ГП МО РФ флейм про выплаты

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об индексации зарплат на 3% работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 октября 2020 года. Документ опубликован в понедельник на официальном портале правовой информации.

Как обстоят дела на данный момент с оплатой труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации? Ответ на этот вопрос — в материале нашей статьи.

Собственно говоря, вопрос оплаты труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации «хромал» всегда. «Хромает» он и сейчас. А ведь, гражданский персонал МО РФ сосредоточил в своих руках очень много функций.

Когда проходило «сердюковское» сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации, то на должности военнослужащих начали набирать гражданский персонал. От того, что увольняли профессиональных офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по контракту, задачи, стоящие перед Вооруженными Силами никак не уменьшились.

И эти задачи поручено было выполнять гражданскому персоналу. Появились гражданские психологи, начальники клубов, начальники складов, водители и многие другие. Их должностные обязанности никак не сократились.

Но, в отличие от военнослужащих, платить им можно было гораздо меньше.

«Эффективные менеджеры» от Министерства обороны пользовались еще и тем, что на эти должности, ранее замещаемые военнослужащими, приходили военные пенсионеры.

И «эффективным менеджерам» и военпенсам такой расклад был выгоден и удобен. Военпенсы жизнь свою без армии не представляли, получали военную пенсию и работали в привычной для себя среде.

А «эффективным менеджерам» можно было поэтому платить им меньше, спрашивая с гражданского персонала не меньше, а наоборот даже больше, чем спрашивалось с военнослужащих.

Да и поначалу платили на этих должностях, замещаемых гражданским персоналом достаточно достойно.

Но с течением времени зарплату перестали увеличивать, а деньги от «экономии» и от стимулирующих выплат все сокращали и сокращали.

В данный момент в Госдуме на рассмотрении находится законопроект федерального бюджета на 2020 год, где, в том числе прописаны вопросы повышения оплаты труда ГП МО РФ.

Что же говорит Комитет по обороне на эту тему и каким будет следующее после 1 октября 2019 года повышение зарплат ГП МО РФ?

Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября оплаты труда ГП МО РФ на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2020 году на 3,0%, в 2021 году на 4,0% и в 2022 году на 4%.

Комитет по обороне неоднократно (начиная с 2016 года) отмечал проблему низкого уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под «майские указы 2012 года»).

Средняя заработанная плата гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации по информации Минобороны России составляет порядка 30 – 32 тысяч рублей, средняя заработанная плата гражданского персонала Росгвардии составляет порядка 23-24 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата по Российской Федерации составляет порядка 47 тысяч рублей.

При этом по ряду должностей, предусматривающих в качестве обязательного требования наличие высшего образования она едва выше минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года по настоящее время, вырос в 2 раза (с 5 554 рублей до 11 163 рублей). За этот же период индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей была произведена только с 1 января 2018 на 4%, при этом Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей.

Индексация в 2019 году с 1 октября на 4,3% не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2019 год составит всего 1,07%.

В 2020 году наблюдается такая же ситуация: индексация только с 1 октября на 3%, которая не компенсирует даже уровень расчетной инфляции (3%), так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

Комитет по обороне считает, что такое положение дел для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет по обороне при рассмотрении федерального бюджета на 2019 год и последующие годы, а так же при уточнении федерального бюджета на 2019 год рекомендовал Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Рекомендации Комитета по обороне игнорируются, вопрос повышения уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства Российской Федерации даже не обсуждался.

По мнению Комитета по обороне, дальнейшее игнорирование решения данной проблемы категорически недопустимо и настаивает на том, что при уточнении федерального бюджета на 2020 год Правительству Российской Федерации необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, по мнению Комитета по обороне, повышение оплаты труда гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции необходимо провести с начала финансового года (в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) с 1 января 2020 года, вместо 1 октября 2020 года. В противном случае повышение с 1 октября 2020 года не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

  • Автор, не свисти об окладах. У меня, как ГП МО оклад 6200, у остальных не больше. Откуда родил 30 тр?
  • Да, 30-32 тыс. как то до хрена. Бери половину — будет где-то так и то с совмещением….
  • Где они такую среднюю з/п видали? Оклады гражданских инженеров (от простого до ведущего) в ВМФ 7,5-8,5 тыс. Добавить если по-максимуму доплаты (секретность, премию командирскую, выслугу и т.п.), получим максимум (!!!) 18 тыс. Приходится работать на 1,5 ставки, кому, конечно, повезёт их получить. Ну и есть простые смертные и их немало. Это техники, корректоры, приёмщики, ремонтники, ВОХР, разные не суперспециалисты и т.п. бедный люд с совсем низкими окладами (5-6 тыс.). Там и з/п ниже. Так что средняя з/п 30-32 тыс.- это из области фантастики или бреда непосвящённых. МО пользуется малооплачиваемым трудом инженеров с высшем (и даже двумя высшими) образованием и немалым опытом, экономя на з/п . Но тенденция такова — люди с возрастом переходят на 0,5 ставки и после вовсе уходят, специалистов скоро совсем не будет и воякам в таких частях скоро придётся служить самим: за себя и за того инженера, которому недоплачивали. И тогда они поймут, почём фунт лиха. А требования командования растут, бумаг стало немерено, только успевай, кому работать — непонятно.
  • Странная статья, все знают о «смешных» зарплатах у ГП МО РФ от которых хочется плакать, ими-ж весь инет пестрит… я тоже ГП МО в Москве, и не в самой хилой учебной организации, и оклад(?) мой действительно 6500 руб. а за квартиру каждый месяц отдай коммунальщикам с десяточек тыщь, но со всеми премиями выдают около 15 000… да-а… информационный наркотик нынче такой видимо — всяк врёт и не стесняется… и чем красочней «бла-бла», тем больше кайфа.
  • Оклад 30-32!! Ха-ха-ха…. Я и мечтать о таком не смею… 6400 оклад, ну и премию до прожиточного минимума запихнут. И то не каждый месяц этот прожиточный минимум выходит! А получать должна согласно майским указам гораздо больше как медработник. Видимо в армии свои указы….
  • Мы, работаем на крайнем севере. Зарплату получаем на руки 22000 рублей. Работаем на МО. Оклад 6700 рублей + 80% надбавка за крайний север, + 50% северной надбавки + 25% от оклада премия + 40% выслуги лет в войсковой части , эти 40% надо было заработать за 15 лет работы, именно в войсковых частях. И получается, столько надбавок, а зарплата всего 25000 минус подоходный налог.
  • Реальная зарплата с премией 13000 р. Откуда взято 30000 не понятно? Когда будут платить достойно тоже не понятно?
  • Нам с высокой трибуны говорят, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. И заработная плата ему соответствует — она ему равна. А не смешон ли он? Ну пусть кто эти законы издает попробует прожить на прожиточный минимум. Зарплата 2020 года равна зарплате 2011 года. А цены, коммуналка? Обидно за людей, которые работают на голом энтузиазме…
  • 30 тыс. — бред, очередное очковтирание. Средняя зарплата г/п по части — 13000 р. Многим доплачивают до МРОТа из фонда экономии, а значит на премии в конце года можно не рассчитывать. Новая мода в оплате — ушел в отпуск, на больничный среди месяца — на расчет от 1 МРОТ за отработанные дни забудь, только от оклада в 6500 р. Вот как-то так.
  • Может мы не знаем сколько должны получать у меня оклад 6200 на руки со всеми натяжками 10-11т.р. не дотягиваем до мрота, а погонники получают двойные оклады в нашем регионе…..

Павлова А., эксперт журнала

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2020

Минобороны Приказом № 545 утвердило новый ведомственный нормативный акт, регулирующий оплату труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Нормы этого документа должны выполняться уже с 01.10.2019 (п. 2 приказа). Рассмотрим некоторые его положения, касающиеся установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также особенностей формирования фонда оплаты труда.

Прежде всего надо сказать, что признаны утратившими силу приказы Минобороны РФ:

  • от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583»;

  • от 30.01.2018 № 43 «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Новым Приказом Минобороны РФ № 545 утверждены:

  1. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (приложение 1).

  2. Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (приложение 2) (далее – Условия).

  3. Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (приложение 3) (далее – Порядок).

Формирование фонда оплаты труда.

Расчет фонда оплаты труда составляется:

  • финансово-экономическими органами на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала;

  • отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов бюджетов РФ.

Рекомендуемый образец расчета фонда оплаты труда гражданского персонала приведен в приложении к Порядку.

Фонд оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, зачисленных на финансовое обеспечение в другие воинские части и организации, составляется отдельно (п. 4 Порядка).

При формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому).

Показатель

Особенности учета при формировании фонда

Численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами

При замещении в разрешенных случаях гражданским персоналом воинских частей учитывается фактическая численность по замещаемым должностям

Должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных Приказом Минобороны РФ № 545 (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей)

Учитываются должностные оклады (тарифные ставки):

а) по замещаемым (укомплектованным):

– должностям руководителей, специалистов и профессиям рабочих – в размере фактически установленного должностного оклада (тарифной ставки)*;

– должностям педагогических работников – в размере ставок заработной платы, рассчитанных исходя из норм часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы;

б) по вакантным:

– должностям специалистов, должностные оклады (ставки заработной платы) которым устанавливаются в зависимости от внутридолжностного категорирования, уровня образования или стажа работы, – в минимальном размере без категории или при минимальных требованиях к уровню образования или стажу работы;

– профессиям рабочих – по минимальной группе тарифной ставки, предусмотренной для данной профессии**

Выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей)

Учитываются выплаты компенсационного характера за занятость:

а) на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами – в фактически установленном
на 1 октября текущего года размере;

б) в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), которые установлены нормативными правовыми актами РФ и настоящим приказом (кроме осуществляемых за счет экономии фонда оплаты труда), – из расчета среднемесячных расходов по учетным данным текущего года

Выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда

Учитываются такие выплаты стимулирующего характера:

а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы – в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям;

б) надбавка за выслугу лет – в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок);

в) премия по результатам работы:

– по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Минобороны – в размере пяти должностных окладов;

– по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Минобороны, – в размере 4,5 тарифных ставок;

– по остальным должностям (профессиям) – в размере трех должностных окладов (тарифных ставок);

г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных п. 70 Условий, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда;

д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года – в размере двух должностных окладов (тарифных ставок);

е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме осуществляемых за счет экономии фонда оплаты труда), – в фактически установленном размере

* Для рабочих, занятых на важных и ответственных работах, которым установлены тарифные ставки по группе IX размеров тарифных ставок рабочих, в расчет принимаются тарифные ставки, соответствующие присвоенному (установленному) разряду или группе размеров тарифных ставок по выполняемой работе (профессии).

** По должностям (профессиям), исполнение должностных обязанностей (выполнение работ) по которым связано с работой в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, несения боевого дежурства и др.), а также с тяжелыми работами, работой с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) учитываются в фонде оплаты труда с предусмотренными повышениями должностных окладов (тарифных ставок) (за исключением вакантных должностей).

Не учитываются в фонде оплаты труда:

  • должности гражданского персонала, исполнение должностных обязанностей (выполнение работ) по которым передано специализированным сторонним организациям по государственным контрактам (договорам);

  • выплаты компенсационного характера (за исключением районных коэффициентов и коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) по вакантным должностям (профессиям).

Контроль за правильностью определения фонда оплаты труда и его использованием осуществляется распорядителями (получателями) бюджетных средств, а также при проведении ревизий и проверок финансовой и хозяйственной деятельности воинских частей и организаций (п. 17 Порядка).

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Как уже было указано, в приложении 2 к Приказу Минобороны РФ № 545 приведены виды и размеры компенсационных и стимулирующих выплат, а также разъяснены особенности их назначения и осуществления в зависимости от многих условий (например, от должности, профессии, местности работы и т. д.). В связи с этим объем материала в приложении 2 достаточно обширный. С целью ознакомления выделим ключевые моменты по указанным выплатам.

Выплаты руководителям воинских частей и организаций. Размеры компенсационных и стимулирующих выплат руководителям воинских частей и организаций устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в их отношении полномочиями работодателя, в пределах ЛБО (п. 1 Условий).

В частности, руководителям воинских частей и организаций устанавливаются выплаты:

  1. Компенсационного характера:

а) за занятость на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);

в) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

  1. Стимулирующего характера:

а) надбавка за выслугу лет – до 40 % должностного оклада в порядке, установленном Условиями;

б) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы – 100 % должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны РФ на основании ходатайств заместителей министра, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты;

в) премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) – в пределах средств, направляемых на указанные цели;

г) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года – до двух должностных окладов в порядке, установленном Условиями.

Размеры надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя.

Выплаты гражданскому персоналу. Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также с Условиями с участием выборного органа первичной
профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 3 Условий).

Основанием для осуществления выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 22 Условий).

Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Выплаты стимулирующего характера, их размеры, условия и порядок осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также с Условиями с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (п. 23 Условий).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций пре­дусматриваются следующие выплаты в соответствии с нормами приказов Минздравсоцразвития РФ № 822, 818:

  1. Компенсационного характера:

а) выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. 4 – 10, 55 – 57, 61 – 66, 71 – 74, 77, 78 и 81 Условий). Например, согласно п. 4 гражданскому персоналу должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на работах с вредными условиями труда:

  • 1-й степени – на 4 %;

  • 2-й степени – на 8 %;

  • 3-й и (или) 4-й степеней – на 12 %.

На работах с опасными условиями труда должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на 2 %.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. 11 и 12 Условий). В частности, п. 11 установлено, что за работу в высокогорных районах применяются коэффици-
енты:

  • на высоте над уровнем моря 3 001 м и более – 1,40;

  • на высоте 2 001 – 3 000 м – 1,30;

  • на высоте 1 500 – 2 000 м – 1,15.

Высота нахождения воинских частей и организаций (подразделений) подтверждается Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций приведены в приложении 1 к Условиям;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (п. 13 – 17, 58 – 60, 75 Условий). Например, как и прежде, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее – совмещение), в соответствии со ст. 151 ТК РФ устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Заметим, в отличие от утратившего силу документа, в Условиях не приведены нормы ст. 153 ТК РФ, в которой указывался размер оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день;

г) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п. 18 – 20 Условий).

  1. Стимулирующего характера:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (п. 24, 25, 67 – 70, 76, 79, 80, 82, 83 Условий);

б) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п. 26 – 37 Условий). Их размеры остались прежними в зависимости от стажа:

  • свыше одного года – 5 %;

  • свыше двух лет – 10 %;

  • свыше трех лет – 15 %;

  • свыше пяти лет – 20 %;

  • свыше 10 лет – 30 %;

  • свыше 15 лет – 40 %;

в) премиальные выплаты по итогам работы (п. 38 – 54 Условий):

  • премия по результатам работы за месяц (квартал, год) за свое­временное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы. Порядок ее назначения и выплаты прежний;

  • единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Правила его выплаты также не претерпели изменений.

* * *

В связи с утверждением нового Приказа Минобороны РФ № 545 руководителям воинских частей и организаций поручено:

  • организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, данным приказом;

  • обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу согласно новому приказу;

  • осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных ЛБО.

Приказ Минобороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте 28.11.2019, № 56650).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *