Как отказаться от договора оказания услуг?

Как правильно расторгнуть договор оказания услуг — крайне важный вопрос для всех участников такого гражданско-правового соглашения. От того, насколько правильно будет проведена и оформлена процедура расторжения договора, зависит окончательное прекращение взаимных обязательств сторон и сохранение их деловой репутации в будущем. В предложенном материале мы расскажем, в каких случаях возможно прекращение договора и как правильно его оформить.

Односторонний отказ и расторжение договора: в чем разница

Стоит начать с основополагающего вопроса о том, каким способом прекращается договор оказания услуг. В существующей практике возникла некоторая путаница, связанная с прекращением действия таких соглашений. При их составлении часто используется формулировка, соответствующая нормам ст. 450 ГК РФ. Например, указывается возможность одностороннего расторжения договора при условии заблаговременного предупреждения, при этом прописывается срок такого предупреждения.

Однако в ст. 782 ГК указана возможность одностороннего отказа от исполнения как заказчиком, так и исполнителем при условии соответственно:

  • оплаты заказчиком фактически понесенных расходов исполнителя;
  • компенсации исполнителем всех понесенных заказчиком убытков.

Основные отличия расторжения от отказа от исполнения в порядке ст. 782 ГК РФ:

  • расторжение договора по решению одной из сторон в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ осуществляется в судебном порядке, если речь не идет о подписании соответствующего соглашения сторонами, тогда как односторонний отказ участия суда не требует;
  • решение о расторжении договора необходимо аргументировать, тогда как отказ может быть немотивированным;
  • прекращение договора в случае его расторжения осуществляется с момента принятия соответствующего решения суда, тогда как при отказе от исполнения это происходит с момента уведомления контрагента;
  • расходы от расторжения договора больше, чем при отказе от исполнения, — как минимум на размер судебных издержек.

Очевидно, что не стоит путать понятие расторжения договора оказания услуг в одностороннем порядке и отказа от исполнения. Второй вариант создает намного меньше трудностей для заказчика и не влечет долгих судебных разбирательств, обходится гораздо дешевле в материальном плане, так как оказание услуг в большой части случаев не связано с затратами исполнителя, которые приходилось бы компенсировать заказчику.

Возможные причины расторжения договора на оказание услуг

Вопросам, связанным с договорными обязательствами по возмездному оказанию услуг, посвящена гл. 39 ГК РФ. В значительной части это договоры, одной из сторон которых становится физическое лицо — потребитель услуги, а второй — юридическое лицо, ее оказывающее. Чаще всего это соглашения в сфере туризма, образования, медицины и т. д.

Если речь идет об одностороннем отказе от договора в порядке ст. 782 ГК РФ, то ни ГК, ни другие акты не ограничивают причины, по которым одна из сторон может принять такое решение. Более того, в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 сказано, что стороны имеют право на немотивированный отказ от исполнения договора в порядке ст. 782 ГК.

Если же речь идет о расторжении договора, то причины и основания для этого содержатся в ст. 450 и 451 ГК РФ:

  • Достижение сторонами соглашения о расторжении. В таком случае обязательства прекращаются без обращения в суд.
  • Существенное нарушение одной из сторон условий договора. Определяя понятие существенности, законодатель указывает, что в случае такого нарушения вторая сторона теряет в значительной степени то, что могла получить по договору. Типичный пример, когда по прибытии в номер отеля, забронированный турфирмой, вместо Аll inclusive клиент получает сервис с одноразовым питанием.
  • Существенное изменение обстоятельств, которые были учтены сторонами при заключении соглашения. При этом они должны измениться настолько, что если бы стороны могли их предвидеть, то не стали бы заключать договор. Например, клиент заключил соглашение с туристической фирмой, но незадолго до поездки внезапно узнал, что тяжело болен и не может покидать свой населенный пункт, так как нуждается в постоянном наблюдении врачей.
  • Иные причины, установленные ГК и другими нормативными актами, действующими в РФ.

Соглашение о расторжении договора оказания услуг и его образец

Расторжение договора оказания услуг по взаимному согласию происходит в том же порядке, что и для других гражданско-правовых соглашений. Сторона, решившая по каким-либо предусмотренным законом причинам расторгнуть договор, направляет в адрес второй стороны соответствующее уведомление. Если в течение 30 дней или иного срока, указанного в договоре, поступило согласие на расторжение, стороны подписывают соглашение, прекращая договор во внесудебном порядке.

Соглашение о расторжении договора оказания услуг оформляется в той же форме, что и сам договор, то есть в простой письменной. В нем необходимо указать:

  • Наименование: «Соглашение о расторжении договора возмездного оказания услуг».
  • Дату и место заключения соглашения (достаточно указать наименование населенного пункта).
  • Данные сторон расторгаемого соглашения. Обратите внимание, что они указываются точно так, как были прописаны в договоре, включая личные данные физического лица, если оно является стороной соглашения.
  • Данные расторгаемого договора (обычно это номер и дата заключения).
  • Дату, с которой прекращается действие договора. Обычно указывается момент подписания самого соглашения. При этом не стоит путать его с понятием отступного — при таком варианте договор расторгается только после передачи отступного.
  • Отсутствие взаимных претензий сторон.

В конце обязательно ставятся печати (при наличии) и подписи представителей обеих сторон. Приведенный перечень не является исчерпывающим, стороны могут по своему желанию указать в соглашении дополнительные пункты, не противоречащие нормам закона. Образец соглашения можно скачать на нашем сайте.

Процедура расторжения договора оказания услуг в одностороннем порядке

К сожалению, не всегда удастся решить вопрос во внесудебном порядке, однако договор можно прекратить в суде, воспользовавшись правом одностороннего расторжения договора.

Порядок действий прописан в ГК РФ:

Подпишитесь на рассылку

  • первое — составить письмо с уведомлением о расторжении договора и направить его в адрес второй стороны;
  • второе — ждать в течение 30 суток или иного срока, обозначенного в договоре оказания услуг;
  • третье — получить отказ либо, не дождавшись результата по истечении срока, обратиться в суд с иском о расторжении договора.

На практике реакция второй стороны на полученное письмо во многом зависит от того, насколько правильно написано обращение, а потому желательно использовать образец расторжения договора оказания услуг, составленный профессионалами.

КонсультантПлюс предлагает подборку позиций высших судов по одностороннему отказу от договора оказания услуг. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Как правильно составить и передать заявление или письмо о расторжении договора: образец уведомления

Передача письма с уведомлением о расторжении или заявления об отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг — обязательный шаг на пути его прекращения. Оно составляется в простой письменной форме и передается второй стороне. Это можно сделать как лично, так и почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При выборе первого варианта рекомендуется оставить у себя копию с подписью принявшего и отметкой о дате вручения. Если письмо направляется почтой, следует заказать уведомление о вручении и сделать опись вложения.

Можно направить уведомление иными способами, если это прописано в самом договоре, например факсом. Как и в случае с соглашением о расторжении, закон не содержит жесткой формы рассматриваемого документа, однако представляется правильным соблюдать правила делового оборота.

А потому уведомление обычно включает следующие сведения:

  • наименование и реквизиты организации, куда направляется документ;
  • наименование документа: «Уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора возмездного оказания услуг» или «Заявление об одностороннем отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг»;
  • дата и место составления документа;
  • реквизиты договора оказания услуг: номер и дата;
  • наименования сторон соглашения, как они были указаны в договоре;
  • причины, побуждающие сторону расторгнуть его (если речь идет об отказе от исполнения, этот пункт необязателен);
  • статья ГК РФ, на основании которой прекращается договор;
  • указание на намерение компенсировать затраты или убытки, выполнить какие-либо еще обязательства, вытекающие из прекращения договора;
  • момент, с которого соглашение будет считаться расторгнутым.

Под документом ставится подпись и, если есть, печать. Образец уведомления о расторжении договора оказания услуг можно скачать на нашем сайте.

Как правильно прописать в договоре пункт о его прекращении

Граждане часто не обладают достаточной грамотностью, чтобы учесть разницу между расторжением договора и односторонним отказом от исполнения. Невнимательность заказчика к этому пункту соглашения может стоить ему существенных затрат, так как даже через несколько месяцев исполнитель может обратиться в суд для получения оплаты и причитающихся компенсаций за просрочки.

Суды, которые при наличии спорных аспектов в договоре должны стремиться установить фактическую волю сторон, нередко встают на сторону истца, расценивая такие формулировки как указание на дополнительный способ прекращения обязательств.

На практике у исполнителя, особенно если это крупная организация, имеется заранее подготовленный договор оказания услуг, который подписывается большинством заказчиков. Но не стоит лениться его прочесть. Заказчик всегда вправе до подписания потребовать внести корректировки в договор, например вместо пункта о прекращении добавить формулировку: «Стороны вправе отказаться от договора в одностороннем порядке, предупредив…» Это защитит обе стороны от возможных взаимных претензий.

***

Остается сказать, что при составлении договора возмездного оказания услуг нужно быть предельно внимательным к формулировкам, включая аспекты его прекращения. В противном случае вместо незатруднительного отказа от исполнения с небольшой компенсацией стороны могут долго решать возникшие вопросы в суде с привлечением профессиональных юристов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Гладышева И.П., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева.

В статье рассматривается роль юридического отказа как технико-юридического средства в механизме реализации информационной функции государства. Показаны сущность и формы законодательного закрепления исследуемого предмета, дана характеристика его инструментальной ценности для процессов обеспечения информационной безопасности и информационного правопорядка. Обозначены основные проблемные и перспективные направления использования юридического отказа.

Деятельность государства по обеспечению общества и граждан объективной, актуальной, доступной для восприятия информацией образует самостоятельное функциональное направление — информационную функцию <1>. В ст. 29 Конституции России закреплены общепризнанные в мировом сообществе правовые стандарты:

<1> См.: Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 29 — 35; Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право. М., 2003. С. 246 — 250; Нефедов С.И. Государственное управление в информационной сфере как функция современного государства // Вестник алтайской науки. Выпуск 1. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2004. С. 53 — 57; Васенина А.Н. Информационная функция современного Российского государства: Дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007.

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Между тем вопрос о предоставлении гражданину информации или допуска к информационным ресурсам — только одна из сторон осуществления информационной функции. Не менее важной представляется деятельность по отбору и дифференциации информационного материала, по его контролю и ограничению распространения. Важность этого направления трудно переоценить, а его игнорирование грозит обернуться многими системными проблемами государственного управления. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) <2> однозначно фиксирует, что «информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать».

<2> Российская газета. 2000. 28 сентября.

Одним из важнейших средств обеспечения информационной безопасности как отдельных граждан и хозяйствующих субъектов, так и в целом Российского государства выступает институт юридического отказа.

Юридический отказ — самостоятельное, специфическое и одновременно с этим малоисследованное явление современной правовой действительности. Это не только значимое звено понятийного арсенала российской правовой системы, но и весомый элемент правотворческого и правоприменительного процессов, что позволяет сделать вывод об общеправовой природе данного феномена.

Между тем, несмотря на очевидную широту использования в законодательстве и правоприменении, логико-гносеологический статус юридического отказа в отечественном правоведении к настоящему моменту не определен даже в первом приближении. Крупных монографических исследований по данной проблематике в теоретическом правоведении нет, имеются лишь отдельные, частные разработки в отраслевой юриспруденции <3>.

<3> См.: Крюков В.Ф. Отказ прокурора от государственного обвинения: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Воронеж, 1996; Скорилкин Н.М. Добровольный отказ от преступления и его место в системе обстоятельств, освобождающих от уголовной ответственности: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1998; Спасенников И.Г. Уголовно-правовое значение добровольного отказа для предупреждения и пресечения преступлений: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д, 1999; Сергеев Б.М. Процессуальные и организационные вопросы отказа в возбуждении уголовного дела в уголовном процессе России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Челябинск, 2003; Кузнецов В.М. Уголовная ответственность за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004; Землянухин А.В. Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Саратов, 2005; Егорова М.А. Односторонний отказ от исполнения договора по законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006; Сидякин А.Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): Проблемы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2006; Шакирова А.А. Добровольный отказ от преступления соучастников: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Красноярск, 2006.

Юридический отказ в наиболее общем виде означает законодательно либо иным легальным образом зафиксированное волеизъявление (правомочие), имеющее своей целью ограничение порядка и (или) формы реализации субъектами своих либо сторонних прав, обязанностей или полномочий. Подобное ограничение имеет определенные условия (предпосылки), формы осуществления (письменная, устная), субъектный состав (источники отказа и его адресаты), меры обеспечения (гарантии, ответственность).

Отказ подразумевает не только отрицательную реакцию на определенные действия в случае их безальтернативности. Отказ есть закономерный результат выбора, когда из ряда положительных (возможно, и отрицательных) вариантов поведения выбирается наиболее оптимальный и социально (индивидуально) полезный. В таком случае юридический отказ выступает сущностной основой позитивного, целенаправленного функционирования и развития многообразно и постоянно эволюционирующих социальных контактов и связей, в том числе и в информационном пространстве.

Юридический отказ переводит сущность информационной функции государства в практическую плоскость, позволяет государству не только развивать информационные технологии, но и эффективно управлять и регулировать возникающие и многообразно развивающиеся информационные отношения. Следует согласиться с А.Н. Васениной, отмечающей, что «сущность информационной функции заключается в создании и контроле информационного обмена (информационного рынка) внутри общества, определении параметров его внешних взаимодействий. Государство производит информацию и распространяет ее в дозируемых им объемах, что определяется характером соответствующего исторического периода и наличествующей властно-управленческой конъюнктурой» <4>.

<4> Васенина А.Н. Информационная функция современного Российского государства: Дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 33.

Общеизвестно, что государственная деятельность осуществляется посредством целенаправленного воздействия на общественное развитие, функционирование отдельных субъектов. Это воздействие производится с помощью различных методов, благодаря чему происходит индивидуализация связей между участниками информационных отношений. «Государство, — как справедливо подчеркивает И.Л. Бачило, — не инородное тело, а инструментарий, средство выбора адекватных приемов организационной дисциплины общества, как бы мы ни стремились автоматизировать и разрывать его на независимые и автономные структуры, выхватывать личность, отдельного человека из социальной среды и системы взаимных обязанностей, оставляя его наедине с самим собой» <5>. В данном ракурсе юридический отказ носит очевидный инструментально-обеспечительный характер. Так, согласно ст. 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <6> отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

<5> Бачило И.Л. Взаимодействие экономики и государства в условиях информатизации // Административно-правовое регулирование в сфере экологических отношений. М.: Академический правовой университет при ИГиП РАН, 2001. С. 13.
<6> Российская газета. 1992. 8 февраля.

«1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

  1. если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  2. если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;
  3. если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации».

Отказ в предоставлении информации не означает, что данная информация уничтожается или замалчивается. Отказ служит превентивным основанием для принятия более взвешенного решения, учитывающего все сопутствующие аспекты возникшей проблемы не только в субъективном, но и в первую очередь в объективном измерении. Так, согласно ч. 2 ст. 42 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <7>, «если представленные заявителем в запросе о принятии предварительного решения сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган в течение 30 дней со дня получения такого запроса уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации и устанавливает срок для ее предоставления. При непредставлении дополнительной информации в установленный срок запрос о принятии предварительного решения отклоняется.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. С. 2066.

Отклонение запроса о принятии предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом о принятии предварительного решения при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса».

Не влечет за собой отказ и приостановление сбора информации, ее накопление и анализ компетентными органами государственного механизма. Отказ в информации подразумевает ограничение (временное либо содержательное) ее распространения по кругу потребителей с целью недопущения использования информации как средства, наносящего ущерб непосредственно самим потребителям (неумышленное использование), так и инструмента воздействия на других субъектов (умышленная целенаправленность). Например, ст. 40 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <8> зафиксировала следующие основания отказа и отсрочки в предоставлении информации: «Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации».

<8> Российская газета. 1992. 8 февраля.

Государство не только само создает информацию, но и контролирует процесс ее распространения в социуме. Нет нужды специально доказывать, что потеря контроля над этим сегментом социальной инфраструктуры чревата многими следствиями, а в общегосударственном, общенациональном смысле угрожает основам конституционного строя.

Один из каналов обеспечения информационной безопасности — ограничение путем отказа в доступе к полной информации. В ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <9> заложены базовые принципы ограничения доступа к информации:

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (часть I). С. 3448.

«1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  1. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  2. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
  3. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
  4. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации».

Формируемый прежде всего усилиями государства информационный рынок позволяет всесторонне осветить то или иное событие, под различными углами зрения обозначить положительные и отрицательные моменты. Информационный рынок, как и любой иной, подразумевает обмен товарами, их производство и потребление, ценообразование, конкуренцию. Государство оказывает решающее влияние на ряд важнейших стадий информационного товарообмена, определяет круг участников путем допуска либо отказа в таковом.

Одно из весомых предназначений юридического отказа заключается в том, что данный инструментарий позволяет поддерживать и укреплять правопорядок в информационном пространстве. Особая роль данного феномена заключается в обеспечении реализации и защиты определенного разряда прав и свобод гражданина — информационных прав и свобод.

Однако есть здесь и другая сторона — защита и обеспечение нормального, поступательного функционирования органов государства. Главная потребность общества заключается в возможности получения объективной информации об условиях своей жизнедеятельности, о функционировании государства в целом и его составных частей, в том числе в межгосударственном пространстве. Между тем решение данной задачи не должно возводиться в абсолют, ибо в противном случае государственный механизм снизит свою регулятивную ценность, сконцентрировавшись лишь на предоставлении информации по многочисленным запросам граждан. В этом контексте юридический отказ позволяет оградить решение государством насущных социальных проблем от натиска частных (порой откровенно корыстных) обращений и жалоб. Думается, именно на это нацелен ряд правоположений Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступает в силу с 1 января 2010 г. <10>. В частности, ст. 20 Закона устанавливает основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: «1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 7. С. 776.

  1. содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  2. в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
  3. запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
  4. запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
  5. запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
  6. в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией».

Роль юридического отказа в механизме реализации информационной функции определяется и тем, что данный инструментарий позволяет строить государственную деятельность на принципах планируемости и прогнозируемости, выступает залогом предотвращения хаотичности и неконтролируемости развития информационной сферы государства. Данный, без сомнения, институциональный общеправовой элемент позволяет в комплексе учитывать как прогрессивные, но и регрессные тенденции.

Игнорирование всеми участниками информационного обмена механизма юридического отказа при реализации информационной функции приводит ко многим трудноразрешимым социальным проблемам. Государство, обеспечивая единое информационное пространство, добивается поступательного развития и прочности согласия между гражданами, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. При этом своевременная коррекция путем вычленения из обширного информационного потока псевдоистинных, популистских идей и конструкций придает общественному сознанию характер массовой уверенности индивидов в высокой степени качества своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы и принимать верные решения. К сожалению, многие действия, оказавшиеся впоследствии неверными, приведшими к обострению социальной напряженности и снижению доверия к государству (дольщики, финансовые пирамиды), являются следствием избытка рекламной эмоционально окрашенной информации, которой не было отказано в распространении по официальным информационным каналам.

Юридический отказ имеет в качестве конечного результата достижение одной из важнейших целей бытия государственной власти — управление информационной сферой общества. Следует заметить, что не только правомерный отказ в предоставлении информации, но и запрет незаконного отказа в информировании управомоченных на ее получение субъектов позитивно дисциплинирует всех участников информационных отношений.

Запрет незаконного отказа ярко иллюстрирует ч. 1 ст. 287 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <11>, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации: «1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. С. 2954.

Юридический отказ прочно входит в арсенал полномочий практически всех органов государства и должностных лиц, реализующих информационную функцию. Это сущностное направление деятельности всего механизма Российского государства, всей системы государственных органов, наделенных властно-принудительными полномочиями по управлению обществом.

Без сомнения, информационная функция играет роль показателя состояния государственного режима, и это обусловлено в первую очередь принципом гласности и рядом иных демократических свобод. Такая индикация вполне наглядна и понятна каждому субъекту социального общения: чем ниже уровень информационной открытости, взаимозависимости и взаимосогласованности между отдельными компонентами государственного механизма, чем выше авторитарные устремления либо установки одного из звеньев к возвеличиванию собственной роли и значения, тем очевидней общий негативный диагноз для государственного организма. Однако подобную открытость не должны олицетворять вседозволенность и злоупотребления информацией. На пути предотвращения подобной негативной динамики должны функционировать эффективные институты и инструменты, среди которых особо выделяется юридический отказ, оперативно профилактирующие либо ограничивающие хаотичность развития в социальной среде информационных технологических новаций.

У каждого гражданина есть свои права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Однако в течение жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями и людьми, способными в той или иной мере нарушить наши права и интересы. Правовой защитой в нашей стране занимаются юристы, но что же делать, если этот самый специалист нарушил права своего доверителя?

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход. Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру 8 (499) 755-64-00 или напишите нам через форму для обращений.

В данной статье будет подниматься вопрос о том, как расторгнуть договор на оказание юридических услуг, ведь многие люди для защиты своих интересов в суде или же просто для получения консультации, находят юридическую фирму через интернет, связываются с ее представителями, которые предлагают приехать в компанию и обсудить все вопросы лично. В результате таких встреч нередко клиентов наталкивают на заключение сомнительных договоров с последующей оплатой предоставляемых услуг. Как правило, граждане сначала ставят свою роспись, а уже потом читают отзывы о данной компании или же договора, которые были подсунуты правовыми «специалистами». Именно такие ситуации и приводят к желанию клиентов досрочно расторгнуть договор на оказание юридических услуг. Но данные компании будут, мягко говоря, неохотно отказываться от своих пока еще клиентов, предпринимая всевозможные ухищрения для удержания доверителей до конца окончания договорных отношений, чтобы не терять доходы.

Для того, чтобы расторгнуть договор на оказание юридических услуг, нужно заручиться поддержкой настоящего высококвалифицированного юриста, который будет предугадывать каждый следующий шаг мошенника и поможет грамотно аннулировать подписанное соглашение с наименьшими финансовыми потерями. Специалисты компании Юр-Инфо обладают многолетним опытом в решении споров доверителей с юридическими компаниями и имеют сотни выигранных дел в своей профессиональной деятельности. Для связи с ними действует круглосуточная горячая линия, номер телефона которой указан в шапке нашего сайта.

Процедура расторжения договора на оказание юридических услуг

Любой договор представляет собой соглашение двух и более сторон на выполнение определенной деятельности, в нашем случае сторонами являются доверитель и юрист какой-либо компании. Многие организации прописывают в подобных документах дополнительные условия, которые затрудняют одностороннее расторжение договора на оказание юридических услуг . Делается это с целью удержания своей клиентской базы. Если у вас есть серьезная причина для аннулирования соглашения или же после заключения договора вы перестали нуждаться в оказании помощи юриста, рекомендуется действовать следующим образом:

  • На юридический адрес организации направляется претензия с просьбой расторгнуть договор на оказание юридических услуг . Прошение следует оформить грамотно и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении сотруднику компании. Данная претензия будет являться доказательством в судебном разбирательстве, если таковое состоится, мирного урегулирования спорта между сторонами.
  • После получения вашего письма, сотрудники юридической компании обязаны составить соглашение об аннулировании договорных отношений между организацией и доверителем. При этом, вам придется оплатить те услуги, которые сотрудники уже успели вам оказать.
  • Если от юридической компании не последовало никакой реакции, и вам не пришел ответ в течение 30 дней после направления им претензии, вы имеете полное право на подачу искового заявления в суд с целью одностороннего расторжения договора на оказание юридических услуг . После рассмотрения всех материалов дела, суд вынесет решение об аннулировании подписанных договоренностей, обязав юридическую компанию вернуть вам выплаченные денежные средства, а вам в свою очередь оплатить уже предоставленные специалистами услуги.

Основания для одностороннего расторжения договора на оказание юридических услуг

Прекратить действие любых договорных обязательств можно двумя путями: по обоюдному соглашению сторон и в результате вынесения судебного решения.

Если рассматривать первый вариант, то расторгнуть договор на оказание юридических услуг возможно в любой момент по просьбе доверителя и согласия сотрудника компании, при этом необходимо провести данную процедуру, не нарушив права юридической фирмы.

В том случае, если противоположная сторона конфликта не желает аннулировать договоренности и продолжает без вашего на то согласия предоставлять уже не нужные услуги, следует обратиться в суд для защиты собственных прав и интересов. Одностороннее расторжение договора на оказание юридических услуг при помощи судебной инстанции будет возможным лишь при нарушении юридической компанией условий договора. В качестве оснований для прекращения сделки на предоставление услуг, суд примет во внимание следующие нарушения:

  • Отсутствие выполнения обязательств, прописанных в официальном договоре, которые взяла на себя юридическая фирма.
  • Отсутствие предоставленных услуг в сроки, обговоренные в подписанном договоре.
  • Низкое качество услуг, которые предоставляет по договору юридическая компания.

В суде необходимо не только указать причину одностороннего расторжения договора на оказание юридических услуг , но еще и представить доказательства того, что данный фактор действительно существует.

Можно ли вернуть деньги, если нет причин для расторжения договора на оказание юридических услуг

Случаются ситуации, при которых гражданин, подписавший договор на оказание услуг, перестает нуждаться в их получении. Причиной могут быть личные обстоятельства, а также просто исчезновение той проблемы, для решения которой нужна была юридическая помощь. Вернуть деньги, если нет причин для расторжения договора на оказание юридических услуг – возможно, однако доверителю необходимо будет оплатить компании те услуги, которые уже были предоставлены до желания аннулировать договорные обязательства.

Юридическая помощь при расторжении договора на оказание юридических услуг

Прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста в решение данных конфликтов – рекомендуется, прежде всего, для защиты собственных потребительских прав. Юристы компании Юр-Инфо предоставляют своим доверителям бесплатную первичную консультацию в любое время суток. Чтобы связаться со специалистом, достаточно позвонить по номеру горячей линии или оставить заявку на обратный звонок юриста.

Знание законодательной базы необходимо для выхода из конфликта, второй стороной которого является юридическая компания. Наши специалисты не только ответят на все интересующие вас вопросы, но также подскажут план дальнейших действий для возврата собственных финансов и аннулирования подписанного договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *