Инвалид 3 группы парковка

Содержание

Как с 1 июля 2020 года меняются правила парковки для инвалидов

С 1 июля вступает в силу обновленная редакция Закона «О социальной защите инвалидов». В рамках готовящихся изменений премьером Михаилом Мишустиным было подписано постановление под номером 115 «О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Текст проекта: www.consultant.ru

Постановлением уточняется, что граждане с III группой инвалидности могут пользоваться местами для инвалидов на парковках общего пользования (напомним, что их должно выделяться в количестве не менее 10% для транспортных средств, управляемых инвалидами) в тех случаях, если:

у граждан с инвалидностью третьей группы имеются ограничения способности к самостоятельному передвижению, вне зависимости от степени выраженности: 1, 2 или 3 степени;

а также граждане, получившие до вступления в силу настоящего постановления в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств».

фото: flickr.com

Что означают внесенные изменения? Давайте кратко рассмотрим их в импровизированном Вопросе/Ответе

Людям каких групп инвалидности разрешено парковаться на парковочных местах для инвалидов?

Инвалидам I и II группы, вне зависимости от степени инвалидности, а также инвалидам III группы в том случае, если у них есть ограничения способности к самостоятельному передвижению.

Также гражданам с инвалидностью, получившим право пользования парковками до вступления постановления в силу (до 1 июля 2020 года), которыми получен знак «Инвалид» в бюро медико-социальной экспертизы МСЭ.

Кто имеет право парковаться на местах для инвалидов?

Инвалиды, родители и иные законные представители ребенка-инвалида.

Как действует льготное парковочное разрешение инвалида?

Парковочные разрешения инвалида дают право бесплатной круглосуточной парковки только на местах, отмеченных специальным знаком и разметкой.

Повторим, что с 1 июля этого года их смогут использовать инвалиды I и II группы, а также инвалиды III группы в том случае, если у них есть ограничения способности к самостоятельному передвижению.

С 1 июля автомобильный знак «Инвалид» будет отменен

фото: flickr.com

В первую очередь нужно отметить, что с 1 июля 2020 года перестает действовать приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 04 июля 2018 г. № 443н. Ему на замену приходит новый приказ № 724 «Об утверждении Порядка размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом…»

В соответствии с новым приказом, с 1 июля подразумевается введение нового подхода к правовому оформлению автомобилей управляемых или используемых для перевозки инвалидов\детей инвалидов.

Как известно, приказ N 443н от 4 сентября 2018 года ввел индивидуальные опознавательные знаки «Инвалид», которые можно получить через Фонд Социального Страхования.

Приказом же № 724, индивидуальный знак «Инвалид» в 2020 году, оформлять будет не нужно (табличка для индивидуального пользования отменяется). Вместо индивидуальных знаков, все данные об используемом транспортном средстве будут храниться в «Федеральном Реестре Инвалидов». Реестр, соответственно, будет онлайн, в нем и будут производиться все необходимые действия.

Обновление явно ускорит процесс оформления всех необходимых льгот, а также не позволит мошенникам или аморальным нарушителям прикрываться знаком для парковки своего автомобиля в перегруженных машинами городах.

Нужно ли возить с собой документ, подтверждающий инвалидность?

Пока водитель транспортного средства со знаком «Инвалид» обязан возить с собой документ, подтверждающий инвалидность, но скоро появится облегченный, более удобный и защищенный от мошенников способ внесения информации об инвалидности в общий реестр. И только лишь при отсутствии записи в реестре инвалидов, на основании представленных заявителем документов.

Как поставить автомобиль на учет в федеральный реестр?

Чтобы включить транспортное средство в реестр, следует подать специальное заявление в Пенсионный фонд, через:

  • МФЦ;
  • портал Государственных услуг;
  • федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов»

Какие данные нужно будет указать в заявлении?

При подаче заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида (ребенка-инвалида);

б) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность инвалида (ребенка-инвалида), дата и место выдачи указанного документа;

в) дата и место рождения инвалида (ребенка-инвалида);

г) страховой номер индивидуального лицевого счета инвалида (ребенка-инвалида);

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя;

е) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность представителя, дата и место выдачи указанного документа;

ж) документ, подтверждающий полномочия представителя;

з) государственный регистрационный номер транспортного средства;

и) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства).

Или, если заявление будет подаваться в электронном виде, потребуется всего лишь следующие данные (остальные будут добавлены в заявление автоматически):

государственный регистрационный номер транспортного средства;

марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства).

Пункт 7, приказа № 724:

«При подаче заявления через «личный кабинет» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в электронном виде заполняются сведения о транспортном средстве, предусмотренные подпунктами «з» и «и» пункта 6 настоящего Порядка. Иные сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка, заполняются автоматически Пенсионным фондом Российской Федерации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.»

Предусмотрена ли смена данных по автомобилям?

В реестр можно внести данные только по одному автомобилю. Что же делать, если человека с ограниченными возможностями перевозят на разных машинах?

Здесь также все продумано. Достаточно перед поездкой, внести номер и марку/модель автомобиля в реестр.

Как быстро информация попадет в реестр?

Пункт 9: «Размещение сведений о транспортном средстве осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации по результатам проведения автоматической проверки указанных в заявлении сведений в срок, не превышающий 15 минут с момента регистрации заявления.»

Будет ли действовать ранее выданный знак «Инвалид»?

Согласно принятому закону, также в течение полугода допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, установленном до дня вступления в силу обновленной версии федерального закона.

Предусмотрен ли переходный период после вступления нормы?

Да, такой период прописан в законе. Предусматривается полугодовой переходный период, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов.

Как можно будет узнать, добавлен ли автомобиль в реестр?

Заявитель может получить уведомление одним из ранее выбранных способов:

  • через личный кабинет в системе «Федеральный реестр инвалидов»;
  • через Единый портал Государственных услуг;
  • или на указанный адрес электронной почты по выбору инвалида или его представителя.

Будут ли штрафовать инвалидов III группы, которым запретят пользоваться бесплатными парковками?

Штраф за неправомерное использование места для инвалидов (обозначается табличкой доп. информации 8.17 «Инвалиды», указывающей, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид») составляет 5 000 рублей (часть 2 статьи 12.19 ).

МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Инвалиды III группы, имеющие ограничения самостоятельного передвижения 1-й, 2-й или 3-й степени, будут иметь право на бесплатную парковку с 1 июля 2020 года.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 14 февраля подписал постановление, согласно которому утверждаются правила пользования местами бесплатной парковки инвалидами III группы, имеющими ограничение способности самостоятельного передвижения. Изменения вносятся в ч. 9 ст. 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Нормы, которые предусматривают выделение на всех парковках общего пользования мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов I и II групп, распространятся и на инвалидов III группы, имеющих ограничения самостоятельного передвижения 1-й, 2-й или 3-й степени, говорится в документе. Кроме того, инвалиды III группы, получившие до 1 июля 2020 года опознавательный знак «Инвалид» и пользующиеся правом на бесплатную парковку, сохранят это право.

Кроме того, с 1 июля инвалидам, которые обращаются за государственными или муниципальными услугами, больше не нужно предъявлять документы медико-социальной экспертизы.

В постановлении указывалось, что в ряд нормативных правовых актов были внесены изменения, которыми исключаются избыточные требования о предоставлении инвалидами при обращении за оказанием государственных и муниципальных услуг документов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Справка об установлении инвалидности и другие необходимые для предоставления соответствующей государственной услуги документы будут запрашиваться уполномоченными органами в порядке межведомственного электронного взаимодействия или из Федерального реестра инвалидов. Это позволит повысить качество и сократить сроки предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам.

Как и где может парковаться машина со знаком «Инвалид», кто может пользоваться этим знаком, что грозит нарушителям. Смотрите инфографику, объясняющую новые правила

Согласно правилам дорожного движения (Приложение 1, раздел 3), действие некоторых запрещающих знаков не распространяется на автомобиль, если им управляет инвалид I или II группы, или если оно перевозит такого инвалида или детей-инвалидов.

Речь идет о знаках «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено», «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца».

С 6 февраля 2016 года действие этих знаков не имеет отношения только к тем транспортным средствам, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Соответствующее дополнение внесено в ПДД (Приложение 1, раздел 3). Кроме того, в числе документов, которые водитель обязан предъявлять по требованию сотрудника ГИБДД, теперь входит удостоверение инвалида (пункт 2.1.1. ПДД).

Ранее (до 6 февраля 2016 года) о необходимости использования знака «Инвалид» в разделе о запрещающих знаках не говорилось. Он требовался только в случае стоянки на парковке для инвалидов. При этом водитель не обязан был иметь при себе документ, подтверждающий его инвалидность или инвалидность пассажира.

За незаконное использование опознавательного знака «Инвалид» с 19 июня 2015 года предусмотрен штраф 5000 руб. Незаконно установленный знак подлежит конфискации.

«Принятые решения позволят повысить социальную защищенность лиц с ограниченными физическими возможностями и исключить случаи неправомерного использования опознавательных знаков «Инвалид”, а также исключить возможность нарушения соответствующих запрещающих дорожных знаков лицами, не имеющими на это права», – говорится на сайте МВД.

Подводные камни

Несмотря на то, что изменения в ПДД должны защитить права инвалидов, некоторые автомобилисты опасаются сложностей с их применением на практике. Например, водители, которым приходится часто перевозить родственников с ограниченными физическими возможностями, имеют на своей машине опознавательный знак «Инвалид». Не будет ли нарушением использование этого знака в случае, если инвалида в данный момент в автомобиле нет?

Как поясняет «Российская газета», знак «Инвалид» не дает никаких преимуществ на обычной дороге. Поэтому, если водитель не пользуется льготами, предназначенными только для инвалидов, то и нарушения он никакого не допускает.

Но сомнения все же остаются. Ведь ГИБДД заявляет, что штраф 5000 руб. предусмотрен за «управление транспортным средством, на котором незаконно установлен данный опознавательный знак».

Вполне возможна и такая ситуация: вы отвезли инвалида, допустим, на вокзал или в поликлинику, оставили машину под запрещающим знаком и вышли проводить его. Возвращаетесь без инвалида, а у машины вас ждет инспектор ГИБДД. Если знак «Инвалид» на машине установлен, то вы уже не можете доказать, что инвалид в ней ранее находился. Если знак снят после поездки, то автомобиль припаркован в неположенном месте. Похоже, простых рецептов для данной ситуации пока не существует.

«Наличие активного обсуждения говорит о том, что закон оставил много вопросов», – прокомментировал ситуацию для «Милосердия.ru” юрист Коллегии правовой защиты Равиль Ахметжанов.

В Москве, в отличие от других регионов, действуют особые правила парковки для инвалидов. Автовладельцы с ограниченными физическими возможностями и законные представители ребенка-инвалида могут оформить специальные разрешения, которые дают право на круглосуточную бесплатную парковку в местах, предназначенных для инвалидов. Разрешение выдается в МФЦ.

Удобство этой льготы заключается в том, что документ оформляется на автомобиль. То есть, если в данный момент инвалида в машине нет (допустим, он проходит обследование в медицинском учреждении, а водитель его ждет), она все равно может находиться на стоянке для инвалидов, так как номер машины внесен в специальный реестр.

Однако различия между региональным законодательством и правилами дорожного движения могут стать причиной неожиданных коллизий. По словам Равиля Ахметжанова, водитель-инвалид из другого региона России, приехав в столицу, легко может получить постановление о штрафе или не обнаружить в месте парковки оставленную там машину – ее увезут на спецстоянку.

Ведь его транспортное средство не внесено в московский реестр автомобилей, принадлежащих инвалидам. Точно выполняя ПДД, он может оказаться виновником сразу трех административных правонарушений – двух по федеральному (парковка в неположенном месте и незаконное использование опознавательного знака «Инвалид») и одного по региональному закону (неоплаченная парковка), подчеркнул эксперт.

Некоторые водители считают, что для автомобилей инвалидов выделяется слишком много специальных парковочных мест – иногда кажется, что их едва ли не половина от общего числа на стоянке. На самом же деле все не совсем так – мест должно быть не меньше 10%, по факту их может быть больше. Но с 1 июля там больше не могут ставить машины несколько миллионов инвалидов – а норматив по числу мест не поменялся. Сегодня мы рассмотрим, сколько мест должно быть на самом деле, почему кажется, что их так много и как оформить право на парковку.

Сколько мест нужно выделить и какими они должны быть

Требования по выделению парковочных мест для инвалидов определяются статьей 15 федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Закон требует, чтобы для инвалидов были выделены места согласно таким правилам:

минимальное количество – 10% от общего числа места, но не менее 1 места;

на всех парковках общего пользования – в том числе возле социальных объектов, транспортных узлов, жилых домов, производственных зданий, культурных учреждений и т.д.;

бесплатно парковать на этих местах можно автомобили, управляемые инвалидами I, II групп, а также те машины, которые перевозят таких инвалидов или детей-инвалидов;

на автомобиле должен быть знак «Инвалид», а информация о нем включена в специальный реестр;

право на бесплатную парковку для инвалидов III группы устанавливается не законом, а постановлением правительства.

Закон определяет только число парковочных мест и то, кто имеет право ими пользоваться. Однако сами парковочные места для инвалидов отличаются от обычных.

Так, по действующему с 2011 года СНиП, для стоянки легкового автомобиля нужно выделить место определенных размеров – шириной 2,5 метра, длиной 5,3 метра. Но для инвалидов ширина должна быть больше, есть и дополнительные требования:

ширина парковочного места для инвалида с тростью или на костылях – минимум 2,9 метра;

ширина для инвалида на коляске – минимум 3,5 метра;

парковочные места размечаются желтой разметкой и обозначаются соответствующими символами и знаками (пиктограмма «Инвалид»).

Иногда на таком парковочном месте дополнительно обозначаются зоны для остановки автомобиля и место, куда инвалид будет выходить.

Правда, возникает вопрос – какой ширины делать парковочные места для инвалидов, если возможны два варианта? Это определяет Свод правил СП 59.13330.2016. Так, если число парковочных мест менее 100, то для колясочников нужно выделить не менее 5% от них, но не менее 1 места. Другими словами, если парковка на 10 мест, то там должно быть как минимум одно место для инвалида, и оно должно быть шириной в 3,5 метра.

Чем больше мест на парковке, тем меньший процент из них разрешается делать для инвалидов на колясках – например, если мест более 500, то широких мест должно быть 14 плюс 1% от того, что более 500.

Кроме требований по количеству мест и их ширине, их нужно размещать в определенных местах:

вблизи входа в здание – не дальше, чем за 50 метров (для жилых домов – не далее 100 метров);

уклон поверхности не должен быть больше 2%;

от парковочного места должен быть доступен пешеходный подход, а если рядом тротуар – то пандус на него или подъемник;

покрытие парковки – твердое и нескользящее (никакого гравия);

если парковка подземная, то с нее в здание должен быть лифт.

Оборудовать такие места должны те, кто отвечает за объект, возле которого оборудована парковка. То есть, оборудовать парковочные места для инвалидов перед больницей должны за счет бюджета, а возле торгового центра – за счет его владельца.

Если владелец объекта нарушит закон и не выполнит минимальный норматив по числу парковочных мест, его могут оштрафовать – такие полномочия есть у правоохранительных органов и органов социальной защиты. Штраф согласно КоАП – от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.

Кто имеет право на парковку по новым правилам

Главное, о чем нужно знать – в 2020 году по части права на парковку для инвалидов произошли серьезные изменения. Основных два: теперь все данные о льготниках заносятся в специальный реестр; и некоторые инвалиды III группы потеряют право на бесплатную парковку.

Что касается знаков – по старым правилам знак «Инвалид» для автомобиля выдавался в бюро медико-социальной экспертизы, его нельзя было купить в магазине. Кроме того, знаки были индивидуальными с идентификацией водителя.

По новым правилам право на парковку на специальных местах будет давать не сам знак, а тот факт, что госномер автомобиля внесен в федеральный реестр инвалидов. Внести в этот реестр можно как автомобиль, которым управляет инвалид, так и автомобиль, которые его возит.

Но куда более серьезные изменения касаются инвалидов третьей группы. Так, по новым правилам право на парковку на специально выделенных местах получают:

инвалиды I и II группы и те, кто их сопровождает (или сопровождает ребенка-инвалида);

инвалиды III группы, которые имеют ограничения к свободному передвижению;

те, кто получил индивидуальный знак «Инвалид» до 1 июля 2020 года. Это будет действовать до конца 2020 года.

По сути, право на парковку потеряли примерно 3,4 миллиона человек – это инвалиды третьей группы, инвалидность которых не связана со способностью передвигаться (таковых 1,1 миллиона из 4,48 миллионов инвалидов III группы). Они смогут пользоваться специальными парковочными местами только если получили знак до 1 июля, и только полгода с момента вступления в силу постановления правительства.

Кроме права парковаться на специальных местах, автомобили со знаком «Инвалид» имеют и другие возможности:

право поставить автомобиль на стоянку под знаком «Стоянка запрещена»;

право поставить автомобиль под знаком «Остановка запрещена» с табличкой «Кроме инвалидов»;

право проехать под знаки «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» (но только для инвалидов I-II групп и тех, кто их перевозит);

право бесплатно поставить автомобиль на платной парковке в некоторых городах.

Стоит отметить, что прошлый порядок (с получением индивидуального знака в бюро МСЭ) вызвал резкий поток критики с обеих сторон – с одной стороны, для получения номера приходилось тратить время, с другой – на местах для инвалидов парковались те, кто незаконно купил знак «Инвалид».

Всего на данный момент индивидуальные знаки получили порядка 1 миллиона инвалидов, сколько из них потеряют право на парковку, пока неизвестно.

Действительно ли для инвалидов выделено слишком много мест?

Водители часто обращают внимание на то, что «инвалидных» мест на парковках бывает слишком много. Причин может быть несколько:

владелец объекта не хочет получить штраф, специально обустраивает больше мест, чем требует закон;

места для инвалидов шире, чем обычные, поэтому они занимают больше площади;

места для инвалидов должны быть расположены возле входа в здание, тогда как остальные места могут быть удалены на некоторое расстояние;

особенности математики – на небольших парковках приходится выделять больше 10% мест. Например, если всего мест 12, то для инвалидов нужно выделить 2 из них – в процентном отношении это почти 17%.

Несмотря на то, что число потенциальных пользователей льготных мест сократится на 3,4 миллиона человек, нормативы по количеству таких мест не меняются – их по-прежнему должно будет быть не менее 10%.

Против этого уже выступают некоторые представители сообщества автомобилистов – они указывают на то, что норма в 10% соответствует 10% населения страны с инвалидностью, и предлагают сократить ее до 5%. При этом большинство таких людей автомобилями не пользуются. Такая инициатива на РОИ набрала чуть более 1% необходимых голосов и была закрыта.

Другое предложение – вообще отменить требования по специальным местам для инвалидов, разрешив им парковаться где угодно. Такую идею подал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, правда, в итоге ее не поддержали. В данном случае стоит учитывать, что места для инвалидов должны быть выделены ближе ко входу – что не учитывает такая инициатива.

По новым правилам оштрафовать за парковку обычного водителя на месте для инвалидов в теории можно будет и через автоматическую камеру – достаточно будет проверить, есть ли такой номер в федеральном реестре инвалидов. Против этого уже выступили в сообществе автомобилистов «Синие ведерки» – по словам представителей движения, законодательство требует, чтобы такие штрафы выписывали только сотрудники ГИБДД.

Как оформить право на парковку по новым правилам

С 2020 года государство серьезно пересмотрело подход к работе с инвалидами. Теперь почти все действия будут проходить через Федеральный реестр инвалидов – в нем будет вся информация о человеке, на основании ее ему назначат пенсию, программу реабилитации, и т.д. В этом же реестре будет и информация о праве на парковку на специальных местах.

По новым правилам человеку не придется посещать бюро МСЭ, чтобы включить свой автомобиль в число «разрешенных». Есть 3 варианта, как это можно сделать:

подать заявление через Госуслуги;

обратиться с заявлением в МФЦ;

подать заявление прямо в личном кабинете на сайте Федерального реестра инвалидов.

При подаче заявления нужно будет указать параметры автомобиля, на котором будет передвигаться инвалид. Это госномер, марка и модель автомобиля. При этом подтверждать право на льготу уже не придется – все данные есть в базе реестра. То есть, система уже знает – имеет ли заявитель право на парковку, и если имеет, то автоматически выдаст ему разрешение.

Поскольку работать это все будет в электронном формате, данные в систему можно будет внести оперативно. Обещают, что данные автомобиля появятся в базе в течение 15 минут после внесения. Это значит, что в систему можно будет внести даже такси, на котором едет инвалид – и тогда этот автомобиль сможет остановиться там, где удобно пассажиру.

Еще один плюс системы – право на парковку инвалид получит на всей территории России. Ранее были проблемы, например, в Москве, куда родители привозили своих детей-инвалидов из области и не могли воспользоваться правом на бесплатную парковку.

Купить же знак «Инвалид» для автомобиля теперь можно в любом магазине – их свободную продажу снова разрешили.

Около 3,4 млн инвалидов III группы потеряют право на пользование бесплатными парковками, выяснил «Ъ”. Места, обозначенные табличкой «Только для инвалидов», с 1 июля 2020 года будут доступны лишь тем из этой категории инвалидов, кто имеет «ограничение способности к самостоятельному передвижению». Соответствующее постановление правительства подписал премьер Михаил Мишустин. Инвалиды, не имеющие подобных ограничений, например, диабетики, возможностью бесплатно парковаться воспользоваться не смогут.

Подписанное премьером Михаилом Мишустиным постановление №115 связано с новой редакцией закона «О социальной защите инвалидов», которая вступает в силу 1 июля. В текущей версии сказано, что на парковках общего пользования 10% мест должно быть выделено для транспортных средств, управляемых инвалидами. В принятом впервые постановлении уточняется: граждане с III группой инвалидности могут пользоваться такими местами, если у них есть «ограничение способности к самостоятельному передвижению» либо если они получили право на пользования парковками до 1 июля (то есть до вступления в силу постановления), обратившись в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и получив знак «Инвалид».

Общее число инвалидов в РФ, по данным Росстата, более 11,9 млн человек, из них 670 тыс.— дети-инвалиды, 5,35 млн — инвалиды II группы, 1,43 млн — I группы, 4,48 млн — III группы, из них 1,1 млн, по данным Минтруда (предоставлены по запросу «Ъ”), ограничены в способности к самостоятельному передвижению. Общее число граждан, получивших знак «Инвалид» в пользование в МСЭ, составляет, по данным Минтруда, около 1 млн человек.

Из данных Росстата и Минтруда следует, что около 3,4 млн человек из числа инвалидов III группы не смогут воспользоваться правом парковать машины на специальных местах. С момента вступления в силу нормы будет действовать переходный период, пояснили «Ъ” в пресс-службе Минтруда: в течение 6 месяцев гражданин сможет передать данные об автомобиле в федеральный реестр инвалидов (например, через портал госуслуг) и пользоваться знаком «Инвалид», выданным ранее МСЭ.

С 1 июля 2020 года такие знаки выдаваться больше не будут, но обязанность использовать их в автомобиле останется. Знаки можно будет купить в любой торговой сети или на заправке.

ПДД, напомним, предусматривают ряд льгот для водителей автомобилей со знаком «Инвалид». Они могут стоять под знаком «Стоянка запрещена» и на специальных парковочных местах, недоступных для остальных водителей. Если машиной со знаком «Инвалид» управляет гражданин с I и II группой инвалидности (или она перевозит инвалида), разрешен проезд под знак «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено». Водитель транспортного средства со знаком «Инвалид» обязан возить с тобой документ, подтверждающий инвалидность.

Предложенный правительством порядок должен был заработать еще в 2018 году, когда вступил в силу приказ Минтруда о новых опознавательных знаках «Инвалид», считает глава комитета Госдумы по соцзащите Ярослав Нилов. Тогда, как сообщал «Ъ”, знаки стали номерными, получить их можно лишь в бюро МСЭ. Новый порядок сопровождался «путаницей и неразберихой», говорит Ярослав Нилов, доступ к специальным машино-местам был расширен, что привело к их дефициту. «Предлагаемая правовая конструкция более правильная,— говорит депутат.— У человека может быть инвалидность третьей группы (например, диабет), при этом у него нет проблем с передвижением». Документ поддержала и глава регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых: «Логично, если местами смогут пользоваться только те, у которых есть ограничения, в противном случае места эти постоянно будут забиты».

Выносить штрафы за парковку на инвалидных местах (5 тыс. руб.) могут только сотрудники ГИБДД, камеры применять нельзя, обращает внимание координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «На фоне сокращения штата сотрудников нововведения особого смысла не имеют,— говорит он.— В одной Москве более 1 млн инвалидов, а инспекторов, работающих «на земле», мало». Скорее всего, понадобятся и изменения в ПДД, говорит источник «Ъ” в МВД: нужно уточнить право пользования инвалидными местами на парковке. Кроме того, инспекторам нужно будет обеспечить онлайн-доступ к федеральному реестру инвалидов.

Иван Буранов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *