6. ОИП запрещается проводить в случаях:
а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;
в) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
г) нахождения женщины во второй половине периода беременности;
д) если возраст опрашиваемого лица менее 14 лет.
4.7. Право выполнения ОИП в интересах работодателя (организаций и учреждений торгово-промышленных палат Российской Федерации и территориальных дирекций РАЭБУР, иных организаций или физических лиц) имеют полиграфологи, аттестованные в соответствии со Стандартом СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)» и располагающие действующим «Свидетельством» о присвоении (или подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.
4.8. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по методике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.
4.9. В ходе ОИП категорически запрещается применять вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную или военную тайну либо касающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.
4.10. При проведении ОИП в помещении присутствуют полиграфолог, опрашиваемое лицо и, при необходимости, представитель работодателя. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по усмотрению и с разрешения полиграфолога.
4.11. При подготовке к проведению ОИП работодатель обязан предоставить полиграфологу все имеющиеся у него в наличии материалы об опрашиваемом лице.

5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфов
5.1. Полиграфолог использует в своей работе общепринятые методики, тесты и приёмы проведения ОИП.
5.2. Полиграфолог берет на себя обязательство строго соблюдать этические нормы и методические принципы, установившиеся в мировой и отечественной практике выполнения ОИП, и положения пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.9 настоящего Стандарта.
5.3. Контроль за деятельностью полиграфологов, имеющих право выполнения ОИП (п. 4.7), осуществляет Квалификационная комиссия РАЭБУР (Стандарт СТО РАЭБУР 51-01-99, п. 4.7.3.2). В случае нарушения положений п. 5.2 настоящего Стандарта полиграфолог может быть лишен «Свидетельства» о присвоении (подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.
5.4. При проведении ОИП полиграфолог использует технические и программные средства, приобретенные у фирм, обладающих лицензиями Федерального центра ФСБ России по лицензированию и защите государственной тайны на производство или сбыт полиграфов.
5.5. Результаты выполненного ОИП полиграфолог предоставляет работодателю в письменном виде в удобной для последнего форме.
В итоговом документе полиграфолог обязательно указывает, что результаты ОИП носят вероятностный характер, имеют для работодателя ориентирующее значение и не могут являться доказательствами.
Полиграфолог не имеет права без письменного разрешения работодателя, составляемого последним в удобной для него форме, сообщать третьим лицам какие-либо сведения, ставшие ему известными в процессе подготовки или проведения ОИП.
5.6. При отборе кадров (по п. 4.1) и при проверке работающего персонала или иных лиц (по п. 4.2) работодатель, исходя из собственных интересов, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности учета ориентирующей информации, полученной в итоге ОИП.
Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами выполненного ОИП работодатель принимает самостоятельно, исходя из собственных интересов.
При проверке работающего персонала или иных лиц (в соответствии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы или права.
5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требовании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности повторной процедуры принимает работодатель.

Памятка для лиц, которым предстоит опрос с использованием полиграфа

Если Вам предстоит пройти опрос с использованием полиграфа (ОИП), Вы обязаны знать следующее:
1. ОИП представляет собой нетравмирующую и безвредную для жизни и здоровья, организованную по особым правилам процедуру опроса, в ходе которой с помощью полиграфа осуществляется регистрация и оценка физиологических реакций опрашиваемого человека.
2. ОИП будет проведен только в том случае, если Вы письменно дадите добровольное согласие (по установленной форме) на эту процедуру.
3. Если Вы поступаете на работу, ОИП поможет Вам подтвердить достоверность сообщенной Вами информации и отсутствие у Вас нежелательных для работодателя наклонностей или скрываемых фактов биографии.
4. Если Вы проходите проверку на полиграфе по месту работы, ОИП поможет подтвердить Вашу лояльность и снять в отношении Вас необоснованные подозрения в нарушении установленных на работе норм поведения или в совершении каких-то деяний, нанесших ущерб работодателю.
5. Перед началом каждого из тестов ОИП Вы будете ознакомлены с теми вопросами, которые Вам затем будут заданы при включенном полиграфе.
6. В ходе ОИП Вам не будут задавать вопросов, касающихся политических, религиозных или расовых взглядов, а также направленных на получение от Вас (возможно известных Вам по предыдущим местам работы или службы) сведений, составляющих государственную или военную тайну либо кающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.
7. Полученные в итоге ОИП результаты носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для работодателя, который самостоятельно принимает решение о целесообразности или нецелесообразности чета ориентирующей информации, полученной с помощью полиграфа.
Помните: если при проведении опроса специалист по ОИП (полиграфолог) нарушил положения пп. 2, 5 или 6, Вы имеете право узнать у полиграфолога регистрационный номер его «Свидетельства» и сообщить о замеченных нарушениях в Российское агентство экономической безопасности и управления рисками Торгово-промышленной палаты (РАЭБУР ТПП) Российской Федерации, которое осуществляет контроль за работой аттестованных полиграфологов.

Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан (Минюст N 771 06.01.1995)

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации
от 28 декабря 1994 года N 437

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке использования полиграфа
при опросе граждан
(Извлечение)

Общие положения

В ходе опроса используются полиграфные устройства, которые не причиняют вреда жизни и здоровью человека. На полиграфные устройства должно быть в установленном порядке получено разрешение Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о возможности их использования.

1.2. Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностный характер и только ориентирующее значение.

1.3. Опрос проводится по заданиям оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», ведомственными нормативными актами МВД России и настоящей Инструкцией.

1.5. Проведение опроса с применением полиграфа способствует:

а) получению от опрашиваемого фактических данных, имеющих значение для своевременного проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, а также для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

б) осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших граждан;

в) оценке достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым;

г) проверке опрашиваемого на причастность к подготавливаемым или совершенным противоправным деяниям.

Порядок подготовки опроса

<…>

2.7. Место и условия проведения опроса определяются специалистом по согласованию с инициатором. На инициатора возлагается обязанность организационного и оперативного обеспечения проводимого опроса на всех его этапах.

Условия и порядок проведения опроса

3.1. Опрос проводится только на основании задания и с письменного согласия опрашиваемого.

3.2. Опрос в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого по уголовному делу проводится с согласия следователя, прокурора, суда или соответственно по их поручению, указанию, определению, направляемому в оперативные подразделения.

3.3. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть опрошены с использованием полиграфных устройств только по делам о тяжких преступлениях. Опрос в таких случаях осуществляется с согласия законных представителей несовершеннолетних в соответствии с требованиями, предъявляемыми УПК РСФСР к допросу несовершеннолетних.

3.4. В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

3.5. В процессе опроса задаются только те вопросы, которые предварительно согласованы с опрашиваемым. При этом они должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность унижения чести и достоинства опрашиваемого.
При опросе с согласия опрашиваемого может осуществляться видео- или аудиозапись.

3.6. В ходе опроса вопросы задаются на родном языке опрашиваемого либо на языке, которым он уверенно владеет. Если специалист и опрашиваемый не могут общаться на одном языке, инициатор привлекает к проведению опроса переводчика.

3.7. Опрос может проводиться как в специально оборудованных для этих целей помещениях, так и в любых иных, обеспечивающих необходимые условия, местах.

3.8. В случаях, предусмотренных законом, при опросе могут присутствовать: педагог, законный представитель, близкие родственники, медицинские работники, следователь, прокурор, защитник и другие лица. При решении вопроса о присутствующих при опросе лицах учитывается мнение специалиста.

3.9. При проведении опроса специалист руководствуется настоящей Инструкцией и научно обоснованными методиками тестирования.

3.10. Из-за вероятности полученных необъективных результатов запрещается проводить опрос с использованием полиграфа в случаях:

а) физического или психического истощения опрашиваемого;

б) наличия у опрашиваемого психического заболевания или расстройства либо заболевания, связанного с нарушением сердечно-сосудистой или дыхательной систем;

в) регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов;

г) нахождения опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

д) наличия данных о беременности.

<…>

Использование результатов опроса

5.1. Данные, полученные в ходе опроса, могут использоваться в качестве ориентирующей информации оперативными подразделениями в соответствии с Законом Российской Федерации от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
О результатах опроса, проведенного по поручению следователя, указанию прокурора, определению суда, инициатором в установленном порядке уведомляются следователь, прокурор, суд.
На основании результатов опроса в отношении опрашиваемого не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные права и свободы.

5.2. Опрашиваемый по его просьбе может быть ознакомлен с результатами проведенного опроса. Ознакомление осуществляет инициатор. При необходимости в соответствии с настоящей Инструкцией может быть проведен повторный опрос.

5.3. В интересах дальнейшего совершенствования методов опроса и используемых полиграфных устройств инициатор обязан после подтверждения или неподтверждения результатов проведенного мероприятия в месячный срок уведомить об этом подразделение, в котором проводился опрос.

<…>

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 января 1995 года,
Регистрационный N 771

Приложение 1. Заявление о добровольном согласии на проведение опроса с использованием полиграфа

Приложение 1
к инструкции

а) опрос с использованием полиграфа будет проведен только после моего письменного согласия;

б) перед началом опроса я буду ознакомлен(а) с содержанием вопросов, которые будут мне заданы;

в) в процессе проведения опроса я имею право в любой момент отказаться от ответа на заданный вопрос и от дальнейшего участия в его проведении;

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Сборник нормативных актов МВД России»
М.: Спарк, 1996 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *