Кас РФ подсудность

Содержание

О подсудности административных исков // КАС vs ППВС от 27 сентября 2016 г. N 36 о некоторых вопросах применения судами Кодекса административного производства Российской Федерации

Прежде, чем задать вопросы, несколько хорошо известных цитат:

«В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.»

«Согласно ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.»

«В соответствии со ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.»

«В силу ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3).

Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (ч. 4).»

В то же время из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» усматривается, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ):

(цитата из упомянутого ППВС) «8. В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).»

Ну а часть 3 статьи 24 КАС РФ (упомянутая в п.8 ППВС) — это:

«… 3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.»

В связи со сказанным прошу высказаться по следующему вопросу (вопросам?):

Исключает ли п.8 упомянутого ППВС многовариантность выбора суда для административного истца в случае, «если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов» ?

Или же административный истец ВПРАВЕ выбирать между 3 (тремя) судами:

(1) судом «того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение»;

(2) судом «по месту нахождения организации, являющейся административным истцом» (и полномочия которой при этом распространяются на несколько районов);

(3) судом по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом?

Или же административный истец ВПРАВЕ выбирать между 2 (двумя) судами:

(1) судом «того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение»;

(2) судом по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом?

При этом, похоже, территория, на которой возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) и территория, на которой исполняется оспариваемое решение похоже разные:

речь идёт об исправлении кадастрой ошибки и её исправление происходит в ЕГРП (находится в Москве?), а правовые последствия возникают в области.

Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам (ст.ст. 17 — 27)

Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам

  • Статья 17. Подведомственность административных дел судам
  • Статья 17.1. Административные дела, подсудные мировым судьям
  • Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам
  • Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду
  • Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
  • Статья 21. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
  • Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, адресу административного ответчика
  • Статья 23. Исключительная подсудность
  • Статья 24. Подсудность по выбору административного истца
  • Статья 25. Правила подсудности административных дел с участием иностранных лиц
  • Статья 26. Подсудность нескольких связанных между собой административных дел
  • Статья 27. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд
<< Статья 16.1.
Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства
Статья 17. >>
Подведомственность административных дел судам
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по адресу организации, являющейся административным истцом.

3.1. Административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство.

3.2. Административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.

4. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Кодекс административного судопроизводства (КАС) — подсудность

В КАС подсудность является ключевым правилом отношения дела к юрисдикции судебного органа. На основании этого критерия проводится дальнейшее разграничение по подсудности. Административный иск подсудность — тема этой статьи.

Что говорит закон

Подведомственность и подсудность административных дел судам определяется согласно нормам 17-27 КАС РФ. При этом разграничивается понятие подведомственности административных дел и подсудности по КАС РФ. Подведомственность (далее — ПвАД) определяет характер разрешаемо дела. Подсудность (далее — ПАД) же позволяет разграничить компетенцию между судебными структурами, под ведомством которых производится рассмотрение вопроса.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Дела, подсудные административному судопроизводству (далее — АД), по части 2, 3 ст. 1 КАС РФ разделяются на два типа:

  1. Те, где истцами выступают физические и юридические лица. Сюда относятся АД по вопросам оспаривания (краткий список):
  • деяний публичных органов, их работников;
  • актов нормативного характера (полностью или в определенной части);
  • деяний (в том числе письменных документов/решений) коллегий судей по вопросам квалификации;
  • размера/факта начисления компенсационных выплат за несвоевременное рассмотрение дела или выполнение решения суда;
  • выборных прав и т. п.

Выборное право защищается в порядке админ-судопроизводства

  1. 2. Те, истцом в которых выступают публичные органы или их работники. Обычно такие иски касаются судебного контроля за правомерностью работы публичных органов власти в части:
  • прекращения работы, ликвидации политической партии/общественной/религиозной организации или другого некоммерческого объединения, или такие же действия в отношении их структурных подразделений;
  • завершения работы средства массовой информации;
  • принуждения граждан выплатить положенные суммы, штрафы;
  • установления режима административного надзора для бывших преступников;
  • принудительной доставки лица в медицинскую организацию;
  • защиты прав недееспособных и лиц до 18, если их представитель по закону отказался от медицинских мер по спасению их жизни и т. п.

Если иск касается админ-правонарушения, судья использует нормы КоАП РФ, ч. 5 ст. 1 КАС (далее – Кодекс).

Определение подсудности административных дел

По норме N 17 КАС, суды общей юрисдикции (далее — СОЮ), ВС РФ, региональные и военные суды могут вести судопроизводство АД в качестве органа первой инстанции. Разграничения ставятся по характеру полномочий каждого учреждения.

По КАС РФ подсудность позволяет разграничить распространение юрисдикции органов на разные типы административных исков.

Реализация права гражданина подать иск в орган, по правилам подсудности, осуществляется согласно ч. 1 ст. 47 Конституции России

Какие бывают виды подсудности

Выделяют такие виды административной подсудности:

  • по родовому признаку (далее — РП);
  • по территориальному признаку (далее — ТП).

РП – это правила передачи спора в определенное звено системы судебных органов (далее — СО). Разграничения производятся между райсудами, региональными СО и ВС. Каждый орган уполномочен решать вопросы конкретного рода. Последний определяется предметом спора.

Так, по норме N 19 Кодекса, АД относятся к районным судам, кроме:

  • исков по реализации прав военнослужащих, норма N18 КАС. Такими вопросами занимается военный суд;
  • мировой суд выносит постановление по взысканию платежей в порядке гл. 11.1 КАС (N17.1 КАС);
  • АД, которые перечислены в ст. 20 КАС и относятся к СО субъектов Федерации;
  • споров, которые рассматриваются ВС по ст. 21 Кодекса.

Важно! Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам АД, за исключением споров, предусмотренных нормами N 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются райсудом в порядке первой инстанции.

Территориальная подсудность административного иска

По ТП разграничивается юрисдикция СО одного уровня в зависимости от территории, где происходит судопроизводство. В Кодексе ТП разделяется по типам:

  • общий вид – норма N 22. Иск подается по адресу ответчика;
  • исключительный вид – норма N 23. Определяет ПАД для лиц, которых нужно депортировать, госпитализировать, освидетельствовать, а также несовершеннолетних и недееспособных;
  • альтернативный вид – норма N 24. В этом случае заявитель вправе самостоятельно выбрать СО: по адресу ответчика или по месту проживания истца;
  • в зависимости от связи нескольких споров – норма N 26. Распространяется на случаи, если есть несколько ответчиков или встречный иск.

В большинстве случаев спор рассматривается по месту жительства ответчика

Ст. 27 КАС определяет случаи, когда допускается передача спора в другой СО. Такой процесс допускается, только если изначально иск подан по правилам ПАД, но:

  • в ходе процесса оказалось, что не соблюдены нормы Кодекса о подсудности;
  • ответчик, место нахождения которого неизвестно, объявился и подал ходатайство о передаче дела;
  • имел место отвод судьи, что сделало рассмотрение спора в этом суде невозможным.

Передача спора в другой СО оформляется определением и ограничивается сроком обжалования акта.

Подведомственность административных дел судам

Юрисдикция, то есть свойство спора быть рассмотренным конкретным органом, определяется по правилам подведомственности административных дел. ПвАД позволяет поставить четкие границы между СО разной направленности. ПвАД определяется только согласно статьям законодательных актов, к примеру, Гражданский процессуальный кодекс — ст. 22, Арбитражный процессуальный кодекс – ст. 27-33 и т. д.

Выше уже было упомянуто, что в большинстве случаев, административные споры рассматриваются СОЮ, согласно КАС. Прочие судебные структуры вправе выносить решения по АД, только если это предусмотрено в нормативно-правовых актах (далее — НПА):

  • КС РФ – ст. 125 Конституции России и ФЗК N 1 от 21.07.1994. Принимает решение о соответствии НПА высших органов исполнительной власти основному закону страны;
  • КС субъектов РФ выносят решения о законности нормативно-правовых актов местных исполнительных органов – ст. 27 ФЗК N 1 от 31.12.1996;
  • судебные органы арбитража (далее — АрбС) могут осуществлять судопроизводство АД на основании ст. 29 АПК.

Это споры:

  • связанные с оспариванием НПА, что затрагивают отношения в сфере интеллектуальной собственности;
  • если истцом выступает участник предпринимательской сферы и полагает, что акты органов власти нарушили его права;
  • некоторые админ-правонарушения, которые по закону отнесены к ведомству АрбС;
  • некоторые случаи взысканий с участников предпринимательской/экономической сферы платежей, штрафов и других сумм;
  • другие случаи, отнесенные законодательством к юрисдикции АрбС.

КС РФ проверяет НПА на соответствие основному закону страны

Исключения составляют суды, которые ни при каких условиях не могут рассматривать АД:

  • СО других стран;
  • третейские суды;
  • международные коммерческие арбитражи.

Основаниями отличия компетенции СО выступают:

  • определение сути спора;
  • выделение круга участников (истец и ответчик).

Важно! Судопроизводство другими судами (не СОЮ) осуществляется по процессуальным НПА, на основании которых они создаются и действуют, так, АрбС использует АПК.

Как видно, определение правил ПАД и ПвАД в отношении административных споров — задача не из легких. Большинство дел разрешается СОЮ, а иск подается по адресу ответчика. Но если есть проблематика с определением круга виновных, либо стороной выступает высший орган исполнительной власти, следует внимательно ознакомиться с компетенцией других СО.

§ 2. Подсудность административных дел
1. Понятие и виды подсудности административных дел. Подведомственные судам общей юрисдикции административные дела разрешаются ВС РФ, областными, краевыми судами, образованными на уровне субъектов РФ, и районными судами, а также военными судами как специализированными судами.
Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции. В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности. Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
При этом подсудность административных дел с участием как российских, так и иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и ВС РФ. В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
2. Родовая подсудность. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы. С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ, и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора.
Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
ВС РФ, согласно ст. 21 КАС, рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в ВС РФ предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов РФ;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ;
11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;
12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;
13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ <1>.
———————————
<1> Пункт 14 ст. 21 КАС вступает в силу с 1 января 2017 г. (Закон о введении в действие КАС).
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа, согласно ст. 20 КАС, рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований;
3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта РФ;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в п. 10 ст. 21 КАС;
12) об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления;
13) о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования;
14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;
15) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Родовая подсудность военным судам. Согласно ст. 18 КАС в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
3. Территориальная подсудность. Территориальной (пространственной) называется подсудность дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда. С ее помощью разграничивается компетенция однородных судов (одного звена судебной системы). КАС подразделяет территориальную подсудность на общую, альтернативную, исключительную и подсудность по связи дел. В связи с особым характером дел административного судопроизводства в КАС стороны спора не вправе использовать договорную подсудность.
Общая территориальная подсудность (ст. 22 КАС) определяется местом жительства или местом нахождения ответчика. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
В случае если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС.
Альтернативной является подсудность, при которой дело может рассматриваться одним из нескольких указанных в законе судов по выбору истца. Статья 24 КАС, не исключая, как правило, возможности применения общей территориальной подсудности, предусматривает перечень случаев, когда, кроме того, могут предъявляться:
— административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, — оно может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации;
— административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, — оно может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа;
— административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих — оно может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Исключительной является подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел лишь судами, точно указанными в законе (ст. 23 КАС). В порядке исключительной подсудности рассматриваются следующие административные дела:
— административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии;
— административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин;
— административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина;
— административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
Подсудность по связи дел заключается в том, что независимо от территории спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, в соответствии со ст. 26 КАС административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца. Встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.
4. Правила передачи дел из одного суда в другой (ст. 27 КАС). Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:
1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.
О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения. Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между российскими судами не допускаются.

Понятие и виды подсудности административных дел

Понятие и виды подсудности административных дел

Предметная подсудность

Территориальная подсудность

Инстанционная подсудность

Последствия нарушения правил подсудности. Передача административного дела из одного административного суда в другой

Юрисдикция административных судов не совпадает с другими судебными юрисдикциями, что позволяет определять, к какой именно юрисдикции принадлежит то или иное дело. Дела административной юрисдикции решаются в форме административного судопроизводства местными общими судами как административными судами, окружными административными судами, апелляционными административными судами, Высшим административным судом Украины, а также Верховным Судом Украины. При этом указанные суды наделены законом разным объемом компетенции по рассмотрению и разрешению административных дел.

Так что для определения компетентного административного суда при рассмотрении конкретного дела по определенной инстанции недостаточно лишь установить отнесения ее к административной юрисдикции. Необходимо установить компетенцию конкретного суда по рассмотрению и разрешению публично-правовых споров, отнесенных к административной юрисдикции, то есть определить подсудность административного суда. Подсудность административного суда — компетенция определенного административного суда по рассмотрению и разрешению административных дел.

Закрепление в КАС Украины компетенции каждого суда по рассмотрению и разрешению административных дел нецелесообразно. Подсудность конкретного суда определяется с помощью правовых норм, позволяющих разграничить компетенцию по рассмотрению административных дел между отдельными звеньями судебной системы и между административными судами одного звена. Правила подсудности в своей совокупности составляют алгоритм избрания компетентного административного суда для рассмотрения и разрешения конкретного дела. Поэтому под подсудностью административных дел понимается правовой институт, содержащий административно-процессуальные нормы, которые разграничивают компетенцию между отдельными звеньями судебной системы и между административными судами одного звена относительно рассмотрения и разрешения административных дел. С помощью института подсудности устанавливается, к компетенции какого именно суда отнесено рассмотрение конкретного административного дела.

Подсудность административного дела определяется с помощью трех критериев, которые обозначаются как разновидности подсудности административных дел: предметной (родовой), территориальной (пространственной), инстанционном (функциональной).

Предметная подсудность

Предметная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции судов определенных звеньев по рассмотрению административных дел по первой инстанции в зависимости от предмета публично-правового спора или его субъектного состава.

По правилам предметной подсудности большинство дел по первой инстанции рассматривается местными административными судами, к которым относятся местные общие суды как административные суды и окружные административные суды.

Исходя из требований доступности правосудия по административным делам, по правилам предметной подсудности в компетенции местных общих судов как административных судов отнесено рассмотрение по первой инстанции таких категорий административных дел (ч. 1 ст. 18 КАС Украины):

— в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления (кроме дел, в которых другой стороной, наряду с указанными органами и лицами, является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым , их должностное или служебное лицо);

— по поводу решений, действий или бездействия любого из субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности.

Также в соответствии с ч. 5 ст. 172 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов: х комиссий (за исключением решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии (ч. З ст. 172 КАС Украины) и избирательной комиссии Автономной Республики Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской избирательных комиссий по подготовке и проведению местных выборов; территориальной (окружной) избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или Севастопольского городского головы; территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины; областных комиссий по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым по всеукраинского референдума, а также членов указанных комиссий (ч. 4 ст. 172 КАС Украины)).

Согласно ч. 2 ст. 173 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно уточнения списка избирателей.

Согласно ч. ст. 174 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме.

Согласно ч. ст. 175 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела об обжаловании действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского совета.

К компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение по первой инстанции административных дел, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо, кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия в делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 18 КАС Украины. В том числе окружные административные суды рассматривают по первой инстанции дела об обжаловании решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии Автономной Республики Крым, областной избирательной комиссии, Киевской или Севастопольской избирательных комиссий по подготовке и проведения местных выборов; территориальной (окружной) избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Киевского или Севастопольского городского головы; территориальных (окружных) избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Украины, народных депутатов Украины; областных комиссий по референдуму и комиссии Автономной Республики Крым всеукраинского референдума, а также членов указанных комиссий (ч. 4 ст. 172 КАС Украины).

Также в соответствии с ч. 3 ст. 175 КАС Украины к компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение всех дел относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса кроме дел: об обжаловании действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме; относительно обжалования действия или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского совета.

Согласно ч. 1 ст. 182 КАС Украины к компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение дел по обращениям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о запрете проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.п. или о другом ограничении права на мирные собрания.

Наряду с общими правилами предметной подсудности по местных административных судов КАС Украины установил и возможность выбора административного суда по выбору истца (ч. 5 ст. 18 КАС Украины). Компетентным будет местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), к которому обратится истец по делам относительно обжалования действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, а также по другим делам, предметную подсудность которых не определен КАС Украина. При этом считается, что местный общий суд является более доступным в пространственном плане, а рассмотрение дел окружным административным судом обеспечивает дополнительные гарантии от постороннего влияния на суд.

К компетенции Высшего административного суда Украины, в качестве суда первой и последней инстанции, исходя из огромной общественной значимости и необходимости быстрого и окончательного решения, отнесены административные дела (ч. 4 ст. 18 КАС Украины):

1) по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума;

2) об отмене регистрации кандидата на пост Президента Украины. Территориальная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения административных дел по первой инстанции.

Территориальная подсудность

Общая территориальная подсудность формирует основное правило о разграничении компетенции одноуровневых административных судов. По правилам общей подсудности административных дела решаются административным судом по местонахождению ответчика (ч. 1 ст. 19 КАС Украины).

По местонахождению ответчика рассматриваются в том числе дела относительно действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме (ч. З ст. 174 КАС Украины ).

Часть 2 ст. 19 КАС Украины содержит правило территориальной подсудности по месту жительства (пребывания, нахождения) истца, не является субъектом властных полномочий. Указанное правило распространяется на дела об обжаловании правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, касаются интересов конкретного лица и обусловливается необходимостью обеспечения в административном судопроизводстве доступности правосудия для физических лиц и юридических лиц, не € субъектами властных полномочий.

Указанное правило не распространяется на дела о: обжалование решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии, которые обжалуются в Окружной административный суд г. Киева (ч. З ст. 172 КАС Украины); обжалования решений, действий или бездействия других избирательных комиссий, членов этих комиссий, обжалуются в административный суд по местонахождению соответствующей комиссии (чч. 4, 5 ст. 172 КАС Украины); относительно уточнения списка избирателей, рассматриваются также по местонахождению соответствующей комиссии (ч. 2 ст. 173 КАС Украины). Такое исключение сделано учитывая необходимость скорейшего рассмотрения указанных дел, для которых установлены сокращенные сроки рассмотрения, и обеспечения при этом участия в рассмотрении дела представителей соответствующей комиссии, предоставление необходимых доказательств и т.п.

Частью 1 ст. 182 КАС Украины установлено правило рассмотрения административного дела по местонахождению истца — субъекта властных полномочий, распространяется на дела по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении реализации права на мирные собрания.

Правилам ч. ст. 175 и ч. 1 ст. 183 КАС Украины установлено территориальную подсудность административных дел по месту совершения действия (проведение мероприятий) или местом, где это действие должно быть совершено. Так, в соответствии с нормами ч. ст. 175 КАС Украины дела относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса (кроме дел об обжаловании действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума) рассматриваются по месту совершения действия или месту, где это действие должно быть совершено. А в соответствии с нормами ч. 1 ст. 183 КАС Украины дела по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания рассматриваются по месту проведения этих мероприятий.

Исключительная территориальная подсудность допускает рассмотрение определенных категорий административных дел только судом, прямо определен в законе — окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на г. Киев (Окружной административный суды. Киева). К таким делам в соответствии с ч. З ст. 19 КАС Украины отнесены:

— Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины. Рассмотрение указанных дел в Окружном административном суде г. Киева обусловлен необходимостью избежания ситуации, когда правомерность таких актов, касающихся прав многих лиц, могла бы проверяться параллельно различными административными судами, что могло бы приводить к разным результатам проверки;

— Административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное лицо. В этом случае законодательно прямо установлен административный суд, в который должны обращаться с исками лица указанных ответчиков, находящихся за пределами территории Украины и в этом случае невозможно было бы использование других правил территориальной подсудности административных дел;

— Административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии. В соответствии с Законом Украины «О политических партиях в Украине» регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Украины. Аннулировании регистрационного свидетельства политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины (ст. 24 Закона Украины «О политических партиях в Украине»). Запрет политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины или Генерального прокурора Украины (ст. 21 Закона Украины «О политических партиях в Украине»).Органы большинства политических партий также находятся в Киеве. При таких условиях законодатель счел целесообразным определить территориальную подсудность таких административных дел Окружном административном суда г. Киева.

Также Окружном административном суда г. Киева подсудны:

— административные дела относительно решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии, кроме решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов или всеукраинского референдума (ч. З ст. 172 КАС Украины);

— административные дела по обжалованию действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме (ч. З ст. 175 КАС Украины);

— административные дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости (ч. 1 ст. 180 КАС Украины).

Альтернативная территориальная подсудность административных дел допускает рассмотрение определенных административных дел местным административным судом по выбору истца (ч. 4 ст. 19 КАС Украины). Альтернативная подсудность допускается, когда КАС Украины прямо не определена территориальная подсудность административного дела.

Разновидностью территориальной подсудности административных дел выступает подсудность по связи дел,которая характеризуется тем, что независимо от территориальной подсудности спор относится к подсудности административного суда по месту рассмотрения другого дела, с которой он связан. Так, по смыслу ч. 1 ст. 53 КАС Украины иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, подсудны суду, который рассматривает дело, в которое вступает третье лицо. Это позволяет рассмотреть все требования по одном производстве.Таким образом, создаются лучшие условия для исследования всех материалов дела, достигается экономия времени и процессуальных средств . При этом необходимо иметь ввиду, что в административном судопроизводстве истец может заявить несколько требованиями в одном исковом заявлении, только если они связаны между собой и подсудимые одном административном суда (ч. 1 ст. 21 КАС Украины). Если же такие требования, хотя и связаны между собой, но подсудимые различным административным судам, они рассматриваются административными судами в соответствии с установленными правилами подсудности.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 17 КАС Украины, по правилам административного судопроизводства обжалуются решения, действия или бездействие судов, их должностных и служебных лиц, не связанных с осуществлением судопроизводства. КАС Украины не содержит особых указаний по определению территориальной подсудности таких дел, если ответчиком будет выступать апелляционный административный суд. А определение территориальной подсудности этих дел в соответствии с ч. 2 ст. 19 КАС Украины (территориальная подсудность по месту жительства (пребывания, нахождения) истца, не является субъектом властных полномочий) может приводить к рассмотрению дела местным административным судом, который находится в пределах территориальной юрисдикции такого апелляционного административного суда. Это будет вызывать сомнения в беспристрастности местного административного суда и в дальнейшем будет служить основанием для отмены судебных решений. Итак КАС Украины не регулирует правила определения территориальной подсудности в указанном случае.

Для преодоления этого пробела Высший административный суд Украины применяет в соответствии с ч. 7 ст. 9 КАС Украины аналогию закона, а именно ч. 1 ст. 108 Гражданского процессуального кодекса Украины относительно определения подсудности дел, в которых одной из сторон является суд или судья этого суда, постановлением судьи суда высшей инстанции. Такие дела передаются на рассмотрение местного административного суда вне территориальной юрисдикции соответствующего апелляционного административного-в. Тем самым Высший административный суд Украины фактически определил еще одна разновидность территориальной подсудности административных дел — по решению судьи Высшего административного суда Украины, указав законодателю направление доработки норм, которыми урегулирован институт Подсудности административных дел.

Инстанционная подсудность

Инстанционная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных судов при рассмотрении административных дел по первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Под инстанцией понимается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с рассмотрением административных дел и характеризуется особым процессуальным порядком открытия производства, рассмотрения дела, предметом рассмотрения, составом судей и итоговым процессуальным актом. КАС Украины предусмотрено в административном судопроизводстве три инстанции: первую, апелляционную и кассационную.

При выработке правил инстанционном подсудности по большинству дел соблюдается принцип, по которому одном звене судебной системы должен отвечать один инстанция. Это, в частности, способствует понятности системы административных судов для рядового гражданина; обеспечивает равенство возможностей по обжалованию судебных решений путем обеспечения для рассмотрения большинства административных дел равенстве судебные инстанции с тем, чтобы право человека на пересмотр судебного решения необоснованно НЕ ограничивалось; способствует инстанционном специализации судей судов разных звеньев, повышать качество просмотра административных дел.

Но особенности некоторых административных дел нуждаются их решения по первой инстанции или апелляционного пересмотра Высшим административным судом Украины.

По правилам инстанционном подсудности в соответствии с ч. 1 ст. 20 КАС Украины местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины по делам по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума и по делам об отмене регистрации кандидата на пост Президента (ч. 4 ст. 18 КАС Украины) решают административные дела как суды первой инстанции.

Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 20 КАС Украины).

Высший административный суд Украины является судом трех инстанций. Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной Инстанции (ч. З ст. 20 КАС Украины). Выше дает приведен перечень дел, которые Высший административный суд Украины рассматривает по первой инстанции. В случае, определенном ч. 6 ст. 177 КАС Украины (обжалование решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии кроме решения, действия или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов или всеукраинского референдума), Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения окружного административного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев (Окружной административный суд г. Киева).

Верховный Суд Украины пересматривает судебные решения административных судов по исключительным обстоятельствам (ч. 4 ст. 20 КАС Украины). Пересмотр судебных решений по исключительным обстоятельствам является разновидностью кассационного производства.

Последствия нарушения правил подсудности. Передача административного дела из одного административного суда в другой

Процессуальным следствием обращения в административный суд с несоблюдением правил подсудности на стадии открытия производства по делу будет возвращении искового заявления истцу (п. 6 ч. ст. 108 КАС Украины), о чем выносится определение. Возвращение искового заявления не лишает лицо права повторного обращения в административный суд, в подсудности которого находится данная административное дело.

Если же обстоятельства несоблюдения правил подсудности выяснились после открытия производства по делу, то суд передает административное дело на рассмотрение соответствующего административного суда. При этом при несоблюдении правил территориальной подсудности такая административное дело передается после открытия производства по делу, но до суда дела (п. ч. 1 ст. 22 КАС Украины). А при несоблюдении правил предметной подсудности — после открытия производства и до окончания судебного разбирательства дела (п. 2 ч. 1 ст. 22 КАС Украины). Кроме двух вышеприведенных случаев суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если: довольно вопрос ответчика, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания); после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других крышу невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела ликвидирован административный суд, который рассматривал дело (пп. 1, и .. в. 22 КАС Украины).

Вопрос о передаче административного дела рассматривается судом в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле и решаются постановлением. Неприбытия в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению этого вопроса.

Передача административного дела из одного суда в другой осуществляется по истечении срока на обжалование определения суда, а в случае подачи апелляционной жалобы — после оставления ее без удовлетворения. Споры между административными судами о подсудности не допускаются.

80.Поняття и виды подсудности административных дел.

Предметная подсудность административных дел и ее разновидности.

Подсудности административных дел понимается правовой институт, содержащий административно-процессуальные нормы, которые разграничивают компетенцию между отдельными звеньями судебной системы и между административными судами одного звена относительно рассмотрения и разрешения административных дел. С помощью института подсудности устанавливается к компетенции какого именно суда отнесено рассмотрение конкретного административного справи.

Пидсуднисть административного дела определяется с помощью трех критериев, которые обозначаются как разновидности подсудности административных дел: предметной (родовой), территориальной (пространственной), инстанционном (функциональной). Предметная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции судов определенных звеньев по рассмотрению административных дел по первой инстанции в зависимости от предмета публично-правового спора или его субъектного складу.За правилам предметной подсудности большинство дел по первой инстанции рассматривается местными административными судами, к которым относятся местные общие суды как административные суды и окружные административные суды.

Предметная подсудность административных дел — ст. 18 КАС

1. Местным общим судам как административным судам подсудны: 1) административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме которые подсудны окружным административным судам; 2) все административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности 4) все административные дела по спорам физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу исчисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот, 5) административные дела по поводу решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы по выполнению ими решений судов по делам, предусмотренным пунктами 1-4 части первой настоящей статьи 6) административные дела о принудительном возвращении в страну происхождения или третью страну и принудительного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы территории Украины.

2. Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, областной совет, Киевская или Севастопольская городская рада, их должностное или служебное лицо, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, и кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных правонарушениях и дел, которые подсудны местным общим судам как административным судам.3. Дела относительно обжалования действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору позивача.

4. Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции подсудны дела по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума, дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины, а также дела об обжаловании актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украини.5. В случае неопределенности настоящим Кодексом предметной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.

Также, в соответствии с ч. 5 ст. 172 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов этих комиссий (за исключением решений, действий или бездеятельности Центральной избирательной комиссии (ч. 3 ст. 172 КАС Украины) и избирательной комиссии Автономной Республики Крым…, областной (ч. 4 ст. 172 КАС Украины)). Согласно ч. 2 ст. 173 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно уточнения списка виборцив.

Видповидно ч. 3 ст. 174 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела относительно действий или бездействия средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдум.

Видповидно ч. 3 ст. 175 КАС Украины местные общие суды как административные суды рассматривают дела об обжаловании действий или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского ради.Також, согласно ч. 3 ст. 175 КАС Украины к компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение всех дел относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии (блока местных организаций партий), их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса кроме дел: об обжаловании действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме; относительно обжалования действия или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового, городского ради.Видповидно ч. 1 ст. 182 КАС Украины к компетенции окружных административных судов отнесено рассмотрение дел по обращениям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о запрете проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.п. или о другом ограничении права на мирные зибрання.

Поряд общим правилам предметной подсудности по местных административных судов КАС Украины установил и возможность выбора административного суда по выбору истца (ч. 3, 5 ст. 18 КАС Украины). Компетентным будет местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), к которому обратится истец по делам относительно обжалования действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти, а также по другим делам, предметную подсудность которых не определен КАС Украини.

Предметна подсудность апелляц. судов: В соотв. с ч. 7 ст. 176 КАС В. действиях кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц обжалуются в Киевский апелляционный административный суд по 1 инстанции.Ч. 3 ст. 172 КАСУ: Все другие (кроме установл. Рез-в выборов) решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии обжалуются в Киевский апелляционный административный суду.Ч. 2 ст. 183-1: Административные дела о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости рассматриваются и решаются апелляционным административным судом по месту нахождения недвижимого имущества, подлежащего принудительному видчуженню.

До компетенции Высшего административного суда Украина, в качестве суда первой и последней инстанции, исходя из огромной общественной значимости и необходимости как можно быстрого и окончательного решения отнесено административные дела (ч. 4 ст. 18 КАС Украины): 1) по установлению Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума; 2) о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины, 3) обжалование актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украини.

Последствия нарушения предметной подсудности Если лицо подало административный иск с нарушением правил предметной подсудности, то суд, рассмотрев вопрос об открытии производства, должен вернуть истцу исковое заявление в связи с тем, что дело не подсудно этому административному суду (п.6 ч. 3 ст. 108 КАСУ). В постановлении о возвращении искового заявления суд отмечает, какому суду подсудно административное дело по исковому заявою. Якщо суд открыл производство по административному делу без соблюдения правил предметной подсудности, то он должен передать его на рассмотрение надлежащего административного суда независимо от того, на каком этапе производства по первой инстанции выявлены нарушения правил предметной подсудности, поскольку суд, который открыл производство по делу, не является компетентным в рассмотрении соответствующего дела (п. 2 ч. 1 ст. 22 КАСУ, п. 6 Постановления Пленума ВАС Украины «О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел «от 6 марта 2008 года N 2). Если нарушение правил предметной подсудности выявлено в суде высшей инстанции, то решение суда первой инстанции принадлежит отменить, а дело передать в компетентный суд (п. 6 ст. 198, п. 6 ст. 199, п. 1 ст. 204, п. 6 ст. 223, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАСУ).

Территориальная подсудность административных дел и ее разновидности.

Территориальная подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения административных дел по первой инстанции.

КАС установлено несколько разновидностей территориальной подсудности.

Общая территориальная подсудность формирует основное правило о разграничении компетенции одноуровневых административных судов. По правилам общей подсудности административных дел решаются административным судом по местонахождению ответчика (ч. 1 ст. 19 КАС Украины). Ч. 1 ст. 182 КАС Украины установлено правило рассмотрения административного дела по местонахождению истца — субъекта властных полномочий, распространяется на дела по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении реализации права на мирные сборы. Правилами ч. 3 ст. 175 и ч. 1 ст. 183 КАС Украины установлено территориальную подсудность административных дел по месту совершения действия (проведение мероприятий) или местом, где это действие должно быть совершено. Так, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 175 КАС Украины обжалуются действия или бездействия кандидата в депутаты сельского, поселкового совета, кандидатов на должность сельского, поселкового головы, их доверенных лиц подается в местный общий суд как административный суд по месту совершения действия или месту, где это действие должно быть совершено (кроме дел по обжалованию действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума). А в соответствии с нормами ч. 1 ст. 183 КАС Украины дела по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания рассматриваются по месту проведения этих мер.

Альтернативная территориальная подсудность административных дел допускает рассмотрение определенных административных дел местным административным судом по выбору истца. Ч. 2 ст. 19 КАС Украины содержит правило: административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном ЗУ порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Если такое лицо не имеет места жительства (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика. (Ч. 4 ст. 19 КАС Украины). В случае неопределенности КАСУ территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.

Исключительная территориальная подсудность (здесь есть и элементы предметной и территориальной подсудности) допускает рассмотрение определенных категорий административных дел только судом, прямо определен в законе — окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на г. Киев (Окружной административный суд г. Киева).

К таким делам в соответствии с ч. 3 ст. 19 КАС Украины отнесены: административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины (например, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, съезд судей Украины, Совет судей Украины, Высший совет юстиции, Высшая квалификационная комиссия судей и т.п.).

Рассмотрение указанных дел в Окружном административном суде г. Киева обусловлен необходимостью избежания ситуации, когда правомерность таких актов, касающихся прав многих лиц, могла бы проверяться параллельно различными административными судами, что могло бы приводить к разным результатам проверки; административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок; административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное лицо. В этом случае законодательно прямо установлен административный суд, в который должны обращаться с исками лица к указанным ответчикам находящихся вне территории Украины и в этом случае невозможно было бы использование других правил территориальной подсудности административных дел; административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии. В соответствии с ЗУ «О политических партиях в Украине» регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции Украины. Аннулировании регистрационного свидетельства политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины (ст. 24 ЗУ «О политических партиях в Украине»). Запрет политической партии осуществляется по иску Министерства юстиции Украины или Генерального прокурора Украины (ст. 21 ЗУ «О политических партиях в Украине»). Органы большинства политических партий также находятся в Киеве. При таких условиях законодатель определил целесообразным определить территориальную подсудность таких административных дел Окружном административном суда г. Киева.

Также Окружном административном суда г. Киева подсудны: административные дела по обжалованию действий или бездействия кандидата на пост Президента Украины, инициативных групп всеукраинского референдума, других субъектов инициирования всеукраинского референдума, нарушающих законодательство о выборах или референдуме (ч. 3 ст. 175 КАС Украина); Разновидностью территориальной подсудности административных дел выступает подсудность по связи дел. КАС определено, что истец может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой. Если дело о связанных требований территориально подсудно различным местным административным судам, то ее рассматривает один из этих судов по выбору истца.

Если дело в отношении одного из требований подсудно окружному административному суду, а по другой требования (требований) — местный общий суд как административному суду, такое дело рассматривает окружной административный суд. Если дело в отношении одного из требований подсудно Киевскому апелляционному административному суду, а по другой требования (требований) — другому административному суду, такое дело рассматривает Киевский апелляционный административный суд.

Требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении вреда решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. Эти правила позволяют рассмотрены все требования в одном производстве. Таким образом, создаются лучшие условия для исследования всех материалов дела, достигается экономия времени и процессуальных средств.

Последствия наруш. правил территор. подсудности: правила территориальной подсудности менее жесткими, чем правила предметной подсудности. Ведь считается, что уровень суда надлежащий, но вследствие нарушения правил территориальной подсудности могут создаваться дополнительные неудобства, которые, однако, обычно на содержание решения объективно не влияют.

Если нарушение правил территориальной подсудности выявлено еще до начала судебного разбирательства, то административное дело надлежит передать в надлежащий суд (п.3 ч. 1 ст. 22 Кодекса). Однако если нарушение правил территориальной подсудности выявлено во время судебного разбирательства, суд должен завершить рассмотрение и принять судебное решение по существу спора. В суде высшей инстанции само по себе несоблюдение правил территориальной подсудности не может иметь следствием отмену судебного решения (см. пункт 6 постановления Пленума Высшего административного суда Украины «О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел» от 6 марта 2008 года N 2).

Инстанционная подсудность административных дел.

Инстанционном подсудность — совокупность правил, определяющих разграничение компетенции административных судов при рассмотрении административных дел по первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Под инстанцией понимается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с рассмотрением административных дел и характеризуется особым процессуальным порядком открытия производства, рассмотрения дела, предметом рассмотрения, составом судей и итоговым процессуальным актом. КАС Украины предусмотрено в административном судопроизводстве три инстанции: первую, апелляционную и кассационную.

При выработке правил инстанционном подсудности по большинству дел соблюдается принцип, по которому одном звене судебной системы должно соответствовать одна инстанция. Но особенности некоторых административных дел нуждаются их решения по первой инстанции или апелляционного пересмотра Высшим административным судом Украины.

По правилам инстанционном подсудности в соответствии с ч. 1 ст. 20 КАС Украины местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины по делам (ч. 4 ст. 18 КАС Украины), решают административные дела как суды первой инстанции.

Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), которые находятся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 20 КАС Украины).

Высший административный суд Украины является судом трех инстанций. Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции (ч. 3 ст. 20 КАС Украины). Выше уже приведен перечень дел, которые Высший административный суд Украины рассматривает по первой инстанции. В случае, определенном ч. 6 ст. 177 КАС Украины (обжалование решения, действия или бездеятельность Центральной избирательной комиссии, члена этой комиссии кроме решения, действия или бездеятельности Центральной избирательной комиссии по установлению ею результатов выборов или всеукраинского референдума), Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения окружного административного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев (Окружной административный суд г. Киева).

Верховный Суд Украины пересматривает судебные решения административных судов по пересматривает судебные решения административных судов после их пересмотра в кассационном порядке. (Ч. 4 ст. 20 КАС Украины).

Процессуальным следствием обращения в административный суд с несоблюдением правил подсудности на стадии открытия производства по делу будет возвращении искового заявления истцу (п. 6 ч. 3 ст. 108 КАС Украины), о чем выносится определение. Возвращение искового заявления не лишает лицо права повторного обращения в административный суд в подсудности которого находится данное административное дело.

Кроме двух вышеприведенных случаев суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если: удовлетворено ходатайство ответчика, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания); после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела; ликвидирован административный суд, который рассматривал дело (пп. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 22 КАС Украины).

Вопрос о передаче административного дела рассматривается судом в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле и решаются постановлением. Неприбытия в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *