Как проверить ЖКХ?

Коммунальные платежи – это сфера, в которой много возможностей для обмана. Наиболее частые способы обмана на деньги собственников жилья и как с этим бороться рассмотрим в данной теме.

Содержание

Приписки и завышение стоимости

Увеличение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг, наверное, самый часто встречающийся вид обмана. Завышение величины расценок является сложно доказуемым мошенничеством, поскольку завышенную стоимость можно обосновано пояснить, например, более высокими накладными расходами.

Прибыльным для недобросовестных управляющих компаний является распределение средств, которые были выделены для проведения капитального ремонта. На практике материалы при этом используются недорогие и часто некачественные, работы выполняют нелегальные мигранты, часть сметных объемов может быть не выполнена вообще. Но документально все будет оформлено очень дорого, так как УК заключит договор с подрядчиком, в договор внесут завышенные суммы, а далее подпишут фиктивные акты выполненных работ.

Неисполнение работ

Это затрагивает текущее содержание жилья, то есть действия, направленные на поддержание рабочего состояния оборудования, коммуникаций, строительных конструкций, а также уборка снега, вывоз мусора и т. п. Платеж за данную услугу определяется годовым планом работ, который распределен по месяцам и составляет, в зависимости от региона, от 1000 руб. в месяц и выше.

Экономия даже 100 руб. с одной квартиры позволит получить хороший доход даже с одного дома, а когда обслуживаемых домов у управляющей компании десятки, то доход только по одной услуге может превышать 100 000 и более рублей ежемесячно.

Доказать приведенную схему достаточно сложно, так как все работы будут подкрепляться актами выполненных работ, то есть документально законность будет соблюдена.

Разница между счетчиком и нормативом

Популярным видом обмана является и завышение тепловых расходов. Во многих многоквартирных домах уже установлены общедомовые счетчики тепла, но не все жильцы могут быть осведомлены об этом. В таких случаях управляющая компания может выставить собственникам оплату за тепло по нормативу за квадратный метр жилья. Также могут поступать и в отношении холодной и горячей воды или природного газа. Сами управляющие компании рассчитываются с поставщиками как раз по показаниям счетчиков, которые будут ниже.

Деньги в оборот и аренда

Руководство управляющей компании в некоторых случаях может инвестировать полученную от жильцов оплату на короткий период под процент. Также сдача в аренду под магазины, склады чердаков, подвалов и иных нежилых помещений приносит хорошую прибыль многим управляющим компаниям. Перечисленные помещения являются общедомовым имуществом, и арендная плата должна идти на нужды дома. Это же касается рекламных щитов и баннеров, которые размещаются на стенах домов.

Как проверить начисленные суммы и куда жаловаться

Проверить цифры в платежке можно на сайте fas.gov.ru, который открыла Федеральная служба РФ по тарифам. Можете в любой поисковой системе напечатать: ФАС России Калькулятор ЖКХ – и сразу выйдет ссылка на него. На сайте можно узнать стоимость нормативов и тарифов на коммунальные услуги для всех российских регионов и рассчитать суммы, которые вы должны ежемесячно платить за воду, свет, газ и тепло. Если данные, которые выдаст вам «Калькулятор ЖКХ», будут значительно отличаться от указанных в платежке, то это повод начать разбираться в ситуации и принимать меры.

В случае, если вы обнаружили в платежке дополнительные пункты оплаты и завышенные тарифы, то начните с письменного обращения в управляющую компанию с требованием обосновать такие расходы. Будет лучше, если несколько собственников обратятся коллективно. В зависимости от ответа можно будет определить дальнейший план действий. В ситуациях, когда в квитанции появляются дублирующие услуги, вы вправе требовать перерасчет. В случае нарушений полезно будет обратиться с жалобами в жилищную инспекцию и прокуратуру.

Вывод

Тарифы на коммунальные услуги постоянно увеличиваются, и мошенничество управляющих компаний все более развивается. Мошеннических схем очень много, поэтому перечислить все практически невозможно.

Если ваша управляющая компания действует не в интересах собственников жилья, то это повод задуматься о том, чтобы сменить ее. Но перед тем как определить новую компанию для обслуживания дома, обязательно изучите отзывы о ее работе, чтобы вновь не выбрать недобросовестную управляющую компанию.

Собственники квартир имеют полное право в соответствии с Жилищным Кодексом проверить деятельность управляющей организации ЖКХ и получить отчет о расходовании получаемых от них денежных средств. Существует простой алгоритм проверки работы таких организаций, применение которого поможет вывести их «на чистую воду».

Первый этап

Начинать следует с детального изучения тарифов, которые указаны в квитанции на квартплату, проверить правильность и обоснованность их начисления. Для этого надо потребовать от УК документы, содержащие перечень и размер обязательных платежей. Отказать в предоставлении таких документов управляющие организации не имеют право. При этом запрос должен быть составлен в письменном виде, и зарегистрирован в качестве входящего письма в управляющей компании. Самый простой способ – занести требование в УК и передать секретарю. При этом с собой нужно иметь копию заявления, на которой секретарь и поставит тот самый входящий номер.

Второй этап

Запросить в УК не только отчет о произведенных работах, но и приложения к нему, потому как, чаще всего, именно в них детально расписаны статьи расходов и потраченные суммы. Целесообразно будет получить от УК смету предстоящих расходов на очередной год, чтобы обсудить эти будущие затраты на ближайшем собрании собственников, и при необходимости внести коррективы. Получение отчета жильцами возможно разными способами: выдача каждому на руки в бумажной форме, размещение на доске объявлений или через интернет-ресурс.

Также не лишним будет затребовать акты выполненных работ, документы по найму сотрудников, обслуживающих конкретный дом, и платежные поручения.

Третий этап

Анализ всех полученных документов. В любом доме среди жильцов найдутся специалисты с экономическим и юридическим образованием. И будет замечательно, если удастся привлечь их к рассмотрению документации УК. Необходимо вспомнить и сопоставить все работы, которые были фактически произведены в отчетный период, и те, которые указаны в бумагах УК. Например, стоит проверить ежедневный расход воды для мытья подъезда, очень часто оказывается, что коммунальщики используют тысячи литров для дома с одним подъездом в пять этажей. Другой пример: в актах указаны существенные суммы на ремонт дверей, окон и закупку механизмов для них (шпингалетов, ручек, петель), а на деле, эти работы либо вообще не осуществлялись, либо далеко не в том объеме, что указаны в отчете УК. Это также касается и текущего ремонта кровли, подвальных помещений, подъезда, обслуживания лифта, который постоянно ломается и подолгу не работает, а жильцы продолжают платить за него, как за комфортный работающий подъемник.

Четвертый этап

Если после проведения анализа выясняются грубые нарушения со стороны УК, то собственники жилья должны, в первую очередь, обратиться с претензией на действия УК в Государственную Жилищную Инспекцию и Роспотребнадзор. Эти органы проводят проверку поданных жалоб, и в случае их подтверждения, имеют право применить санкции по отношению недобросовестным управляющим организациям. Также суд и прокуратура обязаны помогать собственникам жилья отстаивать свои права на получение коммунальных услуг за разумные деньги.

Способы «призвать к ответу» УК сегодня есть, но, к сожалению, далеко не в каждом доме найдется инициативная группа граждан, готовых потратить свое время на сбор и анализ информации о деятельности УК, а значит, деньги жильцов будут продолжать уплывать в неизвестном направлении.

Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1 — 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статья 8 ЖК РФ закрепляет приоритет норм ЖК РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги. Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва, Вадковский пер., д.18, стр.5и7) от 14.11.2012г, за № 01/12810-12-32 определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц (управляющих организаций), установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 — 6 статьи 20 ЖК РФ). На основании части 4 статьи 20 ЖК РФ, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 ЖК РФ) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 ЖК РФ, и к каковым в настоящее время относятся:

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»,Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Все перечисленные нормативные правовые акты изданы на основании и во исполнение ЖК РФ, что с учетом положений частей 2 и 4 статьи 5 ЖК РФ объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 ЖК РФ); управления многоквартирными домами (пункт 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ); предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ).

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Также следует иметь в виду, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в 2012 — 2014 годах в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857, которыми среди прочего были утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 — 2014 годах. В любом случае оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.

По вопросам, связанным с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, дополнительно поясняем следующее. Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений статьи 157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон 210-ФЗ).

При этом пункт 2 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусматривает, что федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, каковым является Федеральная служба по тарифам (http://www.fstrf.ru).

Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются положения части 3 статьи 3.1 Закона N 210-ФЗ, согласно которым «региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе».

Одновременно сообщаем, что по согласованию с Федеральной службой по тарифам утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Правилами рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платёжный документ, не содержащий расчёт размера платы по каждому виду услуг. Тем самым, потребителю дано право рассчитать и внести расчётные суммы (на основании полученных от исполнителей сведений) в платёжный документ или обратиться в Главное контрольное управление города Москвы (Главконтроль) по адресу: улица Новый Арбат, дом 36/9, Москва, 121099 для проверки правильности применения тарифов на коммунальные услуги исполнителем.

Организация, контролирующая правильность начисления коммунальных платежей

Основной организацией, которая контролирует полный спектр всех жилищных правоотношений является жилищная инспекция.

Она имеет право:

  1. Проверить правильность начисления коммунальных платежей.
  2. Наказать виновных лиц за неправильное начисление.
  3. Подать в суд ходатайство о ликвидации управляющей организации и др.

Разумеется, что и сама управляющая компания (далее сокращенно можем называть ее — УК) должна четко и правильно осуществлять свою деятельность по начислению платежей для жителей многоквартирного дома. В случае необоснованного завышения тарифов, управляющая компания может быть подвергнута штрафным санкциям.

Еще одним органом контроля можно признать ФАС – федеральная антимонопольная служба. Она занимается регулированием рынка товаров и услуг и недопущением установления какой либо УК на рынке.

Способы выполнения сверки коммунальных платежей

Для удобства жильцов в вопросах проверки состояния баланса и получения информации по своему лицевому счёту единая база установлена во многих госструктурах. Поэтому сделать проверку задолженности или наличия переплаты можно следующими доступными способами:

  • при посещении бухгалтерии коммунального учреждения. При этом следует понимать, что каждая организация сможет произвести сверку только по своей услуге. То есть квартплата сверяется в ЖЭКе, а начисления по свету у энергетиков. Нюансом в этом вопросе может быть наличие полномочий в УК по работе с отдельными коммунальными платежами, о наличии таких прав можно узнать непосредственно в УК;
  • через официальные сайты коммунальщиков онлайн. Такой сервис существует во многих организациях. Как правило, эта функция работает в разделе «Личный кабинет». Каждый потребитель может пройти регистрацию на сайте и затем вести учёт своих платежей и правильности начислений;
  • также онлайн сервисами по проверке платежей оснащены многие ведущие банки страны. В случае наличия такой функции на официальном сайте финучреждения, гражданину остаётся только зарегистрироваться в специальном разделе портала – Интернет банкинге, и осуществлять необходимые операции без посещения коммунальных контор;
  • многие населённые пункты оборудованы МФЦ. Обычно расположены эти МФЦ в здании исполкомов МО. Это направлено для обеспечения максимальных удобств для граждан. Центры наделены информацией о состоянии лицевых счетов всех организаций оказывающих услуги ЖКХ. Удобство сверки в МФЦ состоит в отсутствии очередей и быстроте обслуживания;
  • осуществить сверку возможно и в почтовых отделениях, наделённых такими функциями. Неудобство при выборе этого способа заключается в постоянном наличии очередей, что не даёт возможность получения интересующей информации в полном объёме.

Как узнать, где проверить, правильно ли начислена квартплата, на что обращать внимание

Разумеется, что не все УК добросовестно подходят к исполнению своих обязанностей. Поэтому гражданин должен периодически проверять правильность начисления квартплаты за ЖКХ услуги.

Первое, что должен сделать потребитель, это проверить саму квитанцию, так как в ней все расписано. Показания, указанные в квитанции, необходимо сверить с показаниями приборов учета, находящихся в подъезде многоквартирного дома или же непосредственно в квартире. Не всегда там указаны достоверные показания.

Установить самостоятельно правомерность расчетов можно путем направления заявления в управляющую компанию с требованием о предоставлении документов, регламентирующих подлинность платежки, порядок расчетов и др.

Кем устанавливаются тарифы?

Тарифное регулирование отнесено к сфере ведения субъектов РФ.

Региональными законами, актами органов местного самоуправления утверждаются фактические размеры:

  • Тарифов на коммунальные услуги (тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, газ);
  • Взносов в фонд капремонта;
  • Платы за содержание и текущий ремонт жилья для нанимателей и собственников квартир, не выбравших способ управления МКД;
  • Платы за наем квартиры по договору соцнайма.

Размер квартплаты также определяется:

  1. Собранием собственников с учетом предложений управляющей компании;
  2. Органами управления ТСЖ или иного жилищного кооператива.

Жилищным законодательством не допускается произвольного установления и повышения тарифов, в связи с чем на федеральном уровне:

  • Вводятся минимальные и максимальные уровни тарифов на отдельные услуги;
  • Предъявляются специальные требования к порядку определения размеров тарифов и взносов;
  • Устанавливается периодичность и порядок повышения тарифов.

Необходимость использования дополнительных услуг (видеонаблюдение, охрана и прочие), а также их стоимость и порядок предоставления решаются на общем собрании жильцов МКД.

Читайте статью, что это за услуга — добровольное страхование жилья в квитанции на оплату ЖКХ тут.

Как сверить квитанции ЖКХ онлайн

Для удобства получения потребителем информации по поводу предоставляемых услуг, на сайтах жилищной коммунальной инспекции и управляющих организаций имеется возможность посмотреть правильность расчетов и сверки квитанций.

Для этого необходимо указать регион проживания, конкретный дом и ФИО жильца. После этого вся необходимая информация будет предоставлена потребителю в электронном виде. Если это необходимо, по запросу гражданина информация может быть предоставлена на печатном носителе.

Незаконное выставление квитанций на оплату ЖКХ — какова ответственность

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность управляющих компаний, являются Постановления Правительства РФ. ЖКХ за неправильное назначение коммунальных платежей будут подвергаться достаточно серьезным штрафным санкциям. Неправомерная высокая квартплата влечет причинение существенного ущерба населению. Именно поэтому на законодательном уровне не утихают споры по поводу того, что пора полностью ликвидировать УК, а именно их посредническую деятельность, между потребителем и поставщиком коммунальных услуг. Предлагается ввести схему, по которой квитанции будут формироваться не управляющей компанией, а непосредственно энергоснабжающей организацией, горводоканалом и др.

Законодательством РФ, а в том числе и отдельными постановлениями Правительства предусмотрено, что управляющая компания, недобросовестно осуществляющая свою деятельность, может быть привлечена к двум видам ответственности:

  1. Штраф.
  2. Лишение права заниматься данным видом деятельности (ликвидация).

Одним из самых применяемых видов наказаний является штраф. Он уплачивается УК вне зависимости от того, уплатили ли они компенсацию самому гражданину.

Законом установлено, что УК обязана уплатить в доход государства пятьдесят процентов от суммы, излишне начисленной гражданину. Так, например, если управляющая компания прописала в платежке на 500 рублей больше, чем положено, то с одной квитанции она обязана уплатить 250 рублей.

Куда жаловаться, алгоритм действий

После того, как было выявлено, что неправильно заполняют квитанцию и начисляют квартплату, гражданин имеет право получить разъяснения от управляющей организации и если они не удовлетворят потребителя, то у него появляется право на обжалование такой недостоверной квитанции.

Жалоба в контролирующую структуру в 2020 году в Москве и в других регионах РФ подается в порядке и по правилам, предусмотренном законодательством РФ. Органы, осуществляющие контроль по вопросам некорректного начисления:

  • прокуратура РФ;
  • жилищная инспекция;
  • ФАС;
  • суд.

Именно в эти органы может быть подана жалоба. Еще одной инстанцией является Роспотребнадзор, но как показала практика, эффективнее всего решать вопросы через суд.

Коммунальные платежи

Помимо обязанности платить, статья 155 ЖК РФ устанавливает сроки уплаты: до 10 числа следующего месяца. По соглашению участников ТСЖ или кооператива этот срок может быть иным.

Основанием для внесения средств является платежный документ. Квитанция ежемесячно рассылается жильцам в бумажной или электронной форме.

Что входит?

В квартплату входят две большие группы платежей. Это собственно коммунальные услуги, а также обслуживание и ремонт. Причем платить придется и за то, что потребляется непосредственно квартирой, и за то, что тратится на общее имущество всех жильцов дома.

Для этого есть специальные строки: общедомовые нужды (ОДН).

Коммунальные услуги — это все те ресурсы, которые используются в многоквартирных домах.

Их набор может быть различным, но, как правило, имеются:

  • горячая и холодная вода;
  • электроэнергия;
  • газ;
  • отопление;
  • водоотведение.

Обслуживание квартир и общих помещений в доме также оплачивается.

В составе взноса могут присутствовать такие позиции, как:

  • услуги по управлению домом;
  • обслуживание и ремонт лифтов, домофонов (если они есть);
  • текущее обслуживание общедомовых коммуникаций и оборудования (трубопроводов, компрессоров, насосов и т. д.);
  • уборка лестничных клеток, площадок и прилегающей территории;
  • вывоз и утилизация ТБО.

При создании жильцами органа самоуправления — ТСЖ, в перечень коммунальных услуг могут быть включены и дополнительные пункты, например:

  • озеленение придомовой территории;
  • установка и обслуживание системы видеонаблюдения и т. д.

Эти вопросы решаются на общем собрании участников ТСЖ.

Срок исковой давности по взысканию квартплаты составляет три года. Кто имеет право на дотации по квартплате? Смотрите тут.

Документы и исковое заявление, образец

К любой жалобе, направленной в ту или иную инстанцию, необходимо прикладывать документы, доказывающие правоту потребителя. Проверка тарифов, счетчиков производится именно по этим документам заявителя.

Если удалось узнать, что оплату за ЖКХ начисляют правильно, то гражданину отказывают в жалобе.

Основополагающим документом, предшествующим судебному разбирательству, является исковое заявление. Оно должно включать в себя следующие элементы:

  1. Название документа и адрес суда.
  2. Указание на ФИО или официальное наименование сторон.
  3. Описание существа спорного правоотношения.
  4. Указание на доказательственную базу.
  5. Дата составления документа и подписи сторон.

Образец иска в суд по некорректному начислению квартплаты. ⇐

ЖКХ участвует в судебном разбирательстве через своего официального представителя. Суд имеет правомочия по отмене начисленных пени, присудить компенсацию за незаконные начисления, отменить просрочку и др.

Акт, выносимый судом по поводу рассмотрения дела, именуется решением. Оно обязательно к исполнению, как потребителем, так и ресурсной организацией.

Жалоба в жилищную инспекцию на неправильное начисление, образец

Прокуратура является не единственным способом воздействия на недобросовестные управляющие компании. Гражданин имеет право на обращение и в другие государственные структуры, например, в Жилищную инспекцию.

Жаловаться и обращаться в данный орган по закону можно как с помощью личной подачи жалобы, так и с помощью использования интернет ресурсов. В жалобе необходимо указать на счета и суммы тарифов, которые существуют на сегодняшний день. Все это будет служить доказательствами незаконного начисления и не правильных расчетов.

Жалоба в данном органе рассматривается в соответствие с федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан в РФ.

Образец документа можно . ⇐

Как правильно начислять пени за просрочку платежа по квартплате

Пени, по сути своей, являются штрафными санкциями для недобросовестных граждан, не желающих исполнять свои обязанности по оплате коммунальных услуг.

Прежде чем начислить пени, необходимо уведомить об этом гражданина. Это происходит путем направления письменного акта в форме заказного письма. Только после письменного уведомления пени могут быть начислены. Правила начисления пени регламентируются не только внутренними локальными актами управляющих организаций, но и гражданским законодательством.

Как проверить правильность начисления квартплаты?

С позапрошлого года коммунальные услуги в РФ предоставляют по-новому. Начиная с июня собственники могут не оплачивать перерасход ресурсов ЖКХ всего дома, если в их квартирах установлены индивидуальные счетчики. Любая квитанция на оплату коммунальных услуг (вода, электроэнергия) содержит 2 пункта – оплата индивидуального потребления и ОДН (общедомовые нужды). К ОДН относятся такие работы, как:

  • Предусмотренные технологией водоснабжения промывки систем;
  • Расход воды в случае ремонта;
  • Функционирование насосов и лифтов;
  • Освещение мест общего пользования;
  • Прочие расходы.

Многим жильцам не понятно из каких расходов складывается общая стоимость жилищно-коммунальных услуг. Некоторые обращаются к сторонним организациям за расшифровкой, многие жалуются на свои УК (управляющие компании), а некоторые используют калькулятор квартплаты. Увеличение стоимости содержания имущества могут иметь разные причины:

  • Элементарная ошибка расчетчика ЖКХ;
  • Доначисление не начисленной суммы за прошлый месяц;
  • Желание УК немного сгладить свое финансовое положение за счет жильцов;
  • Другие причины.

Чтобы знать точный ответ на интересующий жильцов вопрос, им необходимо напрямую обратиться в свою УК. Там любому квартиросъемщику просто обязаны дать исчерпывающий ответ. Обращение лучше составлять в письменной форме, в соответствии с положениями законодательства.

Заявление (образец) – обращение в УК пишется на имя ее руководителя в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у заявителя, второй отправляется почтой или отдается лично под роспись работнику управляющей компании. Письменный ответ можно ждать в течение 20 суток, для ответа по электронной почте у УК есть 48 часов.

Письмо с обращением и ответ УК станут теми документами, с которыми необходимо продолжать разбирательства. Следующая инстанция – надзорные органы: Роспотребнадзор, Жилищная инспекция и др. В случае необходимости заявитель может обратиться в суд.

Возврат переплаты по коммуналке: ситуации из практики

Разумеется, что неправильно начисленные денежные суммы за коммунальные услуги влекут за собой большие переплаты населения. Свериться и увидеть счетчики воды, газа, света может действительно помочь вовремя установить факт переплат и предотвратить данное незаконное действие.

Все квитанции должны соответствовать нормативам, устанавливаемым в конкретном субъекте. Переплата, как правило, возвращается только через суд. Так, например, Серпуховским судом рассматривалось подобного рода дело. Был выявлен факт завышения тарифов за потребление природного газа. Вследствие этого образовалась переплата в размере шестидесяти тысяч рублей.

Суд, изучив доводы сторон, рассмотрев квитанции и установленные ранее тарифы, пришел к выводу о том, что истец прав. Тем самым, управляющая организация была обязана возмести данную денежную сумму в полном объеме.

Штраф за неправильное начисление коммунальных платежей в 2020 году, кто и кому платит

Как уже отмечалось выше, за неправильное начисление предусмотрен штраф в размере пятидесяти процентов от незаконно полученной суммы. Однако это далеко не единственная мера наказания для недобросовестных управляющих организаций. Предусмотрена обязательная уплата компенсации гражданину вне зависимости от размера уплаченного штрафа.

Таким образом, с управляющими компаниям и иными структурами, занимающимися начислениями коммунальных платежей можно и нужно бороться. Законом предусмотрено множество способов воздействия, каждый из которых является очень эффективным.

Намеренные или нечаянные ошибки и неточности в коммунальных квитанциях — не такая уж и редкость на практике.

Чтобы не переплачивать за коммунальные услуги, следует знать точный размер их тарифов.

О том, как проверить правильность начисления коммунальных платежей и что делать в случае выявления ошибки, разберем в данной статье.

В большинстве случаев исполнителем услуг ЖКХ является управляющая компания, которая и осуществляет расчет и начисление платы.

Однако в некоторых ситуациях исполнителем является ресурсоснабжающая организация.

Такое бывает, когда:

  1. осуществляется прямое управление МКД собственниками квартир;
  2. не выбран способ управления;
  3. в период между прекращением предыдущего способа управления и выбором нового.

Узнать точного поставщика услуг можно из платежной квитанции, в которой указывается наименование организации и ее юридический адрес.

В заявлении на имя директора УК или РСО необходимо указать:

  • наименование организации и ее юридический адрес;
  • название документа;
  • ФИО заявителя, точный адрес проживания;
  • основания для проживания в жилом помещении (по праву собственности, договору соц. найма);
  • суть претензии — данные квитанций, основания неверности данных и собственные расчеты;
  • требование о перерасчете.

Образец заявления в управляющую компанию о перерасчете.

Заявление может быть составлено в письменном или электронном виде.

Срок рассмотрения — 30 суток с момента вручения.

В случае отсутствия ответа или отказа в перерасчете можно подать жалобу в Жилищную инспекцию или в прокуратуру.

Образец искового заявления в суд о перерасчете платы за коммунальные услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *