Исполнение обязанностей военной службы

Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Кем и в каком порядке может быть введено чрезвычайное положение на всей (или на части) территории Российской Федерации?

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы (ст. 24 ФЗ «О ВВ МВД РФ»).

Билет № 8

Какое время не засчитывается в срок военной службы?

а) время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

2. Какие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке могут применяться к военнослужащему, в целях пресечения дисциплинарного проступка?

доставление;

задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники (ст. 25 ФЗ «О ВВ МВД РФ»).

Исполнение обязанностей военной службы

Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, которые разрабатываются на основе Конституции РФ. Базовыми правовыми актами, определяющими основы военной службы, являются федеральные законы РФ «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь и быт, несение службы, выполнение должностных обязанностей регламентируются общевоинскими боевыми уставами.

Под исполнением служебных обязанностей следует понимать исполнение военнослужащим должностных и специальных обязанностей.

Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих РФ перечислены в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге (ст. ст. 40, 41 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:

— быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

— строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

— дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

— военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением.

Конституция РФ закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая — как обязанность и моральная, нравственная — как долг.

Использование в Конституции РФ категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг — не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).

Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой — подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству. Подтверждая готовность к исполнению своего долга по защите Отечества в форме исполнения военной службы, военнослужащий приносит Военную присягу на верность своему Отечеству и народу.

Требование строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров. Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Однако возникает вопрос о характере безусловного повиновения: является ли оно абсолютным или относительным? В ст. 39 УВС ВС РФ закреплено положение о том, что обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. Получив приказ, военнослужащий сталкивается с коллизией обязанностей, так как, с одной стороны, согласно ст. 9 ДУ ВС РФ обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться является одним из основных принципов единоначалия, а с другой стороны, ст. 3 ДУ ВС РФ обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию и законы РФ. Таким образом, именно в этом случае возникает проблема, связанная с установлением пределов повиновения и юридической ответственности военнослужащих за отдачу и исполнение неправомерных приказов.

Пределы повиновения приказу и ответственности за его исполнение и неисполнение содержатся в нормах международного права. Так, ст. 8 Устава Международного военного трибунала предусмотрено, что тот факт, что обвиняемый действовал в соответствии с приказом начальника, не освобождает его от ответственности за содеянное, а может лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства (Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. (ст. 8). Т. 82. Нюрнберг, 1945. С. 278 — 310). «Нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа, и наоборот, ссылка на приказ при совершении высшего преступления не освобождает от уголовной ответственности» (ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.). М. Обер, исследовавший проблемы исполнения приказа, не соответствующего нормам международного гуманитарного права, считает, что каждый гражданин-военнослужащий должен иметь «определенную ответственность, дающую ему право отказаться подчиниться противоправному приказу».

Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров (начальников), общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам службы, т.е. приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ. Следовательно, согласно действующему законодательству безусловная обязательность приказа основывается на условии, что командиры (начальники) не будут издавать незаконные приказы. УК РФ в ст. 332 установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке.

Однако без уточнения в законодательстве обязанности подчиненного по исполнению незаконного приказа указанная норма носит декларативный характер, поскольку неясно, обязан ли военнослужащий не исполнять незаконный приказ и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение, или он не обязан исполнять незаконный приказ (не являющийся преступным), т.е. не обязан, но может исполнить его, и поэтому исполнение незаконного приказа не носит характера правонарушения. Этот важный юридический нюанс не нашел отражения в федеральном законодательстве о военной службе. В то же время анализ гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы» дает ответы на вопросы, касающиеся пределов повиновения военнослужащих приказам командиров и начальников и ответственности за их неисполнение.

УК РФ в ст. 42 устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет.

В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан РФ с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об обороне»).

Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.

Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 23 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с той лишь разницей, что по Конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированными. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в ДУ ВС РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст. 1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение — основа воинской дисциплины.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 19 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. (ст. 22 УВС ВС РФ).

Военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности могут быть классифицированы по их целевому назначению, по категориям военнослужащих, на которых они возлагаются, и по видам должностей, которыми эти обязанности определяются.

Должностные обязанности делятся также на общие (например, всех прямых начальников — ст. ст. 75 — 92 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).

Для военнослужащих, находящихся на иных (кроме типовых) должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также в случаях привлечения для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц; подчиняться строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» указывается, что сотрудники органов Федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Следует обратить внимание на то, что не все перечисленные в указанной норме вышеназванного Закона случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению (иногда даже допускается выражение — фактическое исполнение) служебных обязанностей, что вполне объяснимо, поскольку вряд ли можно отнести к исполнению или фактическому исполнению служебных обязанностей такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т.д. Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий имеет право на отдых, т.е. в указанное время он фактически не исполняет служебных обязанностей. Проблема заключается в том, что законодатель недостаточно четко определил, для каких случаев он вводит понятие «исполнение обязанностей военной службы». Анализ законодательства о военной службе и статусе военнослужащих приводит к выводу, что оно применяется в целях усиления гарантий социально-правовой защиты военнослужащих, находящихся подчас в экстремальных условиях. Нечеткость в формулировках порождает проблемы у правоприменителей с определением условий привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

Численность армии в мирное и военное время регулируется исходя из политической ситуации в мире и необходимости защиты государственности, внешних границ и конституционного строя Российской Федерации. Права людей прописаны в Конституции РФ, однако основной закон содержит и ряд обязанностей, в числе которых защита Отечества. Правовые нормы, связанные с возникновением и прекращением воинской обязанности регулируются ФЗ № 53 от 1998 года, с учетом последних изменений от 31.01.2019. Все вопросы, связанные с воинской обязанностью закреплены законодательно в указах президента и постановлениях правительства. Основной документ о воинской службе это ФЗ «О статусе военнослужащих».

Скачать ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

Основные понятия воинской обязанности

Под воинской обязанностью следует понимать закрепленные Конституцией, федеральным законодательством, президентскими указами и прочими правовыми актами священную обязанность и почетный долг гражданина вставать с оружием на защиту Родины в ходе военных действий, а в мирные периоды охранять рубежи и законные интересы страны. Основы военной службы строятся на добровольном желании граждан служить в вооруженных силах, заниматься обучением и внеармейской подготовкой, исполнять иные обязанности, обеспечивающие оборону государства и составляющие образ патриота и защитника государственности.

Основное понятие и сущность воинской обязанности закреплены в ФЗ № 53. Закон дает определение военнообязанным гражданам, дифференцирует их по виду службы, определяет порядок призыва, выхода в запас и очередность мобилизации согласно присвоенным разрядам. Российская армия комплектуется не только урожденными россиянами. По контракту могут служить иностранцы, имеющие гражданство РФ, в возрасте от 18 до 30 лет (для первичного заключения), знающие русский язык и отвечающие критериям отбора по здоровью и образованию. Призывниками могут стать подходящие по возрасту беженцы и переселенцы, а также иные лица, получившие гражданство Российской Федерации.

Стоит отметить, что перечисленные люди вправе один раз отсрочить призыв, если их документы сданы на регистрацию и рассматриваются в установленном порядке.

Военное время

Это период, в течение которого страны или разные политические организации объявили войну или начали фактические действия без предупреждения о намерениях. Для государства и граждан наступают форс-мажорные обстоятельства, при которых полномочия власти растут, а права и свободы людей ограничиваются. Усиливается негативное влияние на экономику и социальную сферу. Правовые нормы подразумевают ужесточение наказания за ряд преступлений. Дисциплинарные меры в отношении военнослужащих подразумевают применение оружия командиром для пресечения паники, дезертирства и других проступков. Для экономики приоритетом становятся нужды армии, расходы на социальные выплаты сокращаются или прекращаются. Возможны ограничения нормы потребления путем ввода продовольственных карточек.

Подробно о военном праве мы рассказывали в этой статье.

Военное положение

Этот правовой режим вправе ввести президент страны своим указом. Отмена осуществляется соответствующим указом с обязательным уведомлением населения и ООН.

Режим может быть введен на территории всего государства или его части. Наряду с ним проводится всеобщая или частичная мобилизация. Основаниями служат начавшееся вторжение недружественной страны или альянса вражеских государств или угроза агрессии с их стороны. Иные причины для объявления военного положения:

  • бомбардировка территории или ее аннексия;
  • применение всех видов вооружения против России;
  • блокирование берегов или портов страны;
  • иные нарушения устава ООН.

Государством разработаны меры административного, политического, экономического и военного характера, направленные на противодействие захватчикам:

  • приоритет обеспечения армии;
  • усиленная охрана объектов государственной важности;
  • особый режим функционирования объектов жизнеобеспечения;
  • эвакуация граждан и культурных ценностей;
  • ограничение перемещения и свободы въезда (выезда);
  • запрет на подрывную пропаганду и агитацию;
  • привлечение гражданских лиц к оборонным и иным необходимым работам;
  • изъятие оружия, транспорта и другого важного для обороны имущества у граждан и организаций;
  • запрет на массовые сборы людей;
  • досмотр транспорта;
  • комендантский час;
  • цензура;
  • запрет гражданам на выезд из страны и въезд в нее.

Государство вправе осуществлять иные действия, необходимые для скорейшего прекращения агрессивных действий врага.

Мобилизация

Регулируется ФЗ № 31 от 26.02.1997 и предусматривает меры, направленные на перевод экономики, армии и всех эшелонов власти на действия в особом режиме. Общая или частичная мобилизация объявляется президентским указом.

Назначение воинской обязанности

Предназначение воинского учета и воинской обязанности – в возможности реализовать конституционный долг граждан по защите страны. Воинский учет позволяет составить планы по комплектации армии на случай военного времени. Все мужчины, не имеющие обоснованных причин для отсрочки или освобождения, обязаны отслужить в армии. Иностранцы, апатриды и россияне, проживающие за рубежом постоянно, от воинской обязанности освобождаются. Воинская обязанность мужчин продолжается и после армейской службы. Кроме отслуживших призывников, мобилизация коснется всех мужчин, признанных годными по здоровью и не переступивших предельно допустимый для службы возраст. Женщины-офицеры с военно-учетной профессией являются военнообязанными до 50 лет, а овладевшие воинскими специальностями, но не получившие офицерского звания – до 45 лет.

На учебные и тренировочные сборы женщин не привлекают, и в случае мобилизации они будут призваны в самую последнюю, третью, волну.

Подробно об особенностях участия военнослужащих в выборах президента РФ мы рассказывали в этой статье.

Содержание закона «О воинской обязанности и воинской службе»

Документ состоит из девяти разделов, в которых помимо общих и заключительных положений рассмотрены вопросы, посвященные:

  • организации воинского учета;
  • принципам добровольной и обязательной подготовки к армии;
  • вопросам призыва;
  • особенностям контрактных отношений;
  • урегулированию военных служебных вопросов;
  • формированию запаса;
  • составу и правилам формирования мобилизационных человеческих ресурсов по родам войск и воинским формированиям.

Правила воинской обязанности и военной службы регулируют отношения между государством и гражданами, которые служат добровольно или по призыву. Законодатель устанавливает:

  • перечень обязанностей официальных лиц и организаций;
  • ответственность за нарушение закона;
  • правила учета людей;
  • основания для вывода из запаса;
  • материальную компенсацию за время сборов и медосвидетельствования;
  • степень пригодности;
  • основания для отсрочек или освобождений от армии или участия в сборах;
  • правила уведомления людей о призыве или мобилизации;
  • состав и принципы работы призывной комиссии;
  • срок, порядок и осуществление призыва;
  • основания для контрактной службы и порядок ее прохождения;
  • прием на учебу;
  • порядок получения учетных специальностей;
  • список званий, сроки их присвоения и причины лишения;
  • основания и правила вынесения взысканий;
  • максимальный возраст нахождения в действующей армии и порядок увольнения;
  • другие основания для прекращения воинской деятельности людей.

Форменное обмундирование со знаками различия и принадлежности к родам войск и уместность ношения формы вне воинского подразделения также установлены законодательно. Приведенный перечень не полон. Все правовые нормы не секретны, прописаны в актуальной редакции ФЗ № 53 и доступны для изучения.

Порядок и способы реализации закона «О Воинской обязанности и военной службе»

Положение военкоматов обязывает их взаимодействовать с органами государственной и исполнительной власти на подчиненной территории и определяет сферу деятельности:

  • первичный воинский учет;
  • помощь организациям для учета их военнообязанных сотрудников;
  • участие в выборе бронированных сотрудников;
  • планирование мобилизации людей и транспорта;
  • подготовка к призывным периодам, выбор людей для контрактной службы и сборов;
  • организация призыва;
  • определение на альтернативу;
  • обучение людей в мирное и военное время;
  • отбор для учебы в воинских вузах;
  • профориентация;
  • учет людей с военно-учетными профессиями;
  • оповещение о явке на призыв, сборы, мобилизацию;
  • учет, розыск и привлечение к ответственности уклоняющихся и дезертиров;
  • направление материалов служебных проверок по подследственности.

Закон обязывает органы власти, самоуправления, МВД, ЗАГС и паспортные столы оказывать содействие комиссариатам, проводить сверки по семейному положению, прописке и другим изменениям в статусе военнообязанных.

Основной объем работы по учету людей, имеющих воинскую обязанность, возложен на военкоматы. В их компетенцию входит организация:

  • медосвидетельствований;
  • медосмотров;
  • психологической ориентации и отбора.

Мероприятия касаются граждан, заключающих контракт, поступающих в воинские вузы, на военные кафедры, резервистов и тех, кто:

  • встает на первичный учет;
  • призывается в армию;
  • вызывается на сборы.

Военкомат вправе проводить освидетельствование ограниченно годных граждан, при этом ВВК может как подтвердить ранее поставленный диагноз, так и опровергнуть его.

ФЗ № 53, регламентирующий воинскую обязанность и порядок военной службы, делегирует обязанность по медосвидетельствованию и психологическому тестированию лиц, поступающих в соответствующие подразделения указанных служб и организаций:

  • нацгвардию;
  • ФСБ;
  • СВР РФ;
  • армейское следствие;
  • госохрану;
  • гарнизонную прокуратуру.

Современные проблемы уклонения от исполнения воинской обязанности и меры борьбы с явлением

Причины уклонения от исполнения воинского долга имеют социальные корни и заложены в конце прошлого столетия при распаде СССР:

  • отсутствие престижа армии;
  • дедовщина и землячество;
  • падение авторитета офицеров и младших командиров;
  • высокий процент гибели и увечий солдат в период военных действий на Северном Кавказе и в мирное время в результате неправомерных действий военнослужащих;
  • недостаточное финансирование и, как следствие, низкий уровень материально-технического, вещевого и продуктового обеспечения войск.

В борьбу против дедовщины включились общественные организации, со стороны государства усилен контроль над соблюдением законности в войсках. Для привлечения специалистов в ряды войск разработаны социальные программы и система льгот, увеличено денежное довольствие. Все эти бонусы затрагивают служащих по контракту. Ежегодный недобор призывников ослабляет армию, нарушает принципы комплектования войск.

Способы уклонения

Юноши призывного возраста продолжают изыскивать возможности, чтобы добиться отсрочки или полного освобождения от армии, используя ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе». Основные методы уклонистов:

  • игнорирование повестки;
  • смена прописки;
  • фальсификация болезни;
  • членовредительство;
  • указание заведомо ложных сведений о семье, ученых степенях, поступлении в вуз.

Отказ от выполнения воинского долга призывника или прохождения альтернативы наказуем. УК РФ предусматривает уголовную ответственность. Права и нормы ст. 328 позволяют применять к уклонистам следующие санкции:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до двух лет.

Обратите внимание! Более жесткое наказание грозит тем, кто нарушил ст. 339 УК РФ: максимальный срок достигает 7 лет.

Наличие судимости – пятно на биографии, но, пока идут следствие, суд, рассмотрение апелляции, уклоняющийся гражданин пропускает один, а то и два призыва.

Согласно законодательству от призыва освобождены те, кто отбывает срок или имеет неснятую (непогашенную) судимость.

Меры противодействия

Репрессивные меры не решают проблемы уклонения от воинской обязанности. Профилактика и воспитательная работа во временной перспективе более результативны. Целевая аудитория патриотического воспитания – дети.

В масштабах государства необходимо:

  • возродить воинские игры типа «Зарница»;
  • проводить уроки начальной военной подготовки;
  • разработать программу патриотического воспитания с дошкольного возраста;
  • повышать престиж армии.

Люди старше 40 лет помнят: во времена СССР к мужчине, не служившему в армии, было настороженное отношение. Возврат к прошлому невозможен, но в разработке госпрограмм повышения престижа армейских будней необходимо опираться на удачный опыт предыдущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *