Городские депутаты приняли местный закон

В Воронеже 13 сентября состоятся выборы в городской парламент, жители областного центра будут голосовать за депутатов, которые затем должны будут представлять их интересы в Думе в ближайшие четыре года.

Опрос телеграм-канала «Абырвалг», проведенный некоторое время назад, показал, что горожане плохо представляют, зачем вообще нужны депутаты. Это довольно странно, учитывая то, что аудитория мессенджера «Телеграм» считается довольно образованной и разбирающейся в политике. Если даже подписчики общественно-политического канала мало знают о депутатах, что говорить об остальном населении?

Редакция Полиграф.Медиа решила немного упростить задачу своим читателям и в преддверии выборов рассказывает о полномочиях депутатов. Ранее в нашем СМИ вышла статья о депутатах областной Думы, сегодня поговорим о городской.

Вводная справка

Всего депутатов в Воронежской городской Думе 36. Большинство из них – члены партии «Единая Россия». КПРФ представляют три человека: Константин Ашифин, Андрей Померанцев и Светлана Звягина. Два депутата от «Справедливой России» — Артем Рымарь и Олег Турбин, и один представитель ЛДПР – Олег Бурцев.

При этом, согласно информации на сайте городской Думы, по состоянию на конец 2018 года депутатами на постоянной основе являлись только три человека – председатель Думы Владимир Ходырев, председатель постоянной комиссии городской Думы Сергей Колиух и его заместитель Сергей Кудрявцев. Более свежих данных на официальном сайте городского парламента найти, к сожалению, не удалось.

Остальные депутаты, несмотря на то, что активно участвуют в политической жизни города, ведут параллельно и другую деятельность, в том числе, порой, и незаконную.

Устав, имущество и бюджет

Полномочий у депутатов довольно много. В начале коснемся тех, что наиболее заметны рядовым горожанам.

Так, депутаты гордумы утверждают местный бюджет и принимают отчет о его исполнении, принимают устав города и внесение в него изменений и дополнений.

Также к их полномочиям относится:

  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
  • утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
  • Также депутаты обязаны контролировать органы местного самоуправления и имеют право принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку.

Мэр и чиновники

Напомним, что мэра в Воронеже уже несколько лет не выбирают всенародным голосованием. Теперь эта функция также относится к полномочиям исключительно депутатов гордумы – они выбирают главу городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. То же самое касается и порядка назначения на должности руководителей структурных подразделений администрации Воронежа.

Собственники и благоустройство

Утверждение правил благоустройства в Воронеже также лежит на плечах народных избранников. Кроме того, они отвечают и за следующие вопросы:

  • определение перечня объектов муниципальной собственности городского округа, не подлежащих отчуждению, и максимального размера стоимости сделок с имуществом, заключаемых администрацией городского округа и ее структурными подразделениями без согласия с городской Думой;
  • установление порядка отчуждения муниципального имущества, внесения его в уставный капитал юридических лиц либо залога;
  • утверждение порядка сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества.

Финансы и кредит

Именно депутаты городской Думы, согласно букве закона, уполномочены принимать решение о получении администрацией городского округа кредитов на срок более трех лет, а также выдаче муниципальных гарантий в пределах лимитов источников внутреннего финансирования бюджета городского округа, утвержденного городской Думой на текущий финансовый год и плановый период. Также парламентарии могут принимать решение о выпуске муниципальных займов.
Еще о финансах

Кстати, сама Дума обходится городскому бюджету довольно недешево. Так, согласно документации, размещенной на сайте парламента, в 2018 году городская Дума потратила на свое содержание 104 359 000 рублей. На оплату труда и взносы социального страхования – 89 359 000, а на «иные выплаты лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» — 14 826 000.

Так, например, председатель гордумы Владимир Ходырев заработал за 2018 год 4 177 384 рубля. Сергей Колиух заметно меньше — 2 372 217 рублей. А пресс-секретарь Думы, которая не является депутатом, но также получает зарплату, Руслана Переславцева – и вовсе копейки: 1 690 232, то есть около 140 000 рублей в месяц.

Генеральный план

Однако вернемся к полномочиям. Депутаты городской Думы имеют право утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки. В их же ведении находятся местные нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, депутаты уполномочены определять в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
Скорее всего, из этих пунктов становится понятным, почему в Думе часто так много представителей строительной отрасли.

Памятники и СМИ

Городской парламент также уполномочен учреждать печатные средства массовой информации и утверждать порядок установки памятников, мемориальных досок и иных памятных знаков в Воронеже. Распоряжаться имуществом, закрепленным за городской Думой, решать вопросы территориального устройства городского округа; утверждать структуры администрации городского округа и принимать решения о наделении правами юридического лица структурных подразделений администрации городского округа.

В законе говорится, что по представлению главы города Дума может рассматривать вопросы, отнесенные к ведению городской администрации.

Депутаты – людям

Одна из немаловажных функций депутатского корпуса – помощь собственным избирателям. Механизм работы Думы предполагает, что любой гражданин может обратиться к депутату своего округа с жалобой или просьбой. Сейчас сделать это довольно просто – нужно зайти на сайт Думы, выбрать там раздел «Электронная приемная», заполнить нужные поля и отправить депутату. Важно: обращения – как и в любой госорган — не могут быть анонимными. Всенародно избранный депутат обязан отреагировать на обращение в установленный законом срок. Там же, на сайте, можно по адресу проживания найти и «своего» депутата. И сделать это лучше сейчас, пока депутаты, собирающиеся остаться в Думе на следующий срок, вдохновлены предвыборной гонкой.

Анна Филатова

Содержание

Читать «Полиграф.Медиа» в Яндекс.Дзене

Новости по теме

  • Как меняется Воронежская область: статья губернатора с аналитикой «Полиграф.Медиа»

    22.09.2020, 15:42

  • У воронежской городской думы может смениться председатель

    22.09.2020, 11:19

  • Воронежского вице-мэра заподозрили в присвоении 1,5 млн рублей

    17.09.2020, 20:35

  • Воронежская областная Дума обеспечила гармоничное развитие всей инфраструктуры региона

    28.08.2020, 16:27

  • Алексея Навального будут спасать в Европе

    20.08.2020, 17:44

  • Глава Воронежской области в 2019 году заработал почти 6 млн рублей

    19.08.2020, 15:36

Представительный орган в структуре органов местного самоуправления

В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего — Дума (городская, сельская или поселковая), Совет депутатов, Городское собрание.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Как правило, представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Порядок формирования представительного органа

Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для большинства муниципальных районов является первый вариант , согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Следует заметить, что положение, согласно которому число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района, противоречит Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части необходимости соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10% (п. 4 ст. 18) и тем самым нарушает принцип равного избирательного права. В данном случае Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. В этой связи число мандатов в представительном органе муниципального района не обязательно должно полностью соответствовать численности избирателей соответствующих поселений.

Согласно второму варианту представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования должна определяться правомочность заседания представительного органа муниципального образования. При этом заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Численность депутатов представительного органа

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. При этом в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена минимальная численность депутатов представительного органа поселения, которая жестко привязана к численности населения соответствующего поселения. Такая численность не может быть менее:

  • человек — при численности населения менее 1000 человек;
  • человек — при численности населения от 1000 до 10000 человек;
  • человек — при численности населения от 10000 до 30000 человек;
  • человек — при численности населения от 30000 до 100000 человек;
  • человек — при численности населения от 100000 до 500000 человек;
  • человек — при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Компетенция представительного органа

Представительные органы обладают значительным набором полномочий в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования: в организации деятельности органов местного самоуправления, в области бюджета, экономических и финансовых отношений, в области землепользования, природопользования, охраны окружающей природной среды, объектов природы, истории и культуры и др.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Среди таких полномочий можно назвать следующие:

  • принятие решения о назначении местного референдума;
  • назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
  • назначение выборов главы муниципального образования;
  • дача согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;
  • осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;
  • заслушивание отчетов должностных лиц администрации муниципального образования и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе муниципального образования представлений по их отчетам;
  • установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
  • утверждение документов территориального планирования муниципального образования и иной градостроительной документации;
  • назначение в соответствии с уставом муниципального образования голосования по отзыву депутата представительного органа, главы муниципального образования; голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, а также преобразования муниципального образования;
  • установление в соответствии с уставом муниципального образования порядка реализации правотворческой инициативы граждан;
  • назначение в соответствии с уставом муниципального образования публичных слушаний, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;
  • определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения опроса граждан, назначение опроса граждан;
  • определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания граждан; назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;
  • определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения конференций граждан; назначение конференций граждан, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;
  • установление в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района;
  • утверждение структуры администрации муниципального образования;
  • формирование контрольного органа муниципального образования, определение порядка его работы и полномочий;
  • определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством;
  • утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия представительного органа муниципального образования;
  • определение порядка предоставления и изъятия земельных участков в соответствии с земельным законодательством;
  • установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;
  • установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, и др.

Контрольные полномочия.

Осуществление контрольных полномочий играет важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования. Осуществление контрольных полномочий пронизывает всю компетенцию этого органа. Кроме того, наличие достаточных контрольных полномочий позволяет значительно укрепить авторитет представительного органа.

В советский период Советам народных депутатов принадлежала ведущая роль в осуществлении контроля. Все иные органы и должностные лица были подконтрольны им. Но на практике контроль со стороны представительных органов того периода был достаточно слабым и формальным. Однако представительные органы муниципальных образований прошли значительный путь по созданию действенного механизма контроля. Усиление контрольных полномочий является одним из важнейших приоритетов в деятельности представительного органа муниципального образования.

Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как:

  • контроль за исполнением местного бюджета (финансовый контроль);
  • контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;
  • контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования.

Рассмотрим данные полномочия подробнее.

Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля: предварительный контроль; текущий контроль; последующий контроль.

При предварительном контроле в ходе обсуждения и утверждения проектов актов о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам осуществляется оценка последствий принятия таких актов.

При текущем контроле исполнение местного бюджета рассматривается на заседаниях специально созданных комитетов, бюджетно-финансовых комиссий представительного органа муниципального образования, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль осуществляется представительным органом муниципального образования в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета.

Зачастую уставами муниципальных образований предусматривается обязанность представления в представительный орган отчетов либо заслушивания главы муниципального образования, в том числе и по вопросу исполнения местного бюджета.

Контроль представительного органа муниципального образования за соблюдением и исполнением муниципальных правовых актов является важным его полномочием. Представительный орган муниципального образования нередко дает оценку состоянию соблюдения и исполнения муниципальных правовых актов и в случае необходимости принимает решение о подготовке изменений и дополнений в такие акты, о проведении дополнительных и последующих проверок за соблюдением и исполнением муниципальных правовых актов.

Запрос представительного органа и запрос депутата. Представительный орган вправе направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос, как правило, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа в порядке, установленном его регламентом.

Депутат представительного органа вправе направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос депутата направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании представительного органа муниципального образования. Нередко депутат, направивший запрос, имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов депутат, направивший запрос, должен быть извещен заблаговременно.

Конечно, следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий далеко не всегда означает реальное их использование.

Например, только одного указания на то, что представительный орган осуществляет контроль за исполнением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью, будет недостаточно. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются и специальные акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования.

Организация деятельности представительного органа

Представительные органы муниципальных образований реализуют значительный объем полномочий по организации собственной деятельности: подтверждают полномочия депутатов, а также досрочное прекращение их полномочий, решают вопрос о досрочном прекращении полномочий самого представительного органа, избирают председателя, его заместителей, образуют комиссии, комитеты, утверждают структуру, штаты, фонд оплаты труда аппарата представительного органа, утверждают положение о нем, планируют и осуществляют предусмотренные местным бюджетом расходы, связанные с деятельностью представительного органа.

К полномочиям по организации деятельности представительного органа муниципального образования также относится утверждение правового акта, определяющего внутренний порядок его деятельности (регламента). В регламентах детализируется правотворческий процесс в представительном органе муниципального образования, устанавливается порядок работы представительного органа.

Наличие системы комиссий и (или) комитетов является одной из особенностей внутренней организации представительного органа муниципального образования. Во многих муниципальных образованиях представительные органы образуют постоянные комитеты (комиссии) из числа своих депутатов. Такие комитеты и комиссии образуются в целях разработки базовых, концептуальных предложений по реализации полномочий представительного органа муниципального образования, предварительного рассмотрения проектов правовых актов и их подготовки к рассмотрению представительным органом, а также рассмотрения иных вопросов, отнесенных к ведению представительного органа. Представительный орган муниципального образования может создавать временные комиссии из числа депутатов. Временные комитеты (комиссии) создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Решение об образовании или о ликвидации комитета (комиссии) оформляется решением представительного органа муниципального образования.

Заседания представительного органа муниципального образования. Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в месяц, по утвержденному графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы муниципального образования, председателя представительного органа либо по требованию определенного числа депутатов.

Заседания представительного органа являются открытыми. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования вправе проводить закрытые заседания. Продолжительность и порядок проведения заседаний представительного органа определяются регламентом данного органа. Первое заседание представительного органа муниципального образования, как правило, открывает старейший по возрасту депутат, который ведет заседание до избрания председателя данного органа.

На заседаниях представительного органа муниципального образования каждый депутат имеет один голос. На заседаниях представительного органа муниципального образования решения по рассматриваемым вопросам принимаются в основном открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование может осуществляться также с использованием электронной системы подсчета голосов (в случае наличия такой технической возможности).

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым представительным органом муниципального образования, депутаты могут образовывать депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутатское объединение, сформированное на основе политического объединения, прошедшего в представительный орган муниципального образования по избирательному округу, как правило, именуется фракцией. Депутаты, не состоящие во фракциях, вправе образовывать депутатские группы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Аппарат представительного органа. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 41) предусматривает наделение представительного органа правами юридического лица. Это требует создания механизма «освоения» новых полномочий представительного органа муниципального образования. Поэтому нередко вопросы обеспечения деятельности представительного органа возлагаются на его аппарат.

Аппарат представительного органа создается для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности представительного органа, оказания помощи комиссиям (комитетам) и депутатам. Представительный орган муниципального образования самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности его сотрудников в пределах утвержденных в местном бюджете средств на содержание представительного органа.

Председатель представительного органа

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования является главой местной администрации, организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. В этом случае председатель представительного органа, как правило, избирается данным органом из числа депутатов путем тайного голосования большинством от установленной численности депутатов на срок полномочий представительного органа.

Представительный орган вправе избрать из своего состава иных должностных лиц.

Председатель и иные должностные лица представительного органа подотчетны данному органу и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования на заседании представительного органа, как правило, большинством от установленной численности депутатов.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности этого органа.

Как правило, председатель представительного органа муниципального образования:

  1. осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, выносимых на рассмотрение представительного органа;
  2. ведет заседания представительного органа, ведает внутренним распорядком представительного органа;
  3. представляет представительный орган в отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  4. созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов время их проведения, а также проект повестки дня;
  5. осуществляет общее руководство работой аппарата представительного органа; в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата представительного органа; налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;
  6. координирует деятельность комитетов (комиссий) представительного органа;
  7. подписывает протоколы заседаний и другие документы представительного органа;
  8. осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случаях:

  • принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;
  • вступления в силу решения соответственно Верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 4 — 7 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Отчетная сессия Совета народных депутатов, как самое важное и ответственное заседание Совета, должна быть организована и проведена в четком соответствии с законодательными нормами и правилами.

В помощь председателям и секретарям местных Советов народных депутатов предлагается:

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ СЕССИИ

Уважаемые депутаты !

В сельский (поселковый) Совет избрано _____ депутатов.

Из ____ присутствуют ____ депутатов.

Необходимый кворум для работы сессии имеется.

Какие будут предложения по началу работы сессии ?

Начать ?

Прошу проголосовать: кто «за»___, «против»___, «воздержались»___ ?

Сессия объявляется открытой.

Нам необходимо избрать секретаря сессии, какие будут предложения ?

(депутаты называют Ф.И.О. депутата, предлагаемого секретарем. Его председатель приглашает занять место за столом президиума)

Кто за то, чтобы________________ избрать секретарем сессии, прошу

(Ф.И.О., депутата от изб. округа)

голосовать «за»___, «против»___, «воздержались»___ ?

В работе сессии принимают участие (перечислить присутствующих гостей, включая депутатов Верховного Совета (его помощника), рай. Совета от Вашего избирательного округа, актив села).

Уважаемые присутствующие !

На ваше рассмотрение выносится следующая повестка дня:

(зачитывается повестка дня сессии)

Есть предложение принять данную повестку дня за основу. Нет возражений?

Прошу проголосовать: «за»­­­­­­­____, «против»___, «воздержались»___?

Какие будут дополнения к данной повестке дня ?

( если есть дополнения – голосуем по каждому из них)

Кто за то, чтобы утвердить данную повестку дня в целом, прошу голосовать:

«за»___, «против»____, «воздержались»____?

Повестка утверждена.

Нам нужно утвердить регламент работы сессии.

По первому вопросу докладчик просит ____ минут.

По второму _____ минут.

Выступления до ____ минут.

Перерыв через каждые ____часа работы.

Кто за данный регламент работы сессии – прошу голосовать:

«за» ____, «против»____, «воздержались»____?

Заместитель председателя Совета предоставляет слово первому докладчику – председателю Совета-главе администрации.

(Выступления по первому докладу.)

Предлагается следующий проект Решения по данному вопросу.

У кого будут предложения, дополнения к данному проекту решения ?

Кто за данный проект Решения прошу голосовать.

«за» ___, «против» ___, «воздержались»____?

Решение принято.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *