Иерархия нормативных актов

Содержание

Правовая система Российской Федерации

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право? Напоминаю, что “Правоведение для чайников” — познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

Жду ваших откликов и комментариев — что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать. В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

Здесь же нельзя поворачивать! Чё, умный что ли? Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Итак, источник права — это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Обычно источник права — это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации. Другое полезное определение: источник права — это то, на что судья может сослаться в своём решении.

Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как — нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права — это способ выражения и закрепления норм права. Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды доктрина ; религиозные нормы; принципы права.

Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права — в следующий раз.

Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы — в разделы. Нормативный правовой акт — главный источник права в большинстве стран.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа г.

Есть два вида нормативных правовых актов — законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так: 1 Законы а Конституция РФ б федеральные конституционные законы ФКЗ в федеральные законы ФЗ 2 Подзаконные акты: а указы президента РФ б постановления правительства РФ в приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы.

То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента.

Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой. Законы Законы — самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует.

Принять закон может только парламент страны в нашем случае — Государственная Дума РФ или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме — Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени но таких законов с каждым годом всё меньше.

Главный закон страны — Конституция , где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции — Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ но об этом в другой раз. Отдельная категория законов — это федеральные конституционные законы ФКЗ. Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон.

Федеральных конституционных законов не очень много. Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты ч. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. До принятия Конституции РФ в г.

Важный вид законов — кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества.

Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, — всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.

Формально кодексы — это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить.

Например, в ч. Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, — этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Не слишком информативно, не правда ли? Всё дело в том, что в законе часто невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит только общие и главные предписания.

А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие государственные органы, то парламент и оставляет им возможность конкретизировать правовые нормы в специальных документах.

Чтобы не тратить ваше время, приведу их названия в сокращённом виде: первый — Постановление Правительства РФ от В них и расписано подробно, как можно вставать на регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства, куда и какие документы приносить и сколько ждать.

Если выражаться научным языком, то подзаконные акты — нормативные правовые акты, которые принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения. Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов.

Самый важный у нас — президент, чуть менее важный орган власти — правительство, ниже правительства — министерства и ведомства. Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту — так появляются указы президента. Понятное дело, писал этот указ не сам президент, а сотрудники его администрации.

Однако они принесли подготовленный текст указа на подпись именно президенту, и только после его одобрения этот указ начал действовать. Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издаётся постановление правительства. Видимо, такая норма появилась из-за того, что по поводу этих правил нужно согласовать мнения МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов.

В результате вышло Постановление Правительства от 15 декабря г. Ну а если для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Это и есть приказы министерств и ведомств.

В статье 8 этого закона указано только то, что до получения вида на жительство иностранец должен прожить в РФ не меньше года на основании разрешения на временное проживание и что выдаётся вид на жительство на три года.

Как видите, в законе она даже не названа — вдруг её переименуют, не переделывать же из-за этого закон. Иногда возникает путаница в наименовании подзаконных актов из-за того, что они содержат некий самодостаточный набор правил, который, можно сказать, начинает жить своей жизнью.

Примерно так это всё и работает: в законах прописывают общие принципы и положения. Иногда этого достаточно, чтобы понять, как оно всё будет работать: скажем, к Гражданскому кодексу часто не нужны никакие подзаконные акты, а из него и так понятно, как разные физические или юридические лица могут заключать сделки или взыскивать ущерб.

Но часто нужно ещё найти подзаконный акт, который конкретизирует и расписывает многие вещи, упомянутые в законе. Это могут быть указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.

Граница между законом и подзаконным актом Граница между тем, что регулирует закон, и тем, что регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше.

Например, только закон может устанавливать, какое действие является преступлением ч. Но есть вещи, которые могут быть и в законе, и в подзаконном акте. Разные преступления кража, грабёж, мошенничество наказываются по-разному в зависимости от того, какой ущерб был нанесён — значительный, в крупном размере или особо крупном размере.

Все эти понятия разъяснены в примечаниях к ст. Значительный — от 2,5 тыс. Соответственно, ворам, грабителям и мошенникам легко найти нужную информацию, чтобы понять, какое наказание их может ожидать в том или ином случае. А для преступлений, связанных с наркотиками, ситуация иная.

Но сам смысл этих понятий в УК РФ не раскрыт. В примечании 2 к ст. Соответственно, российские правительство выпускает периодически подзаконные акты на эту тему.

Последний акт — Постановление Правительства РФ от Из него можно узнать, что, например, для гашиша, анаши и смолы каннабиса значительный размер — свыше 2 грамма, крупный — свыше 25 граммов, особо крупный — свыше граммов. Таким образом, наркоторговцам и наркоманам нужно изучить не только Уголовный кодекс, но и данное постановление правительства, чтобы понять, каким образом нужно хранить или перевозить наркотики, чтобы рассчитывать на наименьшее наказание.

Другой пример — ст. Однако это правило распространяется не на все товары. В принципе, ничто не мешало депутатам Госдумы определить перечень этих товаров самостоятельно и включить его в закон. Но они почему-то посчитали, что правительство лучше в этом разберётся.

В результате вышло Постановление Правительства РФ от

Приложение1

Иерархия нормативно-правовых актов Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними.

Актами высшей юридической силы являются законы. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан. Высшую юридическую по отношению к другим нормативно-правовым актам силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием.

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие. Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт например, указ Президента или постановление Правительства РФ противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, местные и ведомственные нормативные акты приказы, инструкции обладают меньшей юридической силой, чем законы. Это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.

Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. В соответствии с теорией и практикой правотворчества нормативно-правовые акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ст.

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорится, что “международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства”. Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания.

Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон.

Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Иерархия российских нормативно-правовых актов

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​поправки​. При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Иерархия законов по юридической силе

Иерархия подзаконных актов

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

Соотношение общих и специальных норм права

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст. 7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);
  • в разъяснениях правоприменителя (например, п. 1.3 письма Роспотребнадзора «О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органом Роспотребнадзора» от 21.04.2009 № 01/5288-9-32).

Примеры соотношения общих и специальных норм смотрите и .

***

Итак, мы рассмотрели иерархию НПА по юридической силе. Наивысшей силой в России обладает Конституция РФ. Специальные нормы имеют приоритет по отношению к общим нормам права.

О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации

Дата написания: 2013-10-01

При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие «юридической силы» документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто «юридическую силу» определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Далее после Конституции РФ по юридической силе следуют федеральные конституционные законы. Их очень небольшое количество. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность — «во исполнение федеральных законов». Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя «размывать границу» между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Конституция

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Акты федеральных органов исполнительной власти

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте , как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

4.Иерархия нормативных правовых актов.

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков. К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Рубрики различных документов не содержат названий «глава» или «раздел», а включают в себя заголовки и римскую нумерацию. В данном случае примером рубрикации нормативного акта выступает Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Крупные по размеру содержимого нпа имеют в структурном составе разделы, которые распадаются на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иное).

Как было упомянуто ранее, бывает трехуровневая и многоуровневая рубрикация. К примеру, УК РФ в своей структуре имеет тройную рубрикацию: общая и особенная части, разделы, главы. Отдельные его разделы могут содержать единственную главу, имеющую название раздела.

Замечание 6

ГК РФ обладает многоступенчатым строением. В его состав входят части, разделы, подразделы, главы, параграфы, имеющие только числовую нумерацию без названий. Параграфы могут распадаться на заголовки, также имеющие свою числовую нумерацию, за исключением совсем коротких заголовков.

Для организации и единообразия рубрикации нормативно-правовых актов, некоторые выступают за введение ступенчатой структуры подразделений, представленной на рисунке 2.

Ступени рубрикации применяются в документе последовательно друг за другом. Наименование «раздел» не используется, когда отсутствуют главы; а в случае отсутствия глав и включающих их в себя разделов, не употребляют наименование «часть». Заголовки частей, разделов и глав формируются соответственно правилам формирования заголовков нпа.

Каждая ступень должна иметь числовую нумерацию, различающуюся между собой (к примеру, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).

Рисунок 2. Пример рубрикации нормативного акта

Статья как структурная единица закона

Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.

Замечание 7

Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.

В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.

В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.

Замечание 8

Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.

Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.

Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.

В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.

Замечание 9

Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).

Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).

Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.

Пример 5

К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.

Заключительные и переходные положения

Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:

  • период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
  • силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
  • порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
  • постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
  • сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
  • издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
  • установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.

При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.

Замечание 10

В процессе издания новых законодательных документов в них должны содержаться определенные поправки и дополнения к уже существующим нормам, а правовые постановления, потерявшие частично или в полном объеме силу своего законного действия, формально возводиться в статус ничтожных.

Каждая внесенная поправка и дополнение строго формальны. Должны точно конкретизироваться: рубрики нпа, в которые данные поправки и дополнения вносятся; каждое законодательное постановление, к которому они применимы; а также нормативные постановления и их части, формально лишенные силы законного действия. В заключительных и переходных положениях не должно присутствовать фраз вида: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу».

Замечание 11

Рациональнее внедрять формальные поправки и дополнения в уже существующие акты, а постановления, не совпадающие с вновь принятым законодательным документом, формально признавать лишенными законной силы действия с точным перечнем наименований этих постановлений.

В окончании нормативного законопроекта приводятся в четкой последовательности действующие нпа и их части, которые надлежат лишению силы законного действия соответственно установлению новых норм недавно изданного закона. Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции обрабатываемых статей.

Замечание 12

Со временем в нормативных актах может скопиться значительное количество поправок и дополнений, противоречащих друг другу и не взаимосвязанных. Обычно в таких случаях правовые постановления переиздаются в новой редакции.

Свободным элементом структуры правового документа является приложение, в котором чаще всего отражается графология (таблицы, схемы, формулы), относящаяся к законодательным положениям и упрощающая их восприятие. Приложения размещаются после заключительных положений. В случаях, когда материал нпа имеет конкретные ссылки на употребление определенного приложения, оно формально принимается частью данного нпа. Употребление приложений приветствуется законодательной практикой.

Формирование структуры нпа является трудным процессом, для правильного выполнения которого необходимы хорошие знания правовой техники составления текстового материала законодательных документов и практические навыки, появляющиеся с опытом работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *