Как привлечь к ответственности управляющую компанию?

С 1 мая отменена статья 7.23.1 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за нарушение Стандарта раскрытия информации. Означает ли это необязательность Стандарта для всех управляющих компаний?

Отвечаем. Нет, Стандарт раскрытия информации обязателен для всех организаций осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами. Но речь идет только о тех организациях, которые работают на основании лицензии.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом, является одним из лицензионных требований, согласно ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ. А проверка соответствия лицензионным требованиям производится в ходе лицензионного контроля.

Исходя из положений ст. 19 «Закона о лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ целью лицензионного контроля является проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям. Частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса РФ установлено: должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.

Этими же полномочиями обладают и лицензионные комиссии.

Проверку на соответствие лицензионным требованиям, органы жилищного надзора проводят без согласования прокуратуры. Делают они это как в плановом порядке, так и вне плана при получении сведений о нарушении лицензионных требований, например заявления одного из собственников или даже третьих лиц.

Установив, что управляющей компанией нарушен Стандарт раскрытия информации или другие лицензионные требования, и виной тому действия или бездействие должностных лиц компании, орган жилищного контроля возбуждает дело об административном правонарушении, а также выписывает предписание о устранении нарушения лицензионных требований и устанавливает срок для его выполнения.

За нарушение лицензионных требований установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ:

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

А должностное лицо, допустившее нарушение, признается виновным по статье 2.2 или 2.4 КоАП РФ, в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения.

За неисполнение законного предписания в установленный срок следует ответственность по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ:

24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В случае систематического неисполнения предписаний, орган жилищного надзора обращается в суд, для аннулирования лицензии.

Как видим, наказать управляющую компанию за нарушение Стандарта раскрытия информации можно весьма серьезно.

Однако, отмена статьи 7.23.1 КоАП, коснулась и тех организаций, которые управляют многоквартирными домами без лицензий. Это товарищества собственников жилья (ТСЖ или ТСН) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).

В этом случае, на них не действуют лицензионные требования, а значит и отсутствует ответственность за нарушение требований Стандарта раскрытия информации.

Чтобы прекратить нарушение Стандарта раскрытия информации ТСЖ или ЖСК необходимо написать заявление в органы прокуратуры об имеющихся нарушениях действующего законодательства. Органы прокуратуры проведут проверку и выпишут предписание о устранении найденных нарушений. В случае неисполнения предписания ТСЖ или ЖСК получит штраф согласно все той же части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.

Юридическое лицо, осуществляющее управление, эксплуатацию, техническое и санитарное обеспечение многоквартирного дома, при этом, заключив с собственниками квартир определенный договор, называется управляющей компанией.

Оплата услуг ЖКХ является одними из обязательных расходов граждан РФ. Все счета назначаются сообразно тарифам за предоставление конкретного типа услуг и выполнение всех обязательств управляющей компанией, согласно договору с собственниками квартир.

Какие обязательства должна выполнять управляющая компания

Когда вы оплачиваете услуги ЖКХ, то необходимо понимать, на какие расходы идут ваши денежные средства и какие обязанности возлагаются при этом на управляющую организацию.

Итак, обязательства УК разделяют на 2 типа:

  1. проведение определенных мероприятий, которые связаны с ремонтом и эксплуатацией многоквартирного дома:
  • обеспечение такого внешнего состояния вашего дома, которое будет пригодным для безопасного проживания в нем;
  • немедленное устранение неисправностей, которые возникают при эксплуатации многоквартирного дома;
  • осуществление необходимых мероприятий, для подготовки дома к отопительному сезону;
  • выполнение комплекса мер, которые направлены на обеспечение противопожарной безопасности;
  • систематическая проверка эксплуатации общедомовыми счетчиками и содержание другого технического оборудования в исправном состоянии;
  • осуществление регулярной чистки подъездов, вывоза отходов из мусорных баков и уборки территории, прилежащей вашему дому;
  • осуществлять меры, направленные на экономию потребляемой энергии.
  • оказание организационных и административных услуг
    • осуществление сбора денежных средств за услуги ЖКХ и обеспечение их передачи поставщикам;
    • обеспечение ежегодных собраний жильцов дома для того, чтобы представлять отчеты о проделанной работе;
    • обеспечение мер, направленных на выявление неправомерного использования энергоресурсов;
    • обеспечение сохранности всей технической документации, а так же ведение учета жильцов.
    • предоставление информации о стоимости всех проводимых работ по содержанию имущества, находящегося в общем пользовании, в надлежащем состоянии;
    • предоставление информации о капремонте вашего дома, а также о его стоимости.

    Неоднократно встречались ситуации, когда граждане замечали то, что управляющая компания не выполняет свои обязанности или весьма халатно к ним относится. В таких случаях, вы имеете полное право не только требовать снижения оплаты услуг, но и оставлять жалобы на УК, или же подавать иски в суд.

    Как привлечь к ответственности управляющую компанию

    Согласно статье 7.23.3 КоАП РФ, в случае выявления факта невыполнения своих договоренностей, или недобросовестного выполнения обязательств управляющей компанией, у вас есть право на обращение в соответствующий орган для составления жалобы и требования привлечь УК к административной ответственности. Для этого вам следует составить заявление в такие органы, как прокуратура, Госжилинспекция или Роспотребнадзор. В обращении необходимо перечислить все нарушения УК, заверив их документальными доказательствами. После получения такой жалобы, надзорные органы обязаны провести проверку, и в случае обнаружения нарушений, привлечь управляющую компанию к административной ответственности, обязав ее выплатить штраф.

    Ответственности за нарушение обязательств управляющей компанией

    Привлечь управляющую компанию к ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований можно в том случае, если в вашем доме не производится периодический вывоз мусора и уборка подъезда, подвальные помещения находятся в плохом состоянии, было замечено наличие крыс или блох, из вашего крана течет ржавая вода, либо иные доказательства. Для того чтобы зафиксировать данные нарушения, немедленно вызывайте Санэпидемстанцию или орган Роспотребнадзора, которые должны составить акт. В случае подтверждения нарушений, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности и выплате штрафа на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.

    Еще одно веское основание на привлечение управляющей компании к административной ответственности – это постоянные нарушения в предоставление жильцам горячей или холодной воды, отключение газа и электроэнергии, перебои с отоплением. В этом случае управляющей компании может быть назначен штраф в размере 500 – 1000 рублей.

    Если обнаруживается факт того, что общедомовое имущество находится в неподобающем и неисправном состоянии, то штраф составляет до 50 тысяч рублей, а при невыполнении требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь собственников квартир, управляющая компания может быть оштрафована на сумму до 200 тысяч рублей.

    В том случае, если УК отказывается вам предоставлять информацию о финансовой или о хозяйственной деятельности за прошедший год, не информирует о своих дальнейших планах по ремонту вашего дома, или же не показывает отчеты о собраниях жильцов, то штрафы за данные нарушения устанавливаются от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц, и от 250 до 300 тысяч рублей для юридических лиц.

    Кроме всего вышеперечисленного, привлечь к административной ответственности управляющую компанию можно в случае не устранения свои нарушения, которые были выявлены надзорными органами, например, прокуратурой, жилищной или пожарной инспекциями. Последствиями будет привлечение к административной ответственности и обязательству по выплате штрафа на сумму до 300 тысяч рублей.

    Если управляющая компания ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, либо бездействует, то ее можно привлечь к административной ответственности. Для этого надо обратиться с жалобой в жилищную инспекцию или в прокуратуру. Жалоба составляется в свободной форме. Главное — указать, в чем заключается правонарушение со стороны компании. По любой жалобе, которая не является анонимной должна быть проведена проверка.

    О размерах штрафов

    За нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц- от 40 000 до 50 000 рублей.

    ***

    За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами управляющей компании придется заплатить штраф — от 5 000 до 10 000 рублей.

    ***

    В случае воспрепятствования деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК, или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам грозит штраф для граждан в размере от 2000 до 5000 рублей, на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

    ***

    За нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами законодатель установил наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц- от 150 000 до 250 000 рублей.

    ***

    Как видите, штрафы достаточно внушительные и управляющие компании понесут существенные убытки если нарушения будут выявлены. Более того, при неоднократном привлечении к административной ответственности управляющие компании могут лишиться лицензии. А без лицензии эту деятельность осуществлять запрещено!

    В соответствии с ч. 5 ст. 198 ЖК РФ

    В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

    Так что если вы недовольны качеством предоставляемых услуг — жалуйтесь по каждому случаю в жилищную инспекцию, просите провести проверку. Таким образом непорядочные управляющие компании уйдут с рынка, а остальные будут стараться выполнять свои обязанности надлежащим образом, так как деятельность по управлению многоквартирными домами очень прибыльна.

    «Казнить УК, нельзя помиловать»

    В последние годы с подачи чиновников и СМИ в народе стало привычным винить во всех проблемах и бедах ЖКХ управляющие компании. Например, проблемы с качеством коммунальных ресурсов – виновата УК, а не ресурсоснабжающая организация, которая берёт 100% предоплату за свои услуги с УК и при этом за эти услуги де-юре и де-факто не отвечает ни перед жителями, ни перед самой УК (попробую поспорить с монополистом-ресурсником).

    Или, пример, дом в плохом техническом состоянии, капитальный ремонт не проводился лет 50 – опять-таки виновата УК, а не государство, которое не выполнило своё обязательство по недоремонту (ст.16 закона о приватизации), которое собирало с населения деньги в фонд капремонта, лопнувшего во времена перестройки, и которое сейчас обсуждает внесение поправки в Жилищный кодекс РФ об аналогичной схеме сбора средств на капремонт в общий «государственный котёл».

    Или, например, по дому большая задолженность за ЖКУ, подъезды и лифты изрисованы и замусорены – виновата снова одна УК, а не отсутствие у жителей коммунальной культуры и ответственности за своевременную оплату полученных услуг (пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки никого не пугает) . И, к сожалению, в сюжетах СМИ, в которых, например, один собственник из-за плохого содержания своей квартиры или несанкционированного ремонта (перепланировки) залил, повредил общее имущество или имущество своих соседей, делаются выводы о том, что и здесь виновата УК. И это никого не удивляет, даже работников самих УК.

    Чтобы не было таких перекосов, всем участникам сферы управления МКД необходимо видеть реальную картину зоны ответственности УК по законодательству и практике управления МКД.

    Аналогичная ответственность распространяются также на ТСЖ, самостоятельно осуществляющие управление жилыми домами.

    Зона ответственности УК/ТСЖ по закону

    Существует море правовых актов в сфере управления МКД. И, как известно, не знание закона, не освобождает от ответственности за его неисполнение. Но как УК/ТСЖ и жителям не утонуть в море законов и нормативов по управлению жилыми домами? Пока выходит, что никак. Для сравнения, законов, регламентирующих эксплуатацию нежилых зданий (например, торгового центра) раз-два и обчёлся, а вот по жилым домам к этим нормативно-правовым актам добавляются специальные федеральные правовые акты. И это не считая нормативов, утверждённых органами исполнительной власти или местного самоуправления.

    Правовые основы управления коммерческой недвижимости.

    от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

    от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

    от 30.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    от 23.11.2009 № 261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

    Жилищный кодекс РФ(ст.10, ст.165)

    14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответсвенностью»

    129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    315 ФЗ «О саморегулируемых организациях»

    Жилищный кодекс РФ(ст.25-29, ст.153, п.14 ст.161)

    214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве МКД и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

    Постановление РФ № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД»

    Постановление РФ № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммуальных услуг»

    Постановление РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (с 01.09.12г.)

    Постановление РФ № 266 «Об утверждении формы заявления о перепланировке (переустроистве) жилого помещения …»

    Приказ Минрегиона РФ № 45 «Об утверждении положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации МКД»

    Приказ Минрегиона РФ № 14314 «О сроках возникновения обязанности приступить к управлению МКД»

    Жилищный кодекс РФ (разделы №№ 7,8)

    384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

    123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

    52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффекстивности»

    Постановление РФ № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера оплавты за содержание и ремонт жилого помещения…»

    Постановление РФ № 782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов»

    Постановление Госстроя № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»

    Приказ Минрегиона РФ № 161 «Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности МКД и требований к указателю класса энергетической эффективности МКД, размезаемого на фасаде МКД»

    Жилищный кодекс РФ (ст.30-48, разделы №№ 6,7,8)

    152-ФЗ «О персональных данных»

    Постановление РФ № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»

    Постановление РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД»

    Постановление РФ № 1077 «О федеральных стандартах оплаты жилого помешения и коммунальных услуг на 2012-2014 гг.»

    Приказ Минрегиона РФ № 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению»

    Приказ Минрегиона РФ № 591 «Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами путем ее опубликования в сети интернет»

    Правовые основы создания и деятельности управлящей компании (НПА — федеральная нормативно-правовая база)
    НПА по созданию УК НПА при приеме УК МКД НПА по управлению и эксплуатации МКД НПА при работе с жителями

    В июне прошлого года замаячила надежда на то, что появится «спасательный круг» в виде «состава минимального перечня необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ» (п.1² ст.161 ЖК РФ). Законодатель пообещал отдельным постановлением Правительства РФ выпустить обязательный стандарт по содержанию жилых домов, т.е. и жители и УК и контролирующие органы имели ли бы одну единую обязательную программу минимума услуг и работ. И было бы логичным считать этот минимум входящим в минимальную нормативную (муниципальную) ставку содержания и ремонта жилого помещения за 1 кв.м. в месяц. И соответственно при увеличении периодичности или при включении в перечень дополнительной услуги, что особенно актуально для новостроек и жилых домов повышенной комфортности (бизнес-класса), происходило бы обоснованное увеличение ставки техобслуживания. Хотите, чтобы мыли в 2 раза чаще – пожалуйста, но и стоить это будет дороже и т.п. Но, к сожалению, проект постановления Правительства РФ по обязательному стандарту, эту задачу не решает (см. проект на сайте Минрегиона РФ ).

    Во-первых, в данном минимальном перечне отсутствует минимальная периодичность работ и услуг (что как раз и является камнем преткновения между УК, жителями и жилинспекцией). Например, уборка контейнерных площадок, мытьё лестниц или выкашивание газонов есть, а с какой минимальной периодичностью убирать, мыть или выкашивать за сезон – не понятно.

    Во-вторых, в перечне отсутствуют обязательные работы и услуги по содержанию общего имущества МКД. Например, нет работ и услуг по содержанию общедомовых приборов учёта и мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности (система АСКУЭ и пр.). Законодатель просто заменил старое 170 постановление Госстроя РФ по правилам и нормам эксплуатации МКД новым перечнем, не включив в него все действующие обязательные работы и услуги. И напротив, остались спорные и устаревшие работы: «определение температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов» или «устранение неисправностей печей и кухонных очагов», которые скорее всего не являются общим имуществом.

    Также Минрегион РФ подготовил проект постановления Правительства РФ «Об утверждении стандартов и правил деятельности по управлению МКД». Согласно указанному проекту каждая УК или ТСЖ обязаны подготовить стандарт своей работы по управлению домами в целом и отдельный стандарт управления по каждому МКД отдельно. Стандарты должны включать в себя след. разделы:

    • Стандарт 1. Цели и действия по управлению МКД
    • Стандарт 2. Формирование и утверждение перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД
    • Стандарт 3. Ведение технической документации на МКД
    • Стандарт 4. Осуществление контроля за управлением, содержанием и ремонтом общего имущества МКД
    • Стандарт 5. Санитарное содержание МКД
    • Стандарт 6. Осуществление расчетов за коммунальные ресурсы
    • Стандарт 7. Информирование потребителей о начале осуществления деятельности по управлению МКД
    • Стандарт 8. Прекращение обязательств при изменении способа управления МКД и прекращении договорных отношений при осуществлении деятельности по управлению МКД

    И снова получается, что законодатель не даёт готовые стандарты работы, а предлагает самой УК их разработать. С одной стороны, это плюс – есть простор для выбора методов и способов работы, для реализации индивидуального подхода при работе с каждым жилым объектом недвижимости, но с другой стороны минус размытости и толкования зоны ответственности УК/ТСЖ сохраняется.

    Штрафные санкции к УК, ТСЖ

    Государственному жилищному надзору за УК/ТСЖ посвящена ст.20 Жилищного кодекса РФ. Согласно данной статье надзор осуществляется жилищными инспекторами посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Предметом проверки является соблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

    Штрафные санкции по УК/ТСЖ (их размер и порядок применения) по результатам проверок регламентируются КоАП РФ. Санкции к должностным лицам УК/ТСЖ и к юридическому лицу приведены в таблице:

    Штрафные санкции УК/ТСЖ по КоАП РФ.
    Направление работы УК, ТСЖ статья КоАП Формулировка нарушения Размер штрафа Другие санкции
    расчёты УК, ТСЖ с населением за ЖКУ п.1 ст. 14.6 завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц штраф в двукратном размере излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года
    энергосбережение МКД (энергоэффективность) п.4 ст.9.16 несоблюдение лицами, ответственными за содержание МКД, требований энергетической эффективности, предъявляемых к МКД домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в МКД штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
    энергосбережение МКД (информирование) п.5 ст.9.16 несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в МКД штраф на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
    раскрытие информации УК, ТСЖ ст.7.23.1 нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. на юридических лиц от 250 000 до 300 000 руб. за аналогичное административное правонарушение (рецидив) влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
    правила содержания и ремонта жилых домов ст.7.22 нарушение лицами, ответственными за содержание МКД и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта МКД и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка МКД и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника) штраф на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
    санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации ст.6.4 Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб.; на юридических лиц — от 10 000 до 25 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    экологические требования ст.8.1 Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов штраф на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.
    нормативы коммунальных услуг в МКД ст.7.23 нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб.; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
    передача УК, ТСЖ технической документации МКД ст.7.23.2 (проект о внесении) нарушение требований законодательства о передаче технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким МКД документов штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб. за аналогичное административное правонарушение (рецидив) влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

    Данные санкции целесообразно пересмотреть, т.к. штраф за нарушение нормативов предоставления коммунальных услуг обойдутся УК не более, чем в 10 тыс.руб., а правил содержания не более 50 тыс.руб., в то время как не влияющие на безопасность, безаварийность и комфортность проживания нарушения: такие как информирование УК жителей по вопросам энергосбережения и по раскрытию деятельности – 30 и 300 тыс.рублей соответственно. Понятно, что энергоэффективность и стандарт раскрытия информации – это новые правила и на них жилищными инспекторами делается акцент, но не стоит забывать о главном: о пожарной безопасности, подготовке к отопительному сезону и пр. В качестве примера приведены цели проверок Мосжилинспекцией УК в текущем году, на сайте которой есть как отчёты, так и годовые планы проверок.

    Цели проведения проверок Мосжилинспекцией УК по плану на 2012 год.

    • Контроль за соблюдением нормативов при производстве работ по переустройству помещений.
    • Проверка эксплуатационного состояния газового хозяйства в жилых домах.
    • Контроль за технической эксплуатацией жилых зданий в соответствии с Нормативами Москвы по эксплуатации жилищного фонда.
    • Контроль за качеством подготовки жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период. Проверка качества предоставления коммунальных услуг и поставки коммунальных ресурсов. Проверка качества эксплуатации систем тепловодо- и электроснабжения. Осуществление контроля за соблюдением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности
    • Осуществление контроля за соблюдением порядка проведения организационных мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию особых объектов.
    • Соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности зданий. Улучшение обслуживания населения района по вопросам выполнения заявочного ремонта по техническому и аварийному обслуживанию жилищного фонда.
    • Контроль за соблюдением нормативов при производстве работ по переустройству помещений.
    • Улучшение обслуживания населения района по вопросам выполнения заявочного ремонта по техническому и аварийному обслуживанию жилищного фонда.
    • Проверка эксплуатационного состояния газового хозяйства в жилых домах.

    Но если с проверками и санкциями в сфере управления МКД в России государство справляется прекрасно, то грамотный подход к внедрению новых законов и инноваций пока не выходит. Например, у нас пытаются реализовать опыт Германии по энергоэффективности домов, альтернативным источникам энергии. Но один метод кнута (штрафов) здесь не поможет, т.к. у УК, ТСЖ и населения нет экономической мотивации. В Германии законодатель ввёл условия, согласно которым энергия у ресурсоснабжающих организаций стоит дешевле, чем энергия, которую вырабатывают дома с альтернативными источниками энергии. И жители домов на этом зарабатывают: по одному прибору учёта из сети берут дешевую энергию, а по другому в сеть продают свою по более высокому тарифу. Отсюда и окупаемость установок чистой энергии, и дополнительный доход на содержание дома. И как результат – города, в которых до 80% потребляемой энергии от альтернативных источников.

    Как вывод: при выпуске нового нормативного акта лучше думать не о том, в каком размере штрафовать УК и ТСЖ, а о том, как создать условия, при которых применять правовые нормы будет выгодно и полезно.

    И что же делать УК и ТСЖ, на которых давят со всех сторон? Продолжать работать. Ведь, несмотря на сложившийся у населения стереотип УК как врага, а не партнёра, нельзя опускать руки и забывать, что это наш заказчик и от нас зависит какие отношения с ним выстроить. А что касается государственной и законодательной политики, СМИ – остаётся руководствоваться принципом: «все, что УК не убивает – делаёт её сильнее и профессиональнее».

    Автор надеется, что эту статью увидят не только специалисты УК и ТСЖ (они и так в теме), но и жители, и чиновники ЖКХ. Ведь если не остановить слепую борьбу с УК/ТСЖ, то мы не получим рынок профессиональных и честных обслуживающих компаний нового формата, потому что при всём желании «таким» УК в «таких» условиях работать и развиваться будет трудно. Поэтому для нас же жителей лучше, чтобы было «Казнить УК нельзя, помиловать».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *