Исполнение контракта

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях. Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

Важным этапом исполнения контракта является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта. В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов. Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

В случае просрочки при исполнении госконтракта по 44-ФЗ назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Размер пени может быть уменьшен на сумму исполненных в положенные сроки обязательств. Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта. В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства. При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения демпинга в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

  • РусТендер
  • Статьи
  • Как заработать в системе Госзаказа (44 ФЗ и 223 ФЗ)
  • Заключение государственного контракта

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Финансовая помощь в заключении государственного контракта

Без открытия р/с, без аванса, с оплатой на счет банка

Получить

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  • Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Каковы этапы заключения контракта по 44-ФЗ? Тут все строго регламентировано. С одной стороны, это облегчает взаимодействие контрагентов, так как работать по плану всегда легче. С другой – малейшее нарушение правил грозит определенными санкциями.

Как бы то ни было, работа по 44-ФЗ имеет свои нюансы. К примеру, порядок заключения контракта с единственным поставщиком несколько отличается от того, который прописан при взаимодействии с победителем электронного аукциона. Поэтому, чтобы избежать досадных ошибок, необходимо тщательно изучить все положения соответствующего закона.

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  1. Первым этапом при заключении государственного контракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора исполнителя. Этот договор может быть оформлен иногда и без проведения тендера – в случаях, регламентированных вышеуказанным нормативным актом. Закон не запрещает организовывать конкурсные процедуры хозяйствующим субъектам, заключающим сделки вне сферы государственных закупок. Подобный механизм помогает предприятиям снижать затраты, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления одной стороной оферты и ее акцепта контрагентом.
  2. При заключении контракта по 44-ФЗ сроки всех этапов четко расписаны, тогда как в рамках обычного договора стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
  3. Гражданский кодекс РФ определяет такое понятие, как существенные условия договора. Применительно к госзакупке они также актуальны, но в перечень вводятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
  4. Статьей 34 44-ФЗ предусматривается обязательное включение в текст госконтракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий договора, причем данные положения нельзя изменять. При заключении простого договора субъекты вправе сами определить степень ответственности или могут руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
  5. Заключая обычное соглашение, стороны договариваются по всем вопросам, в том числе по существенным, а также имеют право в дальнейшем менять условия, составляя дополнительное соглашение. Положения госконтракта изменению не подлежат. Немногочисленные случаи, являющиеся исключением, перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
  6. 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении госконтрактов при наличии следующих обстоятельств:
  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ

Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта. Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя. Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.

Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.

Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:

1. Стоимость сделки

Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.

Особенностью исполнения государственного заказа являются следующие положения:

  • Цена, заявленная исполнителем, отражается в госконтракте и не подлежит корректировке в течение всего периода его действия.
  • Иногда вместо фиксированной стоимости в договоре указывают формулу образования цены, максимально возможную сумму поставки или стоимость 1 единицы товара (работы, услуги).
  • Необходимо указать источник финансирования.

2. Приемка товара и выполненных работ

Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.

3. Регламент расчетов между сторонами

Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.

4. Обеспечение госконтракта

Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.

5. Срок действия госконтракта

Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта

При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.

7. Условия контракта

Фиксируются существенные условия:

  • права и обязанности сторон. Эту часть необходимо изложить максимально подробно, так как при возникновении конфликтов их разрешение всегда становится проблемой;
  • критерии качества товара, услуг, работ;
  • требования к соблюдению технологий;
  • режим доставки;
  • условия, касающиеся ввода в эксплуатацию оборудования, его монтажа и наладки;
  • перечень и требования к документам, которые поставщик обязан предоставить одновременно с объектом закупки или после выполнения работ;
  • форс-мажор;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона

При проведении государственных закупок предприятия обычно прибегают к тендеру, по итогам которого с победителем подписывается договор. Этапы заключения контракта строго регламентированы 44-ФЗ, в связи с этим их временные рамки должны быть в точности соблюдены.

Рассмотрим порядок заключения контракта по 44-ФЗ через электронный аукцион (в соответствии со ст. 83.2 44-ФЗ):

  1. Выбирается наиболее выгодное предложение из поступивших заявок, подавший его субъект объявляется выигравшим конкурс.
  2. Оформляется итоговый протокол закупки и публикуется в ЕИС.
  3. Через 5 дней после размещения протокола заказчик публикует в ЕИС проект госконтракта. Предварительно участники тендера уже имели возможность ознакомиться с этим договором, так как он содержится в конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 44-ФЗ). Но на этом этапе текст дополняется информацией, имеющей непосредственное отношение к победителю торгов и связанных с ним условиях закупки: стоимость госконтракта, описание объекта, данные о поставщике.
  4. Победитель тендера в течение 5 дней после даты публикации должен ознакомиться с содержанием договора и подписать его, если согласен со всеми положениями. Подписание происходит при помощи ЭЦП на электронной площадке, где в дальнейшем публикуется текст контракта. Если же исполнитель желает внести какие-либо правки в договор, то он оформляет и размещает в системе протокол разногласий.
  5. После публикации подписанного исполнителем договора у заказчика есть три рабочих дня, чтобы поставить свои подписи на документе. Отреагировать на протокол разногласий он также должен в течение 3 дней – изменить содержание контракта либо отказаться. Во втором случае в адрес потенциального исполнителя должен быть направлен письменный мотивированный отказ. Если же в текст госконтракта вносятся изменения на основании протокола разногласий, то исполнителю после публикации второго варианта дается три дня на ознакомление с ним, подписание и размещение в системе.

Последним этапом заключения контракта по 44-ФЗ является его подписание заказчиком. Именно этот момент становится датой начала действия договора.

Читайте также: «Особенности 44-ФЗ: коротко о главном для начинающих»

Если выигравшее тендер лицо не подписало контракт вовремя, то оно признается уклонившимся от исполнения обязательств. За это действие предусмотрены соответствующие санкции.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ также подчиняется строгому регламенту, прописанному в законе. Сама процедура значительно проще, чем при конкурсном отборе. Закупка осуществляется в следующем порядке:

  1. Подготовка. На этом этапе заказчик формирует план-график, в котором указываются все закупки у одного поставщика. Также составляется документация, в которой содержится информация об условиях закупки и приводится обоснование необходимости заключения госконтракта с одним поставщиком без использования конкурентной процедуры.
  2. Определение поставщика, с которым будет заключен договор. Закон 44-ФЗ не содержит никаких указаний по поводу того, каким образом должен выбираться исполнитель. Заказчик действует на свое усмотрение по процедуре, принятой в организации.
  3. Направление оферты поставщику. Заказчик излагает в своем предложении желаемые условия сделки. Предложение оформляется письменно в соответствии с правилами делового оборота.
  4. Составление проекта контракта. На этом этапе заказчик формирует документ, включая в него все условия сделки: стоимость контракта с обоснованием, сроки исполнения, обеспечение (на усмотрение заказчика) и прочую существенную информацию. Проект направляется поставщику для ознакомления.
  5. Публикация сведений по закупке в Единой информационной системе. По факту заключения госконтракта в системе размещается извещение о проведении закупки. Сделать это надо как минимум за 5 дней до начала работ по договору. Если проводится внеплановая закупка, информация о которой отсутствует в плане-графике, то сначала потребуется внести изменения в план-график. И только после этого минимум через 3 дня можно публиковать извещение в ЕИС.
  6. Внесение информации по каждому из этапов в ЕИС. На основании этих сведений в дальнейшем формируется итоговый отчет о закупке и исполнении контракта.
  7. Последний этап заключения контракта по 44-ФЗ – непосредственное его подписание. Эта процедура проходит также в соответствии с требованиями закона.
  8. Публикация текста договора в ЕИС.
  9. Заключительным этапом закупки является приемка объекта заказчиком. По результатам составляется итоговый отчет, отражающий данные обо всех стадиях сделки, и размещается в системе.

Предприятия, осуществляющие государственные закупки любого уровня, обязаны направлять информацию в соответствующий контролирующий орган о фактах заключения контрактов по 44-ФЗ и об итогах закупок.

Кто и в каких случаях готовит отчет

Заказчик обязан размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В этой же норме определены случаи, когда отчет составлять не требуется. Например, к ним отнесено проведение закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть, заказчику не нужно составлять отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб., если такой контракт заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Отчет необходимо подготовить в следующих случаях:

  1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке (утвердил подписанный приемочной комиссией документ). Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта (этап — период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств).
  2. Контракт был расторгнут.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта готовится согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее — Положение). Готовит отчет об исполнении контракта, включая в него сведения из контракта и документов о приемке, работник контрактной службы или контрактный управляющий (п.4. Положения).

Подробнее о другой отчетности, которую должен составлять заказчик, читайте в статье «Отчетность заказчика по контракту».

Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС (п. 6 Положения). На практике для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы.

Срок размещения отчета в ЕИС составляет семь рабочих дней со дня наступления одного из случаев (п. 3 Положения):

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания заказчиком документа о приемке;
  • расторжения контракта, установленного соглашением сторон о расторжении;
  • вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта;
  • вступления в силу решения исполнителя или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дата составления отчета — дата его размещения в ЕИС (п. 6 Положения).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Разместить отчет (и приложений к нему) можно следующими способами в ЕИС (п. 10 Положения):

  1. Электронный вид (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);
  2. Графический вид (файлы с графическим образом оригинала документа).

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика и не размещается в ЕИС (п. п. 6, 11 Положения). Датой составления таких отчетов является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика (абз. 2 п. 6 Положения).

К срокам по размещению отчета необходимо подойти со всей ответственностью. Для должностного лица за несвоевременное размещение отчета предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за его неразмещение — 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта

С отчетом размещаются следующие документы: (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (если заказчик для проведения экспертизы привлекал экспертов, экспертные организации);
  • документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • иные документы, определенные законодательством РФ.

Вопрос: необходимо ли крепить к отчету об исполнении контракта платежные поручения?

Ответ: Нет. Прикреплять к отчету платежные поручения не требуется. В ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении контракта. К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертные организации, и документ о приемке таких результатов. Следовательно, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к данному отчету. Следует учесть, что в отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (пп. «в» п. 26 Положения). Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2014 N 02-02-06/32616.

Как заполнить отчет

Порядок заполнения отчета установлен в разделе II Положения и в Письме Минэкономразвития России от 17 июня 2014 г. № Д28-1008.

Отчет содержит информацию (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

Обучение для заказчика Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, проведенная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику);
  • о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта;
  • о санкциях, которые применены по причине нарушения условий контракта или неисполнения;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе исполнения.

Начиная с 2017 года в отчет включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику.

Если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, то отчет необходимо формировать нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап, на дату его исполнения (п. 7 Положения).

Виктор Степанов,
генеральный директор ООО «РТС-тендер»

Генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов ответил на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.

По итогам проведенного аукциона наше учреждение заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по ремонту спортивного зала. Условиями контракта предусматривалось внесение денежного обеспечения исполнения обязательств. Подрядчик это условие выполнил. По окончании срока выполнения работ выяснилось, что они выполнены не в полном объеме, а подрядчик отказывается выполнять оставшиеся. Мы неоднократно направляли претензии в адрес подрядчика, а также предлагали подписать соглашение об удержании штрафа из суммы внесенного обеспечения исполнения контракта, однако ответа на наши письма так и не получили. Вправе ли мы удержать штраф, предусмотренный контрактом, из обеспечения контракта самостоятельно, без согласия подрядчика, или для этого мы должны получить решение суда?

МБОУ НГО «СОШ №10»

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24
  • Часть 25

Необходимо получить решение суда. В описанном случае имеет место ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств, выразившееся в просрочке исполнения. Следует различать неустойку, применяемую к нарушителю условий исполнения контракта (штраф, пени), и удержание внесенного подрядчиком обеспечения. Включение в контракт условия об ответственности в виде неустойки является обязательным, и в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет нарушителю требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) (ч. 4, ч. 6. ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Правила определения размера неустоек определяются ч. 5 и ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Однако ни положениями Закона № 44-ФЗ, ни указанными правилами не регламентирован порядок наложения взыскания на предоставленное обеспечение. Каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу тоже нет.

В описанной ситуации, учитывая, что подрядчик уклоняется от заключения соглашения об удержании штрафа, для взыскания неустойки следует обратиться в арбитражный суд. В отсутствие прямого законодательного регулирования то же можно посоветовать и для удержания обеспечения. Соблюдать в данном случае обязательный досудебный претензионный порядок законодательство не требует.

Обращаем внимание, что в 2015 году заказчик в случае исполнения контрагентом всех обязательств по контракту обязан предоставить отсрочку уплаты неустоек или списать их (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 196).

По результатам аукциона, проведенного нашей организацией, определился подрядчик на выполнение ремонтных работ. В нарушение заключенного с ним контракта он выполнил только часть работ. Мы подали исковое заявление в арбитражный суд с требованием о возмещении штрафов и уплате пеней за уклонение от исполнения обязательств по контракту. Однако, на наш взгляд, мы тоже могли нарушить закон, не разместив на официальном сайте отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Обязаны ли мы были разместить отчет об исполнении контракта полностью или исполнении его этапа (хотя выполнение обязательств по этапам контрактом не предусмотрено) при том, что обязательства подрядчиком полностью не выполнены и если да, то отразится ли это нарушение на решении суда?

Сергей Иванов

Неисполнение заказчиком обязанности по размещению отчета об исполнении контракта не может повлиять на решение арбитражного суда. Неисполнение такой обязанности не находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, носит организационный характер и не распространяется на гражданско-правовые отношения между заказчиком и подрядчиком по государственному контракту.

Кроме того, в связи с тем, что заказчик не расторг контракт в одностороннем порядке, а потребовал расторжения контракта и взыскания неустойки в арбитражном суде, обязанность по размещению отчета об исполнении контракта не нарушена. Такой отчет необходимо будет разместить лишь не позднее семи рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда (подп. «в» п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения).

Мы подали заявку на участие в закупке путем запроса котировок, однако заказчик отклонил ее, сославшись на то, что поданная заявка не соответствует установленным в извещении техническим требованиям. По мнению заказчика нарушение выразилось в том, что мы неправильно указали артикул, а значит, не указали технические параметры товара. Правомерны ли действия заказчика?

ИП Мешкова С.Г.

Да, но только если в извещении о запросе котировок была установлена обязанность участника закупки указывать в подаваемой заявке артикул закупаемого товара.

Напомню, артикул относится к характеристикам товара (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения»). Неправильное указание этой характеристики при условии установленного в извещении о запросе котировок требования является основанием для отклонения заказчиком заявки (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В конце 2014 года мы утвердили и разместили на официальном сайте план-график закупок на 2015 год. При этом обоснование начальной максимальной цены по ряду запланированных закупок мы не провели и в план-график включили среднерыночные цены. Будет ли нарушением с нашей стороны, если мы осуществим обоснование начальной цены после даты утверждения плана-графика?

Да, в этой ситуации можно говорить о нарушении при составлении плана-графика и размещения его на официальном сайте.

Использование «среднерыночной» цены в плане-графике недопустимо. 23 мая 2015 года вступил в силу совместный приказ Минэкономразвития и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 — 2016 годы» (далее – Особенности). В соответствии с Особенностями в план-график включается, в частности, начальная (максимальная) цена контрактов, определенная заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ (ппп. «и» пп. 2 п. 5 Особенностей). Действующее законодательство предусматривает такой метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, как метод сопоставления рыночных цен. Однако результат определения начальной (максимальной) цены контракта, должен быть оформлен документально (пп. 1.4 и 2.2.8 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Невыполнение этого требования можно расценивать как размещение плана-графика с нарушением порядка определения начальной (максимальной) цены контрактов. Это может грозить штрафом в размере 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Решение самых сложных вопросов по госзакупкам узнайте из ответов службы Правового консалтинга ГАРАНТ в разделе «Правовые консультации»

Одновременно необходимо обратить внимание на следующую позицию ФАС России. Антимонопольная служба полагает, что положения ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика порядка размещения планов-графиков, не применяются до вступления в силу положений Закона № 44-ФЗ, устанавливающих особенности использования планов-графиков, большая часть из которых вступает в силу с 1 января 2016 года (письмо от 9 апреля 2015 г. № АК/17162/15). То есть в данном случае событие административного правонарушения отсутствует, и к ответственности заказчика привлечь нельзя.

Добавлю, что подобные действия заказчика на практике могут быть расценены и как неразмещение необходимой информации (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) – имеется в виду обоснование начальной цены. А для этой ситуации ФАС России исключений из правил привлечения к ответственности не предусмотрела.

Вместе с тем, п. 6 Особенностей устанавливает, что внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется по общему правилу не позднее чем за 10 дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, заказчик не будет привлечен к ответственности, если в указанный срок обоснует начальную цену по установленным правилам и внесет соответствующие изменения в план-график.

На протяжении всего 2014 года мы использовали в качестве документа, подтверждающего исполнение обязательств по контракту, акт сверки (бухгалтерский документ, отражающий все взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком). Нарушили ли мы при этом законодательство о контрактной системе и если да, то каким документом следует подтверждать исполнение контракта?

Анна Кожемякова

ФОРМА

Форма отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения

Другие формы

Да, в данном случае может идти речь о нарушении законодательства о контрактной системе.

В качестве документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту, следует рассматривать документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств. Однако Закон № 44-ФЗ не предусматривает перечня таких документов. Учитывая, что контрактная система имеет дело с бюджетными средствами, для определения подтверждающих документов нужно руководствоваться бюджетным законодательством.

В частности, к документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, могут относиться:

  • накладная;
  • акт приемки-передачи;
  • акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • счет-фактура (при поставке товаров);
  • счет и (или) счет-фактура) (при выполнении работ, оказании услуг) (подп. 16 п. 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Акты сверки могут рассматриваться только вместе с указанными документами и не являются первичными учетными документами, поскольку финансовое состояние сторон при их составлении не изменяется (письмо ФНС России от 6 декабря 2010 г. № ШС-37-3/16955).

Подтверждение этому можно найти и в некоторых ведомственных актах. Например, приказом Роскосмоса от 15 октября 2012 г. № 214 «Об утверждении типовых форм государственных контрактов» предусмотрено, что подтверждающими актами являются счет-фактура и акты-приемки. Акты сверки направляются исполнителем заказчику уже после проведения оплаты и не используются в качестве основных для подтверждения исполнения обязательств. Таким образом, акты сверки могут использоваться только в качестве дополнительных доказательств исполнения обязательств.

Пункт 1 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика размещать в единой информационной системе отчет о результатах исполнения контракта, а ч. 10 указанной статьи предписывает прилагать к отчету документы о приемке таких результатов. Кроме того, при формировании отчета в единой информационной системе в соответствующих графах указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства поставщиком (подп. «в» п. 26 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения). Кроме того, п. 10 указанного Положения также обязывает заказчика размещать в единой информационной системе подтверждающие исполнение контракта документы. Таким образом, можно говорить о возможной административной ответственности за несоблюдение обязанности по размещению указанных документов (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Одновременно, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ предусматривает включение в реестр контрактов информации об исполнении контракта. За несоблюдение заказчиком обязанности о направлении сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, также предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Наше муниципальное бюджетное учреждение занимает часть здания на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Само здание находится в оперативном управлении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). В договоре прописано, что наша организация обязана компенсировать часть затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам, понесенным детским садом. Подпадает ли компенсация затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам под действие Закона № 44-ФЗ, и если да, то какими нормами нам следует руководствоваться чтобы возместить эти затраты?

Любовь Николаевна Подлиннова

ФОРМА

Примерная форма договора о компенсации расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг (по договору безвозмездного пользования)

Другие формы

Обязанность ссудополучателя нести расходы содержанию полученной в пользование вещи (в том числе по оплате коммунальных платежей) следует из ст. 695 ГК РФ (в том числе и в форме компенсации затрат собственника помещений). Одним из вариантов компенсации этих затрат является заключение с владельцем здания соглашения о возмещении коммунальных услуг. Такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и других), поскольку владелец помещения не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

При этом возмещение владельцу расходов по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на гражданском законодательстве (ст. 695 ГК РФ). Заключение соглашения о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания направлено на создание условий для пользования переданным имуществом в соответствии с его назначением. Соглашение определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению пользователем помещения.

В то же время, владелец недвижимого имущества не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает пользователю какой-либо услуги. А обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещения перед конкретным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Таким образом, заключение пользователем помещений соглашения о возмещении расходов с владельцем здания, непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Была объявлена закупка картриджей для принтеров разных моделей по 15 позициям, причем цена и количество картриджей по каждой из позиций различается. Заказчик предложил победителю аукциона перед заключением контракта увеличить количество поставляемых картриджей по ряду позиций. В соответствии с п. 18 ст. 34 Закона 44-ФЗ заказчик вправе по согласованию с победителем закупки увеличить количество поставляемого товара. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления предложенной цены контракта на количество товара, указанное в извещении. Как заказчику правильно рассчитать цену единицы товара для того, чтобы определить количество, на которое можно увеличить поставляемый объем?

Ирина Вороновская

Заказчик не вправе увеличивать количество поставляемых товаров в пределах одного лота только по некоторым позициям.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ цена контракта является твердой, и следовательно, охватывает весь объем закупаемых товаров (работ, услуг). Цена контракта может формироваться на основе формулы только в случаях, определенных правительством (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). К таким случаям относятся:

  • заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
  • заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества (постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта»).

Рассчитать цену контракта с переменным количеством закупаемых товаров одного вида без применения формулы невозможно – однако рассматриваемая ситуация не относится к установленным правительством случаям.

Следовательно, если по условиям закупки приобретается несколько видов товаров, стороны не вправе увеличить количество товаров только одного из видов, поскольку возникнет диспропорция количества товара в рамках общей цены контракта. Изменение количества товара и цены контракта, предусмотренное п. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, возможно только при одновременном равном изменении общего количества товара и общей стоимости контракта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *