Как стать целевиком

1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 337-ФЗ, которым внесены существенные изменения в ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в части целевого обучения в колледжах и вузах страны.

В связи с внесенными изменениями Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 утверждены:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее -Положение);
Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
Типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.

Права, обязательства и ответственность гражданина, поступающего на обучение по образовательной программе либо обучающегося по образовательной программе и заключившего договор о целевом обучении (далее – целевик), установлены Законом об образовании, Положением и закрепляются в договоре о целевом обучении (далее – Договор).
Согласно Закону об образовании и Положению гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе либо обучающийся по образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее -Заказчик).
Несовершеннолетний гражданин заключает договор о целевом обучении с согласия его законного представителя — родителя, усыновителя или попечителя, оформленного в письменной форме.
Обратим внимание, что Договор может быть заключен как с поступающим на обучение, так и с уже обучающимся в образовательном учреждении (студентом).
Целевик имеет право:
— на прием на целевое обучение в вузе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты по конкурсу, если Договор заключен по специальности или направлению подготовки высшего образования, входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11 февраля 2019 г. № 186-р, с:
1) федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) государственными и муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями;
3) государственными корпорациями;
4) государственными компаниями;
5) организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
6) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
7) акционерными обществами, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
8) дочерними хозяйственными обществами государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования; акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
9) организациями, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях;

— на перевод для обучения по образовательной программе в другую образовательную организацию или внутри образовательной организации, в которой целевик осваивает образовательную программу, если характеристики обучения после перевода соответствуют Договору;

— по согласованию с заказчиком осуществить перевод для обучения по образовательной программе в другую образовательную организацию или внутри образовательной организации, в которой целевик осваивает образовательную программу, с изменением характеристик обучения, указанных в Договоре, с внесением в него соответствующих изменений;

— иные права, зафиксированные в Договоре.
Кроме того, согласно Положению, целевик может:
— включить в число сторон договора образовательную организацию, в которую целевик поступает на обучение или в которой обучается по образовательной программе, и (или) организацию, в которую будет трудоустроен в соответствии с Договором (далее — организация-работодатель).
— расторгнуть Договор по следующим основаниям:
по соглашению сторон, если договор не предусматривает поступления на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение. Договор о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин принят на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение, не может быть расторгнут по соглашению сторон Договора, а также не может устанавливать иных условий прекращения или приостановления исполнения обязательств сторон договора о целевом обучении, кроме предусмотренных Положением;
после поступления на обучение по основаниям, перечисленным в Положении и возникшим не ранее даты заключения договора;
в случае непоступления на обучение либо на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по образовательной программе;
— вносить изменения в Договор после его заключения по соглашению сторон с оформлением дополнительного соглашения к нему;
— приостановить исполнение обязательств по осуществлению трудовой деятельности по основаниям, перечисленным в Положении и возникшим не ранее даты заключения Договора;

— целевик, освоивший образовательную программу в соответствии с Договором, может заключить с тем же заказчиком (по согласованию с организацией-работодателем, если она является стороной Договора) следующий договор о целевом обучении по освоению образовательной программы следующего уровня:

  • освоение программы подготовки специалистов среднего звена после освоения по Договору программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • освоение программы бакалавриата, программы специалитета после освоения , образовательной программы среднего профессионального образования;
  • освоение программы магистратуры после освоения программы бакалавриата;
  • освоение программы ординатуры, программы ассистентуры стажировки после освоения программы магистратуры или программы специалитета;
  • освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) после освоения программы магистратуры, программы специалитета, программы ординатуры или программы ассистентуры, стажировки.

Обратим внимание, что после заключения следующего договора о целевом обучении исполнение обязательств, установленных предыдущим договором о целевом обучении, по инициативе целевика приостанавливается до истечения срока поступления гражданина на обучение по образовательной программе следующего уровня, но не более чем на 6 месяцев.
Если целевик не поступил на обучение по образовательной программе следующего уровня либо не исполнил установленного следующим договором о целевом обучении обязательства по освоению образовательной программы следующего уровня, исполнение обязательств, установленных договором о целевом обучении, возобновляется.

Обязательства целевика
1. Целевик обязан:
а) в месячный срок после поступления на обучение по образовательной программе проинформировать в письменной форме заказчика о поступлении на обучение, если договор заключен с гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе, и договор не предусматривает поступления на целевое обучение в пределах квоты приема на целевое обучение;
б) освоить образовательную программу в соответствии с характеристиками обучения, установленными Договором;
в) заключить трудовой договор на условиях, установленных Договором, на срок не менее 3 лет;
г) осуществить трудовую деятельность на условиях, установленных Договором;
д) уведомить в письменной форме заказчика об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов, адреса регистрации по месту жительства, иных сведений, имеющих значение для исполнения Договора, в течение 10 календарных дней после соответствующих изменений.
Ответственность
(Бросил учёбу – плати, не хочешь работать – плати)
В случае неисполнения обязательств по освоению образовательной программы и (или) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией, целевик возмещает заказчику расходы, связанные с предоставлением ему мер поддержки, в срок, определенный Договором, и в порядке, предусмотренном Положением.
В случае неисполнения целевиком, принятым на целевое обучение в вуз за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленной квоты, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, целевик выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение в вузе за счет средств федерального бюджета.

Примечание
Согласно Положению:
— гражданин при подаче заявления о приеме на целевое обучение в образовательную организацию представляет копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком, или незаверенную копию договора о целевом обучении с предъявлением его оригинала;
— если целевик, заключивший договор о целевом обучении в вузе в пределах установленной квоты, не поступил на обучение в пределах установленной квоты и в срок, указанный в Договоре, или поступил на обучение не в пределах установленной квоты, он информирует об этом заказчика в письменной форме. При этом Договор расторгается, стороны Договора освобождаются от ответственности;
— в случае неисполнения заказчиком предусмотренных Договором обязательств по трудоустройству целевика заказчик выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с Договором, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).
В случае невыплаты целевиком штрафа в установленный срок (при отсутствии соответствующего основания, указанного в Положении) получатель штрафа осуществляет взыскание штрафа в судебном порядке.
Целевик освобождается от выплаты штрафа:
— если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении в соответствии с Положением;
— если он является единственным родителем, имеющим 3 и более детей.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302
«О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076»

Также в блоге:
Как устанавливается квота приёма на целевое обучение в вузе
Как поступить на целевое обучение в вуз по новым правилам
Утверждены новые правила целевого обучения

Права, обязательства и ответственность «целевика» Метки:обязанности и ответственность целевик – права целевое обучение

Содержание

Что такое «целевое направление» в вузе

При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».
Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.
Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.
Кто в списках?
В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.
Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.
Поступление и обучение
То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.
Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.
Трудоустройство
Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?
Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.
Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.
Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.
Нюансы целевого приема
Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.

3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

Целевой набор в вузы в 2020 году

Читать: 5 мин.

Высокие баллы ЕГЭ или победа во Всероссийской олимпиаде школьников — это не единственный способ учиться бесплатно и в хорошем вузе. Рассказываем о таком варианте поступления, как целевой набор. Какие особенности целевого обучения есть на данный момент и на что рассчитывать абитуриентам в 2020 году?

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (устар.), он же прием на целевое обучение/направление — это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет работодателя, который заинтересован в специалисте этого профиля.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.
Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже — 1,5-2 человека на место.

5 вещей, которые важно знать о целевом наборе

1. На целевой набор действует квота, которая «устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей» (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, «Противодействие техническим разведкам».
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Оплатить обучение студента могут разные работодатели: от федеральных государственных органов и корпораций до акционерного общества или индивидуального предпринимателя.
4. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-«целевика». В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента. А тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
5. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.

Плюсы и минусы целевого обучения

В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.
Минусы:
— Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения
— Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы)
— Если заказчик не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :))

Из отзывов студентов:
«Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете».

Плюсы:
+ Отдельный конкурс для «целевиков» (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ)
+ Зачисление до «первой волны» (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже
+ Бесплатное обучение
+ Прохождение практики на «своем» предприятии
+ 100-процентное трудоустройство после обучения
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы
Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент.

Из отзывов родителей:
«Сын учится в академии госслужбы. Поступал по направлению, ЕГЭ — в сумме 251 балл по трем дисциплинам. Направление получил сам, я ни к кому не обращалась. В старших классах входил в состав «молодежной палаты» местного законодательного собрания и даже получал губернаторскую стипендию как молодой общественный деятель. На 15 мест целевого приема по его специальности было 13 человек, то есть, конкурса не было. А на общих основаниях — конкурс 14 человек на место. Проходной балл на общих основаниях был 255, поэтому на общих основаниях не прошел бы на бюджет, а по направлению — без проблем. Учится легко и почти отлично».

Специальности целевого набора в 2020 году

Больше всего «целевиков» в 2019 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2020 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
✎ Прикладная математика
✎ Информатика и вычислительная техника
✎ Программная инженерия
✎ Радиотехника
✎ Информационная безопасность
✎ Инфокоммуникационные технологии и системы связи
✎ Приборостроение
✎ Авиастроение
✎ Машиностроение
✎ Лазерная техника и лазерные технологии
✎ Ракетные комплексы и космонавтика
✎ Материаловедение и технологии материалов
✎ Баллистика и гидроаэродинамика
✎ Стандартизация и метрология
✎ Нанотехнологии и микросистемная техника
✎ Радиоэлектронные системы и комплексы
✎ Металлургия
✎ Химическая технология
✎ Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
✎ Системный анализ и управление

Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в «родной» агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься «сверхсекретными» IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-«целевиков», — это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.
Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности «Лингвистика», «Экономика» или «Гостиничное дело», то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, вы найдете информацию, сколько «целевиков» взяли в РАНХиГС в 2019 году по программам бакалавриата и магистратуры. А на сайте МГЛУ (лингвистический университет) вы найдете количество целевых мест на 2020 год, смотрите столбец «Квота».

Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Как попасть на целевое обучение — 5 шагов

С 2019 года искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение — это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все «компании мечты» в той сфере, которая вам понравилась.

Как получить целевое в медицинский вуз?

Перед тем как получить направление в медицинский вуз (или какой-либо другой), нужно взвесить все плюсы и минусы такого способа учебы. Их немало и у многих студентов возникают споры, которые доходят до судебных разбирательств по поводу невыполнения договоренностей между сторонами. Плюсы обучения по целевому направлению также имеются.

Выпускник гарантированно имеет работу после окончания университета, а также пользуется льготами на протяжении всего срока учебы – бесплатный проезд, повышенная стипендия, бюджетное образование. Все это, разумеется, нужно оговаривать на этапе подписания договора.

Особенности поступления в медицинский вуз

Высшие медицинские учебные заведения всегда отличались повышенным спросом среди абитуриентов. Конкурс на медицинские специальности всегда высокий, поэтому абитуриенты стараются получить какие-то гарантии поступления. Одно из таких привилегий – целевое направление.

В медицинский университет поступают сразу после школы или после колледжа. Второй вариант – более надежный. Если человек окончил колледж и некоторое время работал по специальности, это говорит о том, что он не разочаровался в профессии и готов продолжать обучение, чтобы стать дипломированным врачом.

Сроки обучения на врача

Сейчас сроки, сколько учатся в медицинском вузе, поменялись. В колледже учатся 3 – 4 года, в зависимости от специальности: 3 года учатся медсестры и акушерки, 4 года – фельдшера. В вузе необходимо отучиться 5 – 6 лет, также в зависимости от специальности.

После этого дипломированный специалист проходит государственную аккредитацию – своеобразный тест на соответствие занимаемой должности. Если эту процедуру не пройти, то вести пациентов такой врач не сможет, а будет работать на низких должностях под руководством аккредитованных коллег.

После аккредитации можно поступать в ординатуру. Это займет еще несколько лет. Например, нейрохирурги учатся не менее 5 лет, педиатры 2 года. После окончания ординатуры также проводится аккредитация, после чего специалист может работать по специальности.

Где взять направление на учебу

Целевое направление в медицинский вуз можно получить в Департаменте здравоохранения своего города или района. Для этого нужно за полгода или даже за год до предполагаемого поступления заявить о своем желании учиться в медицинском университете по конкретной специальности.

Следует предоставить документы об успеваемости в школе, а также сообщить о возможной волонтерской деятельности в направлении медицины, прохождении каких-либо курсов.

Следует знать, что ждет вас после того, как какая-то организация оплатит обучение – сейчас ужесточили меру ответственности за несоблюдение обязательств сторон.

Если город дает направление и оплачивает учебу, государство рассчитывает, что выпускник вернется в свой город и будет там работать. Но очень часто случается, что студент получает приглашение от какой-то продвинутой клиники в большом городе с хорошей зарплатой и не имеет намерения возвращаться на отработку по своему месту жительства.

В основном, направления выдают государственные органы, но частные клиники также могут быть инициаторами учебы человека, который хорошо окончил школу и подает большие надежды. В таком случае выпускнику будет предложено распределение или придется компенсировать всю сумму, которая будут потрачена на обучение.

Это немало, с учетом того, что платят не только стипендию, но и социальный пакет, проезд. Если дойдет дело до суда, то сторона работодателя может выдвинуть претензию в виде морального ущерба, выраженную в денежном эквиваленте.

Конкурс среди целевиков – как выиграть

Часто бывает, что одно целевое направление разыгрывается между несколькими отличниками, окончившими школу, например, с золотой медалью.

Что в таком случае делать, как получить целевое направление?

Нужно заниматься этим вопросом заранее. Многие участвуют в волонтерских программах, например, помогают престарелым людям покупать лекарства и разбираться в рецептах, измеряют давление, делают уколы или что-то еще полезное, для чего не нужен диплом медика.

Есть специальные курсы, на которых учат простейшим медицинским манипуляциям. Таким образом, они постепенно приобщаются к профессии и на этапе поступления имеютне только представление, чем они будут заниматься, но и небольшой опыт.

Многие работают санитарами в больнице ради получения целевого направления.

Зачисление по целевым направлениям происходит раньше, чем в общем потоке, поэтому здесь тоже есть преимущество, но нужно, чтобы у человека набралась критическая масса положительных качеств, чтобы никто не усомнился в его пригодности в медицине.

Пошаговая инструкция, как получить направление

Действовать нужно приблизительно так:

  1. Определиться со специальностью. В вашем случае – медицинский вуз.
  2. Обратиться в Департамент здравоохранения или в частные организации, возможно, кому-то из них нужен специалист узкого профиля, например, детский нейрохирург.
  3. Узнайте, какие документы с вашей стороны интересуют потенциального работодателя и спонсора вашего обучения. Соберите их.
  4. Обсудите нюансы целевого договора – оплату общежития, проездного, страховки, самого обучения, если это не бюджетное направление.
  5. Приложите копию договора к документам при поступлении в вуз.

По закону, один абитуриент имеет право получить только одно целевое направление. Если человек передумал и решил поступать в другое место, то он обязан уведомить орган, выдавший документ, о том, что учиться по направлению он не будет.

Целевое после медицинского колледжа

После окончания колледжа выпускники часто идут работать, а затем решают продолжить учебу в вузе. В этот период также можно получить направление от местных госорганов или частных лечебных заведений.

Иногда руководство клиники само инициирует поступление в университет, так как видит перспективу в своем сотруднике.

Трудоустройство после мединститута можно считать решенной проблемой, так как человек уже хорошо себя зарекомендовал после колледжа.

Целевое от частной клиники

Почему выгодно просить направление у частной клиники? Потому что они много вкладывают в свое развитие, сотрудников, технику. Частные клиники имеют хорошее современное оборудование, на котором кто-то должен уметь работать. Для этого нужно специально готовить человека несколько лет. Это дорого, но выгодно.

С другой стороны, проходить практику на базе современной больницы весьма полезно. В государственных учреждениях возможностей меньше. Клиника может также помочь студенту в написании курсовой работы, предоставит материал для исследования, так что стоит попытать счастья в личной беседе с главврачом.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса МЭБИК

Высший инженерный колледж

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Учебный Центр «Промстройгаз»

Студентов-целевиков свяжут контрактом и угрозой оплатить учебу

Количество студентов-целевиков также изменится, сообщил министр. Ранее он уже заявлял о том, что в 2012 году доля их приема будет сокращена с 20 до 15%.

Стороны должны нести ответственность

«У нас сегодня целевую подготовку заказывает профильное министерство, а не министерство образования, и мы не можем потребовать от целевика, чтобы он пошел работать по профессии», – рассказал Андрей Фурсенко.

По его словам, потребовать от целевика отработать на производстве может только работодатель, для этого необходимо заключить с ним контракт.

«Наша идея заключается в том, чтобы перейти к целевой контрактной подготовке, когда в целевом наборе участвует работодатель. И когда у студента есть абсолютно железное обязательство либо отработать в том месте, для которого его готовили, либо расплатиться за обучение», – подчеркнул министр.

По мнению экспертов, до сих пор основной проблемой целевого приема было отсутствие четких взаимных обязательств между предприятием, студентом и вузом. Целевой прием в своем нынешнем виде не накладывает практически никаких обязательств ни на одну из сторон.

Сейчас часть случаев целевого приема не регулируется договорами, а оформляется по обращению предприятия, не предусматривается и ответственность студента за невыход на работу на предприятие. «Послали 17-летнего юношу на обучение, прошло 4-5 лет, он повзрослел и передумал идти работать на предприятие. Сегодня механизм, которые требует его прихода на работу, по сути дела не работает», – рассказал РИА Новости проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе Борис Падалкин.

Целевой прием по всем специальностям не нужен

По мнению Андрея Фурсенко, сегодня нет никакой необходимости готовить на целевой основе специалистов в тех областях, где сегодня уже есть избыток рабочей силы, поэтому квоты для целевиков в этих отраслях будут сокращаться.

«Я могу понять прием целевиков, например, по авиации, потому что квалифицированных авиационных инженеров для работы на авиационных предприятиях, для эксплуатации летательных аппаратов не очень много, – рассказал министр. – Но зачем целевики-юристы, я понять не могу. У нас что, куча пустых мест в прокуратуре? У нас не хватает людей?»

По его мнению, приоритет должен отдаваться целевой подготовке специалистов в приоритетных областях экономики и только в тех случаях, когда «социально важные, значимые места не заполняются другим способом».

Эксперты соглашаются с тем, что ситуация, когда абитуриенты-целевики посылают заявку на специальность не по профилю предприятия, а на более популярную, стала сегодня вполне типичной.

«Мы рассчитываем, что будем готовить инженеров-технологов, поскольку на предприятии большой парк станков, а нас просят принять, например, трех человек обучаться защите информации, – говорит Борис Падалкин. – По действующим правилам, руководство предприятия имеет на это право».

Целевики поступают с низкими баллами ЕГЭ

Другая причина для сокращения целевого приема связана с борьбой с приемом студентов с низкими результатами ЕГЭ, сообщил Андрей Фурсенко. «Средние баллы ребят, зачисляемых по конкурсу, у целевиков ниже, чем у ребят, поступающих на конкурсной основе», – сказал министр, отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости.

Слова министра подтверждают и результаты зачисления абитуриентов, вывешенные на сайтах вузов. Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс – как правило, небольшой, – и в большинстве случаев абитуриенту-целевику для зачисления достаточно иметь минимально допустимое число баллов по предмету. Вузы не могут влиять на это обстоятельство, поскольку обязаны взять каждого, кого прислали с направлением, в рамках квоты.

«Зачастую та критика, которой подвергаются вузы за прием абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, вызвана именно теми, кто был принят по целевому приему» – подчеркивает Борис Падалкин.

Однако эксперты не считают, что более низкие результаты ЕГЭ у целевиков всегда отражаются на уровне их подготовки в вузе.

«Это сложный вопрос, – сказал РИА Новости заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. – Скорее всего, средний уровень баллов ЕГЭ у целевиков ниже, чем у обычных студентов. Но и высокий балл ЕГЭ не гарантирует успешное обучение студентов, поскольку требования вуза часто расходятся с требованиями единого экзамена. Я знаю немало ребят с высокими баллами ЕГЭ, которые не очень хорошо учатся в вузах, и наоборот».

Борис Падалкин не отмечает однозначной зависимости между успеваемостью студента и способом его поступления в вуз. Если у студента хорошая мотивация на учебу, даже не став отличником, он может обходиться без «хвостов», считает проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе.

«Я бы не сказал, что целевики плохо учатся. По моему мнению, способ приема сказывается на успеваемости студента в первую сессию, и уже в гораздо меньшей степени – во вторую. Уже на втором курсе никакой разницы в успеваемости студентов, поступивших по конкурсу и по целевому приему, я не вижу», – отмечает он.

Наследие эпохи развитого социализма

Согласно приказу Минобрнауки о порядке приема в вузы, квоты по целевому приему в государственные вузы ежегодно устанавливаются министерствами для каждой группы специальностей по согласованию с Минобрнауки.

В 2011 году по целевому направлению вузы принимали до 20% абитуриентов, а в 2010 году – 25%. Всего же в вузы Минобрнауки в приемную кампанию 2011 года на бюджетные места было зачислено 230 тысяч человек, из почти 15 тысяч по целевому набору, сообщил 14 августа Андрей Фурсенко.

Целевой прием был широко распространен в советские времена, в эпоху государственного распределения выпускников вузов.

Правительство возобновило эту практику в 2004 году в связи с острым дефицитом кадров в некоторых отраслях промышленности. Были принят государственный план подготовки кадров, ряд других документов и приказов, призванных возродить целевой прием.

Действующие правила предусматривают целевую подготовку специалистов по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Специальная комиссия выясняет, какие специалисты нужны предприятиям региона, муниципалитет находит претендентов на целевые места.

В вузах также работает так называемая «контрактная» схема целевого приема, когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. Абитуриент берет на себя обязательство после получения диплома отработать на предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Целевой прием существует несколько лет, и пока специалисты не берутся однозначно оценить, насколько эффективна эта форма подготовки специалистов. Тем не менее, есть другой способ решения проблемы подготовки специалистов, нужных экономике. «Эффективнее – работать по-другому: создавать привлекательность рабочих мест», – заключил министр.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Целевой набор дает возможность бесплатно получить среднее специальное, профессионально-техническое и высшее образование по системам бакалавриата и магистратуры путем подписания трехстороннего договора между студентом, учебным заведением и организацией, являющейся заказчиком. Организации, нуждающиеся в кадрах, подают заявки в органы местного и федерального управления, которые формируют данные статистики о наборах и сообщают их организациям, Министерству образования и образовательным учреждениям. Плату за учебу берут на себя частные или государственные компании, в которых вы будете обязаны работать после получения образования целевого направления.

Особенности целевого направления

На первый взгляд кажется, все предельно понятно, но это далеко не так. Система целевых направлений сложна и содержит много нюансов, которые абитуриент должен знать. Юридическая консультация по этому вопросу лишней не будет никогда. А можно записаться на юридические курсы чтобы стать просвященнее в тонкостях нужной тематики.

Преимущества от целевого набора получают все

Есть два вида целевых направлений: одно происходит на основе заключений договоров с местными и федеральными органами исполнительной власти, а другое – с компаниями, в которые могут входить и госпредприятия, выполняющие программы по развитию оборонно-промышленного комплекса. Де-юре второй тип не является целевым, но де-факто почти приравнялся к нему, что обеспечило рост его популярности.

Еще одной особенностью целевого направления является то, что в отраслевых вузах, которые, как правило, учреждаются профильными министерствами, количество бесплатных мест для него выше норм и нормативов, прописанных Министерством образования и науки. Это считается обычной практикой, если, конечно, величина набора заранее согласуется с учредителем.

Также поступающим необходимо знать, что трёхсторонние договора между студентами, организациями и образовательными учреждениями заключаются весной, когда решаются все вопросы с общим количеством мест, количеством поступающих и их финансированием.

Немаловажным моментом является ограничение бюджетных мест на бакалавриат и специалиста. Вузы часто не могут принять всех желающих и отказывают в предоставлении мест на целевые направления. Важную роль здесь играет регулярное взаимодействие образовательного учреждения с той или иной компанией. Если в прошлом уже проводилось успешное сотрудничество по выделению целевых мест для этой структуры, то проблем будет меньше.

Целевые наборы происходят по определенным направлениям подготовки, поэтому необходимо учитывать не только то, какие компании сотрудничают с вузом, но и какова специфика требований, которые они ставят учреждению и целевикам.

Вуз почти всегда закрывает все бюджетные места, даже если он не популярен и вне зависимости от различный ситуаций, связанных с недобором студентов. Студент получает отдельный конкурс на поступление, которое и без того становится более упрощённым. Он не думает о будущем месте работы, поскольку оно заранее предопределено и прописано в договоре. Студенты целевого направления могут также получать и другие преимущества по сравнению с обычными учащимися. Например, первоочередные места в общежитиях.

Вузы с какими специальностями проводят целевые наборы

Набором целевиков занимаются многие вузы России. Востребованными специальностями и направлениями них являются:

  • Транспортные средства специального назначения.
  • Прикладная математика и прикладная информатика.
  • Информатика и вычислительная техника.
  • Программная инженерия.
  • Радиотехника.
  • Электроэнергетика и электротехника.
  • Авиастроение.
  • Двигатели летательных аппаратов.
  • Конструирование и технология электронных средств.
  • Приборостроение.
  • Радиоэлектронные системы и комплексы.
  • Проектирование авиационных и ракетных двигателей.
  • Химическая технология.
  • Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий.

На такие специальности можно поступить по целевой квоте. Эта квота выделяется для абитуриентов, поступающих по целевому приему. Она предоставляет отдельный конкурс для поступающих, как и особая квота, и распространяется на учреждение в целом, по формам обучения или по программам бакалавриата и магистратуры.

Приказы на зачисления на места по целевой квоте не подлежат публикации, так как набор может вестись в интересах безопасности государства

Об общем количестве мест, которые могут занимать целевики, можно узнать в определенных разделах, посвященных бакалавриату и магистратуре на ресурсе интересующего вас университета.

Где получить целевое направление в вуз, где и как найти работодателя

Одним из самых главных вопросов остается вопрос о том, где получить направление и как найти организацию, которая возьмет все расходы по вашему обучению на себя и предоставит удобные условия отработки по выпуску из вуза. Вам необходимо:

  • Узнать, какие компании заключили с интересующим вузом договор о целевых наборах. Такая информация обычно содержится на сайте учреждения;
  • Узнать, могут ли местные исполнительные органы дать вам направление в выбранный вуз;
  • Обратиться в орган власти с просьбой совета и помощи в поиске будущего работодателя, если у вас не получается найти его самостоятельно;
  • Обратиться к интересным и перспективным компаниям на прямую и узнать, есть ли у них вакансии для будущих новых кадров.

После того, как вы узнали, где именно можно получить направление, необходимо выработать порядок действий, направленный на его получение.

В последнее время не только компании, но вузы дают целевые направления

Инструкция по получению

Думать об это нужно как можно раньше. Старайтесь заняться этим еще до окончания учебы. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Выберите интересующее направление, по которому проводится целевой набор.
  • Начните искать компанию или госорганизацию, которая будет оплачивать ваше обучение.
  • Подготовьте список документов, которые включают аттестат об образовании, если вы выпускник школы, диплом о получении среднего специального образование, если вы выпускник колледжа, копию паспорта, характеристики с мест учебы, любые грамоты и награды, подтверждающие ваши достижения.
  • Подпишите договор со структурой, которую выбрали и обсудите дополнительные условия или привилегии.
  • При поступлении в вуз имейте при себе эти документы и копию договора.

Государство предоставляет только бюджетные места, в то время как предприятия оплачивают платные

Как проходит поступление абитуриентов

Как стать целевиком при поступлении в вуз: поступление целевиков происходит раньше и не на общей основе. Приказ о зачислении таких абитуриентов также появляется раньше, чем приказы о зачислении других бюджетников.

Абитуриенты, которые по определенным причинам не смогли поступить по целевому набору, могут попробовать поступить на общих основаниях.

Средний балл для поступающих на целевое направление меньше, чем у обычных абитуриентов, но экзамены все сдают на равных. Что касается времени поступления, то, как уже было сказано, необходимо задумывать об этом раньше и следить за официальными данными на информационных ресурсах вузов.

Можно ли не поступить с целевым, что делать в этом случае

Для людей, которые ниже среднего учились в школе или не набрали достаточного количества баллов на ЕГЭ, целевое направление дает возможность поступить и попасть на нужную специальность, но не все так просто. Вступительный экзамен тоже можно провалить и никто за уши тащить уже не будет. В таких случаях, как уже было сказано, имеется возможность поступить на общих основаниях на бюджетную или контрактную форму обучения, так как набор по целевым направлениям производится раньше основного.

Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия

Обязательства студента после окончания вуза по целевому обучению

Является ли обязательство студентов по отношению к компаниям плюсом или минусом решать для себя будет каждый сам, но оно есть и включает в себя обязательное устройство в той организации, которая оплачивала обучение и отработка в течение трех лет. Люди игнорируют эти требования и зачастую не возвращаются в регионы, от которых были направлены на обучение.

В таком случае компания-направитель имеет право подать в суд и взыскать со студента полную сумму, которую ей пришлось выплачивать во время обучения. Обойти обязанности можно и легально. Это возможно в случае, если человек заимел установленную инвалидность или проявившиеся противопоказания к будущей работе, а так же при ликвидации компании или других обстоятельствах, независящих от студента и вуза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *